ТЕНГРИАНСТВО - наша национальная религия.

Тема в разделе 'Тенгрианство', создана пользователем Володя, 21 ноя 2015.

  1. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Назовите поименно атистов, наряжающихся в тенгрианцев, чтобы разыграть шоу для иностранцев. Или назовете или Вы врете.
  2. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Ты. :p:D
    (по-прежнему хочешь, чтоб я называл всех под карандаш? КГБ-шно-сталинистские у тебя замашки, скажу тебе :cool:).

    Вот я назвал "образованной дурой" как некий общий типаж часть научных работников современной науки, и некоторые на себя надели этот колпак очень быстро. Да ещё и обиделись в реальной жизни и теперь "нерукопожатные" :oops: (что меня как-то обескуражило, честно говоря. Ведь, много раз пишу - здесь ФОРУ-У-УМММ!!! Есть элемент ИГРЫ-ы-ы-ы-ы-ы-ы!!!!))

    Как говорится на воре и шапка горит. ;)

    Думаю настоящий шаман и шаман декоративный быстренько определят сами себя. И не обязательно их называть ТУТ.
    Также декоративный тенгрианин и настоящий верующий тож определятся очень быстро.

    Из декоративных ты сам себя и определил уже... в числе первых.

    PS. Ты знаешь, ведь, декоративный не означает "лживый".
    Декорации выставляет уже театрал, который тоже искренне верит в некие чувства людей: например - в Силу Искусства.
    Но верить в Силу Искусства и верить в Бога Тенгри - это разные Веры и "религии".

    А тут атеисты и материалисты решили создать религию Тенгри по книжкам Майногашева и Катанова. Ага, я тут поверил Вам...
    Что хорошие театралы - это вижу.;)

    (кстати, Декоративный Тенгри взял свой старт примерно в 90-е годы. - с перепечатки на машинописных страницах "Ах Тос", где была напечатана статья С.Д. Майногашева "Жертвоприношение небу у бельтиров" . И один из первых символов Декоративного Тенгри - символ "Ходах" на горе Уйтак, который срезали недавно...

    Ну и последний ЯРКИЙ символ Декоративного Тенгри - "Ах Хулун". И основная причина того, что их срезают это как раз их... Декоративность. То есть люди НЕ ВЕРЯТ им...

    У тех кто срезает ТОЖЕ есть свои Боги. И имя их БОГА - ДАНУНАХ... ;)
    Вот они реально поклонятся и реально верят этому существу... Об этом говорят их поступки.)
    Последнее редактирование: 23 ноя 2015
  3. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Вот пример Декоративной иллюстрации... Особенно прикольно, когда А.Ив-ч рассказывает про термин "Ах хасха" и что детей пугали "белоглазыми чудищами". Про то, что детей пугали словом "хазах" это всем известно. и это объяснимо исторически.

    А про "хасха"... тут конечно, Декорация явная, и рассчитана она на сала-хазахов и хазахов вообще (всё равно хакасского языка НЕ знают и реального анализа сделать не в состоянии). Ведь, "хасха" и "хазах" звучание будто одно и то же. На видео "ДО-рисованных"... фактов наберётся даже с десяток.

    Последнее редактирование: 23 ноя 2015
  4. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Из последних анекдотических приколов современных "тенграин" - установка очередного столба поклонения с образом совы для рода "Ах хасха". Некий "знаток" хакасского языка слово "ах хасха" интерпретировал как "сова" и влепили эту птицу как Родовой символ.

    Те же кто реально знает что такое "ах хасха" просто в шоке. :eek:
    Ну, конечно, этот столб осветляли и "шаманы"...

    Вот это и есть Декоративность.
    Сова, так-то, красивая, конечно... :)

    (кстати, этот столб местные жители обходят с недоверием и стороной. Ибо тоже НЕ ВЕРЯТ. Со временем, наверное, тоже срежут)
    Последнее редактирование: 23 ноя 2015
  5. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Ок. Александр Иванович - театрал. И это все?

    Что касается Ах Хулун. Вот Вы пишете что люди не верят, поэтому срезают. Вам известно кто срезал?

    Ладно, попросить Вас назвать тенгриан-атеистов, зарабатывающих деньги на иностранцах - не лучшая идея.

    Заинтересовало то, что Вы употребили термин "декоративность". На самом деле я хотел его употребить в отношении Вас. Но Вы опередили. Мысли читаете?o_O
  6. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Кхех... :D Вопросик:
    1. где ты видел, чтоб я проводил какие-то обряды?Я в них участвовал. Да. Но в какой роли и с какой целью ? Ты же не знаешь... ;)
    2. где ты видел, чтобы я ставил где-то столбы котожековсого толка?
    3. ты точно сделал анализ всех моих высказываний по Тенгри, или так... буркнул?

    А ты попробуй теперь снова перечитай то, что я пишу о тенгрианстве и покажи мне мои Декорации.
    Способен на анализ?

    Ну ради того, хотя бы, чтоб мне указать моё так сказать место, и чтоб я не гавкал... ;)
    Вот Володя почитал и увидел, что мои высказывания совершенно отличаются от... традиционного мировоззрения. (не все это заметили, ибо Сибдей - тупой изгой и жаждет стать пророком . Конечно я поржал про себя....)
    И аккуратно сказал, что это "домашний" Тенгри и вариант Сибдея... И он НЕ подходит для объединения хакасов. И я с ним отчасти согласен.
    PS, Думаю, у тебя нет времени на Сибдея :), поэтому сразу коротко отпишусь: Тенгри - это Космос с его незыблемыми Законами, которые до Сих пор мало понятны человеку. И чтобы понять Тенгри, НЕ надо ему молиться и делать всякие преподношения... нужно с Тенгри научиться общаться. ;) понимать его законы и пользоваться им для своего же блага.

    И Таг Ээзи в том образе, которые был раньше, на самом деле Совсем Иное явление Космоса, чем "лысый старик без кӧмiске", как мне преподала этот образ моя бабушка...

    А. Котожеков продолжает строить балбалы лысым старикам (так условно пишу)... Или: он продолжает строить ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ, которые уже превратились в... АРТ-Декор, что называется...

    а я продолжаю изучать... мышление человека. ;) то есть стараюсь понять логику анализа реального бытия, а не только художественные образы наших предков...

    Художественный образ Законы Природы не поясняет, а усложняет восприятие реальной действительности... (не потому ли тебе сложно воспринять ироничного Великого Тенгрианина ? :D)

    И понять Тенгри поможет ТОЛЬКО НАУКА ! (иного пути нет).
    А методологией научного анализа. к сожалению, А.Котожеков не владеет. (правда, ему это и не надо, у него другая задача)
    Пока мне авторитет лишь Катанов, который действительно очень хорошо продемонстрировал эти навыки. По его пути пошёл было С.Д. Майногашев...
    Из живых реально почитаю В.Я. Бутанаева... даже если он назовёт меня бездарем, его игнорировать невозможно.
    Последнее редактирование: 23 ноя 2015
  7. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Тасхажах - сова( кызыл.)
  8. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    "Ах Хасха" теен сӧстi пiстiң табан "Ах Тасха" тiп истiп алтыр, анаң ол тасхаҷахты ағасха кирт салтыр... :D "Ах Хасха"-ның символы тiп. Аалдағы чон тӱкӱрiнче...

    Тадар кибiрлерiн пiлбеен сылтаанда полчатпас па за.
  9. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    Даже здесь толком не разобравшись вы начинаете очернять. Рядом с тем аалом стоит гора с названием ӱгӱ, по русски уйтак или ӱгӱ-таг. ӱгӱ считается птицей хранителем той местности, так как низменность, на которой стоит аал называется чыланныг-сас. Там змей много было и птицы защищали жилища людей. Эта легенда была известна еще давно и я слышал ее от отца в начале 80-х годов. И был очень удивлен, когда узнал, что именно сову выбрали хранителем этого аала. Просто нынешнее постсоветское население не знает этой легенды. А шаманы как разглядели эту сову, не зная этой легенды, удивительно.
    И здесь конечно нет связи с Ах-хасха, просто привязка к местности с древних времен, хоть папуасы там проживали в те времена, когда легенда сложилась.
    Мне кажется, что это чисто хакасская черта вот так, не разобравшись плеватся. Или тенгрианская. Короче, урукпаи вы...
    Последнее редактирование: 23 ноя 2015
    Йор нравится это.
  10. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    Мда... этого я не знал и мне кажется это лишняя информация, новодел. Про людоедов хашха, про связь березы с властью ах хана. Или это так на самом деле было? Хоть такие легенды были? про хашхалар? Про людей с ногами копытами и головами собак слышал в детстве. Их можно увидеть только, если посмотреть между ногами. Про ах-харах тоже что-то припоминаю, но не уверен.
    Я все считал, что хашха или хасха от слова хасхы. После ухода енисейских кыргызов в 1730-40 годах большое количество беглецов вернулось обратно, и их так и называли- беглецы или хасхан чон или хашхан чон. Хасха еще есть метка на лбу лошади, так мне еще объясняли, типа у них лошади были с такое метиной.
    Последнее редактирование: 23 ноя 2015
  11. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Да, нет. Я этот термин хотел употребить по другому поводу. Ну, ладно. Проехали.
  12. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Короче, так я понял, что надо показать то место о котором я говорю. Съезжу и сфотаю специально для вас. Возможно, мы говорим о разных аалах... Ӱӱ тағ я так-то знаю где находится. И так-то умею отличать термины от "рядом" и "далеко"... ;)
  13. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    Говорите о аале Чаптыково, находится как раз через реку Абакан от горы уйтак. Эта гора доминирующая около аала.
  14. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Столбик стоит не рядом у горы, а возле кладбища деревни Чаптыково. Что сильно смущает... Да и у жителей не спросили.
    Да и перепутали "Ах хасха" на Ах тасха"... Большая часть Рода Чаптыковых (Ах Хасха) и жителей деревни в общем-то недовольна этим... новоделом.

    Ну и.. тогда надо было ставить в деревне Куйбышево. Оно ещё ближе. А лучше - прямо у подножия самой горы.

    Вот деревянный балбал "Ходах" мне нравился тем, что стоял там, где он и должен быть.
    Там Природа красивее... и обозрение лучше. И смысл был понятен - оплодотворение Неба...

    В своё время даже стихи написал. :)

    Ӱӱ тағ пазында таңма...

    Чиит улус, чон кибiрiн алғи, тибес, хайдах...
    Тағ пазында таңма ползын, ол кӧрiнзiн ырах,
    Тадар чонның тӧреенiне киречiзi ползын,
    Хумартхы Тас чайаннар... Хосханах! Пазох - ходах! :D

    (как известно, а может неизвестно, каменные стеллы древности также имеют фаллический культ)

    Да никто и неочерняет. Просто прикалываюсь. Думаю не запрещено...
    Последнее редактирование: 24 ноя 2015
  15. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Akh kharakh, mokh saghal paza khashkhalar olar khasakhtar nimec pe?
  16. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Tolpoöpter
  17. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
  18. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Тенгри – великий Бог миров

    Верховное божество тюрков управляющее всем мирозданием - Великий Тенгри. Признавая его величие, люди часто называют его ханом. Он распределяет сроки жизни людей и государств, дарует каганам власть, наказывает согрешивших правителей. Каганы, прежде чем принять важное решение, должны обратиться к Тенгри и получить его благословение.

    Тенгри представляет собой исполина огромных размеров. Поэтому ему посвящаются высокие деревья и приносятся в жертву кони. Тенгри – всезнающий, благодетельный и правосудный управитель мира. Он живет в Верхнем небесном мире. Слова Тенгри и Небо для древних тюрков и монголов были синонимами. Все необычное, восхищающее народ, имеющее сверхъестественные способности тюрки называли "кок" - "небесное", божественное, принадлежащее Тенгри.

    Жер-Су – Земля-Вода и Тенгри - Дух Неба воспринимались тюрками как две стороны одного начала, не борющиеся друг с другом, а дополняющие друг друга. Человек рождается и живет на земле. После смерти земля его поглощает. Но земля дарует человеку только телесную оболочку. Разум и воля, предопределение и свобода, удача и несчастье, вместе назывались кут, обладание которым отличает человека от других живущих на земле. Кут Тенгри дает каждому человеку при рождении, а после смерти забирает его. Словом кут тюркские народы называют жизнь, счастье; они говорят кому-либо: конь твой или одежда твоя да послужит к счастью твоему, к жизни твоей – "кутты болсын".

    Какую меру достоинств отмерил тебе Тенгри, таким ты и будешь. Поэтому пожелание "Кутты болсын" для тюркских народов очень важно и означает не только успех, но и надежду на поддержку Тенгри и духов предков.
    Кут посылается Небом в виде звездочки. Утрата кута – утрата жизни. Кут может отделяться от человека и блуждать по разным местам в виде маленького огонька. Это происходит во сне. Поэтому резко и неожиданно будить спящего человека нельзя. Кут просто не успеет возвратиться и тогда человек может тяжело заболеть или умереть.

    Боги распределяют судьбы людей. Если кут несчастливый, то с этим нужно смириться. Ничего нельзя изменить. Это судьба. Несчастливая судьба воспринималась как печать Эрлика. Поэтому те, кто был ей помечен, тоже приносили несчастье. Таких людей старались избегать. А они говорили о себе "Я - неудачник. Проклят духами, помечен Эрликом! Я могу принести тебе только горе!".

    Древние тюрки знали, что продолжительность жизни человека отмеряется самим Тенгри. Билге-каган по поводу смерти Кюл-тегина сказал: "Человеческие сыны все рождены, чтобы умереть в установленное Тенгри время". И поэтому за помощью тюрки обращались к нему, а если обращение было к Жер-Су – Земле-Воде, то обязательно упоминался и Тенгри. Тенгри считался отцом, Земля – матерью.

    Тенгри был справедлив, он награждал и карал. От его воли зависело благополучие людей и народов. Поэтому тюрки говорили "Тенгри ярлыкасын" – да наградит тебя Тенгри, "кок соккан" - проклятый небом и "кок согар" - небо проклянет. Так говорят и в наши дни.

    Если Тенгри хотел наказать виновного, то поражал его стрелой, которую люди воспринимали как молнию. Богом этой молнии-стрелы был Нацигай - гонитель злых духов. При произнесении клятвы тюрки лизали наконечник стрелы в знак того, что призывали Тенгри быть свидетелем этой клятвы. Если молния попадала в человека, считалось, что он наказан за свои явные или тайные преступления самим Тенгри. Если молния попадала в дом, и он сгорал, это также считалось очень плохим знаком. Такой дом или юрта оставлялись до тех пор, пока время не уничтожит его. "На этом доме лежит гнев Тенгри" - говорили тюрки. Если молния поражала животное, и оно погибало, то тюрки не ели это мясо, а сторонились трупа или убегали от него.

    Большой дом, говорят, сгорел.
    Не осталось даже и забора.
    Так знайте: это дурно!
    (Стихи, загадки за исключением особо оговоренных, цитируются по сборнику: "Поэзия древних тюрков VI – XII веков. М., 1993. Составление, вступительная статья и комментарии И.В.Стеблевой).

    Общетюркские моления Тенгри – Тыгыр Таих - проводились в начале июня, в указанное каганом время. В орду съезжались племенные вожди, беки, знатные полководцы и нойоны и т.д. Вместе с каганом они отправлялись на священную гору, чтобы принести коня в жертву Великому Тенгри. Такие же обряды проходили по всей стране. На священные горы, долины, речки, озера и источники съезжались тысячи людей из близлежащих аулов и городов. Возле деревьев на священных землях горели десятки тысяч костров, где в жертву приносили лошадей, овец, ягнят. Умерщвление жертвенных животных осуществлялось так, чтобы не пролить кровь на землю и осквернить ее. Тщательно собранную кровь поливали вокруг священных деревьев. Голову жертвенного животного и его кожу вывешивали на сучья. Все эти действия сопровождались боем барабанов, песнопениями. В особых случаях, когда надвигались грозные события или необходимо было отвести природную катастрофу, устраивались ритуальные поединки на мечах. Самые сильные и ловкие воины отбирались для священного боя. Вступив в смертельную схватку друг с другом, они должны были спасти свой народ и своей решимостью отогнать от родного эля беды. Погибшие в этих поединках считались жертвами Тенгри и должны были донести до него просьбу тюркского эля о помощи.

    Церемонию вели священнослужители, облаченные в длинные одежды, державшие в руках посохи. Они знали священные слова молитвенных обращений к Тенгри. В конце совершалась ритуальная трапеза, остатки которой сжигались на костре. Деревья, растущие у святых мест, независимо от их породы, считаются священными. Их нельзя рубить, жечь, ломать ветки. Людей, совершающих подобные действия, ждёт суровое наказание.
    На эти моления не допускались женщины и камы-шаманы. Если кам попадал на такое моление, то падал в корчах.

    Тенгри оказывал помощь тем, кто его почитал. Но почитания было недостаточно. Только тот, кто смел, предприимчив, справедлив и великодушен, помогал ближним и дальним, был верен слову и Родине, мог получить покровительство Тенгри.

    Мир, в представлении тюрков, был велик и многообразен. Тюрки знали, что есть и другие обитаемые миры, которые населены различными существами. Этими мирами управляли младшие тенгри. Среди них 9 великих тенгри, 5 тенгри молний, 7 тенгри грома, 5 тенгри входа, тенгри четырех углов мира, тенгри восьми границ мира, 9 тенгри гнева. Другие тенгри управляют звездами и созвездиями, сторонами света, человеческими чувствами и страстями.

    Символом Тенгри был круг – Солнце. Орел означал мощь великого бога и его всеведение и всезнание. Цвет Тенгри – голубой.

    © А.К. Бисенбаев
    Отрывок из книги "Мифы древних тюрков"
  19. Володя

    Володя Well-Known Member

    Дата регистрации:
    26 дек 2011
    Сообщения:
    1.905
    Симпатии:
    229
    Баллы:
    63
    Почитал сообщения от Сибдея.
    И какое-то недоверие сквозит к современным тенгрианам.
    Мол - не настоящие они. Ряженные. Артисты. Просто играют, а не верят....Притворяются...
    Современное Тенгрианство называет ДЕКОРАЦИЯМИ.
    ...........................
    А по мне - так это хорошо.
    Главное - люди находятся в ПОИСКЕ.
    Значит, их не устраивают имеющиеся Религии - ни христианство, ни Ислам, ни.... им не нужны.
    Им нужна НАЦИОНАЛЬНАЯ религия ХАКАСОВ!
    Пусть пока в такой форме. Но своя РОДНАЯ!
    Люди ДЕЛАЮТ! Проводят обряды. Устанавливают символы в различной форме. Главное - Хакасские символы. НОВЫЕ хакасские символы!.............. КАждое время выдвигает что-то новое.
    Это здорово, что ЕСТЬ АКТИВНЫЕ люди, создающие новые символы.
    .............................
    Ну а критиковать? Критиковать - знаете ли, много способностей не надо.....
    Вот совсем недавно, год назад, Вы все эти новшества, символы нового времени называли Хакасским Ренессансом..... А сегодня говорит - Декорации..... Так когда же Вы были настоящим?
    Axxur, Йор и Tagir нравится это.
  20. Володя

    Володя Well-Known Member

    Дата регистрации:
    26 дек 2011
    Сообщения:
    1.905
    Симпатии:
    229
    Баллы:
    63
    А видео, которое Сибдей выложил, мне понравилось.
    Очень интересно рассказывает и Котожеков, и ........ (?).
    ТО, что они говорят, наверняка уже давно записано и опубликовано, как хакасский фольклор.
    Главное, они сходу выдают эту информацию. То есть являются ЗНАТОКАМИ фольклора.
    Пусть фильм для дилетантов. Но он создает впечатление - думаешь, какой все-таки интересный и самобытный хакасский народ, имеющий подобный фольклор.

Поделиться этой страницей