ХАКАСЫ

Тема в разделе 'История', создана пользователем Нарбазан, 5 мар 2017.

  1. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.986
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В 1990 году на первом съезде представителей хакасского народа большинство делегатов впервые узнали из доклада ученого, ныне доктора исторических наук, профессора В.Я.Бутанаева о концепции самоназвания хакасов. Докладчик говорил о неких хоорайцах и конграйцах и предлагал на уровне тогдашнего руководства Хакасии реши вопрос о наименование будущей нашей республики “Хоорайской”. Данную концепцию активно поддержали и пропагандировали потом среди хакасского населения руководители Ассоциации и хакасского народа «Тун».

    С тех пор прошло более двадцать лет, но вопрос о самоназвании хакасов не снят, и есть надежда на то, что наши ученые все-таки пересмотрят вопрос о подлинном самоназвании коренного народа Республики Хакасия, чтобы оно соответствовало историческим фактам, не было игрой» слов китайской транскрипции «хагяс», которая, якобы, означает «кьгргыз»

    Ведь якуты вернули себе самоназвание САХА, калмыки: ХАЛМ-ТАНЧ, марийцы: МАРИЙ-ЭЛ, тувинцы: ТЫВА, Якуты -САХА...

    Опираясь на материалы венгерского языковеда ЭНИКО СИИ, хакасских и русских ученых, освещающих историческое прошлое моего народа. а также на предания, услышанные мной от хакасов старшего поколения Орджоникидзевского Ширинского районов, я выработал свою точку зрения на самоназвание моего народа.



    КТО МЫ?


    До недавнего времени ученые-тюркологи, этнографы, лингвисты говорили, что хакасский народ состоит из нескольких этнических групп:

    кызыльской (примерная численность около 2000 человек), сагайской (45000 человек), качинской (около 15000 человек), койбальской, бельтырской и с некоторых пор- шорской. А теперь говорят не об этнических группах, а всего лишь о диалектах хакасского народа. Именно на таком термине настаивают некоторые ученые Хакасии.

    Я не берусь в данной книге опровергать концепцию ученых о самоназвании хакасов, но не могу не высказать свое мнение по этому поводу, тем более, что в этом отношении до сих пор идет неутихающий спор не только в ученых кругах, но и среди тех, кому небезразлична судьба хакасов.

    Начать придется с венгерского народа, судьба которого с исторической точки зрения очень сложна и как-то связана с нашей территорией. Чтобы глубже позвать прошлое своего народа, венгерские ученые активно посещали Саяно -Алтайское нагорье, являющееся, как о ни считают прародиной финно-угорского народа, к которому относятся в венгры. У всех финно-угорскi1к народов общая языковая часть, так называемый САЯНО-САМОДИЙСКИЙ язык.

    Предки венгров выделились из угорской общности в первой половине тысячелетия до н.э., подавляющее большинство их в У веке н.э. оставило свою прародину МАГНА ХУНГАРИЮ (Большую Венгрию), как называли ее позднее летописцы. находящуюся на территории нынешнего Башкортостана (Уральский регион). С территории своей прародины венгры двинулись на юго—запад, на территорию нижнего течения Дона (IХ в.), которая называлась ими ЛВБЕДИЕЙ или ЛЕВЕДИЕЙ. Оттуда они переселились в ЭТЕЛКЕЗ, на территорию между Днепром в Нижним Дунаем.

    В течение долгих столетий, ПОЛНЫХ странствований, венгерский ЯЗЫК претерпел очень сильное влияние, (в первую очередь тюрко-язычных народов. Сведения об этом периоде венгерского языка, называемого правенгерском, можно найти в арабских, византийских (Х в.) и персидских источниках (ХI в.) Новый во всех отношениях (старовенгерский) период начался в жизни венгров с 896 года из., с момента обретения ими новой родины Хонфоглалаш на Карпатах.

    Так вот, слова самоднйского происхождения присутствуют н в хакасском языке. К примеру, проведенный анализ нашими учеными топонимики Хакасско - Монусинской котловины и прилегающих к ней районов свидетельствует о том, что наряду с терскими топонимами более позднего происхождения здесь господствовали итопоинмы, разъясняюшоеся при финоугорских (самодийских) языков. По —самодийски «бю» (тазовское), «би» (энцы), «бу» (койбалы), означает «вода», и этот самодийский корень до сих пор присутствует в названиях рек, находящихся натернторг-iв Хакасии о Шарьповского района Красноярского края, территория которой до Конца 40-х гг прошлого столетия входила в Хакасию: Холба, Тайба, Ерба, Ташеба, Салба др. Если посмотреть на крупно масштабную кар бывшего СССР, то можно найти и географические названия явно самодийское о происхождения на обширной территории, охватывающей Восточные Саяны(от

    реки Оки на востоке и до Енисея) и часть Западно—Саянского хребта. исходя из этого, ученые считают, что финна—угорские племена, некогда жившие на территории нынешней Хакасии. в том числе и далекое предки венгров, являются «дальними» родственникам хакасов.

    В Орджоникидзевском районе при слиянии двух рек: Черного и Белого Июсов образуется река Чулым. В работе исследователя—историки С.Е.Малова говорится. что Чулым чулымскими тюрками называется «цени», ч о совпадает с хантским (угорское племя) «сои», являющимся одним из названий рек вообще. Это лишний раз подтверждает, что на территории Хакасии в стародавние времена жили угорские, самодийские этнические группы, в которые, по некоторым данным осториков, влились тюрко-язычные кыргызы-гянгуни.

    После удара гуннов в 20 г. до из. часть разбитых тагарских угрон (динлинов) бежала из привычных мест обитания в северную лесостепную зону по линии Красноярск—Мариинск, где в конце II —начале 1 вв. до н. э появились первые тагарские курганы. Как утверждают ученые, это беi с-i во положило начало проникновению ранних угров в Западную Сибирь (вспомним о прародине венгров, находившейся на территории нынешнего Башкорстастана). Но значительная часть динлинов осталась на прежней своей родине, попав в зависимость от гунвов вступили во взаимодействие с пришлыми тюркоязычными кыргызами Это послужило образованию смешанного типа ранеугорской этнической группы обшности, которая на раннеташтыкском этапе (1 век до н.э. — 1 в. Н.э.) достаточно отличалась от пришельцев.

    Ученые считают, что в УI веке сложилось древнехакасское государство. Но ассимиляция народа тогда не закончилась, о чем свидетельствует то, что древние хакасы не были чем- то цельным в этническом отношении, а состояли из ряда племен, различающихся между собой и по происхождению, и по языку, хотя уже в то время, как пишут историки, слагалось тюркоязычное ядро в результате тюркизации части угров, самодийцев.

    Именно тогда, по утверждению историков, появляются термины «хакас» и «кыргыз» для обозначения населения Хакасско-Минусинской котловины. Причем, этнотермин «хакас» встречается лишь в очень осведомленных китайских источниках, и появляется он после того, как, по истории династии Тан, гяньгунские племена смещались с динлинами.
    Последнее редактирование: 5 мар 2017
  2. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.986
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    КТО МЫ?(продолжение)
    После падения Сибирского ханства и Кучум хан ушел в Ногайскую Орлу. которая находилась между Каспийским и Аральским морями, а русские


    служивые люди постепенно огнем и мечем завоевывали земли, на которых обосновались кызылы и качинцынцы. Кызылы все отступали и отступали, пока не остановились в предгорьях Кузнецкого Алатау, заселили «чулымскае земли», но бол ь шая часть этих этнических групп. в особенности кызыльцы, ушли в Казахстан (северные в восточные территории Казахстана), продвинулись дальше в Среднюю Азию.

    В настоящее время кызыльцы в основном проживают по бассейнам рек Белого а Черного Июсов. Но, по преданиям, они жили и в Барабинской стена, но рекам Ыртыш, Тобол. 14 если внимательно рассматривать карту Новосибирской области, то можно найти немало названий рек а крупных населенных пунктов, схож с кызыльским диалектом. К примеру, есть там а свой Чулым (река и населенный пункт), свой Карасук (Карасук -летний лагерь, находящийся в нашем Оржоникалзевском районе). Но более веским доказательством того, что кызыльцы действительно проживали на территории нынешней Новосибирской области служит озеро Чаны, которое до сей норы упоминается в преданиях кызылов какСана-Кёль. Есть семейное предание, что сеок (род) Тюзя кызыльцев проживал именно на берегу озера Чаны (Сана—Кёль), где занимались рыбооловством. имела немалые табуны домашних животных.


    С давних пор кызылы на звала себя кызыл кiiзii». а после прихода русских стали называть себя: «кызыл тадар шон». Как известно чтосамоназвание хакасов было определено в начале двадцатых годов прошлого века. Но до сих нор современные хакасы разных поколений называют себя: «тадар» (в бытовой речи ).
    Последнее редактирование: 5 мар 2017
  3. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.986
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    КТО МЫ?(продолжение)
    Если поддерживать КОНЦЕПЦИЮ о таком самоназвании хакасов, как хорай или конграй (ханграй), то я нашел некоторые аргументы в исторической литературе и высказываниях народов Горного Алтая, наших ближайших сородичей. К примеру, у МВ. Челвакова «Сокровенные предания» говорится: «Один старик на реке Чолышмана передал отцу архимандриту Владимиру (начальнику Алтайской миссии), что чолышманские теленгиты пришли сюда после того уже, как в той стране сменилось последовательно один после другого несколько народов: прежде тут жили киргизы, потом китайцы, потом хотоны, но ушли - одни по недостатку леса, другие - хлебопахотных мест, хотоны, кажется, потому, что не было места для разведения верблюдов.


    Тогда эти места заняли телегины, вышедшие из страны КОНГРАЙ, которую рассказчик указал на северо-востоке от Телецкого озера».





    Далее у М.В.Челвакова говорится, что река АБАКАН впадает в КОНГРАЙ: следовательно, КОНГРАЙ это ЕНИСЕЙ. И далее читаем: «Телеуты уверяют, будто кроме Алтая Бийского округа, есть другой Алтай, больше этого, который называется КУНГРАИ-САГАИ. Туда из Алтая ездят торговать (это, повидимому, Сагайская степь)». А в книге историка Б.Бедюрова «Слово об Алтае» говорится: «... И еще уЛ. Потанина в его «Очерках Северо-Западной Монголии (IУ выпуск) встречаются сведения о том, что алтайцы именуют страну, лежащую к северо-востоку от Алтая, «КОНГУРАЙ АЛТАЙ», а именно нынешнюю ХАКАСИЮ и Минусинскую котловину, родину енисейских кыргызов. Кстати, понятие «конгурай-куурай» сохранилось в алтайском языке и фольклоре поныне, обозначает оно степную страну, сухую степь, подтверждением чему является и название Курайской степи и населенного пункт Курай (в русской транскрипции) в верховьях реки ЧУИ. У теленгитов восточной, чолышманской отрасли алтайцев сохранилось также выражение «КУУРАЙ-САГАЙ» применительно к территории нынешней Хакасии, что созвучно с «ХООРАИ» хакасского языка.
  4. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.986
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    КТО МЫ?
    Многие хакасы в настоящее время задаются вопросом: кто мы? Как нас все-таки зовут? И надеются, что ученые придут к единственному выводу о самоназвании хакасов, истинном самоназвании, причем, не по летописям китайцев, а на основе подлинных исторических данных, которые, возможно, по сей день таятся в недрах земли или в материалах путешественников Ближнего или Дальнего Востока. Я же, со своей стороны, хочу еще раз напомнить, что среди хакасов слово «хакас» слабо прижилось.
    Наличие своей письменности, развитой культуры, своих национальных учебных заведений и прочего подтверждает, что в настоящее время из этнических групп хакасов (тадар или ханкорай, корай, хоорай, кето-язычных племен) сформировалась единая высокоразвитая национальность. Но при этом за этническими группами сохранились некоторые отличия в языке, культуре, традициях. Кызылы, например, довольно самобытны в исполнении народных песен, в сюжетах, способах сказания богатырских эпосов (умах), национальной одежде, не говоря уже об языковом диалекте. Вот этими отличительными чертами своего народа и прекрасна Хакасия,и надо бы их всячески сохранять.
    К сожалению, нужно согласиться с фактами уменьшения численности хакасского населения, в особенности кызыльцев. И как тут не согласиться с некоторыми именитыми учеными, делающими вывод о том, что хакасский народ исчезает, а его язык занесен Красную книгу" ЮНЕСКО Очевидно, что этот процесс пошел особенно заметно в последнее десятилетие двадцатого века и начала двадцать первого века. Но чтобы этот процесс, как говорят ученые ,iпроходил «мягче и без болезненнее», стоит, по видимому, продолжить борьбу за выживание, за сохранение нашей национальной культуры, чтобы остаться в памяти народов мира, в общей истории человечества. Ведь сумели же в далеких Венгрии, Финляндии, Эстонии, Карелии, в Ханты-Мансийском а.о. сохранить особый самодийско-угорский язык, на котором некогда говорили и наши предки.


    И, вообще-то, не так уж важно, как мы будем называть себя: хакасами, тадарами или хоорайцами. Главное, на мой взгляд, сохранить хотя бы еще на десятилетия, а, может, столетия наш неповторимый национальный колорит, передать миру ВЕЛИКУЮ ИСТОРИЮ ХАКАСОВ, мужественного и талантливого народа...

    Материалы В.Я.Бутанаева, Л.Р.Кызласова, Л.Потапова, Э. Сий. Б.Бедюров.
    М.Т.
    Последнее редактирование: 5 мар 2017

Поделиться этой страницей