Храмы ТЕНГРИ

Тема в разделе 'Тенгрианство', создана пользователем kharataban, 16 ноя 2009.

  1. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Видимо, вы не отрицаете возможных построек ХАКАССКИХ ХРАМОВ...
    Но я об этом писал ранее... что, нам нужны ХРАМ ТЕНГРИ, ХРАМ ОГНЯ, ХРАМ СОЛНЦА, ХРАМ ТВЕРДИ...
    Думаю, незачем нам с вами натягивать друг на друга стрелы огненного сердца и пуляться ими в поисках смысла, поражая друг друга бессмысленными сентиментами... :)
    Предлагаю обсудить возможный ХРАМ ТЕНГРИ ! Как вы его видите ?
  2. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    У нас тоже есть тексты, почитайте хотя бы сборник Султрекова "Чалбарт хайанын чазытары". Были сказители, которые среди народа распространяли древние сказания, легенды. Тексты в синтоизме создавались по указу императрицы, которая приказала собрать воедино все мифы народов, населявших острова. То есть тексты в синтоизме- сборник легенд, мифов, не более. У нас, если бы сделали такой сборник, не были бы утеряны легенды о Улген, Умай, семиглавом чудище Чельбиген. Ведь были легенды, рассказывающие о происхождении этих божеств. Есть легенды о Улгенных Сын. Если посидеть в Хакниияли, думаю можно собрать точно такой же сборник, как в синтоизме сборники «Кодзики» и «Нихонги».
    По поводу храмов, их пока создавать в виде искусственных сооружений рано, нет адептов в достаточном количестве. Но посещать самим и молиться в этих местах, мне кажется, можно. Многим эти места известны. Храм воды Суханиха, или Сух Анарга, Храм солнца- Сундуки, там же где-то храм Луны. Не бывал в этих местах к сожалению. Храм Тенгри где находится? Там можно собраться и провести Тигир Тайых, обряд поклонения предкам и Небу. Ведь хакасы (называйте хоорай, тадар, кыргызы, хоть как) кровь от крови, плоть от плоти этой земли, с тысячелетней историей. Посмотрите как хоронили в курганах тагарской эпохи, таштыкской, афанасьевской, как в салбыкском кургане похоронили в деревянном саркофаге, и как хоронят у хакасов сегодня. За изменением верхней части могилы, подземная часть остается неизменной, каменный или деревянный саркофаг, как есть во всех курганах в несколько тысячелетней давности стоящей в степи, так и сегодня он имеется во всех современных захоронениях. Менялась только верхняя часть потому, что видимо менялись религии, веровании, требовавшие определенные формы, как сегодня христианство к примеру. Были может манихейцами, христианами и прочее и прочее, но как в синтоизме, веру в свои горы, в предков, в духов местности мы всосали с молоком матери. Поэтому мне понравились статьи о синтоизме, потому что они объяснили мне веротерпимость хакасов. Можно быть по вере хоть кем, но помнить о предках обязан..
  3. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Если построить реальное сооружение... адепты появятся моментально. Их даже специально не надо будет искать ! Причём этих адептов будет сотни и тысячи !!!... Вопрос в другом: КАКОЙ красоты будет Храм ? И КАК он будет исполнен ? Этот Храм должен по величию стать неким чудом света !!!
    Например, мой вариант Храма будет стоить порядка 8 миллиардов 500 миллионов долларов...
    Vikinkir нравится это.
  4. алтынай

    алтынай Moderator Команда форума

    Дата регистрации:
    7 ноя 2008
    Сообщения:
    367
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    28
    Пора создавать новую тему- Храмы Тенгри! Привет всем МАСТЕРАМ!!!:)
  5. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Ну дело значит в шляпе. Осталось только ее (шляпу) пустить по кругу.:thumbsup:
    Впрочем думаю Сибдэй необходимую сумму подкинет. :beachlax:
  6. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Пот, йастра... Сибдейнi сахтапчазар... А надо посха iзенерге ! Кем хозыларга итсе, полыс пирем ! Но... пастап хоть пеер дее кiр пар килiнъер !!! Мин пайып алзам... харам пол парам, арса... Кем пiлер ? :)
  7. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    Вот так и появились масоны- каменщики:busted:. соберем необходимую сумму и станем невидимыми, зачем строить храм. Интересно какой вариант предлагает Харатабан? на 8 млрд и именно 500 млн доларов...
  8. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Изеннер, ХАРЫНДАСТАР!:)
    В одной из работ Гумилев писал, что ситуация в степи определялась треугольником: тюрки, уйгуры, ен. кыргызы. Он много пишет о тюрках, немало строк посвещяно уйгурам, но почему то очень мало материала по кыргызам.
    Л. Гумилев рассматривает войну между уйгурами и ен. кыргызами как войну религиозную. Т.е. можно предположить, что ен. кыргызы не были манихеями.
    Но Л. Р. Кызласов считает, храмы обнаруженные в долине Уйбата манихейскими, более того он утверждает, что манихейство было гос. религией каганата ен. кыргызов. Вот здесь возникают вопросы:
    Почему обнаруженные храмы были объявлены манихейскими только 1998 году? Манихейские ли они? С другой стороны храмовые сооружения есть, значит они чьи то. Манихеев в явном виде не найти. А название храмов КУН ТЕНГРИ, АЙ ТЕНГРИ и т.д. Так, чьи же это храмы!?
  9. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Когда Хара Табан предлагает идею, он на самом деле не шутит ! :busted::busted::busted:
    Есть в Арабских эмиратах некое сооружение в 500 миллионов долларов, которое высотой в 59 этажей, и каждый из этажей независимо друг от друга вертится вокруг своей оси. И вся эта недвижимость находится на автономном питании - солнечной энергии.
    Нам надо построить 9 подобных конструкций (не этажей конечно), вытянутых в Небо пирамидами ! И это будут Храмы...
    В общем, я не знаю какие вы поставили себе задачи. но я решил... поискать людей, которые готовы проинвестировать эту идею. И как вы думаете. в кого буду вкладывать богатые "товарищи"... ?
    Конечно, в ... своих близких и знакомых ! Значит есть два решения:
    1. Стать кому-то таким близким и знакомым...
    2. Самому стать... олигархом...
    И всего -то !!!
    не на Марс ведь лететь ! А денежки заработать - и всё !!!1
    Приятная земная мелочь...
  10. Axxur

    Axxur Туран

    Дата регистрации:
    16 окт 2009
    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    185
    Баллы:
    43
    Если цель поставленна, надо решать конечно. На выходные предлагают съездить на Кюн таг, там вроде говорят храм какой-то. Кстати, по мнению некоторых ученых, в частности Готлиба А., некоторые све на территории Хакасии использовались не в оборонительных, а в качестве культовых комплексов или святилищ. Вот на Кюн Таге как раз такой комплекс. Вчера интересный факт из жизни православных прихожан пришлось услышать. Заказали панихиду, поп отпел, потом подошел к заказавшей панихиду, она хакаска, и начал промывать ей мозги по поводу того, что богу не нравится, что хакасы посещая церковь до сих пор поклоняются своим богам, что это не богоугодно и пр. И так он подходит ко всем хакасам. Там правда есть бабушки хакаски, которые как собачки бегают за своим кумиром.
    Интересную вещь мне сообщил поп или кто он там был не знаю, но пьяный был, когда я привез иностраную группу в церковь в минусинске. Так как я свободно разговаривал на языке туристов, поп видимо попутал и выдал, "Мы захватили эту территорию мечом, сейчас надо еще захватить души хакасов. К сожалению, они еще поклоняются своим шаманам и богам" Почуствовал невольную гордость за наших.
  11. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Где-то в глубине подсознания всё равно есть мысль, что идеи ТЕНГРИ - для многих здравомыслящих людей. Христианство и другие религии изжили себя морально - рассуждения попа - полная деградация их личности и самой ИДЕИ - завоевание ДУХА как самоцель, то есть уничтожение... культуры другого народа.
    Хакасы, думаю, будут жить ещё несколько тысяч лет, также как и русские... и другие народы.
    Раньше у меня были сомнения, сейчас - нет. И в этом я убеждён !
    Ведь, многое зависит не от попа (внешние обстоятельства), а от нас самих...
    Если вы ведёте Кун Тайыг, вы уже, полагаю, в "теме..."
    Я пока (!!!) ещё не созрел для ОБЩЕСТВЕННЫХ открытых деяний, но внутренне меня никто и ничто не сломит в понимании Тенгри и его основ.
    Правда, мои чувствования и эмоции немного другие, чем ваши... и думаю, это и неплохо. Ведь, Тенгри может позволить в себе разнообразие постижения ИСТИНЫ....
    Вершина одна, а путей к нему - множество !
  12. алтынай

    алтынай Moderator Команда форума

    Дата регистрации:
    7 ноя 2008
    Сообщения:
    367
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    28
    Айынга: «Элита в России будет тенгрианской!»

    07.05.2009, 12:11 Просмотров: 188 | Комментировать | Версия для печати
    [​IMG]Любые смелые идеи находят в обществе как приятие, так и сопротивление. Раньше об этой религии мы знали очень мало. Многие считали ее верованием – шаманизмом. Что же стоит на самом деле за тенгрианством? На этот вопрос нам поможет ответить писатель и ученый Андрей Кривошапкин-Айынга.
    - Тенгрианство – без сомнения древнейшее верование. Но можно ли проводить связь между ним и мировыми религиями, в частности, с христианством, тем более, служители культа явно против этого?
    - Любая религия изменяется, так как она есть инструмент управления обществом. Новые времена, новые условия требуют нового инструмента управления. И то, что христианство возникло в свое время из тенгрианства, очевидно. Реальное доказательство этому крест казаков староверов Донских. Можете увидеть его и прочитать описание на сайте tengry.org. Не все служители культа будут против этого факта. Отсутствие достаточного количества россиян, способных войти в национальную элиту, предмет беспокойства наиболее продвинутых священнослужителей.
    - Не кажется ли вам, что возвращение к тенгрианству напоминает культуру народов Латинской Америки – сплав верований африканских, индейских народов, который уживается с католицизмом?
    - Не совсем так. В нашем случае будет наоборот. Если там элита католическая, в России она будет тенгрианская. Идеология управления податным населением не способна рождать пассионарные личности.
    - Доказано ли, что Чингисхан исповедовал тенгрианство?
    - Прочитайте текст Джасака Чингисхана. Там четкое обращение к Тенгри. Правда, переводчики на русский язык постарались перевести его, как обращение к Вечному Синему Небу. Неверный перевод слова «Тенгри» возник из-за неправильного чтения текста большой надписи Кюль Тегина: «Наверху было голубое небо, внизу бурая земля, а между ними проживали сыны человеческие…» Между тем, этот текст начинается: «Тенгри, новый незыблемый закон помоги создать и написать, растеклась жизненная сила…».
    - Если монголы исповедовали религию Тенгри, как она отразилась на православной Руси?
    - Современные монголы - новый народ, который сложился под влиянием китайской империи Хубилая. Известно, что этот император для своего нового имперского народа выбирал новую религию, в том числе пробовал и католичество. Затем выбрал тибетский буддизм. Что касается Запада, то с принятием ханом Узбеком мусульманства масса татар ушла в Русь. Гумилев с этим приходом служилых татар связывает укрепление русской государственности. Сергий Радонежский был из ростовских бояр, а по Гумилеву выходцы из Золотой Орды в массе проживали в Ростове. Вполне вероятно, что и религия была одна. Правда, в отличие от христианина тенгрианец не будет настаивать на обязательном соблюдении своих религиозных обрядов, так как считает, что путь к Богу у каждого свой. Потому что у всех разные предки. И это причина победы никонианского христианства.
    - Наверняка православная церковь не приветствует возрождение тенгрианства?
    - Естественно. Но в православии много своих русских святых - предков. В массе православные молятся именно им. Возврат исконно русского понятия Троицы могло бы преобразить православие. Конечно, этому есть и будут противники.
    - Якуты, судя по Олонхо, политеисты, а сейчас некоторые ученые утверждают, что Чингисхан был монотеистом, то есть верил в единого Бога Тенгри. Как вы прокомментируете это?
    - Тенгри триедин. Посмотрите икону «Троица» Андрея Рублева. Там даже по одежде можно узнать, кто из изображенных фигур Владыка Нижнего мира, кто Верхнего и Среднего миров из олонхо. В современном христианстве тоже есть Бог-отец, Бог-сын и Святой дух. Если подходить с точки зрения божественной триединости, наличия ангелов, архангелов, святых, и христиане политеисты.
    - Вам не кажутся наивными утверждения некоторых людей, что в горах Кисилях находится энергетический пуп Земли, а библейские имена – производные от якутских глаголов?
    - Кисилях - место, где имеются разломы земной коры, поэтому и служил с древности местом поклонения, но считать его энергетическим пупом Земли вряд ли стоит. Достаточно того, что это священное место, где можно проводить тенгрианские обряды. Про библейские имена я писал в книге «Грядущий век Сата». До Петра Первого имена персонажей библии произносились по другому. Затем они были переписаны Священным Синодом. И на самом деле при старом произношении возникают некоторые ассоциации с якутскими глаголами. Есть некоторые совпадения в сюжетах легенд. Про это писал еще Ксенофонтов.
    - Есть ли предпосылки того, чтобы тенгрианство охватило многие страны и народы?
    - Да. В свое время А. Дугин предлагал написать манифест с призывом всем тюркам перейти из мусульманства в тенгрианство. Я отказался, потому что вступать в тенгрианство никого не следует уговаривать. Кому это нужно, сам придет. Обывателю эта религия не нужна. Прочитайте на указанном мной сайте ответ хана Сулу халифу -- там все сказано. Поэтому такая религия понадобится тем, кому нужна своя национальная элита, способная защитить свой народ. А такая элита сейчас нужна многим народам. Прочитайте статью «Традиционное воспитание элиты» или книгу «Тенгрианство и развитие человека».
    - Вы говорили, что обрядами можно вылечить человека и даже изменить его судьбу. С лечением понятно, а можете рассказать, как изменить свою судьбу?
    - Руническое письмо инструмент для проведения обрядов алгыс, билгэ, танха. Опять отсылаю вас к сайту.
    - Что из себя будет представлять Храм Тенгри, который планируется построить в Якутске?
    - Место, где проводится белая магия.
    http://www.yakutia24.ru/interview/index.php?cat=&id=2428
  13. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    «Культовые места юга Хакасии и предметы культа хакасов»

    Дата: 31.01.2007
    Источник: Хакасский краеведческий музей
    Регион: Сибирский

    [​IMG]Кёк хая (Голубая скала), культовая гора фамилии ЧанковыхХакасский краеведческий музей приглашает на открытие выставки «Культовые места юга Хакасии и предметы культа хакасов». Открытие состоится 2 февраля 2007 года в 16.00.
    Традиционные верования хакасов остаются мало изученной частью хакасской культуры. И хотя первые упоминания о хакасских верованиях появляются с 30-х гг. 18 века, до настоящего времени нет единого, чёткого определения хакасской веры, её наименования и структуры.
    [​IMG]Гора жертвоприношений Небу. Таштыпский районОсновной проблемой, организаторы выставки считают то, что, в традиционных религиозных верованиях хакасов мирно уживаются две её составные части – культ Неба и, шаманизм, с его многочисленными культами – духов гор, воды, земли, огня, священных животных и деревьев. О степени их взаимодействия и их различиях, которых и до сих пор ведутся споры.
    Помимо этого, сложностью является и то, что на верования хакасов оказывает влияние и православие, ведь официально хакасы считаются христианами православного толка, и как результат на культовых местах хакасов появляются христианские символы. На выставке можно увидеть два таких места обнаруженных в Таштыпском районе Хакасии.


    [​IMG]Юттiг хая (Скала с отверстием), место прохода шаманских духовХакасия это единственное место в Центральной Азии, где до 1940-х гг. сохранялся культ Неба (ТИГIР) и проводились жертвоприношения Небу (ТИГIР ТАИF). Культ Неба известен со времён древних тюрок. Упоминания о жертвоприношениях Небу встречаются у известных учёных – Н.Ф.Катанова, С.Д.Майнагашева, Л.П.Потапова, В.Я.Бутанаева. В Хакасии жертвоприношения Небу проводились на вершинах гор, на других сопредельных территориях (Тыва, Алтай, Западная Сибирь и т.д.) таких специализированных мест и ярко выраженного культа Неба не имеется/

    [​IMG]Особо почитаемый камень Мiчiктiг кюзе (Стелла с письменами)Этот религиозный праздник – жертвоприношение Небу, проводил не шаман, а специальное выборное лицо – АЛFЫСЧЫЛ (благословитель), в более ранние времена возможно жрец-профессионал. Люди под руководством благословителя приносили жертвы небесному творцу и просили благополучия и покровительства.
    Интересен тот факт, что на жертвоприношения Небу шаман не допускался, по приданиям, если шаман поднимался на гору Небесного жертвоприношения, то он падал в обморок, и его начинали бить судороги, если он продолжал оставаться, то, мог умереть.
    [​IMG]Место культового огняХакасский шаманизм, как цельная религиозная система, также является малоизученной областью этнографической науки. Хотя, описания его отдельных составных – культов, горных жертвоприношений, шаманских атрибутов и сеансов лечения больных, приводятся в работах многих исследователей, как дореволюционных (Н.Ф. Катанов, Е.К. Яковлев, В.П. Суховской, С.Д. Майнагашев и др.), так и советских (Н.П. Дыренкова, Л.П. Потапов, К.М. Патачаков и др.). Большой вклад в освещение данной тематики сделал хакасский этнограф В.Я. Бутанаев в своей монографии «Традиционный шаманизм Хонгорая».
    Шаман – это человек, обладающий сверхъестественными способностями, благодаря силе подчинённых ему служебных духов – ТЁСЕЙ. Шаман был посредником между миром невидимых духов и миром людей. В его функции входили – защита людей от враждебных действий злых духов, лечение больных людей, помощь при пропаже скота, прорицание, проведение жертвоприношений духам гор, рек, огня и т.д.
    [​IMG]Хакасские шаманы являлись одними из хранителей традиций и духовной жизни народа. Они до сих пор являются важной частью традиционной культуры хакасского этноса, несущие в себе прикладные и сакральные функции.
    Шаманский дар, как правило, передавался по наследству, как по мужской, так и по женской линии. Претендент на повелителя духов получал в наследство от предков невидимое вечное воинство «тёсей», под руководством которых над ним совершался особый обряд инициации. Избранник духов, получающий шаманский дар, подвергается испытанию психической болезнью. Затем духи должны были найти лишнюю кость у претендента, она могла находиться в любом месте, в ухе, пятке, как лишнее ребро и т.д. Но, для полного посвящения нужно было пройти курс обучения под руководством опытного шамана, который являлся, духовным отцом – ПАСТАН ПАБА неофита. Обычно курс обучения длился от 1 до 3 месяцев в горах, в уединённых местах.
    [​IMG]Служитель культа, называемый ХАМ (шаман) проводил все праздники жертвоприношения, за исключением жертвоприношения Небу. Без шамана не обходилось ни одно родовое или домашнее жертвоприношение.
    Большинство кровнородственных родов хакасов – сёоков, имеют родовые горы, которым периодически нужно совершать жертвоприношения, так как хакасы считаются рождёнными от гор и горные духи считаются их предками-покровителями.
    На территории Хакасии насчитывается около 130 родовых гор и культовых мест. Два района Хакасии – Таштыпский и Аскизский были обследованы в 2006 году. Материалы, собранные во время экспедиции Хакасского национального краеведческого музея совместно с Хакасским государственным университетом, составляют основную часть экспозиции. Кроме этого, на выставке можно посмотреть предметы культа хакасов из коллекции Хакасского национального краеведческого музея.
    Авторы выставки:
    Бурнаков А.А. (н.с. ХНКМ)
    Торбастаев К.М. (к.и.н., ХГУ)
    Куратор выставки:
    Бурнаков Артас Алексеевич (н.с. ХНКМ)
  14. алтынай

    алтынай Moderator Команда форума

    Дата регистрации:
    7 ноя 2008
    Сообщения:
    367
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    28
    Места поклонения

    [​IMG]
    * Аар таг (почитаемая гора) - по реке Аскиз ниже аала Казановка.
    *
    Иней паары - по р.Аскиз, под грядой Читы-хыс, около аала Казановка. Родовая гора
    Майнагашевых. В 1956 г. при строительстве железной дороги на Сталинск
    (Новокузнецк), гору взорвали.
    *
    Кетуг таг - в горной гряде Читы-хыс. Культовое место рода Харга, где
    совершаются родовые жертвоприношения.
    *
    Сортаг - гора по р. Аскиз, около аала В.-Аскиз. Здесь находится родовое кладбище
    рода Харга
    *
    Тёр-тебе - по р. Аскиз, наротив аала В.-Аскиз. Гора почитаемая шаманистами.
    *
    Мюс хуйу (рогатая пещера) - гора по р. Аскиз, среди горного массива Читы-хыс.
    Культовое место Толмашевых.
    *
    Сыгым таг - по р. Аскиз, в истоках р.Юю. Место битвы князя Одженбека с
    неприятелем.
    *
    Аарныг пил (почитаемая седловина) - перевал через Аар таг.
    *
    гора Агдым - место жертвоприношений Китижековых (по р. Немир).
    *
    Азыг ой - долина по р. Аскиз, под грядой Читы-хыс. Сюда переселился с верховьев
    Томи Ахх пас (Ахпаш), здесь он похоронен. В этой долине совершали
    жертвоприношения Сунчугашевы.
    *
    Ахх пас тигей - гора у подножия Читы-хас, здесь обитал предок Ахпашевых.
    *
    Азыр тас - по реке Бай, место жертво приношения рода Ичеге.
    *
    Кёзеелиг таг - гора по р. Бай. Культовое место рода Саражаковых, кде они приносили
    жертвоприношения.
    *
    Пай суг (священная река) - река Бай, правый приток реки Аскиз. Зимник рода Ичеге.
    *
    Пустыг паарп - гора по р. Аскиз в устье р. Сир. Место жертвоприношений
    Сербигешевых.
    *
    Сохыр хая - гора по р. Сирю Место жертвоприношения Сербигешевых.
    *
    Атчан кёзе (одинокий менгир) - под горой Абатай, шаманы во время камланий
    стреляли, прячась за него.
    *
    Ах пуга таг - по р. Есь. культовое место посвященное белому быку.
    *
    Кёк пуга таг - гора по р. Есь, около аала Хойза. Культовое место Кызласовых.
    *
    Сахчах - гора в истоках р. Есь. Родовая гора рода Ичеге, которые по преданию, на
    медном плоту, спаслись на ней во время всемирного потопа, который и должен там
    находиться до сих пор.
    *
    Сохай таг - в междуречье Большой и Малой Еси. Место горных жертвоприношений.
    *
    Пистыг хайыг - гора между Большой и Малой Есью. Место жертвоприношения
    сейока Ссайын.
    *
    Изер таг - гора по р. Базинская Бейка. Культовое место, в середине этой горы
    выложена крепостная стена.
    *
    Сеоктер-пил по р. Базинская Бейка. Почитаемое место.



    [​IMG]
    Составлено по "топонимическому словарю Хакасско-Минусинского края". В.Я.Бутанаева

    http://siberia17.narod.ru/2.1.htm
  15. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Читаем ещё раз всё, что выше ... :)
  16. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D0%B0
    Храм Неба (кит. 天壇, пиньинь Tiāntán, палл. Тяньтань) — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе — Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.
    Комплекс построен в 1420 году во время правления под девизом «Юнлэ» династии Мин. Изначально назывался храмом неба и земли, но после строительства в 1530 году отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу.
    Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Появился он в то же время, что и Запретный город, и первоначально действовал как храм Неба и Земли. Этим объясняется необычная форма территории храмового комплекса (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округла): согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли; с тех пор в стенах Тяньтаня возносились молитвы исключительно Небу.
    В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывали сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства. Властитель заклинал ветер, дождь, жару и холод, чтобы они появлялись именно тогда, когда назначено вековечным природным циклом, — это было залогом хорошего урожая.
  17. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Храм Неба 天坛

    [​IMG] ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    Храм Неба (Тяньтань - Tiantan - Temple of Heaven) - один из символов столицы Китая. Он был местом, где императоры династий Мин и Цин молились и приносили жертвы. Каждый год императоры посещали храм два раза : на 15-ый день первого лунного месяца для молитв за богатый урожай и в день зимнего солнцестояния для молитв в честь Неба. Храм Неба окружает стена. Северная часть стены - круглая, в то время как южная часть - квадратная, что связанно с поверьем древних в то, что небеса - круглые, а земля - квадратная. Только небольшая часть занята под здания и алтари, а вся остальная площадь храма - это парк.
    Двойная стена, разделяет храм на две части - внутренний храм и внешний храм. Главные строения находятся во внутреннем храме и занимают площадь около 273 гектара. Внутренний храм так же разделяется на две группы зданий. Северные строения - Алтарь Молитв за Хлеб с Залом Молитв за Хороший Урожай в центре - как главные здания, которые использовались для молитв весной за хороший урожай в этом году. Южные строения - Круглый Алтарь, который использовался для молитв в честь Небес во время зимнего солнцестояния. В центре стоит Императорский Небосвод, окруженный знаменитой Стеной Эха. Два Алтаря соединяются Мостом Алых Ступеней - дорогой длиной 360 метров. Таким образом формируется общая ось с севера на юг длиной 1200 метров.
    [​IMG] Створка Ворот Молитв о Хорошем Урожае
    К западу от центральной оси храма, к югу от Западных Небесных Ворот находится Дворец Воздержания. Здесь императоры постились перед проведением церемоний жертвоприношений. С юго-западной стороны Дворца расположен Офис Небесной Музыки, которые использовались для обучения и исполнения ритуальной музыки. В Храме Неба есть и другие залы, павильоны и достопримечательности. Подробней о них можно узнать из Виртуальной Экскурсии по Храму Неба.
    При строительстве императорских дворцов использовали черепицу желтого цвета. Но Храм Неба - это единственное императорское сооружение с черепицей синего цвета - цвета Небес. Храм Неба прекрасное место, чтобы провести здесь время. Приходите сюда ранним утром, чтобы понаблюдать за любителями традиционных гимнастик. Хотя парк прекрасен в любое время, например вечером, когда там играют музыканты, поют певцы, а местные жители развлекают себя играми - от бадминтона до карт.
    [​IMG] ИСТОРИЯ ХРАМА

    Храм Неба расположен к юго-востоку от центра Пекина. Строительство храма началось в 1406 году и закончилось в 1420 году во время правления императора Юнлэ (Yongle 永樂) династии Мин. Границы храма были квадратными на юге и круглыми на севере. В то время главными постройками храма были Великий Зал Жертвенных Ритуалов (Дасыдянь - Dasidian - Great Hall of Sacrificial Rituals) и Дворец Воздержания. В то время храм был основан как Храм Неба и Земли. Но затем император Цзяцзин (Jiajing 嘉靖) династии Мин построил отдельные комплексы для Земли (地坛) на севере, Солнца (日坛) на востоке и Луны (月坛) на западе.
    [​IMG] Крыши Императорского Небосвода и Зала Молитв о Хорошем Урожае
    В 1530 году на 9-ом году правления императора Цзяцзина люди стали приносить жертвы Небу и Земле отдельно, поэтому к югу от Великого Зала Жертвенных Ритуалов был построен Круглый Алтарь, который стал использоваться только для молитв в честь Неба. К северу от Алтаря был построен Зал Памятных Табличек (Шэньбаньдянь - Shenbandian - Hall of Memorial Tablets), который позже был переименован в Императорский Небосвод.
    В 1542 году при императоре Цзяцзине Великий Зал Жертвенных Ритуалов был разрушен, а в 1545 году на его месте был построен Великий Зал Жертвоприношений (Дасяндянь - Daxiangdian - Great Hall of Offering Sacrifices). Этот зал был круглым по форме и имел трех уровневую коническую крышу. Основой зала служила трех ярусная мраморная терраса. Другие главные строения рядом с Алтарем также имели круглую форму и были симметричны по отношению оси север-юг. Императорский Небосвод был промежуточным строением. Здания постепенно увеличиваются по высоте с юга на север. Все здания соединялись Мостом Красных Ступеней в единый комплекс.
    [​IMG] Ворота, ведущие к Императорскому Небосводу
    В 1553 году при императоре Цзяцзине (Jiajing 嘉靖) южная часть Внутреннего Города Пекина была расширена так, что бывшие южные окраины города, где находился Храм Неба, были включены во Внутренний Город. Южным окончанием Пекина в те времена были Ворота Юндин (Yongding Gate) и Храм Неба лежал с востока от центральной оси города. С западной же стороны этой оси находился Алтарь Бога Урожая (Сяньнунтань - Xiannongtan - Altar of the God of Agriculture). Чтобы город сделать лучше, а его строение более гармоничным, вокруг Храма Неба была возведена стена, схожая с той, что была у Алтаря Бога Урожая. Таким образом ландшафт принял вид : Храм Неба и Алтарь Бога Урожая стояли друг напротив друга с Небесной Дорогой (Тяньтань - Tiantan - Heavenly Thoroughfare) посередине. После строительства внешней стены вокруг Храма в ней были сделаны Западные Небесные Ворота (Western Heavenly Gate), которые в то время были единственным входом в Храм.
    Во время правления императора Цяньлуна (Qianlong 乾隆) династии Цин Храм Неба претерпел расширение и масштабную реконструкцию. Так в 1749 году был расширен Круглый Алтарь, Императорский Небосвод реконструирован, Великий Зал Жертвоприношений был переименован в Зал Молитв о Хорошем Урожае, а его трехцветная крыша получила один синий цвет. В 1754 году были построены южные ворота во внешней стене, они стали называться Ворота Круглого Алтаря (Хуаньцютаньмэнь - Huanqiutanmen - Gate of Circular Mound Altar), а бывшие Западные Ворота стали называться Ворота Алтаря Молитв за Хлеб (Цигутаньмэнь - Qigutanmen - Gate of Altar of Prayer for Grain). Таким образом Храм Неба приобрел формы и размеры, которые сохранились и по сей день.
    [​IMG] Стена Эха
    Храм Неба это шедевр мировой архитектуры и в 1998 году он был занесен в список всемирного наследия UNESCO. В начале 2005 года началась реконструкция храма, которая закончилась в мае 2006 года. На реконструкцию ушло около 6 миллионов долларов.
    [​IMG] ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ ХРАМА

    Выбор места для храма полностью основывается на знаниях китайской географии и космологии и связан к энергиям Янь и Инь и их небесными и земными родами. В соответствии с древней инструкцией по предсказаниям - Книги Перемен юг - это место расположения Янь - мужской, позитивной части вселенной в противоположность Инь - женской, пассивной силы. Поэтому Храм Неба должен быть расположен на юго-востоке. Правда считалось, что Янь находится как в южной, так и в восточной части Пекина. Но южный пригород был вычеркнут как неподходящее место из-за сильного влияния Инь, по сравнению с юго-востоком. Кроме того юго-восток связан с Блаженством - третьей характеристикой из десяти небесных родов. Поэтому не было лучшего места для Храма Неба чем юго-восток.
    [​IMG] Императорский Небосвод
    [​IMG] ЦЕРЕМОНИЯ ПОКЛОНЕНИЯ НЕБЕСАМ

    Церемонии поклонения Небесам проводились каждый год в день зимнего солнцестояния. Но подготовка к этой церемонии начиналась за несколько дней, когда самые разные офисы и отделы, отвечающие за это были заняты в раскладке ритуальных инструментов и убранства, настройке навесов для жертвоприношений, очистке алтарей и заклании жертв. Так при правительстве Цин существовало Министерство Церемоний, в обязанности которого входила организация всех торжеств и ритуалов. При этом министерстве был офис, отвечающий за церемонии, проводимые в Храме Неба. Чиновники, ответственные за это, разрабатывали программу церемонии жертвоприношения и клали ее на стол в Зале Высшей Гармонии Запретного Города для утверждения императором. Затем молящиеся приходили в Зал Центральной Гармонии к императору для тренировок.
    [​IMG] Императорский почетный караул

    Император выходит с Запретного Города за день до начала зимнего солнцестояния, окруженный почетным караулом (Royal Guard of Honour), и вся процессия направляется к Храму Неба. Истоки появления императорской гвардии идут со времен начала периода Цзинь. Затем во времена династий Тан и Сун эта структура была узаконена, а полный рассвет она получила в период династий Мин и Цин. Императорский почетный караул может варьироваться в своей красоте и пышности, но самая богатая и почитаемая процессия используется при молитвах в честь Неба и стоит на высшей ступени в церемониальной иерархии.
    [​IMG] Мост Алых Ступеней
    В передней части колонны шли ведущие слоны. Они были облачены только в голубые седла и выглядели мощно и величественно. За этими слонами шли другие, которые несли на себе бутыли с сокровищами со знаками спокойствия и безмятежности. За слонами с сокровищами шли военные министры - Миньвэи (Minwei), со свистящими кнутами в своих руках. За ними двигался целый оркестр, большинство инструментов в котором были барабаны и трубы.
    Затем шла колонна из пяти массивных колесниц. Вооруженный эскорт двигался, неся в руках флаги, баннеры, плащи, знамена, вымпелы, зонты и пологи. Наиболее важная часть процессии шла после телохранителей императора. Восемь золотых предметов, которые использовал император проносили впереди колонны. Затем несли изогнутый балдахин с девятью драконами, которые символизировали благородство императора. Затем на руках 36 человек проплывал огромный императорский нефритовый паланкин (Юйнянь - Yunian). По близости держали сотни людей, которые меняли их по очереди.
    Вокруг императора шли министры процессии и императорские телохранители с копьями в форме хвостов куницы в руках и мечами или саблями на поясах. Далее за императором шли гражданские и военные министры, евнухи, охранники и армия. За ними несли большие военные баннеры с желтыми драконами. И наконец замыкали процессию конница гражданских и военных чиновников. Вся процессия была грандиозной и растягивалась на несколько ли (один ли = 0,5 километра).
    Можно привести следующий пример. На 13 году правления императора Цяньлуна (Qianlong 乾隆), когда его величество молился в честь Небес, почетный караул состоял из 3500 человек и растянулся на километры. В состав процессии входили 9 слонов, за которыми шли четыре начальника со специальными эмблемами. Процессия этой великой церемонии двигалась, расцвеченная флагами и транспорантами, которые практически закрывали солнце.
    [​IMG] Зал Молитв о Хорошем Урожае
    Если император желал молиться Небесам во время зимнего солнцестояния или приносить жертвы и молиться за дождь в первый месяц лета, процессия должна была пройти через Ворота Круглого Алтаря - сейчас это главные ворота в Госпиталь Храма Неба. Если же император хотел молиться и приносить жертвы за хороший урожай в первый месяц весны, колонна направлялась через Ворота Алтаря Молитв за Хлеб (сейчас это Западные Ворота Храма Неба).
    Далее император сходил на землю и направлялся во Дворец Воздержания. Там он должен был медитировать в течении трех дней. Во время медитации правитель отказывается от еды, алкоголя и развлечений, оставив своих наложниц в Запретном Городе, и принимает ванны. Однако процедуры могли меняться. Например, из-за боязни убийства, император Юнчжэн (Yongzheng 雍正) медитировал первые два дня в Запретном Городе и не рисковал покидать его, пока не наступал третий день медитации.
    [​IMG] Слив для воды в виде драконов на Круглом Алтаре
    Перед церемонией император должен был одеть специальные одежды и ритуальную шапку. За день до церемонии служки растягивали тент на Террасе для Переодевания, чтобы император мог сменить свою одежду и обувь перед ритуалом жертвоприношения. Церемония начиналась в 4 часа утра. Когда император покидал Дворец Воздержания, начинал бить колокол, пока правитель не прибывал к Круглому Алтарю. В сопровождении десяти министров император восходил на алтарь. В это время великий колокол продолжал бить, предупреждая свиту оставаться во внимании. Церемония проходила в девять этапов, каждый из которых был по своему сложен. Молитва начиналась с огненного жертвоприношения, когда участники церемонии пели и зажигали священные жертвенники. Затем целого теленка, подготовленного для жертвоприношения, приносили в жертву, бросая в печь.
    Двенадцать железных печей-котелков - восемь перед священной печью и четыре около ворот алтаря, служили для сжигания сосновых дров. Дрова трескались в огне и издавали аромат, который должен был отпугнуть дьяволов и перенести молящихся к небесам. Между железными печами находятся священные надгробья. Хвост теленка должен быть сожжен вместе с его кровью и шерстью в память о древних, которые ели сырое мясо и кровь перед открытием огня. На алтаре император сообщал Богу Неба, что случилось в прошедшем году и чего он достиг, признавался в своих ошибках и просил прощения, молил Небеса принять жертвы, благословить и проявить милость к этому миру в следующем году.
    [​IMG] Синяя черепица на крышах Храма Неба
    Затем Круглый Алтарь освещался тремя огнями на столбах. Темное небо также подсвечивалось, как если бы наступал рассвет. В старые времена император давал этими огнями сигнал своим герцогам и князьям, которые находились далеко в своих регионах, так что они могли знать, что его величество молится Небесам. Церемония заканчивалась музыкой и ритуальными танцами под запах благовоний, исходящих от зажженных жертвенников. После церемонии император возвращался во Дворец Воздержания под звон колокола.
    [​IMG] ПОСЛЕДНЯЯ ЦЕРЕМОНИЯ

    Всему приходит конец и проведение церемоний в Храме Неба прекратилось в 1911 году после свержения императора Пуи (Puyi 溥儀), последнего императора Китая. Храм был переведен под управление министерства внутренних дел и оставался под запретом для посещения простыми людьми. Но стены, которыми был окружен храм не могли сдержать их любопытство. Все больше и больше людей с риском проникали в храм несмотря на запрет властей. Незаконные проникновения заставили правительство открыть храм для публики в 1913 году. Доступ в первые десять дней в храм был бесплатный. Любопытные визитеры хлынули в храм со всех направлений. Пять месяцев спустя Министерство Внутренних Дел сделало предложение открыть императорские дворцы, включая Храм Неба для публики. Но на этот популярный документ наложил вето один человек - президент Юань Шикай (Yuan Shikai 袁世凱 ), который решил оставить Храм Неба себе.
    [​IMG] Вид с Круглого Алтаря на Императорский Небосвод
    23 декабря 1914 Юань Шикай в костюме времен династии Мин и в сопровождении своих министров посетил Храм Неба с молитвой "за народ". Он низко кланялся и усердно молился, как это делали настоящие императоры. Но почему выбранный президент проводил религиозную церемонию в Храме Неба на императорском алтаре? Народ получил ответ в следующем году, когда конгресс, контролируемый Юань Шикаем короновал его как императора. Юань Шикай получил трон 1 января 1916 и объявил о создании новой Республики Империи Китая. Весь народ возмутился и протестовал. Юань Шикай вынужден был покинуть трон спустя 83 дня. Он стал последним человеком, который исполнил церемонию поклонения в Храме Неба.
    Как древние императоры Китая, так и президент Юань Шикай проводили эту церемонию, чтобы дать своей власти законность, полученную с Небес. Общество и государство было крепко ритуалами и традициями установленными древними мыслителями, которые определили различие между Небесами и людьми, между правителями и народом, между отцом и сыном, между мужем и женой. Это то, что заставляло социальный механизм работать в течении 2000 лет истории.
    http://beijingtour.narod.ru/heav/heavkod.html
  18. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Тенгрианская архитектура

    По материалам II-й научно-практической конференции «Национальный инновационный проект «Земля Олонхо: предпроектные задачи», г. Якутск, 5 апреля 2013г.

    Сагындык ДЖАМБУЛАТОВ два дня подряд рассказывал якутянам об идее проекта “Менги ел”, что в переводе с казахского означает “Вечная земля” или “Вечный народ”. С первых минут он завоевывал аудиторию рассказом о комплексе, в котором отразится вся история и культура общетюркской цивилизации. Аудитория состояла из ученых, культурологов, архитекторов, общественных деятелей, студентов, и каждый видел в нем своего человека. Потому что и с архитектурной, и с исторической и с культурологической точек зрения проект дает большую пищу для размышлений.
    Сагындык Смаилович стал своим человеком для авторов и руководителей проекта “Земля Олонхо”. “Вы – наш человек, Вас надо сделать нашим профессором!”- говорили профессора АГИИК, где проходила II научно-практическая конференция, посвященная НИП “Земля Олонхо”.
    Казахские архитекторы приехали в Якутск с ответным визитом. Осенью прошлого года в Астане побывали авторы “Земли Олонхо”, и казахи с энтузиазмом согласились консультировать проект по многим вопросам. Опыт людей, которые возводили Астану, проводили международный архитектурный конкурс, создавали новый национальный стиль, который они называют тюркским, неоценим. Поэтому мы взяли интервью у Сагындыка Джамбулатова — профессора Международной Академии архитектуры (Москва), творческого директора проектно-производственной компании “Санар” (Астана), лауреата многочисленных национальных и международных премий в области архитектуры.

    — Сагындык Смаилович, можно ли на примере Астаны сказать, что тюркская архитектура состоялась?

    — Сейчас идет становление тюркской архитектуры. Дело в том, что в период независимости тюркских стран, обретения суверенитета Якутии и других автономных республик, идет сильное возрождение духовности, интереса к истории и изучению своей материальной культуры. Архитектура основывается на духовных, нематериальных ценностях — на обрядах, на системе взаимоотношений между людьми и даже системе взаимоотношений с пространством. Мое кредо — архитектура это мысль запечатленная в материале. Хотим или не хотим, у нас будет общетюркская архитектура. Почему? Наши корни древние и единые. Расслоение начинается где-то после падения Золотой Орды. А до этого было общечагатайское звено. Якутский язык, может быть, чуть отдаленный от казахского, но основные слова сохранились.

    В конце концов, мы придем в единому, но это не значит к однообразному, а к новому расцвету общетюркской архитектуры.

    — В чем особенность архитектуры, которая возникает в степи, в пустом пространстве?

    — Я вам скажу, что пустого не бывает. Когда человек молчит – это пустая степь, когда начинает говорить, то появляется душа у степи. У казахов есть выражение “слово, сказанное тобой – это ты”. Понимаете, когда казахи общаются с детьми, соблюдают свои обряды – это огромный культурологический слой. Архитекторы, конечно, должны проектировать по строительным нормам и правилам, но архитектура не должна быть безликая, особенно, сакральная архитектура. Когда казахи пропускают через себя казахскую культуру, тогда само собой рождается архитектура. Мы будем эскизировать, делать тысячу вариантов, но мы всегда попадем в точку. Почему я поддерживаю ваш комплекс Олонхо? Он абстрактный. Мифология абстрактна. У нас тоже самое – степь… Но мы нашли форму. В скифском периоде комплекса “Менги ел” я нашел эту форму. Даже с пуговицы можно начать развивать идею. А когда сохранился огромный материальный слой – одежда, орнаменты, разные детали, фрагменты архитектуры, то тем более.

    — Можно оттолкнуться хоть от чего?

    — Да, но надо пропускать через наше сознание и нашу большую культуру. Если казахский архитектор не знает своей истории, он не создаст казахской архитектуры. Он может создать американское, английское, китайское, потому что он почитает об этом в книгах. Сейчас наступил период тюркского мира. Мы были великими, мы были господствующим суперэтносом вообще в мире. Наши предки были главными во всем, начиная с руководителей, писателей, древних поэтов…Недавно вышла книга нашего поэта-философа Асана Кайгы (XIV-XV в.в.), где он описывает распад Золотой Орды. Он пишет так, как будто это вчера произошло. Когда слышишь голос нашего предка, который описывает тот период распада, то это совсем не то, что смотреть фильм. Фильм — это чепуха.

    Пока мы все не объединимся, мы не осознаем своей истории. Нельзя отдельно казаху, отдельно якуту, отдельно киргизу этого понять, потому что корни одинаковые. Когда я занимаюсь скифами или историей великих тюрков, я не могу сказать, что это все казахское, понимаете. Это еще татарское, узбекское. Я не буду говорить, что знаменитый ученый Аль Фараби наш, хотя все мы говорили, что он казах. Пусть он будет общий тюрк.

    — Вы познакомились с нашим проектом. На Ваш взгляд, в чем будет главная трудность в его реализации?

    — Руководители Казахстана говорят нам – архитектор должен продумать все, включая стоимость проекта. Даже если ты делаешь концепцию, ты должен экономически все продумать. Мы сейчас приучены экономить деньги. Мы, архитекторы, не можем позволить себе придумать фантастическое здание, не думая о том, кто заплатит. Потому что работаем с клиентами, и любой клиент только тогда примет проект, когда он будет экономически рентабельным. Основная ваша задача — кроме огромного духовного замысла, который вы осуществите в проекте, вы должны сделать его очень рентабельным.

    — Он может быть инвестиционно привлекательным?

    — Может. Но нужно еще время, чтобы архитекторы поработали. Если надо, можете нас пригласить на консультацию. Через год-два мы скажем. Сейчас никто из вас не скажет, насколько проект привлекательный для инвесторов. Только изучив наш или любой другой опыт, можно реально оценить проект с этой точки зрения.

    Сейчас у вас идет работа культурологов, театральных деятелей, министра культуры. Теперь нужен переход к людям реальных профессий. Реалист- архитектор всегда будет говорить трезво. Глава нашей делегации Серик Исаевич Рустамбеков всегда очень трезво подходит к делу. Даже я иногда фантазирую, и он меня останавливает — Сагындык, здесь нереально… Нереальная вещь — это уже нехорошо для руководителей. Президент не будет поддерживать. Хотим мы или не хотим, но должны принимать мировую экономику.

    То, что ваши люди приезжали к нам, потом они пригласили нас, говорит о том, что они открылись миру. Когда вы, якуты, открываетесь миру, вообще, тюркскому миру, это очень правильно. Потому что олонхо – общетюркская ценность. Только мы вас поймем. Вряд ли австралиец поймет. У нас слова одинаковые, все одинаковое. Вы едите конину, мы едим конину. Поэтому совместная работа даст хороший результат.

    — Когда строилась Астана, наверное, было немало скептиков? Как Вы относитесь к недоверию, непониманию Ваших проектов?

    — Скептики были против президента. “Глупость! Нам кушать нечего, у нас годами света нет, мыла нет и вдруг новая столица!” Скептики были страшные. Мы, жители Акмолы, будущей Астаны, радовались. Я — коренной житель Астаны, вырос в Акмоле, поэтому зря у меня спрашиваете. Когда мы говорили об идее “Менги ел” и о национальном стиле, то скептики возмущались – какой казахский стиль в степи?! Серик Исаевич тоже был против. Сейчас все – за. Сейчас занимаемся только формообразованием.

    Чем отличается ваша система от нашей? У вас руководство поддерживает проект, а мы сами работаем. Группа архитекторов сама пробивает «Менги ел”. Сверху президент дает общие рекомендации. Ему главное, чтобы технологически было правильно. У вас сверху идет, и это идеально. Если ваши архитекторы будут на высоте, то все будет нормально. Они вас отрезвят. Если будут какие-то прожекты, то архитектор скажет — извините, уважаемый культуролог, но это не пойдет, потому что будет экономически нерентабельно.

    — Астана как бы устремлена во внешний мир, почти в космос. Как люди ощущают себя в таких масштабах?

    — Совершенно правильно. Я вам скажу, что на левом берегу, наверное, далеко не уютно. Это тот берег, который сверкает. Это красивая картинка. Выходишь – ах! Но не хватает скамеек, каких-то уютных моментов. Теперь мне поручили реконструировать центральную часть, где находятся аллеи. Сейчас в “Менги ел” мы учитываем человеческий фактор, чтобы людям было уютно.

    Центральная часть Астаны, которую вы видели в ролике, летом шикарная — цветы, фонтаны, художники рисуют… Наступает осень – все. Ветер свистит степной. Слава богу, сейчас деревья растут. Зимой вообще тоска зеленая. В “Менги ел» мы придумали систему подземных коммуникаций. Из одного здания в другое зимой можно переходить под землей. Вы идете – горят фонари, деревья растут. Внизу находятся автостоянки. Это о человеческом факторе и логистическом порядке транспортной системы. Сверкающие здания должны быть изнутри притягательны.

    — В чем основная идея Астаны?

    — На мой взгляд, в том, что мы получили независимость. Если раньше нам диктовали, то когда получаешь независимость, сразу начинаешь делать все по-своему — я это так хочу, это так хочу! Это какой-то дух свободы. Но самое главное, Астана – это все-таки центр страны. Алматы находится возле Китая. Президент сейчас строит новую железную дорогу, и мы за 6 часов будем доезжать до Алматы. Раньше сутки ехали. От нашей границы до Волги 60 км, и человеку из Атырау проще в Астрахань поехать. Есть у нас городок Внутренняя Орда, оттуда все едут в Москву. Потому что ближе, чем до Алматы добираться. Государство было бы неуправляемым, если бы столица осталась в Алматы. Сейчас, слава богу, более управляемое. Астана — это геополитический центр. Кроме того, надо было развить этот регион, который с точки зрения полезных ископаемых, промышленности очень перспективный. Поэтому новая столица стала национальной идеей.

    - Как Вам удается сочетать в себе архитектора и историка, культуролога?

    — Мне обидно было слышать — да что там кочевники, никакой истории нет, никакой культуры нет. Я проектировал заводы, фабрики, общественные здания, заработал, все хорошо. Но хочется другого…Раз ты живешь на этой земле, то только через духовность, через наше тенгрианство, через олонхо, через “Манас” мы должны проектировать. В этом огромная философия. И вашим скептикам надо сказать – без идеи проекта, без олонхо скучно. Никто не приедет к вам. Можно жить, как трава. Хорошо кушать, ездить на джипе, отдыхать в заморских странах…Ну и что?

    Когда в 2006-м я залез в эту историю, начал делать анализы, появились друзья алтаец, татарин – мой близкий друг из Китая. Начали ездить друг к другу, и открылась огромная общая история. Сейчас “Менги ел” поддерживают многие архитекторы. Но нам не хватает министра культуры, как у вас. Не хватает философов, аксакалов, которые бы текстовую часть написали. Более глубоко написали, чем я. По-казахски надо писать. Казахский язык богатейший. Понимаете, казахи верят слову. Если наш философ или аксакал напишет, то это может быть только одна страница, но она убивает. По-русски я не могу так написать, словарного запаса не хватает. А в казахском — сплошная аллегория. Я просто знаю, как аксакалы говорят. У казахов любая война заканчивалась одним словом.

    Беседовала Елена ЯКОВЛЕВА.
  19. Володя

    Володя Well-Known Member

    Дата регистрации:
    26 дек 2011
    Сообщения:
    1.905
    Симпатии:
    229
    Баллы:
    63
    Когда-то Харатабан предлагал построить Храм Тенгри за 8 миллиардов 500 миллионов долларов!

    Харатабан, где эти миллиарды и этот Храм?

    Давайте построим Юрту-Тенгри за 100 тысяч рублей, чтобы было место, где могли собираться тенгриане.
    Могли приходить в любое время, общаться друг с другом, поддерживать друг друга.

    А так получается - на словах есть тенгриане, а на деле - их нет.
    Один пустой звук в воздухе.....

    А на деле - поздравляют друг друга с пасхой и говорят - Христос воскрес!
  20. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    А где сказано, что тенгриане против Христа?

Поделиться этой страницей