Светлана Янгулова. Запрещенная, но не забытая

Тема в разделе 'Поэзия Хакасии', создана пользователем Fialta, 10 янв 2011.

  1. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Анатолий Кыштымов - тоже писал на русском, тем не менее, он - хакасский поэт. Сибдей Том как -то провозглашал в своем манифесте, что двуязычный поэт в два раза сильнее, чем поэт, пишущий на одном языке. Дети, говорящие на нескольких языках, развиваются быстрее, чем дети, говорящие на одном языке. Мы в этом отношении имеем преимущество перед моноязычными народами. Именно поэтому я и выступаю, чтобы наши дети говорили на родном языке. В русскоязычной среде они и так находятся с детства. Неплохо было бы и английский язык сделать одним из языков повседневного общения наших детей и подростков. Или китайский, хе-хе. Хотя есть и опасность утраты родного языка. Думается мне, что нужно использовать опыт русских дворян, дети которых с детства говорили на нескольких языках. И это пошло только на пользу русской культуре. Сделало её одной из мировых культур. Поэтому Светлана Янгулова - хакасская поэтесса, пишущая на русском языке.
  2. alexanderbor

    alexanderbor Александр

    Дата регистрации:
    10 дек 2008
    Сообщения:
    435
    Симпатии:
    65
    Баллы:
    28
    Тезис о том, что дети, говорящие на нескольких языках, развиваются быстрее - весьма спорный. Хотя согласен - двуязычность преимущество в жизни.

    Так все-таки, Alchy, что для Вас основание для отнесения автора к той или иной культуре - кровь автора или природа его произведений? По-моему только произведения говорят о принадлежности. Кыштымов писал о Хакасии - бесспорно, он хакасский поэт. (Хотя, если бы он писал и на хакасском языке, то внес бы, несомненно, больший вклад в развитие хакасской литературы.)
  3. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    Такое ощущение, что у нас замкнутый кружок на сайте. если человек не пишет и не владеет хакасским, то он не наш, чужой. Если он зашел сюда и делится своими достижениями с нами хакасами, так давайте порадуемся, что есть у нас такой земляк, который может что-то созидать. Жаль, конечно, что не на своей родине, но уж где получилось. При знании хакасского, я уверен, Светлана Янгулова писала бы и на хакасском. Это талант, который дается не каждому.
  4. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Я искал инфу о Светлане Янгуловой в интернете с тем, чтобы как-то пообщаться более предметно: поговорить о стихах, о Мексике, как там живётся хакаске... Многие из пишущих на форуме, к сожалению, сами на хакасском стихов-то по-настоящему и не читали, а рассуждаю-ю-ю-ть !!! Аж жуть... :)
    Светлана, несомненный талант, другое дело что на "вкус и цвет товарищей нет"... С этим не поспоришь. Ведь, всё же удивительно, что хакаска уехала в Мексику и дала там жизнь другим... Мне было бы интересно знать каковы ОЩУЩЕНИЯ перемены культур ? А у пишущих, ведь, это должно проявиться наилучшим образом... Если рассудить немного шире - пра-пра-родители мексиканцев - индейцы, которые перекочевали из Евразии (Сибири) в Америку, то бишь наши далёкие родственники... :)
  5. alexanderbor

    alexanderbor Александр

    Дата регистрации:
    10 дек 2008
    Сообщения:
    435
    Симпатии:
    65
    Баллы:
    28
    Сибдей вступил в полемику, применив излюбленный прием софистов - подменил звенья логической цепочки и подолжил рассуждение так, словно логика не изменилась. В данном примере: противопоставил невежество собеседников в вопросе хакасской поэзии уникальности и таланту личности. Вроде: вы не достаточно просвещенны в хакасской поэзии, что бы судить о таланте и уникальной судьбе героини форума. Но: само противопоставление нарушает логику, потому что предметы из разных плоскостей взяты, и никто не оспаривал уникальность и талантливость поэтессы (возможно, жесткость Йор могла наталкнуть на эту мысль, но и она об этом не заявляла). Хотя и с этой жесткостью я тоже не согласен, звучала все-таки неуважительная нота.

    Тем не менее, ставится под сомнение принадлежность наследия поэтессы именно к хакасской культуре. Вот и все. Я не читал произведений С. Янгуловой, кроме тех, что здесь представлены. Потому и просил собеседницу сделать картину более полной. Т.к. то, что было представлено здесь, выглядит единственно как наследие русской литературы, могучей и необъятной. Хоть это и в значительной степени наше наследие тоже, т.к. мы дети, воспитанные данной культурой в том числе.

    Если кто помнит старые дискуссии с моим участием, как раз я один из немногих, кто защищал доброе имя земляков, трудящихся на чужбине, а ряд форумчан поливал их грязью, потому что... потому что они уехали, такие-сякие.

    Но я не сторонник того, что бы всё, что какой-то стороной нас касается, интерпретировалось как наше наследие вот и все. Я противник притягивания "за уши". Потому, выражая уважение талантливым землякам, тем не менее стремлюсь к осторожности в оценке их деятельности в контексте своей малой, но самой родной родины. Скажем, хакас, добившийся "богатства и славы" на чужбине, будет мной уважаться как личность, но не будет называться выдающимся сыном хакасского народа, если он не вложил часть себя в развитие родной культуры (будь то материальные инвестиции или духовные).

    А то, что общение с такой интересной личностью расширит Ваш кругозор Сибдей, - несомненный факт, потому желаю Вам удачи.
  6. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    В философии не силён, но мне понравился ваш расклад... :)
    А в части "хакасскости" Светланы Янгуловой, я не сомневаюсь ни на йоту.
    Во-первых, что есть "хакасская" культура ?
    Если рассуждать с точки зрения чистоты термина и понятий, то ясно, что из многих форумчан, к примеру, Паин Саа более хакас, чем все вместе взятые сала хазахи - ибо пишет СТИХИ на хакасском языке т.е есть владеет хакасской культурой в ВЫСШЕЙ степени ибо - культивирует !
    Те, кто НЕ ЗНАЕТ хакасского языка таковым себя считать не могут и тем не менее, САЛА ХАЗАХИ - не русские или мексиканцы. предположим... :) А те же хакасы. Но... частично утратившие культуру своих предков - т.е. хакасский язык.
    Светлана Янгулова - та же хакаска, что и многие форумчане, (которые не знают хакасского языка или утратили эти знания), и она в то же время в зрелом возрасте выехала за границу. Но... хакасского менталитета она не потеряла наверняка. И пишет стихи на русском (как все тут мы), ну она ещё и пишет на испанском (как не все тут мы... :)).
    Но... запах степного ковыля в её стихах присутствует не обязательно в явном образном виде, а опосредованно...
    И она ТАКАЯ ЖЕ как все мы - хакасы... :) И в стихах особенно...
  7. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    У Светланы Янгуловой есть стихи и о Хакасии, поэтому я отношу её к хакасским поэтам. Это наша трагедия, хакасского народа, что многие талантливые люди не могут выразить свои чувства на родном языке. Но генетику то хакасского духа никуда не деть, всё равно вылезет, как ни старайся. Например, Николай Васильевич Гоголь, на мой взгляд: великий украинский писатель, хотя и писал по-русски, потому что он выразил самые сокровенные представления духа и души украинского народа. В то же время, тех, кто покинул Родину ради жирного куска и тёплого корыта, и свысока относится к своему народу, не помогает даже по мере сил своим родственникам, не говоря о других хакасах, я по-прежнему считаю крысами. Светлана Янгулова к ним не относится никоим образом.
    P.S. Хотя, может быть, что такая широкая дисперсия нашего народа произошла по воле Неба. Когда нас будут здесь ликвидировать, то хоть где-то хакасы останутся. Хе-хе.
  8. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Мне, например, сразу видятся не только хакасские горы, но и конкретный, очень известный хакасский поэт...
  9. alexanderbor

    alexanderbor Александр

    Дата регистрации:
    10 дек 2008
    Сообщения:
    435
    Симпатии:
    65
    Баллы:
    28
    Собственно, стихов, насыщенных хакасским духом, я еще ожидаю в данной теме.

    Что касается сала-хазахтар, полностью разделяю позицию Сибдея, что быть хакасом и не владеть языком - явления малосовместимые. Однако скажу ниже, что я ценю выше простого владения родным языком.

    Alchy: "В то же время, тех, кто покинул Родину ради жирного куска и тёплого корыта, и свысока относится к своему народу, не помогает даже по мере сил своим родственникам, не говоря о других хакасах, я по-прежнему считаю крысами."

    Жирного куска, корыта, свысока относится к народу, не помогает родственникам...
    Помнится в более ранних дискуссиях все покинувшие родину Вами причислялись к этому сословию без разбору. (Такое впечатление складывалось.) И Вы даже слушать не хотели, что не все такие. (На родной земле таких гораздо больше, чем на чужбине, кстати.)

    А вот я, например, знаю отдельные примеры того, как хакасы, не владеющие или едва ли владеющие хакасским языком (не во всех случаях я уверен, т.к. таких справок не наводил даже, но практически уверен), вкладывают деньги и иной потенциал (талант, трудолюбие и пр.) в развитие родного края, или, скажем, на территории родного края (не обязательно инвестируя прямо в школы и сады, но тем не менее, инвестируя на хакасской земле), работая при этом далеко от родины. Спокойно так вносят в копилку, не пиарясь, просто потому что там их дом. Они для меня больше хакасы, ну или более ценные сыны Хакасии, чем большинство, кто сидят с бутылкой в хакасской деревне и щеголяют поговорками на хакасском. (Извините за грубое сравнение, не все так плохо, конечно, в хакасской деревне. Просто для понимания.)

    Но это отчасти "флуд" уже пошел. Просто давайте будем последовательны во всем, если вы претендуете на истину.
  10. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Alexanderbor вступил в полемику, применив излюбленный прием софистов - подменил звенья логической цепочки и продолжил рассуждение так, словно логика не изменилась. В данном примере: противопоставил невежество собеседников-алкоголиков в вопросе ведения бизнеса уникальности и таланту личности предпринимателя... :)

    Я это так в шутку... :)
    А если сравнить предпринимателя-сала-хазаха, инвестирующего в бизнес и... бедного литератора, инвестирующего в хакасский язык, кто смотрится выгоднее в части "хакасскости" ? Ну, предположим, семья строителей (не буду называть фамилии) и... М.Баинов ?
  11. Паин Саа

    Паин Саа Member

    Дата регистрации:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    271
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    16
    Помню Светлану Янгулову по школе.
    По отношению ко мне, она была старшекласником.
    Нравилось смотреть на её, она была ни на кого не похожа.
    Знал, что пишет стихи, хотя для меня, в то время, такие понятия как
    стихи, поэзия вообще не существовали, но если встречались
    стихи с её именем, читал. Нравились. Если память не подводит
    там были стихи и о дочерях степей, и о конях, и всё такое
    прочее. Прочитал стихи выложенные на сайте, ну что сказать,
    настоящий поэт, мастерски владеет словом, горжусь всем, чего
    она достигла, знай наших! И всё таки, какая то печаль охватывает
    меня, ведь владей она родным словом.... А так же другие...
  12. alexanderbor

    alexanderbor Александр

    Дата регистрации:
    10 дек 2008
    Сообщения:
    435
    Симпатии:
    65
    Баллы:
    28
    Сибдей, по поводу инвестиций.
    Пример Баинова: мастер своего дела, посвятивший себя родной культуре, всегда будет оставаться колоссом. Я не противопоставлял значимость предпринимателя значимости колосса слова. Я противопоставил значимость социально ответственного предпринимателя человеку, не реализовавшему себя в жизни, но при этом, скажем, владеющему хакасским языком и по Вашей классификации являющемуся в большей степени хакасом только благодаря своей языковой идентификации.
    Говоря же об инвестициях, я имел в виду не только бизнес в Хакасии, но и меценатскую работу, и творческую работу на благо родной культуры (будь то писательское творчество или иное). Т.е. вложения в родную землю в широком смысле. При этом значимость появления преуспевающих хакасов в бизнесе, но при этом не забывающих о том, что они дети своей земли, я ценю не ниже, чем поэтов и художников, потому что, не открою секрета, общество не одним творчеством живо. Но ценю их выше во сто крат, чем не реализовавших себя хакасов, легко острословящих на хакасском.
    Но это дискуссия из другой темы опять же.
    Говоря о вкладе в конкретную культуру, нужно оценивать вклад, а не только личный успех. Пост Паин Саа приоткрыл завесу тайны, я узнал, что есть стихи не только о тоске по таинственной России, но, видимо, и по "малой родине". Опять же еще надеюсь их увидеть и получить удовольствие.
  13. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Здесь можно подискутировать. На мой взгляд, общество за счёт творчества только и живо.
  14. alexanderbor

    alexanderbor Александр

    Дата регистрации:
    10 дек 2008
    Сообщения:
    435
    Симпатии:
    65
    Баллы:
    28
    Общество - сложная система. Нет у него одного единственного суперкомпонента. Если хотите подискутировать по этому вопросу, нужно в другую тему перемещаться.
  15. Хайлах

    Хайлах New Member

    Дата регистрации:
    23 янв 2011
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Светлана Янгулова, привет землякам


    Дорогие форумчане!
    На днях Сибдей Том пытался со мной соединиться через Facebook, но я вовремя ему не успела ответить, и ссылку сняли. Так что, Сибдей, прошу меня извинить. По твоим горячим следам зашла на этот форум и была приятно удивлена найти себя здесь. Прочитала комментарии посетителей, всех благодарю за внимание к моей особе.
    Считаю нужным немного написать о себе. вижу, что много толков.
    Я родилась в городе Абакане, отец и мать - хакасы. Отец родом из с.Черное Озеро, а мать родилась в у.Ворота Ширинского района. Они познакомились в Абакане, мать была студ, хакасского отделения пединститута, отец- партработник.. Нас трое. Старший, Александр Ефимович, физик, преподавал в АГПИ, в последние годы жизни работал на кафедре кибернетики и вычисл. тех., умер скоропостижно в 1989 году. Я- средняя, есть младшая – Татьяна.
    Я училась сначала в первой школе г. Абакана, потом в ХОНСШ (Хакасская обл. нац. школа)..Летом ездила к теткам в Ширинский район, каникулы проводила в деревне, с мамиными родственниками, в те годы в улусах по-русски почти не говорили. Мой дедушка Тутарков играл на чатхане, собиралось много народу, все слушали. Приезжал к ним и почетный гость Семен Кадышев, мы им заслушивались до утра. Считаю, что рождением, воспитанием и душой я хакаска. Так уж получилось, что жизнь увела меня далеко от родного порога. Но в душе навсегда остался родной «качинский» язык матери и ее песни.
    После школы я уехала учиться в Москву, оттуда в 1974 году с мужем в Мексику. С тех пор прошло много лет. Пришлось заново учиться, освоить другую специальность..Я забыла русский, даже думала по-испански. Работа, работа и снова работа, взяли меня в оборот! В августе прошлого года я выработала свой стаж госслужбы и сдала дела назначенному вместо меня руководителю.
    Я никогда не забывала и не забываю родную Хакасию. Просто было трудно приезжать про разным причинам. Но свидание в Родиной состоялось неожиданно. В 1998 году я потеряла зрение из-за неудачной операции в Мексике, и мне сделали пересадку роговицы и хрусталика (чудесный доктор Ю.Ю. Калинников) в Институте микрохирургии глаза г. Москвы. Когда меня в плохом состоянии прикатили в палату после операции, там были моя сестра и Виктор, друг моей университетской юности, журналист, как и я. Он ухаживал за мной, больной и полуслепой, пока я не прозрела. 11 лет назад мы поженились. Благодаря Виктору я вспомнила русский язык.и снова начала писать. На родину ездим вместе. В Хакасии последний раз была в 2005.. Планов литературных много. Что касается вопроса, хакаска ли я, я еще в 60-ых годах сказала в «Чатханах»:

    Только радость мне совсем не в радость-
    Мой народ! Меня понять прошу:
    Я – хакаска, тут гадать не надо,
    Хоть стихи по-русски я пишу….

    Мехико, 22 января 2011 года.
    С уважением и пожеланиями всего самого доброго: Светлана Янгулова
    ___________

    АБАКАНУ
    Мой город.
    Я вернусь к тебе домой.
    И постучу в окна родного ставню.
    Нет ни
    отца, ни матери. И ставлю
    На Согре две свечи за упокой.
    Вернусь к тебе. Верну свою беду.
    Глаза закрою накрепко руками,
    Чтобы увидеть там, за облаками,
    Мне брата, обращенного в звезду.
    Закружит тополиная метель.
    По улицам бреду я наудачу.
    И если я теперь смеюсь и плачу,
    Смеюсь от встреч и плачу от потерь.
    В тебе моя качалась колыбель.
    Ты - мой исток.
    Когда-нибудь - и устье.
    И дай мне бог еще
    успеть вернуться
    К тебе из чуждых тридевяти земель!
    1989
  16. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Интернет всё ж явление удивительное... Если бы не было компьютера, то и не было бы возможности вернуться в что-то родное близкое, хотя бы в виртуальном (таком реальном !) мире ! Хорошо что вы "нашлись" :)
    Интересно, чем отличается жизнь "диссидентов" судьбы от "сидящих дома" ? :) Вы, кажется, работали над словарём...
  17. Хайлах

    Хайлах New Member

    Дата регистрации:
    23 янв 2011
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Помню, когда кто-то заходил в гости, то сразу был самоварчик (чайник), крепкая заварочка, молоко или сливки и вот вам «хазыр щей» (я по сих пор пью чай по-хакасски), сели, покалякали, вспомнили всю родню, снова чай попили...

    Я к вам зашла доверчиво, как в гости, с открытой душой, а вы сразу с допросом пристрастным... При чем тут диссиденство, вопросы в лоб. У меня такое же гражданство, как и у вас: российское. Я себя диссидентом не считаю и не была им никогда.

    Хотела отогреть душу, побыть среди своих.. Ведь жить в чужой стране -это быть начеку, всегда ты белая ворона.. Когда-то можно и побыть дома. Для меня вы все, дорогие мои земляки хакасы, олицетворяете собой мою далекую родину и люблю я вас всех всем сердцем и всей душой. Ведь нас так мало! Горсточка людей, но таких талантливых, артистичных, особенных! Малый, но необыкновненный , еще мало изученный народ с историей, способной заткнуть за пояс кого угодно
  18. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    У меня там проставлены смайлики, игра слов... Конечно, диссиденство и вы - это разные явления... Ну, а чай у нас пока не застывает... :) Он горяч и такой же "хазыр"... :)
  19. Хайлах

    Хайлах New Member

    Дата регистрации:
    23 янв 2011
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    память детства


    Вчера вспоминала мое далекое детство в Хакасии, родителей, послевоенное десятилетие, моих трех ширинских теток (из дядей знала только дядю Гришу Шандакова, он дошел до Берлина и вернуллся изрядно израненным и глухим. но, слава богу, живым.. Двое других дядей хакасов погибли на фронте, один под Сталинградом, другой пропал без вести. Сестре моей двоюродной Гале было 6 месяцев, когда отец ее, Михаил Арыштаев, поцеловал ее в лобик и ушел на фронт и не вернулся..Отца моего забрали в армию еще до войны. Когда он должен был демобилизоваться, началась война, он остался на фронте, был замполитруком. Он вернулся, поэтому мы родились.
    Помню мои школьные каникулы у моих дорогих тетушек в Туиме и .Шира. моего дедушку Семена Тутаркова, бабушку Дарью Капчигашеву.
    Но самые мои первые детские воспоминания – это,конечно, мои родители.
    Не знаю почему, но с годами моя память все ярче помнит мое детство, и хакасский язык всплывает кусками песен. Отец играл на мандолине и пел шутливые кызыльские частушки.
    Одну я помню и записываю такой, какой помнит мой детский ум, прошу прощения за не очень точную транскрипцию. (выговор кызыльский, мать всегда весело смеялась над отцом над его «ж»)

    Ижежехтым, пабажахтым
    Хынжам хызы мин полхам.
    и резиновай патинкамны
    Ал позына исчесхем.

    А когда я была совсем маленькая, отец мне пел эту чудесную песню:

    Хыс – хызы, хыс – хызы,
    Хызма килер чус кизи.
    Чус кизи пирибестем,
    пир кизи ле пирергем.

    (Может кто из форумчан помнит эти строчки? Это было в пятидесятых годах. Откликнетесь, пожалуйста. Конечно, может какое-то слово пишу неправильно.

    А еще помню очень красивую песню про черемуху, ее пела моя милая мама своим сильным голосом. Начиналась так:Козенек хиринда....
    Может у кого есть слова? Опубликуйте, пожалуйста. Мелодию я помню хорошо, а слова забыла.
    Спасибо за ваше внимание. Такое чувство, что побывала в детстве и в доме на улице Розы Люксембург 67, напротив драмтеатра, там я родилась.
    Всем сердечный привет. С уважением: Светлана Янгулова
  20. Хайлах

    Хайлах New Member

    Дата регистрации:
    23 янв 2011
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Абакан пятидесятых

    Это был Абакан пятидесятых годов. В нашем подъезде, дверь в дверь была другая квартира - коммуналка, там жили Щукины, артисты драмтеатра. Дядя Толя (так мы его звали во дворе) был вроде родом из Ленинграда и ссыльный, заметно отличался от всех знакомых, пахнувших махоркой, дяденек своими корректными манерами, был очень внимателен к своей супруге, хакасочке тете Тамаре, целовал ей ручки и открывал перед ней дверь. У них было двое сыновей, помню, что старшего звали Сашей. Я ходила к ним играть, отец покупал им очень занятные игрушки. Однажды какая-то игрушка мне очень понравиась, я унесла ее домой и заснула, зажав игрушку в руке. Отец увидел игрушку, заставил меня ночью встать с постели и отнести ее Щукиным. Тетя Тамара потом рассказывала, что проснулась от того, что кто-то скребся в дверь и ревел, она открыла, это была я, со словами: «Вот вам ваша игрушка!» я ее кинула и убежала. Отец отучил меня на всю жизнь брать чужое. Саша был прехорошенький мальчик, он и его брат были окружены с детства заботой и любовью необычайной... Интересно, где они сейчас, братья Щукины? Мы выехали оттуда, когда мне было лет 9. Переехали на улицу Чертыгашева угол Щетинкина, и квартира наша тоже была на углу. Сейчас в нашей квартире магазин новых русских «Столичный», я заходила туда в 2005, постояла со стесненным сердцем в бывшей детской, сейчас там рыбный отдел. Все умерли: и отец, и мать, и старший брат Саша.
    Напротив дома, где я родилась, была огороженная территория, одной стороной она примыкала к нашей улице Роза Люксембург и под прямым углом выходила на проспект Ленина. В глубине ее, на возвышении, стоял театр и позже - дом пионеров. Аллея была засажена «дичками», и, когда ударял мороз, крошечные ранетки «дички» становились сладким,. мы, детвора,. их обирали. Там же был овраг, мы катались с горки на санках. Тогда уже заложили парк «Орленок», говорили, что деревья посадили на болоте, чтоб его осушить.. Помню, что строили «дом специалистов», гостиницу «Абакан», начали прокладывать центральную аллею на проспекте, засаживать ее тополями. Гвоздем всего был кинотеатр «Победа». Мне он казался верхом зодчества. Первый раз я пошла в кино с братом Сашей, сели в первый ряд.. Вдруг на меня, выпуская пар, со свистом и грохотом выезжает паровоз. Я от страха залезла под сидение, брат меня еле оттуда достал..
    На углу Розы Люксембург и проспекта Ленина в сторону аптеки, помню, стояли два светлых мраморных бюста, Ленина и Сталина, и мраморная доска сзади с золотыми буквами (я тогда еще читать не умела). Мы, дети, любили там играть в прятки:.за бюстами было узкое пространство, можно было хорошо спрятаться, особенно за Сталиным.
    Помню еще из раннего детства, что ходили «на горку» за хлебом, по Розе Люкснмбург наверх, к стадиону,. там, в тесном магазинчике, давали хлеб, но по рациону. Нужно было стоять в очереди на улице в холод и слякость и считаться всякий раз, отойти было нельзя. С хлебом было очень трудно. Хлеб давали только в руки, и мать брала нас, троих детей, с собой – двоих пешим ходом, а Татьяну на ручках, чтоб взять хлеба на всех. Жили по минимуму. Целинный хлеб на прилавки еще не поступал. Это будет потом.


Поделиться этой страницей