Умай

Тема в разделе 'Тенгрианство', создана пользователем eleri, 21 окт 2012.

  1. eleri

    eleri Member

    Дата регистрации:
    15 янв 2010
    Сообщения:
    440
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Пятно Умай у младенцев
    [​IMG]
    Чем больше пятно, тем больше кут и мужество у младенца (как у мальчиков так и у девочек). Еще в утробе Умай бьет его чтобы он вышел, но он торгуется за свою долю в этом мире.
    Отрывок из Манаса
  2. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    ... Аны тастап салыңар,
    Пай Пиӌезі Шакындың
    Улуғ чооғын уғып алыңар.
    Толғатханы сигіс кӱн полған
    Толғатхан мындағ кем полған ?
    Тартханнарның парчазының
    Талған холларына тим полған...

    Хырғыс тілі тадардинаң пасха полбаандыр... :)
    Эк-айа ! Манасты тадарлап сығарған полза, хандыра поларчых-а !

    Арса, пудурғы Пічікчіл-табан, сынап таа позының хуйағын орта кӱзепче полбазын. :)
    Амғы хырғыстарның тілі Манастинең пасха арах, сизінгенде.

    "Манасти", пот, тадардинге хайди чағын-эй !
    Пос чонының нымағын хығырчатхан осхас... :)
  3. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Ымай кӱнiнең прайзыны алғыстапӌам!
    Пала-пархалар кöп ползын!
    Иӌе-уӌалар хазых ползын!
    Хурай! Хурай! Хурай!
    Алас! Алас! Алас!
  4. Йор

    Йор Active Member

    Дата регистрации:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    672
    Симпатии:
    173
    Баллы:
    43
  5. pain-saa

    pain-saa Member

    Дата регистрации:
    29 апр 2013
    Сообщения:
    104
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    18
    это было тогда,
    когда зарождалось Время,
    рождалась в ночи Луна,
    в Землю ложилось Семя.

    это было тогда,
    когда закружился Ветер.
    он гнал облаков Стада,
    ломал у деревьев Ветви.

    это было тогда,
    когда поднимались Горы.
    со снежных вершин, Река,
    текла наполняя Море.

    это было тогда,
    когда народились Люди,
    и юная мать, Ымай,
    кормила их нежно Грудью...

    паин саа
    Чин и Йор нравится это.
  6. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Ума́й (Ымай) — древнейшее женское божество тюркских народов, занимало второе место после Тенгри. Среди современных тюркских народов известно у алтайцев, башкир, киргизов, хакасов и др. В памятнике в честь Кюль-тегина соответствующая строка в транскрипции и переводе П. М. Мелиоранского гласит: «Умај-тäг öгäм катун кутына інім кÿl-тäгiн äр ат болды», что значит: «Для (то есть на радость) её Величества моей матери-катун, подобной Умай, мой младший брат,Кюль-Тегин, стал зваться мужем». К переводу П. М. Мелиоранский дал следующее примечание: «В переводе я принял слово „кут, счастье“ за титул… грамматически возможно перевести и „на счастье моей матери“ и т. д. „Умай“ есть известное божество, до сих пор почитаемое шаманистами на Алтае (см. в словарях В. Радлова и В. Вербицкого)»[1]. В. В. Бартольд также считал Умай женским божеством и покровительницей детей [2]. Умай — особо высокочтимое земное женское божество, доброжелательный (байана) дух, покровительница детей и рожениц. Перед родами, охраняя роженицу и младенца, Умай располагалась у входа на левой стороне юрты, считавшейся чистой. Олицетворение женского начала отразилось и в самом имени Умай, что означало чрево матери, матку и даже отрезанную пуповину. В честь Умай в переднем углу юрты подвешивали вместе с другими изображениями куколку, сшитую из синей материи, которую кормили кашицей, если ребёнок заболевал. Под её особой защитой находились новорождённые и дети колыбельного возраста, зыбку которых она качала, а затем оберегала ребёнка до шести лет, пока он не встанет на ноги. От неё зависела жизнь и здоровье ребёнка, так как она охраняла его от злых сил и духов. В Хакассии словом Умай (Ымай) называлась душа ребенка от рождения до момента, когда он начинал ходить. Те или иные состояния детей связывались с действиями Умай. Если ребёнок улыбается во сне, это значит, что с ним разговаривает Умай, если плачет, значит его пугают злые духи, а Умай на время отлучилась. Болезнь ребёнка — это верный признак отсутствия Умай. В этом случае обращались к шаману, который при камлании узнавал, похищена ли его душа злым духом, так как это грозило смертью ребёнка. Шорцы почитали "мать Умай" (Май-иче), как покровительницу детей, и имели представление о злом духе Кара-Умай, которую связывали с болезнь и смертью детей. Символические изображения, посвященные Умай (Май-иче) у шорцев — маленький лук со стрелой, которые вешались над колыбелью, берестяная люлька, проткнутая стрелкой (для мальчика) или веретеном (для девочки). деревянная стрела, которую клали в колыбель. Телеуты представляли Май-энэ в виде молодой женщины с сербряными волосами, которая спускалась с небес по радуге и охраняла детей с помощью золотого лука. Киргизы обращались к Умай-энэ при рождении и болезни детей. Кумандинцы считали, что Умай-энэ (как и женское божество огня) боится воды[1]. Изображалась богиня-мать с золотыми волосами, с гребневидной прической. Игрища её располагались на Сурун-горе, она владела молочным озером (Сут кёл), в котором омываются родовые духи шаманов и очищаются души людей. Чистая Умай (Май-Эне) спустилась от Ак-Ульгеня. Функции Умай у алтайцев теленгитов выполняла Дьайачы, имя которой означает «творец» (имя собирательное). У шаманистов Умай выполняет функции покровительницы рожениц, помогает им при родах, обрезает белой щепкой пуповину ребёнку. Она не только добрый дух, но и ангел смерти, который берёт душу умирающего. Кроме того, от неё зависело плодородие. К Умай обращались бездетные и малодетные супруги, испрашивая кут на детей. Умай также олицетворяла плодородие. Женщина была земным воплощением Умай. Считается, что Умай спустилась на землю с двумя берёзами.[3]Некоторые исследователи считают, что одно из ранних изображений Умай приведено на валуне из могильника Кудыргэ (Кудыргинский сюжет). Валун был вывезен в Ленинградский музей этнографии, где был потерян во время блокады города во вторую Мировую Войну. Умай, Аби Армай, Туран, Уран, Земела, Кебела, ...,.. - это древний персонаж, пришедший из древней (булгарской, тюркской, монгольской, финно-угорской...) религиозной мифологии. Согласно мифам, мировое яйцо с находящимся внутри Тенгри было порождено Ак Жарыком, Белым Светом. До этого момента существовал лишь хаос, абсолютное небытие, которое графически можно выразить пустым кругом. Яйцо с Тенгри внутри обозначается уже точкой внутри этого круга. Далее, происходит пробуждение Тенгри и его выход из мирового яйца, что знаменует собой рождение Вселенной, которая разворачивается из единой точки, единого центра. Далее, из верхней части яйца появляется небо, а из нижней – земля, которые разделяются Тенгри при помощи посоха-бакана. А затем и сам Тенгри разделяется на мужскую и женскую стороны, откалывая от себя богиню Умай. От взаимодействия Тенгри и Умай возникают все вещи и сущности на Земле. Женщина - это та, кто решает все вопросы без войны. Женщина - основа мира. Сообщество посвящено женской части Великой Степи и Леса - единого тюркско-монгольского и финно-угорского мира. Всё, чему покровительствует Богиня Умай: дети, семья, дом, красота, гармония, искусства, кулинария. Умай-Ана – исток духа, начало нравственности. В момент рождения в тело дитяти Умай-Ана вкладывает часть своего духа. С этого мгновения главной задачей человека является человечность. ТЮРКСКАЯ ЖЕНЩИНА - ОЧЕВИДНАЯ РАЗНИЦА "В Тимуровом царстве разница между тем, как жили иранские женщины, и образом жизни женщин тюркских была огромной. Первые должны были терпеть все ограничения, проистекавшие из мусульманских законов и обычаев; вторые подчинялись кочевническим тюрко-монгольским традициям. Первые носили чадру, а в высшем обществе содержались в гаремах; вторые свободно занимались своим делом и не прятали ни лиц, ни причесок. В иранском обществе проституция была явлением банальным; в мире тюркском женщины были слишком свободны и уважаемы, чтобы торговать телом. Все это говорит о вещах более важных, чем кажется". Жан-Поль Ру, "Тамерлан" Женщина может быть духовным наставником, но наставления она должна давать по-женски. Не по-мужски, а по-женски. Мужчина дает наставления через твердость, аскетизм, суровость, через знание жизни. Женщина – через сострадание, доброту, теплоту, заботу.
    Торсунов
    Vikinkir нравится это.
  7. Актанаалы Джоодатов

    Актанаалы Джоодатов КЫПКЫРГЫЗ

    Дата регистрации:
    25 апр 2013
    Сообщения:
    843
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    28

Поделиться этой страницей