ТЮРКИ

Тема в разделе 'История', создана пользователем Нарбазан, 6 окт 2013.

  1. АЛТЫНБАЙ

    АЛТЫНБАЙ Member

    Дата регистрации:
    26 сен 2015
    Сообщения:
    34
    Симпатии:
    8
    Баллы:
    8
  2. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    ЧЕРЕЗ всю историю земли хакасов красной нитью, алой струйкой крови по острию меча-хылыша проходит заветная мечта ее народа о свободе, об избавлении от цепких лап и острых клыков хищного зверя, веками терзавшего ее. Волна за волной, поток за потоком шли на земли хакасские за мимолетной удачей и кажущейся легкой добычей непрошеные гости. Проливалась кровь. Если, враг-пришелец побеждал, то тысячами угонялся скот, уводились в рабство люди. да и как было устоять , если враг обладал коварством и несметным числом воинов, как, к примеру, Великий и Прославленный Тоньюкук, каганат которого простирался от Корейского полуострова до Византии. Прославленный и Великий каган КЮЛЬ -ТЕГИН, обладавший острым умом, был еще великим стратегом. Он не решался в открытую напасть на древних хакасов- кыргызов, заведомо зная, что возглавлявший их хан Барс-пег не менее умен и силен. Воины Кюль-Тегина напали внезапно, под покровом звездной ночи. И была у Батеневского кряжа, неподалеку от аала Сон (Ширинский р-н РХ) великая сеча, в которой погиб легендарный, всеми любимый хан ханов Барс-пег. до сих пор в богатырских эпосах кызылов есть упоминание о нем, хотя с момента его гибели прошло более тысячи лет. Барс-пег надеялся на поддержку Восточного тюркского каганата, но те не пришли на помощь Видимо. им была выгодна гибель Барс-пега и могучего хана древних хакасов. Однако после поражения и угона множества народа в рабство хакасы-кыргызы довольно быстро обрели силу и былую воинственность Они дали сокрушительный бой казавшемуся непобедимым Великому Уйгурскому кагану, в отместку за то. что те не пришли на помощь, когда Кюль-Тегин нещадно истреблял народ Барс-пега. древние хакасы разгромили Уйгурский каганат распылив его могущество, словно пепел по ветру. Возможно, после разгрома уйгуров и обретя могущество, древнее государство хакасов стало бы мощным государственным образованием в Юго-Восточной Сибири, если бы не Чингисхан, «Вселенский рыжебородый Владыка», в жилах которого, несомненно, текла кровь прежних великих завоевателей Великой Степи. После нашествия войск Чингисхана древняя земля хакасов оправиться уже не могла. Вместе с государственностью хакасов погибла уникальная культура, письменность и все, что веками совершенствовалось и придавало хакасскому народу, государству, простиравшемуся от Забайкалья до подножья Уральских гор, особую самобытность. Конец ХVII века. Теснимый русскими казаками последний хан земли сибирской Кучум с горсткой воинов, среди которых, как утверждают историки, были хакасы, уходит в Ногайскую Орду, которая существовала тогда между Каспийским и Аральским морями. Многие народы после падения сибирского ханства ушли кто в глубь Средней Азии. Монгольский Алтай, Тибет, Горный Бадахшан, кто в Саяно-Алiайское нагорье. Были среди беглецов и кызыльцы. Пришлость кызыльцев для наших мест подтверждается записками д. Мессершмидта, относящимися к 1721 году: «Один сведущий татарин (хакас-кызылец- МТ.) мне сообщил, пишет путешественник, -что большинство татар, живущих по рекам Чулыму и Кии, происходят от народов Кучума и что раньше составлял с казахской ордой один народ. После того, как хана Кучума прогнали с Тобольска, часть их направилась туда, другая к Томску». В другой записи д.Мессершмидiа сообщается: «Встретил в Урюiiе толкового татарина. который мне подтвердил, что чулымские татары происходят от Кучум-хана. Сначала они осели близ устьев Чулыма и Кии, но когда кыргызы были прогнаны, они распространились до этих мест. Они делятся на 66 волостей- родов И данные согласуются не только с русскими историческими документами известные записями о продвижении сибирских татар (Барабннских— МТ) на восток, но некоторыми другими материалами. Отдельные ученые по непонятной причине утверждают в настоящее время, что кызыльцы испокон веков оседло проживали на своей исторической родине. не желая учитывать предания об их приходе с Барабинской степи, с бассейнов рек Ишима. Тобола, Иртыша... Лично для меня веским аргументом пришлости кызылов служит рассказ моего прадеда по материнской линии , родившегося в 1840 году. Он говорил, что кызылы жили раньше на реках Ишим, Иртыш, у озера Сана-кёль (по- русски - Чаны, находящееся в Новосибирской области), и когда «белый царь победил Кочжум-хана, кызылы рассеялись. Большая часть их пошла на юг, другие пошли навстречу солнцу». Убедительно звучат доводы историка Л.П.Потапова, ‘который советует обратить внимание на наличие среди кызылов группы (сёока), именуемой Аргын. «дело в том,- пишет он в монографии «Происхождение и формирование хакасской народности»,-что аргыны (аргын- имеется у казахов - кыпчак -аргын, племена Среднего Жуза. -МТ.), представляли собой в средние века большую тюркоязычную группу, входившую в Кыпчакский племенной союз, т.е. Золотую Орду (орда-тюрское-означает «центр», середину»). С распадом Золотой Орды аргыны приняли участие в формировании (этногенезе) казахской народности. Они вошли также в состав групп кочевых тюрко-язычных племен, продвинувшихся на территорию Средней Азии, где участвовали в этногенезе узбеков. а с другой стороны. с распадом Сибирского ханства продвинулись в числе так называемых «тобольских татар» на восток, до бассейнов верхнего течения р. Чулым, т.е. области кочевий енисейских кыргызов, где в ХУII веке они составляли особую АРГУНСКУЮ волость (сёок), носившую ясак в Томск». Таким образом, исторические предания и факты моего народа еще и еще раз подтверждают. что кызылы -пришлый народ, но во времена Великого древнего хакасского государства, которое простиралось от Забайкалья до Уральских гор, были единым тюркским народом под названием «древние кыргызы». Свидетельствует об уводе енисейских кыргызов джунгарами и ряд исторических документов как начала, так и середины ХУIII века. В них, в частности, значится, что в октябре 1703 года в Верхний караульный острог на р. Енисее явился ясачный кызылец и сообщил: «Приехали-де 2500 калмыков (джунгар -М.Т.) в Киргизскую землицу и киргиз-де к себе загнали всех и ныне-де в Киргизской землице киргиз никого нет». Факт насильственного угона джунгарами киргизов подтвердили и представители красноярского воеводы: «Мы, красноярские дети боярские, Иван Злобин с товарищами. из Красноярска Киргизскую землю ездили и киргизских князцов никого на изъехали...».
  3. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Триста лег назад, после более столетней войны, как с русскими царскими войсками, так с ойротским Алтын-ханом, население Хакасии вошло в состав феодального Российского государства. Но среди ученых и общественных деятелей, журналистов Хакасии не прекращаются споры о точной дате вхождения Хакасии в Российскую империю. Некоторые датируют вхождение Хакасии в состав России 20 августа 1727 [ода, когда между Россией и Китаем был Бурийский пограничный трактат. вошедший в Кяхтинский русско—китайский мирный договор, подписанный в том же году. Но в это время южная часть, -пишут историки ,-Хакасии все еще была зависима от Джунгарии, ведь между ойротами и русскими южной границы не существовало. И так продолжалось до 1758 года, когда китайские войска вторглась в Алтай и навсегда разгромили Джунгрию. Но это вторжение. - утверждают историки. - вновь нарушило официально признанные ранее границы между двумя империями-гегемонами. Поэтому в спешном порядке русские разместили на юге Хакасии дополнительные форпосты: Таштып, Табат, Арбаты, Монок, Шадат и Кебеж. Если Хакасия официально перешла «под юрисдикцию» России 20 августа 1727 года, то окончательное присоединение всех кыргызских земель произошло лишь в 1758 году. А триста лет тому назад, в августе 1707 года для ограждения кыргызских земель от нападков монголов, джунгар был поставлен Абаканский острог, что как бы послужило «окончательному закреплению» их за Российской империей. Разрешить эти спорные вопросы о дате вхождения Хакасии в состав России смогут лишь дальнейшие исторические исследования. Несмотря на все лишения, стойкий и мужественный хакасский Народ в составе России обрел возможность преодолеть вековую отсталость, раздробленность и сплотиться в единую народность, получившую право на дальнейшее историческое развитие. Нижнечулымские татары частично ушли на юг и участвовали в формировании кызыльских родов, впоследствии образовавших Кызыльское ведомство в Ачинском уезде. В кызыльские сёоки вошли и качинские: пюрют и сёоки июс-сагайцев. В отличие от других групп чулымского населения кызылы и другие им близкие называли себя кыргызами. Вся эта группа чулымских родов жила в ХVII-ХVIII веках в бассейне Июсов и южных притоков Чульгма (Урюпа, Береша, Сережа и др.), а также по берегам Чулымской петли. Хакасия— это край богатой оригинальной духовной жизни, О древнем искусстве различных племен можно судить по каменным изваяниям, писаницам, петроглифам, особенно по неповторимому фольклору, созданному хакасами и их предками на протяжении многих лет, веков. Весьма популярным жанром хакасского фольклора является героический эпос- умах, особенно ярко представлен в среде этнической группы хакасов-кызылов. Это было в прошлом 20-30 лет назад. В настоящее время традиции устного бытования эпических повествований у кызылов затухли, теперь среди кызылов, которые раньше славились на всю Хакасию исполнителями умахов, хайджи практически нет. Последним хайджи старшего поколения кызылов был Петр Аргудаев, оставивший эту землю несколько лет назад. Как пишет В.Майнагашева, хайджи- это певец, не только обладающий даром своеобразного гортанного пения ( по- хакасски:- хай) и аккомпанирующий себе на народном музыкальном инструменте шадхане, и он имеющий феноменальную память позволяющую помнить более ста богатырских сказаний, исполнение одного из которых могло длиться более суток. В памяти старшего поколения остались знаменитые сказители прекрасных фольклорных произведении. вошедшие в мировую культуру, - это, прежде всего Семен Прокопьевич Кадышев и его сын Степан Кадышев, Петых Итеменев, Хара Матпый Балахчин, Прокопий Кирилловвч Янгулов, Михаил Александрович Янгулов(Тархай), ГIарасковья Федоровна Итеменева, Парасковья Васвльевна Сулекова и ее однофамилица Марья Сулекова. Но были хайджи, которые исполняли героический эпос без сопровождения шадхана и без гортанного пения. Этот способ называется: «шазаг» (т.е. пеший). Такими исполнителями были чаще женщины. Мне посчастливилось слышать великолепных исполнительниц этого особого жанра Анну Илларионовну Аргудаеву (Кожакову) и Парасковью Фсдоровну Итеменеву. К сожалению, длинными зимними ночами не собираются кызылы к хайджи чтобы еще и еще раз услышать о знаменитой богатырке Алтын-Арыг, Алтын Тайджи, о хане Мергене, Тибет-хане и других героях народного эпоса. Начавшиеся в конце ХХ века неокапиталистические процессы, утверждение рыночных отношений, лишала простолюдин нашей страны права на труд, на бесплатное лечение, образование. Особенно губительно это сказывается на малочисленных народах, исчезают с лица земли целые села, в которых компактно проживали кызылы. Так, к примеру, в с. Кирово (Сяктьг) Шаринского района проживало более 240 кьгзыльцев, а сейчас едва наберется и несколько десятков. Прекратили свое существование села: Хызыл-Хас, Талкин Ключ, на грани исчезновения находится Белый-Балахчгин (Тохыр Хал аал), Костино(Хостаг). , практически одно название осталось от д. Аг-Аскыр Великий дух Хакасии верни былую славу хакасов! Пусть не опустеет твоя земля без моего народа! Пусть вновь и вновь возрождается Тыт-Агаш-древнее древо рода-племена кызылов. И тогда может вновь зазвучат над Хакасией песни, сказания и предания веков стародавних. откроются тайны Священных тасхылов и древних курганов. Автор М.Т. - род "Кёк Адай"- "Волки",
    из книги м.т.: «Хамнын хархазы»
    Последнее редактирование: 16 дек 2015
  4. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
  5. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Сарматы и Западная Сибирь
    В IV веке до Рождества Христова, мы сталкиваемся в районе Оренбурга, со стороны Уральских гор в Прохоровке, с местной культурой, характеризуемой скоплением копьев. Копье было специфическим видом оружия сарматов, и захоронения Прохоровки, свидетельствовали, по мнению Ростовцева, о первом появлении сарматов в европейской части России. [33] Что бы там ни было, во второй половине III века до новой эры, сарматы, относящиеся к той же расе, что и скифы, принадлежащие так же как они к северной кочевой иранской группе, проживавшие до того в северной части Аральского моря, пересекли Волгу и захватили русскую степь, оттеснив скифов к Крыму. [34] Полиб (XXXV, I) упоминает о них в первый раз как о внушительной силе в 179 г. до Рождества Христова. Хотя речь идет о близких народах, являвшихся также кочевниками, новые пришельцы резко отличались от их предшественников. [35] Скифы, как об этом мы уже знаем, представляли собой всадников, вооруженных луками, в сакских головных уборах, в широкополых одеждах; варваров, которые соприкоснулись с греческой культурой, развивали звериный стиль в искусстве, который в своей стилизации постоянно сохранял следы натуралистической пластики. Сарматы же представляли в основном кавалерию копьеносцев, с касками конической формы на головах и одетые в кольчугу. Их искусство, носившее в основе отпечаток звериного стиля, отличается более изысканным вкусом по сравнению со скифами в плане стилизации и геометрического орнамента; они увлекались многоцветными эмалевыми инкрустациями на металле; короче, им была присуща очень выраженная "восточная" окраска цветочного украшения, стилизированного на основе грекоримской пластики. Это уже эпоха возникновения в Европе искусства до средневекового периода, искусства, которое сарматы передали готам, а те, в свою очередь, германцам.

    Переход от скифского искусства к сарматскому мы наблюдаем благодаря крупным находкам в Александрополе около Екатеринославля начала III в. до новой эры. Сарматское искусство внедряется в южной части России в III и II вв., о чем свидетельствуют украшения, найденные в Буеровой Могиле, Ахтанизовке, Анапе, Ставрополе, Казинском и Курджипе в Прикубанье сарматского периода, в Елизаветском около Азова, а также знаменитый серебряный эмалированный пояс Майкопа, с изображением грифа, пожирающего кулана. Этот пояс был создан сарматами во II в. до новой эры. Тот же стиль характеризует сарматские пластины следующей эпохи в Таганроге и Федулово неподалеку от устья Дона, в Сиверской, около устья Кубани (II-I вв. до новой эры) и I век новой эры в Новочеркасске у Азова, в Усть-Лабинске, на ферме Зубова и в Армавире в Прикубанье. [36]

    К этой группе, в особенности, что касается пряжки майкопского пояса, принадлежат золотые и серебряные пластины Западной Сибири, называемые сегодня "Сокровищницей Петра Великого", украшенные сценами схватки между грифами и парнокопытными, тиграми и куланами, грифами и яками, орлами и тиграми и т.д., выполненное все в стилизованном ветвящемся стиле. Все эти сибирские пластины, относимые Боровком к отдаленному периоду (III-II вв. до новой эры), созданы, по мнению Мергарта, до I века до нашей эры, или скорее I века новой эры, по Ростовцему. [37]

    Имеется больше оснований приписать народностям близким сарматам золотые пластины Западной Сибири, что в соответствии с недавними советскими раскопками, такими, как человеческие черепа, относящиеся к указанному периоду, обнаруженные в Оглакты около Минусинска, то есть гораздо глубже на восток, в Центральной Сибири не могут быть отнесены к тюрко-монгольским элементам, и могут считаться как принадлежащие народностям индоевропейского происхождения, связанным со скифами, сарматами и саками, (см. Талгрен, Оглакты, 1937, 71).
  6. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Прототюркские культуры Алтая
    Центр металлургии в Минусинске, на верхнем Енисее, начиная примерно с V в., был местом нового вида деятельности. [38] По мнению Таллгрена, именно в тот период появились углубленные в земле могильные погребения, обрамленные каменными квадратами, что совпадает с так называемым периодом бронзы III, "наибольшим расцветом бронзы" по Мергарту (в 500-300 гг., или 200 г. до нашей эры). Данный период характеризуется обилием мотивов звериного стиля, в частности сюжетов с изображением оленя, лежащего, стоящего или устремившего свой взгляд назад, или мотива изогнутого животного, который, по мнению Таллгрена, идет из Южной России.


    Между 500-300 гг. датируется первое производство сибирских ножей и кинжалов из бронзы, а также "чаш и котелков", которые, от Минусинска, распространились до Ордоса эпохи хун-ну, с одной стороны, до Венгрии, периода крупных нашествий, с другой. [39]


    Тонкие, слегка изогнутые, с ручкой, имеющей зачастую форму грациозной оленьей головы, ножи Минусинска или Тагарской, были также распространены по всей Монголии вплоть до Ордоса времен хун-ну. К 300-200 гг. до новой эры, эпоха железа расцвела в Минусинске, где производили пики – топоры, сделанные частично из бронзы, частично из железа, размещенные в целой группе коллективных захоронений. Впрочем, Минусинск предоставил нам предметы, без всякого сомнения, как считает Мергарт, относящиеся к II-I вв. до новой эры в виде бронзовых орнаментальных пластин с изображением сцепившихся друг с другом быков или сцен схватки лошадей; на всех пластинах уши, лапы, хвосты, мышцы, волосяной покров животных представлены в форме "вогнутого клеверного листочка", где применялся способ, находящийся в прямой связи с сарматским искусством Южной России и Западной Сибири, и который, в свою очередь, как это считают многие археологи, из Минусинска проник в гуннское искусство Ордоса.


    Минусинск расположен на северном склоне Саянских гор. Далее на юго-западе, в Пазырыке, на северном склоне Алтая, неподалеку от истоков Оби и Катуни, экспедиция Грязнова обнаружила в 1929 г. захоронения, произведенные за сто лет до новой эры или немного раньше, в которых находились останки лошадей, «замаскированных под северных оленей" (что, между прочим, доказывает, что речь идет о народностях, которые вместо лошадей использовали северных оленей). [40] Эти лошадиные маски и их сбруя из кожи, дерева и золота украшены стилизованными сюжетами звериного стиля, с изображением скачущих галопом козлов и оленей, крылатого грифа, вцепившегося насмерть в козла, леопардов, нападающих на оленей и козлов, хищной птицы, восседающей на поверженном олене, петушиные бои. Все эти сюжеты еще близки к скифскому и даже греко-скифскому реализму звериного стиля без последующих орнаментальных усложнений. Строгая и упорядоченная стилизация придает изделиям потрясающий декоративный эффект. Еще в находках Пазырыка мы обнаруживаем бородатых маскаронов чисто греко-римского происхождения, созданных под влиянием, несомненно, греческого царства киммерийского Босфора. Те же греко-римские мас-кароны присущи в тот же период (II-I вв. до новой эры) находкам в Минусинске (в Трифоново, Батени, Беже, Кали, Знаменке и т.д). [41] Что касается алтайских предметов, они еще включают, кроме Пазырыка, курганы Шибе, Караколя и Ойротина, в целом восходящие, без сомнения, обычно к 1 веку до новой эры и принадлежащие сарматским народностям. Находки Шибе представляют тот же звериный стиль, с еще более строгой и близкой к реализму стилизацией. Использование китайского лака в Шибе, восходящего к 86-48 гг. до новой эры говорит нам о хронологии этого центра. [42]

    В первом веке новой эры культура Алтая была представлена находками кургана Катанды, деревянными предметами, на которых были изображены нападения медведей на оленей с вычурными ветвистыми рогами, и птичьими головами, а также бронзовыми пластинами и фрагментами тканей со стилизованными сюжетами звериного стиля, где изображения схватки с оленями напоминают гуннские сюжеты, которые мы обнаруживаем в то же время (второй год новой эры) в Ноян-Уле в Монголии. Также как Ноян-Ула представляет нам остатки греческой ткани, вероятно пришедшей из киммерийского Босфора, курган Тес, находящийся в пределах Минусинска, свидетельствует также, вплоть до периода Великих Нашествий, о греко-римском влиянии того же происхождения. Особенно это видно на примере серег, сделанных в понтийском стиле.

    В течение двух первых веков новой эры мы наблюдаем, в Минусинском крае, расцвет переходной культуры, которую Теплухов назвал Таштикской культурой, и с которой связаны находки Б деревне Оглатки в 60 км к северу от Минусинска, и к северу от места слияния реки Туба и Енисея, находки, восходящие к периоду китайского шелка эпохи второй династии ханьцев, с прекрасными наскальными рисунками в зверином стиле.

    Чуть позже эти очаги скифо-сарматского происхождения, встречающиеся в Алтае и Минусинске, кажется, исчезают или скорее видоизменяются, так как Минусинский край явился в VII веке новой эры местом, где производились бронзовые украшения, датированные по китайским монетам начала эпохи Тан. Видимо, страна была завоевана тюркскими племенами, предками киргизов, на которых указывают китайские историки в V веке. [43] По мнению Теплухова, замена киргизов на индоевропейскую аристократию, сарматского происхождения в Минусинске, возможно, имела место после III века новой эры. [44] Но, до того как исчезнуть, центры культур Минусинска, Пазырыка и Катанды сыграли значительную роль, способствуя передаче стилизованного звериного стиля, искусства степей гуннским народам Монголии и Ордоса.
  7. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Происхождение хун-ну. Искусство хун-ну

    В то время как кочевники иранского происхождения – скифы и сарматы занимали в южной части России, и, несомненно, также, в Тургае и в Западной Сибири, западную часть степной зоны, восточная часть находилась под властью тюрко-монгольских народов.


    Доминирующая народность в среде тюрко-монголов в древности называлась китайцами хун-ну, название, приближенное к гуннам (хунни) и хуна, под которыми римляне и индусы в дальнейшем подразумевали тех же варваров. [45] Вероятно, что именно эти хун-ну (название отчетливо появляется в китайской историографии только начиная с эпохи Цинь, в III веке до новой эры), ранее, в IX-VIII вв. назывались китайцами Хиен-юнями, а еще раньше – Хьюн-юн, или еще более расплывчато – Ху. Известные китайцам еще на заре истории, эти "Ху" представляли собой тех, кто проживал на границе Китая того периода, в районе Ордос, на севере Шаньси и севере Хубея. Масперо предполагает, что " Йонги Севера", Пэй-Йонги", обосновавшиеся на западе и северо-западе территории нынешнего Пекина, относились к племенам ху. Другие рода/племена были завоеваны китайцами княжества Чао в IV веке до новой эры. Правитель Вулинь из Чао (в 325-298 гг.) даже забрал у хун-ну самую северную часть Шаньси (район Татонг), то есть север нынешнего Ордоса (в 300 г. до новой эры). Это было сделано, как мы уже видели, в связи с тем, чтобы противостоять нападению этих кочевников и продемонстрировать, что китайцы царств Цзинь (Шеньси) и Чао (Шаньси), смогли трансформировать тяжелую обозную армию в мобильную кавалерию, что явилось военной революцией, повлекшей за собой полную замену китайской военной одежды. Платья архаической эпохи были заменены кавалерийскими штанами, заимствованными у кочевников, и китайские воины заимствовали у последних также шапки с хохолками, "три хвоста", поясные пряжки, сыгравшие весьма существенную роль в создании искусства, называемого "Воюющие царства". [46] Также, чтобы защищаться против хун-ну, китайцы Чао и соседних государств принялись создавать на своей южной границе фортификационные сооружения, которые позже были объединены и дополнены Цинь Ши Хуан-ди, и должны были сформировать Великую китайскую стену.


    По свидетельству китайского историка Сыма Цяня, только во второй половине III века до новой эры, хун-ну, кажется, объединились, создав сильную и единую нацию. Ее возглавил руководитель, прозванный Шанью, полный титул которого в китайской транскрипции выглядит следующим образом: «чэньги-ли ку-ту шань ю», что в переводе с китайского означает: «Его Величество Сын Неба", и что указывает на тюрко-монгольские корни "чэнг-ли", которые, кстати, были транскрипцией тюркского и монгольского слова "Тангри – Небо". [47] Под шанью находились "двое должностных лиц, правителей "туки", то есть мудрые правители левой и правой сторон". Китайская транскрипция "туки" приближается к тюркскому слову "догри" – прямой, верный. В той мере, в какой можно говорить о постоянных резиденциях типичного кочевого народа, шанью проживал на верхнем Орхоне, в гористой местности, где позднее возникнет столица Чингиз-хановских монголов – Каракорум. Мудрый правитель левой стороны, являвшийся в принципе первоочередным наследником, проживал на востоке, несомненно, в верховьях Керулена. Мудрый правитель правой стороны обосновался на западе, может быть, по мнению Альберта Германца, в районе современного Ульясутая, в горах Хангая. [48] Ниже их по рангу в хуннской иерархии находились "правители" ку-ли справа и слева, генералиссимусы справа и слева, великие тан-ху правые и левые, великие ку-ту правые и левые, предводители тысячных, сотенных и десятичных отрядов. [49] Эта нация кочевников, этот народ, находившийся постоянно в походах, был организован как единая армия. В стиле тюрко-монголов основным направлением был юг: тот же принцип сохранился у потомков хун-ну, тюрков VI в. новой эры, как и у монголов Чингиз-хана.





    Хун-ну описываются китайцами с теми же характеристиками, которые были присущи их тюркским и монгольским последователям. Вигер говорит: "Они низкорослы, коренасты, с круглой и очень большой головой, широким лицом, выдающимися вперед скулами, с широкими ноздрями, достаточно густыми усами, без бороды, за исключением пучка жестких волос на подбородке, длинными ушами, проколотыми для ношения кольца. Голова обычно бритая, за исключением пучка волос на макушке. [50] Брови густые, глаза миндалевидные с разрезом, со жгучим взглядом. Носят они широкую одежду, спускающуюся ниже колен, с разрезом по бокам, опоясанные таким образом, что концы пояса свисают спереди. В связи с холодным климатом их рукава плотно застегиваются на запястье. На плечи накинута короткая меховая накидка. Голова покрыта меховой шапкой. Обувь кожаная. Широкие штаны, стянутые на лодыжке ремешком. Футляр для лука, прикрепленный к поясу, свисает спереди на левом бедре. Колчан, также пристегнутый к поясу, свисает вокруг поясницы, с оперенными стрелами справа".


    Как мы убедились, многие детали одежды, в особенности штаны, стянутые на лодыжке, присущи как хун-ну, так и скифам. То же самое касается многих обычаев, как, например, траурные жертвоприношения, когда хун-ну, как и скифы приносили в жертву на могиле умершего предводителя, его жен и прислугу, число которых зачастую достигало сотни и тысяч у хун-ну. Геродот (IV, 65) говорит нам, что скифы распиливали черепа своих недругов до самых бровей, отделывали кожаным чехлом, покрывали изнутри золотом и использовали их в качестве чаши для напитков. Цзиньханьшу отмечает этот обычай хун-ну, когда говорится о шаньюе Лао-шане, пившего из черепа правителя Ю-чэ. [51] Хун-ну, так же как и скифы, прославились как охотники за головами. Геродот (IV, 64) говорил, что скифы, обязанные по праву чести приносить на алтарь победы головы, отрезанные собственноручно, прибывали с поля боя со свисающими в виде трофея скальпами черепа, висящими на сбруе лошади. У потомков хун-ну, – тукю, в VI веке нашей эры, количество камней, выложенных в честь воина на могильном кургане, было равно количеству врагов, которых он умертвил за всю свою жизнь. [52] Тот же привкус пролитой крови у индоевропейских и тюрко-монгольских кочевников. Скифы окропляли кровью врага священную боевую саблю, воткнутую на могильный холм; они выпивали полную чашу крови своего первого убитого врага. [53] Чтобы освятить какой-либо договор, хун-ну выпивали кровь из чаши, сделанной из человеческого черепа. [54] При оплакивании усопшего, скифы и хун-ну наносили себе рану на лицо острым кинжалом "для того, чтобы кровь смешалась со слезами" и т.д.


    Подобно скифам, хун-ну были в основном кочевниками. Табуны лошадей, стада крупного рогатого скота и баранов, караваны верблюдов определяли ритм их существования. Хун-ну перемещались с места на место, кочевали вместе с домашним скотом в поисках воды и пастбищ. Они питались исключительно мясом (особенность, поразившая китайцев, употреблявших больше вегетарианскую пищу), использовали в качестве одежды, шкуры зверей и спали на мехах. [55] Местом жилища им служили войлочные шатры. Что же касается их верований, то они были представлены чем-то, что напоминало шаманизм, основанный на культе Тангри, или Божественного неба, и на почитании некоторых священных гор. Их верховный предводитель или шанью созывал совет осенью, в "период, когда лошади становились тучными", и для того, чтобы пересчитать количество людей и весь наличный скот. Другие китайские историки представляют нам этих варваров закоренелыми разбойниками, которые внезапно возникали у границ более цивилизованных народов, грабя людей, уводя стада и захватывая богатства, затем, отступая с награбленной добычей, чтобы не подвергаться ответному нападению. [56] Во время погони, тактической уловкой кочевников было заманивание китайских воинов вглубь Гоби и в степи, а затем кочевники наносили на них тучи стрел, сами, избегая "при этом потерь, наносили последний решающий удар только тогда, когда враг был измотан из-за недоедания, жажды и полностью становился деморализованным. Подобная тактика, обусловленная мобильной кавалерией и ловкостью в стрельбе из лука, оставалась неизменной у властителей степей, начиная от древних хун-ну до Чингиз-хана. Отметим, что она была свойственна всем воинам-наездникам, будь то хун-ну на востоке, или скифы на западе. Подобный же прием, по свидетельству Геродота, скифы использовали в войне против Дария, который вовремя понял эту хитрость, и отступил, прежде чем "русский поход" не обернулся для него катастрофой. Сколько же отважных китайских полководцев не обладали подобной мудростью Дария и подверглись уничтожению в глубинах Гоби, куда их завлекло хитроумное испытанное средство хун-ну?!
  8. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Происхождение хун-ну. Искусство хун-ну
    Что касается языковой принадлежности хун-ну среди тюрко-монгольских народов, то некоторые авторы, такие как Куракики Ширатори, имели тенденцию рассматривать их скорее как монголов. [57] Пельо, напротив, считает, используя некоторые лингвистические выкладки, взятые из китайских источников, что речь идет, по крайней мере, в общем подходе и по отношению к политической элите – о тюркском народе хун-ну.


    Известно, что хун-ну владели своеобразным искусством, представленным в особенности, пряжками поясов или другими бронзовыми пластинами, накладками, застежками и бляхами экипировки и сбруи со стилизованными мотивами звериного стиля или наконечниками пик, в частности с фигурками лани. Это искусство часто обозначается термином "ордос", по имени ордосов, которое носило монгольское племя, занимавшее с XVI в. новой эры излучину Желтой реки, на севере Шеньси, в том месте, где находки оказались более многочисленными. Искусство, о котором идет речь, является впрочем, обыденным творением степного искусства звериного стиля, искусства Южной России, как нам это было видно, испытавшего влияние ассиро-иранцев и греков, в оригинальном или обедненном стиле и в обоих случаях достаточно претерпевших упрощение в Минусинске, и, затем, в Ордосе, вступив в контакт с китайской эстетикой, оказывая встречное влияние эстетики степей на китайское искусство, и влияние китайской эстетики на искусство бронзы Ордоса. Благодаря пластинам с изображением дерущихся между собой лошадей или лошадей и оленей с тиграми, медведями, фантастическими животными, а также оконечностям древков с изображением в выпуклой круглой форме оленей или ланей, и искусство Ордоса напоминает нам, искусство Минусинска, хотя и с более богатым и вычурным оформлением.


    Искусство хун-ну в Монголии и районах Ордоса представляется в соответствии с недавними археологическими находками таким же древним, как и скифское искусство. Шведский археолог Т. Ж. Арнэ уже в 1933 г. относил изделия из ордосской бронзы – Луань пинга и Сиан-хуа, ко второй половине III века до нашей эры, и даже ко второй половине IV века. [58] В 1935 г. японский археолог Суэджи Юмехара, считая, что ордосское искусство значительно повлияло на формирование китайского стиля, называемого стилем Воюющих Царств, который расцвел, начиная по меньшей мере с V в. до нашей эры, отнес к этому периоду первые ордосские изделия из бронзы. [59] Не так давно шведский-китаевед Кальгрен назвал еще более раннюю дату возникновения китайского стиля Воюющих Царств, вплоть до 650 г. до нашей эры. Таким образом, это подтверждает, что искусство степей в виде ордосского искусства, существовало, так как оно уже было способно оказать влияние при соприкосновении с ним на эстетику китайского декора, называемого стилем периода Среднего Чэу. [60]
    Все единодушны с тем утверждением, что влияние ордосского искусства является одним из факторов, который наряду с законами внутренней эволюции и, кажется, в том же направлении, способствовали переходу от декоративной формы древних бронзовых китайских изделий, выполненных в стиле среднего периода Чэу, к стилю называемому стилем Воюющих Царств. [61]


    Основные раскопки с находками хун-ну сосредоточены, начиная от Байкала, до границы Хубея, Шаньси и Шеньси. Отметим в связи с этим: 1) на севере, захоронения в Чите, в Забайкалье, которые Мергарт относит к II-I вв. до новой эры, и погребения Дерестуйска под Троицкосавском, на севере Кяхты, во Внешней Монголии, где были обнаружены сибирские пластины с китайскими монетами династии Хань, выпущенными с 118 г. до новой эры. [62]


    2) Во Внешней Монголии, Ноян-Ула, неподалеку от Урги, где экспедиция Козлова обнаружила могилу принца хун-ну, в кото рой находились бронзовые изделия степного искусства, превос ходные ткани из шерсти, имеющие те же истоки (схватка грифа с лосем, нападение пантеры на яка). Все эти сюжеты, выполнен ные в лучшей сармато-алтайской манере, а также три четверти греческой ткани с изображением усатого мужчины, созданной, несомненно, каким-то мастером из киммерийского Босфора; на конец, позволяющий датировать китайский лак – второго года новой эры. [63]


    Возможно, следовало бы отнести к той же группе фрески, обнаруженные неподалеку в Дюрбельджи и в Ильхе-Алике на Орхоне, даты которых не уточнены, но где изумительные изображения оленей указывают, вероятно, еще на сарматоалтайское влияние. [64]


    3) В Ордосе, на остальной части современной территории Суэйюань, Чахара и Жехоля, обнаружены многочисленные памятники ордосской бронзы, в частности Луаньпин около Же холя; Хатт – инсум и Халлонгоссо, на западе Долон-нора, к северу от Калгана; Сюань-хуа, на юге Калгана, по дороге в Пекин; Куэйхуа-чэнг рядом с Суэй-юанем и Юлинь, на границе с Ордосом, и, в северной части Шеньси. Отметим, что часть нахо док Сюань-хуа содержит наличие китайской "монеты-кинжала", с литерой "ту" и принадлежащим типу, который использовался в Китае в течение периода, называемого эпохой Воюющих Царств, с 480 по 250 гг. до новой эры. [65]


    Если в целом большая часть ордосской бронзы, то есть бронзы хун-ну Внутренней Монголии восходит к китайскому периоду эпохи Воюющих Царств (V-III вв. до новой эры), то же самое искусство продолжало развиваться в тех же местах, а также во Внешней Монголии в течение всего китайского периода династии Хань (с начала II века до новой эры до начала III века новой эры), как об этом свидетельствуют, с одной стороны, известные находки Нойон-Улы, с другой – наличие в Ордосе многочисленных бронзовых пластин с изображением многоглавых животных, относящихся именно к этому периоду, и, наконец, наличие в имеющихся у нас коллекциях (Музей Сернуччи, коллекция Куаффара, коллекция Лоо), бронзовых китайских застежек с гуннскими сюжетами, явно заимствованными мастерами династии Хань с образцов ордосских моделей. [66]


    В следующий период, называемый в Китае эпохой Шести Династий (IV-V вв. новой эры), влияние ордосского искусства ощущается также при изготовлении некоторых китайских витых застежек из бронзы со сплетением фигурок животных все более и более тяжелых, имеющих тенденцию к "химерическим сюжетам". И влияние в тот же период того же степного искусства, нашедшего отражение в изготовлении фибул, пряжек и накладок на западе, во времена Великих Нашествий. Арнэ, с другой стороны, указал на изделия из бронзы западной Сибири, сохранившие до IX в. новой эры основные черты древнего животного стиля степей. [67] Это то же самое искусство, которое продолжится, возможно, до периода Онгут эпохи Чингиз-хана в небольших бронзовых несторианских изделиях – несторианских крестах, голубях и изображениях святых духов, которые в большом количестве производились на земле Ордоса и прилегающих поселениях.


    Чисто ордосские пластины могли быть созданы впрочем, в эпоху расцвета си-сиа (XI-XII вв.), при условии, что знаки сисиа, привлекшие внимание Альфреда Сальмони, не были вновь выгравированы в тот период, или же речь не шла о копиях си-сиа, в то время мало распространенных.
  9. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Первое продвижение Хун-ну и миграция Юечжи

    Хун-ну появились впервые в истории как грозная сила в конце III в. до новой эры, как раз в то время, когда Китай объединился при династии Цинь (221-206). [68]


    Предчувствуя наступающую опасность, основатель династии Цинь, император Цинь Ши Хуанди (221-210) и его генерал Мын Тянь завершили возведение Великой стены, предназначенной для защиты китайской территории от нападений хун-ну (начиная с 215 г.), а к 214 г. Мын Тянь выдворил их из района Ордоса, т.е. с внутренней территории великой излучины Желтой реки. Но, со своей стороны, хун-ну во главе со своим шаньюем Тэуманем (умер в 210 или 209 гг.) начали свою экспансию с атаки на юэчжи, народности, проживавшей до того в Западном Ганьсу, о которой мы поговорим ниже. Мадунь, или Мэйтэй, сын и приемник Тэуманя (в 209-174 гг.), разгромил на востоке народность тонг-ху, других варваров с маньчжурских границ. Воспользовавшись гражданскими войнами, ослабившими Китай в период между падением династии Цинь (206) и приходом к власти династии Хань (202), он захватил в 201 году китайскую провинцию Шаньси и взял в осаду главный город – Тайюань. Основатель династии Хань-император Гаоси поспешил на помощь, изгнав хун-ну, но затем сам попал в окружение хун-ну на плато Пай-тэн, неподалеку от Пинчэнга, в нынешней провинции Татонг, на границе Шаньси, и смог выйти из затруднительной ситуации только путем переговоров, во время которых он сумел перехитрить варваров. В жены шаньюю была отдана китайская принцесса или камеристка, несчастная "дичь", отданная "хищной монгольской птице", как об этом было воспето впоследствии китайскими поэтами. Впрочем, Мадунь нанес в 177 или 176 годах первое поражение юэчжи западного Ганьсу, бахвалясь тем, что он их покорил. Его сын и наследник – Лаошан (в 174-161 гг.) покончил с юэчжи, сделав из черепа их правителя чашу для напитков, прогнав их из Ганьсу и вынудив уйти на запад, вызвав тем самым первое перемещение народов Передней Азии, о чем упоминает история. [69]


    Название юэчжи стало нам известно, по крайней мере, в таком виде, только по китайской транскрипции, [70] но уже длительное время многие востоковеды предлагали идентифицировать их с тохарами, народом, хорошо известным греческим историкам в связи с тем, что он переселился во II веке до новой эры из Туркестана в Бактриану, а также с индо-скифами. Тохары и индо-скифы, по этим источникам, по свидетельству тех же греческих историков, имели разные названия, относящиеся к одному народу в течение двух периодов его существования, и этот народ считался родственным скифам, т.е. индоевропейцам. Это отождествление основывается, в частности, на том факте, что нынешний китайский регион – Западное Ганьсу, по данным китайских историков, был в начале II в. до новой эры родиной юэчжи. О них географ Птолемей говорил еще во II в. новой эры, называя их народом тагури, употребляя термины – "тагурунская гора", "город Тогара". [71]


    С другой стороны, Страбон упоминает тохаройцев среди народов, которые отняли Бактрию у греков как раз в то время, на которое указывают китайские историки, как на период прибытия юэчжей в конечной фазе их миграции, к границам та-хиа, то есть той же самой Бактрии. [72]


    Эта постоянная параллель, по нашему мнению, представляет серьезный аргумент в пользу тех, кто продолжает видеть в юэчжи китайских летописей тохарои, упоминаемых греческими историками, тюхара в санскритских текстах, будущих индо-скифов римской эпохи. [73]


    К тому же, в оазисах севера Тарима, которые длительное время скорее всего были частью древних владений юэчжи (так как они были представлены нам как выходцы из Ганьсу), по крайней мере, во владениях более или менее родственных племен, в Турфане, Карашаре, Куче еще в начале средних веков, в V-VIII вв. говорили на индоевропейских языках, называемых лингвистами еще вчера тохарскими языками и которые в настоящее время они называют языком кученским, карашахарским и т.д. Может показаться очень вероятным, что индоевропейские племена, на заре истории, в значительной степени продвинулись далеко на восток в направлении Дальнего Востока. Тот факт, что Западная Сибирь, возможно даже в пределах региона Минусинска, вероятно, была заселена до нашей эры народами, близкими к скифо-сарматам, и тот факт, что на двух склонах Тянь-Шаня, со стороны Ферганы и Кашгара в эпоху Ахаменидов проживали Саки, говорившие на восточноиранском наречии, заставляет положительно отнестись к данной гипотезе. Большая часть Восточного Туркестана также, возможно, была заселена индоевропейцами, принадлежавшими, либо к восточноиранской группе, в районе Кашгара, либо к "тохарской" группе Куча в Ганьсу, а юэчжи относились ко второй вышеуказанной ветви родства.


    Но первые сведения, которые предоставляет нам китайская историография, наводят нас на мысль о первых оборотных сторонах "индо-европеанизма" на этих пограничных участках. Хун-ну, при правлении их шаньюя – Мадуня, или Мэйтэя (в 209174), нанесли, как мы это видели, серьезное поражение юэчжи. Следующий шаньюй – Лаошан (в 174-161) убил правителя юэчжи, сделал из его черепа чашу [74] и вынудил этот народ покинуть Ганьсу и бежать в западном направлении, через северную часть Гоби. [75] И только небольшая часть этих юэчжи, известных под названием Малых юэчжи, обосновалась на юге Наньшаня, среди цянов или тибетцев. Согласно Цяньханьшу, через два с половиной века, они восприняли тибетский язык. [76]


    За пределами Гоби, другие кланы юэчжи, известные китайцам под названием Большие юэчжи, устремились в долину Или и бассейн Иссык-Куля, но вскоре они были изгнаны Ву-суэнами или Ву-сунами (произносится: У-сунь). [77]


    Китайские историки представляют нам усуней, как народ с голубыми глазами, с рыжими бородами. Ярль Шарпантье, сближая название усунь с названием азиан или азиози, другим наименованием сарматского народа аланов, находит в упомянутых усунях предков, или сородичей аланов. [78] Если эта гипотеза оказалась бы верной, то это значит, что усуни, которые под натиском, аналогичном тому, что имело место с юэчжи и хунну, расселились в пределах юга России, где в действительности, но раньше того периода, который нас интересует, мы видели скифов, постепенно сменивших сарматские народы.


    Как бы то ни было (в историографии) в связи с новой гипотезой, юэчжи, изгнанные из Ганьсу хуннами, ринулись в направлении запада, к Или, на усуней. Последние в то время потерпели поражение от вновь прибывших, но вскоре восстали, впрочем, не без помощи хун-ну. Тогда юэчжи вновь двинулись на запад. Они достигли верховьев Сырдарьи, которую древние греческие историки называли Яксарт.


    Китайская хроника Цаньханьшу сообщает, что они прибыли в Фергану (по-кит. Та-юан). Таким образом, они достигли границ греческого царства Бактрия, где завершилось правление (приблизительно в 160 г. до нашей эры) греко-бактрийского царя Евкратида.
  10. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Последствия первых побед хуннов. Падение греческого владычества в Афганистане

    Регион Ташкента, Ферганы и Кашгара был заселен народом, который китайцы называли се (древнее произношение – сек), персы и индусы называли сака или шака, греки называли сакаи, наши сасы, то есть "скифы Азии". В действительности, как мы уже отмечали, речь идет об ответвлении большой скифо-сарматской семьи, то есть об иранцах, кочевниках степей северо-запада. Язык, на котором они говорили, относили, начиная с исследований Людерса, к языку "сака", на котором были написаны многочисленные манускрипты, обнаруженные экспедицией Ауреля Стейна в Хота-не, датируемые ранним средневековьем, и подтверждающими, что это был "восточноиранский" диалект. Наплыв юэчжей в среду населения сака, вызвал у него большое потрясение, вылившееся во вторжении в греческое царство, основанное на территории Бактрии приемниками Александра. В соответствии с гипотезой, общепринятой до В. Тарна, саки, под натиском юэчжей, якобы захватили Согдиану, затем Бактрию, сменяя греков. В период с 140 по 230 годы Бактрия фактически была отторгнута от владений греческого царя Гелиоклеса кочевыми племенами, среди которых Страбон говорил, что наиболее известными племенами были: Азиози, Пазиа-нои, Тохарои и Сакарулаи, прибывшие из стран северной части Як-сарта. Но в остальном представляется сложным точно определить эти племена. Ярль Шарпантье обнаружил, как об этом уже было упомянуто, в азиозах, которых Трог Помпеи называл азианои, – усуней с Или, о которых говорили и китайские историки. [79]


    Сакаролаи или сарока (сака равака), вероятно, восходят к древнему племени сака. Что же касается тохарои, то они, согласно гипотезе, еще недавно поддержанной Г. В. Байлеем, даже составляли основу народа юэчжи. [80]


    В 128 году до нашей эры, когда китайский посол Чан Чен прибыл с визитом к юэчжи, китайский историк Сыма Цянь показывает их как завоевателей, оккупировавших Согдиану ("страну на севере от реки Вэй", то есть на севере Окса) По свидетельству Цяньханьшу, столицей там был город Каньше, название, в котором Ханеда Тору находит фонетическое соответствие названию Канда, сокращение от Мараканда или Самарканда. [81] Две китайских исторических ссылки добавляют, что юэчжи подчинили себе "Та-хиа", то есть Бактрию, но, вероятно, не оккупируя ее, по крайней мере, на тот период. [82] В. Тарн задается вопросом: не были ли властители Бактрии, покоренные таким образом, скорее всего, юэчжи-греками, которых саки не изгнали из страны, нежели являлись саками. Большинство востоковедов считают, впрочем, что некоторое время спустя, например, к 126 г., юэчжи, не довольствовались более сюзеренитетом над Бактрией, перешли через Оке и успешно захватили провинцию. Они основываются при этом на одной из выдержек из хроники Хэуханьшу, которая нам ясно показывает, что юэчжи заселили Тахиа, и разделили страну между пятью властителями Хи-хеу (Ябгу). Правда, другая историческая хроника – Цяньханышу, более близкая к описываемым событиям, не достаточно ясна. Согласно ей, очевидно лишь, что "та-хиа" (т.е., жители Бактрии) не имели крупных предводителей, а скорее – малозначительных правителей городов и поселений; это был слабый народ, который опасался войн (речь не идет о суровых греческих искателях приключений, но о некоторых варварах), и по прибытии юэчжей, все покорились им". [83] Двусмысленный и затуманенный текст, не позволяющий сделать какие-то определенные выводы, но существует другой текст, не допускающий возражений. Текст хроники Хэуханьшу, указывающий на то, что в 84 г. нашей эры китайский генерал Пан Чао попросил короля юэч жей сделать внушение правителю Согдианы (Канг-кю). [84] Таким образом, Согдиана и Страна юэчжи в этот период были совершенно различными. Это позволяет считать, что последние располагались, вероятнее всего, дальше на юге, со стороны Бактрии. Юэчжи, после пребывания на севере Окса, пересекли реку и сменили саков в Бактрии. По мнению Тарна, они отняли почти непосредственно Бактрию у греков. [85] Во всяком случае, это был сигнал для всеобщего волнения народов, обратного перемещения кочевников по всему Восточному Ирану. Вытесненные на юге юэч-жами, саки двинулись на захват Дранжианы (Сейстан) и Арак-козии (Кандагар). Это явилось окончательным завоеванием, так как провинция вошла в иранское владение под названием "Страна саков" – Сакастан, откуда на современном персидском пошло название Сейстан.


    Оттуда все эти кочевники ринулись на империю Парфян, и почти разрушили ее. Парфянский правитель Фраат II, которому в Мидии угрожал повторным завоеванием Селевкидов царь Сирии – Антиох VII (129), допустил оплошность, позвав на помощь часть этих варваров. Те явились на зов, но в скором времени повернули против Фраата, который потерпел поражение и был убит (128 или 127 г.). Новый Парфянский правитель Арта-бан II, по словам Трога Помпея, получил смертельную рану в ответном бою против тохаров (124 или 123 г.). Это обстоятельство подтверждает, что юэчжи, в китайской историографии, соответствуют тохарам, описанным греческим историком, и что они с того времени обосновались в Бактрии, стране, из которой они создали "Тохаристан". Парфянскому царю Митридату II (123-88) действительно удалось остановить нашествия кочевников, и даже установить сюзеренитет над саками Сейстана. Однако в 77 г. Сакарулаи были еще достаточно сильны в Иране, чтобы вновь посадить на парфянский трон одного из Арсасидов, по своему выбору, пользовавшегося их покровительством Синатрукеса или Санатройкеса, который вздумал в последующем не подчиниться им и погиб в стычке с ними (в 70 г. до новой эры).


    Проследить за последующей судьбой саков или юэчжей – задача историографии Ирана и Индии, где проживали эти народы. Ограничимся напоминанием о том, что саки двинулись из Сейстана и Кандагара в Кабул и Пенджаб, а затем, когда эти страны были захвачены юэчжами, они продолжили путь до Мальвы и Гуджарата, где сакские сатрапы продержались до IV века новой эры. Что касается юэчжей Бактрии, китайская история представляет их как основателей великой династии кушанов (на кит.: куэй шуан) [86] в первом веке новой эры. Эти кушаны были, поданным Цяньханьшу, одним из пяти кланов, которые к 128 г. до новой эры поделили между собой Бактрию.
    Хроника Хэуханьшу рассказывает нам, как предводитель кушан, которого звали Киэутцики, [87] (т.е. Кужула Кадфиз, согласно монетным данным), основал Кушанскую империю, известную грекам и римлянам под названием империя индо-скифов. Для этого он подчинил другие кланы юэчжей. Кушанские императоры: Кужула или Кужуло Кадфиз, или Кадфиз I (между 25 и 50 или 78 гг.), Вима Кадфиз или Кадфиз II (между 50 и 78 или 78 и 110 гг.), Канишка (между 78 и 103, или 128 и 150 гг.), Гувишка (160-180?) и Вазудева (180-220?), распространили свое влияние из Кабула на часть Северной Индии (Пенджаб и Матура). [88]


    Известна также значительная роль, которую сыграл Канишка в распространении буддизма в Центральной Азии. В данном случае важно показать громаднейшее влияние первого нашествия хун-ну на судьбы Азии. Поскольку хун-ну вытеснили из Ганьсу народ юэчжи, последствия этого события докатились до границ Передней Азии и Индии. Греки потеряли Афганистан, были напрочь сметены последние остатки завоеваний Александра Великого, пошатнулся на какое-то время Парфянский Иран, а племена, изгнанные из Ганьсу, неожиданно создали империю в Кабуле и в Северо-Западной Индии. Так было в течение длительного периода истории, который нас интересует. Малейшее потрясение, которое происходило на одной из окраин степей, постоянно имело самые неожиданные последствия в остальных частях этой обширной зоны миграций.
  11. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Туглук Тимур: восстановление целостности государства Чагатая

    В самом деле, в то время, как чагатаидская ветвь Трансоксианы превращалась в династию ленивых правителей на службе местной феодальной знати, кочевники "Моголистана", то есть Таласа, Верхнего Чу, Иссык-Куля, Лобнора и Манаса, которые какое-то время пребывали в анархии, восстановили чагатайское государство. Основным монгольским кланом региона были Дуглаты или Дуклаты, которым принадлежали весьма обширные владения как в Моголистане, вокруг Иссык-Куля, так и в Кашгарии, известной в то время под названием Алтишара – "Шести городов". [838]


    В середине XIV века во главе клана Дуглатов находились три брата: Тулик, Буладжи или Пулатчи и Камар ад-Дин, которые являлись истинными хозяевами страны. По данным Тарихи Рашиди, Буладжи правил к 1345 году Иссык-Кулем, в Куче и Бугуре, и от границы Ферганы до Лобнора со столицей в Аксу. [839] Именно Буладжи взял на себя инициативу найти потомка чагатайской династии, который не подчинялся Трансоксианцам для того, чтобы восстановить, используя его, Илийское ханство или, как тогда говорили, Моголистан.


    Если быть точным, то, в результате авантюр, носящих романтический оттенок, Туглук Тимур, которого называли сыном Эсенбуки, жил почти в безызвестности, в восточной части Моголистана. Он был подлинный или предполагаемый чагатаид, за которым Буланджи и послал своих людей. [840] Он принял его в Аксу в торжественной обстановке и провозгласил каганом. Старший брат Буланджи – Тулик стал улус-беги, то есть первым эмиром империи.


    Если дуглаты желали назначить только номинального хана для того, чтобы противопоставить чагатаидское право наследования чагатаидскому праву трансоксианцев, то при дальнейшем повороте событий они почувствовали разочарование. Туглук Тимур оказался достаточно сильной личностью, что проявлялось во многих делах. Его правление (1347-1363) сыграло очень важную роль. Прежде всего с религиозной точки зрения. Если тюрко-таджики Трансоксианы, жители Бухары и Самарканда, были фанатичными мусульманами, то тюрко-монголы Моголистана, полукочевники Или и Аксу оставались еще в большинстве своем "язычниками", буддистами и шаманистами. Но и среди них успешно велась пропаганда ислама. Уже старший из дуглатов-эмир Тулик, резиденция которого находилась в Кашгаре, принял мусульманство. То же самое сделал Туг лук Тимур три года спустя, в результате данного себе обета в тяжкие годы невзгод, как об этом повествует Тарихи Рашиди. "Он сделал обрезание и в тот же день 160 000 человек побрили головы и приняли исламскую веру". [841]


    Туглук Тимур, таким, каким его нам представляют воспоминания Мохаммеда Хайдара Дуглата, предстает перед нами как энергичный и умелый руководитель. В независимости от духовного влияния, которое ислам мог оказать на него, он, несомненно, рассчитывал на ту роль, которую сыграет принятие мусульманской веры в деле распространения власти на Трансоксиану. Бухара и Самарканд стоили того, чтобы принять каноны Корана… Во всяком случае, укрепившись в Моголистане, Туглук Тимур думал о распространении своих прав на западную часть бывшего улуса Чагатая. Момент оказался подходящим. После ссылки эмира Абдаллах ибн-Казгана, Трансоксиана стала объектом раздора и анархии. Два эмира: Баян Сельдуз и Хаджи Барлас, одержавшие верх над Абдалла-хом, оказались неспособными к скоординированному правлению. Баян Сельдуз, которого Зафер-наме описывает как "милосердного и благодушного" человека, был опустившимся пьяницей. Хаджи Барлас, несмотря на то, что прочно обосновался в своей вотчине-Кеше, в дальнейшем по ходу истории показал себя довольно слабой личностью. За исключением последних двух правителей, оставшаяся часть Трансоксианы раздиралась между другими представителями местной тюркской феодальной знати. Туглук Тимур посчитал, что наступило время действовать. В марте 1360 г. он захватил Трансоксиану, последовав прямиком на Ташкент через Шахрисабз. Хаджи Барлас со своими войсками Шахрисабза и Карши вначале вознамерился оказать сопротивление, но, оказавшись перед преобладающей по численности армией соперника, ушел за Сырдарью и укрылся в Хорасане. [842]


    Триумф Туглук Тимура был настолько впечатляющим, что собственный племянник Хаджи Барласа, тот самый Тамерлан, в возрасте двадцати шести лет, предпочел проявить осторожность и присоединиться к победителю. Существует панегирик в честь тимуридов, в котором Зафер-наме изощряется доказать, что Тамерлан согласился пойти на этот шаг, чтобы лучше оказать сопротивление вторжению, и что он сделал это по согласию своего дяди, который был добровольным ссыльным и т.д. [843]


    Опровержение этих публичных утверждений находится в самом тексте. Тамерлан, за то, что он подчинился Туглук Тимуру, получил вотчину в Шахрисабзе, которая принадлежала Хаджи Барласу. Это правда, что Туглук Тимур некоторое время спустя возвратился в Моголистан, а Хаджи Барлас вернулся в Хорасан в Трансоксиане, разгромил Тамерлана и заставил того не только вернуть Шахрисабз, но и беспрекословно подчиниться, как младший Барлас сделал тоже самое перед предводителем клана. [844]


    Только Туглук Тимур не стал задерживаться для возвращения из Моголистана в Трансоксиану. Как только он вошел в Ходжент, трансоксианская знать встретила его, проявив знаки полного ему подчинения. Баян Сельдуз сопроводил его до Самарканда и на этот раз Хаджи Барлас оказал ему знаки почтения, но вскоре, когда хан физически устранил эмира Ходжента, Хаджи Барласа обуяла паника и он сбежал в Хорасан, но был убит бандитами около Сабзавара. [845]


    Результатом этой драматической развязки явилось то, что Тамерлан стал во главе клана Барласа, будучи в то же время признанным хозяином своей вотчины Шахрисабза, которую он принял с покорностью, находясь под сюзероенитетом хана Туглук Тимура. Внук Казгана, эмир Хуссейн, имел владения на северо-востоке Афганистана, с Балхом, Кундузом, Бадахшаном и Кабулом с двух сторон Гиндукуша. Туглук Тимур лично выступил с войском против него, одержал победу на реке Вахш, пошел на Кундуз, продвинулся до Гиндукуша и подобно своему предку Чингиз-хану, провел лето и зиму в этой стране. Возвратившись в Самарканд после этого похода, он умертвил Баян Сельдуза, одного из предводителей трансоксианской знати, и, вернувшись в Моголистан, он поставил в Трансоксиане вице-правителем своего собственного сына – Ильяс-ходжу, назначив Тамерлана его советником, настолько поведение последнего, казалось, давало гарантию его лояльности. [846]


    Таким образом, территориальная целостность бывшего чагатайского ханства была полностью восстановлена при энергичном и грозном хане. Никто в тот момент не мог предвидеть, что тот самый Тамерлан, которого он назначил ментором и министром при своем сыне, положит, через несколько лет, конец этому возрождению чагатаидов и создаст новую, свою империю. Но прежде чем рассказать историю трансоксианского завоевателя, необходимо сделать обзор прошлого для того, чтобы исследовать, как формировалось и рухнуло персидское монгольское ханство
  12. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113

    Политкоректность просто неприлично зашкаливает до степени прогиба.

    "федеральное Хакасское княжество вошло в состав федерального Российского государства" - это вообще ни в какие ворота.
    Axxur нравится это.
  13. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    ======================================================
    Так наз. термин -"политкоректность" всегда варьируется между радикализмом и толератностью...
    Последнее редактирование: 16 дек 2015
  14. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    _______________________
    к моменту присоединения населения Хакасии феодальной России, не сформировалась как единое национальное образование, и, поэтому некоторые именитые ученые Хакасии применяют термин "федерация княжеств." Напр. Аргынов, Багасаров и др. были свои пеги (князья).
    Последнее редактирование: 16 дек 2015
  15. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Вижу отредактировали. Теперь более менее нормально. Однако есть еще замечания:


    "Триста лег назад, после более столетней войны, как с русскими царскими войсками, так с ойротским Алтын-ханом, население Хакасии вошло в состав феодального Российского государства."

    Алтын-ханы - не ойроты.

    "ЧЕРЕЗ всю историю земли хакасов красной нитью, алой струйкой крови по острию меча-хылыша проходит заветная мечта ее народа о свободе, об избавлении от цепких лап и острых клыков хищного зверя, веками терзавшего ее. Волна за волной, поток за потоком шли на земли хакасские за мимолетной удачей и кажущейся легкой добычей непрошеные гости. Проливалась кровь. "

    Все верно, только почему-то Вы русское завоевание обеляете. Получается, что вышеприведенная характеристика завоевателей и о мечте о свободе не относится к периоду русского завоевания.

    "Несмотря на все лишения, стойкий и мужественный хакасский Народ в составе России обрел возможность преодолеть вековую отсталость, раздробленность и сплотиться в единую народность, получившую право на дальнейшее историческое развитие."

    Вековая отсталость - это еще как посмотреть. В чем отсталость и от кого? Россия в тот период превосходила нас в технологиях ВПК, сталилетейного производства, земледелии, в технологии фортификации. В остальном?

    ВПК России было производным западных технологий мануфактурного производства и заимствования западных же технологий по изготовлению огнестрельного оружия. Причем Запад заимствовал огнестрел у тюрко-монголов, принесших эту технологию на Запад из Китая. (кажется Тохтамыш штурмовал Москву с пушками). Строго говоря, отставание в области ВПК нами еще не преодолено.

    Сталилетейное производство у нас было и качество стали не уступало русским образцам (поэтому шорцев называли кузнецкими татарами, горя стали Кузнецкими, а острог Кузнецкий). Масштабы, правда, были не те.

    Земледеление? Ок. А как насчет скотоводства?

    В культуре? А что брать за образец? Если Западную Европу, то русские конечно были к ней культурно ближе. А если взять за образец Восток, то более культурными как раз были мы. Грамота была - тодо бичик владели в совершенстве, судя по письму сына Курбан-Кашки.

    kurban_kashka1.jpg
    (на фото не текст присяги Курбан-Кашки, а текст, написанный его сыном. Курбан-Кашка к тому моменту героически погиб сражаясь с маньчжуро-китайскими войсками в районе г. Кульджа)


    В социальной организации ен.кыргызы опередили свое время. По-сути, ен. кыргызы к тому моменту уже изжили монархическую форму правления и перешли к ранней форме парламентаризма (почти как в полисах Древней Греции) с выборами главы государства. Это позволило сплотить население и противостоять численно превосходящему противнику в течении 100 лет и вести гибкую внешнюю политику. Как раз до завоевания Россией Хонгорая у нас было и сплочение и единая народность.

    Также не надо забывать, что Хонгорай к моменту завоевания входил в состав то государства Алтын-хана, то Джунгарии. У Джунгарии тоже была фортификация и начала развиваться артиллерия (тоже заимствовали, как и русские, у Запада).


    Советую Вам отказаться от цитирования дореволюционно-имперской и советской исторической пропаганды. Ее время безвозвратно и неизбежно проходит. Сейчас уже слишком очевидны манипулятивные закладки в их формулировках.
    Последнее редактирование: 16 дек 2015
    Vikinkir и Йор нравится это.
  16. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113

    Насчет ираноязычия и принадлежности того или иного народа глубокой древности (в том числе и азиатских скифов) к индоевропейскому происхождению - эти вопросы дискуссионны.
    Такой факт: в топонимике и этнографии Саяно-Алтая нет иранизмов. Те же самые тагарцы также могли быть как тюрками, уграми, так и самодийцами и кетоязычными по языку. Приписывание им ираноязычия ничем серьезно не обоснованно.
    Йор нравится это.
  17. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Tagir,
    "Сталилетейное производство у нас было и качество стали не уступало русским образцам (поэтому шорцев называли кузнецкими татарами, горя стали Кузнецкими, а острог Кузнецкий). Масштабы, правда, были не те."
    ________________________
    И не только Горной Шории. Орджоникидзевском р-не, неподалеку бывшего поселения кызылцев -Ишкярки аал, до наших дней на поверхности можно встретить множество шлаков, которые образовались при выплавки железной руды. Обнаруживаются и плавильные камеры.
  18. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    _________________________________
    АСПАН - ирано-язычный -"небесный" Это же подтверждает и А.М. Малолетко.
    АШПЫЛ - небольшое озеро на свеверо-западной окраине г. Шарыпово. В.Я. Бутанаев считает гидроним ираноязычным. С ним солидарен А.М. Малолетко. АШПЫЛ с инрано-язычного - Священное озеро.
  19. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Tagir: "Советую Вам отказаться от цитирования дореволюционно-имперской и советской исторической пропаганды. Ее время безвозвратно и неизбежно проходит. Сейчас уже слишком очевидны манипулятивные закладки в их формулировках."
    ________________________
    Однко же!
    Плохая или хорошая - это наша история!
    Не советую лишать моих гражданских прав высказывать те или иные мнения!
    ___________________
    "...И все таки присоединение Хакасии к России принесло с собой неизбежный гнет царизма. Царизм жестоко угнетал хакасский народ, держал его в темноте и невежестве, как и все другие народы России. Гнет царского самодержавия дополнялся произволом со стороны как русских, так и собственных хакасских богатеев, ставших царскими слугами и обрекших трудовой народ на нищету и голод. Но не смотря на все лишения, хакасы в составе России обрели возможность преодолеть вековую раздробленность и сплотиться в единую народность, получившую право на дальнейшее историческое развитие."
    История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. Ответственный редактор Л.Р. Кызласов стр 195.
    ________________________
    На мой взгляд, если хакасы полностью, всем населением ушли в Джунгарию, то их судьба ожидала бы как фуйских кыргызов - полнейшая ассимиляция, забвение родного диалекта.
    Последнее редактирование: 17 дек 2015
  20. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Tagir:
    "Все верно, только почему-то Вы русское завоевание обеляете. Получается, что вышеприведенная характеристика завоевателей и о мечте о свободе не относится к периоду русского завоевания."
    __________________________

    "...единого мнения о дате вхождения Хакасии в состав России до сих пор нет. Называют даты 1707, 1747 и 1758 годы. На мой взгляд, подтвержденные историческими фактами официальное и полное вхождение кыргызского княжества в состав России произошло в 1758 году, когда китайские войска окончательно разгромили джунгаров.
    После вхождения кыргызского княжества в состав России, миссионеры активно взялись обращать племена кыргызского княжества в христианство, после крещения давая им греко-славянские имена. Но и после крещения кыргызы, как и многие другие народы Сибири, подвергшие православию, продолжали придерживаться своего вероисповедания.
    В период колониальной политики Российской империи, простой, бесхитростный народ всячески подвергался насилию. Алчные воеводы, купцы, потомки бывших ссыльных каторжан, сосланные за преступления перед царским режимом в Сибирь, нещадно грабили «ясачных» людей, облагая их непомерными податями.
    В середине XVIII века будущая национальность под названием хакасы (в основном кызылы и качинцы) предприняли попытку во главе Ханза-беком освобождении от русского имперского ига.
    Как явствуют в преданиях кызыльцев, зачинщиками восстания были потомки кыргызских князей (из рода Пуха, по-русски не точно «Багассар, аргыны, шуй, пюрют). К ним присоединились белоиюские сагайцы. Восстание длилось около пяти лет. Как говорилось в преданиях, что земли Алтын-Зарха (северные территории Кызыльской землицы), некоторое время были под контролем кызылов, качинцев и июских сагайцев. Но казачьи войска оправились от неожиданных военных действий взбунтовавшихся «татар» и направили в «чулыманские земли» внушительный конный отряд. Легендарный Ханза - бек погиб где-то у Ах-кёль (Белое озеро, находящееся в Шарыповском районе, Красноярского края). У кызылов до сих пор существует предание о том, что Ханаза-бек дал наказ, чтобы каждая семья срубила по тридцать берез, считая, что в березе селится дух казаков..."
    У кызылов до сих пор существует предание о том, что Ханаза-бек дал наказ, чтобы каждая семья срубила по тридцать берез, считая, что в березе селится дух казаков. Последнее восстание кызылов было уже в начале XX века -1913 году..."

Поделиться этой страницей