Как погиб Кучум хан

Тема в разделе 'История', создана пользователем Нарбазан, 30 авг 2013.

  1. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    .Шпаков: Как погиб Сибирский хан Кучум (история)

    01:34 19.03.2010

    Кучум, которого мы потеряли

    Просматривая намедни новый телепроект Леонида Парфенова "Хребет России", посвященный Уралу, ваш покорный слуга в очередной раз испытал чувство обиды за отечественное краеведение. Потому что в очередной раз повествователь, рассказывая историю последнего сибир-ского царя Кучума, безобразно скомкал финал этой выдающейся трагедии: уморил, дескать, покорителя Сибири Ермака да и отбыл к ногайцам, где и был убит. В то время, как между двумя этими, безусловно, яркими эпизодами кучумовой биографии имело место, как минимум, одно не менее драматическое событие, развернувшееся неподалеку от тех мест, где века спустя возникла столица Казахстана - Астана.

    Надо сказать, что образ хана Кучума изрядно закошмарен российскими, а затем и советскими историками. Словно вторя народным былинам и казачьим песням, исследователи раз за разом создавали образ коварного, кровожадного правителя. Хотя Кучум был не коварнее любого другого своего коллеги тех лет. А уж по части кровожадности его и вовсе далеко обставили жившие тогда европейские монархи, уничтожавшие собственных соотечественников планомерно и партиями не меньше, чем по несколько тысяч за раз.

    Ну а ближайшим конкурентом в деле подчинения земель своей воле у Кучума и вовсе был московский государь Иван IV "прозванный за жестокий нрав Васильевичем" (как о том на полном серьезе говорится в одном западном исследовании). Кучум, разумеется, прекрасно понимал реалии своей эпохи. "Историкам", спекулирующим на нажористой теме покорения Сибири, неплохо было бы почаще обращаться к документам, в которых эти реалии разъясняются со всей их жесткой прямотой.
    Быть может, Кучум был суров (как и всякий правитель того времени), быть может, ему было свойственно коварство (что свойственно вообще всем полководцам со времен китайца Сунь-цзы, сказавшего: "Война - это путь обмана"). Но Кучум не был лицемерен. Ведь он, бухарский принц из династии Шибанидов, тоже попал на сибирский трон через большую кровь. "С очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царем всея земли Сибирской", - сообщается в летописи Саввы Есипова.
    "Земли завоевывают все народы, - говорит Кучум в своем письме Ивану Грозному. - Но в мирное время они договариваются: Народы наши жили в мире и злобы не таили. Люди жили спокойно и благополучно. Теперь в наше с тобой время чернь враждует друг с другом. Раньше не мог послать тебе ярлык. Потому что воевал тут с одним. Теперь этого врага одолел. Если хочешь, будем теперь дружить. А коли хочешь воевать, будем воевать".
    Определенно, присутствует такт. Так в наши дни один корпоративный лидер мог бы написать другому: "Как профессионал, глубоко понимаю ваши намерения и устремления, но, тем не менее, вынужден заявить о решительном неодобрении ваших действий, оставляя за собой право принятия адекватных мер:" - и так далее.
    Примерно таким же, видимо, было и отношение Кучума к эмиссару конкурирующей организации - к главе сибирского филиала Москвы Ермаку Тимофеевичу. В современных боевиках герои, оказавшись в подобной ситуации, мягко говорят друг другу: "Ничего личного, приятель, это просто бизнес": После чего непременно начинается пальба.

    Сибирский дефолт
    Пальба, конечно же, началась. Правда, палили все больше с одной стороны - стабилизационный фонд одной из противоборствующих корпораций включал в себя такие устойчивые активы, как порох и пушки. Но неверно было бы говорить, что только они решили исход конфликта интересов. Дело в том (и об этом исследователи сибирской истории тоже часто забывают), что конфликтов интересов там присутствовало множество.
    По своим масштабам царство Кучума равнялось Франции, однако, характер заселенности там был такой, что вся Европа до сих пор нервно курит в стороне. Не то чтобы там жило фантастически много людей, но там жило множество людей категорически разных. Разных по языку, по культуре, по вере, по образу жизни. Междоусобицы, благодаря одной из которых Кучум стал ханом, не прекратились и после его воцарения. И с появлением в Сибири новой силы он стал терять подданных. В итоге сибирская столица - Искер - была оставлена Кучумом.
    Да, с Ермаком он в итоге расквитался - и это, конечно же, был ощутимый удар по московским конкурентам, ведь он лишил их ведущего регионального топ-менеджера. Кстати, гибель казачьего атамана отчего-то принято переводить в формат вселенской трагедии. Но уж Ермак-то Тимофеевич хорошо понимал, чем он занимается и чем такие занятия обычно заканчиваются. Так что едва ли он сам стал бы драматизировать по поводу непредвиденного завершения своей карьеры. Погибнуть в результате внезапного нападения? С превосходящими силами противника? Ну что же. "Ничего личного, приятель, просто бизнес":
    Южный рубеж кучумовых владений проходил по Ишиму. И именно здесь, в приишимских степях, кочевал (если не сказать - скитался) Кучум, стремительно теряющий свою страну. Отсюда он нападал на московские укрепления в Сибири, которые становились все больше и все опаснее.
    Интересно, что все три московских царя, пришедшиеся на кучумов век, предлагали ему возвращение Сибирского царства на условиях вассальной зависимости от них. Кучум колебался, но неизменно выбирал свободу. И расплачивался за нее новыми потерями, так как присланные Москвой воеводы совершали рейд за рейдом, стремясь захватить номинального правителя Сибири. Кучум от них уходил, но всякий раз терял и земли, и людей.
    В августе 1598 года, когда Кучум был уже глубоким больным старцем, а его войско составляло не более полутысячи человек, воевода Андрей Воейков предпринял очередной поход, в котором разгромил последних воинов хана. Произошло это у места впадения речки Ирмень в Обь (в настоящее время окрестности села Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области). В бою погибли брат и двое внуков Кучума, шесть его князей, пятнадцать мурз и около 300 воинов. В плен попали пять младших сыновей хана, восемь жен из его гарема, 150 воинов. Однако самому хану с полусотней людей удалось прорваться. Пятьдесят человек - это все, что осталось у Кучума от некогда богатейшего царства:
    Воейков послал передать ему, чтоб он ехал к государю (Борису Годунову) - тот-де "его пожалует, жен и детей велит отдать".
    Через некоего Толмухаммеда Кучум ответил на это: "Не поехал я к государю, по государевой грамоте, своею волею в ту пору, когда я был совсем цел; а теперь за саблею мне к государю ехать не по что, теперь я стал глух и слеп, и нет у меня ничего. Взяли у меня промышленника, сына моего Асманака-царевича; хотя бы у меня всех детей побрали, а один остался Асманак, то я бы с ним еще прожил; а теперь сам иду в Ногаи, а сына посылаю в Бухары".
    И вот на этом-то месте и заканчивается обыкновенно трагическая история сибирского царя Кучума. "Ногайцы его убили", - качает головой рассказчик, многозначительно потрясая пальцем.
    Но дело в том, что был еще один акт трагедии, упоминаемый лишь в одном источнике - и его исследователи почему-то небрежно обходят.
    (Окончание в след. сообщении)
    Последнее редактирование: 30 авг 2013
  2. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Как погиб Кучум хан. Продолжение
    Выбор свободного человека
    С пятьюдесятью воинами Кучум направился отнюдь не к ногайцам. Вот что сообщает нам "История Сибирская" тобольского летописца Семена Ремезова:
    "Кучюм же житию своему скитаяся и места не обрете, яко обнажен всего дома своего, имения и скота и жителей лишен от живущих сибирян, и не со многими людми yбежа в Канскую землю к вершинам Иртышу реки на озеро Зайсан-Нор. И похитил у калмыков коней многое число, и побежа на ино место со своими. Калмыки же гнаша вослед ево и достигоша на Нор-Ишиме у озера Кургальчина, и ту многих кучюмлян побиша, и коней, свои стада, отъяша, и досталное имение его пограбиша. Кучюм же yбежа от них с малыми людми в Нагайскую землю жити и кормитца нищетою".
    Без сомнения, попытка похитить у калмыков, обитавших на Зайсане, стада - это был акт отчаянья. Можно сказать - самоубийственное предприятие. Но кошмар для Кучума заключался в том, что ему вновь удалось остаться в живых. Последние его воины были побиты калмыками на пологом берегу озера Коргалжын - но сам он, старый, больной и нищий - выжил: Зачем? Для чего?
    Быть может, задав себе этот вопрос он и принял решение направиться к своим прежним противникам - ногайцам. Вряд ли рассчитывал он на сочувствие с их стороны. Наоборот - он рассчитывал на то, что уж они-то, "старые верные враги" - не подведут: И они не подвели.
    "Егда же Кучюм со своими к нагаям приходом явился, тогда нагаи нимало потерпеша, собрався с роды своими, убиша Кучюма и протчее имение отъяша, а людей его похолопиша, глаголаше ему: Ведомой ты и славной вор, Муртазелеев сын, и отец твой нам многa зла соделал, и ты, хотя и нищ, то же и нам yчиниш, что и протчие твои люди, от тебя же yбиты напрасно и озлоблены".

    Где именно это произошло - сказать трудно. Ногайская орда занимала обширную территорию - южное Приуралье, низовья Волги и значительную часть центрального Казахстана - вплоть до Иртыша. Однако главные ставки находились в районе современных Уфы и Оренбурга. Может быть, Кучум был убит где-то там.

    Однако есть и альтернативная версия эпилога. Хивинский историк (и, по совместительству - хан) Абульгази сообщает, что Кучум "затерялся среди племени мангутов", обитавшего вблизи Бухары. А исконные родовые кочевья Кучума якобы проходили по западному берегу Каспия - и Кучум мог бы вернуться туда:

    Конечно, при таком-то сюжете всякий хэппи-энд будет сомнительным. Но все же оказавшись в приишимской степи или на берегу Коргалжынского озера, расположенного всего-то в 130 километрах от Астаны, подумайте о том, что эти места связаны с самыми трагическими периодами жизни последнего сибирского хана. А если альтернативная версия его кончины верна - то он и вовсе может быть похоронен где-то в казахстанской земле.
    _________________
    .Шпаков: Как погиб Сибирский хан Кучум (история)

    Последнее редактирование: 30 авг 2013
  3. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    По-моему мнению, роль в гибели Сибирского ханства сыграла и вассальная "политика", предшественника Кучум хана - Эдигера, который практически вступил в "союз" с Ах ханом... Ваше мнение, друзья.
    Последнее редактирование: 30 авг 2013
  4. Володя

    Володя Well-Known Member

    Дата регистрации:
    26 дек 2011
    Сообщения:
    1.905
    Симпатии:
    229
    Баллы:
    63
    Главная роль в гибели Сибирского ханства заключается в том, что у татарлар не оказалось мудрого и проницательного вождя (как Чингизхан), который бы мог объединить силы бывшей Золотой Орды.
    Объединить может быть усилиями дипломатии и убеждения (ведь все говорили практически на одном языке). Но личные АМБИЦИИ переполняли региональных вождей. Хотелось быть САМЫМ главным в своем юрте. Не понимали, что Московия многократно усилилась (она уже не улус Орды), за ее спиною стоит Запад, с его помощью наемниками, артиллерией, оружием, специалистами....
    Ведь кто такие ногайцы? Это те же татарлар, обособившиеся от Золотой Орды под руководством хана Ногая. То есть - родственники. Но которые захотели быть ОСОБЕННЫМИ.....
    Так Московия всех поодиночке и завоевала.....
  5. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    _____________________
    Очень даже согласен! Если посмотреть в глубину истории тюрков, то и там не было единства, что и привело к гибели Великого каганата, границы, которого простирались от Византии на западе до Кореи на востоке. И, казалось тюркам, держава их вечна, непоколебима. Но бунтовали покоренные племена. И, как бы высоко не поднималось боевое тюркское знамя с золотой волчьей головой, все шло к тому, что могущественный каганат не мог удержаться у власти. И в 630 году пал Восточно-тюркский каганат, и тюрки были вынуждены склонить гордую голову перед Танами, как говорят историки, «пятьдесят лет отдавать свои силы, кровь» имперцам, участвуя в завоевательских войнах Танской династии в джунглях Юньнании, нагорья Тибета, Ляодунском и Корейском полуостровах. И так продолжалось до тех пор, пока терпение их, расселённых вдоль Великой Китайской, стены не лопнуло. Возглавил восставших тюрков потомок Каганского сёока (рода) АШИНА КУТУК прозванный позднее ЭЛЬТЕРИШ КАГАН, когда Великая Держава тюрков собралась из обломков на просторах ХАЛХИ.
    731 – ой год н.э. Внезапно в расцвете сил, всего 47 лет от роду умирает прославленный полководец, спаситель отчества, всеобщий любимец, опора Каганата КЮЛЬ-ТЕГИН (настоящее имя не известна Нарбазан). На похороны Великого Тегина приехали даже из далёкого Тибета и Урума-Византии.
    В Каганате после смерти Кюль-Тегина началась борьба за власть.
    Недолго пережил брата (Кюль-Тегина.Нарбазан.) БИЛЬГЕ-КАГАН, оставшись в одиночестве в ответе за судьбу и будущее огромной державы. Но, невзирая на распри, которые изо дня в день усиливались, Бильге-Кагана продолжал укреплять свой ЭЛЬ, пока чаша с отравленным вином не оборвала ему жизнь. И, как известно из исторических документов, что чашу с отравленным вином поднёс не враг, не иноплеменник, а бывший вельможа тюрок, бывший посол в Танской империи от Каганата Бельге-Кагана.
    На престол Великой Державы вступил сын Бильге-Кагана ЙОЛДЫК – тегин. Но и Йолдык – тегин через пять лет отошел в иной мир, а престол перешёл к его младшему брату БИЛЬГЕ КУТУК хану, который в последствии принял титул ТЕНГРИ-ХАН (на кызыльском диалекте «тенгри», «тегр» означает Небесный царь, владыка Нарбазан.)
    Вся история тюркского каганата пронизана борьбой с хитроумными танскими разведчиками, подкупавшими тюркских царевичей, послов и вельмож так, что люди мало надеялись друг на друга. Были и доносы, за которыми следовали казни ничем не повинные военно начальников, простолюдин.
    Все эти средства подрыва военно-политического союза пускались в действие при первой же возможности, как только в Каганате намечались признаки упадка или военное - политического послабления. Таким образом, высшие чины империи Тан постепенно, но уверенно разлагали из нутрии Великий Тюркский Каганат, т.к. военными действия империя Тан не смогла бы победить каганат. Для подрыва кёк-тюрков активно привлекались их родичи карлуки, басмалы, кыргызы
    (древние хакасы Нарбазан) и собственный домен кагана – народ тогуз-огузорв (тогыз - девять, Огуз – племя Нарбазан), состоявший из девяти племён теле, которые были вольнолюбивые. Но не отличались дисциплиной и пониманием единства целей.
    Мудрый и Великий ТОНЬЮКУК родился во времена зависимости от Китая. В Китае он получил в имперской школе блестящее воспитание. Тоньюкук в силу своего необыкновенного ума отлично познал и вник во все тонкости государственной премудрости, очевидные и скрытые возможности тайной дипломатии. Но и он предвидел о неизбежности гибели Великого Каганата. Первыми поднимаются мятежные уйгуры, под предводительством МОИН ЧУР в 742 году они восстают, за ними поднимаются против Кагана басмалы, карлуки и единокровные родичи – теркины.

    Тюрки воюют против тюрков. Великий тюркский Каганат постигла та участь, как и гуннов – первых владык кочевий Степной Азии. И, как известно из исторических документов, жестокие враги гнали остатков отважных тюрков, никогда не знавшие страха, поражений, гнали как волков, ловили и убивали повсюду, и знамя в золотой волчьей головой больше не взвивалось на просторах ВЕЛИКОЙ СТЕПИ.
    Последнее редактирование: 30 авг 2013
  6. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Тюрки вполне расплатились ценой крови и утерей великой государственности за свои победы в кровавых войнах. Но их оставшихся в живых далеко не все сложили оружие. Самые упорные ревнители прежних тюркской славы продолжали борьбу сопротивления до 745 года, когда вождь уйгуров напал на басмалов и разгромил их. После победы был создан уйгурское ханство, которое просуществовало 100 лет. Его разгромили кыргызы-хакасы в чьих жилах текла кровь тюркских каганатов.

    Войны, большие и крупные стычки между тюрками, продолжалось вплоть до 13 века – века Чингисхана, «победителя и владыки Вселенной», время которого, как сообщает «Тайна истории монголов», покорила все «лесные народы» в Южной Сибири (Саяно-Алтайское нагорье федерацию древнехакасского государства Нарбазан.) от Косогола до Западно-Сибирских степей.

    На несколько веков закабалил хакасов, народы Алтая и даже Европы монгольский улус. Хакасы у монголов и ойротов считались как албаты-данники, но и империя Чингисхана, первый и последний раз сведшая воедино Восток и Запад, всё же рухнула, рассыпалась на пять сильных улусов, которые люто враждовали между собой. Так что монголов постигла та же участь, что и их предшественников, создававших кочевые империи.
  7. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Думаю, пришло время и Российской империи повторить судьбу исчезнувших каганатов. Пришло время МНОГИХ государств... И стали править ГОСУДАРСТВАМИ империи ИНОГО рода, которые сейчас называются КОРПОРАЦИЯМИ.
    Россию уже подмяла чета Ротшильдов...

    Если кто из вас-нас-всех хоть раз брал ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ кредит, то поздравляю вас - Вы опосредованный подданный Ротшильдов :)

    Так что ЕДИНСТВЕННЫЙ и ВЕРНЫЙ ПУТЬ хакасов - РОДОВОЕ ДВИЖЕНИЕ !
  8. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    sibday: " Так что ЕДИНСТВЕННЫЙ и ВЕРНЫЙ ПУТЬ хакасов - РОДОВОЕ ДВИЖЕНИЕ !"
    ____________
    Согласен!
  9. миске хулах

    миске хулах Active Member

    Дата регистрации:
    5 май 2012
    Сообщения:
    411
    Симпатии:
    85
    Баллы:
    28
    Достойнейший муж воин верен Кагану.стране народу .6век Сильна надлись и в наше время замени Каган на президента или бастых перевод на русский глава В Казахстане поощряют старики если ты знаешь свой род до 7 колена свой жуз. свой языктрадиции уважение родителям .старикам что воспитали сына или дочь и я пишущий эти строки пользовался уважением зная хакаский и русский но знал хакаский на уровне сала хазахском и это меня спасло
  10. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    миске хулах: "Достойнейший муж воин верен Кагану.стране народу .6век Сильна надлись и в наше время замени Каган на президента или бастых перевод на русский глава В Казахстане поощряют старики если ты знаешь свой род до 7 колена свой жуз. свой язык, традиции уважение родителям, старикам, что воспитали сына или дочь, и, я пишущий эти строки пользовался уважением зная хакаский и русский, но знал хакаский на уровне сала хазахском и это меня спасло"
    ________________
    Спасибо! Уверен - не канет в Лету наш древний хакасский язык!!!
  11. сыда

    сыда Member

    Дата регистрации:
    5 мар 2011
    Сообщения:
    150
    Симпатии:
    2
    Баллы:
    18
    ....в чьих жилах текла кровь тюркских каганатов.- Нарбазан- что это за субстанция такая ? - кровь каганатов ? каганат - это государственно-правовое понятие !
    ...... Так что ЕДИНСТВЕННЫЙ и ВЕРНЫЙ ПУТЬ хакасов - РОДОВОЕ ДВИЖЕНИЕ !-sibday - тогда может вообще , первобытно- общинный строй, загнать народ в пещеры и там, проводить " изоляционисткую политику "
    Последнее редактирование: 2 сен 2013
  12. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Взлёт и падение хана-узурпатора Бой на Чувашском мысу, случившийся 26 октября (5 ноября) 1582 года, предопределил судьбу Сибирского ханства. Отряд, в котором было около 800-850 казаков и немцев-наёмников разбил несколько тысяч татар хана Сибири Кучума. Ханству оставалось недолго. Но в историях о покорении Сибири часто забывается противник. Кем был хан Кучум, наблюдавший за разгромом своих воинов с горы и бежавший, оставив столицу ханства город Искер? Рассказываем о нём и, конечно, о Ермаке. Борьба с сибирским ханом Едигером Родился Кучум предположительно в 1510—1520 годах на Северном побережье Аральского моря, в улусе Алты аул. Значительную часть жизни он вёл борьбу с сибирским ханом Едигером. В этом ему помогал родственник, бухарский хан Абдулла-хан II. Войско Кучума состояло из узбеков, ногайских и казахских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году. В 1563 году, в отмщение за смерть деда, Кучум убил Едигера и его брата Бекбулата, и занял город Кашлык (Искер, Сибир), став владетельным ханом над всеми землями по Иртышу и Тоболу, а равно и над барабинцами, чатами и иртышскими остяками. Только Сейдяк (Сеид-хан), сын Бекбулата, остался в живых и был отправлен для безопасности в Бухару. Хан-узурпатор Савва Есипов так пишет об этих событиях: «Сын Муртазы Кучум из Казахской орды, с очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царем всея земли сибирской. Он подчинил себе многие народы. Прежде чем бог разгромил его царство и отдал его в руки православных христиан, царь Кучум многие годы свободно и спокойно правил в Сибири, собирая ясак». Население Сибирского ханства, то есть татары и подчинённые им манси и ханты, смотрели на Кучума как на узурпатора, тем более что его опорой служило иноземное войско. Другие сибирские летописи говорят, что Сейдяк, после смерти своего отца и дяди, правил в Сибири, пока не пришел из Казанских степей Кучум, который взял город и принудил Сейдяка бежать в Бухару. Кучум — правоверный мусульманин Будучи правоверным мусульманином, Кучум многое сделал для распространения ислама в Сибири. Многие, которые не хотели добровольно по закону магометанскому подвергнуться обрезанию, были принуждены к тому силою, а некоторые упорно сопротивлявшиеся были казнены. Введение новой веры сопровождалось многочисленными мятежами населения, в связи с чем Кучум запросил помощи у своего отца Муртазы, который прислал Кучуму большое войско. По просьбе Кучума правитель Бухары шейбанид Абдулла-хан II трижды присылал Кучуму с бухарскими всадниками шейхов и сеидов для проповеди ислама. Незадолго до прихода Ермака в Сибирь (1582) к Кучуму прибыл Шербети-шейх. По некоторым данным, Кучум вывез нескольких исламских учёных из Казани. Несмотря на эти меры, многие народы ханства оставались язычниками и после смерти хана. Кучум достиг значительных успехов в укреплении своего государства. Помимо татар и кипчаков, он подчинил своей власти ханто-мансийские племена, обитавшие на Оби и Урале, барабинцев и часть башкирских племен, обитавших на восточных склонах Урала. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе кое-где переходили на европейскую сторону Урала, на юге проходили по Барабинской степи. Походы во владения Грозного царя. Война с Ермаком Захватив Сибирское ханство, Кучум тем не менее продолжал платить ясак и отправил в Москву посла с 1000 соболей в 1571 году. Впрочем, после окончания войны с прежними сибирскими владыками, он подступил к Перми. Появление Кучума у Перми спровоцировало попытку отделения ногайских татар от Москвы и черемисский бунт. Несколько дальнейших походов его войск во владения Ивана Грозного и Строгановых в итоге привели к потере им власти в Сибирском ханстве. 1 октября 1581 Кучум выдержал натиск Ермака под Чувашской горой, но 26 октября его стан был разбит казаками, основные войска, состоявшие из местных народов, разбежались, и Ермак беспрепятственно вступил в Искер, столицу Сибири. Относительно легкая победа немногочисленной (менее тысячи человек) казачьей экспедиции под руководством Ермака над целым ханством объясняется непрочностью объединения различных народов, зачастую исповедовавших разную религию и ведущих разный образ жизни. Помимо этого, многие местные князьки считали, что им намного выгоднее было подчиниться казакам, а потом московскому царю, чем служить пришлому хану, опиравшемуся к тому же на силу чуждых им бухарских, узбекских, ногайских, казахских отрядов. А главное — у Кучума не было большого опытного войска, его гвардия и уланы, набранные в южных степях и усиленные местными сибирскими татарами, были относительно плохо вооружены, использовали устаревшую тактику и вооружение. Им было сложно противостоять опытным в военном искусстве казакам и иностранным наёмникам, в большинстве своем использовавшим огнестрельное оружие, качественные защитные доспехи и владевшим самыми передовыми техниками боя. Кучум, бежав в Ишимские степи, стал поднимать инородцев, следил постоянно за Ермаком и наконец, 6 (16) августа 1585, напав на него врасплох, разбил его отряд. Впрочем, борьба продолжалась до самого конца XVI века. Хан-беглец В 1597 году Кучум предложил заключить мир, при условии возврата земель по Иртышу и освобождения Шаима и двух других гостей, которые были направлены к Кучуму послами, а из имущества послов прошу вернуть воз с пушниной. В ответ московские власти послали Кучуму несколько грамот от Маметкула и Абдул-Хаира с предложением перехода на царскую службу и приезда в Москву. Кучум грамоты не принял. Кучум, высоко ценивший свободу, вовсе не желал переходить под покровительство царя. В последние годы он, сломленный неудачами, всё больше склонялся к миру с русскими, но никаких действий, однако, не предпринимал, по возможности тянул время и копил силы для решающего удара. Испугавшись слуха о новом набеге Кучума, царские власти предприняли решительное наступление. В сражениях 1598 года погибло множество татар, погибли брат, сын и двое внуков Кучума, большая часть гвардии хана была убита. Сам же хан сумел бежать за Обь. Настроение старого, разочарованного, сломленного неудачами хана можно передать его же словами, когда ему в очередной раз предложили пасть ниц перед русским царём: «Я не пошел на поклон к падишаху, как он того хотел в ярлыке своем, а ведь я тогда был совсем здоров. Какая мне теперь нужда идти к нему под меч? Я теперь глух и слеп. Всего лишился. Взяли моего Асманака, который был купцом. Если бы забрали всех сыновей и оставили одного Асманака, я бы ещё пожил. А теперь сам я пойду к ногайцам, а сына отправлю в Бухару». В течение некоторого времени Кучум кочевал около озера Зайсан. Затем он решил вернуться в Ишимские степи, где надеялся найти свою разбросанную по разным местам семью и своих улусных людей. Это, может быть, ему удалось бы, если бы он не вооружил против себя калмыков, приказав угнать у них несколько лошадей, необходимых ему для продолжения пути. Этот поступок шел настолько вразрез с долгом беглеца, принятого дружелюбно чужим народом, что оскорблённая сторона считала себя вправе отомстить ему. Калмыки догнали его на реке Нор-Ишиме у озера Каргальчина. Там были перебиты остальные его люди, но Кучум снова спасся бегством. Смерть хана-узурпатора Некоторые летописи сообщают, что Кучум отправился в Казакскую орду, другие же (Ремезовская) указывают здесь на ногайцев. Абулгази в рассказе о гибели хана упоминает о манкатах, под которыми разумеет каракалпаков. Царевич Канай, отказываясь от правления над бухарским городом Шавраном, опасался, что ему не поздоровится, как и его отцу, которого таким же образом «учинили» князем, пригласив приехать в землю калмыков и коварным образом убив там сразу же по прибытии. Кучум погиб насильственной смертью среди одного из этих народов. Одним из мест гибели считается Тенгиз-Кургальджинская впадина. Скорее всего Кучум погиб в 1601 году. В том году сын Кучума Али стал ханом. В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума — царевичи Аблайкерим и Кирей — продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620—1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли.
  13. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    _________________________
    ИСТОРИКИ ЕВРОПЫ, ЕЖЕ С НИМИ РУССКИЕ, СОВЕТСКИЕ ПРАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ "ИНЫХ" НАРОДОВ ЧАСТО ОТОЖДЕСТВЛЯЮТ КАК "ЖЕСТОКИМИ", ДАННОМ СЛУЧАИ "УЗУРПАТОРАМИ", ПО ВСЕМУ ВИДНО НАПРОЧЬ УМАЛЧИВАЮТ О НЕ МЕНЕЕ ЖЕСТОКОСТИ НАПРИМЕР ИВАНА ГРОЗНОГО, ЖЕСТОЧАЙШЕМ ПРАВИТЕЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ И. ДЖУГАШВИЛИ...

Поделиться этой страницей