Виктор Яковлевич Бутанаев

Тема в разделе 'Известные люди Хакасии', создана пользователем Толы Хоорай, 25 дек 2008.

  1. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Эти миры не могут существовать друг без друга


    Знаете ли вы, что библей­ский Ной и всемирный потоп имеют свои аналоги и на той земле, где мы с вами живем?
    «Среди снежных пиков За­падных Саян выделяется величественный пятигла­вый Борус — священная для каждого хакаса вершина. По преданиям, в далекие времена жил вещий старец Борус, который предвидел надвигающийся всемирный потоп. Он соорудил корабль, куда посадил всех зверей и птиц... Когда вода стала убывать, Борус при­стал к показавшейся суше. Это и была та самая вер­шина Саянского хребта, которую в честь хакасско­го «Ноя» назвали Борусом. От Боруса родились сыно­вья, ставшие родоначаль­никами хакасских племен­ных групп...».
    Об этом и многом другом рассказывается в книгах Виктора Яковлевича Бутанаева, доктора историчес­ких наук, действительного члена Российской академии социальных наук, заведующего кафедрой археологии, этнографии и историческо­го краеведения в Хакас­ском государственном университете имени Николая Федоровича Катанова.



    [​IMG]
    Виктор Яковлевич Бутанаев

    Профессор Бутанаев первым в Организации тюркоязычных стран ТЮРКСОЙ удостоен Международной премии за вклад в изучение, исследование и про­паганду общих ценностей тюр­кской истории, языка и этног­рафии – в размере пятнадцати тысяч долларов.
    Как сказано в приветствии Ге­нерального директора ТЮРК­СОЙ: «Весьма примечательно, что первой в истории нашей организации Международной премии ТЮРКСОЙ удостоился представитель братского хакас­ского народа, который, несмот­ря на свою малочисленность, вопреки всем историческим и ассимиляционным процессам, сумел сохранить и передать новым поколениям свой родной язык, привязанность к соб­ственным истокам, истории и культуре».

    12 марта 2006 года ученый от­метил свое шестидесятилетние. А погружение в историческую память хакасского народа на­чал он в далекой от Хакасии Молдавии, где проходил служ­бу глава семьи Бутанаевых.

    Виктору было четырнадцать лет, когда он решил выяснить, кто же такие хакасы. Обратил­ся к Большой Советской энцик­лопедии и обнаружил, что ис­тория формирования неизвест­на, история средних веков – «белое пятно». Теперь можно с уверенностью сказать, что эта статья, прочитанная им в юнос­ти, в сущности, определила его жизненный путь. В Хакасском республиканском краеведчес­ком музее до сих пор хранится письмо, которое написал тог­дашний воспитанник Суворов­ского училища Виктор Бутанаев:

    «Уважаемые товарищи со­трудники музея! У меня к вам есть одна просьба, не сможете ли вы мне написать про камен­ные статуи. Что они из себя представляют, откуда были вы­везены, какие мифы были с ними связаны, и не сможете ли при­слать фотографии. Какие есть в вашем музее еще исторические ценности? Пожалуйста, напиши­те, если сможете, пришлите фо­тографии... город Тирасполь. Бутанаев Виктор».

    Согласитесь, такое письмо могла ожидать разная судьба. К счастью для будущего уче­ного, в те годы, а это был 1960, в музее трудился замечатель­ный подвижник – археолог Альберт Николаевич Липский. Это искреннее письмо заинтересо­вало его, и он ответил юноше:

    «Каменные изваяния, что со­браны в Хакасском музее, представляют изображения женщины-праматери (в скобках он выразился понятнее, учиты­вая возраст своего адресата – то есть самой первой прабабуш­ки) – хранительницы душ чело­веческого потомства, так верили люди четыре тысячи лет тому назад...» И посоветовал, где прочитать об этом подробнее, а также увидеть подлинные изображения статуй.

    Это ответное письмо вооду­шевило Виктора Бутанаева. Не­сколько лет подряд в период школьных каникул он пересе­кал почти всю страну, из Мол­давии в Хакасию, чтобы уча­ствовать в археологических эк­спедициях. В них получал пер­вые навыки историка, а в об­щении с бабушкой, которой по­ставил условие – говорить с ним только на родном языке – уро­ки безукоризненного хакасско­го. Тогда же он впервые услы­шал древние хакасские леген­ды, узнал об их связи с назва­ниями гор, рек, урочищ.



    [​IMG]
    Виктор Бутанаев (справа) среди «информаторов



    Когда после окончания шко­лы встал вопрос о выборе про­фессии, сомнений не было: он поступил на исторический фа­культет Ташкентского государ­ственного университета. А пос­ле его окончания приехал в Ха­касию.


    – Наверное, я буду прав, Виктор Яковлевич, если скажу, что среди своих трудов ты выделяешь «Хакасско-русский историко-этнографический словарь», фактически, энциклопедию традиции и обычаев хакасского народа.

    – Ты зришь в корень: хотя мы назвали наше издание словарем, практически это – энциклопедия, потому что в нем собраны сведения и о материальной, и о духовной культуре народа, через его язык, терминологию. Допустим, ушла юрта из хакасского быта, и вместе с этим ушли десятки слов из языка.

    Словарь, в котором более четырех тысяч терминов, не дает кануть в забвение многим значениям слов, которые ныне не используются в обиходной речи, но дают ключ к истории бытования народа. Это, в принципе, своеобразная «Хоорояна» нашего народа, ты же знаешь мою концепцию…


    Я-то знаю, но нелишне рассказать вкратце.

    – После разгрома Кыргызского государства в XIII веке, а затем развала Монгольской империи формируются современ­ные тюрко-монгольские народы – казахи, узбеки, в том числе и наш хакасский этнос. На базе древнего киргизского ядра складывается этнополитическая общность, которая по-ха­касски называлась «Хоорай», а в русских документах – «Кыр­гызская земля» или «Хонгора». Она включала в себя как соб­ственно метрополию – степную местность с четырьмя улусами – княжествами, так и подтаежные и таежные места – киштымские урочища. Следовательно, кыр–гызы и киштымское, зависимое население, составляли эту общ­ность – Хоорай.


    – И когда образовалась эта общность?

    – Приблизительно XI-XVII века. Кыргызы на Енисее в XVII веке находились в вассальной зависимости от халха-монголов и джунгар. В общем, этнос срав­нительно молодой. В 1703 году произошел массовый угон населения в Джунгарию, что ко­ренным образом изменило поли­тическую, этническую и демог­рафическую ситуацию на Саяно-Алтае. Произошла киштымизация, хотя, конечно, остались представители княжеских ро­дов – Арыштаевы, Баиновы, Майнагашевы... Многие, кстати, обрусели, например, Курагины, Марьясовы.


    – Это уже после присоеди­нения к России?

    – Трагические события 1703 года предопределили судьбу этнополитического объедине­ния Хонгорай. Его население оказалось разбросанным от Волги до Маньчжурии. После присоединения к России в ав­густе 1727 года слово «Хоорай», хотя и сохраняется в фолькло­ре, в обыденной речи не стало употребляться. В ход пошел тер­мин, навязанный со стороны – «татары», и сейчас даже сами хакасы называют себя «тадар».

    Существуют, конечно, и дру­гие точки зрения. Конечно, при­ятно услышать – «древние ха­касы». Но это все равно, что со­временные греки будут прово­дить прямую преемственность от Древней Греции. А это раз­ные вещи. Ведь все дело в том, что из себя представляет со­временный этнос. Все течет, все меняется. Население Киев­ской Руси и Российской Федерации – разные этнические образования. Да, мы имеем кор­ни, уходящие в домонгольские времена, но это были времена Кыргызского государства. Ны­нешний хакасский народ сло­жился уже после присоедине­ния Южной Сибири к России.


    – А до этого?

    – Политическая организация «Кыргызской земли» или Хонгорая, объединяла четыре отдель­ных княжества. Алтысарский улус располагался на севере Хакасии в долине Июсов и Бо­жьих озер. Исарский улус на­ходился в географическом цен­тре Минусинской котловины вдоль Енисея от устья реки Абакан до реки Огур. Алтырский улус находился в долине лево­бережья реки Абакан, от Уйбата до Таштыпа. Тубинский улус охватывал все правобережье Енисея, от Саян до устья реки Сыда, и, вероятно, правобереж­ные степи Абакана.

    Во главе улусов стояли беги. Для решения государственных дел собирался большой съезд представителей всех четырех улусов Хонгорая. Например, на съезде 1627 года присутствова­ли 700 делегатов. Имелось по­стоянное войско из профессио­нальных «воинских людей» численностью от 600 до 2000 бойцов. Хонгорай имел торго­вые связи с Монголией, Китаем, Бурятией, Средней Азией.


    – Ты говоришь о присоеди­нении к России в 1727 году?

    – В 1707 году по правитель­ственному указу Петра I тыся­ча казаков из Томска, Енисейс­ка, Красноярска и Кузнецка вторглись в Кыргызскую землю и поставили в ее центре – ниже устья реки Абакан по правому берегу Енисея – Абаканский острог. Это был односторонний процесс присоединения со сто­роны России. Однозначно.

    Процесс этот длился не один год, а десятилетия. Были пери­оды, когда киргизские князья довольно лояльно относились к этому, но никогда не ставился вопрос, чтобы «кыргызская земля», как называлась тогда Ха­касия, вошла в состав России. Речь шла лишь о том, что кир­гизские князья могут пойти на службу, чтобы сохранять поря­док в южносибирском регионе. Но российские власти никогда на это не шли.

    Ситуация стала меняться пос­ле 1703 года, трагического года, когда в Джунгарское хан­ство были угнаны около четы­рех тысяч кибиток. Если мы возьмем за отсчет, что в каж­дой кибитке жили не менее пяти человек, то было угнано около двадцати тысяч человек. Прак­тически почти все население Хакасско-Минусинского края. С уверенностью можно сказать, что, если бы не было этого уго­на, то события, связанные с присоединением, развивались бы по совсем иному сцена­рию...


    То есть для России ситу­ация стала более благопри­ятной?

    – Да. Раньше существовало довольно значительное этнополитическое образование Хонгорай. Я не могу назвать его го­сударством. Для государства характерен, прежде всего, суве­ренитет. Властители земли не были ханами, а бегами – князь­ями, зависящими то от Алтын-ха­нов, то от джунгаров. Русские знали об этом, разведка рабо­тала. И, конечно, если с Алтын-ханами нужно было считаться, то мнение кыргызских князей было, как говорится, «деся­тым». С точки зрения русских властей, тем более что во главе государства стоял энергичный правитель Петр Первый, ситуа­ция стала благоприятной.

    Но постройка острога, от ко­торой ныне решено отсчитывать момент присоединения Хакасии к России, не означала факти­ческого присоединения. Мы не имеем документа о доброволь­ном присоединении, подписан­ного местными князьями. Мон­голия и Китай были про­тив постройки острога. В 1708 году прибыла де­легация, которая потре­бовала снесения остро­га. На впадение «урочи­щем Хонгорая» претен­довал монгольский князь Гун Бубэй. Петр, желая, тем не менее, закрепить эти земли за собой, издает в 1716 году указ о постройке второго острога – Саян­ского, который был воз­веден к осени 1718 и пе­рекрыл главный путь со­общения с Монголией.

    С джунгарами, види­мо, российская диплома­тия договорилась. До 1727 года оставшиеся кыргызские киштымы были в положении троеданцов. Джунгары и монголы продолжали со­бирать албан (ясак) по пять соболей с челове­ка, русские сборщики брали от одного до шес­ти соболей.

    20 августа 1727 года в ре­зультате переговоров на реке Бура в 20 километрах от Кяхты между Россией и Китаем был заключен Буринский погранич­ный трактат. Все земли и наро­ды, находившиеся на северной стороне Саян, отошли к России, а по южной – к Китайской империи. Это было официальное закрепление границ Хакасии за Российской империей. Вдоль территории Хонгорая было поставлено пять пограничных знаков. Охрана государственной границы была поручена «ясачным иноземцам» – койбалам, сагайцам и бельтырам. Участок открытой границы в верховьях Абакана служил своего рода «воротами», через которые возвращались группы кыргызов, угнанных в Джунгарию.

    Согласно хакасским историческим преданиям, присоединение произошло при бельтырском чайзане Миянгасе, сыне Моолаха. Письменные документы подтверждают силу народной памяти. В 1727 году, во время заключения Кяхтинского мира, возглавлял бельтыров башлык Миягаш (прим.: русское написание имени Миянгас) Моголаков. В знак принятия русского подданства Миянгас отрезал косичку «киджеге», ко­торую хонгорайские мужчины носили в качестве прически. И получил в народе прозвище – «Плешивый». После присоеди­нения Хакасии к России ее тер­ритория была разделена меж­ду Кузнецким, Томским и Крас­ноярским уездами.

    Начиная с 1727 года, Хакасско-Минусинский край начал обживаться русским населени­ем. Первыми жителями стали казаки, поэтому до сих пор ха­касы русских называют «ха­зах». Многие русские деревни появились на месте кочевий хакасов. Так, например, дерев­ня Курагино (Хурага-тура) была названа в 1730 году по ее ос­нователю, кыргызскому князю Кураге. Постепенно название «Хонгорай» исчезает с полити­ческой арены Южной Сибири и Центральной Азии.
    Дальнейшее формирование хакасского этноса, генетически связанного с хоорайской общ­ностью, происходило в админи­стративных условиях Россий­ского государства, где за ними закрепилось официальное имя «татары». С девятнадцатого века и хакасы в качестве само­названия стали использовать термин «тадар», а историческое имя «хонгорай» ушло в область преданий.

    В 1758 году, когда в связи с разгромом Джунгарии, Цинская армия, почти полмиллиона че­ловек, чуть ли не Наполеоновская армия, вторглась на Алтай, на хонгорайском участке рус­ско-китайской границы царское правительство в спешном поряд­ке разместило казачьи гарнизо­ны. На месте бывших хакасских форпостов были образованы станицы – Таштып, Арбаты, Монок, Шадат (Каратуз), Кебеж.

    С 1758 года, когда пограничную службу стали нести казаки, произошло фактическое закрепление Хакасии за Российским государством. После подавления восстания Ханза-бега хакасов привели к присяге на верность Белому хану. Мужчины, согласно хакасскому обычаю, кусали хлеб с ножа с клятвой: «Если, кроме этой мысли, я задумаю другую мысль, если, кроме Белого хана, я подчинюсь другому хану, то, наколовшись на этот нож, пусть я умру!».

    Суммируя, можно сказать, что с 1604 по 1703 год шел процесс дружественно-враждебных отношений, потом до 1727 года шел захват территорий Россией и фактическое закрепление произошло в 1758 году.


    – Наверное, выход в свет твоих книг имеет и какую-то «сверхзадачу»…

    – все работы делаю для того, чтобы инициативная часть народа знала, что у него было славное прошлое, и значит, бу­дет будущее, что это – малень­кий алмаз в громадном тюрк­ском мире. Тюркский мир вмес­те со славянством – это хребет Российской Федерации. И эти миры не могут существовать друг без друга. Они должны быть крепки. Опираться, преж­де всего, на свое культурное на­следие, сохраняя своеобра­зие


    Есть у тебя любимое за­нятие в свободное время?

    – Трудно сказать. Я не рыбак, не охотник. Но со времен сту­денческих, даже школьных, мне очень нравится выезжать на природу. Наступает лето, и меня просто тянет куда–то выехать, пройти пешком от деревни к деревне, поговорить с людьми, со стариками, их уже мало ос­талось


    Какие человеческие ка­чества наиболее привлека­ют и, наоборот, несимпатич­ны?

    – Привлекает в людях добро­та, благожелательность. Не нра­вится зависть. Я думаю, она лежит в основе большинства неблаговидных поступков.


    А любимый писатель есть?

    – Если вспоминать тех, кото­рые меня потрясли, то, прежде всего – Александр Грин. Это мир, который в какой–то мере и я пытаюсь создать, на основе наших традиционных знаний. В нем есть теплота…


    Любимое блюдо?

    – Плов.


    Сказались, видимо, годы учебы в Узбекистане?

    – Да. В семье, с моей подачи, главенствует среднеазиатская кухня.


    Мы знакомы с тобой с 1982 года, а как твое настоящее имя –
    по-хакасски?

    – Если полностью – Бутанай Алабарс Астай.


    – А как переводится?

    – Бутанай (фамилия) – верблюжонок. Алабарс (отчество) – лев. Астай (имя) – счастливчик…


    Смеемся. И я вспоминаю недавний случай. Как-то летом мне довелось участвовать в научной экспедиции во главе с профессором Бутанаевым. Недалеко от деревни Подкамень Орджоникидзевского района «полетело» боковое стекло нашего «уазика». Около крайнего дома мы остановились, занялись ремонтом. На помощь вышли мужики-подкаменцы. Завязался разговор. Удивлению наших зарубежных спутников – Свена из Германии, Давида и Ласло из Венгрии не было предела, когда в профессоре Бутанаеве братья Германы (подкаменцы) признали того самого Виктора, который проходил по этим местам более десяти лет назад и которого они напоили моло­ком.

    Хотя удивительного в этом не было. Много лет Виктор Яков­левич «пешим порядком» соби­рал полевые этнографические материалы, погружаясь в исто­рическую память хакас­ского народа. Они и ста­ли основой для замеча­тельных книг историка о Хакасии…
    Вышедшая в прошлом году книга – В. Я. Бутанаев, Ч. В. Монгуш «Обычаи и обряды са­янских тюрков» – стала событием в историчес­кой науке. Она пред­ставлена на конкурсе Ассоциации книгоизда­телей России «Лучшие книги года».


    – Что же стало при­чиной ее появления?

    – Мы не можем счи­тать тувинский и хакас­ский народы чужими друг другу народами. Поэтому не случайно у меня в прошлом году вышла совместная с моей бывшей аспиран­ткой Чойганой Влади­мировной Монгуш кни­га – «Архаические обы­чаи и обряды саянских тюр­ков». Культуры тюрков Саяно-Алтая, при всей их самобытно­сти, очень близки. Можно даже сказать, что они представляют из себя одну историко-культурную область. И тувинцы, и хакасы еще до монгольского заво­евания входили в со­став одного, Кыргыз­ского государства. За­тем – в государство Юань. Предки хакасов и тувинцев были раз­делены только недав­но – триста лет назад. Согласно Буринскому пограничному трактату 1727 года Тува отошла к Китаю, а Хакасско-Минусинский край – к России. Но, конечно, много общих, домини­рующих культурных пластов осталось…


    Например, ты пи­сал, что хай — горло­вое пение – пришло из Тувы...

    – Да, да, да. В том числе – хай. Я, кстати, долгое время задавал себе вопрос: почему Катанов, прекрасный знаток культуры, нашего язы­ка, посвятил свою магистерскую диссертацию исследованию урянхайского языка. И лишь когда я прочитал в его дневни­ке, что он не считал тувинцев совсем чужим народом, то по­нял. Он приводит легенды, обы­чаи, которые позволяют считать тувинцев, абаканских, минусинских татар (хакасов) родственными народами.

    А самое общее у нас свидетельство этому – архаические пласты нашей культуры. Этому и была посвящена наша книга…

    Не случайно в качестве эпиграфа мы взяли слова тувинского поэта Юрия Кюнзегеша: «Хакасия и Тува – два крыла одной Саянской птицы…»


    – Бывают ли у тебя в жизни моменты, когда удается «остановиться-оглянуться?»

    – Честно говоря, я еще не останавливался. Но начинаю задумываться о том, что надо бы «оглянуться». Тогда можно будет посмотреть, что сделано, и что еще надо сделать в этой жизни…


    – Как бы ты продолжил такую фразу. «Я, Виктор Яковлевич Бутанаев, являюсь…». Кем? Кто вы?

    – В первую очередь, я – гражданин нашей республики, гражданин Российской Федерации. Все-таки мы живем в удивительной стране, это надо отметить. Я – представитель небольшого народа, и в Российской Федерации мой народ имеет свою республику. Рядом находится тоже громадная страна, где миллионные народы не име­ют своей государственности. Я считаю, мне повезло... То, что я когда–то задумывал, я сделал, но человек, оказывается, суще­ство ненасытное, он не останав­ливается, и поэтому возникают новые планы.


    – Не было у тебя желания «удалиться на покой»?

    – Когда мне исполнилось пятьдесят пять лет, я посмотрел, что сделал, что надо сделать, хорошо ли я прожил. Конечно, многие вещи мне в себе не по­нравились. Где–то не проявил должной настойчивости. А те­перь? Как у всех нормальных людей, есть дети. И думаешь уже не только о том, как ты бу­дешь дальше жить, но как пой­дут твои дети...


    – Ты когда–то отдыхаешь? Все время пишешь, работаешь…

    – Для меня понятие «отдых» несколько странное. Если хо­дить и ничего не делать – это для меня тяжело. С годами я стал чувствовать – мы же с тобой воины пера и бумаги (смеется), – что нужна какая–то физическая нагрузка. Вот если бы она была — это был бы для меня отдых. А так для меня отдых – смена тем. Я са­жусь за стол, начинаю что–то писать – это отдых, начинаю уставать – перехожу к дру­гой.
    Ну, и конечно, семья. Она тоже от нас требует своих жертв. Правда, я должен при­знаться, Ирина Исаевна понима­ет меня. Хотя иногда высказы­вает недовольство прямым тек­стом, но все–таки она понимает. Мы же с ней коллеги – она ра­ботает у меня на кафедре. Не­давно у нее вышла монография. Она переведена на кыргызский язык, переводится на английс­кий.


    – Виктор Яковлевич, вспоминая себя пишущего пись­мо Липскому, хотя ты тогда и не знал, что это будет Липский, ты добился того, что хотел?

    – Да. Я в те времена хотел выяснить и написать книгу о происхождении нашего народа. И я написал. Но сейчас я думаю, что это еще не предел...



    Алексей АННЕНКО
    г. Абакан
    Фото из личного архива Виктора Бутанаева и из книги «Иллюстрированная этнография хакасов» (г. Абакан, 2004 год)


    http://www.centerasia.ru/issue/2006/11/1531-jeti-miry-ne-mogut-sushhestvovat-drug.html
  2. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Виктор Бутанаев: Профессор по имени "Счастливчик"...



    [​IMG]



    Виктор Яковлевич Бутанаев, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии, этнографии и исторического краеведения Хакасского государственного университета имени Николая Федоровича Катанова, член Российской Академии социальных наук. Первым в истории существования Организации тюркоязычных стран ТЮРКСОЙ он был удостоен Международной премии за вклад в изучение, исследование и пропаганду общих ценностей тюркской истории, языка и этнографии в размере пятнадцати тысяч долларов... Как сказано в приветствии Генерального директора ТЮРКСОЙ: "Весьма примечательно, что первой в истории нашей организации Международной Премии ТЮРКСОЙ удостоился представитель братского хакасского народа, который несмотря на свою малочисленность, вопреки всем историческим и ассимиляционным процессам, сумел сохранить и передать новым поколениям свой родной язык, привязанность к собственным истокам, истории и культуре." Родился 12 марта 1946 года.​

    Редко случается такое - в юности поставив перед собой жизненную цель человек в зрелом возрасте может сказать себе: "Я достиг её". Я хочу рассказать вам о таком человеке. Он по праву может считать себя счастливым в достижении задуманного. Впрочем у него и имя такое...

    - Виктор Яковлевич Бутанаев. А по-хакасски?

    - Виктор - Астай, счастливчик. Кстати, когда мне вручали медаль в Киргизии, то в удостоверениии было написано: "Виктор", а в скобках "Астайбек", это такая уважительная форма

    - То есть счастливый бек.

    - Да (смеется)

    - А Яковлевич?

    - По-хакасски - Алабарс - лев.

    - А Бутанаев?

    - Происходит от древнего термина "бута", что значит верблюжонок.

    - Значит по- хакасски имя и отчество...

    - Счастливчик Львович, наверное (смеется)...


    Погружение в историческую память хакасского народа будущего маститого хакасского ученого началось в далекой от Хакасии Молдавии, где проходил службу глава семьи Бутанаевых. Ему было четырнадцать лет, когда он решил выяснить, кто же такие хакасы. Обратился к Большой Советской энциклопедии и обнаружил, что история формирования неизвестна, история средних веков - "белое пятно". Теперь можно с уверенностью сказать, что эта статья, прочитанная им в юности в сущности определила его жизненный путь. В Хакасском республиканском краеведческом музее до сих пор хранится письмо, которое написал тогдащний воспитанник Суворовского училища Виктор Бутанаев:

    "Уважаемые товарищи сотрудники музея. У меня к вам есть одна просьба, не сможете ли вы мне написать про каменные статуи. Что они из себя представляют, откуда были вывезены, какие мифы были с ними связаны и не сможете ли прислать фотографии. Какие есть в вашем музее еще исторические ценности, пожалуйста напишите, если сможете пришлите фотографии... город Тирасполь. Бутанаев Виктор."



    [​IMG]



    Согласитесь, такое письмо могла ожидать разная судьба. К счастью для будущего ученого в те годы, а это был тысяча девятьсот шестидесятый, в музее трудился замечательный подвижник своего дела, археолог Альберт Николаевич Липский. Это искреннее письмо заинтересовало его и он ответил юноше:

    "Каменные изваяния, что собраны в Хакасском музее представляют изображения женщины-праматери, (в скобках он выразился понятнее, учитывая возраст своего адресата - то есть самой первой прабабушки) - хранительницы душ человеческого потомства, так верили люди четыре тысячи лет тому назад..." И посоветовал где прочитать об этом подробнее, а также увидеть подлинные изображения статуй...

    Это ответное письмо воодушевило Виктора Бутанаева. Несколько лет подряд в период школьных каникул он пересекал почти всю страну, из Молдавии в Хакасию, чтобы участвовать в археологических экспедициях. В них получал первые навыки историка, в общении с бабушкой, которой поставил условие - говорить с ним только на родном языке - уроки безукоризненного хакасского... Тогда же он впервые услышал древние хакасские легенды, их связь с названиями гор, рек, урочищ, которые он впоследствие использовал в своем замечательном "Хакасско-русском историко-этнографическом словаре"... Когда после окончания школы встал вопрос о выборе профессии сомнений не было - он поступил на исторический факультет Ташкетского государственного университета. И после окончания приехал в Хакасию...

    - Виктор Яковлевич, оглядываясь - за последние двадцать лет какие-то вехи ты выделяешь?

    - Во-первых, девяносто первый год, когда ушел из ХакНИИЯЛИ работать в Сибирское отделение Академии наук, к Соктоеву.Это для меня был шаг важный и в то же время трудный, потому что я отрывался от Хакасии, был вынужден поехать в Новосибирск. Затем девяносто четвертый год, когда я вернулся в Хакасию и возглавил кафедру археологии и этнографии нашего университета. Вот за последние двадцать лет можно определить эти этапы.

    - А книги свои ты не считаешь этапными?

    - Книги у меня выходили независимо от этих этапов. Потому что это у меня цель моей жизни. Этому предшествовал своеобразный народнический период...

    - Ходил в народ?

    - Да, ходил в народ. Я очень переживал, что в деревне у нас народ пьет, не знает своей истории... Я этому лет десять посвятил. Встречался со стариками, собирал информацию, а вечерами выступал в клубах, рассказывал о нашей истории, о нашей древней письменности и культуре и думал, что народ меня поймет, перестанет этим делом заниматься. Молодой, категоричный был. И с ужасом вдруг обнаружил, что прошли годы, а народ, как жил, так и живет. Как в басне Крылова: "А Васька слушает, да ест..." И тогда я пришел к мнению, что лучше всего я буду писать книги. Кто захочет, прочитает....

    Бутанаеву понадобилось не только научное, но и гражданское мужество, чтобы обнародовать свою точку зрения на происхождение и формирование хакасского народа. Более того, он утверждает, что "сто лет назад на территории Хакасии не было ни одного человека, который называл бы себя хакасом". А когда его спрашивают считает ли он себя хакасом, отвечает:" Пока мой народ официально носит это имя и я от него не отказываюсь". И все же он считает, что со временем вернется историческое имя народа - Хоорай. В результате многолетних исследований он пришел к выводу, что именно это имя - подлинное.

    - Хакасский этнос сложился после присоединения Хакасии к России... Это где-то восемнадцатый, начало девятнадцатого века. Начало этого процесса началось очень давно - еще во времена Кыргызского государства. А основа относится к периоду этнополитического образования Хонгорой. Это - послемонгольское время. Приблизительно шестнадцатый-семнадцатый века. Процессы идут, нельзя сказать что сейчас в хакасском, да и в русском этносах сложилось что-то стабильное, застывшее. Этносы - это же изменяющиеся системы. Вот мы с тобой. Можем сказать, что мы вечные, сложившиеся? Но мы же не вечные. На смену придут наши дети, потом их потомки и каждое поколение думает несколько по другому. Таким образом и этнос меняется...

    - Ты как-то сказал, что нынешние греки это и те греки, но и не те...

    - Да. Взять Киевскую Русь. Она была известна давно. А сейчас Киев является центром Украины. Попробуй украинца назвать русским, да он тебе глаза выцарапает (хохочет), да "москалем" назовет...

    - То есть - неразрешимость...

    - Вот язык. Ты, как журналист прекрасно знаешь что это такое. Но досконально ли мы знаем - ты русский, я - хакасский ? Нет же. Всегда находится несколько слов, которые мы еще не знаем... Так и формирование этноса. Все течет, все изменяется. Банальная истина.
    Понятно, что точка зрения Бутанаева встретила, мягко говоря, неприятие многих историков и большинства национальной интелеллигенции. По утвердившемуся в результате работ одного из самых авторитетных ученых, профессора МГУ Леонида Романовича Кызласова, мнению существовали и древнехакасское государство, и средневековые хакасы, и хакасы девятнадцатого века. И вдруг Бутанаев утверждает - не было этого! За что немедленно получает прозвище "этнограф-разрушитель", создавший свою теорию в результате "буйной фантазии". Сам же он считает себя не разрушителем, а созидателем. И полагает, что во многом его становлению помогли перемены в общественной жизни.

    Директор Института истории и права ХГУ Владимир Кичеев говорит о Бутанаеве:

    - Виктор Яковлевич - одна из наиболее ярких и колоритных фигур не только нашего университета, а, пожалуй, и всей Хакасии. Человек, внесший самый важный вклад в изучение истории Хакасии, нашего этноса. При этом, как мне представляется, наиглавнейшая его заслуга является то, что он пробудил интерес к истории, что он вышел с весьма оригинальными теориями по развитию хакасского этноса - о государственном строительстве на территории Хакасско- Минусинской котловины. Научные изыскания Виктора Яковлевича, безусловно, очень глубокие, основанные на богатейшем фактическом материале, вновь возбудили интерес исследователей, И не только сторонников Виктора Яковлевича, но и оппонентов. Тем самым его труды стали той отправной точкой, с которой историческая наука Хакасии должна выйти на новые рубежи...

    Конечно, не полемика составляет основное содержание деятельности Викторя Яковлевича Бутанаева. Лично для меня драгоценной находкой явились книги ученого "Традиционная культура и быт хакасов", "Этническая культура хакасов". Они были написаны им в результате многолетней работы над источниками, встреч со стариками - хранителями традиций, мастерами хакасских ремесел.

    - Виктор Яковлевич, в свое время меня удивило, когда на вопрос о своем любимом писателе ты назвал Александра Грина. Это - до сих пор?

    - Да, потому что с ним можно фантазировать. В его произведениях попадаешь совершенно в другой мир, в мир, который должен быть у людей...

    - Достоинство, которое ты наиболее ценишь в людях?

    - Ответственность

    - В мужчине?

    - Надежность.

    - В женщине?

    - Ум.

    - Ум?

    - Ум. Я имею в виду жену в первую очередь. Если женщина умная она всегда будет красивая.

    - А какая черта преобладает у тебя?

    - Чувство ответственности у меня есть. И чувство любви к нашей Хакасии...

    - Как бы ты продолжил такую фразу. "Я, Виктор Яковлевич Бутанаев являюсь..." Кем? Кто вы?

    - В первую очередь, я являюсь гражданином нашей республики, гражданином Российской Федерации. Все-таки мы живем в удивительной стране, это надо отметить. Я представитель небольшого народа и в Российской Федерации наш, мой народ имеет свою республику. Рядом находится тоже громадная страна, где миллионные народы не имеют своей государственности. Я считаю мне повезло.... То, что я когда-то задумывал я сделал, но человек, оказывается, существо ненасытное, то есть он не останавливается и поэтому возникают новые планы. Я, например, хочу сделать цикл работ по религии. У нас сейчас появилось много неошаманистов и, к сожалению, они как раз о нашей традиционной религии не знают. Они, например, религии Индии, Китая проэцируют на нашу действительность. Надо, наконец показать истинное положение дел. Написал книгу о бурханизме. Сейчас веду очень интересные курсы в нашем университете. Например, "История социальных организаций кочевников". Я думаю со временем напишу об этом. Очень интересная тема об обычном праве. "Рассчитавшись" с религией напишу книгу об обычном праве...

    - Не было ли у тебя желания "удалиться на покой"?

    - Да. Вот, например, когда мне исполнилось пятьдесят пять лет я посмотрел, что сделал, что надо сделать и хорошо ли я прожил. Конечно, многие вещи мне в себе не понравились. Где-то не проявил должной настойчивости. А теперь? Как у всех нормальных людей есть дети. И думаешь уже не только о том, как ты будешь дальше жить, но как пойдут твои дети...

    - Ты когда-то отдыхаешь? Все время пишешь, работаешь...

    - Для меня понятие отдых несколько странное. Потому что если ходить и ничего не делать это для меня тяжело. С годами я стал чувствовать - мы же с тобой воины пера и бумаги (смеется) - что нужна какая-то физическая нагрузка. Вот если бы она была - это был бы для меня отдых. А так для меня отдых - смена тем. Я сажусь за стол, начинаю что-то писать - это отдых, начинаю уставать - перехожу к другой. Ну, и конечно - семья. Она тоже от нас требует своих жертв. Правда, я должен признаться, Ирина Исаевна понимает меня. Хотя иногда высказывает недовольство прямым текстом, но все-таки она понимает. Мы же с ней коллеги - она работает у меня на кафедре. Недавно у нее вышла монография. Эта книга, кстати, получила грант Сороса. Сейчас она переведена на кыргызский язык, переводится на английский.

    - А как ты выходишь из трудных положений, как расслабляешься?

    - По-разному. Вечером, например, это в первую очередь домашнее общение. Семья - это великая вещь. Когда уж очень тяжело - покупаешь бутылку водки. У мужчин это можно. У женщин - нет... Они снимают (смеется) напряжение на муже...

    - Виктор Яковлевич, вспоминая себя пишушего письмо Липскому, хотя ты тогда и не знал, что это будет Липский, ты добился того, что хотел?

    - Да. Я в те времена хотел выяснить и написать книгу о происхождении нашего народа. И я написал. Но сейчас я думаю, что это еще не предел...

    В 2002 годув Турции в рамках празднования десятилетия Международной организации ТЮРКСОЙ профессору Бутанаеву была вручена международная премия. В приветствии, в частности, говорилось: "Сердечно поздравляем Вас с этой высокой наградой, которой отмечен многолетний труд ученого-энциклопедиста: историка, археолога, этнографа и лингвиста... Желаем Вам дальнейших творческих успехов, новых исследований, крепкого здоровья и благополучия!"

    - Виктор Яковлевич, по имени ты счастливчик, а по ощущению?

    - Имя обязывает (смеемся)...


  3. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Ответы В. Я. Бутанаева на сайте www.eurasica.ru

    [​IMG]
    Анвар:
    Я считаю, что Тимур (Тамерлан, Аксак Темир) сыграл в истории Золотой Орды неблаговидную роль (побил Мамая, Тохтамыша…).
    Тем самым он положил начало трагическим страницам истории Золотой Орды (и ее последующим государственным образованиям тоже) и сыграл на руку восточным славянам. Вопрос: какова Ваша оценка этих событий?

    В.Я.:
    — Золотая Орда. Несомненно, Тамерлан нанес сокрушительный удар Золотой Орде. Однако само золотоордынское государство в это время находилось в периоде политического кризиса и находилось на пороге своего развала.
    Мансур:
    Можете ли Вы поделиться с нами данными: какова численность хакасов в мире, какой процент проживает в Хакасии, и какая доля хакасов за пределами Вашей страны и в каких местах? И второй вопрос – насколько глубоко Вы знаете свою родословную (сколько поколений), насколько распространено знание своей родословной среди хакасов, захоронение какого самого дальнего своего предка Вам известно?
    В.Я.:
    — Хакасы. Всего хакасов на сей день будет около 100 тысяч. В настоящее время численность населения Хакасии составляет 540,8 тыс. человек, в том числе городское - 384 тыс. (71%), сельское – 156,8 тыс. человек (29%). В составе региона 8 административных районов, 5 городов, 12 поселков городского типа, 254 сельских населенных пункта.

    Численность хакасов в Хакасии по результатам переписи 2002 г. составила 65,5 тыс. человек, или 12% от общей численности населения Республики. По сравнению с переписью 1989 г. она выросла на 104,1%. Большинство хакасов проживает в сельской местности: 61,7% от их общей численности и 25,3% всего населения Хакасии. Из них в городе проживают 38,3% , что в процентном соотношении ко всему населению республики составляет 6,5%.
    За годы Советской власти численность хакасов возросла с 45870 человек (1926 г.) до 81428 человек (1989 г. по СССР). Однако при общем увеличении хакасского населения происходит процесс уменьшения их удельного веса на своей этнической территории за счет большого притока трудовых ресурсов со стороны в связи с промышленным освоением республики. Так, если в 1910 г. в хакасских ведомствах коренные жители составляли 98%, то в 1989 г. в Хакасии они стали занимать только 12%. Вместе с тем процессы эмиграции возросли. Согласно данным Всесоюзной переписи 1989 г., из 81 тыс. хакасов более 18 тыс., т.е. 22% находились за пределами своей республики. Этот тревожный фактор свидетельствует о нелегком положении хакасов (в основном специалистов) у себя на Родине.
    Небольшие группы хакасов проживают за пределами республики, на территории сопредельных с нею Ужурского и Шарыповского районов Красноярского края и в соседней Туве. В Красноярском крае, по итогам всероссийской переписи населения 2002 г., численность хакасов составляет 4489 человек, в Туве – 1219. Всего на территории Российской Федерации на сегодняшний день проживают 75622 представителя хакасского этноса, что свидетельствует об уменьшении общей численности хакасов в период между переписями 1989 и 2002 гг. на 2878 человек (по переписи 1989 г. – 78500).
    Что касается второго вопроса. Я знаю свою родословную до седьмого колена, до основателя фамилии Бутаная, жившего во второй половине XVIII в. Практически каждый хакас знает свой род и свое родословное древо. Этому способствуют издаваемые мною книги "Происхождение хакасских родов и фамилий" и проведение ежегодных мероприятий, связанных со знанием своего происхождения. В нашем роде Хобый самым почитаемым местом является Ус-Имчек, где находится захоронение предка нашего рода Хобый-Адаса и где совершались периодические жертвоприношения в его честь.
    Oquzer:
    Читал что, Вы имеете свое мнение насчет этнонима "татар". Я же сторонник той версии, что она связано с одной из форм "додурга" из "Огуз-наме" Рашид ад-Дина. Каково Ваше мнение?
    В.Я.:
    — В настоящее время самоназванием хакасов является этноним "тадар", т.е. татары. Наш этнос получил свое имя недавно, после вхождения в состав России, где русские их стали называть татарами (абаканскими, енисейскими). Ни в героических сказаниях, ни в шаманских молитвах этноним "тадар" не встречается, в отличие от исторического имени "хоорай", сохранившегося для обозначения хакасов и Хакасии в исторических преданиях. Сам этноним "татар" очень древний и известен в письменных источниках с древнетюркского времени. Его этимологией не занимался.
    Эркин:
    — Как Вы относитесь к теории, что киргизы, казахи, алтайцы, хакасы, тувинцы и многие другие тюркоязычные народы кипчакской группы были одним народом в прошлом, и не пробовали Вы близость народов установить через лингвистические особенности языка? В киргизском языке присутствуют монгольские слова, это говорит о том, что мы когда-то соседствовали, а так как могут они присутствовать когда нет даже общих границ?
    В.Я.:
    — Сейчас начал новую для себя тему "Историческая этнолингвистика тюрков Саяно-Алтая". Поэтому надеюсь суметь определить общности и особенности тюркских языков, их происхождение и развитие. Хакасский язык занимает особое положение, обладая характерным признаком "з", отсутствующий ныне в других тюркских языках, что свидетельствует о его отдельном развитии. По поводу монголизмов киргизского языка не стоит драматизировать, ибо монгольская эпоха (XIII-XVII вв.) несомненно оставила свои следы не только в наших языках, но и в русском (ямщик, бурлак, мерин и т.д.).
    Shad:
    — Скажите, пожалуйста, на сколько реален переход письменности всех тюркских народов с кириллицы и латиницы на тюркскую рунику? Я считаю, что данный переход для тюрков был бы одним из толчков для возрождения, поднятия и развития богатой, и не побоюсь этого слова Великой, тюркской культуры, имеющей богатое историческое прошлое.
    В.Я.:
    — Переход письменности тюркских языков на рунику теоретически возможен, но в силу экономических, политических и практических условий не реален. Совершенно согласен с позицией о Великом историческом наследии культуры тюркских народов.
    Урянхаец:
    — Что такое бурханизм? Есть ли у вас свои монографии по фольклору и обычному праву хакасов? Кто такие Хоорайцы? Они буряты-хори? Как вы специализируетесь во всех вопросах этнографии хакасов? Когда успеваете?
    В.Я.:
    — Бурханизм ("ах чайан" - букв. Белая вера) национальная форма монотеистической религии алтайцев и хакасов, возникшая в начале ХХ в. По этому вопросу можно прочитать в моей книге: "Бурханизм тюрков Саяно-Алтая" (Абакан, 2003). Кроме того, у меня вышли следующие монографии: "Хакасский исторический фольклор" (Абакан, 2001), "Степные законы Хонгорая" (Абакан, 2004), "Традиционный шаманизм Хонгорая" (Абакан, 2006), "Мир хонгорского (хакасского) фольклора" (Абакан, 2008), касающиеся религии, фольклора и обычного права хакасов. В течении 30 лет, работая в Хакасском научно-исследовательском ИЯЛИ я занимался сбором полевого материала среди тюрков Саяно-Алтая и поэтому накопил громадные данные по этнографии. Сейчас вроде бы успешно этот материал представляю в своих книгах.
    Что касается Хонгорая или Хоорая. Согласно мнению тюркологов данное название связывается с обозначением горно-степной долины Среднего Енисея и возникло в качестве имени страны енисейских кыргызов в ХIV в., после развала империи Юань. Слово "хонгорай" (хоорай) стало также самоназванием народа, известного по русским документам как "енисейские кыргызы". Хакасы являются потомками енисейских кыргызов и до сих пор сохранили свое старинное историческое название "хоорай".
    Jalantos:
    — Расскажите, пожайлуста, какую роль играет шаманизм в самосознании хакассов в данное время. Какой религии придерживается большая часть людей? Есть ли мусульмане среди хакассов?
    В.Я.:
    — Шаманизм до сих пор не сдал своих окончательных позиций. Сейчас имеются около десятка людей, относящих себя к неошаманам.
    Особая роль в консолидации этноса, возрождении духовной культуры и восстановлении ценностей традиционного мировоззрения хакасов отводится шаманизму и бурханизму. В 1994 г. было зарегистрировано Общество традиционной хакасской религии. Во многих местах Хакасии, в том числе и в Абакане, возрождаются локальные культовые места, появляются практикующие шаманы. Новоявленные шаманы, "способности которых пробудились в достаточной степени случайно", стали объединяться в общества традиционной религии. Так, например, Т.В. Кобежикова является председателем правления организации традиционной религии "Хан Тигир", В. И. Киштеев - председатель "Центра хакасского шаманизма", А.И. Котожеков или, как он себя именует, "Абый Аджа" - председатель местной Религиозной Организации Тенгриан. Проводятся ритуалы по защите родной земли (Ада Чир-Суу), обряды восстановления священной связи с родовыми предками, Небесные жертвоприношения.

    Неошаманы не делают отличий культов бурханизма от шаманской веры. Мало того, в основах их вероучения прописано: "В шаманской религии главное – это уверовать в Бога – Творца (Хан Тигир Хайрахан) создателя всего, что есть на небе и на земле, почитать его мыслями, душой и сердцем". Они постулируют: "Шаманство – своеобразная религия, ставящая Небо как высшую реальность, как высшую сущность. Шаманство не простой культ предков и духов местности, философия Неба в основе всего". Даже название своей религиозной организации "Хан Тигир" (букв. царское небо) или "Тенгри" (небо) они связывают с древнетюркским тенгрианством.

    Главный их идеолог А. Котожеков пишет: "Тенгрианство как религия имеет разработанную целостную систему мировоззрения и культовую практику, которая является ядром этнической культуры южносибирских тюрков в течение тысячелетий". Громкие заявления А. Котожекова зиждутся на пустом месте, ибо никогда не было разработанной религиозной системы тенгрианства. Во времена Тюркских каганатов небесные моления возглавлялись каганами, а у хакасов на небесных жертвоприношениях, связанных действительно с древним тенгрианством, руководили служители бурханизма. Шаманы к местам проведения небесных молений даже близко не допускались. Получается, что в основе вероучения неошаманов лежат голые умствования, построенные на личных домыслах.
    Пользуясь невежеством людей, плохо знающих традиционную культуру, они выдают себя за истинных служителей духов, устрашая их местью злых сил. Ими придумываются несуразные, небывалые ранее обряды и действия, которые выдаются как народные. Моя особая позиция к шаманам онована на мнении о том, что традиционный шаманизм полностью ушел из жизни Хакасии. Сегодняшних его приверженцев я считаю "новоявленными шаманами" или "неошаманами" и достаточно критично отношусь к их деятельности. В основе вероучений созданных в Хакасии обществ традиционной религии лежит множество культов поклонения различным духам, которых в традиционном шаманизме не существовало. Отмечаются и "новаторские" моменты в обрядовой деятельности современных шаманов, не существовавшие в ритуалах хакасского традиционного шаманизма.
    По моему мнению, национальной религией хакасов следует считать бурханизм (по-хакасски "Ах-Чаян", т.е. Белая вера) с идеей монотеистического божества – Ах-Худая (т.е. Белого творца). Вера в Ах-Худая, по его утверждению, сформировалась на базе древних шаманских культов под влиянием зороастризма, раннего буддизма и позднего христианства. К началу ХХ века сложилась общая система бурханистских культов с их служителями алгысчылами. После установления Советской власти в результате активной борьбы против религиозных культов основные устои сложившейся "Белой веры" были уничтожены. У меня есть надежда на возрождение бурханистских традиций, и в качестве основы возрождения духовной культуры хакасов будет выступать именно "Ах-Чаян", и это вызывает резкую ответную реакцию со стороны приверженцев шаманистских верований.
    В сложившейся ситуации все более широкое распространение среди хакасов получают мифы о конце христианского мира и возрождении "своей веры" и традиционного миропорядка. Одним из таких мифов является легенда о Тадар-хане, могучем кагане всех тюрков, отдыхающим (спящим) на священном хребте Хан-сын в Саянах. Когда Тадар-хан проснется, то будет властвовать вечно, а его народ станет благоденствовать. Вполне возможно, считают представители хакасской интеллигенции, что Саяны и есть та знаменитая буддийская Шамбала, где белые воины – полубоги заботятся о спасении человечества. На эту мысль наталкивает близкое звучание наименования горной вершины "Самбыл" (Шабина), находящейся в вершинах Хан-Тегира.
    Реальность религиозной ситуации в современной Хакасии оказывается еще более сложной. По опросам 1996 г. 50% хакасов назвали себя православными. Часть их них тяготеет к новохристианским сектам, особенно много хакасов среди иеговистов, баптистов и членов харизматической Церкви Прославления – пятидесятников (от 30 до 50% всех прихожан). Большая доля среди верующих хакасов приходится на "двоеверцев". В ходе социологического опроса 2001 г. 53% сельских учителей-хакасов отнесли себя к тем, кто одновременно придерживается и христианства, и шаманизма.
    Среди верующих хакасов значительное количество относится к христианской церкви православного толка. В лоне этой конфессии действуют 33 местные религиозные организации, относящиеся к Абакано-Кызыльская епархии. Последняя создана в 1995 г. определением Священного Синода РПЦ под руководством Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексея II. Богослужения приверженцев происходят в 38 приходах, из которых 8 – в Абакане.
    Каратун:
    — Какие связи прослеживаются между башкирами Южного Урала и саянскими киргизами? Предпринимаются ли у Вас попытки налаживания связей с башкирскими учеными для изучения башкиро-киргизских отношений?
    В.Я.:
    — В настоящее время активно начинается работа по изучению исторических и этнокультурных связей тюрков Саяно-Алтая и тюрками Урала. В этом плане необходимо отметить деятельность башкирского исследователя З. Аминева.
    Подготовил к публикации: Р. Абдуманапов. Орфография и стилистика авторов сохранена
  4. Aronberk

    Aronberk Member

    Дата регистрации:
    20 ноя 2008
    Сообщения:
    95
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    6
    Professor Astai Butanaev in ne ilbek paza sablyg xakas pilimjilerden pirsi. Xakas tarxyn, culun paza kirtinizin ol osxas isteen, istesken ugaa as kizi par pu tilekei ustunde. Xakas cirinin in tanylcatxan kizileri adyna Astai Butanaev ileede kilistire paza turystyg kizi....
  5. kyrgyz_uulu_kyrgyz

    kyrgyz_uulu_kyrgyz Member

    Дата регистрации:
    11 май 2008
    Сообщения:
    143
    Симпатии:
    3
    Баллы:
    16
    Бутанаев - красавчег... он свой среди кыргызов!
  6. Кочевник

    Кочевник New Member

    Дата регистрации:
    3 окт 2009
    Сообщения:
    175
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    С удовольствием читаю работы Бутанай Алабарс Астая.

    В Кыргызстане Бутанаев популярен.
  7. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    [​IMG]
    http://khsu.ru/main/structure/institutes/iip/events/14-okto.html
    Tagir нравится это.
  8. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Человек, творящий новую историю. Не каждый может себе этого позволить...
    Последнее редактирование: 23 окт 2015

Поделиться этой страницей