Семен Прокопьевич Кадышев

Тема в разделе 'Хайджи', создана пользователем ах хасха, 21 дек 2008.

  1. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Кадышев Семен Прокопьевич (1885-1977).


    С.П.Кадышев крупнейший представитель носителей хакасского фольклора родился 16 сентября в улусе Тарчы Ширинского района. Искусство хайджи Семен Прокопьевич перенял у отца. Отец его в детстве часто брал на охоту и в тайге рассказывал предания и легенды. От мира сказок и легенд родились его прекрасные фольклорные произведения, в которых отражены мудрость и духовное богатство хакасского народа. Род Кадышевых из поколения в поколение славился своими потомственными сказителями, мастерски владевшими хакасскими народными инструментами - чатханом и хомысом.
    Семен Прокопьевич знал свыше тридцати героических сказаний, десятки легенд, преданий и сказок. Первые героические сказания "Албынжи" и "Богатырь на буланом коне" были опубликованы в 50-е годы. С.П.Кадышев являлся исполнителем и импровизатором своих произведений, в совершенстве владел горловым пением. В 1954 году С.П.Кадышев первым из хакасских фольклористов был принят в члены Союза писателей СССР. Его слушали писатели Азии и Африки на проходившем в 1958 году съезде в Ташкенте. В 1960 году он выступал на 25-ом конгрессе востоковедов в Москве.
    С.П.Кадышев, кроме искусства хайджи, обладал поэтическим даром. Со слов хайджи записано 21 героическое сказание. Самые значительные из них "Алтын Арыг", "Хан Кичегей", "Албынжи". Важное место в его творчестве занимают такие образцы хакасского фольклора, как кип-чоох, тахпах, ыр. Им написаны следующие книги: "Песни хайджи" (1962), "Славный путь" (1965). В 1965 году награжден орденом "Знак почета".
    Abakan_ru Писатели.htm
  2. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Два алыпа-великана

    Речь пойдет о народном хайджи Семене Прокопьевиче Кадышеве и о композиторе Александре Александровиче Кенеле, об их величайшей дружбе, творческой и личностной.

    Семен Кадышев родился 14 сентября 1885 года на берегу Белого Июса, в улусе Тарчы Ширинского района, в семье батрака. В Петербурге 12 ноября 1898 года в дворянской семье родился будущий композитор А. А. Кенель. И суждено было им встретиться после войны в 1945 году.

    Приехав в Хакасию в 1942 году, Александр Кенель работает в областном драмтеатре заведующим музыкальной частью, пишет музыку к спектаклям хакасской и русской трупп.

    Писатель Николай Доможаков, первый директор открывшегося в 1944 году ХакНИИЯЛИ, в первый же день работы, 15 ноября, принимает А. А. Кенеля старшим научным сотрудником литературного сектора, главной задачей сектора было собирание мелодий тахпахов, героических эпосов, сказок, легенд для изучения богатого хакасского фольклора.

    Таким человеком и оказался А. А. Кенель. У него уже был большой опыт по записи народных мелодий народов Средней Азии, Поволжья, Урала, Горной Шории.

    Участник первой фольклорной экспедиции по области, Кенель встретился с Кадышевым в улусе Чоохчыл в его доме. Вот что об этом пишет дочь Семена Прокопьевича Анна Семеновна Торина: “Однажды к нам приехал А. А. Кенель для знакомства с моим отцом. Два-три дня жил у нас, записывал хай и наигрыши на чатхане. Записав ноты, А. А. Кенель повторял записанное, чему очень удивился мой отец, как это русский так здорово поет хакасские напевы. И когда мы переехали в Абакан, дружба их еще больше окрепла” (из статьи Елены Абдиной-Трояковой в газете “Хакас чирi” от 1 августа 2008 года).

    Мне же, автору этой статьи, довелось наблюдать их трогательную дружбу.
    В 1960 году мы большой группой выехали в Москву, где в студии на улице Качалова, № 24, записывали для областного радиокомитета хакасскую музыку. А. А. Кенель записал 14 песен для солистов и хора. С. П. Кадышев записал свои наигрыши на чатхане. Мы, тогда молодые музыканты, не очень-то обращали внимание на стариков, как мы называли Кенеля и Кадышева. Помню, как М. Е. Кильчичаков очень торопился записать С. П. Кадышева, ему предстояло показать самобытное искусство хакасов на XXV Международном конгрессе востоковедов в Москве. Мы квартетом — Н. Катаева, Е. Аева, Т. Конгарова и я — записали одну из любимых песен А. А. Кенеля на стихи И. М. Костякова “Черемуха”. Эту песню по всесоюзному радио исполняла великая русская певица Антонина Васильевна Нежданова. Об этом с большой гордостью рассказывал мне А. А. Кенель.

    Позже, живя в Абакане, мне не раз приходилось видеться, общаться с Кенелем на творческих вечерах, на концертах в области, крае, Туве, Москве.
    Запомнилась и вторая поездка на запись хакасской музыки в Москву. Участвовали композиторы А. А. Кенель, Г. И. Челбораков, хайджи С. П. Кадышев, А. С. Бурнаков, М. Е. Кильчичаков, артист драмтеатра А. Т. Щетинин, певцы В. Г. Чаптыков, Л. Бурнаков, Е. П. Тыгдымаева, Н. С. Идимешева, Г. С. Конгарова и я. Записала я тогда “Арию матери Кюмюс-Арыг” из оперы “Чанар хус” А. Кенеля на хакасском языке с симфоническим оркестром под управлением тогда молодого дирижера В. Федосеева и вступление к опере “Чанар хус”.

    Александр Александрович, уже преклонных лет, очень уставал, сидя в кресле, дремал в перерывах. С. П. Кадышев, хоть и старше его был на 13 лет, выглядел бодрее. Я думаю, Семен Прокопьевич был хорошим охотником да и нагрузка была поменьше. С. П. Кадышев записал наигрыши на чатхане “Шестиструнный мой чатхан”, “Мелодии Шира”, “Мелодии моей земли”. Все эти записи были переписаны на пластинки и вышли в 1968 году.

    А. А. Кенель и С. П. Кадышев вместе участвовали в слете-семинаре хайджи, поэтов и писателей в 1948 году, проводимом в ХакНИИЯЛИ, в областных слетах хайджи, певцов в 1958, 1959, 1968 годах.

    Знакомство и дружба двух алыпов сыграли огромную роль в развитии хакасской музыки. А. А. Кенель пишет художественный очерк о Кадышеве в газете “Советская Хакасия” (“У старого сказителя”, 1946 год), “Практический сборник на чатхане” (1949 год), хакасскую кантату “Пой о счастье, хайджи” на стихи Н. Г. Доможакова и А. М. Топанова, научно-популярные очерки “Сказитель С. П. Кадышев и хакасская музыка”, “Хакасские хайджи”, либретто оперы “Хайджи”, оставшейся неосуществленным замыслом. В опере “Чанар хус” с большой любовью выведен образ старика-хайджи, прообразом которого был Кадышев. От С. П. Кадышева записаны А. А. Кенелем “Плач жены Чанар хуса” в 1946 году, “Белый Июс”, “Баранья голова”, “Зачины и отрывки из героических эпосов” (1947 год). Эти произведения вошли в книгу “Музыкальное творчество хакасов”, вышедшую в 1955 году. В 1962 году всесоюзное издательство “Советский композитор” выпустило книгу А. А. Кенеля “Семен Кадышев”.

    Кадышев и чатхан настолько вошли в жизнь композитора, что А. А. Кенель при поступлении на работу в детскую музыкальную школу в 1951 году просит принять его преподавателем по чатхану. Написал он также работу диссертационного характера “Музыка хакасов” в 1947 году.

    Именно А. А. Кенелю принадлежит теоретическое описание устройства чатхана, игры на нем и настройки инструмента, он дал профессиональное определение хая, описал строение тахпаха, ритмику хакасской мелодики и многообразие жанров.


    Клара СУНЧУГАШЕВА,
    народная артистка Республики Хакасия,
    заслуженный работник культуры РСФСР,
    заслуженная артистка Республики Тува

    http://www.gov.khakasnet.ru/gazeta/archiv/081111-4.htm
  3. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Личность хайджи интересна с точки зрения ПАМЯТИ прошлого... Помнится Сократ иронично относился к подобным личностям древней Греции: мол, своего не создали, а пересказывают то, что слышали от других...
    С этой точки зрения наиболее интересна личность Моисея Баинова - ПОЭТА. Он создал РОМАН в стихах, а также разные ПОЭМЫ...
    Хайджи ничего не имел права изменять из того, что он слышал от своих предков... Причём вольная интерпретация была невозможна из-за кары, которая преследует тех хайджи, которые могли нарушить священное правило ПАМЯТИ.
    ПОЭТ же волен от любых правил и создаёт СВОЙ собственный мир и поэтому Моисей Баинов, создавая СВОИ произведения, по сути встал вровень тем ТИТАНАМ, о которых сказывали сами хайджи...
    Проще говоря - Моисей Баинов сам становится АЛЫП-ом и чётко отодвигает рамки Прошлого и Настоящего. Он, самим написанием романа в стихах, сказал примерно следующее: пришла цивилизация Алыпов ДРУГОГО свойства... И между нынешними ТИТАНАМИ и Алыпами прошлого лежит зримая и ясно осознаваемая ИНАЯ реальность бытия...
    КАК назвать НОВОЕ? Пока ему имени нет, но интуитивно мы можем предлжить следующее название - Пришло вермя ТИТАНОВ от времени ТЕНГРИ...
    КАК и в ЧЁМ это выражается?
    Вот об этом и ДАННЫЙ САЙТ... :)))
  4. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Кем бы был Сократ не имей за плечами Гомера!?
  5. алтынай

    алтынай Moderator Команда форума

    Дата регистрации:
    7 ноя 2008
    Сообщения:
    367
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    28
    Кем бы был Сибдей не стой он на плечах Кадышева, Курбижекова, Бурнакова, Гомера, ...?
  6. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Сибдей пока взбирается на голову титанов и находится примерно в области "пещер", где есть буйство манящих и крепких запахов...:D Понимать текст надо не буквально (для особо ревнивых):p
  7. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Сибдей ты не забыл на чьи головы взбираешься!?:eek: Такая забывчмвость позволительна О. Уальду, Чайковскому. Ты Гомера с Алтынай не путай!:busted: Постмодернизм пошел однако...
  8. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Хайджи-пророк и шаман

    Не осуждая волю, явленного Сутью,
    Возьми свой бубен ты, шаман,
    И я возьму свой ящик семиструнный,
    Чатханом названный мой спутник !
    Да и зачнём мы БИТВУ за ТЕНГРИ !!!
    И явим миру глас и тайну Неба !
    Ты можешь вволю,
    Семидесятью семь назвав свой стан Богов
    На каждую мою струну чатхана
    (всего-то семь от рода!)
    По одиннадцать надсмотрщиков тайных
    Поставить во главе угла –
    Они (почище воли тамплиеров !) –
    Мой каждый шаг, мой каждый нерв,
    Мой каждый вздох и дрожь чатхана звук –
    Припрятан будет сроком до отчёта !
    И связян будет волею твоей – Небесный мой шаман !
    Ты воля Духов для чатхана моего, но…
    Я сын Неба, сын Тенгри,
    (как и ты, шаман, позволь быть откровенным !)
    Я тот, кто наречён Каганом власти Слова…
    Я – мир (озвученный !) твоих недобрых Духов !
    Я – мир ЗА-явленных когорты волчьих слухов,
    Сбивших в стаи нации, народы, племена…
    Мне Волею дано одной лишь песнью ясной
    Твоих Богов восславить и… ослабить !
    Твой дух, шаман, и Воинство твоё
    Столпится в круг моего чатхана –
    Зачнёт единственный и верный танец Солнца…
    Под бубен твой, шаман, и мне подвластный бубен !
    И каждый из Богов, тебя пославший для экстаза,
    Будет сыт и сносен звукам, порождаемых чатханом…
    Ты, шаман, лишь дверь, лишь круг перемещенья Знаков –
    А я – почти Тенгри, чьей волей сотворяются миры !..
    Планеты и галактики, и огнь, свет, и тьма,
    И Дух, и воля Духов, и ты – шаман…
    И суть, и смысл, и только потому…
    Что дарован мне волею Тенгри
    Знак сути, тончайших связей Неба
    И миров невидимых, и духов - семидесяти семь…
    Мне дан язык и звук семи чатхана моего !
    Не каждому такая власть от Неба !
    И потому… лишь только мой чатхан
    Одной какой-нибудь струной замыслит песню -
    Все воины твои – все твои Боги (о, шаман !)
    Моей подвластно песне !!!
    Но в чём - вопрос ?
    И отчего ж такая воля всего лишь пустоте словесной ?-
    Озвучен будет явью некий смысл…
    Вот в этом Суть !
    И в этом явно – Тайна !
    И тебе, шаман, Его уж не постичь !
    Так бей в свой бубен, колоти,
    Своих Богов ты призови к участию!..
    А я всего лишь проворчу:
    Я – сын Тенгри, и посланный для счастья !!!
  9. shundyk

    shundyk Member

    Дата регистрации:
    10 окт 2007
    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    5
    Баллы:
    18
    Пуу наа даа коргем ойыны "Ахол" "Чит!ген" театрыннын. Ол пьесада суруг пасха арах турча: хам алайба хайджи - кемн!н холда чин!с полар, кем Хан Тиг!рнын чолына чагын арах, коне парча.
  10. Аз хызы

    Аз хызы New Member

    Дата регистрации:
    7 июн 2010
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    2 июля в Абакане состоится очередной Международный Симпозиум чатхана. В рамках этого мероприятия будет проводится конкурс между сказителями алыптыг нымах, который будет оцениваться по двум моментам: презентация и само сказание. Приглашайте всех кто умеет это делать, а также тех кто желает это послушать.
  11. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Его ближайшие родственники проживают и в Орджоникидзевском районе РХ
  12. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    С.П.Кадышев был другом моего деда. Часто навещал Арха-Таг.

Поделиться этой страницей