Хакасская эстетика

Тема в разделе 'Культурная жизнь', создана пользователем sibday, 12 янв 2016.

  1. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Тема очень специфическая. Понятие эстетика до сих пор вызывает различные толкования. Мы же в данном случае будем использовать этот термин как общую системную характеристику явлений прежде всего искусства, хотя эстетика выходит за рамки такого узкого формата...

    Специальных работ по хакасской эстетике очень немного, потому было бы интересно представить их на нашем форуме. Одно из последних выразительных эстетических концепций высказано устами И.К. Кидиековой - "Хакасский Ренессанс" о хакасском художественном искусстве (археоарт).

    Ей вторит Сибдей, высказывая идею Тюркского Ренессанса, как общее концептуальное эстетическое явление не только у хакасов, но и родственных ему этносов...

    Каковы же признаки хакасской эстетики?
  2. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Поясню смысл текстов, на которые обиделись Тагир и Йор. Вынужден привести их полностью, чтобы не было потом недомолвок.
    Сразу хочу оговориться. У стиха (по крайней мере такова природа моих текстов) под названием "Тагир" нет задачи писать о конкретном физическом лице так, будто бы речь шла действительно об этой личности. Среди хакасов Тагиров много. Это во-первых. Во-вторых, конечно, для выражения основной идеи стиха я воспользовался именем как бы реального форумного персонажа. Этого не отрицаю, но давайте посмотрим на следующее: стих-то о ЧЁМ ?

    Вот текст:

    Тагирге

    Син, Тагир, кӧп хығыр, хығыр!
    Хығыр тооза иртен-иирнi!
    Хығыр прайзын: чииттi, киирнi,
    Хығыр Дантенi, Шекспирнi,
    Навои, Хосров-эмирнi!
    Сағаа оң ползын Державин,
    Пушкин-Лермонтов-Коржавин,
    Алтын вектi, Кӱмӱстин,
    Ренессансты тастабин!
    Че паста пурнап Египттең,
    Анаң соонаң пу чи… гректең,
    Аристотельнi дее сеектеп!
    Чорииң Хай Оваа апар кил,
    Хал индеецтернi хаап кил!
    Анаң соонаң чи.. Ли Бо,
    Син пiлчезiң кем ол?.. О-о !!!
    Хыдат сарин табан парып,
    Кӱр японнарға читсiн,
    Анда танка кибел чарии
    Iзiг кӱнос – чылытсын !
    Чылытсын чӱрееңнi синiң,
    Синiң мииңнi пайытсын!
    Кӱннiг хазна за соонаң
    Читiре сыхпаан чи ооңны
    Син имнирзiң ибде, йа –
    Тахпах кӧӧн ырлап, айа!
    Алып чоны умах тадиин
    Чон сағаа ур пирер хадиин.
    Че анаң на, кил… Сибдейзер,
    Ӧӧн тадар табан кидейзер!
    Чоох, арса, пӱдер андада?
    Мииң тимде полар хайди-да?
    Миннең тоғыр изiң хаап,
    Син синир ползаң хылииңны,
    Тадардинаң сӧзiң саап,
    Че… ӱтеп кӧр минiң миимнi!
    Хомыс пар ба? А чатханың ?
    Кӧӧңнiң кӧӧ полза, хахханның?
    Чазағ даа полза нымааң
    Чазығ даа полза хыйғааң,
    Синнең одырып, хости
    Чейнi оортирбiс ипти:
    Пiс пiлербiс Чайаан чориин,
    Пiс сизербiс Тигiр одиин:
    Кем? Хайдаң? Ноға? Хайди?
    А ноға, Сибдей, iди?..

    Основная идея заключается в выражении вот такой мысли: чтобы понять стих Сибдея, (причём на хакасском языке) надо изначально ознакомиться с другими текстами. Это принципиально важно!
    Дело в том, что эстетика постмодернизма ТРЕБУЕТ наполнения стиха символами предыдущих авторов, которые остались в истории литературы. У каждого народа есть свои классики. И чем больше их, тем сложнее символический ряд...

    Таким образом, идёт как бы разговор с неким хакасом под именем Тагир (не Иван, не Марья, не Сергей-Андрей-Владимир и т.д.) и смысл разговора в том, что надо читать многих и многих, чтобы понимать толк в стихотворении. Таким образом, подчёркивается приверженность автора стиха к основным идеям современной эстетики постмодернизма... НО в хакасском уже варианте.

    И у стиха не было задачи как-то охарактеризовать самого Тагира, кем бы он ни был: форумный ли персонаж или вообще иной хакас-Тагир!!!
    То, что наш форумный Тагир подумал, что это стих о НЁМ, то наш Тагир реально заблуждается !!! Этот стих НЕ о Тагире как таковом...

    Название "Тагирге" предполагает как бы разговор с молодым человеком, который намерен понять смысл поэзии. Вот и всё.
    Поэтому, наш Тагир ЗРЯ на меня обиделся. Я его просил внимательно читать текст, он этого НЕ СДЕЛАЛ, к сожалению...

    А теперь о том КАК исполнен стих? Ритм стиха - хорей (ударения строго падают на нечётные слоги). У хакасов хореем НИКТО не писал, кроме нескольких переводных стихов Есенина на хакасском в переводе у М.Баинова . Моя задача была показать, что я продолжаю традиции хакасского реформированного М.Баиновым стиха.

    И теперь можно констатировать как факт, что ЕСТЬ текст, написанный хореем у Сибдея.
    Далее - образная система. Там есть перечень стран и поэтов, а также ЭПОХ, которые следует изучить, и в конце вложен контекст хакасской культуры - хомыс и чатхан как глубокие символы хакасов.

    Можно разобрать подробности рифмической системы, конечно, но думаю пока и этого достаточно, чтобы высказать основную идею стиха...
  3. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    А теперь о стихе под названием "Йор". :)
    Имя Йор, на самом деле уникально и интересно! Это не хакасский Тагир, а нечто из ряда вон выходящее, всего с тремя звуками и с весьма внушительным "р"!
    Изначально я хотел обыграть "р" как рычание и сильное звуковое воздействие, но потом сама Йор подкинула, что называется тему с хакасским языком. У меня разыгралась, естественно, фантазия уже на "йо"... (без "р").
    Ну, как говорится пошло-поехало... "ой" и обратное прочтение "йо".
    "Ой" это конечно же, - русская культура, а "йо" - это уже хакасское воздыхание...
    Вот и разыгралась тема противоположностей!
    Причём, идёт диалог: первый как бы по-девчачьи жалуется на то, что Йор не хочет говорить по-хакасски, а второй - некий ментор, вынужденный выслушивать жалобы.
    Вот и пошли образы, игра слов, звуков... И всё это сделано в игровой форме. И эта игривая форма НЕ оскорбляющая, не ехидство, не что-то другое. а лёгкая форма подтрунивания... с завершением идеи, что может быть всё ж там что-то получится?! То есть есть позитивное завершение к ЗВУКОВОМУ образу Йор.

    Основная моя задача была поиграть со звуками "Й" "О" "Р", а НЕ высказывать реальному Йору какие-то претензии... (хотя в тексте спор идёт именно о знании языка, и тем не менее, это не есть основная задача именно данного стиха!)

    Конечно, реальная мотивация к стиху - форумный некий диалог о хакасском языке, но сам СТИХ.. совсем о другом! - о звуковой ИГРЕ в стихах!!!
    Этим занимался Бурлюк в русской поэзии. И моя задача была показать, что в хакасской литературной традиции тож есть свои ЗВУКО-игровые стихи.

    Иначе говоря, переиграна ИДЕЯ БУРЛЮКА!!! Это значит опять, что автор текста стиха является приверженцем идей постмодеринизма, основная задача которого - ПЕРЕИГРОВКА классиков, в данном случае футуриста БУРЛЮКА!

    Ну в общем, ещё раз можете перечитать, если есть желание...

    Йор

    Ой, ой! Йо, йо, йо!
    Йор хынминча чоохтазарға,
    Йор хынминча тадарлирға!
    — Кем хынминча чоохтазарға?
    Кем хынминча тадарлирға?!
    — Йор хынминча! Йа, йа, Йа!!!
    Тадарларға! Йу, йу, йу!
    — А ноға хынминча Йор,
    Тадарлирға ёшь-хайло?!
    — А пiлбинчебiс ноға?
    Сизiнмеебiс, ёшь- марло!
    — Ады кем ол Йор-ныңаның?
    Сынында тадар ба ол?
    — Кем пiлер оларның-аны:
    Таң, тiзi ол, таң, iргек?
    — А ыриин пахлабызарға
    Оңдай чоғыл ба сӀрерге?
    — Оңдай чоғыл, йу, йу, йу!!!
    Оңдай чоғыл… йа, йа, йа!
    — Че чидер хоптанызарға
    Ёшь хайлоға, ёшь-марлоға!
    Ол – хазах, пӀлчезер прайзы,
    Чӧрчеткей пуғлаптың- айзи!
    — Чӧрчеткей Йор, йа, йа, йа!
    Пысчатхай Йор, йо, йо, йо!
    Арса, соонаң, тадарлир,
    Арса соонаң хат ынир?

    Ой, ой! Йо, йо, йо…
    Последнее редактирование: 15 янв 2016
  4. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Вот, ещё один стих, по аналогии похож с "Йор" - игра со звуками, но здесь есть более конкретный образ кузнечика. И написан он специально для школьников младшего класса.
    Новое в образе кузнечика то, что он играет не на скрипке (обычно во всех литературах), а на хакасском ыыхе!!!


    Сегiр, сегiр, сегiрткеес!
    Сегiреңнеес, ӧтiркеес!
    Сиих-таас одын сиихтадып,
    Азахтарың хыыхтадып,
    Син пазох сарнапчазың,
    Ыығыҷах тартхлапчазың.
    Сегiреңне, сегiрткеес!
    Кӧр синзер, хайдағ-да теес:
    Прайзы синi тыңнапча!
    Филармоний хахапча! —
    Прай артисттер сарнасча:
    «Сегiр, сегiр, сегiрткеес!
    Сегiреңнеес, ӧтiркеес!»
  5. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Сибдэй, проведите анализ еще и этого Вашего говно-стишка

  6. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Тагир тян эмя- тадарлаптур!
  7. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    А давай теперь уж попробуй ты сам. Я уже сделал анализ ДВУХ стихов. А ты ни одного. ТВОЙ черёд...
  8. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Я Вам уже говорил, что не собираюсь копаться в бездарном говне, которое Вы впариваете всем как гениальное творчество гениального Сибдэя.

    Слова "Хакасский" и "Эстетика" только мараете - вот это удручает
  9. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    ____________________________
    Санизатор, по фене базарит. Этика! Осваивай жаргон, мобуть сгодится...:rolleyes:
    Вам далеко, ой как далеко до Сибдея! Во всех отношениях...
  10. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Чем дальше от Вас с Сибдэем, тем лучше. Для вас и для меня. Не приближайтесь
    Йор нравится это.
  11. Йор

    Йор Active Member

    Дата регистрации:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    672
    Симпатии:
    173
    Баллы:
    43
    Да и слава Богу! Только вот ведь в чем проблема: от него же просто невозможно отвязаться- все время лезет, практически постоянно. И ведь обещает добить буквально :D
  12. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Йор, ценю ваш тонкий намёк... Добивать не буду. Просто легонько пощекочу. ;)
    А насчёт лезет... дык не попадайтесь на пути. :) Не трону.

    Если бы себя вообще вели незаметно и проблем не было бы. А. ведь, чего там бухтите... :)
    (плоская шутка, но... шутка)
  13. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Давай ближе к теме, к эстетике. А то опять разборки. Тогда надо перенеси в соответствующие другие темы.
    Анализ стиха когда дашь?
  14. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Заметил такую вещь. Если хочешь сразить своего соперника, не надо на него писать доносы, жаловаться на известные органы и прочее.
    Наиболее действенным является... стих. Написал какую-нибудь эпиграмму и твои соперники изливаются желчью...
    К эпиграмме не прикопаешься - ни юридически, ни конкретно-адресно-физически, тем более если это форумный НИК.

    А стих... работает!
    Мои стишки по сравнению с Пушинскими текстами просто невинные ангелочки...

    А.Пушкин.
    К Аракчееву.
    [​IMG]Всей России притеснитель,
    Губернаторов мучитель
    И Совета он учитель,
    А царю он — друг и брат.
    Полон злобы, полон мести,
    Без ума, без чувств, без чести,
    Кто ж он? Преданный без лести,
    <Бляди> грошевой солдат
    [​IMG]

    На гр. Ф.И.Толстого
    В жизни мрачной и презренной
    Был он долго погружен,
    Долго все концы вселенной
    Осквернял развратом он.
    Но, исправясь понемногу,
    Он загладил свой позор,
    И теперь он - слава богу -
    Только что картежный вор.
    ******
    Она тогда ко мне придет,
    Когда весь мир угомонится,
    Когда все доброе ложится
    И все недоброе встает.
    *******

    Ну и напоследок, суровый мат.

    На Стурдзу
    Холоп венчанного солдата,
    Ты стоишь лавров Герострата
    И смерти немца Коцебу.
    А впрочем — мать твою е..у!
  15. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Не-е, что ни говори, а за свои хакасские стихи мне не стыдно. ;) Снова перечитал, и снова - посмеялся... :)
    Переложил в свой блог - http://sibday.site/category/forumnye-strasti/
  16. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    sibday: -"Ну и напоследок, суровый мат.

    На Стурдзу
    Холоп венчанного солдата,
    Ты стоишь лавров Герострата
    И смерти немца Коцебу.
    А впрочем — мать твою е..у!"
    ________________________________
    :)

Поделиться этой страницей