Какая религия подходит для хакасов?

Тема в разделе 'Тенгрианство', создана пользователем ах хасха, 7 янв 2009.

  1. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Что есть Истина ? (по Чильхару)
  2. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    Ваш Бог тогда отличается от всех других Богов. Он избирателен и выбирает уже готовых людей.
    Мое понимание Бога, он в каждом из нас, только жить надо праведно, справедливо Понятие гуманизма вообще начинается с этого. И все что делается, все ваши, мои мысли это, то что мы должны прожить в данный момент жизни. Поэтому всех надо уважать, любить, так как все что мы делаем, делаем по воле Бога. Он жесток и милосерден. Мы для него такие же существа, как все другие животные, насекомые. Мы такая же часть природы и не выше его. Вот такое понимание Бога.
  3. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Настоящий Тенгрианин. :)
  4. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    Я видимо с прогрессивными мусульманами встречался. Хотя они были из глубокой патриархальной деревеньки, аула. Они говорили, что нет разницы какой ты веры, все мы поклоняемся ему одному, "главное, что ты веришь и поэтому я тебе тоже могу верить, ". По разному можно молиться богу, но главное жить праведно.
    Чильхар правильно заметил, хакасам надо стать собраннее и конкурентноспособнее. Сотни народов уже исчезло и исчезает сейчас из-за нежелания или не имения возможности конкурировать за место под солнцем. Просто радуются жизни и надеются, что боженька поможет и накажет обижающих их. При этом активно занимаются грехопадением, может и не замечая этого.
  5. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    А как узнать ЧТО задумал Бог ? И как понять, ЧТО надо пережить, чтобы быть ближе к Богу ?
    Ведь, часто бывает так, что вроде как махровый атеист, а поступки боговерные, или наоборот - весь в Христе, а человек поганый...
  6. Чильхар

    Чильхар Active Member

    Дата регистрации:
    6 апр 2010
    Сообщения:
    749
    Симпатии:
    84
    Баллы:
    28
    Бог есть Любовь - пребывающий в Любви пребывает в Боге.
  7. Чильхар

    Чильхар Active Member

    Дата регистрации:
    6 апр 2010
    Сообщения:
    749
    Симпатии:
    84
    Баллы:
    28
    Это не я заметил. Это я отметил вашу позицию.
    В то время: Собрались к Иисусу фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима. И, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все, и разумейте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мк 7, 1-8.14-15.21-23)
  8. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Короче, все человеки - похотливые, ибо всё исходит изнутри его. Короче и не старайся - ибо всё равно... греховен. Нахрен вообще тогда Богу молиться? Если всё это бесполезно... ;)
    И вы, Чильхар, не пытайтесь строить из себя правоверца - ибо всё равно лживы.

    А вот изречение Будды:
    "Мысли материальны.

    Все, что мы собой представляем – результат того, что мы думаем о себе. Если человек говорит или действует с дурными мыслями, его преследует боль. Если же человек говорит или действует с чистыми намерениями, за ним следует счастье, которое, как тень, никогда его не оставит».
    Чтобы правильно жить, вы должны заполнить свой мозг «правильными» мыслями.
    Ваше мышление определяет действия; ваши действия определяют результат. Правильное мышление даст все, что пожелаете; неправильное мышление — зло, которое в конце-концов разрушит вас.
    Если вы измените свое мышление, вы измените и свою жизнь. Будда говорил:
    «Все проступки возникают из-за разума. Если разум изменится, останутся ли проступки?»

    От себя выделяю: Все проступки возникают из-за... Разума.
    ______________

    Буддизм более человечен, однако. Если бы я выбирал религии, выбрал бы... Буддизм.
    Но есть уже... Великий Тенгрианин. :)
    Он свой, родной. Он... из Великой Степи. Ну и... хакас, к тому же. И его мне лично достаточно. ;)

    "Великий Тенгрианин, последний из пророков, был послан самим Тенгри для народов малых и больших, греховных и чистых разумом, глупых и озарённых истиной лишь для того, чтобы высказать его устами... мудрость всего рода человеческого: человек млад ещё в самопознании, но в перспективе своего развития перед ним целая Вечность... И есть время человеку стать таким же мудрым как и сам... Тенгри."


    Ничтожный Сибдей.
    Последнее редактирование: 30 сен 2015
    Axxur и Колмак нравится это.
  9. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Ничтожный Сибдей как-то поинтересовался у Великого Тенгрианина: кто его Учителя? Откуда у смазливого деревенского мальчишки столько любопытства к жизни ? Великий Тенгрианин призадумался и очень даже неохотно ответил: "К сожалению, им стала... кошка" и потом посмотрел вдаль заката Солнца.
    Ничтожный Сибдей знал, что Великий Тенгрианин по определению движения звёзд рождён был в год Пырыс и месяца Арслан и полагал, что Дух Кошки каким-то образом имел как бы двойное проникновение в теле обычного млекопитающего и потому обычный мальчишка наделён был кротостью и спокойствием кошки, ну и Духом Арслан в борьбе за выживание рода...
    - Нет, - прервал догадки ничтожного Сибдея Великий Тенгрианин.
    - Дело было совсем по-другому... - Великий Тенгрианин вздохнул и выпалил: я... кошку... забивал камнями... когда мне было... лет 8-9. И в этом никакой нужды... не было... Так что кошка стала первым моим... учителем познания Жизни... К сожалению...
    Великий Тенгрианин привстал и стал всматриваться вдаль... и отвлечённо изрёк: "Я познал, что нет ничего ценнее... Биения Живого Сердца..."


    Ничтожный Сибдей.
  10. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Ничтожному Сибдею как-то снова повезло быть принятым последним из пророков Великим Тенгрианином в его загородной резиденции и позадавать ему вопросы. Один из них звучал таким образом: "Каков должен быть статус современного пророка, чтобы народ признал его деяния как некую чрезвычайную мудрость ? Ибо пророк должен быть выделяем из ряда обычных людей какими-то необычными способностями... А вы, Великий Тенгрианин... всего лишь... извините, литературный персонаж! Да и я даже неуверен, что он... ну.. этот выдуманный персонаж... объективен ?"
    Великий Тенгрианин как всегда был отвлечён на... закат Солнца.
    - Да, ты прав. Я - выдуманный персонаж. Да, во мне нет... дара шамана распознавать невидимые духи всего и вся, что они в действительности могут видеть... Да, во мне ничего того, что приписывают пророкам... - не успел продолжить свою мысль Великий Тенгрианин, как ничтожный Сибдей тут же прервал ход его мыслей...
    "Как это ? Приписывают ? Не хотите ли вы сказать, что..." - ничтожному Сибдею не хотелось верить.
    "В этом и есть... тайна Великого Тенгрианина - ответил современный, никем непризнанный пророк - ибо после того как меня не станет, на смену всем религиям человечества придёт... единое Мировоззрение Космоса и Знаний. Придёт время Слова и Логики. Придёт время Высших Технологий, которые сейчас недоступны разумению человека. И когда новая раса людей сумеет познать Законы Тенгри в поступках, тогда... имя Великого Тенгрианина будет почитаемо в статусе... пророка. Ибо это... первый ПРИДУМАННЫЙ пророк. А в первую очередь будут ценить... Красоту Слога и Духа Слова." - Великий Тенгрианин вновь взглянул на ход заката Солнца, и добавил: - есть ещё один маленький нюанс... Он - ХАК-АС."

    Ничтожному Сибдею, как всегда многое было непонятно в этих совершенно, казалось бы, обыденных словах... И, особенно, последнее словосочетание из двух слогов.


    Ничтожный Сибдей.
    Последнее редактирование: 30 сен 2015
  11. Salahazah

    Salahazah все к лучшему

    Дата регистрации:
    29 июл 2012
    Сообщения:
    165
    Симпатии:
    30
    Баллы:
    18
    Все началось с гемороя...
  12. Salahazah

    Salahazah все к лучшему

    Дата регистрации:
    29 июл 2012
    Сообщения:
    165
    Симпатии:
    30
    Баллы:
    18
    я хорошо не разбираюсь ,чтобы сравнивать
  13. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Зачем Вы удалили свой предущий коммент с описанием своего непростого пути в ислам? Написано было довольно интересно
  14. Salahazah

    Salahazah все к лучшему

    Дата регистрации:
    29 июл 2012
    Сообщения:
    165
    Симпатии:
    30
    Баллы:
    18
    "я хозяин своего слова"
    не знаю,порыв секундный)
  15. Чильхар

    Чильхар Active Member

    Дата регистрации:
    6 апр 2010
    Сообщения:
    749
    Симпатии:
    84
    Баллы:
    28
    Где то в сети вычитал фразу.
    "Осознание зла в себе и оправдание Творца в сердце" - с этого начинается вера...
  16. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Модернизация религии в Хакасии.
    • 31 янв, 2011 at 10:07 PM

    [​IMG]klapin

    «Посмотрите на добрых и праведных! Кого ненавидят они больше всего? Того, кто разбивает их скрижали ценностей, разрушителя, преступника – но это и есть созидающий»

    Ф. Ницше.

    Мне хочется начать этими словами Ницше статью на такую неудобную и часто замалчиваемую тему не только от того, что автор восхищен их красотой и точностью, но и от того, что сразу хочется дать понять читателям одну вещь: нам с вами придется ходить по очень тонкому лезвию. По грани, где предположения, домыслы, отжившие, но еще почитаемые традиции и наше нежелание принимать неумолимое течение жизни, оборачивающееся порой драматичнейшими развязками, может скинуть нас с тонкого лезвия истины в бессмысленный омут предрассудков и суеверий. Ничто так часто не спекулируется (простите мне грубое выражение) в национальной культуре, как: религия, вопросы духа, духовности, пути к сакральному, истинно народной мудрости и.т.д. Поэтому разговор о модернизации религии стоит начать осторожно и издалека. Этот термин ввел в употребление американский культуролог и антрополог Клиффорд Гирц. Строго говоря такие веберовское понятия как «рационализированная религия» и «рационализация религии» существуют давно, но в своей работе «Интерпретация культур» Гирц дает более полную и точную трактовку этих процессов, поэтому позволю себе несколько интерпретировать Гирца и назвать «рационализацию религии» - «модернизацией» что по-моему точнее отражает суть происходящих процессов. У меня нет цели выявлять преимущества или недостатки того направления в культурологи, а именно «символической культурологи», одним из основоположников которой Клиффорд Гирц считается, я в своей статье буду пользоваться лишь его работой ««Внутреннее обращение» на современном Бали», в которой Гирц применил термин «модернизация» не только к политическим и социальным процессам, но и к духовным.



    «Преобразования, которые принесла с собой «новая Индонезия», задели старую элиту так же больно, как и любой другой слой балийского общества, поставив под вопрос основания ее веры в собственное предназначение и, следовательно, ее взгляд на саму суть действительности, в которой, по ее представлениям, это призвание должно быть укоренено» Гирц.

    Все мы понимаем что разговор здесь пойдет не об Индонезии, что размышлять нам придется о культуре и религии Хакасии. Строго говоря я не собираюсь утверждать, что те процессы, которые описывает Гирц на Бали можно ожидать увидеть на Хакасской почве, все сказанное мной здесь лишь смелое предположение и допущение. Просто допуская возможность четкого описания процесса модернизации религии, я допускаю возможность его универсальности, конечно с некоторыми оговорками, для разных обществ, разных культур.

    Вопрос можно поставить просто: жива ли традиционная культура в Хакасии? Жива ли религиозная традиция? Ведь социальные, экономические и политические изменения и потрясения в 19 – 20в. В Хакасии так сильно изменили сам народ, его жизнь, что порою вполне серьезно вставал вопрос: а сможет ли вообще хакасский народ сохранить свое культурное наследие?



    «…сохранить по крайней мере самые существенные черты традиционной … картины мира и системы ценностей в радикально изменившейся социальной обстановке.» Гирц.

    С чем оказался хакасский народ в 20 в.? Изменились социальные отношения, жизнь кочевников сменилась жизнью оседлою, возникли большие селения и города, власть родовой знати сменилась властью земской, затем муниципальной. Было бы смешно предполагать, что и в духовном отношении все осталось в том же порядке, что и во времена власти родов. Сам мир стал другим, древние камни все еще стояли в родной степи, но уже не горел огонь в жилище, огонь, в который можно было бы бросить пищу для духа огня, в мир вошло электричество, лошадь – давняя спутница, любимая соратница, воспеваемая в песнях и сказаниях потеряла свою роль, как в хозяйственной, так и в духовной жизни. Куда-то подевались шаманы, зато с «большой земли» приехали врачи и метеорологи. Хакасский народ и хакасская культура оказалась в глубочайшем духовном и мировоззренческом кризисе. Старые ценности отошли, размылись, никто уже не доверял, ни баям, якшающимся с губернскими властями, ни шаманам, богатеющим в годы неурожаев. И никто здесь не виноват, родовая власть жила так же, как и 200 лет назад, также распределяли землю, шаманские камлания по сути тоже столетия не менялись, менялся сам мир, менялся этнос. В тот тяжелый для нее момент, когда родовая хакасская знать фактически потеряла свою власть, можно сказать, что традиционное хакасское общество в своем изначальном виде перестало существовать. Так что же стало с душой народа?

    Наблюдая процесс модернизации в политике, экономике, социальных институтах ученые 20 в. пришли к выводу, что мир меняется в лучшую сторону, что рано или поздно нас ждет светлый коммунизм или не менее светлый развитый капитализм, очеловеченный демократией. Они признали необходимость изменений для дальнейшего роста и развития, указывая на закономерность возникновения кризисов при замедлениях такого роста. Историософское значение модернизации это- макропроцесс перехода от традиционного общества к индустриальному обществу. Этот процесс не произошёл одновременно во всех странах, в следствие чего учёные говорят о лидирующих странах и странах с догоняющим типом модернизации.

    Но имеем ли мы право говорить о гибели традиционной культуры при этом переходе и гибели традиционного общества? Давайте разберемся. Что произошло с национальной культурой Хакасии в 20 в.? Практически погибла изустная традиция исполнительского искусства - хайджи рассеялись. Шаманы в основном расстреляны в 30- е. Национальная религия скатилась до уровня деревенских суеверий, власть родовой знати исчезла, сменилась властью социальной, политической и экономической, роды в основном рассеялись и угасли, богатства их были конфискованы, власть их обессиленная окончательно потеряла свое значение, национальные праздники стали проводится редко, обряды стали забываться. Вобщем с уверенностью можно сказать, что традиционной хакаской культуре, в том виде, в котором она существовала в 20, в.пришел конец. Скрижали были разбиты! Как пережить такое народу? Исконная вера в предков и их великие дела, свойственная хакасам, вначале поколебалась. Картина мира, в котором господствуют разумные духи, в котором управлять природой можно лишь с их соизволения была атакована жесточайшим советским материализмом, старавшимся уничтожить уже не сам образ жизни хакасов, но душу народа, поколебать основы основ. Ну что же страшная картина, неужели надежды нет?

    Давайте сперва обратимся к модернизации культуры на Бали и отследим некоторые ее характерные этапы. Для начала хочется выдвинуть тезис о том, что модернизация связана не только с рациональным, но и с эмоциональным переосмыслением мира, и одной из причин начала процесса модернизации является абсолютная потеря власти старыми формами над изменяющимся сознанием современников Изменяются ценности, стремления принимают иной вектор.

  17. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Итак модернизации религии проходит следующие стадии.

    1). Старые обряды уже не вызывают того душевного подъема, и дело не в самих обрядах, а в отсутствии у верующего четкого понимания того, что и зачем он делает, и хоть сами обряды не меняются происходит их эмоциональное переосмысление. Религия начинает идти по пути рационализации, вырабатывается четкий догмат и символ веры, обряды обретают вторую жизнь. И то, что основывалось просто на религиозной привычке, начинает опираться на рационализированную догматику и веру.

    2) Магические понятия отступают пред эмоциональными. То, что раньше не требовало объяснения как магическая форма теперь хочет понять каждый (обычно это связано с появлением большого количества духовной литературы) теперь каждый хочет вступать в контакт с сакральным, но скорее не магическим (шаманским например) а эмоциональным путем.

    3) Возрастает интерес к этой новой духовной литературе, пытающейся доступным языком объяснить человеку суть веры и религии. Древние тексты получают символико – этическое истолкование.

    4) Происходит распространение религиозной грамотности за пределы религиозных каст. Т.е. теперь уже не служители (жрецы или шаманы) являются хранителями тайного, религиозного знания, к нему получают доступ все жаждущие.

    5) Социально – организационная сторона: возникают святилища и духовные школы, начинается модернизация института жречества. Жрец должен не просто исполнять ритуал, но иметь рационально и эмоционально объяснить его значение ( за шаманом не пойдут только потому, что он шаман).

    6) Также в социальном отношении для оправдания родовой традиционной власти теперь требуется не церемониализм, а четкая доктрина («аргументы»)

    Весь процесс религиозной модернизации связан с большим национальным подъемом, появлением большого количества религиозно грамотной молодежи, интересующейся культурой и религией страны, выпускается все больше книг, именно теологического направления, строятся духовные школы и храмы. Вот таким путем на Бали удалось сохранить свою национальную духовную культуру, и даже можно сказать создать свою уникальную балийскую религию. Что же мы наблюдаем в Хакасии?

    Духовная модернизация не только хакасского, но и других тюркских народов, оказавшихся в той же тяжелой ситуации кризиса мировоззрения и переоценки ценностей тесно связана с возникновением (или если угодно с возрождением) тенгрианства, ставящего своей задачей сохранение и развитие общего источника этих традиционных ценностей - эпического наследия. С уверенностью говорить о том, что еациональная хакасская культура прошла все стадии модернизации мы, конечно не можем. Три состоявшихся конгресса по тенгрианской религии не дают нам ответы на многие вопросы. Мы видим лишь робкие шаги по пути рационализации и модернизации религии в Хакасии. Но интерес велик. Все больше и больше молодежи начинет интересоваться национальной культурой и религией. Конечно выпущенной литературы недостаточно. Многое, что осознается, пока не выражено, вот и приходится молодежи подчерпывать знания на интернет форумах и группах по Тенгрианству. Модернизируется и рационализируется шаманизм, конечно не быстрыми шагами. Но взросла паства, требуются лишь пастыри. Требуются духовные книги, святилища. Требуются учителя. Возможно на наших глазах происходит уникальное духовное возрождение не только хакасского, но и других тюркских народов, вновь обретших себя и свою душу в религии тенгри. Самоопределение, самоидентификация, тот эссенциализм без которого не смогла бы существовать ни хакасская культура ни душа хакасского народа обретает, наконец, свои четкие рационализованные новой волной ученых и идеологов формы. Тех, кто считает «важной частью обязательства мирового сообщества в общем деле создания новой экологической этики и гуманистической культуры, основанной на «евразийских» ценностях, формирование новой парадигмы развития цивилизации, расширение культурного сотрудничества тюрко-монгольских народов России и Евразии и конструктивного диалога культур Востока и Запада.» Четко же проследить все этапы этого становления возможно будет через 20 – 30 лет и на основе этих исследований составить точную картину удачной или же неудачной попытке модернизации религии в Республике Хакасия.

    "Да послужит ваш дух и ваша добродетель, братья мои, смыслу земли; ценность всех вещей да будет вновь установлена вами! Поэтому вы должны быть борющимися! Поэтому вы должны быть создающими." Ницше.

    http://klapin.livejournal.com/2895.html
  18. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    А что шаманы богатели во время неурожаев?
  19. миске хулах уш

    миске хулах уш Active Member

    Дата регистрации:
    1 авг 2015
    Сообщения:
    598
    Симпатии:
    46
    Баллы:
    28
    Орта пассе .курчем хакасияне и саханчам .Как написано в библии .Поклоняющиеся чужим богам лишь умножают свои несчастья . Чурегим сарнепче хачан хырчем орхоно енисейские надписи .Страна Тенгри .Земля подобная Тенгри .Есть в Хакасии свои святые места и читая библию находишь много совпадений с историей Хакасии .
  20. миске хулах уш

    миске хулах уш Active Member

    Дата регистрации:
    1 авг 2015
    Сообщения:
    598
    Симпатии:
    46
    Баллы:
    28
    На харэ нымартха пошли на кладбище помянуть своих и идет маленький дождик накапывает .И женщина говорит я сегодня помолилась худайха и просила хорошей погоды .Я отвечаю вот помолилась худайха и идет дождь надо было помолится тигирге и дождя не было бы .Она отвечает и тигерге чохтам .говорю ей хорошо сейчас посмотрим тигирге молилась или нет .Дождя не будет .поверю .И только к могилкам подходим .дождь перестает .Говорю ей .хорошо что не забыла тегирге помолится и здесь она .мне показалась такая окрыленная и уверенная стала .и дождя действительно не было часа три пока на могилках находились и по хакаски был костер и еду духу огня приносили и только сели в машину снова полил .........

Поделиться этой страницей