Тенгри-самая древняя религия планеты

Тема в разделе 'Тенгрианство', создана пользователем Ogin, 15 ноя 2010.

  1. Ogin

    Ogin New Member

    Дата регистрации:
    13 ноя 2010
    Сообщения:
    71
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Сдесь я предлогаю выкладывать интересные сылки о Тенгрианстве.

    http://tengry.org/site/
  2. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    У нас на форуме (уже видели, наверное) о Тенгри говорили и спорили много. Если выйти за рамки якутского Тенгри, то сайт может стать серьёзным порталом. Надо сейчас сразу обговорить о ПРИНЦИПАХ Тенгрианства. То, что за Тенгри великое будущее в этом сейчас уже можно не сомневаться. Единственное (возможно) замечание к дизайну сайта: мне кажется надо убрать свечку и книгу - это, скорее всего символы христианские. Надо бы: само НЕБО-ТЕНГРИ, СОЛНЦЕ и ЗЕМЛЮ...
  3. LSD-25

    LSD-25 New Member

    Дата регистрации:
    18 ноя 2010
    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Тенгри - это ещё одна парадигма об устройстве мира?
  4. Йор

    Йор Active Member

    Дата регистрации:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    672
    Симпатии:
    173
    Баллы:
    43
    Сначала люди поклонялись Великой Матери (археологические богини), можно посмотреть об этом Станислава Гроффа ("За пределами мозга" и др.). А потом Отцу- Великому синему Небу. Это уже потом пошли сыны человеческие (Яхве, Будда и пр.)
  5. Ogin

    Ogin New Member

    Дата регистрации:
    13 ноя 2010
    Сообщения:
    71
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    ayratgalim.narod.ru/stat/tverovania.htm
  6. Парнак

    Парнак Member

    Дата регистрации:
    18 ноя 2010
    Сообщения:
    166
    Симпатии:
    8
    Баллы:
    18
    Считаю, по сути неправильно подана посылка темы.
    Тенгрианство никогда не было религией какого либо народа - это есть мировозрение Тюрков, это сама их ЖИЗНЬ
  7. LSD-25

    LSD-25 New Member

    Дата регистрации:
    18 ноя 2010
    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Каково мировозрение тюрков в наше время?
  8. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    В большинстве своем тюрки мусульмане, но есть и те, кто верит в Тенгри. В Казахстане, Татарстане и Башкирии сильно развито их движение. Летом у них бывают съезды. Якуты тенгрианцы без влияния ислама и христианства. В их климатических условиях без почитания природы и окружающей среды просто не выжить. В Турции в 2008 году раскрыли заговор, группа людей, среди них большое количество военных и политических деятелей, активно воплощали в повседневную жизнь турков идеи Тенгрианства. Группа называлась Эргенекон, по названию местности в Тыве, откуда, как утверждают турецкие легенды и ушли в малую Азию турки. По взглядам этой группы, у тюрков была своя религия Тенгри. Ислам-это религия семитов, при арабской экспанции ислам был насильно введен в повседенвную жизнь тюрков. В тенгрианстве же нет сильного антагонизма к другим религиям, поэтому Чингиз хан никогда не разрушал другие храмы и не запрещал религии. В тенгрианстве, думаю, нет антагонизма к другим религиям, так как общечеловеческие нормы во всех религиях одинаковые, только каждая религия делает упор на чем то своем.
  9. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Ворота в Шамбалу
    Лики и лица древней Сибири

    Ворота в Шамбалу. В петербургском Музее истории религии под звуки эпических баллад и старинных музыкальных инструментов открылись экспозиция фотографий погребальных таштыкских масок, выставка картин «Страна Тенгри» и фестиваль «Тенгри-курган». Следы могучей древней культуры разглядывал The New Times

    [​IMG]
    Азат Миннекаев. Из цикла «Страна Тенгри». «Дракон Аскиза», 2011 г.

    Тенгри — верховное азиатское божество, Создатель и громовержец. Основатель монгольского государства Чингисхан считал волю Тенгри источником своей власти и начинал указы словами «по воле Вечного Синего Неба». Глядя на таштыкские маски, загадочные пейзажи, слушая сакральный звук бубна, понимаешь, почему жившие здесь люди считали Небо — отцом, а Землю — матерью. И если случалось что-то, поднимали голову к небу и заклинали: «Бир Тенгри! Богом одним!»

    «В таштыкских масках сохранились реальные образы людей, которые жили в Минусинской котловине Южной Сибири более двух тысяч лет назад, — говорит куратор выставки Татьяна Михайлова. — Уникальность проекта в том, что мы одновременно показываем и то, что хранила земля, и то, что передавалось людьми из поколения в поколение. Художественная фотография дала возможность показать многообразие масок. На картинах художника Азата Миннекаева живет дух священных мест Евразии. А фестиваль соединяет традиции степей и ритмы современного города, связывает нить, которая была оборвана».

    Маска, я тебя знаю?

    В истории таштыкской культуры пока больше гипотез. Первые упоминания о погребальных масках можно найти в документах академической экспедиции в Сибирь 1768–1774 годов. Со слов кладоискателей записано, что в склепах попадаются маски людей, расписанные красками. Но их-то интересовало другое. И сегодня в тех краях стоит деревня Потрошилово, чьи жители, из беглых ссыльных, грабили курганы, переплавляя все, что можно переплавить, прежде всего золотые украшения. Рассказывают, местный губернатор тоже был в доле.

    В конце XIX века Александр Адрианов, ревизор губернского акцизного управления, начал раскопки древних курганов. В 1903 году на левом берегу Енисея к северу от Абакана он нашел крупнейший памятник таштыкской культуры — Оглахтинский могильник, погребение I тысячелетия н.э., где среди прочего оказались и посмертные маски, которые теперь хранятся в Эрмитаже.

    В 1920-х археолог и востоковед Сергей Теплоухов классифицировал археологические памятники Минусинской котловины. После исследований в районе села Батени на реке Таштык ученый выделил археологическую культуру Южной Сибири железного века (II век до н.э. — V век н.э.) в отдельную таштыкскую культуру. Работа была прервана в начале 1930-х годов. Теплоухова арестовали по делу Российской национальной партии, он повесился в камере в 1934 году.



    Несмотря на запреты, исследования продолжил историк и археолог Сергей Киселев, руководитель раскопок Большого Салбыкского кургана, автор более ста научных работ, в том числе и монументального труда «Древняя история Южной Сибири». Последние масштабные охранные раскопки провел Михаил Грязнов в 60–70-е годы в зоне затопления Красноярского водохранилища. Впервые исследовали целые кладбища, а не отдельные могилы.

    В «Древней истории Южной Сибири» Сергей Киселев писал, что таштыкские маски существенно отличаются от китайских. В ханском Китае, с которым таштыкский Енисей был сильно связан, также применяли погребальные маски, но китайские маски — ритуально условны. А таштыкские имеют много общего с римскими — отмечены очевидным портретным сходством и выполнены очень искусно.

    Маски моделировали из белой смеси, куда входил кварцевый песок, возможно — гипс, известь, белый каолин. Маски снимали прямо с лица покойного или с его изображения, вылепленного от руки. Моделирование шло частями — отдельно шея, грудь, подбородок (иногда подбородок тоже делили на две половинки) и нос. Уши делали отдельно.

    Высохшую маску раскрашивали. На лбу чаще изображали древний орнамент — меандр, на висках и щеках — спирали двумя красками рядом, красной и синевато-черной. Этими же красками расписывали шею и грудь бюстов. Иногда использовали еще голубую и зеленую.

    В таштыкской культуре известны несколько вариантов обряда погребения. После сожжения умершего на погребальном костре его прах помещали в погребальные урны, или в маски-бюсты, или зашивали в меховые мешочки, которые помещали в набитые травой куклы из шкур домашнего скота. Вместо лица клали маску, куклу укладывали в склепы и снова сжигали. Иногда маску просто разбивали. Вечность достигалась уничтожением.


    [​IMG]


    Идея показать маски вместе принадлежит кандидату физико-математических наук Сергею Нарылкову, сибирскому культуртрегеру и подвижнику. Экспонаты Исторического музея, Музея народов Востока, Эрмитажа, Казахского, Минусинского и других музеев фотографы Борис Долинин и Игорь Седеньков сняли в специальной технике светового луча. Суровый правитель, юный воин, трепетная принцесса. Мужчины и женщины, молодые и взрослые, но на всех лицах — печать одухотворенности, даже величия. Изучение масок подтверждает, что население Среднего Енисея принадлежало к разным этническим группам, об этом говорят и исследования ДНК: в те времена на Среднем Енисее жили не только аборигены, но и пришлые люди — из Аравии, Месопотамии, Западной Европы.

    Лики и лица

    «Меня привело в изумление количество блондинов за Уралом, — признается художник Азат Миннекаев. — Высокие, дородные, красивые женщины и жилистые мужики, с обтянутыми лицами, сероглазые. Рядом — тюрки, монголоиды. Видно, что они всегда там жили. Расы разные, но соотношение их не меняется и культура у них одна — еще с тех времен. Все позитивны, деятельны. Машины водят как оглашенные. От Красноярска до Тюмени доехать или до Екатеринбурга — легко. Анекдоты, которые смешат людей до Урала, там не проходят даже у русских. Еврейский анекдот расскажешь — на тебя посмотрят, как на дурака. На народных гуляньях состязаются не только наездники и борцы, но и шахматисты. Стадион играющих в шахматы — картина впечатляющая».

    Участники фестиваля «Тенгри-курган» — хакасы, тувинцы, якуты, алтайцы — потомки кочевников Таштыпа. Именно в те времена зародилась шаманская культура, возникли музыка, танец, появился бубен.

    [​IMG]
    Азат Миннекаев. Из цикла «Страна Тенгри». «Гадание на камнях», 2012 г.

    Сергей Чарков — хайчи, исполнитель хакасского эпоса. Это звание получает только зрелый человек с богатым духовным опытом, потому что хай — это сокровенное предание, погружающее в размеренное течение Вечности. Чарков играет на старинных инструментах, которые вернул из небытия: ыых, чатхан, хомус. Другое лицо фестиваля — Александр Балсанов, это имя хорошо известно петербургским театралам. Балсанов, создатель «живого звучания», сотрудничает с театром АХЕ, «Лицедеями», снимается в кино, участвует в фестивалях экспериментальной музыки, последние два года преподает на русско-монгольском курсе Театральной академии Санкт-Петербурга. В атриуме Музея истории религии Балсанов с Алексеем Раховым показывают мистерию «Сотворение мира». Шаманские тексты (алгыши, собранные и записанные известным тувинским ученым Кенином Лопсаном, возродившим древнюю духовную практику), электронная музыка, горловое пение, звуковые имитации и магический бубен — все, чтобы погрузиться в священное действо, унестись в «Середину Мира» и вернуться в реальность.

    Глаз Земли

    Минусинская котловина, где, как в котле, «варились» разные народы, одно из самых загадочных мест планеты. Бескрайние степи, мощные горы, загадочные озера. Одно из них — Тере-Холь. Ученые говорят об искусственном происхождении озера. Местные формулируют это иначе. Озеро с островом посреди, где сохранились руины древнего сооружения, похожего на обсерваторию с загадочными надписями (будто бы майя), они считают Северными воротами в Шамбалу.


    Здесь любая гора, любой источник имеет свое имя. Два дерева, сплетенные ветками, считаются особо отмеченными. Даже около стойбищ нет мусора, и в реке не моют посуду, чтобы не осквернять источник, потому что вода священна



    Это место живущие здесь называют Священной Землей. Здесь часты землетрясения, и аборигены утверждают, что землю трясет всякий раз, когда люди что-то нарушают в мире. Здесь любая гора, любой источник имеет свое имя. Два дерева, сплетенные ветками, считаются особо отмеченными. Даже около стойбищ нет мусора, и в реке не моют посуду, чтобы не осквернять источник, потому что вода священна. У каждого сибирского шамана свое личное дерево, прототип Космического Древа, по которому он во время камлания совершает путешествие в Верхний и Нижний миры.

    [​IMG]
    Азат Миннекаев. Из цикла «Страна Тенгри». «Гадание на лучке», 2011 г.

    «Когда ты один на один с этой природой, чувствуешь себя букашкой, — признается Азат Миннекаев, объехавший эти края вдоль и поперек, забиравшийся в самые глухие углы пустынной страны. — Хотя я абсолютный атеист, не знаю, чем там регулируются отношения человека с природой, но совершенно искренне делал подношение духам, на каждом перевале подкладывал свой камешек в пирамидку камней. Как-то во время путешествия после перевала мы остановились в урочище. Переночевали. Утром водитель говорит: на нас кто-то смотрит. Я не чувствую. Нет вокруг никого. Медведь, может быть? — Нет, не медведь. Вон там человек стоит, — показывает на гору. Я не вижу. Взял фотоаппарат — тоже не вижу. Щелкнул. Увеличил кадр. И только после этого увидел: каменная баба стоит на склоне горы. И смотрит.

    Когда я первый раз прилетел в Абакан, вышел, оглянулся — со всех сторон горы, куда ни посмотришь, они так уютно тебя обнимают, как защищают. Я туда езжу, потому что родину там чувствую».

    (спасибо за ссылку Паин Саа ! отсюда)
    (Ах Хасха, алғыс !)
  10. sadanbekov

    sadanbekov Адвокат Саданбеков Эркин

    Дата регистрации:
    14 янв 2010
    Сообщения:
    139
    Симпатии:
    2
    Баллы:
    18
    Кыргызские эпосы основаны на тенгрианстве, которое базируется на обычаях и традициях нашего народа, - А.Малиев
    31-01-2014
    12:34
    [​IMG]
    Бишкек (АКИpress) - Кыргызские эпосы основаны на тенгрианстве, которое базируется на обычаях и традициях нашего народа, считает тенгрианецАрсланбек Малиев. Свое мнение он высказал 31 января на пресс-конференции в агентстве АКИpress.

    В частности, он привел в пример эпосы «Манас», «Семетей», «Сейтек» и другие известные произведения кыргызского народа.

    «Бог один, но пути к нему различные. Слово «тенир» с кыргызского переводится как «бесконечность». Человек испокон веков ищет ответы на вопросы о создании вселенной, о том, кто ее создал, и что может быть за ее пределами. И поэтому он начал молиться», - сказал А.Малиев.

    Он также заявил, что тенгрианство в Кыргызстане надо зарегистрировать как религию.

    «Тенир — это наш бог. Разве мы не имеем права на вероисповедание? Причина в том, что небольшая кучка людей не дает возможности дать ход дальнейшему развитию новой истории кыргызского народа», - сказал он.

    http://kg.akipress.org/news:591813
  11. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    До недавнего времени кызылы восходили на гору Хызыл Таг, до восходя Солнца. С восходом Солнца испрашивали у Светила благополучия народу, семье, прирастание табунов лошадей и пр.
    Последнее восхождение кызылами на гору Хызыл Таг для поклонения Солнцу совершен в день летнего равноденствия 1978 году.
  12. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Современный человек вряд ли нуждается в РЕЛИГИИ также как это было в эпоху их происхождения - примерно 2-3 тысяч лет назад. КАНОНЫ от религий была следующей ступенью ОРГАНИЗАЦИИ людей как сообществ.

    Религии выполнили своё предназначение, теперь человечество нуждается не в религиях, а в ЗНАНИИ и адекватного пояснения КОСМОСА как такового с помощью ИССЛЕДОВАНИЙ.

    Принципы ИССЛЕДОВАНИЙ отличаются от религиозного ВЕРОВАНИЯ.
    Это совершенно разные ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ.

    Для меня Тенгри - ИССЛЕДОВАНИЕ законов Космоса и собственного ПОНИМАНИЯ этого Духа.

    Поэтому те, кто хотят создать новую религию, ничем не отличаются от "копи-пастеров" (копировальщиков текстов). Но ВРЕМЯ религий прошло !

    Пришло время ЗНАНИЙ !!!

    А ЗНАНИЯ без СОМНЕНИЙ просто невозможны.

    А религии не знают сомнения, поэтому они... по сути ГИБЕЛЬНЫ для ВЫЖИВАНИЯ человеческого РОДА как такового !

    Ибо мир ВСЕГДА ИЗМЕНЧИВ, и надо ВСЕГДА быть готовым к ИЗМЕНЕНИЯМ и СОМНЕНИЯМ в своих собственных же знаниях и верованиях.

    Но... сегодня мне ПОКА светит Солнце и мне СВОБОДНЕЕ общаться с этой системой ЖИЗНИ для человека, нежели с остальными религиями.
    Религии не дают жизни. а СОЛНЦЕ - КАЖДЫЙ день мне напоминает о том, что моё существо живо благодаря этому МЁРТВОМУ телу... Тенгри.

    И поэтому совершенно естественно ПОЧИТАЮ законы ОГНЯ, ТЕПЛА и ЖИЗНИ.

    Но Солнце для Тенгрианина... НЕ БОГ !!!! (как только написал НЕ БОГ, то он сразу же стал... своей противоположностью... :) ,,

    Вот, блин, и пойми... что к чему. Да ?

    Значит, вы всё же... религиозный человек... ;)
    Последнее редактирование: 1 фев 2014
  13. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Исследователями традиционной культуры народов Сибири и Дальнего Востока было установлено, что проникновение культа Солнца в Южную Сибирь, Западную Монголию и даже в Китай было связано с носителями индоевропейской традиции.
  14. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТА НЕБА (на примере горизонтальной модели мира, отраженной в текстах олонхо)
    Л. И. Егорова
    ( Якутск, Россия)


    По сути, олонхо как эпическое произведение является памятником духовного наследия всего человечества. В нем сокрыта древняя мудрость, накопленная в течение многих тысячелетий истории человечества. Первым исследователем, сравнившим олонхо с другими духовными учениями, является историк-востоковед Е.С. Сидоров. Он определяет олонхо как «… синтез мифологии, религии, эпоса, психологии и отчасти, метафизики». В связи с этим становится актуалъным изучение эпоса саха не только как текст локальной культурной традиции с точки зрения литературоведения, фольклористики, этнографии. Олонхо необходимо рассматривать как древний памятник устного народного творчества, содержащий универсальный код для понимания мира, всего сущего a priori.

    Одним из аспектов этого кода является древнее религиозное знание как гармонизирующее начало жизнедеятельности человека во вселенной. На мой взгляд, эти знания связаны с культом Неба, который существовал во многих этнических традициях. При этом он являлся религиозным комплексом, заключающим в своей структуре архаичную экологическую этику — норму морали, позволявшую людям гармонично вписываться в окружающую среду.

    Содержание культа Неба в его моральном аспекте является совершенно не изученной темой. Тем не менее, культ Неба обусловил появление канонизированного монотеизма, более того, данный культ представляет стройную систему, где почитается, по сути одна божественная сущность.

    О том, что в традиции предков саха существовал культ Неба, Тангара говорит то, что само слово «Тангара» имеет семантику «небо», «божество», «Бог». Кроме этого, в текстах олонхо встречаются словосочетания: «по закону белого солнца, по указу Тангара», «у тебя нет веры в землю-Тангара», а также «Тангара, которому я поклоняюсь, высокое небо, господин дедушка» и «я клянусь вплоть до солнца и Тангара».

    В олонхо говорится, что Вселенная по вертикали состоит из трех миров – Верхнего, Среднего и Нижнего. В Верхнем мире обитают 9 божеств, в Среднем – люди, в Нижнем мире – множество абааhы пожирающие, уничтожающие все живое. Айыысозданы Тангара для защиты людей Среднего мира. Так, в олонхо богатыри Айыы, спустившись на землю, спасают племена людей от абааhы. Очевидно, 9 божеств – это солнце, луна и 7 планет нашей солнечной системы. Энергии этих планет оберегают людей от воздействия разрушающих сил. Также, судя по текстам олонхо, с заходом солнца на земле активизируются злые духи. Например, Сыралыма Куо просит своего брата Кюн Эрили охранять ее до рассвета, боясь темных сил.

    Таким образом, вертикальная модель мира в тенгрианстве выглядит следующим образом:



    Верхний мир


    9 Божеств – Улуу и Айыы Тойоны и 7 Айыы

    солнце, луна и 7 планет


    Средний мир

    люди, а_т_акже сибиэн, юёр и иччи

    биосфера с созданными человечеством сущностями



    Вселенная,

    миры созданные Тангара

    Нижний мир


    абааhы

    болезнетворные микроорганизмы




    Как видно из текста, их три вида. Это основные типы. Но есть и промежуточные сущности между этими типами. В текстах олонхо полевые структуры с разрушающим импульсом определяются как «Исчезающие только появившись, растворяющиеся только проявившись» (пер. Е.Л.). Очевидно, более всех зловредных сущностей представитель традиционного общества боялся абааhы, т.е. возбудителей инфекций, которые передавались и поражали множество людей. Эта ужасающая картина, бесспорно, заставляла более бояться подобных недугов. Кроме того, человек, уверенный в том, что он живет по Законам экологической этики, не станет бояться негативных полевых образований сибиэн, юёр,которые можно было убрать и при помощи ритуального очищения арчы. В текстах олонхо говорится, что стремятся сократить срок жизни человека именно абааhы.

    Сибиэн – полевая структура с изначальным разрушающим импульсом, создаваемая группой людей, планирующих несправедливость, жестокость, т.е. намеревающихся совершить грех анъыы.

    Юёр – это сюр человека, у которого «порвалось» дыхание до срока, предопределенного Тангара. Таким образом, из текстов олонхо выясняется то, что в появлении и проявлении в Среднем мире негативной, разрушающей субстанции ответственны сами люди. От них зависит не только их собственное благополучие, но и благополучие и гармония во вселенной.
  15. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    ТЕНГРИАНСТВО.


    Это самая древняя монотеистическая религия в мире, которая зародилась в III-ем тысячелетии до нашей эры в Месопотамии. Шумеры поклонялись Небу, которое величали «Дангир». Потом многие народы Азии стали называть бога Неба – Тэнгир, Тенгри, Тангара и т.д. «Тан» по китайски тоже Небо.


    Тенгрианство исторически связано с космогонической религией древних гиперборейцев и ариев, которые считали себя детьми бога Солнца и Света. Великий бог Агни, которому покланялись арии, на земле воплощался в Огонь, в жертвенный костер, а на небе – сиял лучезарным Солнцем. И саха (якуты) переняли у своих предков-ариев эту веру в вечный Огонь и Свет., которую назвали Сах. Отсюда и сомонозвание народа – «саха». И издревле они величают себя как, «кюн дьоно»- люди Солнца. Кстати, от слова «сах» некоторые тюркские народы стали называть своего главного бога – Бах, а жреца бахсы. От слова «Бах», возможно, у славян и произошло название Отца Небесного – Бох или Бог.


    Многие современные мировые религии (христианство, иудаизм, мусульманство, синтоизм и т.д.), враждующие часто между собой, произошли именно от древнего, ныне забытого всеми тенгрианства. По сути своей и форме, молениям и обрядам тенгрианство сегодня хорошо сохранилось в Якутии у народа Саха, что очень отрадно. И главное верховное божество у саха называется Айыы Тангара или Юрюнг Аар Тойон. Он создал мир и людей, и Ему и божествам айыы до сих пор посвящают, ежегодно проводят национальный праздник Ысыах с благословениями – алгыс.


    Суть тенгрианства заключается в том, что все сущее на Земле, жизнь людей и развитие связано с законами Неба-Тенгри, Космоса, которые надо почитать и соблюдать. Нарушение их ведет к разрушению всеобщей Гармонии, к катастрофам, что мы сейчас и наблюдаем.


    Современные законы квантовой физики, космологии и астрологии тоже говорят об этом. Все в мире, во Вселенной взаимосвязано, и даже мысль человека, как одна из форм энергии, всегда воплощается, материализуется. Любая молитва человека Тенгри, Всевышнему исполняется, укрепляет всемирный порядок и Гармонию.


    Образным, зримым воплощением Тенгри, Всевышнего является Солнце, графическим изображением которого издревле является равносторонний крест, который находят, имеется во многих странах мира.


    Отличие тенгрианства от других мировых религий является в том, что оно не ограничивает себя, не замыкается в установках только морально-нравственных, в сферах взаимоотношений членов человеческого общества, а ставит себя в единый равноправный ряд вещей и явлений в огромном пространстве мира и Вселенной, стержнем и движущей силой которого является одно главное начало – Тенгри, Всевышний, имеющий в современном мире много разных имен.


    Вот почему тенгрианство не отторгает, а принимает в свое лоно все праведные религии славящие законы и Слово божье –Всевышнего, единого для всех людей на планете Земля.


    Обряды и атрибутика тенгрианской веры у народа саха.


    1. Тенгрианство, как и сама Природа, наиболее свободная религия в мире не подчиняющаяся строгим конфессиональным канонам и церковным иерархическим структурам, присущим Городу, урбанизированной среде.
  16. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    ТЕНГРИАНСТВО (продолжение)
    Здесь всё добровольно исходит от самого человека, его открытого сердца, мыслей и, главное, души. Диктата нет.


    2.Молиться Тенгри (Аар Айыы Тангара) можно везде – дома, в храме, на природе, во всех молельных


    помещениях других вер и конфессий, ибо Бог, Всевышний для всех людей мира – один, каким бы именем Его не называли – Христос, Аллах, Яхве, Будда и т.д. Он –


    3. Тенгрианцы молятся обычно утром, в полдень и вечером, стоя перед светлым ликом . Поклоняются скрестив на груди руки, говоря слова молитвы – то, что желаешь и просишь в данный момент.


    Специальных канонизированных молитв нет, ибо все должно быть сказано сходу, искренне – от души. Записанных на бумаге тенгрианских древних молитв нет, ибо в те далекие времена заповеди только устно передавались от поколения к поколению, как, кстати, и тексты эпоса народа саха – дошедшего до наших дней. Как исключение в тайных хранилищах Ватикана сохранились записанные тенгрианские тексты Псалтыря (Бас аал тыл) – «Главные священные слова». Кстати, «Библия» переводится на язык саха, как «Островершинное знание» - бии билии. Многие тенгрианские обряды и благословения мы замечаем в христианстве включая заповеди Иисуса Христа. Особенно много перешло это в Православие.


    4. На природе любой тенгрианец уважительно относится к духу той местности, где он находится, будь то лесная чащоба, поле, берег реки или озера. У народа саха – это , дух леса, – дух воды, – дух огня, – дух местности и т.д. У других тюркских народов они, эти духи, носят свои древние имена.


    Для почитания и обращения с алгысом-заклинанием к этим духам необходимо разжечь огонь костра, который надо обязательно покормить, поделиться своей едой и питьем. Во время этого священного обряда надо разговаривать, обращаться к духу как к почитаемому существу.


    5. Во многих местах Якутии имеются священные деревья – , и там надо привязывать к веткам полоски ткани – с просьбой о благополучии. Там же надо оставить подарки – свои вещи, монеты, спички, платки и т.п. Все это связывает Вас незримыми нитями с конкретным духом, доказывает о Вашем уважительном отношении к . Это живая гармония.


    6. Природа является главным Храмом тенгрианской веры, ибо человек и окружающая среда – есть издревле нечто единое целое, неделимое. И мы, люди, только малая часть этой великой живой системы.


    7. Главный тенгрианский праздник народа саха – это , который торжественно проводится в июне месяце – в день летнего солнцестояния. Торжество начинается молитвами и приветствием восходящего на востоке Солнца – яркого символа главного бога народа саха – Юрюнг Айыы Тангара.


    Обряды на ысыахе совершает (белый шаман) в светлом одеянии. Это уважаемый всеми человек – честный и чистый во всех отношениях.


    8. – это коллективный танец с песнопениями – молитвой к божествам – , которые живут на девяти небесных ярусах.
  17. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    ТЕНГРИАНСТВО (продолжение
    Малые ызыхи и другие обряды могут проводится в любое время года – на природе или в помещениях в зимние месяцы. Календарные праздники тенгрианцы проводят обычно в день летнего и зимнего солнцестояния, а также в день весеннего и осеннего равноденствия.


    9. Для проведения обрядов тенгрианства у саха используются – (огороженная поляна), или (помещения), (ритуальные столбы), (очаг для огня) и т.д.


    Шаманы, которые общаются с черными, злыми духами на этих обрядах не присутствуют. Все должно быть тут светло и чисто.


    В торжественных моментах, или, приветствуя друг друга, тенгрианцы поднимают вверх правую руку, где, соединив большой палец и безымянный образуют круг – , а соединив указательный и средний – показывают , всегда совместные (душа) и (дух) человека а также . При этом, подняв руку, человек восклицает: «Уруй!» (Возвышся!) Другой ему отвечает: «Айхал!» (Славься!)


    Обряды Единения (Холбосуу)


    1.


    Надо выбрать глухое место, где растет много вековых пышно-хвойных деревьев, и сидеть там в одиночестве долго, чувствуя, что ты стал цветущим деревом, растением. Почувствовать, что все букашки, птицы и звери в лесу стали твоими близкими друзьями.


    2.


    В теплый летний день лежать обнаженным на песчаном мелководье реки или озера. Надо слиться, раствориться в воде, чувствуя, что ты стал частичкой великой водной стихии. Умеющие хорошо плавать могут сколько угодно лежать на поверхности воды, раскинув в стороны руки. Это надо делать желательно всем, и получится полное единение с водой, с главной стихией матери-Природы.


    3.


    Сидеть на вершине горы открытой всем ветрам, слиться со стихией воздуха, раствориться, улететь вместе с ветрами в незримое далеко. Стать легким и прозрачным. Ощущение невесомости.


    4.


    Лежать полностью засыпанным землей в вырытой яме и думать в темноте о многом, пережить заново все страхи земные, думать о себе и людях, о Жизни и Смерти. Представить, что ты уже умер и нет возврата к жизни. Это поможет тебе заново пересмотреть, переосмыслить о главных ценностях жизни, о том, что надо ценить и от чего отречься уже навсегда. Почувствовать в яме границу Жизни и Смерти.


    5. .


    Сидеть одному в темноте у костра и долго смотреть на пламя, слиться со стихией огня. В пламени костра ты увидишь живые лики духов, летающих птиц и прыгающих зверей, образы различных эзотерических, мистических
  18. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    существ, которых человек не видит в реальной жизни. Огонь – это стихия в который проявляются живые сущности другого, параллельного мира. Сумей с ними установить хорошие отношения, прими их как близких друзей.


    6.


    Собраться вместе и петь всем хорошую прекрасную песню, и души сольются, объединятся, сердца ваши будут биться в едином нерушимом ритме. Вы почувствуете себя безгранично щедрым и добрым, счастливым человеком. То же самое вы испытаете, когда будете петь и танцевать Осуохай. Это единение с людьми и добрыми духами Айыы.


    7.


    Рано утром, на восходе, или вечером, на закате светила, сидеть на земле долго глядя на светлый круг Солнца, разговаривать мысленно с божеством о добром и радостном, желая счастья себе, людям и миру. Молиться.


    В полдень, раздевшись до гола, лежать под лучами Солнца, впитывая его божественные лучи, растворяясь в свете, в божественной сути Аар Айыы Тангара. Это полное счастье.


    8.


    На ровной поляне под удары круглого бубна и звуки хомуса (варгана) спокойно кружиться, кружиться, раскинув руки, на месте. И человек постепенно теряет связь с земной реальностью, отрывается, мысленно улетает к небесам, где с ним вместе кружатся незримые духи-айыы. Это может длится долго. Остановившись, вернувшись в Средний Мир человеку кажется, что он все ещё продолжает свой божественный танец с духами Неба. Это полное наслаждение.


    9. Единение с Небом, с Богом Тенгри, Аар Айыы Тангара.


    Лежать одному на земле и долго смотреть на голубое безоблачное небо – раствориться в прекрасной синеве, забыться и исчезнуть полностью в этом чудесном, безграничном пространстве Неба, Космоса, Вселенной. Вы почувствуете, что стали Богом, Всевышним, Главным творцом жизни. Бессмертным!


    Девять заветов Тенгри.


    1. Гони от себя все плохое, злое и черное. Живи в чистоте.


    2. Люби все сущее, достойное. Радуйся свету, людям и миру, и в любви найдешь свое счастье.


    3. Твори доброе, истинное, и это вернется к тебе в большем количестве. Злые дела возвращаются тоже.


    4. Уважай себя и всех, кто рядом с тобой – и откликнется.


    5. Знай, что все живое и неживое в миру, подвижное и неподвижное в природе имеют душу. Принимай это, не губи.


    6. Почитай землю, воду, горы и леса, все сущее в природе. Не испогань это, ибо от них зависит жизнь твоя и потомков.
  19. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    7. Живи по времени Солнца. Питайся энергией Солнца, лечись энергией Солнца. Солнце, Огонь и Свет побеждают все – печали, болезни и зло. Всякая нечисть предпочитает темноту, и Зло часто приходит к людям ночью, во тьме. Добрые дела совершаются днем.


    8. Ешь и пей все естественное, природное, ибо ложное погубит тебя изнутри. Избегай соблазнов животных.


    9. Молись везде, где хочешь, кланяйся Солнцу скрестив руки на груди, повторяя имя Отца Небесного – Тенгри, Аар Айыы Тангара. Проси у него все хорошее – и сбудется это.


    Обряд посвящения в тенгрианскую веру – Киирии (вхождение).


    В старину, насколько известно, обряда посвящения в тенгрианство не было, ибо у саха, например, дети уже рождались, считались детьми Аар Айыы Тангара, которому в дальнейшем поклонялись и почитали до смертного дня. Все было определено до рождения человека.


    В наше время, когда уже многое забыто, люди, желая принять тенгрианство, по примеру других великих религий хотят пройтиобряд очищения и посвящения в эту древнейшую и поистине великую религию.


    Учитывая, что у древних тенгрианцев существовал культ света и огня («Сах» у народа саха) очищение от скверны и греховной грязи совершается Огнем, горящим пламенем ритуального костра и факелом алгысчита (белого шамана или бахсы).


    Почитаемым символом тенгрианства был равносторонний Крест с кругом – изображение Солнца-божества.


    1. В тихий солнечный день на открытом месте (поляна) разжигают два костра. Один с северной стороны, другой – на южной.


    2. Неофиты, скрестив руки на груди, стоят лицом к Солнцу и, повторяя за алгысчитом (бахсы) слова девяти заповедей Бога Тенгри, Аар Айыы Тангара, кланяются Солнцу, светлому лику Тенгри.


    3. Потом алгысчит спрашивает у неофитов: «Согласны ли вы искренне принять все заповеди Бога Тенгри, Аар Айыы Тангара?» Ответ: «Да!».


    4. Далее каждый из неофитов с запада на восток проходит между горящих двух костров – . Он делает это по ходу солнца трижды. Потом алгысчит зажженным пучком веток берез (можно огнем в сосуде) девять раз крутит слева направо пламенем огня над головой неофита – очищает его от скверны и грязи грехов, потом он говорит: «Ыраас! Ыраас! Ыраас!» (Чистый!).


    5. Алгысчит после обряда очищения вешает на шею неофита , затем соединив концы большого и безымянного пальцев (круг Солнца), двумя другими (средним и указательным) касается лба неофита, говорит: «Уруй! Уруй! Уруй!» (Возвышсься!).


    6. В конце оба поворачиваются к Солнцу и, подняв вверх руки, трижды кланяются, говорят громко: «Аар Айыы Тангара! Айхал! Айхал! Айхал!» (Слава!).

    , неподвижное в природе имеют душу. Принимай это, не губи.



    6. Почитай землю, воду, горы и леса, все сущее в природе. Не испогань это, ибо от них зависит жизнь твоя и потомков.
  20. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    7. Обряд посвящения в тенгрианскую веру завершается тем, что алгысчит (бахсы) кидает в пламя сухие жерди и ветки, соединяет оба костра в один Затем алгысчит кормит духа огня ритуальной пищей и питьем (мясо, оладьи, кумыс, напитки крепкие), произнося, благодарствуя духа местности Аан Алахчын Хотун, а также называет имена всех светлых айыы Верхнего мира.


    8. Все неофиты и приглашенные садятся на землю вокруг костра, начинают пиршество в честь неофитов, новообращенных в тенгрианскую веру.


    9. Пришедшие на обряд должны быть (белые рубашки и платья), а сам алгысчит (бахсы) в ритуальной белой одежде. Молитвы и благословения могут сопровождаться игрой на хомусе (варган) или тихими ударами в круглый бубен.


    В конце, все люди, взявшись за руки, поют и танцуют чем и завершают этот торжественный обряд


    Все злое, темное, плохое (все повторяют)


    Ты от себя – гони! Гони! (все повторяют)


    Неси, дари ты радость Миру!


    Людей и Свет – люби! Люби!


    Уняв в себе гордыни грех,


    Всегда Добро твори! Твори!


    Свободным став и равноправным,


    Ты уважай себя и всех!


    Знай – все живое, неживое


    Имеют душу – не губи!


    Ты Землю нашу – воды, зелень


    Уважь всегда и почитай!


    Не тьму и ночь, а Свет и Солнце,


    Предпочитая, возвышай!


    Гони неправду, ложь, обман…


    Будь чистым сердцем и умом!


    И все, что хочешь и желаешь


    Проси у Бога Тангара!


    Уруй! Уруй! Уруй!


    Айхал! Айхал! Айхал!


    ТЮМЮК
    Последнее редактирование: 4 июн 2015

Поделиться этой страницей