Какая религия подходит для хакасов?

Тема в разделе 'Тенгрианство', создана пользователем ах хасха, 7 янв 2009.

  1. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Какая религия подходит для хакасов?

    Тiлбiрес, Eгечi Хасха Тjлi, Ай Матыр, ңux


    Тiлбiрес: Я всем своим сердцем верю (киртiнчем) и чувствую. Ни дневное тепло, ни ночной холод не мешает моей мысли. Мне не нужны посредники. Я сам вижу, как огонь жжет. Мне не нужен Иисус, чтобы знать, что огонь жжет.

    Eгечi Хасха Тjлi: Религия (киртiнiс) вошла в нашу жизнь в 30-е годы как калька. Кiзiнiң чаяны пар. Сам в истинной земле не бывал, поэтому на всякий случай поддерживаю твою позицию. Но есть люди, которые каждый день туда летают, своими глазами видят. Каждый день конечно не хорошо - и там есть свой регламент. В советское время мы приняли религию. Но религия – это часть мировоззрения. Религия – это форма. Религия отличается от бытового, философского, научного мировоззрения, отличается культом – не аргументирует то или иное положение, а требует исполнение этого культа.

    Тiлбiрес: Религия – социальное явление.
    Религия - обычай власти. Её положения записаны и от них запрещено отступать. Наше мировоззрение «Хан Тигiр» невозможно записать – это действительно мировоззрение...
    Религия – это социально структурированное явление.

    Ай Матыр: Чем от нашего отличается христианство, ислам – там система – господин-раб. У нас же старший-младший. У них пропагандируется психология раба – если тебя бьют, то подставь другую щеку.

    Eгечi Хасха Тjлi: Он страдал и ты страдай.

    Ай Матыр: По их пониманию: ты уйдешь в тот мир, и тебе все там воздастся. Но в этой жизни ты терпи всё – оправдание социальной несправедливости.

    Тагир: Любой несправедливости.

    Ай Матыр: Также у них религия построена на страхе, что противоречит нашему традиционному пониманию.

    Тiлбiрес: Все религии подспудно построены на системе страха.

    Ай Матыр: У них ты не должен себя поднимать – ты раб. У нас же наши предки в той земле смотрят и оценивают нашу жизнь, относятся к нам там соответственно. У нас если ты здесь жил достойным человеком, то и там ты человек, если жил недостойно, то и там также отношение будет соответствующее. Как ты здесь живешь, так и там будешь жить.

    Тiлбiрес: В буддизме для той жизни нужно подготовиться медитацией. Но для меня не нужны никакие оправдания от той жизни в принципе. Мне моей жизни вполне достаточно. Мне нет дела до той жизни. Почему? Я четко понимаю, что вернувшихся оттуда нет.

    Eгечi Хасха Тjлi: Моуди не читал?

    Тiлбiрес: Читал.

    Eгечi Хасха Тjлi: Опрос более 3000 респондентов дал схожие впечатления: светлая личность ведет человека по путям его жизни, и там нет того, чем в этой жизни мы прикрываемся, заглушаем свой стыд: «а, все так делают», «потом исправлюсь» - там же этого нет. Все вернувшиеся говорят: «Становится так невыносимо стыдно, что хочется вернуться и исправить». Люди, прошедшие клиническую смерть изменяются в оценках, совсем другими людьми становятся. Моуди делает акцент, что видения эти с религиозными представлениями никакой связи не имеют.

    Тагир: Здесь мы сталкиваемся с эмпирическим опытом пребывания в том мире. Но все же, вернемся к религиям.

    Ай Матыр: Возьмем православие. Православие - это часть российской цивилизации. Православные есть и другие - грузины, часть румынов, сербы, часть белорусов, части других народов, которые фактически подверглись более позднему оправославливанию. Но самым сильным и крупным православием является русское православие.

    Тагир: Православие – византийский тип христианства.

    Ай Матыр: Первый, Второй, Третий Рим – это имперская религия. Вообще любая религия построена на том, что не важно какой национальности человек – важен стереотип поведения: общие молитвы, один язык, общие выходные дни. Как у мусульман, например, будь ты черным, азиатом и т.д. – ты брат-мусульманин. У нас как говорили и говорят попы православные: «Надо инородцам, дикарям прививать русскую речь, чувство любви к русскому народу, чувство преданности к русскому царю и впоследствии, чтобы они обрусели». Есть такой случай в истории: японцы один раз позволили европейцам распространить в Японии христианство, но, увидев, что через принявших христианство японцев европейцы начинают проводить свою политику, они вырезали всех христиан-японцев. Т.е. религия – это путь экспансии, инструмент власти – чем больше у тебя рабов, тем ты сильней, больше приток денег. Т.е. нам предлагается: мы верим в одного бога, мы россияне, у нас общая судьба, но мы - хакасы должны раствориться.

    Тагир: Если взять русское православие, то там национальность имеет значение. Это этно-центрическая религия – религия исключительно русских и никого другого. Если взять их идеологию, т.е. проповеди попов, то мы слышим, что они нам говорят о том, что в мире есть три богоизбранных народа - евреи, греки и русские. Остальные народы по их понятиям уже люди второго сорта. Фактически их идеология – идеология сортности народов – есть первый сорт, второй и т.д. Их русская православная религия очень укоренена на русской истории – все святые – ратоборцы за веру, за русский народ. Для нас это подходит или нет?

    Алxи: Если мы хотим ассимилироваться, то нам это подходит.

    Ай Матыр: Для русских, если ты православный, то ты свой. Для них не важно, какой ты национальности, если ты православный. Тут идет имперская трактовка. Имперский же народ – русский, а для остальных православие – форма верно-подданичества. Если ты верен русскому правительству, то ты должен исповедовать – значит, ты подчиняешься, укладываешься в эти рамки. Для хакасов – это значит стать полностью русскими и раствориться. Т.е. это важнейший инструмент ассимиляции.

    Тагир: Цель – ассимиляция в России даже не скрывается. В то же время будь я трижды ассимилированный русскими, сомневаюсь, что русский европеоидного типа будет видеть во мне - азиата русского – есть такая положительная черта характера среднестатистического русского и это навечно.
    Протестантизм?

    Ай Матыр: В западном протестантизме и католицизме бог гораздо строже к человеку, с человека больше спрос. В православии чтобы угодить богу, надо помолиться – попросит о прощении грехов, а чтобы попросить о прощении – надо согрешить. В протестантизме намного жестче. Мы видим, что люди, вступившие в ряды баптистов, иеговистов бросают пить, вследствие чего начинают лучше жить, работать. Но в Хакасии это на уровне сект, причем тоталитарных сект. В чем это выражается? Полный разрыв с обществом и даже с родными. Есть сведения, что они настраивают людей на то, что те, кто не принимают – враги: брат, сестра и т.д. Секты действуют как наркотик. Они человека доводят до экстаза, т.е. по помутнения сознания. Те, кто был выброшен из сект – люди пустые – из них выжали все. Здесь прямое противоречие с нашим традиционным понятием о том, что человек должен быть свободен, свободен в отношениях с духами, природой, богами.

    Тагир: Встречал хакасов, принявших ислам как альтернативу православию. Ислам?

    Ай Матыр: Ислам. Те народы, которые принимали ислам, поначалу получали большие привилегии, богатство, контроль над подданными, помощь от других единоверцев. Но впоследствии им приходилось дорого платить за принятие ислама.

    Тагир: Если взять исламские народы, которые входят в Россию, то ислам сыграл роль альтернативной религии по отношению к православию, что позволило им не раствориться, сохранить свою этничность.

    Алxи: Если хакасы примут ислам, то войдут в исламское пространство. Наши соседи – сибирские татары – почти хакасы приняли ислам. В Казахстане, Кыргызстане, Турции и т.д. – там везде мы будем свои, а это поддержка миллионов родственников.

    Ай Матыр: Когда меня там спрашивают о том, кто я по вере, то я говорю, что иду путем Неба – Тенгри – они это очень хорошо понимают и возможно немного смущаются, потому что они когда-то давно продали нашу веру. Но факт – принятие ислама дало бы внешнеполитический плюс. Ислам – это сильная вера, дух воинственности, полный запрет на спиртное, ограничение распущенности, ряд других ограничений – это несомненные тактические плюсы на ближайшие несколько десятилетий. Но в стратегическом плане последствия были бы негативными. Мы бы стали марионетками. За данные нам деньги, поддержку мы должны будем отрабатывать. Долг платежом красен.
    Что касается буддизма. Мы повернулись бы не на юго-запад, а на дальневосточный регион: мощнейшие державы – Япония, Китай, Корея, Юго-Восточная Азия. Буряты, надо сказать, получают поддержку из-за рубежа. Буддизм намного более лоялен к местным традиционным верованиям. Пример – Тува. Опять же в тактическом плане есть перспективы. Но в стратегическом… Кроме того, как и другие религии буддизм ставит человека вне природы – уход в нирвану. Буддизм пропагандирует самосовершенствование человека через отказ от всего и уход в медитацию, но совершенно не заботится о насущном.

    Тагир: Основной пакет акций буддисты держат в нирване.

    Ай Матыр: Буддисты говорят, что они вне политики. Буддизм уводит от общественной жизни. Их идеология идет в сторону подавления личности, увод человека в ирреальный мир – налицо оправдание социальной несправедливости: «Это твоя карма. Ты в прошлой жизни нагрешил, поэтому терпи».

    Тагир: Хакас же не может смириться с несправедливостью – это его съедает изнутри.

    Ай Матыр: Есть и другой аспект. Джунгары были буддистами, но не потеряли свою воинственность. Может быть, они не потеряли свою самобытность?

    Ал: Они приняли буддизм довольно поздно.

    Тагир: Они подошли прагматично – приняли буддизм ради политических целей. Маньчжуры – яркий пример. Они использовали буддизм для того, чтобы завоевать Китай и другие народы, но, в конце концов, этот же буддизм их растворил в китайцах. Приняли сначала внешнюю форму, но когда пропитались, то стали уже никем.

    Ай Матыр: Наши предки говорили, о чем пишут русские этнографы 18 века: «Наши предки были богатыми, сильными, но мы начали терять нашу веру и мы ослабли». Наша вера – альтернатива всем религиям вместе взятым. Есть еще один момент – когда человек забывает своих богов, то боги отворачиваются. У нас есть один из принципов - не навязываться – даже не помогать, если не просят. По всей видимости, этот принцип действует и на уровне высших сил. Стоит также уяснить, что мы не принимаем навязываемое нам представление о единобожии. Наша религия древнее любой другой на тысячелетия – даже наши эпосы мы начинаем с начала времен.

    Eгечi Хасха Тjлi: Я хотел бы коснуться вопроса духа.
    Хакас на подсознательном уровне – самостоящий человек. Уже давно – в 18-19 вв. отмечено, что мы мягкие, деликатные. Костров отмечал, что мы деликатны не только с начальством, но и с друг другом. Но присутствует в нас и упёртость. Нас оскорбляет, если нам не дают права решать по своему усмотрению, когда начинают нам говорить: «это, это, это делай». У нас свободный дух. Мы говорим о себе: «Страсть желания или дух у младенца на шесть шагов впереди бежит, человека среднего возраста – на три шага, у человека великого возраста – в теле». Как же организуется дух в христианстве или исламе?
    Ислам – это послушность. В общем, это религия, консервирующая мораль. То, что там 5 намазов на день, доведенных до автоматизма; частые посты, обрезание в 8 лет, когда у человека формируется психика – все это является механизмом психического зомбирования – все это воспитывает человека, который не сам строит свой дух. В иудаизме обрезание у 8-дневного младенца – когда идет формирование энергетических центров, чакр.
    В христианстве о духе не говорят. Дух присущ только святому. Человек должен в себя принять божий дух, но своего духа не должен иметь, не может – это уже грех. Хакасское мировоззрение давало человеку возможность жить в соответствии с природой, с волей Неба – Отца. Каждый сам строит свой дух, как он сможет, т.е. само-стояние. Все религии отнимают само-стояние. Беда хакасского народа – то, что спиваются – люди не знают, куда направить свой дух, жажду жизни. Они потеряли узу пазы – организующую социальную жизнь.
    У общества есть цель. Есть такое понятие, как «совместная весть», которая вызывает необходимость в самоотверженности, в отваги, в необходимости овладеть каким-либо мастерством, полезным для общества. Совесть человека – это знание совместной цели. Он выбирает в этой общей кутерьме часть, чтобы быть полезным, он приносит то, что ему нужно делать: кто-то знаменоносец, кто лучник, т.е. идет разделение по социальному статусу. Это с детства готовили, каждый выбирал. Если мы выбираем: цель общества – не оказывать сопротивление, сдаться, то, угождая тому, кому общество сдается, позволяя реализовывать ему какие-то свои потребности, то эта цель – совместная весть вызовет необходимость быть льстивыми, уметь угодить, карьеризм. Т.е. совместная цель вызывает совсем другие ценности общества. Религия как раз организовывает вот эту совместную весть – совесть человека, и организует дух. Христианский дух – он раб божий.

    Ай Матыр: А совесть разве не христианское понятие?

    Eгечi Хасха Тjлi: У хакасов есть понятие уят – стыд. Есть понятие ис – осознание благости, что больше сходится с понятием «совесть». Изi ерек кiзi – потерявший совесть, пьяный. Возможно, этот аспект надо исследовать.

    Тагир: У китайцев нет понятия совести и стыда. У них есть понятие «потерять лицо» в обществе, а в прошлом учитывали и возможность потерять лицо перед предками – об этом часто упоминается. Я думаю, что это понимание нам близко.

    Тiлбiрес: У нас стремление не потерять лицо перед тем, что ты есть.

    Eгечi Хасха Тjлi: Перед тем, как ты понимаешь истину.

    Тiлбiрес: Религия – это организация людей, для того, чтобы решить проблемы государств или общностей. Религия выполняет узко-социальную роль. Сегодня православие – это бизнес, накопление капитала. У «отцов» дачи – трехэтажные хоромы. На чьи средства? На средства прихожан - это сегодняшняя аксиома. Хакасы могут быть свободны только тогда, когда они выдержат нашествие идеологий этих религий. Мы должны опираться на очевидные вещи. Мы не должны идти на поводу у тех религий, которые решают узко-социальные цели.

    Тагир: Можно произвести такую классификацию: те религии, которые когда-либо были государственными – они начали решать не вопросы духа человека, а уже начинают решать государственные проблемы, социальную ориентацию приобретают.
    Насчет очевидных вещей. Если рассуждать таким образом, то мы можем прийти к той религии, которая ба в Советском Союзе.

    Тiлбiрес: К атеизму?

    Тагир: Да.

    Тiлбiрес: Да, атеизм – это тоже миф. Но цель атеизма была в построении коммунизма. Большевики заменили одну религию на другую.

    Тагир: Атеизм имеет множество разновидностей – не только советско-коммунистический, который, кстати, имеет православные корни. Есть и западная разновидность, и китайская – даосизм тот же самый. Атеизм – это религия, построенная на очевидных фактах – фактах, которые можно увидеть очами. Наша же религия – Хан Тигiр – это синтез очевидности и интуитивного знания.

    Ай Матыр: Наши предки и раньше встречали множество религий. Христианство, например, появилось у нас значительно раньше, чем на Руси, в виде несторианства, но хакасы не стали христианами. Хакасы очень давно познакомились и с христианством, и с мусульманством, и с буддизмом, но не стали ни теми, ни другими, ни третьими – говорили: «Мы должны придерживаться веры предков». Наша вера требует от человека, прежде всего, мужества и свободы.

    Тагир: Наш исторический опыт подсказывает нам дальнейшие шаги.

    Ай Матыр: Главным древнейшим тезисом у нас является «Небо жестоко, но справедливо».

    Тагир: А мы должны приблизиться к Небу.



    газета "ХакасИнфо" 08.12.06
  2. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Хыныг табаннар мындаа чыл парганнар!
    Мин сагынсам хыдыттарнын дао чолы паза Хан тигiр чолы ол п!р чол.
  3. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Генсек правящей в Японии партии раскритиковал христианство и ислам ради политики

    [​IMG]время публикации: 11 ноября 2009 г., 11:15
    последнее обновление: 11 ноября 2009 г., 11:27 [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    С неожиданными выпадами против христианства и ислама выступил один из самых влиятельных японских политиков, генеральный секретарь правящей в стране Демократической партии Итиро Одзава. В ходе посещения одного из буддистских храмов в префектуре Вакаяма он обвинил эти две мировые религии в самовосхвалении и изоляционизме, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на информацию, распространенную сегодня токийской прессой.
    "И христианство, и ислам, - сказал политик на состоявшейся там пресс-конференции, - отвергают других. Общество в США и Западной Европе, основанное на культуре изоляционистского христианства, зашло в тупик". "Ислам лучше христианства, но тоже отвергает других", - утверждал Одзава. "Буддизм, - по его словам, - принимает всех, это широкая религия, она учит тому, что каждый может стать Буддой".
    Свои заявления политик сделал после встречи с руководством Всеяпонской буддистской ассоциации, которая объединяет 102 религиозные организации. Слова генсека правящей партии, как полагают, направлены на то, чтобы установить более тесные контакты с этим влиятельным объединением, прежде ориентировавшимся на Либерально-демократическую партию, которая была правящей, но перешла в оппозицию после поражения на всеобщих выборах в августе.
    В то же время высказывания Одзавы могут вызвать негативную реакцию в Японии, где после Второй мировой войны религия была отделена от государства, а любое вмешательство политиков в дела веры вызывает аллергию у либеральной и левой общественности. В 2000 году Иосиро Мори, бывший тогда премьер-министром, назвал Японию "божественной страной с императором в центре". Это напомнило о ныне запрещенном довоенном культе императора, вызвало массовые протесты, и главе правительства пришлось извиняться за неуместные слова


    http://newsru.com/religy/11nov2009/kritik.html
  4. chpasha

    chpasha New Member

    Дата регистрации:
    15 фев 2009
    Сообщения:
    83
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Веселое интервью «Какая религия подходит для хакасов?». Почему это не в разделе юмор?
    У русских есть подобная телега, родоноверы называются. Да и не только у русских наверно почти у всех народов бывшего Советского Союза есть подобные «учения». Интересно кто все это финансирует?
  5. алтынай

    алтынай Moderator Команда форума

    Дата регистрации:
    7 ноя 2008
    Сообщения:
    367
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    28
    Чем бы детя не тешилась, лишь бы не плакало! Веселье это неплохо! А интервью находится не в разделе юмор, потому что для некоторых, обсуждаемые вопросы не совсем юмор- все очень просто. Я с родноверием не знакома, поэтому, что это за телега не знаю. Но если Вы сможете аргументированно раскрыть мысли, заложенные в Вашем посте, то многим это будет интересно. Кто финансирует "подобные "учения"" у всех народов бывшего Советского Союза" не знаю. Мы хакасы вроде бы с ЭТИМ жили и живем. Под Этим имею ввиду наше мировозрение и нашу жизнь как народа. Само Небо финансирует, однако! :)В интервью никого учения не заметила, кроме отблеска духовной жизни народа- хакасы.
  6. Акентай

    Акентай New Member

    Дата регистрации:
    20 окт 2009
    Сообщения:
    78
    Симпатии:
    1
    Баллы:
    0
    Родноверлер ол чалаас пастар (скиннер чи) киртинизи нооза.
  7. Aronberk

    Aronberk Member

    Дата регистрации:
    20 ноя 2008
    Сообщения:
    95
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    6
    izenner:) sagyncam, synap taa saart [islam] kirtinizi paza tirse [xrist] kirtinizi paza izit [iprei] kirtinizi pu tilekeide kizilerni orta paza saba tip carcalar, puttizm teen kirtinis, tizen, nirvanazar la yzarga sirence kizilerni, ce piree xati korder be, dalai lama polgan ipci kizini? korbeen polzar, myna andag nimee xazaxtinan 'gendernaia diskriminatsia' tidirler, neke conda:) xan tigir teen kiziler noga za sybyra xan tigir le tip cooxtancalar, anan itse postary xara cir ustunje pas corceler, anzyn undutcalar, xara cir ine pirgen nime-noolar cipceler, andagda noga xara cir ine oon nimes poljan? xamnas kirtinizi le orta paza saba kizilerni xyia itpince, ikizin dee tin ide xujaxtapca, magat paza xomai nimeni ortax itpince, pirdeezine "in syn col" xoostap pirerge xaraspinca, pasxa kirtinister le cili:) xam kirtinizi pasxa pir xudailyg kirtinisternen tinnestirze xaigai purungy kirtinis poladyr, paza xan tigir alai za burxan kirtinizi teen kiziler le cili pir xudailyg kirtinister alnynda cyyra tartylbinca pirdee dee:) kop xudai alai za kop xut polza daa xam kirtinizi pu kirek ucun "komplekstig" tudynminca, pir xudailyg kirtinisterge tooi polarga sirenminca, ekologia, tizen, xam kirtinizinde par, kibirge xynys tizen, olox la par, cir caiaanga udur uluglas tizen, par, maxtanmaaany tizen, posty oorser aldyra kodirbeeni, tizen, par, pasxa pir xudailyg kirtinister, tizen, kizilerni "pisti-pasxazy", "orta-saba", "kirtinjek-kirtinmeen", "raizar parar-adsar parar", a.d.p. ondailarja carparturadyr noga za...anan itse xan tigirde tilekei kiree pidijek tee nimes, andagda noga pu kirtinister kizilerni idi iki carcalar ni? pu arada, komunistter dee olox sistema xoostyra togyncalar, "komunizmge kirtince-kirtinmince":)
  8. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Есть ещё солнцепоклонники... Я, кажется, из их числа... :)
  9. chpasha

    chpasha New Member

    Дата регистрации:
    15 фев 2009
    Сообщения:
    83
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Аргументировать что, смех? Пожалуйста.
    По-вашему отблеск духовная жизни народа- хакасы состоит из цитат «настольной книги атеиста»?
    Как-то пришлось общаться с родоноверами, почти то же самое, только еще добавляют, что руссичи юрту придумали.
  10. Aronberk

    Aronberk Member

    Дата регистрации:
    20 ноя 2008
    Сообщения:
    95
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    6
    pu orys kirtinizin xajan-daa ispeem, kemdir pu "radonoverler" teen kiziler? xaixastyg ugaa;)
  11. chpasha

    chpasha New Member

    Дата регистрации:
    15 фев 2009
    Сообщения:
    83
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    У нас в Красноярске родоноверов как грязи. Очень модно. Обряды проводят, свадьбы. Ну, их главные жрецы неплохо зарабатывают два дня учений 5 тысяч стоит. У меня два знакомых на этом свихнулось. О «Ра»!!!!
    Самое интересное у них прекрасно изданная литература, хорошо сделанные фильмы. Откуда все это? Наверно «Ра» даёт.
  12. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Хотелось бы посмотреть фильмы.. литературу... Может - "бизнесмены"...
    У хакасов шаманы тож стали "зарабатывать". Особенно стало модно в связи с иностранцами... Можно, конечно, на всём зарабатывать но тогда назваться надо так: примерно - "я-шоу-шаман" и всё ясно... и честно, самое главное... Туристы народ не глупый. тож понимают, что настоящие шаманы не станут перед каждым вытанцовывать с бубном в руках из-за крох... Настоящий шаман будет "танцевать" ДОРОГО ! И не с туристами, надо сказать...
  13. Aronberk

    Aronberk Member

    Дата регистрации:
    20 ноя 2008
    Сообщения:
    95
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    6
    min sagyncam, kizi axca togynarga sagynza, xaidi dee togynar, xam daa axca kodirerge kirek, imci kizi dee, birzhadagy makler dee:) piree xam naa la axca kodirerge pastapcatsa, arsa niik pazynan daa togynar, ce ady oscetken xoostyra anyn paazy daa ozerge aiabas:) xam ol kizi ox noo-za:) xaidi abystar la cili:) olar daa onagy kizi polcatxan ucun saba daa orta daa ider ondailyg:)
    xakas xamnar axca kodircetse, kodirzinner, pai polzynnar, polgan na tadar kizi axca kodirzin, tip sagyncam:)
  14. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Голосую "за" не только руками, но и ногами... и всем своим мужским достоинством тоже... :):):)
  15. Aronberk

    Aronberk Member

    Дата регистрации:
    20 ноя 2008
    Сообщения:
    95
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    6
    "muzhskoye dostoinstvo"ny pozyna artys sal, ce sagysty tuttxan ucun algys polzyn;)
  16. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Если б я... был шаман,
    Был бы я... шайтан !
    Ну а... ежели шайтан,
    То... Большой Шайтан !

    Ну и так как... не шаман,
    Я не пью ни кровь, ни хан !
    И сейчас я пью айран,
    И восклицаю - Тадар Хан !

    И пусть совсем я не шаман !
    И пусть совсем я не шайтан !
    Но стоит большой казан !
    Ем подхы и пью.. айран !

    А не только он - шаман,
    Ух какой ещё шайтан !
  17. Aronberk

    Aronberk Member

    Дата регистрации:
    20 ноя 2008
    Сообщения:
    95
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    6
    pidi korgende sin kibelis kireen irtire magat pilcettirzin, arsa syxxan kindelerin dee par kibelis ibire, xynaxsappardym:)
    sagyncam, xaidi irgide cox polgan myndag soster: "tengrianin", "shamanist" la osxas, tiksi pu sagystar xalyp la poladyr, amgy tusta sagyn algan nimeler:) ooninde, tizen, irgi tusta obekeleribis postaryn xajan-daa xan tigirji, xam kirtinisci tip adabaan polarlar, neke... andagda irgi tusta tenir paza xam paza Umay paza cir-sug la sosteri polgannar, andagda xaidan syxca xan tigirji osxas soster, nimee tostenip?
  18. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Если иронизировать, то раньше... Одноглазого Дракона тоже не было (мой мифический образ компьютера).
    А если разговор перевести в спокойное русло рассуждения, то нужно, как я понимаю взглянуть на изменения, которые произошли в НАШЕМ мире.
    Раньше Тенгри - по-хакасски Хан Тигiр - ассоциировался с ВЕРХОВНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. Это видно невооружённым глазом в самом имени - ХАН... то есть некое центральное, важное, космическое. То же самое - Господь, то же самое Аллах... Ну если не то же самое но по СУТИ - адекватное...
    А что СЕЙЧАС ?
    Если я продвигаю бренд Тенгри, во-первых, потому что... христианство, мусульманство и даже буддизм уже НЕ МОГУТ (исходя из своих ТЕКСТОВ) в достаточной мере ответить на МОИ вопросы...
    Конечно, традиции как бы надо соблюдать, но моё МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИЗМЕНИЛОСЬ... благодаря скажем, хотя бы научным знаниям.
    И я НЕ МОГУ думать также как моя бабушка: она была УВЕРЕНА, что земля - плоская ! А ВЫ уверены в ЭТОМ же ? Конечно - нет.
    Следовательно, я не могу "влезти" в старые мифические представления. МНЕ НУЖНЫ НОВЫЕ !!!
    В мировоззренческом плане МНЕ лично недостаточно быть ТОЛЬКО в традиции хакасов (шаманизм, к примеру)...
    Тогда звучит вопрос следующим образом: ПОЧЕМУ я продвигаю не шаманизм (во многих положениях, я уверен, мы с тобой смотрим в одну сторону и видим одинаково)...
    1. Само ЗВУКОВОЕ наполнение, во-первых, имеет энергетику Космоса, Вселенной ! даже в бытовом разговоре если кто меня спросит "ты кто по вере ?" Я говорю Уверенно, Невозмутимо и Гордо: ТЕНГРИАНИН !
    И знаете... мусульмане сразу шарахаются !
    А если я скажу "шаманист"... во мне видят некую "сатанинскую сущность" (не буду же я выкладывать всю свою концепцию перед обывателем что такое шаманизм и его понятия !) А если я говорю "язычник"... То, во мне видят примитивную религию...
    2. Во-вторых... Я чётко различаю верование древних в Тенгри и моё собственное видение ! Мои видения - как небо и земля - отличаются от древних. Из древнего я взял МНОЖЕСТВЕННОСТЬ духов (сущностей). О равноправии этих сущностей у древних говорить не стоит.
    Хан-тигiр - корень мира ! было раньше...
    У меня Тенгри не КОРЕНЬ мира, а ВЗАИМОСВЯЗЬ сущностей (духов)! И нет в моём мире Тенгри - ВЕРХОВНОГО... Есть - Временное течение сущностей. Если по-простому будет так...
    У человека мозг - ЦЕНТР управления... будто бы... Хотя действительно голова так и выглядит на первый взгляд, но... какая-нибудь ма-а-а-ленькая поломка в голове (типа, инсульт) и голова уже не ЦЕНТР управления, а ОДИН из органов, который надо лечить...
    И у человека... моментально поменялось восприятие мира !
    Ни бога, ни чёрта, ни Тенгри... А может и всё вместе в единой цепи связи !!!
    Тенгри и этого не отрицает !
    Ведь, сейчас можно "модифицировать" христианство - идею Единобожия весьма специфическим образом: типа Вселенную создала некая Живая Сущность... Причём по специальной программе (КОМПЬЮТЕР вселенной)...
    Но... такая подача не имеет ЭСТЕТИЧЕСКОЙ возможности реализации ДУХА человека ! Ведь, мы как люди - не последнее место в цепи случайностей !!!
    Мы же можем "грохнуть" и Вселенную !!! Если захотим... И я подозреваю, что когда-нибудь возникнет пролема сохранения не Земли, а Системы Млечного пути со всеми их миллиардными галактиками. И человек (МЫСЛЬ !!!) ЭТО СМОЖЕТ !!! Если захочет...
    То есть в человеке есть ТВОРЧЕСКОЕ ПОЗИТИВНОЕ начало !
    А чем хуже хакас от остального мира ? Мы разве не можем дать миру ИНУЮ КОНЦЕПЦИЮ понимания вещей, чем это было до сих пор !
    И сделать это - КРАСИВО !!! Круто !!! Чтоб сказали...
    "Да !!! Хакасы - народ избранный от Тенгри !!!"""
    И ХРАМЫ построили - ОХРЕНЕТЬ !!!!!
    ТАКОГО НИГДЕ НЕ БЫЛО !!!!
    Поэтому, Тенгри - самое перспективное из всех сущностей ЗВУКОВОЙ РЕЧИ тюрков, и не только тюрков...
  19. chpasha

    chpasha New Member

    Дата регистрации:
    15 фев 2009
    Сообщения:
    83
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Все очень просто в любом поисковике набираем "родоноверы" или "игры богов" или "славяне" или "веды" скачать фильм. И все. Думаю сотни ссылок на бесплатное скачивание. Но советую быть осторожным, а то тут у меня знакомый еврей насмотрелся и теперь он истинный славянин самой древней веры на земле.:D
    А на счет шаманов. Есть одна шаманка в Туве, которая на «Саянском Кольце» камлает, а деньги, которые на туристах заработает, отдает на восстановления буддийского храма.
    Шаман мне кажется, должен помогать всем. Независимо от национальности, вероисповедания или социального статуса.
  20. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Духовная жизни - прерогатива теистов?
    То, что обсуждаемый текст вызывает положительные эмоции, означает то, что он не зря писался.
    А как Вы ответите на вопрос: какая религия нужна хакасам?

Поделиться этой страницей