Хонгорай

Тема в разделе 'История', создана пользователем Толы Хоорай, 27 май 2009.

  1. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Конгурей/Хонгорай -общая память современных хакасов/киргизов, алтайцев, тувинцев, шорцев


    Запомнила деда - маминого отца Мартай-оола Кыргыса из Ийи-Тала высоким, горбоносым, светлоглазым. От флегматичного деда мне ничего не досталось: ни роста, ни носа, ни спокойствия. "Мы барыкские кыргысы" - любил он повторять мне, пятилетней, ничего не понимающей ни в кыргысах, ни в барыках. Барык -оказался притоком Енисея (Ийи-Тал), род Кыргысов - остатки кыргызских племен, расселившихся вдоль Улуг-Хема после распада Хонгорая. в тувинской традиции - Конгурея.

    Аранжированный до неприличного пафоса "Конгурей" - хит этноисполнителей уже и иностранных. Сохранившийся текст - таков:

    Алдан четкен чылгымнын - У табуна моего достигшего 60 голов
    Алызы кайдал конгурей - Где веревка для привязи, конгурей?
    Алды кожуун чонумнун - у народа моего в шесть кожуунов (админ. территориальная единица)
    Аалы кайдал конгурей? - Где аал (родина) конгурей?
    Алдын адак Тандымны -
    Арамайлап дагыдым -
    Освящаю я благопожеланиями золотого Танды (гор) подножие
    Алды кожуун чонумну
    Алгап-йорээп мактадым
    Песнями и молитвами благословляю и воспеваю я свой народ в шести кожуунах


    В НЕКОТОРЫХ ВАРИАНТАХ ИСПОЛНЕНИЯ КОНГАР-ООЛОМ ОНДАРОМ ЕСТЬ ЕЩЕ РЕЧИТАТИВ С АНГЛИЙСКИМ СИНХРОНОМ:
    Бурун шагда тыва чонум, ада чуртум - Мой древний народ и моя родина
    Алды кожуун чонум кайда: Где мой народ в шесть кожуунов?
    Барыын-Хемчиим, Чоон-Хемчиим, Улуг-Хемим,
    Тожу кожуун, Каа-Хем кожуун, Тес-Хем кожуун
    Алды кожуун мээн чонум кайда силер? Где ты мой народ?
    Азып чор мен, тенип чор мен Блуждаю я
    Адам огбем-бурунгу чонум? Где моя родина и мой народ?


    По выкладкам получается, что история печатными шагами прошла мимо тувинцев, которые составляли лишь незначительную часть империи кочевников Хонгорей, но песню лишения сохранили в памяти они, сенгельские тувинцы, отпавшие от советской Тувы при политическом дележе СССР маленькой территории с Монголией.

    Итак, что я нашла по истории Конгурея:
    «Конгурей-Хонгорай» – возможно отзвук распада в 1703 году политического строя Хонгорая - основы государственности енисейских кыргызов, просуществовавшей в Южной Сибири более тысячелетия, вызванный переселением в Джунгарию. (Джунгария – объединявшая племена кочевников центральной Азии разгромлена 1755-56 годах, войска маньжурской (цинской) династии Кита. Они "истребляли все, что им ни встречалось живого, убивали мужчин, насиловали и замучивали женщин, а детям разбивали головы о камень или стену, сжигали жилище, резали скот. Вскоре в стране воцарился голод, одни начали умирать голодной смертью, а другие резали людей и питались человечьим мясом» говорится в источниках).


    Бутанаев В.Я. «К вопросу о Кыргызско-Хакасских этнографических связях.
    Кыргызы: этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. (Материалы Международной научной конференции, посвященной 1000 летию эпоса "Манас" 22-24 сент. 1994 г.)- Бишкек: Кыргызстан, 1996.» В его изложении история Хонгорая выглядит так:


    «Этносоциальное объединение "Хонгор" или "Хонгорай" был основан примерно в 1368 г под эгидой кыргызов. Согласно историческим преданиям, хоорайский (хоргорский) народ происходил от кыргызов. В речи сказителей употребляется устойчивое определение "Хыргыстан тогыс мун Толы Хоорай чоны" - Кыргызский девятитысячный союз Хоорай. В основе многих центральноазиатских этнонимов прослеживается корень "хор" (кор). Например: хор - тибетское название тюрко-монгольских номадов, хор - подразделение народа юйгу, хоро - обозначение предков якутов, хори - подразделение бурятов, уйгур, курыкан, хонгоройд - монгольское произношение имени Кунграт и т.д. По всей видимости, и этноним "хонгорай" также восходит к этой основе.


    До сих пор в современных алтайском, тувинском, хакасском и киргизском языках есть слово "хор" (кор), обозначающее народные массы. Первоначально смысл почти всех этнонимов восходил к понятию люди, народ, человек. В таком случае указанные этнонимы имеют тюркскую этимологию.

    Во время путешествия П.Чихачева по Туве тувинцам слово хакас было совсем не известно. Они четко знали, что, перебравшись через Саяны и продвигаясь на север, попадешь в страну под названием "Хонру" (т.е. Хонгорай). Во второй половине XIX в. тувинцы для обозначения Минусинского округа применяли это слово уже в стяженной форме - "Хоорай". Все их великие шаманы появились из Хоорайской страны: "Из Хоорая испугавшись, за сутки прискакали на крупе каурого коня". Они получали свой шаманский дар от "хоор албысов", т.е. хакасских духов, которых отождествляли с духами небесного происхождения. Телеуты и южные алтайцы называли благодатные степи Минусинской котловины Конграй или Конгырай-Сагай. Конграй почитался у них как прародина теленгитов. В историческом фольклоре данный термин, как правило, в парных сочетаниях - Ал Хоорай, Толы Хоорай, Тубен Хоорай, Хыргыс-Хоорай, Туктiг Хоорай и др., обозначал также и этническую территорию хакасов, т.е. Хакасско-Минусинскую котловину. Название Хонгорай применялось и в русском дипломатическом языке. Когда в 1707 г. был построен Абаканский острог, то в письменных документах отмечалось: "На урочищах Хонгороя русские люди поставили город", "И тот Хонгороя - ... киргис, урангай, моторы их кочевия". На карте Сибири XVIII в., составленной Ф.И.Страленбергом, долина р.Абакан и горный хребет Западных Саян (т.е. западная часть Минусинской котловины) обозначены как территория "Хонкорай".

    После гибели династии Юань в 1368 г. власть монголов на Среднем Енисее, вероятно, пала, и в течение XV-XVI вв. этносоциальное объединение Хоорай, возглавляемое кыргызами, стало развиваться независимо. Хоорай имело самостоятельное политическое устройство, которое позволяет определить его как государственное, с неразвитой формой общественных институтов. К этому выводу мы пришли вслед за известным историков Н.Козьминым, который считал, что объединение кыргызов в XVII в. "было именно государство, но находящееся в упадке".


    Политическая организация Хоорая или Кыргызской земли объединяла четыре княжества-улуса: Алтысарский, Исарский, Алтырский и Тубинский, во главе которых стояли беги.
    Алтысарский улус (от хакасского "алтынзархы" - северный или нижний) располагался на севере Хакасии в долине Июсов и Божьих озер. Алтысарцы именовались "нижними кыргызами", т.к. обитали ниже остальных по течению Енисея. Кроме того, они имели второе название "Большие кыргызы". В состав этого улуса входили следующие роды: Кызыльский, Шуйский, Ачинский, Туматский и др.


    Исарский улус (от хакасского "iссархы" - внутренний) находился в центре Хакасско-Минусинской котловины вдоль Енисея от устья р. Абакан до р. Огур. вероятно, его основное население составляли рода кереит и изыр, ибо в русских источниках вместо названия исарцев часто фигурировали кереитцы или езерцы. Княжеские кочевья их находились в устьях р. Ерба и р. Абакана.

    Алтырский улус находился в долине левобережья р. Абакана, от Уйбата до Таштыпа. Этот улус был самым южным или верхним, согласно течения р. Енисея. Поэтому их жителей порой называли "Верхние кыргызы". Вполне возможно, что в основе его названия лежит хакасский термин "алдэза" - передний. В пределах Алтырского улуса находились следующие роды: Сагайский, Бельтырский, Табанский, Саянский, Иргитский, Чистарский и др.
    Тубинский улус охватывал все правобережье Енисея от Саян до устья р.Сыды и, вероятно, правобережные степи Абакана. Центр его находился в долине р. Упса, где обитал ведущий род Туба (тубинцы). Все княжества с их ясачными людьми были "киргисского владения землицы".


    Для решения государственных дел собирался большой съезд - "чыын" представителей всех четырех улусов Хоорая. Например, на съезде 1627 г. присутствовало 700 человек. На таком форуме решающий голос принадлежал кыргызским князьям. Они совместно "удумывают обо всяком земляном деле" [30]. Здесь же выбирался "лучший" князь, которому поручалась верховная власть в "Кыргызской земле". В начале XVII в. "лучшим" князем слыл Номчы, затем стал его сын Кочебай. При заключении мира с русскими Кочебай давал шерсть за всех кыргызских князей"... и за улусных людей и за их братью, и за детей, и за род, и за племя, за улусы их, и за всю Киргизскую землю по совету всей Киргизской земли". Наличие общего "совета всей Кыргызской земли" характеризовало политическое единство государства Хоорай.

    Население Хоорая, переплетенное патриархально-родовыми пережитками, было подвержено классовой дифференциации. Представителями правящего класса выступали чайзаны или "лучшие люди", а эксплуатируемый класс составляли харачы (т.е. чернь) или "улусные люди". Последние представляли основную массу населения. Чайзаны были хозяевами крупных стад скота и предводителями больших групп независимого населения. Однако существенное социальное значение придавалось происхождению человека и статусу его рода. Население Хакасско-Минусинской котловины разделялось на "хасха соок" - белую кость, т.е. элитарный род, к которому относились кыргызы, и на "пора соок" - серую кость, т.е. низшее сословие, к которому причисляли
    Хакасский тюрколог Чертыков М.А. (ссылаясь на труды Моисеева В.А. Цинская империя и народы Саяно-Алтая в 18 в.
    Бутанаева В.Я., Худякова Ю.С. История енисейских кыргызов
    Чаптыковой Н.Н. Борьба вокруг «Киргизской земли» в XVII веке)
    пишет о Хонгорае - этнополитическом союзе племен объединившихся вокруг енисейских кыргызов следующее (в сокращении):
    «Этнополитический союз Хонгорай (русское название – «Киргизская землица») возглавляемый кыргызами показал большую устойчивость к внешним ударам, являясь основой этногенетических процессов… Енисейские кыргызы вошли в состав волжских калмыков, участвовали в этногенезе алтайцев, тувинцев. Кроме того, делаются предположения об участии енисейских кыргызов в этногенезе иркутских бурят, халха-монголов, казахов верховьев р. Иртыш и калмак-кыргызов района Эмель-Гол (Чугучак) провинции Синьцзян КНР.
    В конце XVII – начале XVIII вв. борьба коренных жителей против российского колониализма, возглавляемая кыргызами, в очередной раз вошла в активную фазу. Енисейские кыргызы и другие субэтнические группы Хонгорая, действуя совместно с джунгарами, ознаменовали начало нового века серией набегов на Томский уезд и Кузнецк, готовили широкомасштабное наступление на Красноярск и Томск.


    В начале XVIII в. Цеван-Рабдан, учитывая осложнившуюся политическую обстановку в Центральной Азии, а также опасаясь возможности захвата цинскими войсками населения Хонгорая, решил переселить енисейских кыргызов к своей ставке в Или-Иртышское междуречье. Переселению предшествовало посольство от Цеван-Рабдана к Петру I (1701-начало 1703гг.), в ходе которого предметом переговоров были енисейские кыргызы. По кыргызскому вопросу Петр I проявил жесткую позицию, приказав воеводам Томска, Красноярска и Кузнецка «кыргызских людей смирить войною тремя городами», что также послужило дополнительным мотивом к переселению енисейских кыргызов. Несмотря на активизацию действий в 1701-1702гг. русских войск против кыргызов, анализ источников показывает, что походы, совершаемые на северные владения кыргызов, имели ограниченный успех и не ставили кыргызов в критическое положение. Следовательно, русский фактор не являлся основной и единственной причиной переселения населения Хонгорая в Джунгарию в 1703г.

    Енисейские кыргызы с Джунгарским ханством были в отношениях «албату» - покровительство за военную службу и неоднократно привлекались джунгарами для ведения боевых действий. Джунгария после галдановых войн особенно остро нуждалась в людских ресурсах.
    Посланные в Хонгорай представители контайши, ставя перед собой цель - примирить кыргызов с русскими, старались делать как можно меньше уступок русской стороне, опасаясь потерять доверие кыргызов и тем самым подтолкнуть их к отложению от джунгарского подданства и принятию ими помощи от цинского Китая в борьбе с русской экспансией. Например, в 1702г. представитель контайши Арамжама, как и его предшественники, отказал в удовлетворении претензий томских посланцев о возмещении ущерба, нанесенным кыргызским набегом на Томский и Кузнецкий уезды, и наказании виновных, указывая на то, что «на Чулымцов надлежит ясак сбирать на контайшу».


    В условиях войны на два фронта Джунгария не могла себе позволить потерять хороших воинов и источник поступления пушнины. Джунгары также опасались допустить завладения Цинами населения Хонгорая и открытия северного фронта. Тем более в недавнем прошлом енисейские кыргызы в ответ на агрессивные действия Алтын-хана и его переговоры с Россией отложились от Алтын хана и совместно с джунгарами взяли его в плен в 1667г., тем самым, положив конец его государству.

    В июне 1703г. Цеван-Рабдан для осуществления своего плана отправил в Хонгорай 2,5-3тыс. воинов во главе с тремя чайзанами: Духаром, Сандыком и Арамжама Ченбилем. Он приказал своему наместнику Аба-зайсану всех кыргыз и кыргызских кыштымов привести в Джунгарию, дабы они «от него контайши не отложились». Население Хонгорая при помощи кыргызских князей было собрано в долине р. Абакан в устье р. Аскиз. По трем дорогам жители хонгорайских улусов под конвоем джунгарских отрядов были препровождены в Джунгарию. Переселена была большая часть населения Хонгорая – 15-20тыс. человек.

    Джунгары предполагали возможность возвращения хонгорцев, о чем сообщается в послании джунгарского хана красноярскому воеводе, где говорится, что «кыргыских киштымов в Калмыки взяли для того, что де они нужны, и по то де время покамест они справятца, и они де на свои старые урочища отпустят». Переселение основной массы населения повлекло за собой разрушение политического строя Хонгорая, разрушение государственности енисейских кыргызов, просуществовавшей в Южной Сибири более тысячелетия. Однако переселение 1703г. не было однозначно насильственным актом, т.е. угоном, т.к. джунгарам в этом содействовала политическая элита Хонгорая. Также нельзя рассматривать переселение как эвакуацию, т.е. как добровольное переселение, т.к. известно, что часть населения воспротивилась переселению и предпочла остаться на родине.

    Кыргызский вопрос еще долго после их переселения будет использоваться как российской так и джунгарской стороной как повод для претензий на дипломатических переговорах, что мы видим неоднократно на протяжении первой половины XVIII в. Например, посол джунгарского правителя Цеван-Рабдана Борокурган 7 сентября 1721г. при встрече с графом Г.И. Головкиным в Москве заявил ему: «Через указ его великого государя при границах обретающиеся начальники и протчие управители чинили многия обиды его [контайшины] поданными киргизским улусам, о чем на обидящих посылал посланцев просить на них управления, и посланных его, Контайши, до великого государя не допущали и назад возвращали, не показав никакого надлежащего удовольствования, отчего он [контайша] принужден был из тех мест, где его подданные киргизы кочевали, перевести в свои ближайшие улусы, не желая дать притчины всяким ссорам с обеих сторон».

    Данная дипломатическая позиция привела к тому, что в российской историографии XVIII в. утверждается одностороннее представление о главном и единственном мотиве переселения енисейских кыргызов.

    Переселенцы были размещены на приграничной с казахами территории, где «за Иртышом рекою на Кокоре озере с кыргызским князем Кулегене в улусе и напали де на них кыргыз бруты и разбили Кулегенев улус» . Однако основная часть переселенных кыргызов избежала разгрома и через два месяца после выхода из Хонгорая обосновалась при большой урге (ставке) контайши.

    В дальнейшем они локализуются на р. Эмель – южном притоке р. Иртыш. В Джунгарии енисейские кыргызы составили отдельный оток – административно - хозяйственную единицу, находящуюся в личном подчинении джунгарского хана. Причем в Джунгарии из 24 отоков было только два неджунгарских, иноплеменных по этническому составу отока: кыргызский и теленгутский. Управлялся кыргызский оток четырьмя зайсанами и состоял в середине XVIIIв. из 4 тыс. семей.

    Согласно генеалогическому преданию алтырцы – часть енисейских кыргызов являются одними из прародителей рода Бушухту-хана. Кроме того, кыргызские князья состояли в родстве с правителями Джунгарии, джунгары рассматривали енисейских кыргызов как родственный народ, а кыргызские княжеские рода как равные по древности происхождения.

    Отсутствием основной массы населения Хонгорая поспешили воспользоваться русские, организовав в 1704-1706гг. серию карательных походов, а также организовав заслоны против возвращающихся кыргызов, в ходе чего кыргызы понесли небывалый за годы столетнего вооруженного противостояния урон. Спешно строится Абаканский острог. Видя истребление оставшихся в Хонгорае Цеван-Рабдану видимо стало окончательно ясно, что ойратам не удастся сохранить свое влияние в енисейском регионе и он поспешил переселить остатки кыргызов и их кыштымов, для чего в 1706г. было организованно еще одно переселение хонгорцев в Джунгарию, которое было не столь масштабно как в 1703г.

    Известно только, что «с того 1706 году с тех Мелеских и Ачинских волостей с ясачных людей на контайшу в зборе алману не збирано и разорения никакого тем ясачным людем не чинили» по причине того, что «в 1706 году оныя контайшина владения киргизы з земли сведены в улусы контайшина владения».


    Часть кыргызов перешла Саянские горы и присоединилась к монгольскому феодалу Гун Бубэю, находившемуся в подчинении у Цинов, и участвовали в сложении тувинского этноса. Многие возвращавшиеся хонгорцы не смогли достигнуть родных мест и осели среди телеутов, алтайцев, тувинцев и других народов Саяно-Алтая, а также среди казахов верховьев Иртыша.
    На протяжении первой половины XVIII в. русское население опасалось возвращения кыргызов. Несмотря на прямые указания российского правительства, долгое время россияне не хотели селиться на незащищенной острогами территории «волостей немирных». Время от времени опасения подтверждались возращением частей переселенных хонгорцев. Возвращение началось сразу же после переселения. Возвращались группами от нескольких человек до нескольких сотен.


    Порой до русских доходили отголоски грозных событий в Джунгарии, в которых участвовали и их недавние беспокойные соседи.

    Русское правительство в 1736г. забеспокоилось, получив известие от южных алтайцев, что из урги контайши «киргизы отпущены в свою киргизскую землицу все без остатку, а в провожатые де за ними послано через калмыков две тысячи человек и велено им киргизам и калмыкам идти промеж Томских и Кузнецких городов…».


    "Не поддается подсчетам скольким хонгорцам в этот год удалось вернуться на родину. Известно, что через 20 лет кыргызский оток в Джунгарии состоял из 4 тыс. семей."

    http://plimpa.livejournal.com/34144.html
  2. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    В продолжение темы:

    Японские средневековые сказания Сборник
    Хёрай. Японские сказания о вещах не совсем обычных

    http://www.khakasia.com/forum/showthread.php?t=105
    OCR Reshka
    «Хёрай. Японские сказания о вещах не совсем обычных»: Центр «ПРО»; Москва; 1991
    ISBN 5 85764 002 4

    Хёрай

    Голубое видение глубины, теряющейся в высоте, — море и небо, слившиеся в светящейся дымке Дня Весны в Час Утра.
    Только небо и море — одна голубая безбрежность. Там, где рябь ловит серебряный свет, клочья пены кружатся в водовороте. Но чуть дальше — ни единого движения, ничего, кроме цвета: немного теплая голубизна воды, расширяющаяся для того» чтобы смешаться с голубизной неба. Горизонта нет — только расстояние, парящее в пространстве, бесконечная вогнутая поверхность, зияющая перед вами и грандиозно нависающая сверху, — цвет, углубляющийся с высотой. А далеко в середине этой необъятной голубизны висит неотчетливое, неясное видение дворцовых башен и высоких крыш, изгибающихся подобно молодому месяцу., — какая то тень великолепной неведомой древности, освещенной солнечным светом, мягким, как память…
    То, что я попытался сейчас описать, называется «какемоно» — японская роспись по шелку, украшавшая когда то стены домов в Островной Империи. А изображение голубизны и нечто в ее глубине имеет название «синкирё», что означает мираж. Но очертания этого видения безошибочно узнаваемы. Это тускло мерцающие порталы, и лунообразные крыши Дворца Дракона, и все вокруг — все, возникшее двадцать два столетия назад. В древних книгах рассказано очень много об этом месте, называемом «Хёрай».
    В Хёрае нет ни боли ни смерти, нет холодов зимы. Цветы здесь никогда не вянут, а плоды никогда не опадают, и если человек отведает этих плодов хоть бы однажды, он никогда больше не почувствует жажду и голод. В Хёрае растут невиданные растения: Соринси, Рикугё Аой и Банконтё, исцеляющие все болезни, а также волшебная трава Йошинси, которая оживляет мертвых, потому что орошается чудесной водой, единственный глоток которой дарует вечную молодость.
    Люди в Хёрае берут свой рис из очень маленьких мешочков, но рис в них никогда не кончается, как бы много его ни было съедено. Люди в Хёрае пьют свое вино из очень маленьких чашечек, но нет человека, который мог бы осушить такую чашечку, как бы много он ни выпил.
    Все это и еще многое другое рассказывается в легендах времен древних династий. Но те, кто сочинил эти волшебные сказания, едва ли видели Хёрай, пусть даже как мираж.
    Потому что в действительности там нет невиданных плодов, навсегда насыщающих отведавшего их, как нет никакой волшебной травы, избавляющей от смерти, источника чудесной воды, мешочков с неиссякаемым рисом и чашечек с неосушаемым вином, И это неправда, что болезнь и смерть никогда не посещают Хёрай, так же, как неправда и то, что там никогда не бывает зимы.
    Зима в Хёрае холодная: ледяные ветры пробирают до костей, и шапки снега собираются причудливыми фигурами на изогнутых, как молодой месяц, крышах Дворца Дракона.
    И все таки есть чудесные вещи в Хёрае, и наиболее волшебная из всех никогда не упоминается древними авторами. Я имею в виду атмосферу Хёрая. Ощущение исключительности этого места таково, что восход в Хёрае кажется светлее, чем любой другой восход: молочный свет, который никогда не ослепляет блеском, поразительно ясный, но очень мягкий. Эта атмосфера не нашего современного века — она чудовищно древна, так древна, что я чувствую разверзающуюся пропасть при одной лишь попытке подумать — как она древна; и это не обыкновенная смесь из кислорода и азота. Она вообще соткана не из воздуха, но из духа, — сущности тысяч и тысяч поколений душ, смешанных в одно целое, необъятное, прозрачное. Душ людей, чей образ мыслей никогда не походил на наш. Какой бы смертный ни вдохнул в себя этот божественный эфир, он возьмет в свою кровь этих вызывающих волнение духов, и они изменят чувства его, обострив понятие о Пространстве и Времени до такой степени, что он сможет видеть только так, как привыкли видеть они, чувствовать только так, как чувствовали они, и думать только так, как когда то думали они.
    Мягки, как сон, эти изменения чувств. Это и есть Хёрай.
    Но не всё возможно объяснить проникновением в кровь этих древних духов. Заклинания мертвых — это забытое очарование исчезнувшего Идеала, магический ореол древних надежд, нашедших осуществление во многих сердцах, простой красоте бескорыстной жизни, в сладости любви…
    Ныне над Хёраем дуют злые ветры Запада и загадочная атмосфера, увы, отступает перед их напором. Она сумела удержаться лишь пятнами и волнистыми лентами вроде тех длинных ярких полос облаков, которые пересекают ландшафты японских художников. Под этими пятнами волшебного тумана вы еще, может быть, сможете найти Хёрай, — но больше нигде…
    Запомните, что Хёрай — это «синкирё» — Мираж, Видение Неосязаемого.
    А Видение, раз пропав, никогда больше не появляется нигде, кроме картин, книг, снов…

    …Упавший цветок не вернется на ветку.
    Разбитое зеркало станет пустым навсегда.


    Оказывается мы не одиноки в этом мире...
  3. shundyk

    shundyk Member

    Дата регистрации:
    10 окт 2007
    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    5
    Баллы:
    18
    Маньчжурский текст.
    mende umai fe dangse aku. be nenehe sakdasa ci donjiha bade. meni hotogoit i lubsang sain hon taiji kalkai dorgi ishunde eherefi tes i honggor tologai sere bade afame gidabufi. onggot, mingat, minggan uriyanghai sai jergi ini harangga geren be gaifi oros i jecen honggoroi sere bade genefi tere de ulet sengge sere noyan sain hon taiji sebe dailafi albatu be oljilame gamaha. amala ulet noyasa ceni dorgide geli eherendufi ineku sengge sere noyan be ini ahun baturu cecen se nungnefi albatu be oljilaha de sain hon taiji sai beye ukafi jiderede esebe ulet i namsiki noyan i harangga obufi bihe be. amala ese kaldan boSogtu rabtan sede alban bufi bisirede ineku kaldan boSoktu musei kalkasa be dailame jifi gasana sere bade amba cooha da gidabufi sain hon taiji i fe albatu ci meni onggot otok i ahucilaha jaisang olosu mingat i ahucilaha jaisan isha. angga mergen se fe noyan be baime jifi gendun daicing hon taiji i jui beile sunjinsengge i funde elhe taifin i deki ilaci aniya de jihe.
    Монгол орчуулга
    Манд огт хуучин данс байхгүй. Бид урьд хөгшидөөс сонссон газарт, манай хотгойдын Лувсан сайн хун тайж халхын дотор харилцан муудаж, Тэсийн Хонгор толгой хэмээх газар байлдан дарагдаж, онгуд, мянгад, мянган урианхай нарын зэрэг түүний харьяат олныг авч, оросын хязгаар Хонгорой хэмээх газар одоод түүгээр өөлдийн Сэнгэ хэмээх ноён Сайн хун тайж нарыг дайлж, албатыг олзлон авсан. Хожим өөлдийн ноёд тэдний дотор бас муудалцаад, мөнөөх Сэнгэ хэмээх ноёныг түүний ах Баатар, Цэцэн нар шоглож, албатыг олзолсонд Сайн хун тайж нарын бие оргож ирэхэд эднийг өөлдийн Намшиги ноёны харьяат болгосон билээ. Хойно эд Галдан бошогт, Равдан нарт алба өгч бүхүйд мөнөөх Галдан бошогт халхыг дайлаар ирж, Гасана хэмээх газарт их цэрэгт дарагдахад, сайн хун тайжийн хуучин албатаас манай онгуд отгийн ахалсан зайсан Олосу, мянгадыг ахалсан зайсан Исха, Анга мэргэн нар хуучин ноёныг гуйн ирээд, Гэндэн хун тайжийн үр бэйл Сүнжинсэнгийн цагт, Энх-Амгалангийн дөчин гуравдугаар онд ирсэн.
    <!--[if gte mso 9]&gt; Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 &lt;![endif]--> <!--[if gte mso 10]&gt; /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} &lt;![endif]-->
    Русский перевод
    У нас не имеются старых записей. Мы слышали раньше от наших стариков что наш хотогойтский Лубсан саин хунтайджи поссорившись внутри Халхи, был побежден в местности Хонгор тологой реки Тэс и взяв с собою своих подданных, отоков онгут, мингат и тысячи урянхайцев, укочевал в местность Хонгорой* в пределах России. Там Саин хунтайджия разбил и пленил олетский Сэнгэ нойон. Позже того Сэнгэ нойона убили его же братья Баатур и Цэцэн поссорившись с ним и полонили они его подданных. В то время Саин хунтайджи с товарищами убежал оттуда и их сделали подданными олетского Намшиги нойона. Потом они стали давать албаны Галдан бошокту и Рабдану. Галдан бошокту напал на Халху и был разбит великой армией в местности Гасана. Из старых албату-подданных Саин хунтайджи, предводитель нашего онгутского отока зайсан Олосу, мингатские зайсаны Исха и Анга мэргэн прибыли сюда, 43-м году эры Канси, во время правлении бэйлэ Сунжинсэнгэ, потомка Гэндуна хунтайджи.
    (Түүхийн судлал. Studia historica. Instituti Historiae Academiae Scientiarun Mongoli. Tomus XXXIX Fasciculus 1-24. Улаанбаатар 2009. стр. 149 )
    *Хонгорой - нынешняя Хакасия.
    http://buryat-mongolia.info/bloguud/songool/archives/102
  4. +++

    +++ New Member

    Дата регистрации:
    24 ноя 2009
    Сообщения:
    9
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    шикарная песня. диск один тувински лама подарил. кажется племянник того ондара. кстати ничего там такого пафосного не заметил.
  5. Кочевник

    Кочевник New Member

    Дата регистрации:
    3 окт 2009
    Сообщения:
    175
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Читаем работу профессора Бутанаева



    http://www.eurasica.ru/articles/kha...yrgyzsko-hakasskih_etnograficheskih_svyazyah/
    © Бутанаев В.Я.
    К вопросу о Кыргызско-Хакасских этнографических связях.

    Кыргызы: этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. (Материалы Международной научной конференции, посвященной 1000 летию эпоса "Манас" 22-24 сент. 1994 г.)- Бишкек: Кыргызстан, 1996. - С. 102-126.



    В эпоху позднего средневековья различные племенные группы Хакасско-Минусинской котловины под эгидой кыргызов, после распада Юаньской империи в 1368 г., образовали единое этносоциальное объединение "Хонгор" или "Хонгорай" [6]. Основанием для подобного заключения являются показания широкого круга источников и, в первую очередь, письменных документов XVII-XVIII вв [7]. Кроме того, богатое фольклорное наследие народов Южной Сибири сохранило для нас термин "хонгорай" в качестве одного из старинных названий хакасов и Хакасии. В хакасском языке, в результате процесса стяжения гласных, это слово стало звучать как "хоорай". Оно широко употреблялось в героическом эпосе, исторических преданиях, песнях, пословицах и загадках. Например: "Хоос полган малдын ээзi. Хоорай полган чурттын ээзi: - хозяин многочисленного скота, властелин страны Хоорай", "Хоорай чуртаан чир аймагында хомзынмин чуртаан чон чогыл" - В краю, где обитает народ хоорай, нет людей, которые жили бы без печали и т.д.
    Роль кыргызской элитарной группы в Хоорае (Хонгорае) была настолько велика, что даже русские служивые люди в XVII в. указанное этносоциальное образование назвали "Кыргызской землей". Согласно историческим преданиям, хоорайский (хоргорский) народ происходил от кыргызов. В речи сказителей употребляется устойчивое определение "Хыргыстан тогыс мун Толы Хоорай чоны" - Кыргызский девятитысячный союз Хоорай [8]. Данные исторического фольклора можно соотнести с указанием летописи Юань-ши: "С приходом к власти династии Юань этот народ (пзили-пзисы) разделили и создали девять тысяч дворов" [9]. Сопоставляя указанные факты, мы констатируем: во первых, население Хакасии в XIII в. составляло тумен, который мог выставить 9 тыс. воинов; во-вторых, формирование этносоциального объединения Хоорай началось еще при монгольской административной системе. Количественные определения, за которыми стоят исторические факты, характерны для названий многих тюрко-монгольских племен: токуз огуз - девять огузов, токуз татар - девять татар, ус курыкан - три курыкана, дэрбэн ойрат - четыре ойрата и т.д. Имя последних, по мнению ученых, связано с реальным делением ойратов со времен Чингисхана на четыре тумена [10].
  6. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Хонгорой вновь объединил своих сынов и дочерей!
    Хонгорой — Юбилейный концерт Б.Байрышева в Абакане...
    11 февраля 2012 года в Абакане прошёл замечательный и очень интересный концерт, в котором участвовали артисты Алтая, Тывы, Хакасии.

    Выступает солист национального оркестра Республики Тыва Сам Аян-оол.
    [ame="http://www.youtube.com/watch?v=x9UPhW68iyM&feature=share"]Горловое пение. Сольное выступление Сам Аян-оол. - YouTube[/ame]

    Алтайская группа в составе Болот Байрышев, Эмиль Теркишев, Алексей Чичаков.
    [ame="http://www.youtube.com/watch?v=UfGkEipiejk&feature=share"]ХОНГОРОЙ - Юбилейный концерт Б.Байрышева в Абакане - YouTube[/ame]

    Олег Чебодаев, хакасский исполнитель, хайджи, композитор
    [ame="http://www.youtube.com/watch?v=EvXQTfv-JdY&feature=share"]ХОНГОРОЙ - Юбилейный концерт Б.Байрышева в Абакане - YouTube[/ame]

    Участники в завершение Концерта исполнили популярную (теперь уже Хонгорайскую) песню вместе... 11 февраля 2012 года в Абакане. Песня так и называется "Хонгорой".
    [ame="http://www.youtube.com/watch?v=UHBO4X59EVU&feature=share"]ХОНГОРОЙ - Юбилейный концерт Б.Байрышева в Абакане - YouTube[/ame]
  7. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Э-э-к, хайдах тадар чей испинче!

    Первая чашка увлажняет мои губы и горло,
    вторая растапливает лед одиночества,
    третья чашка проникает в недра ума…
    Четвертая чашка изгоняет из тела все зло жизни.
    Пятая очищает человека полностью;
    после шестой он готов отправиться в царство бессмертных.
    Седьмая чашка – ах, но я больше не могу!
    Я только могу ощущать прохладное дуновение ветра, который забирается в мои рукава.
    Где же Хорай-сан?
    Мне бы хотелось отправиться туда с этим легким ветерком.
    Ло-Дун

    Xорай-сан (кит.) – легендарный остров, где обитают бессмертные отшельники.
  8. eleri

    eleri Member

    Дата регистрации:
    15 янв 2010
    Сообщения:
    440
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    улуг алгыс ах-хасха. значит хоорай в сказаниях - это просто аналог Бумбы у ойратов. нечего придумывать всяких хонгорайцев. а даосизм произошел от нас
    вы только что "уничтожили" непонятный тезис Бутанаева:)
  9. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Не торопитесь с выводами. Есть еще пласст этнографических сведений, с привязкой к местности. Тот же Вячеслав Кученов на видео рассказывает как теперь воспринимают слово "Хонгорай" тувинцы.

    - явно не китайское звучание. Японское
  10. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.950
    Симпатии:
    371
    Баллы:
    83
    Удивительно, как быстро создаются мифы и укореняются в сознании человека.
    Технологии создания, культивации и укоренения... определённых идей становятся очень живучи и жизнеспособны, хотя всё начинается с... какой-то "мелочи". К примеру, Хонгорой...
    Сначала эта идея посетила В.Я. Бутанаева.
    Потом, наши музыканты, прониклись музыкой "Хонгорой"
    Потом... Сибдей пишет незаметные стихи, упоминая "Хонгорой"... :), а потом - песню, посвящая его В.Я. Бутанаеву....
    Потом... часть хакасов возмущена идеей Хонгорой.
    Потом... тувинская песня Хонгорой исполняется ещё раз музыкантами Тувы в зале Драмтеатра.
    Потом... некий Ах Хасха находит японский миф о стране Хёрай...
    Потом... про Хонгорой заводят разговор на страницах форума...
    Потом... Герман Танбаев обычную тусовку назвал Хонгорой, вместо того, чтобы... Тенгрианцы... но пока к этому слову относятся несколько настороженно... А Хонгорой - не религия. А всего лишь территория, может быть...
    потом... Сибдей выставляет видео на форумы... о концерте Хонгорой.
    потом... открывается отдельная тема на форуме Хонгорай.
    потом... так и создаются ИСТОРИИ народов :)

    А что, если рассмотреть подобным образом развитие идей о Тенгри ?
    Здесь хватит работы на несколько докторских диссертаций.
    Хонгорой, конечно, хорошо, но Тенгри более значимо и величественнее... :)
  11. eleri

    eleri Member

    Дата регистрации:
    15 янв 2010
    Сообщения:
    440
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    я пошутил - поэтому взял в кавычки и смайлик поставил. а так Абаев с Тывы писал о сакральности "хор", но я ничего не понял там. у китайцев там пичен что-ли не помню
  12. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    Хонгорой это топоним, но не этноним.
    А Абаев из Тувы, а не из Осетии.
  13. Alas

    Alas Member

    Дата регистрации:
    22 ноя 2011
    Сообщения:
    212
    Симпатии:
    10
    Баллы:
    18
    Абаев сейчас работает по заказу госструктур в туве, а он сам специалист по буддизму,бурят наполовину, и очень хороший ученый. Состоялся при СССР, думаю в России, самый авторитетный в религии
  14. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    :thumbsup:
    Китайские даосы называют Хорай Пэнлай.
  15. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    Абаев просто идиот.
  16. eleri

    eleri Member

    Дата регистрации:
    15 янв 2010
    Сообщения:
    440
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Я сейчас глянул Хорай - японское, Хорай-сан - гора на острове Хорай, лучше искать связи через синто. Пока что в туристических целях, а там посмотрим :)
    http://www.khakasia.com/forum/showpost.php?p=11369&postcount=2
    Вообще в Монголии хиргис'ы живут в Баян-ХОНГОРском аймаке; тот же Коңурбай - враг Манаса, калмак, между прочим не стал добивать его под Бейджином и развернувшись ушел. Все друзья (в том числе и Алманбет) и все чоро его погибли там от Эсен-кана. Трилогия Манаса - это на самом деле исламизированный (исламистский) вариант гражданской войны за ислам. Поэтому Коңурбай вполнеможет быть связан с Хоорай'ем. В любом случае Хорай как-то связан с кыргызами Кема
  17. Alchy

    Alchy Well-Known Member

    Дата регистрации:
    4 ноя 2005
    Сообщения:
    1.157
    Симпатии:
    160
    Баллы:
    63
    Мин позым пилбинчем:
    Полған ол ниме,
    Алай ба полбаан -
    Хоорай чирi -
    Пыро ӌох оңдай...
  18. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    У кого есть карта Страленберга? На ней Хонгорой четко локализуется в абаканской степи
  19. songool

    songool Member

    Дата регистрации:
    22 сен 2009
    Сообщения:
    33
    Симпатии:
    2
    Баллы:
    8
    У меня есть карта Рената. Там в районе Хакасии расположен Хонгорой. Карта на тодо-бичик.
  20. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Вот фрагмент карты Страленберга из книги В.Я. Бутанаева "Хакасы из провинции Хэйлунцзян":

    [​IMG]

    Я одно время искал карту Рената. Так и не нашел. Не поделитесь?

Поделиться этой страницей