Наталья Ахпашева

Тема в разделе 'Поэзия Хакасии', создана пользователем ах хасха, 15 дек 2008.

  1. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    "любовь-морковь" ? :)
    "мои-глядит" читается как маи-гльадит = рифмуются только гласные: А - И
    Такое не часто встретишь, но бывает, как видишь.
  2. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    Лучше бы не было. Плохое стихотворение.
  3. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    На вкуз и цвед
    Товаришшев нед. Хе-хе.
  4. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Если вчитаться, то "картинка" несомненно есть. Сказать, что откровенно плохо, не могу (даже при острой иногда критике с моей стороны её стихов).
    Ощущение "Храма Будды" передано достаточно интимно. Другое дело, что она как бы "рисует", причём внешний объект для ГЛАЗА, а своё внутренне ощущение и отношение лирического героя скрыла от чужого взора... Может быть, так и надо в Храме... Ведь, это, всё ж, ЧУЖОЙ Храм...
  5. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    Не знаю, что за картинка с "вертикальной вязью ветхих сутр".
    Почему сутры ветхие? Это же жанр, как басня. Как выглядит старая басня?
    Почему вязь вертикальная? И брахми и деванагари горизонтальные письменности.
    И не книги в храмах буддистов выставляются, а свитки.
    Картинка тоже не сложилась.
  6. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    "Вертикальная вязь", кстати, у меня ассоциируется с Храмом монголов. Как-то в молодости с ансамблем "Жарки" ездили в Улан-Батор... Ведь, и кириллицей можно написать сверху вниз. А книги... там же не напрямую пишется, что книги в храме, а "вообще"... У меня лично нет никаких противоречий.
    Даже если предположить, что детали неверны с точки зрения этнолога, то это не меняет существа ПОЭЗИИ... создать НАСТРОЕНИЕ.
  7. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    Да и настроения я не улавливаю, как его создать без ритма и рифмы.
    Если читать завывая и взахлеб? Про "Будда не улыбаясь"? Не знаю, кто эту логопедическую загадку сможет выговорить.
    Монгольское то письмо действительно вертикальное.
    И кириллицей можно сверху вниз писать, а вот на санскрите нельзя. А сутры пишутся этим священным древним языком.
    Именно пишется, что в пылятся книги.
    Развесистая клюква какая-то.
  8. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Думаю, что Н.М-на писала от реального, а не виртуального ощущения вещей. Я, к примеру, пишу от "балды". :)
    И ко мне твои претензии, возможно, были бы обоснованы (с точки зрения такой прямой непосредственной реальности), но не к Ахпашевой. У неё ДРУГАЯ структура вещей и миропонимания. Если она СВОИМИ глазами не видела, то и не написала бы. По крайней мере, многие её стихи о таком подходе и говорят (даже если пишет о казаках 17 века... :)).
    Она вся от "серебряного" века - полувздох, недосказанность, намёки... В общем, как-то картино-описует. Мне она напоминает ещё молодого "антично-музейного" Мандельштама.
    Но она всё это "ПРОПУСКАЕТ через себя"...
    Я же пишу наоборот - "максимально не от себя" (даже если очень часто встречается местоимение первого лица - "мин")...
    Ну, речь, как говорится, об Ахпашевой. Поэтому, я ей просто ВЕРЮ...
  9. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    Ну, давно известно, что "поэзия должна быть глуповата". :)
    А все почему - нет у нас нормальной критики. Одни добренькие предисловия, да введения к сборникам. Любительщина.
  10. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Да, Пушкин об этом давненько говорил... :)
    А критиком, ведь, тож... родиться надо. Да и повод нужен. Если нет серьёзных литературных работ, то где настоящему критику родиться-то ?
    Вот, скажем, родился М.Баинов, появилась возможность и Сибдею полакомиться на его "поле"... :)
    Но мне нравится О.Уйальд: у него есть очень хорошая статья "Художник как критик". На самом деле самым настоящим критиком становится... следующий Поэт. Он вообще может не писать критических статей... :)
    Главное - СТИХИ !
  11. Паин Саа

    Паин Саа Member

    Дата регистрации:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    271
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    16
    Н. Ахпашева


    ПАГОДА
    БЛАГОДАТНОЙ
    ТИШИНЫ

    Поднимись ещё на одну ступень.
    Впитывает кожа прохладную тень.

    Дремлет в нише позолоченный бог.
    Осторожней через высокий порог.

    За этими стенами суета и зной.
    Монах качает бритой головой.

    Умиротворённостью светится лицо.
    Насладись беседой с мудрецом.

    Благословляющая дрожит рука.
    На твоих сандалиях пыль издалека.

    Золотые рыбки плещутся в пруду.
    Беден мой разум и слаб мой дух.

    Я знаю всё, что ты хочешь спросить.
    Мир не понять и не изменить.

    Раз, два, три, четыре - чётки стучат.
    Зелёный нефрит, чёрный агат.

    Тусклые глаза щурятся на свет.
    На твои вопросы ответов нет.
  12. Паин Саа

    Паин Саа Member

    Дата регистрации:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    271
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    16
    Н. Ахпашева


    К Р И К

    Лязг
    боевых машин...
    Вжался
    в песок чужой,
    мой
    непослушный сын,
    маленький и живой.
    За
    голенищем нож.
    Пот
    застилает взгляд.
    На руки не возьмёшь,
    если уже солдат.
    Высохло на губах
    обветренных
    молоко.
    Не отпускает страх
    спусковой крючок.
    - Ма... - не успел сказать,
    будто окликнуть мог.
    И не закрыл глаза.
    И в кулачке -
    песок.
    И не мать обнял -
    холм в чужом краю.
    Не держите меня!
    Баюшки-баю...
  13. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Наталья Ахпашева в стихотворении «Убить телевизор» писала:
    Я убью телевизор
    собственной рукой,
    Вырву с мясом жёсткие усы антенн.
    Мне доктор рекомендует покой.
    У меня депрессия от актуальных тем.


    И ещё не могу не привести стихотворение этой талантливой поэтессы, находящейся сейчас в расцвете творческих сил:

    Я тебя не так любила,
    Я тебя не так ласкала.
    Надо было с полусилой,
    Надо было в полнакала.
    Только я так не умею –
    Полусердца не имею.

    Очень интересен разбор Валерием Прищепой «национально-поэтической принадлежности» Натальи Ахпашевой. Он определяет её как первую хакасскую поэтессу, пишущую на русском языке, значение творчества которой преодолело национальные географические пределы. И далее: несмотря на то, что она пишет на русском языке, психология её творчества имеет хакасскую национальную ментальность. Автор книги в этом отношении сравнивает её с Чингизом Айтматовым. А роль поэтессы в литературе Хакасии он сопоставляет с ролью Анны Ахматовой в русской литературе начала ХХ века.
    http://www.lgz.ru/article/11078/
  14. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Интервью Натальи Марковны
    http://www.gov.khakasnet.ru/gazeta/archiv/100130-4.htm
  15. Паин Саа

    Паин Саа Member

    Дата регистрации:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    271
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    16
    Н, Ахпашева


    В ОТДАЛЁННЫХ ПОТОМКАХ


    В отдалённых потомках моих,
    тонкокостных и русоголовых,
    в нибелунгах насквозь городских,
    из горсти половецкой половы
    взросших, выклюнувшихся судьбой -
    арматурой - сквозь цемент и гравий,
    вросших, вклинившихся собой
    В мир подобностей и равноправий,
    беспристрастных - до формулы - слов
    и рефлексов до смерти условных,
    из прирученых полуволков,
    полукровок моих хладнокровных,
    каждый нервом и кожей тугой
    честных, достопочтенных и сытых,
    кто не помнит откуда такой
    блеск в глазах их, лениво прикрытых,
    в тех, которым известно до дна,
    что есть зло - будто злу есть названье,
    что есть ценности каждой цена,
    что есть каждому место и званье,
    В тех, родных, на десятой воде,
    незнакомцах с последней страницы,
    в тех, которым никак и нигде
    даже имя моё не приснится,
    будет мне, той, которая прах,
    гордость ллитературных чистилищ,
    соль цитаты в научных трудах,
    пыль архивов и книгохранилищ,
    будет мне, одиночке, одна -
    стосковалась по другу темница, -
    будет первопроходцу страна
    и ремесленнику ученица,
    будет воздуху - ветер и дух,
    полю - жизнь набирающий колос,
    будет гласу внимательный слух,
    будет слуху сияющий голос,
    будет мне настоящая дочь,
    в старших северных братьях - смуглянка,
    в ясный полдень - ненастная ночь,
    в современниках и чужестранка,
    не своя в благородной семье,
    лебеда во саду-огороде,
    капля крови в заморском вине,
    староверка - и новой породе,
    иноходцу - свистящая плеть,
    лбу - в упор перекрестье прицела,
    та, которая будет уметь
    всё, что пра - пра - прабабка умела:
    не на картах, не сны толковать -
    молодцов мимоезжих морочить,
    но суму и тюрьму предсказать
    между двух зарифмованных строчек,
    не святой, небезбожницей быть,
    не по совести - сердцу мерить,
    слабость мучеников не судить,
    благу благополучных не верить,
    вскользь, нечаянно и невпопад,
    как из будущего оглянутся,
    о цене всех грядущих утрат
    вдруг обмолвиться и задохнуться,
    и над зреющим черновиком -
    так привычна нахохленность птичья -
    надвигаться тоскующим лбом,
    мукой вещего косноязычья,
    страхом падающего птенца
    и стыдом - не до смерти разбиться,
    а потом скрыть под ложью лица
    лик провидчицы и очевидца,
    и когда надорвётся строка,
    занедужит душа полнолуньем,
    ощутить как внезапно - тонка
    грань меж праведностью и безумьем.
  16. Паин Саа

    Паин Саа Member

    Дата регистрации:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    271
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    16
    Н. Ахпашева



    * * *
    Вспыхнуло неба слепое стекло.
    Мгла золотистая в степи пролилась.
    Может быть время моё подошло -
    так оболочка души истончилась,
    что ощущаю болезненно я
    кожей - прохлады внезапной дыханье,
    слухом - приглушенный плеск ковыля,
    взглядом - неясной зари наростанье,
    В почве - движение соков земных,
    над головой - облаков растворимость.
    Будто знобит от примет дорогих
    всю мою в мир этот невозвратимость.


    Сонный, лениво парит окоём.
    В гулкий туман проподают тропинки.
    Боязно сердце проткнуть остриём
    сломленной неосторожно травинки.
  17. Паин Саа

    Паин Саа Member

    Дата регистрации:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    271
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    16
    Н. Ахпашева


    * * *
    Тени стихов насыщают
    воздух незримо, и
    опять меня призывают
    тёмные боги мои.

    А из зеркала мутно -
    го смотрит другая я,
    как просыпается трудно
    и долго душа моя.

    Будто в тяжёлом сне
    я вздохнуть не могу,
    пока бабочки слов не
    слетят, мерцая с губ.
  18. Паин Саа

    Паин Саа Member

    Дата регистрации:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    271
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    16
    Н. Ахпашева


    * * *
    Одиночка, одиночка
    до рассвета не одна.
    Нерифмованная строчка,
    не законная жена.

    не чужая до рассвета.
    До рассвета - не чужой.
    Ни вопроса, ни ответа
    меж судьбою и судьбой.

    Только шёпот хрипловатый,
    только плеск счастливых рук.
    и рассвета виноватый,
    неуверенный испуг.
  19. Паин Саа

    Паин Саа Member

    Дата регистрации:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    271
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    16
    Н. Ахпашева


    чаатас

    Лицо обветренное камня
    ладонью робко приласкать...
    Молчат степные изваянья.
    Молчат...
    Им есть, очём молчать


    в деревне

    Восхода спелые лучи
    нагрели гладкий подоконник.
    И сладко молоко стучит
    о металлический подойник.


    ощущение высоты

    Чаша неба золотого.
    Крылья белых облаков.
    Кинусь с берега крутого
    в отраженье облаков.


    прыжок

    Наполнится ветром рубаха.
    Земля поплывёт под углом.
    Душа, как бесстрашная птаха,
    зависнет в пространстве пустом.


    не ревнуй

    К странным взглядам.
    К несбыточным снам.
    К зеркалам,
    потускневшим немного.
    К сквознякам.
    К прошлогодним стихам -
    нет в них смысла уже никакого.
  20. Паин Саа

    Паин Саа Member

    Дата регистрации:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    271
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    16
    Н. Ахпашева


    Не слышит ухо дударя...
    А. Ивантер



    * * *
    Ты подкидыш во времени этом
    без надежды вернутся туда,
    где нездешним и родственным светом
    неизвестная светит звезда.
    Ты не знаеш, зачем ощущая
    меж ключицами впадинкой страх,
    вся твоя ино-странность густая
    истекает в протяжных стихах.
    По какому простору тоскуешь,
    О какой заповедной глуши -
    как отчаянно в дудочку дуешь,
    вызывая миров миражи
    невозможных. И в гневе не чая,
    что простится когда-то-нибудь
    мира этого явленность злая
    и твоя в этом времени суть,
    горьким горлом навзрыд надрываясь,
    на другом от Вселенной краю
    отзываюсь и вновь отзываюсь
    на треклятую дудку твою.

Поделиться этой страницей