Хакасский шаманизм сегодня

Тема в разделе 'Тенгрианство', создана пользователем Толы Хоорай, 25 дек 2008.

  1. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Шаман разгоняет беду!


    Там, в долине царей, у ворот в иные миры, ты узнаешь о том, кем был вчера.



    В Абакане пригревало солнышко, но только мы выехали за город - начался жуткий ливень. До придорожного магазина пришлось бежать босиком - в обуви не было смысла. А в магазин нам надо позарез - за подарками для духов: хлебом, колбасой, сметаной. Иначе и камлать бесполезно, и невидимые существа, правящие миром, могут обидеться.

    Мы с шаманом мчались по степи. Внешне Виктор Иванович Киштеев, бывший водитель, ничем от других не отличается - так, обычный мужичок. Мать у него была настоящей шаманкой, и он от нее многое перенял, но долго свои возможности скрывал. И не он один. В советские времена, когда шаманизм в Хакасии был запрещен, многие вели двойную жизнь. Рассказывают, один парторг ночью уходил в степь и камлал. И всю жизнь боялся, что за ним придут и расстреляют.

    Интересные истории, пока мы ехали, рассказывал и другой участник нашей экспедиции - Александр Котожеков, доцент кафедры культурологии Хакасского университета. Он вызвался помочь провести обряд очищения - развести костер, приготовить угощение для духов, собрать и поджечь разные травки для обкуривания.

    Сейчас, когда шаманизм стал возрождаться, в Хакасии не осталось ни одного посвященного шамана. Недавно Александр Котожеков проводил в последний путь старейшую представительницу этой "профессии" - бабушку Сарго, но и она не была посвящена. Других людей лечила, а сама всю жизнь мучилась. Потому что родилась в неудачное время - в 1924 году. Большевики ополчились на религию, и главный дух Адам-хан отвернулся от людей.

    В молодости Сарго заболела шаманской болезнью. Духи сами выбирают человека с особым складом психики - подвижным и отзывчивым. Сарго лежала в жару, начались видения: собрались вокруг нее существа с медвежьими, волчьими и птичьими головами. Они буквально вываривали свою подопечную, отделяя мясо от костей. Оказывается, это стандартная галлюцинация у тех, кто заболевает шаманизмом.

    Так вот: кости, после того как с них снимут мясо, складывают по-новому и пересчитывают. Если находится лишняя - "больного" посвящают в шаманы. То есть отводят к Адам-хану, а тот назначает в помощники человеку духов числом от одного до сорока, в зависимости от силы шамана. Сами по себе люди не лечат, не предсказывают, никому не помогают, они действуют только через духов. А назначенные духи, в свою очередь, не вправе ослушаться нового хозяина.

    Сегодня в Хакасии совершают обряды три типа шаманов. Во-первых, наследственные - это когда дед передает сыну или внуку своих духов - и они продолжают верно служить новым поколениям. Во-вторых, те, кого призвали сами духи, переболевшие той самой шаманской болезнью. А третьи - самые слабые, они пытаются освоить шаманскую практику собственным умом. И пользуются бродячие духами, у которых нет хозяев. Слабый шаман - заложник духа. Захочет тот - выполнит просьбу человека, захочет - нет. Никаких обязательств. Неошаманисты стремятся пройти обряд посвящения, предстать перед Адам-ханом. Но пока не выходит.

    А бабушку Сарго в свое время лечили и в психушке, и у тех же шаманов. Но от своей болезни до конца дней она так и не избавилась. Пройти обряд посвящения ей не разрешили, а личные духи все равно не давали покоя. Может, и правильно - раз способна помогать другим, пусть помогает. Такая судьба.

    ...Салбыкская долина, она же долина Царей, встретила нас тишиной. До нашей эры здесь хоронили вождей. Курганы, оставшиеся от огромного кладбища, сейчас осели. А тогда, 2,5 тысячи лет назад, это были усеченные пирамиды высотой до 32 метров.

    Долина Царей открывается воротами - их символизируют два древних камня. Для шаманов это - священное место, именно здесь они чаще всего проводят обряд очищения, как бы обновляют энергию человека. Потому что у ворот, принято считать, идет тектонический разлом - и происходит огромный выброс энергии.

    ...Наконец-то наш шаман Виктор Иванович развел костер, а рядом, чтобы отогреть, оживить, поставил бубен. Его помощник тоже готовился к священнодействию. Резал на кусочки колбасу и хлеб, бросая их то в огонь, то в степь. Укладывал в горшочки можжевельник и чабрец. Потом траву подожгут и будут окуривать нас, отгоняя все прошлые и будущие беды. Обращались к духам, созывали их - то ли говорили, то ли пели на хакасском языке, протяжно и монотонно.

    Последний этап - облачение шамана. Юбка с кожаной кисеей, длинный шарф, куртка со множеством непонятных символов и наконец - головной убор, полностью закрывающий лицо.

    Мы ходили вокруг костра, а бубен гремел как набат. Дым от курительниц застилал глаза, и в голове потихоньку мутилось. Нас вытолкнули в ворота и приказали: "Идите, куда хотите, ищите свою дорогу".

    Между камнями головокружение просто накрыло, стоять было трудно. А потом ноги понесли меня вперед, в степь, на простор и свежий ветер. Не знаю, обновилась ли моя энергетика, но дышать стало легче. И тут наш шаман заявил:

    - Говорить я ничего не буду, просто посмотрите сегодня ваши сны - и все поймете. В них будет три этапа - прошлое, настоящее и будущее.

    Добравшись вечером до гостиницы, я крепко заснула и никаких снов не видела. Теперь вот волнуюсь, что бы это значило?


    Рак Любовь соб. корр. "Труда"

    Хакасия
    3 августа 2006
    http://www.trud.ru
  2. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Журавлиные люди

    В ХАКАСИИ ВОЗРОЖДАЕТСЯ СТАРИННАЯ РЕЛИГИЯ - ШАМАНИЗМ. ЕЕ ГЛАВНЫЙ ПОСТУЛАТ: ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ


    Китайцы называют хакасов динь линь - журавлиными людьми. Говорят, раньше в Хакасско-Минусинской котловине обитало огромное количество птиц. Согласно поверью, одна из душ каждого человека после смерти обращается именно в птицу. Если скончавшийся был светлой личностью, то в красивую - лебедя или журавля. Если над ним довлели темные силы - в черную, например, в ворону. А души детей превращаются в ласточек.


    - Когда я была маленькой, - рассказывает Валентина Тугужекова, директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, доктор исторических наук, - мы ездили в деревню к бабушке и видели, как она оберегает гнезда ласточек. Нам, детям, она всегда говорила - разорять эти гнезда, как-то вредить птицам нельзя ни в коем случае. А вообще, в отличие от славян, хакасы верят не в одну душу, а сразу в несколько. Считается, что одна из них живет в глазах - вот почему, посмотрев в глаза, сразу видишь - на месте ли у человека душа. Другая отвечает за слух, после смерти тела она живет еще три дня, пока не состоятся похороны. Через нее шаман может вступить с умершим в контакт, что-то ему передать. Считается, что сильный шаман может покойного даже оживить - если он умер внезапно и если "контактер" успел в эти три дня до него достучаться.

    О шаманах ходят легенды, рассказывают, что они могут если не все (к примеру, о случаях излечения от наркомании или алкоголизма ничего не известно), то многое. Жители Таштыпского района, в частности, до сих пор вспоминают историю, которая произошла в 30-х годах прошлого века. Один из местных шаманов тогда был арестован, милиционеры повезли его в Абакан. А по дороге из любопытства решили проверить, на что он в самом деле способен. Сказали: сделай так, чтобы здесь появился медведь. Косолапый рядом действительно возник - и тут же исчез. Милиционеры призадумались и, дабы не тратить таинственные чары зря, попросили найти потерявшихся несколько дней назад лошадей. Шаман быстро и точно указал нужное место - и коней тут же обнаружили. Того шамана, согласно легенде, отпустили на все четыре стороны.

    Других, впрочем, не щадили. И в советские времена, и раньше, в период христианизации коренного населения, шаманов преследовали, многие за свое упорство сиживали в тюрьмах. И все-таки извести шаманизм в Хакасии, зародившийся здесь 1,5 тысячи лет назад, не удалось. Хотя внутри этих верований, обычаев сегодня звучат и другие отголоски - от язычества, манихейства или огнепоклонничества, да и христианства. Не раз менялся, к примеру, обряд погребения. С приходом скифов или гуннов появилось бальзамирование, позже - сжигание.

    Навещать покойных на кладбище можно только 3 года, не дольше. Беспокоить души умерших потом считается грешным, а уж вскрывать курганы, могильники - абсолютным кощунством. С точки зрения археологов, впрочем, это не аргумент, ради исторической правды могильники и вскрывались, и вскрываются. Около двухсот знаменитых каменных стел с человеческими и звериными ликами, разбросанных по всей хакасской степи, вывезены сегодня в музеи Москвы, Петербурга, Красноярска, Абакана и Минусинска. Понятно, что памятники древнего изобразительного искусства представляют интерес для ученых, по рисункам на них, изображениям животных, деталей одежды, украшений, - можно изучать обычаи и быт коренных народностей.

    С другой стороны, эти самые народности расставаться со своими кумирами не хотят. К примеру, стела Улуг Хуртуяхтас (Большая Каменная старуха) несколько веков кряду почиталась как избавительница от бесплодия и защитница детей. Женщины приходили к ней, рассказывали о своих бедах. Сейчас Каменная старуха в компании с другими изваяниями стоит в Хакасском краеведческом музее. Но губы ее от многочисленных подношений по-прежнему маслянисто блестят. У других камней, в степи, останавливаются почти все проезжие. Выходят, чтобы постоять рядом, прикоснуться к теплым от солнца бокам. Говорят, это приносит успокоение, удачу и счастье.

    - Эти камни ставили шаманы, - рассказывает Алиса Кызласова, актриса Хакасского республиканского национального театра, заслуженная артистка России, - они знали точки, где концентрируется добрая энергия, и хоронили здесь самых добрых людей. А самым добрым, умным и сильным человеком в Хакасии считается тот, кто может залезть на вершину кедра и не сломать при этом ни одной веточки. У меня шаманкой была бабушка, она жила в дальней деревушке, лечила людей и очень переживала за нашу природу. Вообще, шаманизм - это поклонение природе, тут нечто от пантеизма: считается, что все вокруг - живое. И горы, например, или река могут с нами разговаривать, только вот не всем дано их услышать. А со мной в детстве произошел таинственный случай, который я никогда не забуду. Нас, подростков, увезли далеко в тайгу, чтобы косить сено. Но жили мы в шалашах. Однажды я проснулась очень рано утром от того, что где-то рядом очень красиво пели. Я лежала, слушала и плакала. А петь там было некому, ведь все еще спали, и никакого радио поблизости, конечно, не было. Надо мной потом многие смеялись, а один старый дедушка сказал: "Здесь живут горные духи, раз ты их услышала, значит, будешь счастливой".

    Жизнь Алисы Алексеевны и в самом деле сложилась удачно, хотя, понятно, не все и не всегда шло совсем уж гладко. И сейчас ее театр влачит жалкое существование - по 2 - 3 месяца не платят зарплату, почти нет возможности ездить на гастроли - по дальним, родным для нее селам, к своему народу. Приходится самой вместе с младшей дочерью Тамарой писать сценарии концертных программ, в которых обязательно есть старинные шаманские песнопения.

    А некоторые странности за ней наблюдаются. Многочисленные знакомые, по каким-то причинам почувствовавшие себя плохо, уже знают: надо около Кызласовой постоять, может быть, до нее дотронуться. Напутствия, произнесенные Алисой Алексеевной от чистого сердца, по утверждению многих самых разных людей, сбываются. Впрочем, люди внушаемы...

    Она остро чувствует чужую болезнь. Если неподалеку появляется тяжело больной человек - начинают трястись колени. Однажды каким-то чудом вылечила свою одноклассницу Галю. Когда-то самую красивую девочку в классе встретила совсем случайно и ужаснулась ее виду: худая, желтая, почти старушка. Галя собиралась ехать в больницу, но так никуда и не уехала. Откуда что взялось: Алиса Алексеевна до сих пор понять не может, но руки начали двигаться сами. Однокласснице тут же, на остановке, стало легче, а потом и совсем хорошо. Слава о кудеснице Кызласовой быстро облетела всю Хакасию, страждущие повалили к ней косяком, добираясь кто на машине, кто на телеге, а кто и просто пешком. "Вот только этого не хватало, - думала тогда Алиса Алексеевна, - советские же времена были, я испугалась, что меня посадят в тюрьму как шаманку".

    Что она делает лучше других (уж точно) - это скачет на неизменно белой лошади во время национальных праздников "Тун пайрам" и "Чыл пазы". Старинные шаманские традиции трудно и медленно, но все-таки возрождаются. С начала 90-х годов ХХ века в Хакасии не раз открывались организации религиозного толка - "Ахчаян", "Хан тигир". Прежде всего они занимаются изучением истории, культуры шаманизма. Культовые ритуалы, обряды совершаются не по учебнику - с участием самых настоящих шаманов. Так называемое камлание - нечто вроде транса, в который под бубен и звон подвесок, речитатив и песнопения впадают вершители действа, проводятся и по праздникам, и в чисто прикладных целях. Чтобы, к примеру, вылечить человека или очистить местность от черной энергии. Кстати, встречаются и черные шаманы, способные исковеркать чью-то жизнь или вовсе довести до смерти. Таких в старые времена не жаловали даже близкие родственники - замуровывали в скалах. Иначе с ними было не справиться.

    Влияние темных сил на человека, в частности, исследует сегодня и лаборатория этнопсихологии, а проще говоря - шаманизма, открывшаяся два года назад при институте языка, литературы и истории. Ее сотрудники столкнулись с явлением суицида на этнической почве. В Аскизском и Таштыпском районах Хакасии, как выяснилось, заканчивают жизнь самоубийством чаще других именно хакасы - до 80процентов от всех случаев. Хотя, к примеру, в Таштыпском районе хакасского населения - 48 процентов, а русских и представителей других национальностей - 52.

    - Мы задались вопросом - в чем причина? -Рассказывает заведующий лабораторией, кандидат психологических наук Валерий Топоев. - И для начала исследовали все возможные варианты. Количество патологических психических отклонений - на уровне нормы. Социальные, бытовые условия, если сравнивать с Тывой, у нас все-таки получше, чем там, а суицидов -больше. Многие рассказывают примерно одно и тоже: преследовали навязчивые сновидения. Во сне к этим людям приходили умершие родственники и звали к себе. Мы много разговаривали со старыми шаманами, и они нам все это объясняли так. Существует так называемый пончэр - дух самоубийства, который загоняет человека в угол. Раньше белые шаманы пончэра контролировали, не давали ему шага ступить. Теперь их мало, и сил у них для такой борьбы не хватает. Шаманов в Хакасии сегодня действительно единицы. Впрочем, и самих святоверующих, по последним данным, совсем немного - всего 8тысяч человек. И они, как и представители самых разных религиозных конфессий и течений, тоже ждут чуда. Явления Великого Шамана - Эрлих Хана. Пока, увы, он где-то задерживается.

    Рак Любовь соб. корр. "Труда"
    Хакасия
    № 150 за 16.08.2001
  3. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Я возвращён был в круг и в пляск огня...
    И был Тенгри, и было небо...
    И плеск айрана от шамана был...
    И верилось - всё вижу, знаю всё!
    И не затмилось, кстати!
    И воины мои стояли в ночь готовые...
    И скоро, вот, они войдут в ваш круг !
    (А может быть, уже помчались вволю!)
    И будет вам смятение и жар!
    И не смерть, и тем более какая-то там жизнь
    В оправдание ничем вам не послужит...
    Мне было жаль...
    Чего?
    Поймёте сами, когда примчатся тучи...
  4. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Дж.Кусера: Монголия. Шаманство возвращается
    10:11 09.11.2009

    Монголия: Шаманство возвращается

    Когда 24-летний веб-дизайнер из столицы Монголии Улан-Батора по имени Деги, управляя автомобилем "Деу", сбил в июле 2008 года пешехода, удача, казалось, отвернулась от него. Его компания не получила контракт, на который рассчитывала, а над личной жизнью нависли неприятности. Семья пострадавшего вымогала у него деньги, угрожая отдать Деги под суд и намекая на свои связи в системе правосудия. Тогда Деги, как и многие жители Монголии, отправился со своими проблемами к шаману.

    Шаманы существуют в Монголии с незапамятных времен. Уверяют, что это люди, установившие прямую связь с потусторонним миром духов умерших предков. При коммунистическом строе шаманство в Монголии почти истребили. По словам руководителя кафедры социальной и культурной антропологии Национального университета Монголии Бумочира Дулама (Bumochir Dulam), в начале 90-ых годов в стране практиковали от силы десяток шаманов.

    За последние 15 лет шаманство пережило свое второе рождение. А за прошедший год начался настоящий бум. Шаманы рассредоточены по стране, и статистики относительно количества шаманов и людей, обращающихся к ним за помощью, не имеется. Но, по словам Бумочира Дулама, "просто невероятно, как выросло их количество в настоящее время". Шаманство теперь вновь широко распространено в Монголии, даже среди столичной молодежи Улан-Батора. Дошло до того, что шаманы занимаются рекламой на телевидении и даже известные актеры подались в шаманы. "Все сегодня говорят о шаманстве", – отмечает Бумочир.

    Объяснения относительно того, чем обусловлена такая тенденция, зависит от степени веры человека в этот феномен, подчеркивает ученый. "Как и многие жители Монголии, я представляю собой нечто среднее между верующим и неверующим", – добавляет он. Наиболее циничное объяснение сводится к тому, что новый капиталистический строй со своей вседозволенностью открыл массу возможностей для всяких шарлатанов. Нет сомнения, что среди сегодняшних шаманов множество шарлатанов, подчеркивает Бумочир. "Это очень простой и легкий способ делать большие деньги, купить "Лендкрузер" с квартирой и вести удобную и обеспеченную жизнь".

    Но такое объяснение разъясняет далеко не все, добавляет Бумочир. Шаманы обычно следуют своему призванию после периода "шаманской болезни", когда сам человек (а порой и члены его семьи) переживают сложный период проблем со здоровьем и полосу неудач. После чего пострадавший отправляется к опытному шаману, который, используя свою связь с миром духов, передает этому лицу, что один из его умерших предков нуждается в посреднике для общения с миром людей, так что этому человеку предназначено этим предком стать шаманом. "Некоторые смиряются с судьбой и становятся шаманами, некоторые противятся этому", – говорит Бумочир.

    Некоторые из избравших эту судьбу происходят из богатых семей и ничего не выигрывают в материальном плане, становясь шаманами. По словам Бумочира, он знал одного видного монгольского дипломата, работавшего в Соединенных Штатах, чей ребенок в подростковом возрасте заболел шаманской болезнью, вернулся в итоге в Монголию и стал шаманом. "Как быть с этими людьми? У них нет никаких резонов становиться шаманами. Так что нужно искать другие ответы, – полагает Бумочир. – Шаманы тоже задаются вопросом: "Зачем нам сегодня такое количество шаманов?"

    Бумочир предлагает традиционный для Монголии взгляд на предмет: по его версии, между "черными небесами" и "белыми небесами" происходит столкновение мира духов.

    "Когда черные и белые небеса сталкиваются между собой, обычно выигрывает тот, у кого больше духов. Так что духи мобилизуют, скажем так, все новых и новых воинов", – говорит Бумочир. Другие приписывают распространение шаманства экономическим и культурным факторам, считая, что современный стиль жизни многих нынешних жителей Монголии входит в противоречие с традиционным, кочевническим стилем жизни их предков.

    28-летняя женщина из Улан-Батора по имени Удвал стала шаманом в 2008 году после долгого периода шаманской болезни. Она пережила сложный период взросления в подростковом возрасте, некоторое время живя на улице. Потом предприняла попытку перебраться в Турцию, где стала работать на текстильной фабрике. Женщина страдала от хронических головных болей, постоянного кожного зуда, ее то и дело лихорадило. "Я думала, что, возможно, у меня аллергия, или какие-то проблемы с питанием", – рассказывает она. Вернулась обратно в Монголию, но проблемы не исчезли. Она отправилась к шаману, который сказал ей, что дух ее предка, жившего одиннадцать поколений назад, хочет, чтобы она стала шаманом. "Я была испугана и долгое время плакала", – вспоминает женщина. Но жалость к предку победила. "Он сказал духу другого шамана: "Я один как перст посреди голой пустыни". Так что я решила сделать, как он хотел".

    Чтобы стать шаманом, по ее словам, не надо много учиться. "Раньше я думала, что нужно пройти какие-то курсы, – говорит женщина. – Но тебя во всем направляет дух". По ее словам, она только выучила песню, которую нужно исполнять, чтобы в тебя вселился дух. Теперь она шаманка и дает людям советы по самым разнообразным вопросам – от бизнеса до выбора цвета машины.

    Деги прислушался к молве и договорился о встрече с Удвал, чтобы обсудить проблемы, свалившиеся на него после ДТП. В пятницу вечером, прихватив с собой приятеля (и вашего покорного слугу), он отправился по разбитой дороге к дому Удвал к северу от центра Улан-Батора, в котором та проживает с матерью, мужем и маленькой дочкой. (Удвал узнала о своей беременности как только согласилась стать посредником для духа своего предка). Пока ее мать готовила ужин и слушала радио на кухне, Удвал сняла тренировочный костюм и переоделась в синее шелковое традиционное монгольское одеяние, которое ей велел сшить дух, перевязанное на груди и спине черными шнурами, напоминающими змей.

    Женщина села на пластмассовую скамеечку в гостиной у подобия алтаря, на котором стояли керосиновые лампы и несколько чашек со сладковато-кислым сушеным творогом "ааруул". Она начала ударять в кожаный барабан, то все громче и громче, то тише. Спустя несколько минут она вскочила со скамейки и начала ходить, запинаясь и прихрамывая. Ее муж осторожно подвел женщину к лежащей на полу подушке, где обычно застенчивая и хрупкая женщина вдруг стала вести себя грубо и резко, села совершенно по-мужски, скрестив ноги. Ее муж подал ей – ставшей на время духом – чай с молоком – традиционный жест монгольского гостеприимства.

    В конце концов она (или же дух) велел Деги выступить вперед и объяснить свою ситуацию. "Это может быть трудно", – сказала она. Но шаман рассказала Деги, что от него хотел дух: поместив белую и черную нитки в молоко, она велела ему выпить молоко и затем сохранить эти нитки "пока не вырастет новая трава" – то есть до следующего лета. Она дала ему небольшую чашку воды, велев вынести ее во двор и бросить из-под левой руки в направлении на северо-восток. Затем женщина дала ему несколько маленьких камешков, велев носить их с собой, бросая по одному каждые три дня, а также вылить в качестве жертвоприношения немного водки и каждую ночь повторять заклинания. Кроме того, Деги должен был собрать имеющиеся в доме "черные и блестящие " тканевые вещи и использовать их следующие семь дней в качестве подушки.

    Ошеломленный, он попросил друга записать все инструкции, и когда Удвал закончила, взял этот листок и внимательно его изучил. Благоговейно положив на алтарь банкноту достоинством в 5 тыс. тугриков (чуть больше 3 долларов), он тихо поблагодарил женщину. Помогут ли эти советы, он не сказал. Удвал тоже выглядела ошеломленной после выхода из транса, как будто ее только что разбудили. Поглядев на автора этих строк, она спросила: "Это выглядело очень странно?"

    От редактора:
    Джошуа Кусера является независимым вашингтонским журналистом, специализирующимся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке.
    6 Ноябрь, 2009 Источник - Еurasianet
    Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1257750660
    Отправить ссылку другу
  5. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    Разнесли на Самохвале шаманские капища. Ну-ну, посмотрим, как шаманы слово вякнут. :)
    :banghead:
  6. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    А шаманов там и не было... :)
  7. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    И не будет :) Трусливые терпилы
  8. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Вот, действительно за что уважаю, так за... юмор. Тебе надо завести литературный блог, брось ты политикой заниматься... С твоим ликом на "фэйс-контроле" точно не пропустят... Поработай над стилем (он у тебя есть, имеется в виду поработать на образами, и тонокстями построения фраз...) "Олитературить" надо твои записи... У тебя есть несомненный литературный талант, всё как-то не решаешься...
    Блоги... они сегодня есть, завтра их никто не вспомнит... Тем более если блог событийный...
  9. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
  10. Aronberk

    Aronberk Member

    Дата регистрации:
    20 ноя 2008
    Сообщения:
    95
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    6
    xakastarga in ne kilistire xamnar kirtinizi polar, tip sagyncam, xaidi irgide polgan, pasxa kirtinister, tizen xam kirtinizinen pozik nimes sagys sarinan xanai, ce andagda olarny noga taldirga kirek n-ze?
  11. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Стартовали первые народные выборы Верховного Шамана России!

    Выборы будут всероссийскими и виртуальными. Информация об этом размещена на сайте «Шаманство» в Интернете.
    В предварительном списке кандидатов на данный момент 188 человек, входящих в общий реестр действующих шаманов России. В течение месяца этот список будет уточняться и корректироваться. Заявки подали со всей страны – от Санкт-Петербурга, Москвы до Владивостока и Мурманска. Больше всего шаманов заявилось из Тывы и Бурятии.
    От Хакасии свои заявки на пост главного шамана страны, подали 9 человек.
    Выборы будут проходить в два этапа – через три месяца из общего списка кандидатов будут отобраны 12 финалистов. Еще через три месяца определится победитель, тот за кого проголосует большинство.

    http://www.shamanstvo.ru/choice.htm

    Вот хакасские кандидаты:
    Аж 2 моих дядьев и одна тетка (думал не живая уже, а она в верховные шаманы...
    Я то чего сижу... Пока харизматики сидят в ЖЖ толку не будет.

    1. Канзычакова Надежда Викторовна | Потомственная хакасская шаманка

    Имеет в роду предков-шаманов. Получила высшее образование. К моменту начала своей шаманской практики не знала традиций. Активно использует в работе методы неошаманизма, совершает экстатические путешествия на другие планеты.
    Живет в с. Таштып, Аскизский р-он, Хакасия.

    2. Киштеев Виктор Иванович | Хакасский последователь культа тенгри

    Его отец был костоправом. До середины 1990-х гг. В.И. Киштеев занимался бизнесом, особыми шаманскими проявлениями не отличался. После встречи с А.И. Котожековым (см. Чапрай) стал интересоваться тенгрианством. С конца 2006 г. является руководителем Общества традиционной религии хакасского народа г. Абакана «Ах Чаян».
    Сейчас работает главным администратором в Абаканском филиале Российской национальной компании «Рострах».
    Живет в г. Абакане, Хакасия

    3. Сагалакова Ефросинья (Мария) Ефимовна | Потомственная хакасская шаманка
    Согласно легенде, в роду у Е.Е. Сагалаковой были шаманы, сила которых была заточена до времени в скале. Теперь это знание начало открываться.
    Паспортное имя Сагалаковой ─ Ефросинья. Это имя никогда не используется, является оберегом. Ее отец ─ Ефим был грамотным человеком, прошел всю войну и остался живым. Много раз на волосок от смерти был, и всякий раз ему везло. Он считал, что у него счастливое имя, и когда родился ребенок, имя для него было выбрано по схожести звучания. Так появилась Ефросинья. Для того чтобы отвести от ребенка возможный сглаз от черного шамана, было выбрано и другое имя ─ Мария. В детстве она сильно заболела, и ее отвезли в больницу, но врачи ничем не смогли помочь. Тогда позвали шамана. Он пришел, посмотрел и сказал ее матери: «Если тебе присниться самолет, то ребенок выживет. Только так». И действительно, ей приснился самолет. Ребенок выжил, на что врачи сказали, что с таким диагнозом не умирает только один из тысячи.
    Мария Сагалакова является председателем районного отделения Организации традиционной религии хакасского народа «Хан Тигир». С ее слов было записано несколько мифологических преданий, вошедших в книгу О. Диксона (см. Эльвиль) «Шаманскими тропами. Легенды и рассказы о духах, шаманах и сакральных местах Центрально Азии» (М., 2007).
    Занимается предпринимательской деятельностью, имеет швейную мастерскую, специализирующуюся на пошиве традиционной хакасской одежды. Изготовляет шаманские обереги. Председатель правительства Хакасии А. Лебедь присвоил ей звание «Народного мастера» за настойчивый труд по возрождению культуры хакасского народа. Предполагает заняться международным туризмом совместно с Шушенским культурно-историческим центром (бывший музей-заповедник им. Ленина).
    Живет в с. Аршанов, Алтайский р-он, Хакасия.

    4. Саи дас (Артименко Георгий Николаевич) | Шаман исследователь

    Имеет славянское происхождение. До шаманского становления занимался спелеологией. Потом был принят в члены Общества тувинских шаманов «Дунгур» в г. Кызыле. Уехав из Республики Тыва, поселился на севере Хакасии, в одном из притаежных поселков, где разработал собственные методы общения с духами через исполнение особых гимнов.
    Занимается экологическим туризмом, сопровождает группы в поездках по различным культовым местам Хакасии. Считает себя охранителем Кошкулакской пещеры.
    Живет в с. Топанов, Ширинский р он, Хакасия.

    5. Тади (Бурнакова Т.С.) | Потомственная хакасская шаманка без бубна от духов гор
    Родилась в 1917 г. Происходит из древнего сагайского рода Таг Харга. Девичья фамилия Тади ─ Боргоякова. В числе ее предков по отцу было много шаманов: Толгай, Сюбе, Хоргыс, Харах, Чапа. Шаман Харах («Глазастый») был известным ясновидящим. Дед Тади ─ шаман Чапрах имел очень большую силу, а ее отец ─ Адойгах проводил обряды очищения с помощью штанов. Источник Силы Тади ─ от ее деда, хотя прямая передача сделана не была.
    Когда Тади заболела шаманской болезнью, знающих традицию шаманов, которые могли бы стать ее наставниками, уже не осталось. С 1936 г. Тади стала ходить во сне, взбиралась на горы, а на утро ничего не помнила. Начались головные боли, провалы в памяти. Ее положили в абаканскую больницу, но это не помогло. Возили и к местной знахарке, дочери шамана. Потом у Тади начались видения, в которых к ней приходил ее дед ─ шаман Чапрах. Во снах она посещала горных духов. Они сказали Тади, что она может стать ясновидящей. В начале она отказывалась, но когда духи сказали о ее божественном избранничестве ─ согласилась. После этого стала лечить людей силой горных и родовых духов.
    Шаманкой себя не считает. Специальной одежды для проведения обрядов и шаманского бубна не имеет, хотя во время совершения ритуалов слышит звук бубна. Часто использует христианские атрибуты, если обратившийся к ней человек крещен. «Помогать должны все силы. ─ Объясняет Тади. ─ От этого хуже не будет». Активно сотрудничает с учеными из Института этнологии и антропологии РАН. Многие современные хакасские шаманы считают ее своим учителем.
    Живет в Аскизском р-оне, Хакасия.

    6. Хобый (Топоев Валерий Степанович) | Хакасский шаман
    Родился в с. Усть-Есь Аскизского р-на Хакасии в семье атеистов. Дед был шаманом, но свое искусство не передал.
    В.С. Топоев закончил физико-математический факультет. Кандидат психологических наук, защитил диссертацию по теме «Влияние мотивационного фактора в формировании религиозного сознания».
    Начал интересоваться духовными практиками после просмотра телевизионных сеансов Кашпировского, популярных в самом конце 1980-х гг. Сначала, попробовал свою силу на родных ─ получилось. Стал заниматься различными буддийскими и индуистскими практиками в одном из центров. Временно прекратил заниматься целительством, когда во время одного из сеансов чуть не умер его пациент ─ старая бабушка, которая обратилась к нему по поводу высокого давления. Одно время пробовал себя в бизнесе, но безуспешно.
    Прошел через шаманскую болезнь. Вот как он говорит об этом: «Однажды появилась странная напасть: целый месяц держится температура 39-40 градусов, ничего не помогает. А когда на рентгене обнаружилась косточка, которой отмечены настоящие шаманы ─ лишнее ребро справа под лопаткой, ─ болезнь тут же прошла». После, во время обряда призывания духов, увидел своих предков в старинной одежде. Учился шаманскому искусству у хакасской бабушки, так называемой «шаманки без бубна» ─ Т.И. Канзычаковой. Взял себе духовное имя ─ Хобый. Посвящения не проходил.
    В начале 1990-х гг., когда прекратилось финансирование науки, приехал в Москву и вновь стал заниматься целительством. Стал известен как шаман. Практикует шаманское путешествие по методам городского шаманизма, образца известного американского антрополога и неошамана М. Харнера. Проводил семинары на эту тему в Германии и странах Прибалтики. Многие из традиционных шаманских техник, таких как вселение духа, осознанное сновидение и др. ─ считает шарлатанством. Одно время руководил Обществом традиционной религии хакасов «Ах Чаян».
    Поступил в аспирантуру в Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, где пишет работу по теме кризисных состояний человека. Возглавляет лабораторию этнопсихологии в Хакасском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории.
    Живет в Москве и г. Абакане (Хакасия).

    7. Чапрай (Котожеков Александр Иванович) | Хакасский шаман традиции тенгри

    Является исследователем традиционной культуры и верований хакасов. Доцент Хакасского Государственного Университета им. Н.Ф. Катанова. Одно время возглавлял общество традиционной религии хакасов «Ах Чаян». Председатель Религиозного Совета тенгриан г. Абакана.
    Автор «Книги гаданий «Толкелиг кинде» (Абакан, 1995), представляющей собой версию реконструкции древнетюркской предсказательной практики на камнях на основе традиционного мировоззрения. Так же эта работа вошла составной частью в сборник «Древняя мудрость шаманов» (М.-СПб., 2005), составленной О. Диксоном (см. Эльвиль) и А.С. Фраем. На данный момент работает над продолжением «Книги гаданий» ─ «Опытом реконструкции нумерологических оснований традиционного мировоззрения хакасов».
    Живет в г. Абакане, Хакасия.

    8. Шалгынова Надежда | Хакасская шаманка

    Работает в Москве, занимается целительством. Устраивает национальные хакасские праздники. Пишет книгу о традиционных верованиях хакасов.
    Живет в г. Москве и в г. Абакане (Хакасия).

    9. Шиголаков Петр Васильевич | Потомственный хакасский целитель
    Родился в пос. Черное Озеро Ширинского р-она Хакасии. В роду было много шаманов и целителей: прадед был очень знающим человеком, дед знал меньше, а отец целительством не занимался. Получил филологическое образование, был тренером по вольной борьбе. С конца 1980-х гг. стал параллельно заниматься целительством: костоправством и траволечением. Шаманские обряды не проводит, бубен не имеет.
    Специалист по массажу и правке живота, груди и головы (особые техники мануальной терапии). «Я лечу, потому что лечу. Кое-что видел, кое-что читал, но в основном ─ интуиция, какое-то внутреннее состояние, плюс практика», ─ говорит П.В. Шиголаков. Знает особые свойства трав, в том числе неизвестные в науке и не описанные в справочниках по народной медицине. Например, ему известен особый таежный корень, употребив который можно либо восстановить детородную функцию, либо наоборот, не допустить беременность.
    Одно время сотрудничал с православной церковью. Сибирская епархия предлагала ему официальное благословление на занятие целительством в Загорской Лавре, но он отказался. Имеет шестерых детей, из которых перенимать опыт никто не захотел. За время работы у него было, в общей сложности, около 150 учеников со стороны. Сейчас работает водолазом на лодочной станции под г. Минусинском (Красноярский край).
    Живет в г. Абакане, Хакасия.

    источник
  12. Aronberk

    Aronberk Member

    Дата регистрации:
    20 ноя 2008
    Сообщения:
    95
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    6
    xakas connyn xamnary - in kustig xamnar neke, pis le anzyn sizinmincetken osxassybys:) pu pilgini [info] xygyr salyp ileede moorsyn pardym;)
  13. Механик

    Механик New Member

    Дата регистрации:
    3 дек 2009
    Сообщения:
    16
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    .. как бы эта выборность не подорвала истинное, великий мастер не нуждается в титулах..
  14. алтынай

    алтынай Moderator Команда форума

    Дата регистрации:
    7 ноя 2008
    Сообщения:
    367
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    28
    Здесь полнлстью солидарна с Механиком. Эти выборы какая то профанация.
  15. Механик

    Механик New Member

    Дата регистрации:
    3 дек 2009
    Сообщения:
    16
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Алтынай, соревнования придумали мужчины, а житейскую мудрость женщины
  16. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    [​IMG]

    Валера - шаман. То есть, художник, но шаман. Не так , чтобы шутя, чтобы в бубен стучать и модничать.А всерьез.
    Валера живет в Хакасии. Это почти как в Гималаях, но в Саянах.
    Все дни зимой и летом он проводит в горах или в пещерах .То есть возвращается в Абакан, иногда в Москву прилетает ,но ему в горы хочется. Мне тоже давно хочется, но я же терплю.
    Валера говорит- шаманами были три деда.Теперь они приходят во время ритуала. Как дУхи, разумеется.
    Так вот. Поехал Валера с группой любопытных городских мистиков обряд делать в горы. В Хакасии мест силы- встать некуда. Всюду мистика. Но об этом потом.
    Приезжают поздно вечером к одной заветной пещере, разводят костер. А в группе оказалась леди из города . Ученая дама или просто скептик, я не помню. Она хотела фокусы шаманские посмотреть и сделать разоблачение.
    Группа отправилась в пещеру , а леди осталась покурить.
    Валера с ребятами спустились , сделали приготовления, начинают шаманский ритуал , а духи шаманские -три дедушки отчего-то не к Валере пришли, а к мадам около костра. Табак что-ли их привлек. Духи табак очень уважают.
    Когда все из пещеры поднялись, дама сидела около затухающего костра бледная, очень просила водки и повторяла: "Я нормальная. все приснилось. нормальная. я нормальная??!!!!"
    Оказалось, когда она достала сигареты и решила покурить красиво....под звуки бубна , около яркого костра, под низкими звездами...... явились три огромных хакаса и позаимствовали у нее сигареты.
    Вот они , городские тетки- из-за сигарет бледнеют и расстраиваются...

    продолжение следует

    [​IMG]


    [​IMG]

    Источник http://tong-ra.livejournal.com/14600.html#cutid1
  17. алтынай

    алтынай Moderator Команда форума

    Дата регистрации:
    7 ноя 2008
    Сообщения:
    367
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    28
    Чуть-чуть о шаманизме

    Сакральные основания этнической культуры хакасов.
    Л.В.Анжиганова, доктор филосовских наук,
    профессор кафедры культурологии ХГУ им. Катанова

    Во второй половине XX века проявилась ситуация, когда развите общества за счет
    истребления природного компонента жизненного пространства ведет к реальной
    опасности самоуничтожения. В данных условиях только культура (в том числе и
    этническая) становится фактором самосохранения человека, общества и природы. Не
    предсказуемое будущее человечества и отдельных его народов заставляет обратиться к
    опыту прошлого, в котором оно ищет рецепты решения своих проблем, Более того,
    потребность обрести себя в вечности ведет к стремлению соединить время (прошлое,
    настоящее и будущее) в едином пространстве. В этой связи, ученые-антропологи
    отмечают повышенный интерес к шаманизму как древнейшей форме духовной
    адаптации человечества к миру, сумевшей самосохраниться в течение тысячелетий.
    Особенностью современного мирового шаманизма является ряд моментов:
    * шаманизм развивается как филосовско-религиозная ситстема (а не только
    культово-ритуальные практики), являющаяся законченным трансцендентным
    мировозрением, цель и смысл которого не только почитать и сохранять жизнь, но и
    пробуждать к ней.
    * шаманизм стремиться найти свою нишу в духовном опыте человечества, определить
    общее с мировыми религиозными системами при акценте на особенном
    (тюрко-монгольский, сибирсий шаманизм) и единичном (хакасский, тувинский и пр.). Самое
    первое, что роднит шаманизм с мировыми религиозными системами, это
    общечеловеческие этические нормы. Известно также, что именно шаманизм "подарил" им
    некоторые особенности ритуальной практики (окуривание, обрызгивание, движение по
    кругу и многое другое). С буддизмом и дзен-буддизмом их роднит теория реинкарнаций,
    медитация. В шаманизме, как и в даосизме, первоосновой является Закон (Дао).
    Конфуцианство и шаманизм перекликаются культами неба, предков и жесткой системой
    устройства общества. Уникальное же лицо шаманизма связано с тем. что нет другой
    такой травдиции, которая быпа бы настолько ориентирована на природу, как шаманизм.
    * появились новые формы шаманизма. Так известный исследователь мирового
    шаманизма М. Хоппал выделил "городской шаманизм", который по его мнению имеет
    свою специфику в ритуалах.
    В современных условиях особого внимания требует вопрос о полноте восстановления
    шаманских ритуалов. При тщательном исследовании оказывается, что каждое
    шаманское действие, слово, несет строго определенный смысл. Другое дело, что
    современная аудитория, вырванная из традиционного мировосприятия и образа, очень
    часто многого не понимает и не воспринимает. Современному человеку, получившему
    образование и воспитание на базе европейского рационализма, очень сложно многое
    брать на веру. Осложняет ситуацию и то, что у каждого шамана, при общей
    мировозренческой основе, всегда были и будут свои индивидуальные особенности (сфера
    действия, подбор союзников, сила, песня, судьба и пр.). С другой стороны, одним из
    важнейших условий эффективности шаманских камланий является доверие аудитории
    силе шамана. Современный человек радикально отличается от традиционного, поэтому
    умение шамана убедить пациента в своем могуществе зависит от его мастерства
    психолога, при этом часто необходимо использование и научной лексики.
    В шаманской тысячелетней традиции существует представление о "месах силы",
    которые могут быть как не большими, так и значимыми в мировом маштабе. От
    состаяния этих территорий зависят судьбы в мировом масштабе. Такой сакральной
    землей является и древняя Хакасия. Шаманизм на ее территории возник в глубокой
    древности. Шаманская (трехчленная) модель мира в наиболее разработанной форме
    присутствует уже в каменных изображениях окуневской культуры (3 тыс. до н. э.),
    которая с необходимостью предпологает появления особого типа людей - шаманов,
    способных путешествовать (в измененных состояниях сознания) по всем трем мирам,
    населенными божествами и духами. Сложнейшая история хакасов свидетельствует не
    только об удивительной жизнеспособности шаманизма, нои ассимиляции им распрост-
    ранявшихся когда то здесь буддизма, манихейства, христианства. Хакасский этнограф
    Патачаков К.М. привел следующие цифры : "в 1924-1925 году в 26 аалах Хакаского уезда
    был 71 шаман. из них 54 чел. мужчины, 17 - женщины; 39 чел. имели бубны. костюмы;
    наследственными шаманами считались 15 чел..." "......"
    Остновимся кратко на основах вероучения хакасского шаманизма как мировоззрения
    общности, в котором все важнейшие проблемы народа рассматриваются с позиций
    взаимоотношений Природы и Человека. Филосовский анализ традиционного
    мировоззрения народа позволяет выделить основные идеи, ставшие с незапамятных
    времен ядром культуры этноса:
    * Мир един и живой, в нем все связано со всем, все зависит друг от друга.
    * Абсолютная бесконечная Жизнь является высшей ценностью, человек не "тварь
    дрожащая", он возник одновременно с миром и несет Личную ответственность за
    благополучие вселенной, природы, социума, рода, семьи, своейвечной жизни здесь, в этом
    "солнечном мире".
    * Мир находится в вечном движении и развитии, ему имманентно присуща природная
    ритмичность (смена времен года, состояний общества - гармонии и хаоса).
    * Вселенной руководит обьективный, вечный Закон справедливости, поэтому уйти от
    наказания за нечистоту мысли, чуства, поступка человек не может ни в ходе
    искупительной жертвы (тем более чужой), ни индульгенции.
    * Наиболее важными ценностями традиционного мировоззрения являются дети, семья,
    община, род, этнос, родина.
    * Традиционное мировозрение рождает позитивное мировосприятие (поскольку жизнь и
    смерть - вечные и неизбежные этапы в процессе перевоплощения), которое с
    неизбежностью способствует позитивной деятельности, ориентированной на
    творчество.
    * Человек традиционного общества обладает выраженной целостностью (единством
    тела, сознания, души).
    * Проявления экзистенциального вакуума в традиционном обществе редки, чему
    способствует строгая социальная упорядоченность и психотерапевтическая
    деятельность шаманов.
    * Народная педагогика является смыслообразующей, формирует у человека чуство само
    достаточности, личного и этнического достоинства. Кто хорошо знаком с научными и
    филосовскими поисками конца 20 века, тот увидит удивительную современность этих
    идей.
    Традиционная же картина мира хакасского шаманизма следующая:
    * Верхний мир (Хан-Тигир), источник всего сущего, средоточие божественного Света,
    определяет судьбы мира, народа, и каждого отдельного человека. Поэтоу хакасский
    шаманизм часто называют тенгрианством. Самые сильные шаманы ("посвященные,"
    имеющие более 9 бубнов) поднимались в Небо, становясь заступниками за человека.
    * Средний мир - собственно человеческий, в котором он полностью реализуется,
    испытывая радость и полноту бытия. Самой важной смысложизненной задачей каждого
    хакаса считалось не нарушение целостности и гармонии этого мира, личная
    ответственность за продолжение Жизни во всех ее формах. У хакасов с древних времен
    выражен культ предков, которые олицетворяют силу родовых заступников и
    хранителей (исторических героев, великих шаманов). Предки вечны, строги
    исправедливы. Главным условием жизни и мощи предков является сохранение и развитие
    этноса со всеми его атрибутивными свойствами (родной земли, этнической
    култьтуры, особенно языка, родовых связей как условия целостности народа, его
    генетического здоровья и т.п.).
    * Нижний мир - мир духов. Чистота мысли, чуства и действия являются основой
    долгой и обеспеченной жизни, нарушение этих требований (по всеобщему закону
    справедливости) с неизбежностью карается, при этом страшным наказанием является
    отсутствие детей, прекращение жизни рода. От неосторожной связи с силами нижнего
    мира из-за нарушения запретов и норм нравственности человек может серьезно
    пострадать. Зашитником становится шаман, который вступает в смертельную
    борьбу за жизнь и душу человека.
    Шаманский дар, как правило, передавался по наследству, сопровождался "шаманской
    болезнью" и требовал от человека (часто в ущерб собственным интересам) посвящения
    себя без остатка служению народу, что требовало огромного физического и
    психического здоровья. Каждый шаман имел свою специализацию (лечение, ясновидение и
    пр.), территорию путешествий (уровни и пространства мироздания в зависимомти от
    его силы), духов-помощников, формы камлания, особенности костюма, используемых
    музыкальных инструментов и пр. Существовала закрытая система обучения и
    посвящения молодых шаманов (как в процессе их общения с сакральным миром, так и
    опытными шаманами).
    Наиболее распространнеными способами лечения являлись програмирование и
    самопрограмирование пациента на выздоровление, ритмотерапия (звуками бубнов,
    других музыкальных инструментов, личных песен шамана, движениями его танца и пр.),
    ароматерапия (ирбен, артыш и др.), траволечение, мануальная терапия, психокоррекция,
    гипнотерапия, визуализация, плацебо-эффект и др.
    Кстати сказать, в шаманизме, как ив других религиозных системах, можно четко
    выделить внутреннюю (эзотерическую) и внешнюю (для народа) стороны. О последней
    было сказано выше. Что же касается первой, то здесь важно отметить следующее. В
    течение тысячелетий от учителя к ученику передавалась филосовская основа и
    ритуальная практика шамана. Связано это было с тем, что сложнейшая шаманская
    реальность (в силу своей бесконечной многоплановости) не поддавалась рациональному
    осмыслению и вербальному обьяснению. Тайным знание было так же потому, что
    шаманские путешествия были всегда опасными и непредсказуемые, они требовали
    огромной духовной силы, физического здоровья и нравственной чистоты.
    Анализ отечественной и мировой научной мысли, а так же собственное исследование
    данного явления в его историческом и современном контекстах позволяют сделать
    некоторый прогноз о перспективах развития шаманизма:
    * Шаманизм в мире (традиционном и индустриально развитом) вызывает выраженный
    интерес не только у ученых саых различных напрвлений (антропологов, психологов,
    философов, физиков и пр.), но и у широкой общественности. Глобальный экологический
    кризис часть ученых и практиков связывают, помимо всего прочего, с утратой
    биофильного сознания человечества, господствовавшего в шаманском
    мировосприятии. Этнически возрождающиеся народы ищут глубинные факторы
    этноиндетификации. в том числе и религиозные. Часть из них находят в шаманизме.
    * Шаманы (как и по сути, служители иных религиозных систем) были психотерапевтами
    вплоть до 20 века, у многих народов таковыми остаются и сейчас. Современные
    исследователи шаманизма Вайнштейн С.И. и Москаленко Н.П. отмечают:
    "положительный эффект достигался не только при излечении больных с нарушениями
    психики, нервных заболеваниях, но и при некоторых болезнях, вызванных иными
    факторами... из 57 опрошенных нами больных пациентов шаманов у 49 человек после
    камлания наступило выздоровление или улучшение состояния."
    * Шаманы получают свой дар, как правило, по наследству, а это значит, что они были,
    есть и будут. С ними пытались бороться (кострами инквизиции, лагерями ГУЛАГа...), но
    безуспешно. И сейчас рождаются молодые шаманы имеющие сильные шаманские
    родословные. Помимо этого, надо помнить, что останутся и те, которые становятся
    шаманами в результате серьезных болезней, травм, клинических смертей и пр. Наконец,
    шаманами становятся после обучения (например при Фонде шаманских исследований
    М.Харнера, США). Ученый считает, что 9 человек из 10 способны к шаманским
    путешествиям, при которых они могут "включать" работу своего "внутреннего
    доктора".
    В последние годы мы становимся свидетелями нового явления в шаманизме -
    стремления шаманов обьединиться в сообщества национального, регионального и даже
    мирового уровней. Сами шаманы предсказывают: "Мы должны ожидать восстания духов
    разных мест Земли." Достаточно часты утверждения шаманов самых разных народов и
    континентов, что именно их деятельность по удержанию равновесия во Вселенной пока
    еще спасает человечество от окончательной гибели вследствие техногенных
    катастроф, мирвых войн и экзистенциального вакуума.


    http://siberia17.narod.ru/2.htm
  18. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Немного не в тему, но про шамана на войне: http://zavtra.ru/cgi//veil//data/biblio/shurygin/mganga.html

    Мне кажется что интерпретация деления на Нижний, Средний и Верхний миры у нас зачастую следует шаблонам Ад, Земля, Рай. Думаю, это не совсем верно.
  19. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.164
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Думаю, что всё было наоборот. Они у нас содрали трёхчленную картину мира. Но, как всегда, не правильно поняли её и конечно же переврали.
  20. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Повторенье - мать ученья...



    Хайджи-пророк и шаман

    Не осуждая волю, явленного Сутью,
    Возьми свой бубен ты, шаман,
    И я возьму свой ящик семиструнный,
    Чатханом названный мой спутник !
    Да и зачнём мы БИТВУ за ТЕНГРИ !!!
    И явим миру глас и тайну Неба !
    Ты можешь вволю,
    Семидесятью семь назвав свой стан Богов
    На каждую мою струну чатхана
    (всего-то семь от рода!)
    По одиннадцать надсмотрщиков тайных
    Поставить во главе угла –
    Они (почище воли тамплиеров !) –
    Мой каждый шаг, мой каждый нерв,
    Мой каждый вздох и дрожь чатхана звук –
    Припрятан будет сроком до отчёта !
    И связан будет волею твоей – Небесный мой шаман !
    Ты воля Духов для чатхана моего, но…
    Я сын Неба, сын Тенгри,
    (как и ты, шаман, позволь быть откровенным !)
    Я тот, кто наречён Каганом власти Слова…
    Я – мир (озвученный !) твоих недобрых Духов !
    Я – мир ЗА-явленных когорты волчьих слухов,
    Сбивших в стаи нации, народы, племена…
    Мне Волею дано одной лишь песнью ясной
    Твоих Богов восславить и… ослабить !
    Твой дух, шаман, и Воинство твоё
    Столпится в круг моего чатхана –
    Зачнёт единственный и верный танец Солнца…
    Под бубен твой, шаман, и мне подвластный бубен !
    И каждый из Богов, тебя пославший для экстаза,
    Будет сыт и сносен звукам, порождаемых чатханом…
    Ты, шаман, лишь дверь, лишь круг перемещенья Знаков –
    А я – почти Тенгри, чьей волей со-творяются миры !..
    Планеты и галактики, и огнь, свет, и тьма,
    И Дух, и воля Духов, и ты – шаман…
    И суть, и смысл, и только потому…
    Что дарован мне волею Тенгри
    Знак сути, тончайших связей Неба
    И миров невидимых, и духов - семидесяти семь…
    Мне дан язык и звук семи чатхана моего !
    Не каждому такая власть от Неба !
    И потому… лишь только мой чатхан
    Одной какой-нибудь струной замыслит песню -
    Все воины твои – все твои Боги (о, шаман !)
    Моей подвластно песне !!!
    Но в чём - вопрос ?
    И отчего ж такая воля всего лишь пустоте словесной ?-
    Озвучен будет явью некий смысл…
    Вот в этом Суть !
    И в этом явно – Тайна !
    И тебе, шаман, Его уж не постичь !
    Так бей в свой бубен, колоти,
    Своих Богов ты призови к участию!..
    А я всего лишь проворчу:
    Я – сын Тенгри, и посланный для счастья !!!

Поделиться этой страницей