Кыргызы и Тюркский мир

Тема в разделе 'История', создана пользователем Актанаалы Джоодатов, 11 май 2015.

  1. Актанаалы Джоодатов

    Актанаалы Джоодатов КЫПКЫРГЫЗ

    Дата регистрации:
    25 апр 2013
    Сообщения:
    843
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    28
    ОБ ИСКАЖЕНИЯХ ИСТОРИИ ТЮРКСКОГО МИРА

    Мифы о своей древности сочиняют многие народы, в том числе турки, казахи, узбеки и другие. Например, турки иногда относят себя не к племени Ашина, а к другим, схожим по названию древним племенам — ту-ге или ту-кюэ. Первое входило в свое время в состав союза хунну, а второе — в состав кочевых племен Северной Вэй. В этом вопросе турки склоняются больше к варианту ту-ге.

    В двести девятом году до нашей эры на территории нынешней Монголии и Южного Забайкалья хунну образовали новый военный союз, состоящий из двадцати четырех племен. Данное количество племен соответствует числу внуков, воспеваемых турками в своей легенде об Огуз-хане. Поэтому, называя шаньюя (князя хунну) Моде своим Мете-ханом, турки отождествляют его со своим эпическим героем Огуз-ханом. Так возникает миф о древних корнях турков.

    Союз хунну действительно состоял из двадцати четырех племен, говоривших на протомонгольском, прототунгусском и протоиранском языках. В него входило и племя ту-ге, говорившее, возможно, на прототюркском языке. Однако господствующая у хунну элита, состоящая из трех знатных родов, то есть хуянь (заяц), сюбу (край), лань (орхидея), как зафиксировала история, говорила на енисейско-кетском языке. Поэтому язык хунну не был тем языком, на котором говорили предполагаемые предки турок – племя ту-ге. Различие хунну и турок обнаруживается не только в их языках, но и в легендах. Например, в легенде хунну их предводителем является бугу (олень), а в легенде турков – бозкурт (серая волчица).

    Этой болезнью страдают и узбеки. Общеизвестно, что Россия, завоевав Среднюю Азию, передала основную часть территории Ферганской долины узбекам. Ферганская долина была очагом развитой оседлой культуры. Там находились памятники истории, архитектуры, теологии, астрономии и тому подобное. Не имея к ним никакого отношения, узбеки пытаются причислить эти достижения к истории своего народа. Для лучшего понимания сказанного приводим хронику истории Ферганской долины.

    В восьмом веке до нашей эры в Ферганской долине образовались государства Бактрия, Хорезм, Согд, Парфия.

    В шестом веке до нашей эры эту территорию завоевали персы-ахемениды.

    В четвертом веке до нашей эры — войска Александра Македонского.

    С третьего по второй век до нашей эры она перешла в руки селевкидов и Греко-Бактрийского царства.

    Со второго века до нашей эры по восьмой век новой эры она переходила в руки кангюй, государство тохаров, эфталитов, Кушанского царства, великой Тюркской империи, Западно-Тюркского каганата.

    В восьмом веке она была завоевана Арабским халифатом, распространившим в этом регионе мусульманство.

    С девятого по тринадцатый век она переходила в руки саманидов, затем караханидов и государство Хорезмшахов.

    В тринадцатом веке она перешла в руки монголов.

    В четырнадцатом веке — в руки эмира Тимура.

    С пятнадцатого по семнадцатый век ею правили наследники Тимура.

    Все эти исторические события произошли до зарождения и прихода Узбекского ханства в среднюю Азию.

    Вытеснив в семнадцатом веке ослабевших наследников Тамерлана, Шейбани-хан на короткое время занял Ферганскую долину. Однако Узбекское ханстве вскоре уничтожили аштарханиды.

    После чего в Ферганской произошли долине следующие события.

    В восемнадцатом веке вместо рухнувшего государства аштарханидов возникли Бухарское, Хивинское, Кокандское ханства. Затем Бухарское ханство завоевал Иран. После смерти шаха Надира Бухарское ханство приобрело независимость и стало называться Бухарским эмиратом, правителем которого стали мангыты, также не имеющие никакого отношения к узбекам (смотри раздел «Эра жужаней»).

    В середине девятнадцатого века эта территория перешла к Российской империи, затем Советскому государству. Во владениях Бухарского, Хивинского, Кокандского ханств Россия образовала пять национальных республик, назвав одну из них Узбекской.

    Поселившись лишь в семнадцатом веке в Ферганской долине, узбеки пытаются причислить историю этой территории к истории своего народа. Например, установив в Ташкенте памятник великому воину Тамерлану, завоевавшему территории от Индии до Анкары, узбеки называют его сыном узбекской земли, чтобы он воспринимался как сын узбекского народа.

    Такую же уловку они используют по отношению к великим ученым, философам, поэтам востока — Омару Хайяму, Рудаки, Саади и прочим. Их также преподносят как великих сынов узбекской земли. В тот момент, когда эти великие люди в Самарканде, Бухаре, Ширазе творили свои шедевры, узбеков не существовало на свете. Когда намекаешь на языковые различия этих талантов, узбеки изворачиваются, называя этот язык староузбекским.

    Наверное, вызывало бы громкий смех, если бы турки называли сегодня язык византийских греков старотюркским языком, а византийского императора Константина или Юстиниана — сыном тюркской земли. Увы, подобное совершают узбеки.

    В этой части книги мы изложили причины возникновения турок, тюркского мира, историю восхождения и падения турок, кыргызов, огузов, отдельные вехи жизни кыпчаков, узбеков, казахов, а также роль кыргызов в тюркском мире, чтобы кыргызская молодежь знала, кто есть кто в тюркском мире.
  2. Актанаалы Джоодатов

    Актанаалы Джоодатов КЫПКЫРГЫЗ

    Дата регистрации:
    25 апр 2013
    Сообщения:
    843
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    28
    КЫРГЫЗЫ В КОКАНДСКИЙ ПЕРИОД
    (1700-1870 гг.)

    В период падения аштарханидов, причислявших себя к монголам, в Средней Азии возникли три государства: Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханство. Основная часть кыргызов оказалась в составе Кокандского ханства и находилась там до завоевания Средней Азии Россией.

    В кокандский период возросло противостояние кыргызов с кыпчаками (читай книгу К.Тологонова «Сынган кылыч» — Сломанный меч»). Кокандское ханство было слабым государством. Алайские, Андижанские, Аксыйские кыргызы диктовали свои условие кокандскому хану, вынуждая его прислушиваться. Алаем назывались тогда почти все три южные области современного Кыргызстана, то есть Ош, Баткен, Джалал-Абад за исключением Кетмень-Тюбе, и Аксы. Кыргызы посадив на престол выросшего без отца сироту – Шерали хана, правили этим ханством как хотели. Чтобы он не зазнавался, повесили на гвоздь против трона Шерали хана его поношенный башмачок. Не признавая требования наместников Шерали хана, кыргызы оскорбляли их публично, говоря: «Силердин кокон пешиндерден эч ким коркпойт» (никто не боится от вашего устрашения), унижали, говоря: «Ыргыт кокого жарабаган кокон паранды» (выкинь свои воздушные деньги).

    В тот период основные политические события происходили в Ферганской долине на юге современного Кыргызстана, где были расположены столицы всех трех среднеазиатских государств. Из-за слабости Кокандского ханства северные кыргызы объявили сарыбагыша Ормона — ханом кыргызов. Это напоминало объявление Мухамед кыргыза — ханом кыргызов в монгольский период. Ормон был объявлен ханом не для завоевания Кокандского ханства, а для того, чтобы подчеркнуть независимость кыргызов и поднять дух кыргызов. Это решение пригодилось в период нашествия казахов на кыргызов.

    В кокандский период стремительно набирала мощь Царская Россия. Она начала поглощать казахов. Освободившись от геноцида джунгар, казахские ханы, рассчитывая на поддержку кыргызов, бодались с Русью. После избрания ханом Ормона кыргызами овладевало желание войти в состав России, поэтому они не поддержали казахов. Обидевшись на это, казахи организовали нашествие на кыргызов. Солдаты хана Ормона, захватив тогда в плен казахского хана Кененсары, отрезали ему голову. Перед смертью Кененсары выразил просьбы: поручить эту жестокость не женщина, а мужчина, так как он заметил среди палачей женщин, переодетых в мужскую одежду. Его просьба была удовлетворена.(голова передана России и хранится в числе семи голов в музее Санкт-Петербурга)

    Южные кыргызы, в отличие от северных, продолжали противостояние в кокандском ханстве. Однажды, собравшись вблизи Байтик-болтока, представители элиты знатных родов кыргызов юга и севера провели сепаратные переговоры о создании государства кыргызов во главе с даткой Алымбек, который в течение тридцати лет занимал высокие посты в Кокандском ханстве, в том числе пост главного визиря и правителя Андижана. Узнав о таком намерении кыргызов, кокандский хан нанял человека, который убил Алымбека, когда он совершал молитву в мечети и таким образом сорвал план кыргызов.

    Через некоторое время, северные кыргызы добровольно вошли в состав России. После завоевания Россией Кокандского ханства южные кыргызы не признали власть русских — из-за принятия северных кыргызов без них. Русские отреагировали на это и направили к ним армию. Карательные акции русских усилили протестное настроение не только среди кыргызов, но и среди других народов. Испугавшись от растущего непризнания власти русских, правитель Туркестана генерал-губернатор Скобелев принял решение присоединить южных кыргызов путем переговоров. Чтобы уговорить Курманжан датку – супругу убитого датки Алымбека, направил северянина, получившего офицерский чин от русской власти, Шабдан батыра. Шабдан был принят Курманжан даткой и отправлен назад вежливо, но без положительного результата. Тогда на встречу с Курманжан даткой пошел сам генерал-губернатор Скобелев. Оценив при встрече ее величие, он назвал ее царицей Алая. Она не принимала предложение царской России потому, что, в отличие от северных кыргызов, хотела войти в состав России, подписав договор с указанием прав кыргызов. В итоге она этого добилась.

    История изучается для того, чтобы понять прошлое и принять правильное решение. Поэтому в этой части книги изложим отношения кыргызов и русских в царский, советский и постсоветский период и завершим ее сравнением отношений русских и турков с кыргызами.
  3. Актанаалы Джоодатов

    Актанаалы Джоодатов КЫПКЫРГЫЗ

    Дата регистрации:
    25 апр 2013
    Сообщения:
    843
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    28
    КЫРГЫЗЫ В ПЕРИОД ЦАРСКИЙ РОССИИ
    (1862-1920 гг.)

    После подчинения Средней Азии царская Россия увлеклась укреплением своей новой дальней границы. Не доверяя это дело местному населению, она стала заселять в приграничные с Китаем районы семьи русских казаков. Поэтому северные территории кыргызов стали заполоняться русскими. И тогда в Чуйской долине, в Таласе, в Кетмень-Тюбе, на Иссык-Куле возникли поселения, до сих пор сохранившие русские названия. Например, Георгиевка, Семеновка, Романовка, Петровка и т.д. Они, выселяя с насиженных мест кыргызов в предгорья, горные долины обострили недовольство местного населения. Культурные, языковые, религиозные различия переселенцев привели к росту межнационального напряжения. Местные жители стали раздражаться и из-за угодливости наместников царской власти, назначенных из числа зажиточных представителей коренного населения. То есть кыргызы ощутили бесправие на своей родине, так как эти наместники, боясь потерять свои привилегии, не стали поднимать голос в защиту интересов своего народа.

    В такой ситуации началась первая мировая война, куда стали призываться только главы и крепкие члены семей пришлых русских казаков. Доверяя армейское дело только этим людям, царская власть, по сути, обезглавила их семьи, живущие в окружении крайне недовольных местных кыргызов. У кыргызов возникло желание пощекотать нервы оставшихся без защиты русских пришельцев. В это же время царская власть стала призывать местное население на тыловые работы. Однако царские наместники-лизоблюды, оберегая от призыва своих детей и близких, стали отправлять туда беззащитных и бедных людей. Такая несправедливость окончательно разозлила кыргызов. Считая русских виновными в распространении неравенства, представители коренной нации начали громить русские села.

    В ответ на эти бесчинства царская власть подтянула из ближних районов Средней Азии своих солдат и начала жестоко подавлять бунтующих кыргызов. Силы были неравными, и бунтари двинулись в сторону Китая. Это событие получило название «Восстание кыргызов», а в кыргызском варианте оно называется Уркун (побег кыргызов в Китай).

    Численность кыргызов тогда сильно поредела, так как дорожные тяготы выдержали немногие, а в Китае никто не ждал их с распростертыми объятиями. Разочаровавшись от такого холодного приема, многие из них вернулись назад, увеличив число своих потерь на обратном пути. К счастью, возвратившихся кыргызов русские, испытавшие боль в сердце от жестокого подавления этих людей во время бунта, встретили на границе с хлебом и солью. Это смягчило их взаимоотношения. Но вскоре русские сами свергли царя, принудив его отречься от власти. После чего наступила эпоха Российской империи и Советского Союза.

    Есть два момента этого восстания, о которых должны знать потомки кыргызов.

    Первый. Существует русская версия о причастности к восстанию кыргызов Мустафы Кемаля Ататурка. Это легко опровергается, так как в таком случае он оказал бы какую-то помощь кыргызам хотя бы во время их побега в Китай или на обратном их пути.

    Второй. Развивается версия о геноциде кыргызов. Некоторые кыргызские историки, политики, называя подавление царской властью народного бунта кыргызов геноцидом, требуют от России компенсации. Однако эта претензия беспочвенна. Царская власть подавила не кыргызов, а разгром кыргызов. Пострадавшие тогда от рук царской власти северные кыргызы сами напросились в состав царской России, признав полномочия царя над собой и в пресечении беспорядков в стране.

    Поэтому юридическое основание для признания геноцида отсутствует. Кроме того, современная Россия не является правопреемником царской России. Муссирование темы геноцида рассчитано только на внутреннюю политику, то есть для получения на выборах голосов националистически настроенных избирателей. Из-за чего ваш покорный слуга опубликовал статью «Руководство Кыргызстана участвует в разжигании антирусской ненависти», так как не зря существует поговорка «Национализм — последнее прибежище негодяев». Дело в том, что около миллиона кыргызов работают ныне в России и направляют ежегодно своим семьям на родину деньги, в сумме почти сопоставимую с государственным бюджетом Кыргызстана. Нагнетая истерию против русских, кыргызы не добьются ничего, кроме потери теплых отношений с Россией.



    КЫРГЫЗЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
    (1920-1991 годы)

    В начальном периоде советской власти кыргызы испытали настоящее потрясение. Разрушая их привычный образ жизни, советская власть приступила к коллективизации, для чего стала переселять кыргызов с насиженных мест в создаваемые тогда различные хозяйствующие субъекты. Движимое и недвижимое имущество этих коллективов, названных колхозами и совхозами, стало формироваться за счет национализации собственности самих кыргызов. То есть за счет отъема живности, земель и драгоценностей у зажиточных и средне зажиточных людей, уравнявшего их с бедными и беднейшими людьми.

    Поэтому часть этих людей, названная советской властью бай-манапами, и составлявшая тогда, по сути, элитную часть кыргызов, начала противодействие процессу национализации. Часть этой недовольной кыргызской элиты, создав отряд из сельчан и представителей своего рода, стала бороться за возврат своего имущества, называя предателями своих родственников и односельчан, защищавших советскую власть. А советская власть, назвав их, наоборот, басмачами (захватчиками), стала проводить раскулачивание с помощью карательных отрядов, арестовывая параллельно местных кыргызов, скрывающих басмачей от советской власти. Драматизм этого времени точно отражает судьба кыргызской женщины Уркуи, убитой басмачами. Лишь полное истребление басмачей, то есть тогдашней кыргызской элиты, облегчило задачу строительства советского государства.
  4. Актанаалы Джоодатов

    Актанаалы Джоодатов КЫПКЫРГЫЗ

    Дата регистрации:
    25 апр 2013
    Сообщения:
    843
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    28
    Затем советская власть приступила к ликвидации безграмотности. Повсеместно стали открываться школы, а в столице республики — специальные заведения для обучения людей медицинским, инженерным, техническим, аграрным, педагогическим и другим профессиям. Благодаря реализации этой программы у кыргызов сформировалась новая элита — уже из числа образованных людей, которая стала подпитывать политическую элиту Советского Кыргызстана вплоть до распада Советского Союза (читай книгу Айтматова «Первый учитель»).

    Вместе с тем советская власть стала проводить политику интернационализма, коммунизма, насаждать атеизм, который загнал в подполье религиозные обряды, народные традиции и обычаи кыргызов. Интернационализм, приобретая черты русского шовинизма, стал вытравлять язык и национальную сущность кыргызов. Коммунизм стал насаждаться не убеждением, а путем тотального администрирования всего и вся, не оставляя возможности для высказывания даже собственного мнения.

    Для искоренения инакомыслия советская власть, создав службу секретных сотрудников (сексотов), то есть службу доносчиков, стала по ложным их донесениям арестовывать, казнить новую политическую и творческую элиту кыргызов, проявлявшую хоть немного интерес к истории и языку своего народа. Советская власть стала поощрять лишь выполнение директивных задач и указаний центральной власти, из-за чего политическую элиту кыргызов стали заполонять подпевалы и угодники, восхвалявшие русский народ и правителя советского государства за счастливую жизнь советских кыргызов.

    Несомненно, советская власть, предоставляя каждому равные шансы в образовании, выровняла развитие кыргызов с другими советскими народами. Так как единая централизованная строительная, образовательная, промышленная, аграрная, социальная, научно-техническая политика позволила всем советским людям подняться на одинаковый уровень социального и интеллектуального благополучия. До возникновения Советского Союза кыргызы, катившиеся после поражения от киданей только вниз на самом деле испытывали сильное отставание от других. Благодаря советской власти кыргызы стали образованными людьми, приобщились к научно-техническому прогрессу. Кыргызы в этот период выросли не только профессионально и интеллектуально, но и численно.

    Вместе с тем в советский период язык кыргызов превратился в кухонный, бытовой язык, употребляемый лишь в семейном и узком кругу. Из-за отсутствия престижа своего родного языка дети кыргызов стали чуждаться своего народа, превращаясь больше в русских. То есть кыргызы испытали в этот период не только расцвет знания, образования, материального, социального благополучия, но и вытравливание своего национального духа и языка. Несмотря на это, кыргызы, ощущая перевес позитива, проголосовали на референдуме за сохранение Советского Союза. Поэтому можно сказать, что эта огромная советская держава распалась не по вине кыргызов.

    Турция стала первой страной, признавшей после распада Советского Союза независимость Кыргызстана. С этого момента вновь возродились связи. В процессе общения стало известно о существовании политического завещания создателя современной Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататурка. Из-за его важности приводим полный текст этого завещания в оригинале и в переводе.

    «Bugün Sovyetler Birligi, dostumuzdur, komşumuzdur, müttefikimizdir. Bu dostluğa ihtiyacımız vardır. Fakat yarın ne olacağını kimse bu günden kestıremez. Tıpkı Osmanlı gibi, tıpkı Avusturya – Macaristan gibi parçalanabilir, ufalanabilir. Bügün elinde sımsıkı tuttuğu mılletler avuçlarından kaçabilirler. Dünya yeni bır dengeye ulaşabilir.
  5. Актанаалы Джоодатов

    Актанаалы Джоодатов КЫПКЫРГЫЗ

    Дата регистрации:
    25 апр 2013
    Сообщения:
    843
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    28
    İste o zaman Türkiye ne yapacağını bilmelidir…

    Bizim bu dostumuzun idaresinde dili bir, inançı bir, özü bir kardeşlerimiz vardır. Onlara sahip çıkmaya hazır olmalıyız. Hazır olmak yalnız o ğünü susup beklemek değildir. Hazırlanmak lazımdır. Milletler buna nasıl hazırlanır. Manevi köprüleri sağlam tutarak. Dil bir köprüdür…

    İnanç bir köprüdür… Tarih bir köprüdür…

    Köklerimize inmeli ve olayların böldüğü tarihimizin içinde bütünleşmeliyiz.

    Onların (Diş Türklerin) bize yaklaşmasını beklemeyeiz. Bizim onlara yaklaşmamız gerekli…»

    В переводе это выглядит так:

    «Сегодня Советский Союз — наш друг, сосед и союзник. Мы нуждаемся в этой дружбе. Но никто не знает, что может произойти завтра. Он может разрушиться, измельчиться, как Османская или Австро-Венгерская империя. Те нации, которые, могут рассыпаться. Мир может измениться.

    И в это время мы должны знать, что делать.

    Сегодня в управлении нашего друга есть наши братья по языку, вере и духу. Надо готовиться стать их покровителями. Готовиться – это не означает молча ждать того дня. Необходимо готовиться, как готовятся к этому нации. Строить прочные духовные мосты. Язык — это мост. Вера — это мост. История — это мост.

    Необходимо вернуться к корням и быть целыми, какими мы были раньше, пока нас не разделили исторические события.

    Мы не можем ждать их (внешних турклеров) приближения. Мы должны приближаться к ним».

    Возрождение отношений кыргызов и турок произошло в тот момент, когда после распада Советского Союза Россия погрузилась в собственные проблемы. В те годы в борьбе за влияние на кыргызов турки явно опережали русских. Политическая конкуренция между этими странами продолжается и ныне, влияя на поведения кыргызской власти. Она не скрывает сегодня свою благосклонность к туркам. Для понимания обоснованности такого решения нынешней власти проанализируем состояние отношений России и Турции с кыргызами.
  6. Актанаалы Джоодатов

    Актанаалы Джоодатов КЫПКЫРГЫЗ

    Дата регистрации:
    25 апр 2013
    Сообщения:
    843
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    28
    ОТНОШЕНИЯ РУССКИХ И ТУРОК С КЫРГЫЗАМИ

    Последнюю тысячу лет между тюрками Средней и Малой Азии существовала слабая связь. Когда огузы, создав Османскую империю, блаженствовали в Малой Азии, все остальные представители тюркского сообщества жили бок о бок в пространстве русского самодержавия и русской культуры. Поэтому многие из них были свидетелями зарождения Варяжской, то есть Киевской Руси. Многие стали свидетелями восхождения Москальской, то есть Царской Руси, превратившей часть тюркских племен в русских, казаков и украинцев.

    Царская Русь приняла православие, остановила нашествие Наполеона, утихомирила буйную энергию кочевых воинов, очистила огромную территорию от монголов, шведов, джунгар, стала властелином самой большой части земного шара. В этот период были созданы шедевры русской литературы. В различные сферы русской жизни проникла масонская культура, благодаря которой возник Санкт-Петербург – культурная столица современной России. Из-за роста привлекательности империи началось добровольное вхождение части тюркских племен в состав Царской Руси. Какую-то часть тюркских племен она присоединила себе путем завоевания.

    Затем наступила эра Советской России. В этот период все тюркские племена превратились в русскоязычный народ. Они стали образованными людьми и вместе с русскими остановили немецкий фашизм. Советская Россия поставила точку на колониальной политике Европы, предоставила Азербайджану, Туркменистану, Узбекистану, Кыргызстану, Казахстану государственную независимость.

    В постсоветский период Россия образовала с тюркоязычными странами Союз Независимых Государств (СНГ), с участием Китая образовала Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и в ее рамках подписала соглашение об Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия приступила к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП), к созданию Таможенного союза (ТС).

    Все эти решения неплохо отвечают политическим, экономическим интересам кыргызов.

    А что происходит в тюркском мире, когда сбылось предсказание Мустафы Кемаля Ататурка о распаде Советского Союза.

    После распада Советского Союза возродилась связь представителей тюркского мира. Все существующие в Евразии тюркоязычные государства, то есть Турция, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, установив между собой дипломатические отношения, приступили к практическим делам. Следуя политическому завещанию Ататурка, катализатором этих отношений стали выступать турки.

    Ататурк назвал в этом своем завещании тюркоязычные народы Советского Союза внешними турклерами. Следуя ему, турки называют кыргызов, казахов, азербайджанцев, узбеков, туркмен и других также турклерами, но прибавляют вместо слова «внешние» названия самих этих народов. Ататурк назвал их братьями по языку, вере и духу. Турки, подменяя значение слов (özü bir на kani bir), называют их братьями по крови (см. завещание Ататюрка стр. 43) и провозглашают идею одной нации. То есть турки подгоняют под свои желания политическое завещание Ататурка.

    Оставаясь на этой позиции, турки приступили к реализации высказанной в этом же политическом завещании другой очень важной идеи Ататурка — идеи сближения внешними турклерами. Об этом говорят созданные по их инициативе такие межгосударственные структуры и мероприятия, как:

    — саммит глав тюркоязычных государств;
    — Межпарламентская ассамблея тюркоязычных государств;
    — дирекция по культурному сотрудничеству — ТЮРКСОЙ, и т.д.

    Все тюркоязычные государства бывшего Советского Союза поддержали этот процесс, так как после приобретения независимости было бы недипломатично проигнорировать протянутую тогда турками руку дружбы и братства.

    Но присутствие в названиях всех этих межгосударственных структур приставки «тюрк» ныне вызывает у них некоторое раздражение. Так как приставка «тюрк» в латинице пишется как «турк», поэтому представители внешнего мира (кроме русских) воспринимают все эти организации как союз турок. То есть данная приставка, размывая национальный облик участников вышеназванных структур, превращает их в турок. Поэтому главы Туркменистана, Узбекистана, не объясняя причин, давно не участвуют в саммитах глав тюркоязычных государств, а Кыргызстан до сих пор не ратифицировал соглашения о Тюрксое.

    Дело в том, что после советских реалий никто из этих народов не хочет оказаться «под колпаком» какого-либо «старшего брата», вытравляющего национальный облик своего народа. Не ощущая эту ситуацию, навязывая тюркоговорящим народам идею одной нации, турки отталкивают их от себя. Причина: призывая их к сближению, сами турки ищут пути сближения с Европой.

    Есть еще один момент, требующий особого внимания. В столь сложный для кыргызского народа период русские разрешили кыргызам работать в России (там сейчас трудятся около миллиона кыргызов), а турки не разрешают, ссылаясь на высокий уровень безработицы в своей стране.

    Перечисленные выше факты говорят в пользу России. Это понимали предки кыргызов. Они избрали путь сближения с Россией, добровольно войдя в ее состав. Благодаря такому решению кыргызы больше не испытывали зависимости от других народов и вышли на мировую арену, став полноценными членами Организации Объединенных Наций.

    Ни одна из постсоветских стран, а также Турция, Европа, США вместе взятые не в состоянии сегодня участвовать в укреплении кыргызской государственности, как Россия. Поэтому наш вывод такой: активизировать сближения с Россией.



    ПОСТСКРИПТУМ

    Есть такая поговорка: «Кыргыздар жырганынан эмес, куйгонунон Манас деп какшап калышкан» (Кыргызы воспевают Манаса для смягчения горя). Кыргызам, как ныне, и раньше не везло с правителями. Мечтая о справедливом, мудром правителе, они выдумали Манаса. Называя его Айкол (Великодушный) ему приписали героические поступки, совершавшиеся на протяжении нескольких веков, хотя человек живет меньше века.

    Называя Манаса выдуманным героем, мы разбудим гнев лжепатриотов. Они хотят сделать из него идола, называя эпос историей кыргызов, а семь заветов эпоса – государственной идеологией. Нам не нужно впадать в идолопоклонничество, а творить будущее своего народа, решая животрепещущие проблемы сегодняшнего дня. А их больше чем надо.

    1. В советский период кыргызы жили в тесном соседстве с казахами, узбеками, таджиками. Если с казахами кыргызы поддерживали теплые родственные отношения, то с узбеками это соседство не обошлось без крови. Причина: государственные границы кыргызов и узбеков были определены без учета этнокультурных, религиозных, демографических, экономических традиций и особенностей этих народов.

    Из-за бестолковой политики власти, кыргызы превратились тогда в обслугу узбеков у себя на родине, из-за сохранения которой в 2010 году вновь пролилась кровь на межнациональной почве.

    2.Приступая к определению линии государственной границы, кыргызы с трудом согласовали ее северную часть, уступив в этой самой спокойной зоне своего государства Каркыру казахам, а Узенгу-Кууш — китайцам.

    Расстрел поднявшихся против передачи китайцам Узенгу-Кууша аксыйских ребят привел к побегу первого президента страны. Беря это во внимание, власть лишь имитирует ныне работу по определению южной границы своего государства. Так как, не решая межнациональную проблему в стране, она не сможет успокоить своих граждан в случае принятия с Узбекистаном компромиссного решения по южной границе. То есть, власть помимо трехмиллиардного долга в американской валюте незаметно подвешивает на шею потомков кыргызов и решение проблемы южной границы своего государства. Без узаконенной южной границы сегодня учащаются межнациональные стычки, в которых погибают или получают увечья в основном кыргызы.

    3. В стране активно распространяется ислам. Это происходит под влиянием исламистов Пакистана, Афганистана, Саудовской Аравии и лидеров Исламского движения Узбекистана, находящихся ныне в изгнании. В ислам вовлекается все больше молодежь, не знающая об исламе ничего, кроме молитвенных канонов. Низкий уровень образования верующих, может стать причиной проникновения в Кыргызстан влияний террористических, экстремистских организаций.

    4. Кыргызстан находится в зоне наркотрафика. Страна может потерять целое поколение своих граждан. Криминалитет, втягивая нетрудоустроенную молодежь в курьерство, сажает на иглу, чтобы превратить ее в потребителей наркотика.

    Это неполный перечень проблем, но они, в отличие от других, угрожают внутриполитической стабильности страны.

    Предки кыргызов не навешивали на шею потомков таких долгов или проблем, и мы должны следовать их традициям.
  7. Актанаалы Джоодатов

    Актанаалы Джоодатов КЫПКЫРГЫЗ

    Дата регистрации:
    25 апр 2013
    Сообщения:
    843
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    28
    ОТ АВТОРА

    Книга посвящается кыргызской молодежи, работающей, учащейся вне и внутри страны, их родственникам и детям, а также моей радости красавице-внучке Элиске, чтобы она, когда подросла, поняла — в ее жилах течет кровь народа, обладавшего еще в далекой древности имиджем «тектуу эл».



    ОБ АВТОРЕ

    Абылов Мамбетжунус – 58 лет. По профессии инженер-строитель.

    Работал председателем Госконцерна «Кыргызкурулуш» (преобразованное Министерство строительства Кыргызской Республики), председателем Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики, министром Кыргызской Республики по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, послом Кыргызской Республики в Малайзии, послом Кыргызской Республики в Турецкой Республике.

    Кандидат экономических наук. Диссертацию защитил в Московском институте управления имени С.Орджоникидзе.

    Женат. Имеет троих детей и внучку.

    Адрес электронной почты: mambetabylov@yahoo.com

    Телефоны в Бишкеке: 0559 28 30 29, дом. 56 60 50.



    ФОТО:



    [​IMG]

    КЫРГЫЗ ЖЕРИ в Эгейском море (ИЗМИР, Урла, с.Ментеш)



    [​IMG]

    КЫРГЫЗ ЖЕРИ. Момент встречи Чрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызской Республики в Турецкой Республике Мамбетжунуса Абылова с бывшим командующим Эгейского военного округа (1981-1985 гг.), проработавшим затем до пенсии заместителем начальника Генерального штаба Турции Фикретом Паша Купели (ИЗМИР. 04,01,2009)



    [​IMG]

    КЫРГЫЗ ИСКЕЛЕСИ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ (ИЗМИР, Урла, с.Ментеш)



    [​IMG]

    КЫРГЫЗ ИСКЕЛЕСИ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ (ИЗМИР, Урла, с.Ментеш)



    [​IMG]

    КЫРГЫЗ ИСКЕЛЕСИ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ (ИЗМИР, Урла, с.Ментеш)



    [​IMG]



    [​IMG]

    КЫРГЫЗЛАР ТУРБЕСИ ДО РЕКОНСТРУКЦИИ (ИЗНИК)



    [​IMG]

    КЫРГЫЗЛАР ТУРБЕСИ ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ (ИЗНИК)
  8. АЛТЫНБАЙ

    АЛТЫНБАЙ Member

    Дата регистрации:
    26 сен 2015
    Сообщения:
    34
    Симпатии:
    8
    Баллы:
    8
    ciз бiзгэ якшы болсан, бiзде якши болабыс!(казан татар.)
  9. Salahazah

    Salahazah все к лучшему

    Дата регистрации:
    29 июл 2012
    Сообщения:
    165
    Симпатии:
    30
    Баллы:
    18
    "поручить эту жестокость не женщина, а мужчина..."

    И что дальше то? Киргизы самые хорошие? Какие ваши доказательства?
    У картошки всё самое ценное находится под землей.
  10. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Тадар тадарға тадар полза, пiс тее тадарларнаң тадар тiлнең тадарлазарбыс. :)
    Ӧӧн Тадар.
  11. Искандер

    Искандер New Member

    Дата регистрации:
    23 май 2017
    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Так много берет на себя маленькая, но гордая Киргизия. Не состоялись как государство, вот и придумывают себе великие деяния. Динозавров, палеолит пережили, переживем и бездарных президентов. Смехотворно. Столицу - Пишпек основали кокандцы в 19 веке, государственность наши "великодержавные" и "древние" соседи получили в 30-х годах прошлого века, благодаря большевикам, в отличии от казахов, которые в начале 20 века основали два государства - Алаш Орду и Туркестанскую автономию, во главе которых стояли реальные люди - Алихан Букейханов и Мустафа Шокай, в отличии от плодов больной фантазии киргизских горе-историков. Попробуйте, найдите остатки "великой кыргызской державы" на территории современной Киргизии, ничего не найдете. Ни границ, ни городов, ни правящей династии (у казахов чингизиды-торе, потомки старшего сына Чингис хана - Джучи), только голые пещеры. Где остатки вашей хваленой государственности? Где ваша культура? Где артефакты, где культурное наследие? У вас хорошо получается только чесать языком и писать всякую чушь.
  12. Искандер

    Искандер New Member

    Дата регистрации:
    23 май 2017
    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Ни до, ни после Могулистана, Казахского и Джунгарского ханств, Коканда, Российской империи, никакого "Кыргызстана" не существовало. Древние енисейские кыргызы к этому новоделанному государству не имеют никакого отношения.
    Только за 5 веков в истории Казахстана было около 9 столиц - столица Казахского ханства при Касым хане - Сарайчик, священный Туркестан, где покоится покровитель всех тюркских народов - Ходжа Ахмет Яссауи, Сыгнак, Созак, резиденция казахских ханов старшего жуза Ташкент, столица Алаш Орды - Семей, первые столицы уже Советского Казахстана - Оренбург и Кызылорда, затем Алматы (при чагатаидах Алмату), а ныне Астана (в древности и в 19 веке Акмола). Что касается собственно городов в Казахском ханстве, то их было очень много. Сайрам, Тараз, Шымкент, Аспара, Мерке, Орда-Базар, Сауран и т.д. Многие из них существуют и поныне.
    А теперь назовите мне хоть один город, который был в составе "Кыргызстана" до советской власти. p9W6aFtVkzE.jpg
  13. Актанаалы Джоодатов

    Актанаалы Джоодатов КЫПКЫРГЫЗ

    Дата регистрации:
    25 апр 2013
    Сообщения:
    843
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    28
    Ой сен не деп жатырсын, ой шешен казак баурым дайыма көрө-албастыкты көрсөтөтта. Кыргызстандын ишинде ески калаларды издейм десен мына Таш-Рабатты кара, Баласыгынды кара, Ош, Жалал-Абад жане Баткен калалары гасырлап Кыргызстанда журет екенин өзиң билесиңго дейм. Кыргыз мамлекеттин естеликтерин издейм десен сол Монголиянын Хяргис Нурын кара (Кыргыз Нур), Кыргызстанда, Алтайда, Енисейде жайылып турган таш балбандарды кара, 9ншы гасырда жасаган кыргыз Барсбек-кагандын таш естелигин кара.
  14. Актанаалы Джоодатов

    Актанаалы Джоодатов КЫПКЫРГЫЗ

    Дата регистрации:
    25 апр 2013
    Сообщения:
    843
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    28
    Казактар не завидуйте нам, сиздерге болгону 500 еле жыл болду. Кыргыздар силерден караганда ески халык, а сендер болсо бир монгол менен татарлардын балдарысынар. (Не зря у вас с монголами та же генетика).

Поделиться этой страницей