ТЮРКИ

Тема в разделе 'История', создана пользователем Нарбазан, 6 окт 2013.

  1. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Происхождение якутов
    Исторические предания якутов, во всем согласии с данными археологии и этнографии, происхождение народа связывают с процессами переселения. По этим данным, именно пришлые группы, возглавляемые Омогоем, Эллэем и Улуу-Хоро, составили основной костяк якутского народа.
    В лице Омогоя можем усмотреть потомков курыкан, принадлежавших по языку к огузской группе. Но их язык, видимо, испытал влияние древней прибайкальской и пришлой средневековой монголоязычиой среды. Потомки Омогоя занимали весь север Центральной Якутии (Намекни, Дюпсюно-Борогонский и Баягантайский, т.н. "ахающие" улусы). Интересно то, что, по материалам гипполога И.П.Гурьева, лошади из Намского района проявляют наибольшее сходство с монгольской и ахалтекинской породами.
    Эллэй олицетворял собой южносибирскую кипчакскую группу, представленную в основном кангаласцами [5]. Кипчакские слова в якутском языке, по определению Г.В. Попова, в основном представлены редкоупотребляемыми словами. Из этого следует, что эта группа не оказала ощутимого воздействия на фонетический и грамматический строй языка старотюркского ядра якутов.
    Предания об Улуу-Хоро отразили приход монгольских групп на Среднюю Лену. Это согласуется с предположением лингвистов о проживании монголоязычиого населения на территории современных "акающих" районов Центральной Якутии. Таким образом, якутский язык по грамматическому строю принадлежит к огузской группе, по лексике - к огузско-уйгурской и отчасти кыпчакской. В нем выявляется древний "подпочвенный" слой лексики индоиранского происхождения. Монгольские заимствования в якутском языке имеют, видимо, двух или трехслойное происхождение. Относительно малочисленны слова эвенкийского (тунгусо-маньчжурского) привнесения.

    По нашим данным, формирование современного физического типа якутов завершилось не ранее середины II тыс. н.э. на Средней Лене на основе смешения пришлых и аборигенных групп. Часть якутов, образно названная "палеоазиатами в центральноазиатских масках" [6], вливалась постепенно в состав народа через тунгусский ("байкальский") субстрат, т.к. южные пришельцы не могли здесь застать коряков или других палеоазиатов. В южном антропологическом пласте якутов возможно выделение двух типов - довольно мощного центральноазиатского, представленного прибайкальским ядром, испытавшим влияние монгольских племен, и южносибирского антропологического типа с древним европеоидным генофондом. В дальнейшем эти два типа слились в одно, образуя южный костяк современных якутов. При этом, благодаря участию хоринцев центральноазиатский тип становится преобладающим.

    Следовательно, хозяйство, культура и антропологический тип якутов окончательно сформировались на Средней Лене. Приспособление хозяйства и культуры южных пришельцев к новым природно-климатическим условиям севера, происходило за счет дальнейшего усовершенствования своих исконных традиций. Но естественная для новых условий эволюция культуры выработала многие специфические особенности, присущие только якутской культуре.

    Принято считать, что завершение процесса этногенеза происходит в момент появления отчетливого этнического самосознания, внешним проявлением которого становится общее самоназвание. В торжественной речи, особенно в фольклорно-обрядовой, употребляется словосочетание "ураанхай-саха". Вслед за Г.В. Ксенофонтовым, можно было бы усмотреть в ураанхай [7] обозначение тунгусоязычных, вошедших в состав формирующихся саха. Но скорее всего, в старину вкладывали в это слово понятие "человек" - человек-якут (первозданный якут), т.е. ураанхай-саха.

    Саха дьоно - "якутский народ" к приходу русских представлял "первичную" или "постплеменную народность", возникшую в условиях раннеклассового общества непосредственно на базе родоплеменных отношений. Поэтому завершение этногенеза и формирование основ традиционной культуры якутов произошло в пределах XVI в.
    __________________
    автор неизвенстен
  2. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Чулымские тюрки
    ЧУЛЫМЦЫ, чулымские тюрки, июс кижилер (самоназвание, буквально чулымские люди), пестын кижилер (самоназвание, буквально наши люди). В Российской Федерации (Томская область, Красноярский край) живут в бассейне реки Чулым и его притоков Яи и Кии. Численность 688 человек (1996). Этнические группы - среднечулымские, или мелесские, и нижнечулымские тюрки (в прошлом состояли из байгулинско-каргачинской, аргунской, кизылдеевской, ячинской, корюковской и курчиковой групп).
  3. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    . Кипчакское ханство

    Джучи и его сыновья. Золотая Орда, Белая Орда и улус Шейбани

    Известно, что Чингиз-хан отдал своему сыну Джучи, который умер в феврале 1227 г., на шесть месяцев раньше самого Чингизхана, долины к западу от Иртыша, где находятся современные Семипалатинск, Акмолинск, Тургай, Уральск, Адай и собственно Хорезм (Хива). Перед смертью Чингиз-хан завещал эти владения детям Джучи, и в основном второму из них – Батыю, который, после победоносных кампаний 1236-1240 гг., присоединил все бывшие кипчакские и булгарские территории, не говоря уже о сюзеренитете над русскими княжествами. [1010]


    Только европейская часть ханства составляла необъятные владения: прежде всего продольная зона северных степей Черного моря, бассейн реки Урал, нижнее течение Дона, Донца, Днепра и Буга, устье Днестра и нижнее течение реки Прут, степи, которые простирались до Северного Кавказа в бассейнах рек Кубани, Кумы и Терека, словом, вся древняя Скифская Европа. Что же касается страны булгар, то там к Батыю отошли земледельческие и лесные зоны, орошаемые Средней Волгой и ее притоком Камой. Геродот описывает древнюю Скифию, говоря о ней, как о "малозаселенном пространстве" с безграничными степями, как о "Европейской Монголии", о которой Рубрук говорит следующее: "Постепенно продвигаясь дальше на Восток, на нашем пути мы видели только небо и землю и иногда с правой стороны море, через каждые два льё путешествия мы обнаруживали, то тут, то там, куманские захоронения (курганы)". [1011]


    В этих безлюдных пространствах кочевали монгольские орды или скорее – тюркские войска, возглавляемые монголами, так как "завещание" Чингиз-хана, как об этом говорит Рашид ад-Дин, передало Батыю только четыре тысячи коренных монголов. Вся же оставшаяся часть армий состояла из представителей разных союзнических тюркских племен: кипчаков, булгар, огузов и т.д., что объясняет тот факт, что ханство Джучи так быстро тюркизировалось. [1012]


    Батый кочевал вдоль Волги, поднимаясь весной к бывшей стране булгар со стороны Камы, где располагался торговый город булгар, являвшийся центром чеканки монет, а в августе спускался к устью реки, где была его ставка, послужившая основанием будущей столицы, великого Сарая. [1013]


    Именно там, в нижней части Волги он принял Рубрука в своем ханском шатре: "Батый находился на высоком сиденье или троне, размерами с кровать, покрытом золотом и к которому вели три ступеньки. Рядом с ним находилась одна из его жен. Другие присутствующие располагались с правой и с левой стороны от нее. У входа в шатер стояла скамья, где стояли сосуды с кумысом (перебродившее кобылье молоко) и крупные золотые и серебряные чаши, украшенные драгоценными камнями. Батый смотрел на нас, не отводя глаз. Лицо его было красноватого цвета, и т.д." [1014]


    Один из братьев Батыя по имени Орда, который являлся старшим братом в семье, хотя он ничем особенным не выделялся, получил в удел территорию современного Казахстана. [1015]


    Его владения включали на юге левый берег Сырдарьи, примерно начиная от города Сыгнака у гор Каратау, до дельты реки, впадающей в Аральское озеро, а также, наверняка, полосу суши левого берега до дельты Амударьи. то есть всей восточной стороны озера; на севере – бассейн Сарысу и массив Улугтага (Улытау), разделяющий это место от Тургая. Последний преемник Орды-Токтамыш взял в свое подчинение в 1376 г. города Сыгнак и Отрар, находившиеся на стыке с оседлым миром. [1016]


    Ханство Батыя известно в истории как кипчакское ханство и ханство Золотой Орды (Алтан-ордо, Алтун-орду), а ханство Орды под именем Белой Орды (Чаган-ордо, Ак-Орду).


    Другой брат Батыя-Шейбан, проявивший себя в 1241 году во время похода на Венгрию, получил во владение земли к северу от территории Орды, то есть вотчину на востоке и юго-востоке Южного Урала, в частности, в этом направлении, значительную часть нынешней провинции Актюбинска и Тургая. Вероятно, что в летнее время эта орда кочевала между Уральскими горами, рекой Илек (приток реки Урал на юге Оренбурга) и рекой Иргизом; зимой он перекочевывал в направлении юга, ближе к улусу Орды. Шейбаниды в дальнейшем расширили свои владения, включая Западную Сибирь. [1017]
    Рене Гресс
  4. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    . Шейбаниды

    От Шейбана до Абулхаира


    В то время когда Чингизханидские семейства устанавливались в Персии, в Китае, в Трансоксиане, появлялись и исчезали в южной Руси, другие ветви той же самой семьи отставали и забывались в северных степях, чтобы заменять и рекламировать исторические империи. Именно в этом качестве предстают Шейбаниды. [1286]


    Как мы уже видели, семейство шейбанидов происходило от внука Чингиз-хана, Шейбана, который был братом Кипчакских ханов Бату и Берке. Шейбан отличился в 1241 г. во время Монгольской кампании в Венгрии, где, если верить Рашид ад-Дин, когда Монголы удерживали эту страну, он оставался наместником. После смерти Чингиз-хана, как мы уже отмечали, Шейбан получил в качестве удела территории, расположенные на востоке и юго-востоке южного Урала, в частности, в этом направлении, значительные части Актюбинской и Тургайской областей. Эта группа территорий сегодня занята Киргизами средней Орды (между истоками Тобола на западе и района Семипалатинска, на верхнем Иртыше, на востоке) и младшей Орды (между Уралом и Сары-су). Думается, что ставка Шейбана и его наследников располагалась летом между Уральскими горами, рекой Илек (приток реки Урал, южнее Оренбурга) и рекой Иргиз; зимой она приближалась к Сары-су. До конца XIV в., Орда шейбанидов не была единственной на этой стороне, так как, как мы уже видели, она соседствовала с Белой Ордой, которая кочевала в Сары-суйской степи и горах Улу-тау. Однако, когда, начиная с Тохтамы-ша, предводители Белой Орды стали ханами Золотой Орды, в 1380 году, думается, что Белая Орда практически вся эмигрировала в южную Русь; это впечатление основывается на данных "разведки", проведенной в степи Тамерланом, в 1391 г. [1287]


    Весь этот регион Сары-су и Улуг-таг, и в частности, Тургай, был занят Шейбанидами. Между тем, орды, покоренные Шейбанидами, приняли к XIV в. имя Озбек или графически более точно, Узбек, имя, происхождение которого спорно, однако под которым они известны в истории.


    Настоящим создателем мощи Узбеков являлся шейбанидский принц Абул Хаир, который прожил исключительно насыщенную риском жизнь. [1288] Он был провозглашен ханом своей орды в возрасте семнадцати лет, в 1428 г., на реке Тура, в Сибири, западнее современного Тобольска. Очень скоро он захватывает у других Джучиидов все старые улусы этой ветви Чингизханидов, расположенные восточнее реки Урал и севернее Сыр-Дарьи. В 1430-1431 годах, он захватывает Хорезм и разоряет Ургенч. Несколько ранее 1447 г. он становится хозяином, во вред Тимуридам, сильных городов, расположенных вдоль Сыр-Дарьи, от Сыгнака до Узкенда. Сыгнак, по мнению Бартольда, был его столицей. В противовес, Яссы, современный Туркестан, оставался у Тимуридов. Абул Хаир использовал ссору между тимуридскими эпигонами, чтобы вторгнуться в Трансоксиану. Это было возможно, ибо он поддерживал Тимурида Абу Саида при вступлении на престол Самарканда (1451).


    Власть Абул Хаира достигла апогея. Его империя простиралась от окрестностей Тобольска до Сырдарьи, когда к 1456-1457 годам, он был атакован войсками Ойратских или Калмыцких нашественников, то есть восточных Монголов. Ойраты, мы это увидим ниже, были властителями огромной территории, которая включала Большой Алтай и горы Хангай от Тарбагатая и Джунгарии до юго-западного берега Байкала, пересекая регионы Черного Иртыша, Урунгу, Кобдо, Уласутай, истоки Селенги и Коссогола. Осуществляя полномасштабную экспансию, они направляли свои войска вплоть до предместий Пекина, и в Западный Туркестан. Абул Хаир, разгромленный ими в крупном сражении, вынужден был бежать из Сигнака, и оставил им на разграбление весь северный берег среднего течения Сырдарьи (1456-1457).


    Этот разгром серьезно расшатал авторитет Абул Хаира. Ранее уже два зависимых от него предводителя, происходившие, как и он из семейства Джучи, – Керей и Джанибек, оставили его для того, чтобы просить землю у чагатаидского хана – Эсен-буги II, [1289] который их направил в поход на Моголистан. В течение последующих лет, к 1465-1466 годам, большое количество кочующих кланов, до этого зависевших от Абул Хаира, отделились от него, чтобы последовать примеру Керея и Джанибека и продолжать независимое существование. В будущем эти кочевники, в дальнейшем отделившиеся от узбекского ханства, будут известны под именем Казак ("вольные, восставшие") или Киргиз-Казахи, каковых мы их различаем ныне. [1290]


    Их отделение представляет собой историческое событие огромной важности, ибо и во сне невозможно представить территориальные пространства, очень скоро занятые ими и сегодня находящиеся у их наследников, имея в виду территории Средней Орды, то есть степи между Актюбинском и Семипалатинском, территории Малой Орды между впадением Урала и Сары-су, и территории Большой Орды, между городом Туркестаном и южным берегом оз. Балхаш. [1291]


    Абул Хаир был убит в 1468 году (дата уточнена Бартольдом) во время последней битвы против Киргиз-Казахов, когда он пытался вернуть их обратно и избежать раскола. Примерно три года спустя, чагатаидский хан Моголистана, Юнус, завершил разгром оставшихся лояльных Узбеков. Что касается Узбеков-раскольников, то есть Киргиз-Казахов, они образовали в степи чисто кочевническое Государство, которое, после смерти их первых предводителей, управлялось их сыновьями, Барандуком, сыном Керея (1488-1509) и Касымом, сыном Джанибека (1509-1518). [1292]


    Касым пытался даже завладеть Ташкентом. Он нападал и действовал недостаточно настойчиво. В реальности, это был чисто кочевнический метод, который им самим характеризуется в достаточно курьезном споре, приведенном мирзой Хайдаром: "Мы – люди степей, все, что мы имеем, сосредоточено в лошадях: их мясо – наша предпочитаемая еда; молоко кобылиц – наш любимый напиток. У нас нет домов. Наше основное развлечение – проверять наши стада и косяки лошадей". [1293]


    Это была попытка совместить наследственное кочевничество с требованиями полуосёдлой империи, сформировавшейся вокруг Сыгнака, из которой Абул Хаир был вытеснен. Но его история поучительна. Деятельность Абул Хаира повторяет деятельность Чингиз-хана, но не является такой удачной. После призывов к объединению орд для создания обширной влиятельной силы, и уже призываемой в качестве третейского судьи среди тимуридов Трансоксианы, он был свидетелем крушения своей кочевой империи под натиском кочевников более свирепых, и особенно, вследствие бунта среди части его собственных племен, недовольных его пристрастием к оседлой жизни. Бесспорно, что, как и Чингиз-хан, Абул Хаир явился фактором истории степей! В конце концов, там, где Абул Хаир потерпел неудачу, его прямые наследники имели успех.
    Рене Груссе
    __________________________________________
    В преданиях кызыльцев явствует,что кызылы народ Кучум хана, Кучум хан - шейбанид. Не являются часть кызыльцев потомками семейства шейбанидов?
    Последнее редактирование: 30 дек 2015
  5. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Шейбаниды Сибири

    В западной Сибири в XV веке было основано, в Искере или Сибире, на среднем Иртыше, юго-восточнее современного Тобольска, тюрко-монгольское ханство, правители которого "происходили от Тайбуга-баки", не принадлежали к потомкам Чингизханидов. Однако Чингизханиды семейства Шейбана, которые кочевали на юге Уральских гор и в направлении истоков реки Тобол, не замешкались с занятием всей страны к востоку от этой реки. Это было, и мы это видели, в районе Туры, левого притока Табола, где предводитель семейства шейбанидов Абул Хаир, в 1428 г. провозгласил себя ханом. К 1480 г., другой шейбанидский принц, принадлежащий к младшей ветви, Ибак (умер в 1493 г.), отобрал окончательно у Сибирских ханов "город" Тюмень, находящийся недалеко от слияния рек Тура и Тобол. (Это, как мы уже видели, тот самый Ибак, который в 1481 году захватил и убил хана Золотой Орды, Ахмеда). Кучум, внук Ибака (1556-1598) воевал против Сибирского хана Ядигара. В этой борьбе против него, Ядигар обратился за помощью к царю Московии Ивану Грозному (1556). Между 1563 и 1569 годами он, по меньшей мере, не мог быть побежденным и убитым Кучумом, который оставался властителем Сибирского ханства. Чтобы сохранить свое господство, Кучум согласился признать сюзеренитет царя, однако, чтобы укрепиться в ханстве, он оспаривал с Россией протекторат Остяков и нападал на форты и укрепления, основанные Строгановым. Кроме того, Кучум с огромным рвением занимался пропагандой Ислама в Сибири.


    Иван Грозный направил на завоевание Сибири казака Ермака Тимофеевича (1579). Со своей стороны Кучум передал свои силы: тюрко-монгольских воинов, туземцев войтяков и вогулов, – в подчинение своего племянника Махмет-кула (Мухаммад-кули), который расположился в укрепленном лагере, в устье Тобола, под "Чувашской горой", прикрывать подступы к Сибиру. Но в 1581 году Русские "благодаря своим пищалям" разгромили эти позиции и овладели Сибиром, откуда Кучум вынужден был бежать.


    Тем не менее, старый Кучум продолжал партизанскую войну. В 1584 году он заблокировал Ермака на одном из островов Иртыша. Предводитель казаков, убегая, утонул, его сподвижники были убиты и Кучум еще раз вернул Сибир.


    Русские были вынуждены завоевывать ханство постепенно, создавая, по мере продвижения, военные поселения, в Тюмени (1586), в Тобольске (1587), в Томске. Кучум, потерпевший поражение в последней битве на Оби 20 августа 1598 г., эмигрировал к Ногайцам, где он был убит (1600). Его сопротивление поставило последний штрих славы на историю Чингизханидов на Севере. [1305]
    Рене Груссе
    ________________________________
    Эдигер(Ядигер) принял вассалитет, покорно служил русскому царскому двору. Кучум хан разорвал этот унизительный статус Сибирского царства
  6. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    .
    Хазары

    В начале VII в. юго-западная часть русской степи и Дагестан стали свидетелями расцвета империи Хазар.


    Хазары были тюркским народом – они преклонялись Тангри, управлялись каганами и тарханами, из чего Бартольд делает заключение, что можно предположить их родственную связь с западными Тюрками, или, может быть, точнее, с западными Гуннами. [389]


    Это уже был достаточно сильный народ, когда в 626 г. их хан Зиебил, по просьбе Гераклия во время встречи в Тифлисе, ему предоставил 40 000 воинов для войны с Персией, благодаря чему византийский император разорил сасанидскую провинцию Азербайджан. Соглашение, заключенное между Византией и Хазарами, много раз подтверждалось браками правящих семейств. Император Юстиниан II, во время своей ссылки (695-705 гг.) нашел убежища у хазар и женился на одной из сестер кагана, которая стала basilissa Теодора. В свою очередь, Константин V, в 732 году женился на дочери хазарского кагана, которая стала basilissa Ирен, и их сын, император Леон VI, стал известен по прозвищу Леон Хазарский (775-780 гг.). Эта система союзнических связей была исключительно удобна Византийцам в период их борьбы против Арабов, на которых Хазары наступали с тыла в Транскавказии (в частности, в 764 г.), в то время как византийская армия атаковала в Малой Азии.


    Симпатии, выражавшиеся византийским двором в отношении Хазар, объясняются и другими причинами. Это был наиболее цивилизованный народ тюркской Европы, как Уйгуры – наиболее просвещенные среди Тюрков Верхней Азии. Не являясь, как известно, земледельческими и оседлыми, они создали самодостаточное Государство, с богатой торговлей, всесторонне развитое, благодаря контакту с Византией и арабским миром. Центр этого государства, вероятно, сначала находился в степях Терека. Первая хазарская "столица", Баланджар, обнаружена Маркуартом у истоков Сулака, южного притока Терека. После его разрушения арабами в 722-723 гг., царская резиденция была перемещена в город, который арабы называют аль-Байда, Белый город, имя, которое Марку-арт исправляет на Саригшар, Желтый город по-тюркски (точнее, по мнению Минорского, Сариг-шин, то есть Саксин), и который он предположительно размещает в том же месте, что и столица (последующая) – Итиль, в устье Волги. Итиль был тогда только зимней резиденцией хазарских каганов. Летом они кочевали, как и их предки Хун-ну, пересекая степи, безусловно, в районе Кубани. В 833 г., желая иметь резиденцию, наименее опасную для продвигающихся орд, они обратились с просьбой к византийскому императору Теофилу предоставить им инженеров для строительства укрепленной столицы. Теофил направил к ним зодчего Петронаса, который помог им в строительстве третьей столицы, которой стал Саркель, располагавшийся либо в устье, либо, скорее всего, в большом изгибе Дона. [390]


    На руинах древней Фанагории, Хазары построили также торговую площадь Матарка, расположенную на Таманском полуострове, напротив Крыма.


    Хазарская империя была центром оживленной торговли. Византийские, арабские и еврейские купцы собирались в Итиль и Саркел в поисках кожи и мехов севера. Вместе с ними христианство, ислам и иудаизм укоренялись в стране. Между 851 и 863 годами, Византия направила к хазарам апостола Святого Кирилла, который получил у них радушный прием. Жизнеописание Святого Кирилла рассказывает о его дискуссиях с еврейскими раввинами за каганским столом. В период правления Леона VI, Матарка была местом размещения византийского епископства, призванного распространять Евангелийское учение по всей Хазарии. В то же время, магометанство, представленное большим количеством арабских представителей, начиная с 690 г., затем, в 868 г., и особенно, после 965 г. стало одной из главных религий страны. Иудаизм был также в почете. В 767 г. Исаак Сангари начал свои проповеди среди хазар. Масуди объявляет, что в период правления халифатом Харун ар-Рашида (786-809 гг.) каган и хазарская знать восприняла эту веру. Притеснения, направленные против евреев, совершаемое византийским императором Романом Лекапеном (919-944 гг.), привлекло в страну большое число израильских беженцев.


    Каган, который принял библейское имя Иосиф, предписал в 948 г. раввину Шиздаи описать процветание Хазарского иудаизма, однако Маркуарт сомневается в достоверности этого известного письма, которое, вероятно, датируется не ранее чем XI в. [391]


    Согласно Рисале ибн-Фадхана, каган, вице-король, принц Самандара (в Дагестане) [392] и другие сановники исповедовали иудаизм, и в ответ на разрушение синагог на исламской территории, один из каганов разрушил минарет; однако, в народе, мусульман и христиан, вероятно, было больше, чем евреев. К 965 году, по политическим соображениям, каган принял ислам. В 1016 г. хан Таманского полуострова стал Хазарским христианином "Георгиосом Тзулосом".


    Хазары начали распадаться политически в IX в. Эти цивилизованные и иудаизированные Тюрки были уничтожены ордами той же расы, которые оставались непросвещенными язычниками. Снова степь пришла в движение. Тюрки Огузы (Узои у византийских писателей) с Аральских степей, погнали на запад Тюрков Печенегов из региона Эмбы и реки Урал. Печенеги, пересекая территории, принадлежащие Хазарской империи, вытеснили к 850-860 годам, с северных берегов Азовского моря – Мадьяр, которые были вассалами Хазар, и которые продвинулись, как мы уже видели, к Ателькузу, между Днепром и низовьем Дуная. Очень скоро, к 869 и 889 годам, Печенеги вновь осуществили преследование Мадьяр, вытеснили их и сами разместились на всей западной части русских степей, расположенных от устья Дона до Молдавии. Хазары сохранили лишь страну между нижним течением Дона, низовьем Волги и Кавказом.


    В 965 г., князь Киевской Руси – Святослав, атаковал Хазар и занял их столицу, Саркель, на большом изгибе Дона. Однако, как отмечает Бартольд, Хазарский каганат пережил эту катастрофу; или, по меньшей мере, он сохранил территории в низовьях Волги, степи Кубани и Дагестана. В 1016 г. Византийский император Василий II направил против последних хазар флот, поддержанный русской армией. Эти соединенные войска захватили Таманский полуостров и хазарские владения в Крыму. К 1030 г. Хазары исчезли как политическая сила. Византийцы, однако, сильно просчитались, помогая русским разрушить этих цивилизованных тюрков, старых и наиболее преданных союзников Империи. На смену Хазар пришли уже дикие орды, навязавшие свое господство понтийским степям.
    Рене Груссе
  7. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Печенеги и Кипчаки

    Печенеги (Патзанакитаи, у Константина Порфирогенета, Бачанаки, у Иштакри), были, как мы видели, тюркским племенем, которое, согласно Маркуарту, некогда составляло часть конфедерации западных тукю, но были вытеснены карлуками к низовью Сыр-Дарьи и Аральскому морю. [393]


    Продолжая передвижение на запад, они кочевали между Уралом (Яик) и Волгой (Итиль), когда, между 889 и 893 гг. (по Константину Порфирогенету), они были изгнаны из страны совместной атакой хазар и огузов. Это привело к тому, что печенеги захватили «Лебедию», севернее Азовского моря, отобрав ее у мадьяр. Немного спустя, печенеги, возобновив свое продвижение на запад, вновь преследовали мадьяр в Ателькузу, то есть западной части русской степи, между Днепром и низовьем Дуная. К 900 г. печенеги уже кочевали между устьем Днепра и Дуная. В 934 г. они принимали участие в венгерском нашествии на Византийскую империю, во Фракии, в 944 г. – в походе русского князя Игоря в собственно Византию. В 1026 г. они перешли Дунай, но были рассеяны Константином Диогеном. В 1036 г. русский князь Ярослав Киевский нанес им крупное поражение, в результате которого они потеряли свое господство в степи, что заставило их вновь изменить свою позицию в отношении Византийской империи. В 1051 г. в силу этого давления и в ответ на продвижение огузов они снова напали на империю; новое нашествие имело место в 1064 г., когда они прошли через Фракию до ворот Константинополя. Настоящая драма для Византии началась тогда, когда она использовала наемников из числа язычников тюрков Европы для противостояния тюркам – мусульманам Азии, так как кровное родство тюрков-язычников было часто гораздо сильнее, чем их верность василевсу. Это произошло в 1071 г., накануне битвы при Малазкерте, когда отряды печенегов оставили службу императору Роману Диогену и перешли на сторону султана Алп Арслана. В Европе, во время правления Алексея Комнина, печенеги в 1087 г. совершили новое вторжение во Фракию, и дошли до Куле (между Аэносом и Константинополем), где они были обращены в бегство, оставив своего вождя Тзелгу на поле битвы. Алексей Комнин совершил ошибку, преследуя их, и был разбит в Дристре (Силистрия) (осень 1087 г). Империя была спасена в результате прибытия другой тюркской орды, кипчаков или половцев, которые продвигались из русских степей вслед за печенегами и разбили их на Дунае. Но так как все эти орды возвращались в Россию, печенеги, под давлением кипчаков, снова вступили во Фракию в 1088-1089 гг., дойдя до Ип-салы, южнее Адрианополя, где Алексей добился мира посредством откупа. В 1090 г. печенеги соединились с сельджукидами из Малой Азии для нападения на Константинополь через долину Маритцы, от Андрионополя до Аэноса, в то время как сельджукидская флотилия, хозяйка Смирны, атаковала побережье и из Никеи сельджукидская армия угрожала Никомедии.


    Это было положение, напоминавшее времена Гераклия и Аваров, но теперь в Азии, как и в Европе Византия противостояла Тюркам, тюркам-язычникам в Европе и тюркам-мусульманам в Азии, соединившимся против империи узами общего происхождения. Печенеги зимовали близ Луле Бургаса, напротив византийских линий, которые отступили в Тчорлу. Вновь Алексей Комнин призвал на помощь кипчаков. Те, под командованием Тогор-така и Маниака, спустились из России во Фракию и напали на печенегов с тыла. 29 апреля 1091 г. соединенные войска византийцев и кипчаков разбили армию печенегов на Лебурньоне. Это была практически «ликвидация» всего народа. [394]


    Оставшиеся печенеги, восстановившись в Валахии, предприняли уже последующим поколением, в 1121 году, новую инициативу, ограниченную территорией Болгарии, на севере Балкан, но были захвачены врасплох и уничтожены императором Иоаном Комнином весной 1122 г.


    Печенеги были заменены в русских степях огузами и кипчаками.

    Огузы – Гуззы по арабски, чьи азиатские потомки, известны как туркмены – кочевали на северо-востоке Каспия и севере Аральского моря. [395] Один из кланов этого народа, а именно сельджукиды, в XI в., после принятия ислама, двинулись в поисках лучшей доли в Персию, где они основали великую тюркскую мусульманскую империю Тогрул-бека, Алп Арслана и Мелик – шаха. Другой огузский клан, оставаясь языческим, а именно, Озои, у византийских историков, сверг в том же XI веке господство печенегов на территории русской степи. Русские летописи впервые упоминают этих Огузов, под простым именем Торки, в 1054 г., одновременно с появление Половцев и Кипчаков. [396]


    Византийские историки отмечают, что в период правления византийского императора Константина X Дукаса, эти Озои перешли Дунай в 1065 г., численностью в 600 000 человек и опустошили Балканский полуостров до Тессалоников и Северной Греции, но вскоре были уничтожены Печенегами и Булгарами. Последние отряды огузов ушли на запад от Волги, где были окончательно подчинены, уничтожены и ассимилированы кипчаками.


    Народ, называемый на тюркском языке – Кипчак, известен у русских как Половцы, у Византийцев их называли Команои, у арабского географа Идризи – Куманы, и наконец, у Венгров, они – Куны. [397] Согласно Гардизи, они происходили из той части группы Тюрков Кимаков, которые жили в Сибири, на среднем течении Иртыша, и возможно, по мнению Минорского, вдоль Оби.[398].


    Кимаки и огузы были, во всяком случае, близкородственными народами. (Кашгари отмечал, что те и другие отличались от остальных изменением звука внутреннего "у" в «dj». К середине XI в., Кипчаки, отделившись от основной массы Кимаков, эмигрировали в направлении Европы. В 1054 г., как мы видели, русские летописи впервые отмечают их присутствие в степях севернее Черного моря, как и Огузов. Кипчаки разбили Огузов и теснили их перед собой. Кипчаки использовали победу Огузов над Печенегами и, когда Огузы были разбиты Византийцами и Булгарами во время неудачного нашествия на Балканы (1065 г. и последующие годы), Кипчаки оказались единственными хозяевами русских степей. В 1120-1121 годах Ибн аль-Атхир наделяет их этим наименованием, и как союзников Грузин. В это же время, монгольские кланы, близкородственные Киданям и менее близкие с мигрировавшими на запад Каракитаями, пришли с китайско-маньчжурских границ в район р. Урала и Волги, где соединились с основной массой кипчаков, среди которых они играли организаторскую роль и имели статус правящего класса; однако, очень скоро они ассимилировались, восприняв тюркский образ жизни, с чисто кипчакским элементом. [399] Кипчаки остались хозяевами русских степей вплоть до нашествия полководцев Чингиз-хана в 1222 г. [400] Мы видим, что в это время, под влиянием русских, некоторые предводители кипчаков начали принимать христианство. Мы увидим также, что кипчаки оставили свое имя в монгольской Руси, так как Чингизханидское государство, созданное в этой стране, называлось Кипчакское ханство.


    Необходимо отметить, что достижением Византийской империи является ее способность сопротивляться на протяжении веков нашествию многочисленных орд, которые обрушивались на ее границы. От Аттилы до Огузов, все эти Тюрки и Монголы, представляли значительно более грозную опасность для христианской цивилизации, чем события 1453 г.
    Рене Груссе
  8. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    Нашел видео с кладбищем в Турции, когда тюрки только завоевали Анатолию.
    тамгалар.jpg
    Нарбазан нравится это.
  9. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    Там и тамги такие же как на наших курганных камнях. Фотку бы сюда еще курганов возле Бельтырского, для сравнения.
    Язык турецкий, также как наш, огузский, ближе и понятнее чем казахский, киргизский, узбекский. Тамги такие же. И камни ставили также как енисейские кыргызы. Кыргызские Чаа- Тасы бы еще сюда.
    АЛТЫНБАЙ и Нарбазан нравится это.
  10. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    ===========================
    Махат материал! Хайдан тапхазын!
    Пилетцер полар, Абаканада Турецкий колледж похан. Ноха аны шох эдип, шапсаханнар? Прай эмени пу сахнан слерге пильдыстыг ба?
    Axxur нравится это.
  11. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    Где храниться этот документ?
  12. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Национальная Сборная Кыргызстана по Хоккею Вышла Азиатский Элитный Девизион Молодцы Ребята Алга Кыргызст
    image (5).jpg
  13. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Публикация рецензии на «Алтайская гипотеза и прародина тюрков»

    После захвата Россией территорий, населенных тюркскими народами, перед российской исторической наукой была поставлена задача государственной важности: сочинить для тюркских народов новую историю. Вскоре российскими историками была создана новая имперская родословная тюрков, в основу которой была положена «алтайская» гипотеза. Российские историки тюркским народам, тысячелетиями проживающими на землях, доставшимся им от предков, в качестве прародины отвели Юг Сибири (Алтай), а дату формирования современных тюркских народов связали со временем уничтожения Второго Тюркского Каганата (VIII век). В данном случае название «алтайские языки», по мнению сторонников этой гипотезы, должно было указывать на предполагаемую прародину этой языковой семьи.
    В последние годы некоторые российские исследователи (А.В.Дыбо, О.А.Мудрак, Ю.В. Норманская) решили передвинуть прародину тюрков ещё дальше на восток, поближе к Тихому Океану. Теперь они пытаются доказать, что даже не Алтай, а именно Ордос (северо - восток современного Китая) является прародиной тюрков. В доказательство этой гипотезы они обычно ссылаются на то, что первые письменные сведения о древних тюрках появились в китайских хрониках. При этом сведения о прошлом и языке тюркских народов, они пытаются извлечь из древнекитайских летописей.
    Между тем, большинство китаистов вот уже более 200 лет пишут о сложности и специфичности древнекитайской фонетики и письменности. Например, известный российский востоковед В. В. Бартольд ещё 100 лет тому назад писал о трудностях, которые возникают у исследователей при прочтении древнекитайских летописей: «Главным источником для решения вопроса, на каком языке говорил тот или другой народ (тюркский народ-Г.Г.), до сих пор считались приводившиеся китайскими историками, в транскрипции китайскими иероглифами, отдельные слова, преимущественно имена и титулы, на основании звукового произношения иероглифов решался вопрос, к какому языку принадлежит то и другое слово и как оно произносилось. Работа ученых затрудняется еще тем, что синологами, по-видимому, еще не вполне выяснено, как произносился тот или другой китайский иероглиф в то время, к которому относятся государства кочевников. При транскрипции китайцы обыкновенно опускают один из двух рядом стоящих согласных звуков в середине слова, а также те конечные согласные звуки, которые их языку несвойственны. Приведу один пример: фраза удуп кель (приходи после победы-Г.Г.)) транскрибируется китайцами у-т’-о-к’йен. Если китайцы хотят что-либо точно транскрибировать, то они принуждены разбивать слово на столько слогов, сколько в нём согласных, например Кыргыз = Ки-ли-ки-си» (В. В. Бартольд .Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии)
    А вот что об этом писал известный советский китаист-филолог Кюнер И. В: «Китайская транскрипция названий с других языков в силу особенностей китайской фонетики и письменности искажает их до неузнаваемости и потому они не поддаются правильной расшифровке… Хорошо известно, что особенности китайской фонетики, с одной стороны, и своеобразие иероглифической письменности, приспособленной к односложным звуковым сочетаниям-фонемам сравнительно ограниченного выбора (не более 800 фонем), с другой – затрудняют точную, тем более буквальную передачу произношения имен и слов из других языков. Эта трудность ощущается и в настоящее время, почему взятые из других языков названия в китайской транскрипции расшифровываются не сразу и только при знании точных ее приемов. Тем большая трудность встречает исследователя при расшифровке китайской транскрипции имен, принятой сотни и даже тысячи лет назад…Основную ошибку, допущенную прежними переводчиками и заключающуюся в том, что они обычно при отождествлении транскрибированных с других языков местных названий пользовались современным произношением иероглифов, с помощью которых в свое время передавались эти названия. Следовательно, не учитывались крупные изменения, которые произошли в произношении этих иероглифов и вообще в китайской фонетике за две тысячи лет с момента начала сношений с чужеземными народами и записи более подробных известий о них в III—II вв. до н. э. Поэтому по-современному произношению китайских иероглифов и вообще по современному состоянию китайской фонетики нельзя определить, как эти слова (иероглифы) читались когда-то».
    Кроме того большинство исследователей, изучающих сложные взаимоотношения древнекитайских государств со своими северными соседями, отмечают предвзятость и необъективность большинства китайских придворных историков при осве¬щении данной проблемы. Вот что пишет о достоверности китайских летописей американский исследователь Барфилд Т. Дж.: «Негативное отношение к некитайским народам со стороны конфуцианских ученых ; составителей историй ; придавало этим памятникам тенденциозный характер». А известный российский ученый Л.Н.Гумилев писал, что «не следует изучать историю народа исключительно с точки зрения его противника».
    Однако член-корреспондент Российской академии естественных наук, член Российского комитета тюркологов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Центра компаративистики Института восточных культур РГГУ А.В.Дыбо, например, вот уже свыше 20 лет прилагает все усилия для того, чтобы обнаружить в древних и современных тюркских языках всевозможные китаизмы, а также тохаризмы, иранизмы и другие «измы». Однако далее вместо естественного отрицательного ответа она выдает очередную заумную абракадабру: «Зафиксированная китайцами сюннуская лексика, по-видимому, по большей части принадлежала к «верхнему» функциональному стилю языка соответствующих общественных образований, который скорее всего не стал предком тюркских языков, а, как это и свойственно таким функциональным стилям, распался вместе с обществом, в котором функционировал…Исторические события, связанные с сюнну, предполагают возникновение социолингвистической ситуации, развитием которой как раз могли бы стать оживленные контакты с позднедревнекитайским языком в качестве в основном акцептора, но в небольшой степени и донора; с самодийскими, енисейскими и обско-угорскими языками в качестве прежде всего донора и в меньшей степени акцептора».
    Но это философствование не мешает А.Дыбо выдать заранее заготовленное своё умозаключение об этногенезе и прародине тюркских народов: «Предполагаемое рассмотренным материалом время и место существования тюркского праязыка достаточно хорошо укладывается на широкую территорию между нынешним Ордосом и Южным Саяно-Алтаем в конце 1-го тысячелетия до н. э. — первых веках н. э. и соответствует имеющимся сведениям о культуре и истории, в частности о передвижениях и развитии народов, входивших в образование сюнну. Все это относится именно к пратюркскому состоянию, т. е. языковому состоянию, еще не разделившемуся на булгарскую и общетюркскую ветви, но уже выделившемуся из праалтайского, отдельному от монгольского и тунгусо-маньчжурского языковых состояний. Достаточно четкое выделение именно такой стадии производится с помощью классического сравнительно-исторического метода вполне формализованным путем, т. е. относительно каждого языкового факта исследователь может построить верифицируемую гипотезу о том, принадлежал ли он к этому состоянию или нет, что соответствует общеметодологическим представлениям о научном установлении фактов».
    Другой не менее известный российский лингвист О.А Мудрак в статье «Язык во времени. Классификация тюркских языков» сообщает, что он свое «исследование» написал при помощи «чуда-вопросника». Далее О.А Мудрак пишет следующее: «В качестве базы вопросника использовались грамматические морфемы. Могу сказать, что вопросник, который придуман для тюркских языков, никогда не будет работать для каких-нибудь славянских или других языков. Этот способ работает для каждого конкретного случая конкретной языковой семьи. Принцип построения (создания) вопросника был «классическим». Не по корневым, а по значимым морфологическим и фонетическим изменениям. В графике, который похож на гиперболу, в математической формуле, описывающей изменения, существует константа лямбда, которая отвечала за количество сохранения элементов с течением времени. То есть, какой процент лексики должен выпасть за сотню или тысячу лет. Так вот, процент, который был типичен для корней, совершенно не соответствует проценту типичному для изменения морфем. Разница довольно большая между лямбдой для стословного списка и лямбдой для тюркского дерева.» (О.А.Мудрак. Язык во времени. Классификация тюркских язы

    Между тем А. В. Дыбо, О.М. Мудрак и другие их соратники никак не могут объяснить, что каким образом, разгромленные китайцами и живущие, по их словам, на относительно небольшой локальной территории на северо-востоке Китая, предки современных тюркских народов, говорящих на различных тюркских наречиях, вдруг начинают распадаться на множество отдельных тюркских народов и молниеносно заселяют всю евразийскую степь от Днепра до Енисея.
  14. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    НАРОДЫ АЛТАЙСКОЙ СЕМЬИ Предлагаю вам ознакомиться с интересной информацией о могучей алтайской семье. Народы алтайской семьи составляют вторую по численности группу населения страны. В России представлены все пять её групп: тюркская, тунгусо-маньчжурская, а так же монгольская, корейская и японская. Самая многочисленная (свыше 8% населения) – тюркская, объединяющая чувашей (язык которых выделяется в особую подгруппу тюркских языков), татар (в т.ч. сибирских и астраханских татар, а также кряшен, включённых переписью в состав татар, но многими исследователями выделяемых в отдельный народ), нагайбаков, башкир, казахов, ногайцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, крымчаков, караимов, азербайджанцев, турок и турок-месхетинцев, туркмен, узбеков, киргизов, алтайцев, теленгитов, телеутов, тубаларов, кумандинцев, челканцев, чулымцев, шорцев, хакасов, тувинцев (включая тувинцев-тоджинцев), тофаларов, якутов, долган. Самым многочисленным тюркским народом и вторым по численности народом страны являются татары, живущие в Поволжье (прежде всего в Татарии), на Урале, в Западной Сибири (сибирские татары) и в крупных городах (Москва, С.-Петербург). Компактную группу образуют астраханские татары в Нижнем Поволжье. В состав татар прежде включали нагайбаков Челябинской обл. Чуваши — четвёртый по численности народ России – сосредоточены в основном в Чувашии, где образуют большинство населения. Башкиры, занимающие пятое место по численности, сосредоточены преимущественно в своей республике. Казахи расселены в смежных с Казахстаном областях России, особенно в Астраханской, Оренбургской и Омской областях. Интересный факт, но в Петербурге очень часто заказывают дешевые лимузины на разные события среди которых свадьба занимает почетное место. Но вернемся к нашей алтайской семье. На Северном Кавказе живут ногайцы (Дагестан, Карачаево-Черкесия и Ставропольский край), кумыки (Дагестан) и говорящие на одном карачаево-балкарском языке карачаевцы (Карачаево-Черкесия) и балкарцы (Кабардино-Балкария). К северокавказским тюркам по языку близки крымские татары, крымчаки (крымские евреи) и караимы, обитавшие прежде в основном в Крыму, но ныне живущие и во многих др. регионах. Азербайджанцы в России образуют компактную группу на юге Дагестана; в последние годы в Москву и др. города РФ прибыло много мигрантов из Азербайджана, и численность азербайджанцев возросла почти вдвое. Турки-месхетинцы проживают гл. обр. в Краснодарском и Ставропольском краях. Рассеянное расселение характерно для туркмен (в Ставропольском крае имеется их компактная группа — трухмены), узбеков, киргизов, которые не против. Тюркские народы Алтая и примыкающих к нему районов — алтайцев, теленгитов, телеутов, тубаларов, кумандинцев и челканцев – объединяли в единый народ; чулымцев, живущих в Томской области и Красноярском крае, ранее включали в состав татар или хакасов. Другие тюркские народы Южной Сибири: шорцы в Кемеровской обл., хакасы в Хакасии, тувинцы в Туве (включая северо-восточную группу тувинцев-тоджинцев), тофалары в Иркутской обл., сойоты в Бурятии (перешедшие на бурятский язык, вследствие чего в предыдущих переписях включали в состав бурят. Дальше всех к северу из тюркских народов живут якуты в Якутии и долганы в Таймырском (Далгано-Ненецком) автономном округе. К народам монгольской группы в России относятся калмыки, живущие в основном в Калмыкни, буряты в Бурятии, Агинско-Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском автономных округах и монголы, наиболее заметная группа которых имеется в Иркутской области. Еще в тех краях (в Восточной Сибири, частично на Дальнем Востоке) проживают малочисленные народы тунгусо-маньчжурской группы: эвенки, ульчи, нанайцы, орочи, ороки, удэгейцы и, условно, тазы. Наиболее широко из них расселены эвенки, живущие в осн. в Якутии, а также в Хабаровском крае, Эвенкийском автонономном окр., Бурятии, Амурской обл. и др. Большинство эвенов живёт Якутии, но встречаются и в Магаданской области, Хабаровском крае, Чукотском автономном окр. Нанайцы, негидальцы, ульчи, удэгейцы живут в Приморском и Хабаровском краях, ульта – на Сахалине. Тазы, живущие в основном в селе Михаиловка в Приморском крае и по происхождению связанные с нанайцами удэгейцами, ныне говорят по-русски, а также по-китайски. На Дальнем живут также представители других групп алтайской семьи: корейцы на Сахалине, в Приморском и Хабаровском краях.

    Юрий, Георги подчеркивал этническую связь саха с чулымскими татарами, считая их «отцепившимся от якутов коленом». Л.П.Потапов считает это утверждение требующим изучения, заявляя, что потомками чулымцев являются кызыльцы [Потапов, 1978].
    По словам В.Я.Бутанаева, культ огня у хакасов сохранился со времен Кыргызского государства. Хакасы, как и саха обожествляли огня и величали ее духа-хозяина «От Идже», т.е. Мать огня. Саха называли огня «Уот иччитэ» - Хозяин огня. Дух-хозяйка огня «От-Ине» считается не только хранительницей домашнего очага, но и защитницей хакасского народа [Бутанаев, 2003, с. 170]. Чтобы сохранить благополучие семьи, богиню огня «От-Ине» полагалось ежедневно кормить жирной пищей. Утром и в обед, перед принятием пищи, в огонь обязательно бросали три кусочка сала или три ложки масла [Бутанаев, 2003, с. 172]. Кормление духа огня – Уот иччитэ является центральным в якутской религиозной традиции.
    Самым почитаемым деревом Хонгорая являлась белая береза. Возле юрт бурханистов устанавливались две молодые трехлетние березки, воткнутые в землю. Одна из них украшалась белой, а другая красной лентами «чалама». Между вершинами этих двух берез протягивался волосяной шнур «чиле», на который подвешивались девять и семь зеленых ленточек «чалама». Моление белой березе – «хазын тайии» проводил алгысчыл, в руках которого сверкал березовый жезл «ах сабыт». К растущей березе привязывался конь – «ызых» рыжей масти [Бутанаев, 2003, с. 201]. Салама в якутской традиции обозначал повязку из кусочков ткани, лошадиной гривы, привязываемого на дереве в начале лета в качестве подарка духам земли-местности [Иванов, 2008, с. 139].
    Каныбек
  15. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Раннесредневековое население Енисея в греческих источниках именовалось «херкис», «хирхиз», в арабских и персидских — «сяцзасы», «цзилицзисы», в древнетюркских и уйгурских, а также в согдийских текстах — «кыргыз». Последний термин был точной передачей самоназвания народа.

    Переселение кыргызов на Енисей. Распри между родоначальниками гуннов за власть вынудили Чжичжи-хана бежать в Минусинскую котловину реки Енисей. Некоторые ученые полагают, что вместе с его племенами в середине I века до н. э. часть кыргызов попала на новую родину. Другие считают, что переселение кыргызов на Енисей произошло по другим причинам и в другое время.

    Общественное устройство. Государство древних енисейских киргизов переживало в III—IV веках стадию разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества. Основу его составляли свободные земледельцы и скотоводы. Во главе общества стояла знать — богатые и знатные родоначальники, которые решали важнейшие вопросы взаимоотношений с другими родами и племенами, а также жизни и быта членов общества. Рабы, не имеющие никаких прав, составляли отдельную группу.

    Енисейские кыргызы, как отмечалось в китайских источниках, были европеоидами с «рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами». Они жили большими патриархальными семьями. Многоженство было обычным явлением, как и калым за невесту, который иногда достигал очень больших, до тысячи голов скота, размеров. Знать носила высокие войлочные белые колпаки с загнутыми вверх полями. Эта древняя этнографическая особенность сохранилась на Тянь-Шане до сих пор в традиции носить белые колпаки. Иносказательное самоназвание кыргызов в эпосе «Манас» «ак-калпактуу», то есть «белоколпачные».

    Занятия кыргызов, быт, обряды и обычаи. Основными видами занятий енисейских кыргызов были земледелие и скотоводство. В горных и лесных районах развивалась охота. Охотники добывали пушнину и мускус (ароматное вещество из особых желез кабарги, бобра, ондатры и др. животных). Земледельцы жили в поселениях, строили деревянные шестиугольные конусовидные жилища, скотоводы и охотники жили в юртах.

    Кыргызы сжигали покойных, а пепел хоронили. Для знати над могилой сооружали большие насыпи, окруженные вкопанными вертикально каменными стелами, которые назывались «чаа-тас», то есть «камень войны». Под их насыпью иногда сооружали тайники, где прятали сокровища. Родоначальники и другие знатные люди устраивали огромные родовые усыпальницы, иногда в них хоронили до ста сородичей. Согласно языческим установкам кыргызской религии, верховными божествами, как и у других тюркских народов, считалась божественная супружеская чета Тенгри и Умай. Наиболее достоверно верования кыргызов в VIII в. описал персидский историк Гарднзи: «Кыргызы, подобно индусам, сжигают мертвых и говорят: «Огонь — самая чистая вещь; все, что попадает в огонь, очищается; так и мертвого огонь очищает от грязи и грехов». Прах умерших помещали в мешочки и прятали среди их одежды. Из одежды умершего делали похожую на него “куклу”. Вместо лица для нее иногда использовались расписанные яркими красками посмертные маски, которые кыргызы делали из гипса.

    Собственная письменность у кыргызов появилась в VII в. Грамотность народа, по всей вероятности, была высокой: на Енисее и в Туве найдено свыше 120 памятников древнекыргызской письменности

Поделиться этой страницей