Н.Ф. Катанов

Тема в разделе 'Культурная жизнь', создана пользователем Hakas_uulu_Samansur, 1 фев 2006.

  1. Hakas_uulu_Samansur

    Hakas_uulu_Samansur New Member

    Дата регистрации:
    12 янв 2006
    Сообщения:
    90
    Симпатии:
    1
    Баллы:
    0
    Об ученом Н. Ф. Катанове

    Я слышал что этот человек знал больше двадцати языков а интересно именно какие?А знал ли он среди всего прочего и язык кыргызов тяньшаня?
  2. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    В.Я. Бутанаев изучал персидский в Ташкентском университете, хорошо говорит по-узбекски. Знает кыргызский, по моему.
    Полиглотом был доктор сравнительного языкознания Николай Федорович Катанов, работавший в Казани. Умер в 1922 г.
  3. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Николай Федорович Катанов писал, читал и мог объясняться на около 100 языках, диалектах и говорах. Среди этих языков, диалектов и говоров, несомненно, был и язык кыргызов Тань-Шаня или дикокаменных кыргызов, как их тогда именовали в тюркологической литературе. Кроме того такие языки как латынь, древнегреческий, новогреческий, арабский, турецкий, фарси, чагатайский, французский, немецкий, английский, сагайский диалект и его говоры, качинский диалект и его говоры, тофаларский или карагасский, как его тогда именовали, тувинский, диалекты и говоры алтайского языка, шорский, татарский (казанский), казахский, башкирский, чувашский и др. Сведения взяты из биографической книги о нем.
  4. Hakas_uulu_Samansur

    Hakas_uulu_Samansur New Member

    Дата регистрации:
    12 янв 2006
    Сообщения:
    90
    Симпатии:
    1
    Баллы:
    0
    да оказывается именно о Катанове Н.Ф. и шла речь, видите как мы знаем друг о друге мало, практически не чего у меня только слухи и не более. Такого гения которого можно отнести к уникальнейшим людям на всей планете необходимо популизировать, о нем, нашим общим долгом считаю, нужно рассказать и оповестить весь мир. я больше такого человека как Катанов я больше не слышал и не знаю. Если он в действительности знал больше ста языков то это просто парадоксально! Я весьма и весьма удивлен. И я так горжусь тем что он тоже был настоящим хакасом как и я, в принципе. и Катановым могут всегда гордиться все и не только Хакас но и всякий кыргыз будь то будет фуйуйский или тарбагатайский или афганский кыргыз.Почему его не опубликуют,у него есть научные или литературные труды?вообще о нем как можно побольше бы......Катанов(мир ему!) это уникум но кто же такой как Бутанаев,Угджеков а о них? Читал о Фуйуйских кыргызах,Отунчи Чири. Тоже бы о нем.....хотя бы немного хотя бы отрывочно.И вообще все об ученных хакасах, суранам харындастар. :eek:
  5. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Николай Федорович Катанов был выдающимся ученым. Например, именно благодаря ему мир узнал о тувинском языке. Заслуг множество. Вот только бы последующие поколения не забыли о его наследии.

    P.S. Я переименовал название темы
  6. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Негативное отношение к Катанову советских властей можно объяснить нсколькими причинами. Во-первых, он был крупным царским чиновником. По армейской классификации где-то в ранге генерал-майора. Во-вторых, он был цензором татарской литературы, т.е. в глазах татарской общественности - пособником оккупантов. Жил-то он и умер в Казани, столице Татарской АССР. Ну в третьих, он был хакасом, т.е контрреволюционером по определению. В начале 1920-х гг. хакасы считались ярыми врагами Советской власти. (см. тему "Хасхылар").
    Реабилитация Н.Ф. Катанова началась в конце 1950-х, нач. 1960-х гг. Но окончательно он был реабилитирован в глазах властей в годы Переструйки в к. 1980-х, нач. 1990-х гг. в преиод подъема национального самосознания хакасов. Для властей его образ был удобен: академический ученый, профессор, книжки писал, с оружием против властей не выступал, от политики был далек. Идеальный, сточки зрения властей, хакас. Пример для подражания молодым поколениям. Это вам не Степан Дмитриевич Майнагашев, который занимался политической деятельностью, воевал против Советской власти, защищал права хакасов перед Колчаковскими властями, ссылаясь на нормы дореволюционного права. Или Сильверст Астанаев, выпускник Томского университета, полевой командир, начальник разведки отрядов Ивана Николаевича Соловьева. Поэтому видимо и началось тогда возвеличивание образа Н.Ф. Катанова. Ну а его библиотека находится в Турции, за что ему вечная благодарность: хакасские и другие тюркские студенты могут пользоваться ею, и насколько я знаю, некоторые уже сейчас пользуются ею.
  7. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    У Катанова есть два выдающихся ученика - Сергей Ефимович Малов (с чьим отцом Катанов был в перманентной ссоре) и Ахмед Зяки Валиди Тоган (Валидов). В воспоминаниях Валиди есть интересные штрихи к портрету Катанова.
    Катанов кроме подготовки такого выдаюбщегося тюрколога и пантюркиста, как Валиди, открыл миру новый тюркоязычный этнос - урянхайцев (тувинцев), которых считали то монголами, то самоедами.
    Библиотекой Катанова в Стамбуле, кстати, руководит кыргыз - ученик Серткая.
  8. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    АВТОБИОГРАФИЯ Н. Ф. КАТАНОВА Материалы словаря С.А. Венгерова, 1897г.
    Автобиография перепечатана из книги «Николай Федорович Катанов. Автобиография и библиография». Москва—Абакан. 1997. Составитель и редактор серии доктор исторических паук И.Л. Кызласов.
    Катанов Николай Фёдорович — ориенталист. В ответ на просьбу редакции «Критико-Биографического Словаря» любезно сообщил о себе:
    Меня зовут Николай Фёдорович, а по-татарски -- Пора, сын Хызыла. Я родился в 1862 году, 6-го мая, в местности Изюм, на левом берегу среднего течения р. Абакана, впадающего в Енисей с левой (юго-западной) стороны. Отец мой был татарин племени Са-гай, а мать -- татарка племени Каш, колена Пюрют; отец по профессии был улусный писарь своего племени. Как я, так и родители мои—христиане православного вероисповедания. Родители и все предки исповедовали христианство, которое введено в долину Абакана в XVIII столетии, и вместе с тем открыто держались шаманских обрядов: участвовали в жертвоприношениях духам гор, воды, огня и неба и молились этим духам как покровителям домашнего скота и людей. Племя Сагай, из которого происходил мой отец, есть остаток тюркского народа Кара-кыргыс, который был вытеснен из долины Абакана, нынешней Енисейской губернии, русскими казаками и обитает ныне в разных горных местностях Северо-Западного Китая, племя же Каш, из которого происходила моя мать, пришло в долину Абакана с речки Качи у г. Красноярска Енисейской губернии; раньше прихода русских казаков на Енисей племя Каш обитало по рекам Томи и Оби и состояло в подданстве Кучум-хана сибирского. Ориенталист И.Н. Березин на основании «Сборника летописей» персидского историка Рашид-эд-дина полагает, что племя «Сигаит», упоминающееся в этом «Сборнике», и есть именно Сагай, которое, следовательно, жило сначала в Северной Монголии, а потом, покоренное Кара-кыргызом (по-китайски Хакяньсы, Хага-сы), было переселено в долину Абакана. Сагай у русских называются «сагайцы», а Каш -- «качинцы». Теперь первое из этих племен занимает так называемую Сагайскую степь и состоит в ведении Инородной управы, находящейся в селе Аскизе Минусинского округа Енисейской губернии, а второе племя, занимающее Качинскую степь, состоит в ведении Инородной управы, находящейся в селе Усть-Аба-канском того же округа. С. Усть-Абаканское находится в 17 верстах от г. Минусинска, у устья Абакана, на левом берегу этой реки, а с. Аскизское находится на юго-западе от с.Усть-Абаканского, в 100 верстах от него, на левом берегу речки Аскиз — левого притока Абакана. В 15 верстах на северо-восток от с. Аскиза и находится местность Изюм, где я родился и жил до 1869 года, ведя такой же образ жизни, как и другие дети нашего Сагайского племени. В теплую половину года я с родителями жил на летнике, в Сагайской степи, открытой со всех сторон, а в холодную половину года жил на зимнике, на самом берегу Абакана, близ оз. Саргакель. Летник от зимника отстоял в 1,5-2 верстах. Близ зимника находились сенокосные луга. Летом я с прочими детьми смотрел за овцами и телятами, так как сагайские татары пасение мелких животных поручают преимущественно детям.
    В 1869 г. было открыто Аскизское одноклассное училище Министерства народного просвещения, и я поступил в него учиться русской грамоте. Учителем был мой дядя по отцу, Ефим Семенович Катанов, татарин Сагайского племени, который впоследствии приобрел известность своими трудами по распространению православия среди горных татарских племен Минусинского округа, которых в 1876 году крестилось в Аскизе в 1 день около 3000 человек. У дяди своего я учился с 1869 по 1876 год; лето я проводил в Изюме и пас по-прежнему телят и овец, а остальное время учился в училище.
    В августе 1876 года я поступил в классическую гимназию в Красноярске. До поступления в гимназию я вместе с родителями участвовал в нагорных и домашних жертвоприношениях и подобно родителям неоднократно поклонялся огню, горам, воде и небу как покровителям людей и домашних животных. Вслед за родителями я верил, что «русский Кудай (т.е. Бог) обитает на небе», т.е. что «русские веруют в духа неба». Так как татары моего племени, кроме духа неба, признают также духов огня, гор и воды, то и я вслед за всеми единоплеменниками и родителями своими признавал вполне возможным быть в одно и то же время шаманистом и христианином, думая, что и шаманизм, и христианство ведут к одной цели: почитанию духов-покровителей, из которых каждый помогает человеку и скоту в известном только отношении, не затратная интересов других духов. Вместе с родителями я слушал службы шаманов и слепо верил в то, что они предрекали, хотя и не всегда понимал, о чем они пели в некоторых своих молитвах. Я глубоко сочувствовал шаману, когда он пел, что на него нападают злые духи, мешая достичь ему намеченной цели.
    В 1874 году умер отец, и я поступил в попечение своего дяди - учителя. Дядя одновременно был и учителем, и письмоводителем Аскизской степной думы соединенных разнородных племен (ныне Инородной управы); поэтому я в 1874—1876 гг. днем учился, а вечером занимался письмоводством в думе, где и познакомился достаточно с русской каллиграфией.
    В гимназии я кончил курс в 1884 г. с золотой медалью; кроме общих предметов, в гимназии изучил языки: латинский, греческий, французский и немецкий*. На лето в 1876—1884гг. я ездил к дяде в Аскиз и изредка бывал на шаманских празднествах, хотя вера моя в шаманов уже исчезла. С 1880 года, т.е. с IV класса гимназии, под влиянием учителя истории и географии А.К. Завадского-Краснопольского, действительного члена Восточно-Сибирского отделения Географического общества, я занимался записыванием сагайских текстов и описанием обычаев своего племени. Благодаря знакомству в 1881 году с сочинениями ученых В.В. Радлова, А.М. Касгрена и Н.А. Кострова я значительно дополнил свои записи и впоследствии напечатал их в разных изданиях**.
    Годы 1884—1888 я провел на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета и окончил курс со степенью кандидата в мае 1888 года. В университете я изучал предметы арабско-персидско-турецко-татарского разряда факультета восточных языков и, кроме того, слушал лекции по русской истории и русской литературе на историко-филологическом факультете. Будучи студентом, под руководством академика В.В. Радлова, профессора Н.И. Веселовского и И.Н. Березина обработал свои записки о сагайском наречии и напечатал их в ученых журналах. Березин преподавал историю тюркских наречий; у Радлова же я учился новой точной науке—тюркской фонетике, основание которой положил академик О.Н. Бётлинг(к) в труде «Об языке якутов»***. По окончании курса в университете я был командирован Географическим обществом и Академией наук в Восточную и Западную Сибирь, Северную Монголию, Дзунгарию и Китайский Туркестан для подробного исследования быта и языка тюркских (татарских) племен. В командировке я пробыл 4 года (1889—1892) и успешно выполнил поручение, на меня возложенное: с одной стороны, благодаря точным и подробным указаниям, которыми снабдили меня мои руководители (В.В. Радлов, Н.И. Веселовский и И.Н. Березин), а с другой стороны, благодаря достаточным средствам, которыми снабдили меня учреждения, меня командировавшие. В путешествии я исследовал подробно быт и язык минусинских татар (моих соплеменников), карагасов Иркутской губернии, урянхайцев Северной Монголии, казак-киргизов Семиречья и Дзунгарии и тюрков Китайского Туркестана (городов Притяныиа-нья). Лингвистические материалы в настоящее время печатаются Академией наук; что же касается этнографических материалов, то наименьшая часть их уже напечатана. 1893-й год я посвятил обработке части лингвистических материалов по тюркологии; в конце 1893 года, по выдержании экзамена на степень магистра турецко-татарской словесности, по высочайшему повелению определен в Казанский университет на должность VI класса —преподавателем в звании экстраординарного профессора по кафедре турецко-татарских наречий****.
    В апреле 1894 года я избран секретарем Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете и редактором "Известий" этого Общества, выходящих 6 раз в год. За труды по исследованию сагайского наречия я избран 8 декабря 1884г. членом-сотрудником упомянутого Общества, а 8 апреля 1894г. — его действительным членом. Кроме того, Географическое общество избрало меня действительным членом 17 декабря 1894 г., и Археологическое общество в Санкт-Петербурге — членом-сотрудником 30 марта 1894г.

    * В 1883 и 1884 гг. я переводил для преосвященного Исаакия (умершего 11 мая 1894г.), IV епископа Енисейского и Красноярского, молитвы на сагайское наречие, руководствуясь греческим подлинником и русскими толкованиями на них.
    ** В 1881 г., в бытность гимназистом, я послал в Санкт-Петербург Г.Н. Потанину описание шаманского бубна и костюма Сагайского племени. Г.Н. Потанин поместил это описание ( с указанием моего имени) на стр. 677 и 683 вып. IV «Очерков Северо-Западной Монголии. СПб., 1883». К сожалению, Потанин отнес описанные мною шаманский бубен и костюм не к Сагайс-кому племени, а к Качинскому. Так же ошибочно он поступил и со статьею И.И. Каратанова, назвавши её «Черты внешнего быта качинских татар» (тогда как нужно было: «сагайских татар»), в XX томе, вып. VI «Известий Имп.Русского Географического общества» за 1884 год.
    ***«ОЬег Ше ЗргасЬе йог ОДшеп. 51-Ре1егЪиг§, 1851».
    **** В тексте данной автобиографии Н. Ф. Катанов в девяти местах дал номера ссылок, не сами эти ссылки отсутствуют. Учитывая это, номера ссылок в тексте изъяты. — Сек
  9. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
  10. Сибдей

    Сибдей New Member

    Дата регистрации:
    11 май 2006
    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Что значит ЗНАЛ?
    Можно понимать, но не говорить...
    Можно понимать и говорить...
    Можно, понимать, говорить и писать...
    Думаю, что в реальности он владел в совершенстве не более, чем семью языками...
    Я не к тому чтобы унизить или ещё что-нибудь...
    Нормальный (физиологически) человек, кажется, не может ЗНАТЬ не более, чем семь-девять языков... (из практики самих полиглотов).
    Иначе говоря, не более, чем на семи языках Н.Ф. Катанов мог говорить, читать и писать...
    Остальное, мне кажется, миф...:)
  11. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Сибдей писал: Остальное, мне кажется, миф...
    Но согласись, миф-то красивый... Не так ли? А, Сибдей?
  12. Сибдей

    Сибдей New Member

    Дата регистрации:
    11 май 2006
    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Бесспорно согласен, если речь идёт об интернете и наших выкладках в нём, но если речь идёт об ИСТИНЕ, тогда... Вы, конешно, мне друг, но истина дороже (банально, но что поделаешь). Правда, надо всё-таки дополнить, что под "языками", очевидно, надо понимать и то, что мы, зная хакасский, можем читать и понимать по-шорски, по алтайски, по-тувински, наконец и т.д. Зная русский, можем бачить по-хохляцки ну т.д.
    Английская речь, правда, нам не так подвластна как нам хотелось бы... Катанов, конешно же, говорил, читал и писал по-хакасски, по-русски, по-татарски (а здесь и башкирский, и узбекский, и турецкий т.д.) Не мог же он не понимать эти языки... Но в совершенстве ли и насколько?
    На татарском он НЕСОМНЕННО читал и писал... А на английском? А на немецком? На немецком, может, он и говорил, ибо Радлофф (учитель) был немцем...
    ГОВОРИЛ ли он по-тувински? Может быть... Исследовать, ещё не значит ГОВОРИТЬ... :)
  13. Володя

    Володя Well-Known Member

    Дата регистрации:
    26 дек 2011
    Сообщения:
    1.905
    Симпатии:
    229
    Баллы:
    63
    Катанов всю жизнь был ТАДАР!

    И никогда хакасом себя не называл.

    Это уже современные тадары, которые легко отказались от имени предков, стали называть его хакасом.


    Катанов писал:"Достойная задача - изучение языка нашего народа. Я кое-что сделал по изучению языка НАШИХ ТАТАР, но надо сделать гораздо больше."

Поделиться этой страницей