Степан Дмитриевич Майнагашев.

Тема в разделе 'Известные люди Хакасии', создана пользователем ах хасха, 20 дек 2008.

  1. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Биография Степана Дмитриевича Майнагашева
    (1886-1920)


    Степан Дмитриевич Майнагашев, сагаец из рода Томнар родился в 1886 году в аале Иресов Аскизской степной Думы соединенных разнородных племен. В 1906 году, вероятно, по настоянию отца, Степан Майнагашев поступил в Красноярскую духовную семинарию, где проучился один год. Карьера священника не прельстила его, и в 1907 году он вернулся на родину. Работая в Управе, С.Д. Майнагашев, по его собственным словам, испытывал "недостаток знаний", касающихся общественно-юридических вопросов. В 1910 году он уезжает в Томск для поступления в университет, где целый год проводит в качестве вольнослушателя. По-видимому, именно в Томске произошла встреча С.Д. Майнагашева с Г.Н. Потаниным, выдающимся русским ученым и исследователем Центральной Азии. Как отмечал С.Д. Майнагашев, появлению склонности к научно-исследовательской работе "способствовало мое знакомство с Г.Н. Потаниным, его работы, также личные с ним разговоры". Уже в 1911 году С.Д. Майнагашев поступает на отделение общественно-юридического цикла Московского народного городского университета Шанявского, известного как "вольная школа". В эти же годы он знакомится с выдающимися учеными того времени – В.В. Радловым, Л.Я. Штернбергом и А.Н. Самойловичем. В своей работе, опубликованной в 1916 году – "Загробная жизнь по представлению турецких племен Минусинского края" – на первой странице С.Д. Майнагашев выражает "свою глубокую признательность В.В. Радлову, Л.Я. Штернбергу и А.Н. Самойловичу, компетентными указаниями и добрыми советами которых я пользовался как во время поездок, так и при последующей разработке собранных материалов". Последний становится его научным руководителем. А.Н. Самойлович помог С.Д. Майнагашеву установить контакты с Петербургским отделением этнографии Императорского Российского географического общества (ИРГО), а также с Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии. По поручению комитета, в 1913 году, С.Д. Майнагашев отправился в командировку для сбора лингвистического и этнографического материала. Результатами этой поездки стали: доклад на заседании секции отделения этнографии ИРГО ("Из материалов по шаманству у сагайцев и соседних племен"), публикация отчета о поездке в "Известиях Русского комитета" ("Отчет по поездке к турецким племенам долины реки Абакан летом 1913 года"). Также С.Д. Майнагашевым была собрана обширная коллекция фотоматериалов, состоящая из 354 снимков и такого же числа негативов, переданных им в Музей Антропологии и Этнографии имени Императора Петра Великого (ныне фотографические коллекции № 2410, 2287 отдела этнографии Сибири МАЭ РАН).
    В 1914 году "Русский комитет" вновь командирует С.Д. Майнагашева в Минусинский и Ачинский уезды Енисейской губернии для сбора историко-этнографических, лингвистических и антропологических материалов. Музей Антропологии и Этнографии имени Императора Петра Великого ассигновал 100 рублей для приобретения атрибутов шаманского культа. "Отчет по поездке к турецким племенам Минусинского и Ачинского уездов летом 1914 года" подробно освящает все детали экспедиции. Фотоматериалы, собранные во время экспедиции, составили коллекцию фотоотпечатков № 2181. Снимки и негативы С.Д.Майнагашева являются наиболее значительной частью авторского фонда фотоматериалов по быту и нравам хакасов отдела этнографии Сибири МАЭ РАН.
    Самыми значительными результатами этих командировок стали две работы, опубликованные С.Д.Майнагашевым: "Загробная жизнь по представлению турецких племен Минусинского края" (Журнал "Живая старина" 1915 г., год XXIV, Петроград, 1916 г.) и "Жертвоприношение Небу у бельтыр" (Сборник МАЭ, Том III, Петроград, 1916 г.).
    В дальнейшем С.Д. Майнагашев вернулся на родину и посвятил себя общественно-политической деятельности, тесно связанной с судьбой родного народа. Как и многие представители Российской интеллигенции, он пал безвинной жертвой страшного революционного времени. С.Д. Майнагашев был расстрелян в 1920 году в городе Минусинске как белогвардеец, без суда и следствия.

    Вложения:

    • mainog.jpg
      mainog.jpg
      Размер файла:
      80,4 КБ
      Просмотров:
      404
  2. Елена Максимова

    Елена Максимова New Member

    Дата регистрации:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    27
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    майнагашев

    Какие жили интелегентные красивые умные люди!Ленин со своими идеалами все разрушил!Глядишь сейчас и жили бы хорошо!
  3. Володя

    Володя Well-Known Member

    Дата регистрации:
    26 дек 2011
    Сообщения:
    1.905
    Симпатии:
    229
    Баллы:
    63
    В "Википедии", в статье о С.Д.Майнагашеве допущена неточность. Там сказано, что он является основателем хакасской письменности. Но хакасскую письменность он не основывал!
    Автор статьи вводит людей в заблуждение.
  4. Володя

    Володя Well-Known Member

    Дата регистрации:
    26 дек 2011
    Сообщения:
    1.905
    Симпатии:
    229
    Баллы:
    63
    ААЛ ИРЕСОВ.

    В тексте о Майнагашеве С.Д. упоминается, что он родился в аале ИРЕСОВ.
    Я смотрел на карте, но такого аала не нашел. Скорее всего его переименовали.
    Кто знает какой аал раньше так назывался?
  5. Володя

    Володя Well-Known Member

    Дата регистрации:
    26 дек 2011
    Сообщения:
    1.905
    Симпатии:
    229
    Баллы:
    63
    В "Очерках истории Хакасии" (Абакан, 2008) фамилия Степана Дмитриевича пишется как МОйнагашев ( с буквой О ). И братья у него тоже - МОйнагашевы. Почему так? Может быть эта фамилия так писалась в старые времена?

    2. Об аале ИРЕСОВ никто не знает. Можно считать, что это одна из ЗАГАДОК в истории Хакасии.
  6. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Скорее всего это "Анъчыл чон". Могилки Майнагашевых находятся через реку Аскиз от "Анъчыл чон". Анадолы-олгы в этом более просвещён...
  7. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Это надо обратиться в Анадолы-олгы. Он у нас главный википедолог.
    Видимо, надо поправить как "один из основателей хакасской письменности на кириллице."
  8. Володя

    Володя Well-Known Member

    Дата регистрации:
    26 дек 2011
    Сообщения:
    1.905
    Симпатии:
    229
    Баллы:
    63
    Это был другой Майнагашев.
    Отрывок из книги "Очерки истории Хакасии" :"В 1921 г. над созданием проектов хакасского алфавита, получившего название "тадар мичиги", стали работать М.И.Райков ...., Т.Д.Мойнагашев (терентий Дмитриевич - брат председателя Степного совета С.Д.Мойнагашева) и В.А.Кожевников ...., представившие три варианта. Лучшим был признан вариант Т.Д.Мойнагашева. Алфавит был составлен на основе русской грвфики (кириллицы) с добавлением особых знаков для передачи шести хакасских звуков, отсутствующих в русском языке." (с.509).
  9. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    Не надо подправлять. Они украли алфавит у С.Д. А его расстреляли красные.
  10. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Жаль, что С. Майнагашев возглавляя экспедицию не доехал до кызыльских земель. Уверен, что исторические сведения о кызылах пополнили бы историю нашего народа, и, конечно меньше было бы "пробелов" в истории субэтноса.
  11. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    С. Майнагашев был другом Г.И. Итыгина и Чарос Гуркина.
  12. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
    Майнагашев Степан Дмитриевич
    Сеок (хак. сӧӧк) — томнар
    Субэтническая группасағай.

    (1886 — апрель 1920) — этнограф, общественно-политический деятель, основатель хакасской письменности и автономии.
    Родился в 1886 году в аале Иресов Аскизской степной Думы соединенных разнородных племен. По сословному положению — инородец Казановского рода Аскизской инородческой управы.

    Сеок (хак. сӧӧк) — томнар, субэтническая группасағай.

    1906 год1907 год — учёба в Красноярской духовной семинарии.

    1907 год1910 год — служба в Аскизской инородческой Управе.

    1910 год1911 год — вольнослушатель Томского университета.

    1911 год — студент отделения общественно-юридического цикла Московского народного городского университета Шанявского, известного как «вольная школа».

    1913 год — командировка для сбора лингвистического и этнографического материала в Минусинский уезд.

    1914 год — вторая командировка в Минусинский и Ачинский уезды.

    31 января 1915 года вступил в законный брак с девицей мещанского происхождения из города Красноуфимска Пермской губернии С. М. Парываевой в Богоявленской церкви города Торопца Псковской губернии

    1917 год — инициатор I Съезда хакасского народа. Предложил в качестве этнонима принять термин китайской историографии «хакасы».

    20 июля 1917 года был избран в Национальный комитет, возглавил исполнительное бюро комитета.

    8-17 ноября 1917 года — участие в работе I Сибирского областного съезда в Томске.

    26 ноября 1917 года — участие в работе III Съезда Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в Минусинске.

    7-15 декабря 1917 года — участие в работе чрезвычайного Сибирского съезда, который не признал большевистского переворота и образовал Сибирскую областную думу; вошёл в её состав.

    Январь 1918 года — участие в работе IV Съезда Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в Минусинске; избран в судебный отдел исполкома, а в мае — в отдел социальной помощи.

    Июнь 1918 года — вошёл (как представитель хакасов) в избранный VII Съездом Советов уездный комиссариат.

    Июль 1918 года — на VI Съезде хакасского народа избирается председателем восстановленной Степной думы и депутатом в возродившуюся Сибирскую областную думу, которая к этому времени уже образовала Временное Сибирское правительство и принялаДекларацию о государственной независимости Сибири.

    1919 год — после утверждения Советской власти участник повстанческого движения.

    10 марта 1920 года — захвачен сводным отрядом милиции в аале Иресов вместе с родственниками.

    24 апреля 1920 года — коллегией Минусинской уездной ЧК приговорен к расстрелу по обвинению в контрреволюционной деятельности (29 апреля было объявлено о приведении приговора в исполнение).

    28 августа 2000 года — реабилитирован постановлением прокурора Красноярского края.

    Литература о С. Д. Майнагашеве
    • Гладышевский А. Н. Степан Дмитриевич Майнагашев. 1886—1920: Очерк жизни и деятельности. Абакан, 1999
    • Гладышевский А. Н. Ученый и общественный деятель С. Д. Майнагашев // Вест. ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Вып. III. Сер.3. История. Право. — Абакан, 1997. — С. 27-31
    • Майнагашев Степан Дмитриевич // Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991). Изд. подготовили Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. 496 с (Социальная история отечественной науки о Востоке)
    • Мамышева Е. П. Общественно-политическая деятельность С. Д. Майнагашева // Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. — Абакан, 1998. — С. 126—131
    • Книга памяти Республики Хакасия. Абакан, 2000. С. 130.
    • Шекшеев А. П. «Бандитское движение» и борьба с ним на территории Ачинско-Минусинского района // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Вып. I. — Абакан, 1997.
  13. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
    Работы С. Д. Майнагашева
    • Из материалов по шаманству у сагайцев и соседних племён. // Живая старина. — Выпуск III—IV. — Петроград, 1913.
    • Борьба с шаманством в Минусинском крае. // «Сибирь», 20 декабря, 1913.
    • Отчёт по поездке к турецким племенам долины реки Абакан летом 1913 года // Известия русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и этнографическом отношениях. — Серия II, № 3. — Петроград, 1914.
    • Отчёт по поездке к турецким племенам Минусинского и Ачинского уездов Енисейской губ. летом 1914 года С. Д. Майнагашева // Там же. С. 117—128.
    • Очередные итоги поземельного устройства инородцев Минусинского уезда // «Минусинский листок», 24 мая, 1914.
    • Сказка о купеческом сыне и боярском сыне // Живая старина. Приложение № 3, Петроград, 1915. С. 045—050.
    • Песня духу огня // «Минусинский листок», 1 марта, 1915.
    • Загробная жизнь по представлению турецких племён Минусинского края // Известия Русского Географического общества. / Живая старина. — Том XXIV, Выпуск 3. — Москва, 1915. С. 275—292.
    • К вопросу о сокращении скотоводческого хозяйства Минусинских инородцев // «Труд». — № 148, 1916.
    • Жертвоприношение Небу у бельтиров // Сборник музея антропологии и этнографии. — Том XIV, Выпуск 3, Петроград, 1916. С. 93—102.
    • Мелкий кредит среди инородческого населения Минусинского края // «Труд», 14,16,19,21 июня, 1916.

    Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0...F2%E5%EF%E0%ED_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E5%E2%E8%F7
  14. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
    Думаю до Майнагашева были 6 разных этносов(или народностей) если не больше и их субэтносов.
    Сагайцы
    Качинцы
    Хызылы
    Бирюсинцы
    Бельтыры
    Хойбалы
    А после того как приняли термин Хакасы,это позволило поглотить Сагайцам других Бирюсельцев и Бельторов.
    Последнее редактирование: 31 мар 2014
  15. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Чё ты пишешь? Ну вот чё ты пишешь?
    Какие бирюсельцы, какие бельторы? Не знаешь как они называются, так и не пиши.
    P.S. Сала хазах язбалар, читiре итпеен нимелер.
  16. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
    Бельтыры, бельтиры (хак. пилтір, мн. ч. пилтірлер) — этнографическая группа хакасского народа, часть сагайцев. Носители бельтырского говора хакасского языка. Первые документальные известия о относятся к 30-м гг. XVII века.

    По русским письменным источникам, Бельтырский аймак Алтырского улуса Кыргызской земли известна с 1635. В XVIII в. Бельтырская землица располагалась по правобережьюАбакана, от Арбатов до Табата. В 1822 бельтыры на правах отдельного рода вошли в состав Сагайской степной думы.

    До сер. XIX века бельтыры (бельтиры) составляли группу сеоков, сформировавшуюся из остатков кыргызских аймаков Алтырского улуса и небольших групп переселенцев из Алтая,Тувы, Шории и Джунгарии. Их местом расселения являлось среднее течение Абакана.

    Позднее в XIX столетии они влились в состав сагайцев и стали считать себя сагайским сеоком. Своё название данная группа получила по имени ведущего сеока — «Пилтір». Этимология этого этнонима возводится к двум значениям.

    Первое из них приводится в работах Л. П. Потапова, М. И. Боргоякова, которые отмечали, что бельтыры — это люди, живущие по устьям рек устьинцы (от хакасского «пилтір» — «устье») (Потапов, 1957, с. 234; Боргояков, 1973,). Действительно, в XVIII—XIX веках бельтыры проживали в долине Среднего Абакана по устьям его притоков — Аскиза, Еси,Тёи,Таштыпа, Матура и др.

    Однако, следует отметить, что родоплеменная группа бельтыров была известна в русских документах ещё до XVIII века, когда место её расселения находилась в другом месте. Поэтому более приемлемой является другая точка зрения, выражаемая в работах Н. Н. Козьмина — в хакасском языке помимо указанного имеется другое значение слова «пилтір» — «метисы».
    Бирюсинцы (хак. пӱрӱс) — субэтническая группа хакасов, часть сагайцев. Основу бирюсинцев составили родоплеменную группу кыштымов, зависимых от енисейских кыргызов. Проживали в подтаёжной местности Кузнецкого Алатау в бассейне pp. Мрассу, Кондома.

    До XVIII в. значительная часть населения, входившая в Алтырский улус, занималась металлургией и изготовлением различных видов вооружения и предметов быта для населенияЮжной Сибири и Центральной Азии. После присоединения к России власти запретили традиционное кузнечное дело, вследствие чего местное население вынуждено были перейти на другие формы хозяйства. В XVIII в. бирюсинцы вобрали в себя множество беженцев из кыргызских улусов, скрывавшихся от русского завоевания. В результате проведения границТомской и Енисейской губерний в XIX в. бирюсинцы оказались разделены на две группы. Одна часть приняла участие в сложении хакасского этноса, другая — шорского. Название многих сеоков связаны с местами былых расселений. В 1822 бирюсинцы вошли в состав Сагайской степной думы и в течение XIX в. полностью слились с сагайцами.
  17. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Это же совсем другое дело: пилтірлер, пӱрӱстер, а то какие-то бирюсельцы, бельторы. Хе-хе.
  18. Мария Томнар

    Мария Томнар New Member

    Дата регистрации:
    14 фев 2017
    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    1
    Последнее редактирование: 25 фев 2017
  19. Мария Томнар

    Мария Томнар New Member

    Дата регистрации:
    14 фев 2017
    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    1
    По одной из родовых легенд родоначальник был в младенчестве найден охотничей собакой с белой шеей (по кличке Мойнах) в лесу. По другой легенде сагайцы нашли в лесу молодого охотника, который повис на рогатине. Они его сняли, выходили. Он остался с ними, женился на дочери князя и в последствии стал главой рода. А прозвище Мойнах он получил из-за белого шрама, в виде галстука, который остался у него на шее (след от рогатины).А окончание "ашев" добавили русские переписчики, по привычке как и у многих других тюрских фамилий.

Поделиться этой страницей