СОПЛЕМЕННИКИ.

Тема в разделе 'История', создана пользователем Нарбазан, 30 окт 2012.

  1. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    в
    Последнее редактирование: 5 мар 2017
  2. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Изображение 030.jpg В.Я. Бутанаев, А.А. Костяков, Чичинов в Томской области. с. Тегульдет. (1991 год)
    Последнее редактирование: 1 янв 2014
  3. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    ЧУЛЫМСКИЙ ВОПРОС


    Чулымские хакасы обитают по среднему течению р. Чулым в Тегульдетском районе Томской области и Тюхтетском районе Красноярского края. Сами себя они именуют «тадар кижилер» - тадарские люди, т.е. также как и современные хакасы (nflfh rwpwkth). [Кунсткамера.] Они разделяются на мелетцев (по-хакасски «пелет») и тутальцев (по-хакасски «тудал»). По данным сплошной переписи коренных жителей Тегульдетского района, проведенной в 1996 г., их насчитывалось 742 человека. Другая часть чулымских хакасов - мелетцы, ныне живущая в д. Пасечное и д. Чиндат Тюхтетского района, в 1995 году составляла 448 человек. Итого всех чулымских хакасов находилось 1190 человек.

    По данным первой Всероссийской переписи 1897 г. в Мелетской инородческой Управе Ачинского округа числилось 1271 душа обоего пола (681 муж.), которые проживали в 23 селениях. В Тутальско-Чулымской инородческой Управе Мариинского округа Томской Губернии было 1319 человек (618 муж.), проживавшие в 21 селении. Итого на 1897 год всех мелетцев и тутальцев насчитывалось 2590 человек. [Патканов. 1911. с. 302, 335.] За период с 1897 г. по 1996 год (т.е. за сто лет) их численность уменьшилась на 1400 человек (т.е. на 54%). Таким образом, в советское время естественный прирост чулымских хакасов имел отрицательный характер. Особенно тяжелый удар они испытали в период Великой Отечественной войны. Практически все мужское население, считавшееся меткими стрелками - охотниками, было взято на войну. На фронтах погибло более 100 чулымских хакасов, т.е. каждый четырнадцатый человек от общего числа жителей. [Новокшонов. 1995. с. 86-87.] В послевоенное время наблюдается процесс ассимиляции и дальнейшее сокращение численности чулымских хакасов. Ныне лишь 31% из них владеет родным языком. Дети и молодежь полностью перешли на русский язык. Отсутствует своя интеллигенция. В Тегульдете наблюдается расовая дискриминация на бытовом уровне. Например, чулымским хакасам в автобусах даются места только в последнем ряду. В школах русские дети обзывают их «ясашными», из-за чего те вынуждены бросать учебу.

    В начале ХУII в. в районе Мелетского острога (по-хакасски «Пелет-тура») возникли Мелетская (Мелесская – Кошенбайкова) и, ниже по течению, Тутальская (Мелесская-Туталова) волости. Название последней произошло от князца Тутала, возглавлявшего волость в первой половине ХУII века. В ясачной книге 1629 г. записано, что «волость Мелеская, а в ней лутчий человек князец Тутал». [Потапов. 1957. с. 147.] В начале ХХ в. Тутальско-Чулымская инородная управа с центром в селе Тутальском (по-хакасски «Худайлыг аал») граничила с Мелетской управой Енисейской губернии в районе д. Рубеж. Территория Тутальской управы в советское время полностью вошла в границы современного Тегульдетского района. У тутальцев (по-хакасски «тудал») насчитывалось 28 различных фамилий, возникших в ХУ11 в. от имен предков.
    be.convdocs.orgdocs/index-118007.html
    Последнее редактирование: 1 янв 2014
  4. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    getImage (1).jpg Хакасы-кызыльцы Тегульдесткого района Томской области
    getImage (2).jpg Тутальские (Туданнар) хакасы Томской области.

    Мелетцы (по-хакасски «пелет») в 1824 г. после образования Енисейской губернии вошли в состав Кызыльской степной думы. Но в 1835 г. Мелетская управа была отделена от Кызыльской степной думы из-за большой удаленности от центра, ибо находилась далеко вниз по течению Чулыма в 70 км. от Ачинска. В двух административных родах (мелетском и кызыльском) Мелетской инородческой управы насчитывалось 70 различных фамилий. Среди тутальцев, мелетцев и кызыльцев имелись общие роды и фамилии (Айнаковы, Байдашевы, Барбаковы, Сардыгановы и др.), что говорит об их этногенетическом родстве.

    Впервые политическая делегация хакасов во главе с С.Д. Мойнагашевым отправилась к мелетцам весной 1917 г. Поехали три представителя: от сагайцев – С. Мойнагашев, от качинцев – Сукин и от кызыльцев - Тюхтеев. Ямщиком был М.А. Янгулов (1897 г. рождения, аал Поос), сообщивший нам в 1972 г. эти сведения. Делегация выехала на двух парах коней из центра Кызыльской Управы - села Божье- Озерского (по-хакасски «Поос»). Доехали до мелетцев на четвертые сутки к обеду накануне Троицы. В центре Мелетской управы, где находилась церковь, был собран сход, где члены делегации высказались за присоединение Мелетской управы к Хакасии, за принятие общего названия «хакас» и поставили вопрос о возможном переселении чулымских тюрков в Хакасию. Переговоры велись на хакасском языке, понятном для всех мелетцев. Непонятные диалектизмы сразу уточнялись. Делегация находилась среди мелетцев целую неделю. Благодаря инициативе С. Мойнагашева утверждение официального имени «хакас» среди мелетцев (Тюхтетский район Красноярского края) произошло в начале 1920-х гг. Тутальцы (Тегульдетский район Томской области) приняли это название только в 1939 г., когда Тегульдетский район входил в состав Кемеровской области. В 1939 г., во время всесоюзной переписи, тутальцев записали хакасами. На это решение повлияло и присутствие ссыльных хакасов по Чулыму. В 1930 г. в Тегульдетский район было сослано 72 семьи раскулаченных хакасов из Хакасии. Они в основном не смешивались с чулымскими хакасами, но отметили схожесть их с кызыльцами. Только две фамилии обменялась браками. Это Кирбижековы, потомки которых стали писаться Кирвизяками, и Мойнашевы.

    В 1986 г., согласно опросу, проведенному В.П. Кривоноговым, 75% чулымцев назвали себя хакасами, но при этом лишь 10% опрошенных считали себя одним с хакасами народом.

    В 1990 – е гг. некоторая часть чулымских хакасов решила изменить свое официальное название на «чулымцев» (хотя фактически они именуют себя так же, как и хакасы, этнонимом «тадар»). Высказанное желание связано с чисто меркантильными интересами получить льготные права, которыми наделены народы Севера. В обращении к Томскому облсовету (21 июня 1991 г.), подписанном М.Л. Кулеевым, говорится: «Однако вся беда в том, что в 1939 г. нас искусственно причислили к хакасам, которые исторически занимаются в основном скотоводством. Эта акция объединения двух народов, хакасов и чулымцев, в один не дает нам права на те льготы, которое предусмотрены для народов Севера». Вызывает недоумение, почему авторы данного обращения считают, что все беды их бесправного положения идут от принадлежности к хакасам. Как коренные жители они имеют все права пользоваться своими рыболовными и охотничьими угодьями. Однако значительная часть населения выразила свое несогласие с М.Л. Кулеевым и настаивала на сохранении для себя официального имени «хакас».

    Одним из важных направлений своей деятельности в начале 1990-х гг. организация «Тун» считала реализацию программы возрождения чулымских тюрков, проживающих в Тегульдетском районе Томской области. В августе 1991 г. по инициативе «Тун» была отправлена официальная делегация из Хакасии для переговоров с руководством Томской области и встречи с чулымскими хакасами. Советом «Тун» была разработана программа их возрождения, были организованы сбор и отправка в Томскую область литературы по истории, культуре и языку хакасов.

    Для выяснения чулымского вопроса 4-10 августа 1991 г. от Хакасской республики в Тегульдет прибыла делегация, которую возглавлял В.И. Ивандаев, депутат ВС РХ. В состав делегации вошли руководитель ассоциации «Тун» Костяков А.А., от ХакНИИЯЛИ - Бутанаев В.Я., от газеты «Ленин чолы» - К.К. Чистобаеав, от хакасских ученых г. Томска - дфг. наук И.С. Чичинин. Принимал делегацию председатель районного исполкома Ю.И. Макурин.

    Делегацией были проведены сходы жителей в с. Тегульдет, Куяны и Шумилово, где основная масса высказалась за создание национального сельсовета. В населенных пунктах чулымцев никогда не было национальных школ и не велось преподавание на своем языке. Поэтому, в результате языкового барьера, многие из старшего поколения не могли закончить даже начальные школы. Среди чулымских хакасов нет ни одного человека, имеющего высшее образование. Во время встреч были подняты вопросы о воспитании национальных кадров, о приезде в район хакасского театра для распространения хакасской культуры и др.

    В результате прибытия делегации в с. Тегульдет было создано и официально зарегистрировано чулымское отделение организации «Тун», во главе которой стал А.А. Тазарачев. Анатолий Тазарачев родился в 1959 г. в с. Тегульдет. В 15 лет он поехал в Томск, где в училище получил профессию каменщика, там же закончил вечернюю школу. Военную службу проходил в Казахстане. Там он стал заниматься борьбой и получил звание мастера спорта по каратэ. После окончания службы, по приглашению, уехал в Ленинград. Вернулся домой в 1985 г., и с тех пор заинтересовался историей и культурой чулымских хакасов.

    Тегульдетский филиал АХН «Тун» начал пропагандировать идеи единства чулымцев с хакасами. А. Тазарачев выступал перед односельчанами против отделения коренных жителей от хакасского народа. Он встал на позицию возрождения исторического имени «Хоорай». Язык коренных жителей, как считает А. Тазарачев, представляет говор кызыльского диалекта хакасского языка. Этноним «хакас» способствует отстаиванию их национального достоинства, ибо русское население именует их не иначе, как «ясашные».

    6 октября 1991 г. в Тегульдет приехала группа артистов национального театра «Читиген», а также представители хакасского радиокомитета и республиканского телевидения. Театром «Читиген» были поставлены перед чулымскими зрителями хакасские пьесы «Акун» и «Шутник Айдолай». Директором театра В.И. Ивандаевым были прочитаны лекции по истории и культуре Хакасии. Местным жителям подарены пластинки с записями хакасских песен.

    26-27 октября 1991г. на третий, внеочередной съезд хакасского народа прибыла делегация от чулымских хакасов в количестве четырех человек, во главе с Тарлагановым. Последний выступил на съезде и поведал о проблемах чулымских хакасов.

    На основе результатов проведенного в начале 1990-х гг. членами филиала «Тун» опроса чулымцев был сделан следующий вывод: «<…> на Чулыме живут хакасы, а не какой-то другой, придуманный в кабинетах Томска народ. Для нас, хакасов, это большая победа в деле возрождения нашего древнего народа». [Табаткин. 1992. 25 января. С. 2. ] Но после 1991–1992 гг. контакты прервались, не приведя к утверждению этнонима «хакасы» и к укреплению общехакасского самосознания. Данные массового опроса 1996 г. показали, что свое единство с хакасами осознавали только 11,7 % респондентов, противоположную позицию заняли 57,5 %, не смогли определиться – 30,8 %. Как пишет В.П. Кривоногов, «приезд делегаций из Хакасии привел к тому, что многие из числа тех, кто раньше не мог выразить своего мнения, пришли к такому выводу: «те хакасы совсем другие» и «язык не сходится»». [Кривоногов. 1998. Вып. 2. С. 142.] По заключению ученого, чулымцы осознают себя особой народностью, имеющей специфические черты и свою судьбу, отличную от судьбы хакасского этноса.

    В 2001 году чулымцы были признаны самостоятельным этносом и включены в единый перечень малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, утвержденных 17 апреля 2006 г. правительством РФ. Таким образом, после переписи 1989 г. общая численность хакасов сократилась, потеряв одну тысячу сородичей на Чулыме. Ныне чулымцы имеют официальный статус малочисленного народа Севера.

    До сих пор среди хакасских и томских этнографов не прекращаются споры о принадлежности чулымских тюрков (мелетцев и тутальцев) к хакасскому этносу. На наш взгляд, имеются достаточно веские аргументы, чтобы отнести чулымцев к хакасам. У чулымцев единое самоназвание с хакасами, их культура близка культуре подтаежных бирюсинцев и кызыльцев, а язык, согласно нашему мнению, представляет диалект хакасского языка.
    be.convdocs.orgdocs/index-118007.html

    Вложения:

    Последнее редактирование: 1 янв 2014
  5. сыда

    сыда Member

    Дата регистрации:
    5 мар 2011
    Сообщения:
    150
    Симпатии:
    2
    Баллы:
    18
    ........На основе результатов проведенного в начале 1990-х гг. членами филиала «Тун» опроса чулымцев был сделан следующий вывод: «<…> на Чулыме живут хакасы, а не какой-то другой, придуманный в кабинетах Томска народ. Для нас, хакасов, это большая победа в деле возрождения нашего древнего народа». [Табаткин. 1992. 25 января. С. 2. ] Но после 1991–1992 гг. контакты прервались, не приведя к утверждению этнонима «хакасы» и к укреплению общехакасского самосознания. Данные массового опроса 1996 г. показали, что свое единство с хакасами осознавали только 11,7 % респондентов, противоположную позицию заняли 57,5 %, не смогли определиться – 30,8 %. Как пишет В.П. Кривоногов, «приезд делегаций из Хакасии привел к тому, что многие из числа тех, кто раньше не мог выразить своего мнения, пришли к такому выводу: «те хакасы совсем другие» и «язык не сходится»»..........................................................
    ......Много лет назад прочитал этот текст, я зделал несколько выводов . И вновь прочитал сегодня и от выводов не отказался. С одним хочу поделиться "- в 1996г - МАЛО выпили в отличии от 1990г "
  6. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    getImage (4).jpg
    Кызыльцы Хакасии
  7. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    _________________________________
    М-да...:D
  8. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
  9. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    СОПЛЕМЕННИКИ Чулымские тюрки. известные в исторической литературе народ названием чулымских татар, представляют собой небольшую народность, проживающую по бассейну реки Чулым. В настоящее время. после больших научных споров историков. этнографов и лингвистов, за ними закрепилось название чулымцев. Но единства во взглядах на положение этой народности в системе расовых типов Сибири так а нет, хотя вопросы истории чулымцев исследовались многими учеными и накоплено множество материалов о них. В 1990 году в издательстве Академии наук СССР вышла книга известного хакасского историка Виктора Яковлевича Бутанаева «Этническая история хакасов ХУI-ХIХ веков». В ней пишется: «Хакасы (самоназвание- тадар) Тюркоязычный народ, антропологический относящийся к Южно-Сибирской (Туранской) переходной расе. В основном они проживают на территории Хакасской области, расположенной в Хакасско-Минусинской котловине. Небольшая часть (около 1 тысячи человек) обитает по среднему течению р. Чулым (Тегульдетский район Томской области и) Тюхтетский район, Красноярского края).. В ХУI-ХУII веках история северной Азии ознаменовалась крупными политическими событиями. Произошло присоединение Сибири к Российскому государству. Начался процесс заселения и хозяйственного освоения громадных территорий русским народом. В Центральной Азии возникли монгольские феодальные образование Алтын-Ханов и джунгаров, Енисейские -киргизы оказались между «жерновами» этих государств. Вдоль их северной границы были построены остроги: Томск (1604г.) Кузнецк (1628г.) и Канск (1604г.), ставшие оплотом обороны Российской державы. В течение ХУ1Iв. со стороны киргизов велась ожесточенная борьба за свое господство в Южной Сибири... Киргизы как господствующий этнос создали в раннем средневековье свое государство, которое просуществовало в долине среднего Енисея до начала ХУIII в.» Народности Саяно-Алтая (кумандийцы, телеуты, алтайцы, шорцы, калмаки) сохранили воспоминания о жестоких военных набегах степняков киргизов на их земли, я до недавнего времени чулымцы пугали непослушных детей тем, что «вот придет с верховьев Июса (так они до сих пор называют р. Чулым) киргиз, поймает и съест». По указанию энергичного царя-реформатора Петра’ было решено поставить у подножья Саян острог. Осенью 171 года красноярскими казаками на правом берегу Енисея, на 120 верст выше Абаканского острога был возведен Саянский острог который перекрыл путь сообщения с Монголией. долина Июсов, где ранее располагалась территория Алтын-Зархского улуса, в ХУIII в. осталась за Томским уездом. На этом месте возникла кызыльская землица. В долине р.Чулым в районе Милетского острога (Пелетура) находилась Мелетская волость, а ниже по течению Тутальская волость. до недавнего времени жители этих территорий называли себя милетсками и тутальскима хакасами. Первое упоминание о наших (хакасов-кызыльцев) соплеменниках - чулымцах содержится в дневнике Лоренца Ланге, секретаря дипломатической миссии, отправленной Петром’ в 1715 году в Китай. В 1720 году началась деятельность первой правительственной научной экспедиции по изучению Сибири. Главой ее был назначен д.Г. Мессершмидта приглашенный в Россию Петром 1. Тобольске Мессершмидта встретился с Ф.В.Страленбергом (Таббером)- шведским военнопленным. к тому времени ХОРОШО освоившим русский язык в глубоко интересовавшимся этнографией Сибири. В течение двух лет (1721-1722гг) они совместно занимались изучением природы в населения Западной и IОжной Сибири, провели несколько маршрутов но Чулыму, побывав в на его притоках Яе, Кие, Кемчуг и др.
  10. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    СОПЛЕМЕННИКИ
    Эта работа была продолжена великой Сибирской экспедицией в 1 733- 1743 годы. Активное участие в ней принимали двое молодых профессоров, действительных членов Академии, наук натуралист И.Г.Гмелин и историк Г.Ф.Миллер. Их постоянным спутником в маршрутах был студент Славяно-греколатинской академии С.П.Крашенников. Эги исследования внесли огромный вклад в описание Сибири, быта, языка, этнических схождений и различий народов и народностей этого сурового края. Немало научных трудов было написано и известным исследователем И. Э.Фишером. В Санкт-Петербурге хранится написанная его рукой «Ведомость о нравах и поведении татар Томского ведомства и о прочих их делах в поступках. Ответ на запрос о татарах». О чулымцах в этом документе сообщается следующее: «В восточной стороне село Кийское стоит над рекой Кией, на левой стороне ог Томска... в нем и около живут крещеные ясашные татары. Зовут - кийские, они же и чулымцы. В той же стороне Ачинский острог стоит над рекою Чулымом. . . В нем живут русские служивые люди. Между Томском и севером Мелесский острог. а около живут крещеные татари зовущиеся чюлымцами, а сколько число, не знаем». В данном документе ясно обозначено обобщенное представление о «чюлымцах» ил и «чулымских татарах как о группе, включающей тюрко зычное население от Ачинска до низовьев Чулыма и его притоков. Очень интересные данные о чулымских т юрках приводит И.П.Фальк, побывавший на Чулыме в 1768 году. Он пишет: «Юрты их представляют собой маленькие хижины. большей частью кубической формы, с татарской широкой скамьей, с камином, вмазанным котлом, с оконными отверстиями, на которые натягивается налимья шкура или же они затыкают льдом. Чулымцы спят на бересте в накрываются своими одеждами. детей они укладывают в берестяные корзины, засыпая их вокруг растертой трухой. Мужчины и женщины носят рубаха из холста, который они сами ткут из крапивы. А историк .Георги в своем «Описании всех обитающих в Российском государстве народов» пишет о чулымцах так: «Мужчины в одежде не отличаются от русских. Женщины носят татарскве фазы (тастар), штаны в сапоги (большей частью из налимьих шкур), платья во краям в подоле любят опушать, девушки заплетают большое количество кос. Пища их бедная, хлеб редко кто ест. Мелкую рыбу они вялят, высушивают на солнце, толкут. Называют эту пищу бураком. Самое лакомое кушанье изготавливается из подожженного хлеба (курмача). свежего борщевика и сараны. которые смешивают, толкут и зарывают затем все курят, жуют аир». В 1720 году большая часть чулымских тюрков была крещена «по старанию» архиепископа Филофия: «Силой загоняли в реку Чулым, а когда выходили на берег каждому надевали крест на шею». Однако, как пишет Георги, они православную веру «худо знают, вместо имен, даваемых их детям при крещении священником, они употребляют другие имена, как, например, Уазечаяк, Кучичек, Мышак, Кулон- для мужчин, Кечепек, Патан, Перемча-для женщин. Они суровы, суеверны и служат тайным образом по большей части идолам- чучельным набивным, которые называются шайтанами (у хакасов: «тёс» - прим. Нарбазан). Когда они хотят узнать о чем-нибудь прошедшем или будущем, осведомиться о своей судьбе, выяснить причину болезни, несчастья и т п., они обращаются к шаманам. Сват, идя к невесте. берете собой новую китайскую трубки и курительный табак, объявив там о причине своего прихода, удаляется на короткое время. Если по возвращении он заметит что из его трубки не курили, то сочтет это за отказ, в противном случае он начнет торговать невесту на платье, «мягкую рухлядь», скот или «служение».
  11. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    СОПЛЕМЕННИКИ
    Считая на деньги, цена простирается от 5 до 50 рублей». Ко второй половине ХIХ в. относится начало археологического и лингвистического изучения Причулымья. Много сделано по изучению жизни чулымских татар академком В.В Радловым. В своей работе «Этнографический обзор тюрских племен Южной Сибири и Джунгариио, изданной в Томске в 1887 году, он писал: «чулымские татары разделяются на три рода: 1. кетсик ( к югу от Мариинска) 2. кюрек (кюэрек) (к северу от Мариинска) 3. собственно чулымские татары ( к северу от реки Кии по речке Чердат). Язык всех трех народов один и тот же, на нем видно как барабинское, так в телеутское влияние». ВВ. Радловым было составлено описание « чулымского поднаречия», на котором говорили тюрки, жившие по реке Чердат. Он пришел к выводу, что язык среднечулымцев можно отнести к периферийному диалекту КЫЗЫЛЬЦЕВ — этнической группе хакасов. В 1946 году изучение чулымо-тюркского языка было продолжено экспедицией, которую возглавлял профессор Томского педагогического института А.П . Дульзон. Он писал . что в « пределах Томской области может быть выделено два диалекта — нижнечулымский и среднечулымский, отличающиеся друг от друга в своем словаре и фонетике. а также в некоторых особенностях грамматического строя.. .В целом чулымо- тюркский язык ближе к хакасской в алтайской группе наречий, чем к иртышско-барабинской». Исследователи подтвердили, что процесс тюркизации не тюркского населения Чулыма шел с верховьев Чулыма, и чулымо--тюркский язык близко сходится с кызыльским наречием хакасского языка, распространенным во Черному в Белому Июсам — истокам Чулыма. Исходя из схожести чулымского языка с кызыльским диалектом, А.П.Дульзон делает научный вывод, что среднечулымский диалект связан с хакасским (кызыльским) и при определенных условиях мог бы считаться диалектом хакасского языка, а нижнечулымский близок к старому нижне-томско - тюркскому наречию. В годы перестройки среда чулымцев началось движение за утверждение своей народности, имеющей право на льготы и возрождение. Встал вопрос, как им называться - чулымцами или хакасами . В 1991 году в с. Тегульдет Томской области создается ассоциация хакасского народа «Тун», которую возглавил коренной житель среднего Чулыма А. Тазырачев Ассоциация настаивала, что самоназвание чулымских аборигенов — хакасы. Установилась ее тесная связь с АХН «Тун» в Хакасии, в частности. с Орджоникидзевским районным отделением. В октябре 1991 года Тегульдетский район посетила делегация из Хакасии во главе с Валерием Ивановичем Ивандаевым. В ее составе были председатель АХН «Тун»,талантливый радиожурналист А. Костяков, ученые И.Н. Чичинин и В.Я. Бутанаев ( ныне профессор , доктор исторических наук ), корреспондент Хакас чирi» К.К. Чнстобаев, А.Асочаков. Приехала к нашим соплеменникам и труппа артистов национального театра Четiген» с директором Василием Ивановичем Ивандаевым, который поставил для чулымцев пьесу ГГ. Катабекова Шутник Айдолай отрывок из пьесы М. Кокона «Акун" Основной целью делегации было установление связей, чтобы помочь жителям района поближе узнать о хакасской культуре , традициях и обычаях, предоставить возможность изучения хакасского языка,тем более, что В.Я. Бутанаев на встрече с чулымцами еще раз подтвердил, что они говорят на кызыльском диалекте и их национальность — хакасы. Но добрые начинания не всегда увенчиваются успехом. Наши соплеменники больше не дождались обещанного выезда новых делегаций, что в конце концов их интерес к взаимодействию угас, а вскоре по результатам в спешном порядке проведенного референдума чулымцы получила статус малочисленного народа и «географическое» самоназвание чулымцы.
  12. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    СОПЛЕМЕННИКИ
    . Руководители Томской области Тегульдетского района обещали, что со статусом малочисленного народа Севера они получат ряд привилегий в традиционном национальном промысле, для них будут строиться утепленные дома со всеми удобствами, будут и другие преимущества, которых бы они не имели как хакасы. Выполнено ли обещанное аборигенам Причулымья, неизвестно. В 1 992 году 21 декабря в создается и регистрируется в Минюсте Республики Хакасия Общество хакасов-кызыльцев «Хумартхы» («Память»). . Сразу восстановили связь с хакасами Тюхтетского района, которые в основном проживают в с.Пасечное. Направили туда Устав и Программу, и через некоторое время от жителей села поступило более ста заявлений о приеме их в общество. Через администрацию Красноярского края общество кызыльцев поднял и решил вопрос о занятости коренных хакасов-кызыльцев с. Пасечное их традиционным промыслом, что для общества стало важной победой. В это время вопрос о самоназвании аборигенов Причулымья еще «висел», и Совет Общества хакасов-кызыльцев рекомендовал провести референдум о принятии ими самоназвания:- КЫЗЫЛЬЦЫ. Мы считали, что таким самоназванием их также можно отнести к малочисленному народу, проживающему на территории, приравненной к Северу. Но более чем активная работа историков во главе с Э.Л.Львовой и активистами -сторонниками самоназвания «чулымцы» воспрепятствовала нашей агитации.
    (*_____________*)
    Последнее редактирование: 5 мар 2017
  13. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    _______________________________
    Труппа театра "Читыген" постановку "Айкун" исполняли на сагайском диалекте. Сагайский диалект отличатся от кызыльского не только фонетике, но и морфологии. Мне приходилось общаться с коренными представителями Тегульдетского района(тутальскими кызыльцами). Разговаривая каждый на своем диалекте( кызыльском и тутальском) понимали друг друга, лишь некоторых случаях слов различия в фонетике. Тос- бересто, сас- болото, как на кызыльском и тутальском( к.-т.), пулан(к)- пылан(т), умурт(к)-йомурт(т), йахсы(к)- шахшы(т), тегэр(к)- тегер(т), салхай(к)- шалгай(т)карахат(к)- каракат(т), кызылкат(к)-кызылкат(т), кендыр(к)-кендыр(т), пышах(к)-пычак(т) шугаш(к) - чугач(т). "Анниха куш кизи"- "Опытный охотник"(кыз) - "Анниха куш кизи"(тут), тыт и тыт(к.т.) и т.д.
    Одинаковые фамилии тутальцев и кызыльцев: Соускановы, Кондияковы(Кондеевы), Тамочивы- Таможивы(Таможиковы), и .т.д.
    Кызыльцы тутальских кызыльцев называют -туданнар, а мелетских- мяляттар(мяля).
    Надо заметить, что тутальский диалект отличается от милетского. Кызыльскому диалекту ближе - тутальский(туданнар)
    Последнее редактирование: 5 мар 2017
  14. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    DSC01528.JPG Последнее старшее поколение кызыльцев алла Сыралыг Юс.
  15. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    image (2) (1).jpg Хызылардын кеберлиг кеп-азах. Национальные костюмы кызылов. Мастер-класс кызыльской одежды. Первая научно-практическая конференция 12.10.2012. Инициатор и организатор форума М.Табаткин.
    image (4) (1).jpg
    Последнее редактирование: 5 мар 2017
  16. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Тастых шерде шуртаптуханнар хызыллар. Мим туганнарым
    Ртищевы сын Виктор.jpg
  17. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    DSCF1058.jpg Икинжиши соол сахнан -Ульчугачев Г. Урян - 2016 шилда. Хызыллар Оськёл аллдахылар
    Последнее редактирование: 5 мар 2017
  18. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Хызыллар устахжилар Пештягы Туманын. Соомы 1901 шилдахы. Кызыльцы- руководители Печищенкой Думы. фото 1901 года.
    смить.jpg
  19. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Хызыллар. Пежелер. getImage (17).jpg
  20. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Тон хызыл кизи Иннокентий Васильевич ШУШЕНАЧЕВ. Шуй сёок.
    шушеначев и в..jpg

Поделиться этой страницей