ЧИНГИСХАН

Тема в разделе 'История', создана пользователем Нарбазан, 21 янв 2015.

  1. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    Сакен Турганалиев

    Первый западный поход монголов был осуществлен еще при жизни Чингисхана. Его венчает победа над объединенным русско-половецким войском в битве при Калке в 1223 году. Но последующее поражение ослабленной монгольской армии от Волжской Булгарии на некоторое время откладывает экспансию империи на Запад. В 1227 году Великий хан умирает, но дело его продолжает жить. У персидского историка Рашид-ад-Дина мы встречаем такие слова: «во исполнение указа, данного Чингисханом на имя Джучи (старшего сына), поручил завоевание Северных стран членам его дома». С 1234 года третий сын Чингисхана Угэдэй тщательно планирует новый поход, а в 1236 году на Запад выдвигается огромная армия по некоторым подсчетам достигающая 150 тысяч человек. Во главе ее стоит Бату-хан, но реальное командование поручается одному из лучших монгольских полководцев – Субэдею. Как только реки оказываются скованными льдом, монгольская конница начинает свое движение в сторону русских городов. Один за другим капитулируют Рязань, Суздаль, Ростов, Москва, Ярославль. Дольше других держится Козельск, но и ему суждено пасть под натиском несметных полчищ... Чингисхан планировал взять один из богатейших и красивейших городов Руси еще в 1223 году. Что не удалось Великому хану, получилось у его сыновей. Киев осадили в сентябре 1240 года, но только в декабре защитники города дрогнули. После покорения Киевского княжества уже ничто не сдерживало монгольскую армию от нашествия на Европу. Формальной целью похода в Европу была Венгрия, а задачей – уничтожение половецкого хана Котяна, скрывающегося там со своей ордой. Как утверждает летописец, Бату-хан «в тридцатый раз» предлагал венгерскому королю Беле IV изгнать из своих земель разбитых монголами половцев, но всякий раз отчаянный монарх игнорировал это предложение. По мнению некоторых современных историков, погоня за половецким ханом и подтолкнула Бату-хана и Субэдей-багатура к решению покорения Европы или, по крайней мере, некоторой ее части. Впрочем, средневековый хронист Ивон Нарбоннский приписывал монголам гораздо более обширные планы: «Они измышляют, что покидают родину то для того, чтобы перенести к себе царей-волхвов, чьими мощами славится Кёльн; то, чтобы положить предел жадности и гордыне римлян, которые в древности их угнетали; то, чтобы покорить только варварские и гиперборейские народы; то из страха перед тевтонами, дабы смирить их; то, чтобы научиться у галлов военному делу; то, чтобы захватить плодородные земли, которые могут прокормить их множество; то из-за паломничества к святому Якову, конечный пункт которого — Галисия».
    АЛТЫНБАЙ нравится это.
  2. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    К.Сарткожаулы: Скифы – все-таки тюрки. То, что Чингисхан казах, – абсолютно дилетантское утверждение... До недавних пор монгольское происхождение Чингисхана сомнений у большинства из нас не вызывало. Однако в последние годы в научной среде разразилась дискуссия по поводу происхождения Потрясателя вселенной. Мы побеседовали с тремя учеными, имеющими по этому поводу разные мнения. Сегодня предлагаем вашему вниманию одну из точек зрения. Первым об истории тюрков и происхождении величайшего полководца двух тысячелетий на страницах нашей газеты рассказывает доктор филологических наук, академик Международной академии Чингисхана, профессор Каржаубай Сарткожаулы. – Говорят, что в Китае есть большая библиотека с материалами по истории тюрков. Это правда? – Наша история всегда была связана с историей Китая, поскольку мы географические соседи. Российский ученый XVIII века Никита Бичурин, 17 лет проживший в Поднебесной, перевел с китайского на русский очень много исторических документов, в том числе по истории тюрков. В его переводах есть все о монголах, джунгарах, Чингисхане и т.д. Очень много исторических материалов увидело свет после Октябрьской революции. Историей тюрков тогда интересовались многие русские ученые. Есть много трудов и казахских деятелей науки, они в последнее время особенно упорно работают в этом направлении. Огромное количество исторических материалов переведено с китайского на казахский благодаря оралманам, приехавшим из Поднебесной. Но до главных китайских архивов мы еще, к
  3. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    сожалению, не добрались. Для этого нужно время, деньги и содействие обоих государств. – Как решается спор по поводу того, являются ли казахи потомками саков и гуннов? – До того, как Казахстан обрел независимость, русские и европейские ученые называли саков и гуннов персами. Почему? Банально – по облику. Они создали теорию, согласно которой тюрков приравняли к персам. В частности, об этом писал советский ученый, осетин Василий Абаев. Но недавно молодой ученый Казанского федерального университета Рафис Закиров опроверг теорию Абаева. Численность тюркских народов сейчас порядка 250 млн. Они делятся примерно на 40 национальностей. Их облик, в среднем, на 50% – европеоидный, на 30% – смешанный тип и лишь на 20% – монголоидный. Исследования, проведенные после 2010–2011 годов, в том числе исследования европейских ученых, дают другие результаты. В последнее время в истории активно применяются генетические исследования, благодаря чему устанавливается родственная связь. Так вот, согласно последним выводам скифы – все-таки тюрки. Народ скифов состоял из множества племен, и каждое имело свои культурные отличия. Культура скифов внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Она передалась гуннам, а затем тюркам. И мы сегодня во многом придерживаемся этой культуры. Доказательств этому сейчас достаточно. На их основании можно утверждать, что скифы (саки) – наши предки. Но сегодня исследования продолжаются, причем с активным применением генной инженерии. – Существует гипотеза, что североамериканские индейцы тоже происходят от тюрков. Насколько это может быть правдой? – Выводы ученых свидетельствуют: те, кого мы сейчас называем североамериканскими индейцами, уходили на Аляску из Алтая в три этапа. Первый исход произошел 40 тыс. лет назад, второй – 20 тыс. лет назад и третий – 12 тыс. лет назад. В культуре древних тюрков и североамериканских индейцев очень много общего. Кроме того, существует один веский аргумент в пользу этой версии: только у тюрков и североамериканских индейцев дети рождаются с синим пятном в области поясницы. – Японцы в последнее время тоже говорят, что их предки родом с Алтая. – Это гипотеза. Сегодня почему-то многие хотят быть ближе к Алтаю. – В том числе и корейцы… – По поводу корейцев – да. Их язык входит в тунгусо-манчжурскую группу языков, которая относится к алтайской языковой семье, куда входят и тюркские языки. Сюда же входит и калмыкский язык, относящийся к монгольской группе языков, которая также входит в алтайскую языковую семью. – У разных народов часто встречаются одинаковые названия племен. И в обществе возникают споры о том, что тот или иной казахский род изначально не принадлежит казахской нации, а является пришельцем. К примеру, племена найман, керей, кият есть и у казахов, и у монголов… – Начнем с того, что древние роды найман и керей имеют одно происхождение. До того как разделиться, они составляли одно племя байырку, которое занимало огромную территорию – от Керулена до Западного Алтая и от северной оконечности озера Байкал до Аккоргана (город, находившийся на территории нынешней Кызылординской области. – Авт.). Первый тюркский каганат был основан в 545 году, и во главе его стояли кипчаки. Он просуществовал до 744 года, когда байырку отобрали власть у кипчаков и основали уйгурский каганат. Замечу, что с нынешними уйгурами это название не связано. Слово "уйгур" с древнетюркского переводится как "единение". Это был объединенный тюркский каганат, состоявший из нескольких аймаков. В составе байырку были также едизы, басымалы и карлуки – предки нынешних аргынов. Кереи жили на востоке каганата. Позже монголы стали называть их кереитами (буква "д" или "т" в конце слова в монгольском языке означает множественное число). На западе каганата жили восемь объединенных племен, которые впоследствии стали называть найманами ("найман" в переводе с монгольского – восемь). Но найманы никогда не были монголами, это тюркское племя. Среди алтайцев тоже есть найманы, их там называют майман. Найманы есть и у узбеков, и у татар, и у башкир. Это очень большое племя. Что касается современных татар, то к монголам они не имеют никакого отношения. У монголов было свое племя татар. Когда они завоевывали западные земли, тюрки, жившие на берегах Едиля (Волги), назывались булгарами. Это и есть предки
  4. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    современных казанских татар. Позже они влились в войско Чингисхана, которое русские называли татарами. С тех пор булгары и обрели свое нынешнее название, заимствовав его у монгольского племени. Кият – одно из гуннских племен. Когда монголы и тюрки разошлись, кияты тоже разделились. Монгольские кияты – это потомки Чингисхана, а казахские кияты – потомки Коркыта-ата. – Сегодня многие приписывают себе родственную связь с Чингисханом. Кем же все-таки был Чингисхан? – С точки зрения генетики Чингисхан – выходец из Центральной Азии. В эпоху гуннов монголы и тюрки были одним народом и составляли единую гуннскую империю. После ее распада они разошлись в разные стороны. Но еще долгое время разговаривали на одном языке. Даже в XII веке – до эпохи Чингисхана – между монгольскими и тюркскими народами было полное взаимопонимание в плане языка. И даже в наше время в монгольском и тюркском языках 60–70% коренных слов имеют схожесть. Потом пришла религия. Мы приняли ислам, монголы – буддизм. И языки стали отдаляться друг от друга. Сейчас это совершенно разные языки. То, что Чингисхан казах, – абсолютно дилетантское утверждение. Это неправда, и верить этому нельзя. Он даже не тюрок, а чистый монгол. Всю жизнь он воевал ради своего народа. Объединив все монгольские племена и создав монгольское государство, он поклялся своему народу, что теперь объединит тюрков и сделает огромную империю. Впоследствии практически все его войско состояло из тюрков: кереи, найманы, жалаиры, меркиты и т.д. Монголов в нем было всего 5%.
    АЛТЫНБАЙ нравится это.
  5. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    Рашид-Ад-Дин! Чингиз-хан сказал: «Народ, у которого сыновья не следовали биликам отцов, а их младшие братья [ини] не обращали внимания на слова старших братьев [ака], муж не полагался на свою жену, а жена не следовала повелению мужа, свекоры не одобряли невесток, а невестки не почитали свекоров, великие не защищали 1515 малых, а малые не принимали наставлений старших, великие стояли близко к сердцам [своих] служителей [гулам] и не привлекали на свою сторону [сердца] бывших вне их окружения [мардум-и бируни], люди, пользовавшиеся [всеми] благами, не обогащали население страны и не оказывали [ему] поддержки, пренебрегали обычаем [йусун] и законом [йаса], соображениями разума и обстоятельства, и по этой причине [становились] противниками управителей [мутаваллиан] государства: у такого народа воры, лжецы, враги и [всякие] мошенники затмевали солнце на его собственном стойбище, иначе говоря, его грабили, кони и табуны его не обретали покоя, а лошади, на которых, [идя в походы], выезжали передовые отряды [мангалэ], до того изнурялись, что, естественно, эти лошади падали, подыхая, сгнивали и превращались в ничто».
    АЛТЫНБАЙ нравится это.
  6. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    Сакен Туганалиев
    Оэлун, мать Чингисхана Имя Оэлун означает «Облако». Монгольские хроники называют её «женой чести, совета, разума и холодной решимости». Во всём её облике сквозило не только мужество, готовность к подвигу, но и женственность, самозабвенная материнская любовь. Оэлун отличалась необыкновенной красотой. В те далекие годы монгольские девушки не выбирали себе мужей. Отцы или случай решали их судьбы. Девушек похищали или отбивали силой. Отец Чингисхана, по имени Есугей-багатур, вождь родового племени Борджигинов, вёл свою родословную от самой прародительницы монголов Алан-Гоа. Оэлун же происходила из племени Олхонут. Она была сосватана за Чиледу, брата вождя соседнего племени Меркитов. Как сообщает «Сокровенное сказание монголов» (историческая летопись Монголии), Оэлун любила Чиледу, но Есугей силой отнял её силой. В момент похищения Есугеем она в отчаянии сорвала с себя кофту и кинула ее Чиледе со словами: «Пока ты жив, помни мой запах!» Поначалу она металась, рыдая от горя и безысходности, но потом смирилась со своей судьбой и стала верной женой Есугея. Он занимал высокое положение в племени, а главное — с любовью и заботой относился к ней. Жизнь Оэлун наладилась и стала спокойной. Приблизительно в 1162 году у них родился первенец. «Сокровенное сказание» сообщает, что ребёнок появился со сгустком крови в кулаке. Это было истолковано как знак силы. Он был рожден с предназначенной свыше судьбой. Отец назвал мальчика, по существующим тогда обычаям, именем захваченного в плен врага — Темуджин. Так родился будущий основатель великой Монгольской империи — Чингисхан. После Темуджина один за другим стали рождаться здоровые, крепкие дети: Джочи–Хасар, Хачиун, Тэмуге, на девятый год появилась девочка Темулун. Оэлун, волевая, строгая, уверенно держала бразды правления в доме. Внезапная смерть мужа Оэлун (его тайно отравили недруги) резко изменила положение семьи. Есугей-багатур не успел стать ханом, и его родственники и сподвижники решили взять власть в улусе в свои руки. Оэлун не собиралась никому отдавать наследственную власть мужа. Она выразила возмущение и стала добиваться большего уважения к себе, как к вдове Есугея, и к его детям. Сейчас её поступок кажется нормальным, но в те времена она буквально привела в ужас монгольское общество, своими речами и действиями, которыми она как бы нарушила Закон Степи, по которому жили предки. Оэлун храбро отстаивала позицию своей семьи, пытаясь удержать род под своей властью. Но родственники мужа отказались принять её руководящую роль. Все родичи и вассалы покойного Есугея покинули лагерь, и тогда решительная Оэлун в гневе подняла бунчук (знамя) с изображением белого кречета — родового знака Борджигинов — и бросилась в погоню за изменниками. Она сумела вернуть часть людей, но ненадолго. Мать Чингисхана, также как и её сын, были и остаются уникальным явлением в истории монголов. Оэлун была первой женщиной, описанной в летописях, которая восстала против старых порядков в кочевом обществе. Это был настолько смелый поступок, что люди откочевали подальше от неё, чтобы своим примером она не заразила других. При этом родственники прихватили всё имущество покойного Есугея-багатура, забрали весь скот, чем обрекли семью на голод. Но надо отдать должное матери: она воодушевляла детей своим примером и стала для них образцом мужества. Кроме своих пятерых детей Оэлун взяла под свою опеку младшую жену покойного мужа и её двоих сыновей. Этому тяжелейшему периоду жизни Оэлун, её материнскому подвигу посвящены самые проникновенные страницы «Сокровенного сказания». В нем описывается, как подоткнув юбку и твердо закрепив на голове шапку женщины благородных кровей, с заостренной палкой в руке, она без отдыха выкапывает корни трав и клубни саранки, собирает дикие плоды с деревьев и кустов по склонам Бурхан-Халдуна. «Дикие лук и чеснок ели сыновья благородной матери, пока не стали правителями». Находясь в столь суровых условиях, Оэлун не допускает пессимизма
    АЛТЫНБАЙ нравится это.
  7. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    семье и повторяет детям: «Трудолюбивый не может умереть с голода». «Мудрой женой родилась Оэлун. Малых детей своих вот как растила: Шапочку покрепче приладит, Поясом платье повыше подберет, По Онон-реке вниз и вверх пробежит, По зернышку с черемухи да яблонь-дичков сберет И день и ночь своих деток пестует». («Сокровенное сказание».) Юный Темуджин совершенно пал бы духом, если бы не мать, которая верила, что её старший сын станет великим воином. Она предсказывала ему высокое предназначение. Не богатство, а происхождение считалось более важным для тогдашнего монгола. Её сын был божественного происхождения, следовательно, — убеждала его мать, — достоин стать ханом, царем царей, как и его братья. Во что бы то ни стало она решила поднять сыновей на недосягаемую высоту, чтобы все предатели и недруги пришли к ним на поклон. Вот такой, наверное, был план матери. Как отмечает «Сокровенное сказание», Оэлун воспитывала детей на героическом эпосе. Она рассказывала сыновьям об их великом деде Хабуле, который стал первым вождем, правившем всеми монголами и первым Хо-Лома, принявшим титул хана. Темуджин жадно слушал мать, он старался запомнить все древние сказания. Так, благодаря матери, в мечтах юного Чингисхану возник образ идеального хана — объединителя монголов. Темуджин никогда не забывал уроки матери и её огромные заслуги. Даже в зрелые годы он всегда прислушивался к её мнению. Мать для него была святыней. Прошло несколько лет. Благодаря мужеству и «железной воле» Оэлун дети подросли. Темуджин мужал и становился сильным воином. Одержав первые, пусть незначительные победы, он решил жениться на своей невесте. Когда молодой Темуджин привез в дом свою жену Борте, вместе с ним приехала и его тёща, которая преподнесла Оэлун царский подарок — доху (шубу) из черного соболя. Впоследствии именно эта шуба сыграла решающую роль в быстром возвышении Темуджина. Оэлун могла бы выгодно обменять свою шубу на целую отару овец и навсегда бы избавила семью от нужды. Но будучи тонким политиком, обладая интуицией и умением рисковать, Оэлун решает инвестировать «свалившееся» на неё богатство в политическую карьеру сына. Вряд ли Темуджин в свой «медовый месяц» мог о чём-либо думать кроме молодой жены. Мать предлагает ему при помощи этой шубы «купить» покровительство Тогрил-хана Кераитского. Растроганный таким дорогим подарком, Тогрил сказал «В обмен на соболью шубу я соберу твой разбредшейся народ». Блестящий план матери и сына удался. Получив покровительство Тогрил-Хана, Темуджин становится его вассалом и обретает определенный статус в обществе монголов. Не без помощи Оэлун среди монгольских племен стремительно стали распространяться слухи, что молодой Темуджин — избранник Небес. Со всех сторон к нему потянулись кочевники. Пребывающие следом за первыми, сообщали новые знаки и предзнаменования. Один человек говорил, что слышал, как вол помычал: «Боги неба и земли все за то, чтобы Темуджин был господином всей нации». Трудно представить, как велась предвыборная кампания в те далекие времена в монгольской степи. С уверенностью можно сказать только одно: в те времена, как и сегодня (не важно, при помощи мычания быка или рекламы на телевидении), за каждой кампанией стоит стратег и дальновидный политик. Таким человеком была Оэлун. Вот при таких обстоятельствах началось восхождение к власти Темуджина. Мудрая Оэлун, как всегда, стояла на страже его интересов, пристально следила за окружением, собирала степные новости и слухи и вовремя давала советы. Как и у многих великих политиков и гениальных полководцев, у истоков славы Чингисхана находился верный «серый кардинал» — его мать. У монгольского народа появился новый вождь — избранник небес, потомок царственного дома монголов, рожденных прямо из чресел прародительницы — Алан Гоа. Сам Чингисхан, благодаря матери, искренне уверовал в свою божественность. Благодаря этому он вдохновлял соратников и подданных на великие завоевания. Так в курене Темуджина, и частично, в курене матери Оэлун — Эке формируется новое объединение межродового альянса — орда. Наравне с сыном Оэлун становится влиятельной политической фигурой. Даже когда Темуджин находился в китайском плену, Оэлун сумела сохранить костяк орды и власть «золотого
  8. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    рода» Борджигинов. Она была центральным ядром ещё небольшого, но уже войска. Оэлун сумела создать хорошую систему безопасности, потому что только чувство полной защищенности могло удержать монгольских кочевников на столь длительное время. Мать Чингисхана дала монголам надежду на перемены; народ ей верил и ждал своего вождя. Хотя формально Темуджина замещал брат Джочи-Хасар, вошедший в историю как «хороший стрелок», но не более того. Реальная власть была в руках Оэлун, именно к ней приходили за помощью, советами, разрешением споров и конфликтов. О её мудрости слагали песни уже при жизни. Мать Чингисхана усыновила и воспитала много сирот — детей вражеских племен — и довела их до нойонского сана. В «Сокровенном сказании» говорится о четырех мальчиках, воспитанных Оэлун: Кучу из племени Меркитов, Кокочу из племени Тайчиудцев, Шикикан-Хутуху из татарских стойбищ и Бороуле из чжуркинских кочевий. Таким образом Оэлун стала символом гуманизма, стойкости, олицетворением величайших морально-нравственных качеств женщин монгольских народов. По возращении из плена Темуджин победил соперников, которые могли претендовать на звание хана монголов, и поставил перед собой великую цель: создание обширной Монгольской державы. Во многом благодаря своей Гениальной Матери, Чингисхан шаг за шагом добился этой цели и сделался политическим и религиозным вождём своего народа. Оэлун сыграла решающую роль в судьбе великого сына. Она внушила Темуджину идею его божественного происхождения. Своим примером мать дала уроки мужества Чингисхану. Своею мудростью она помогла ему сделать первые шаги к власти и удержать её в трудные годы. До конца жизни Оэлун пользовалась огромным влиянием на сына. Только одной матери было позволено указывать на ошибки и учить уму разуму Потрясателя Вселенной. Она прожила долгую жизнь, дожила до великих побед и триумфа Чингисхана в 1206 году. Монголы почитают Оэлун как святую. «Наследие Оэлун» — так называется новая общественная организация — Республиканское женское движение в Бурятии. Цель бурятских матерей — воспитание всесторонне развитых сильных поколений и искоренение социального сиротства. В Бурятии, в верховьях реки Оронгой находится старинная обоо — буквально «насыпь» — культовое сооружение. По местному преданию, его создал сам Чингисхан в 1212 году на родине предков своей матери. На вершине обоо, выполненной в виде небольшого плато, были установлены молитвенные барабаны — хурдэ. На протяжении веков поклониться матери Великого хана на это сакральное плато приходили представители всех монгольских родов. Паломничество прекратилось в эпоху воинствующего атеизма. В конце 1990-х годов многовековая традиция поклонения возродилась. Буддистские ламы-священнослужители вновь проводят религиозные обряды в этом священном месте.
    upload_2015-1-24_17-21-43.png
    АЛТЫНБАЙ нравится это.
  9. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    Александр Доманин
    Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
    Часть 3.
    Введение Ясы с необходимостью потребовало введения и должности для человека, отвечающего за ее неукоснительное внедрение и соблюдение. И Чингисханом был создан Верховный государственный суд – Гурдерей-Заргу.

    Верховным судьей всех монголов был назначен приемный сын Чингисхана – Шиги-Хутуху. Этот талантливый политик и умный человек (но очень слабый полководец) стал настоящим оком и ухом государевым. Шиги-Хутуху отвечал как раз за пресловутую разверстку населения, распределял доли, полагающиеся ханским родичам и нойонам. На него же Чингисхан возложил и уголовные дела: «Искореняй воровство, уничтожай обман во всех пределах государства. Повинных смерти – предавай смерти, повинных наказанию или штрафу – наказуй» («Сокровенное Сказание», § 203).
    Помогать верховному судье в исполнении обязанностей должны были, как уже говорилось выше, кебтеулы. Кроме того, для тщательного контроля за исполнением предписаний по разверстке и приговоров, Чингисхан повелел записывать их в специальную Синюю роспись – «Кок Дебтер Бичик». Роспись создавалась по представлению Шиги-Хутуху и утверждалась Чингисханом, тем самым становясь законом, который не мог изменить никто.

    В «Кок Дебтер Бичик» вносились все повинности, которые должны были выполнять по разверстке подданные Монгольской империи. После завоевания областей с оседлым населением сюда же стали записываться и те налоги, которыми это население облагалось. Как уже отмечалось, сам Чингисхан довольно скептически относился к регулярному налогообложению, предпочитая ему прямой грабеж населения во время военных походов.
    Но уже ближе к концу жизни он был убежден выкладками Елюй Чуцая, который после этого приобрел большой авторитет, а при Угедэе стал фактическим главой монгольского правительства – разумеется, подотчетного великому каану.

    При Угедэе и Елюй Чуцае и была окончательно упорядочена налоговая система монгольской державы. Уже говорилось о существовании в Йеке Монгол Улус специального налога в пользу бедных. Данных о том, насколько этот налог действительно использовался на нужды бедноты, у нас не имеется, но некоторые намеки на то, что он, особенно при преемниках Чингисхана, не всегда употреблялся по назначению, в наших источниках есть.

    Например, при Угедэе вместо прямого налогообложения часто использовалась система откупов, на которой, конечно, наживались сами откупщики – обычно из числа богатых мусульманских или уйгурских купцов. В правление Чингисхана же, в силу неразвитости денежных отношений и для поддержания сугубо военного характера державы, применялись, в основном, прямые налоги. При этом собственно налоги и повинности, например, по обеспечению армии конями или продовольствием, еще никак не разделялись и назывались общим термином – «алба». Все же можно выделить такой налог, как «шулен» – одна двухгодовалая овца от каждого стада поступала в пользу хана, для нормального функционирования ханской ставки. Аналогичные функции исполнял и питьевой натуральный налог или повинность – «ундан».

    По свидетельству Рубрука, эта повинность действовала еще и в середине XIII века в ставке Батыя: «Татарам надлежит приносить ко дворам своих господ кобылье молоко каждого третьего дня». И конечно, чрезвычайно разнообразными оставались повинности, обеспечивавшие военные и государственные нужды (в империи Чингисхана эти два понятия, как правило, означали одно и то же). В этой связи крайне интересно рассмотреть эволюцию одного весьма важного нововведения Чингисхана – образованной им вскоре после 1206 года дорожной службы.

    Сама эта служба создавалась Чингисханом как почти исключительно военная организация – в целях быстрой передачи ханских приказов своим войскам на походе или доведения до нойонов распоряжений о сборе войска. Позднее она использовалась и для других разнообразных нужд – в частности, дипломатических. Для бесперебойной передачи ханских повелений по всей территории империи Чингисхан сформировал два специальных корпуса. Это были ханские гонцы, которые обеспечивали передачу ханских приказов и воинских донесений монгольских полководцев, и так называемый «даругачин» – корпус особых военных чиновников: они назывались «даруга» (а на Руси их чаще называли «дарога» – кстати, это слово ничего не напоминает?), которые отвечали за отдельные участки ханских дорог – в пределах ста-двухсот километров – и за бесперебойное снабжение тех же гонцов, послов и других ханских представителей конями, продовольствием и вообще всем необходимым.

    Эти «даруга» в пределах назначенной им для контроля территории обладали очень большими полномочиями. Для обеспечения безопасности дорог им придавались воинские отряды; используя эту же военную силу, они могли накладывать на близлежащее население экстраординарные повинности – например, обеспечить ханское посольство свежими лошадьми и продовольствием, сверх уже собранных налогов. Фактически, в пределах подведомственной ему области «даруга» был «и царь, и бог, и воинский начальник». Широкие полномочия, подкрепленные военной силой и авторитетом самого хана, сделали корпус «даругачин» очень мощной структурой. И если вначале они отвечали только за поддержание имперских путей сообщения в рабочем состоянии, то постепенно стали использоваться и в других целях. Особенно заметным это изменение функций «даругачин» стало после серьезной реформы дорожной службы, проведенной Угедэем в 1234 году. Угедэй создал настоящую систему почтовых станций – «ямов». Каждым «ямом» заведовал смотритель – «ямчин», а само движение по империи теперь должно было производиться от яма к яму и никак иначе.

    «Даругачин» же в этих условиях, фактически, превратились в имперских чиновников на местах, отвечавших, главным образом, за выполнение населением имперских повинностей и сбор налогов для общедержавных нужд. Эти чиновники великого хана сегодня нам больше известны под их тюркским названием – «баскаки».
    Таково, в общих чертах, было устройство Монгольской империи при Чингисхане и его ближайших преемниках.
  10. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    Терракотовые монгольские воины и статуя Чингисхана в Шилийн-Гол, Внутренняя Монголия.
    getImage.jpeg
    АЛТЫНБАЙ нравится это.
  11. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    ۞ Почему во всех походах Чингисхана участвовали только тюркские племена Просметь Видно, опять придется переписывать учебники истории. Особенно в той их части, где говорится о вторжении предков современных монголов во главе с ханом Батыем на Русь. Поскольку монголов там вообще не было. И это уже факт научно доказанный, неоспоримый. Однако почему же подобная трактовка стала возможной? Да потому, что долгое время считалось, что племя найман, стоявшее во главе похода армий Батыя, является монгольским. Отсюда и соответствующие выводы. Пока, наконец, не случилось то, что рано или поздно должно было произойти. Ученые-монголоведы были поставлены перед неопровержимыми уликами, доказывающими тюркские корни этого племени. И отныне уже, а если быть точными, с 2001 года, официальная наука причисляет племена найман, конрат, меркит к племенам тюркским. А ведь именно эти четыре племени, включая племя кият, родом из которого вышел Чингисхан, избрали его своим ханом на курултае 1206 года. Что было дальше – уже известно. Армии Чингисхана завоевали Китай, Хорезм, Иран, создав величайшую в мире империю. И теперь уже внук великого полководца Батый отправляется походом на Русь во главе своей объединенной армии, состоящей из казахских племен: найман, кереев, конрат, меркит, аргын, жалаир, кыпшак, дулат, алшын, ошакты, ысты, шапырашты, барлас, поддерживаемых татарами. Поэтому и поход Батыя на Русь нужно рассматривать, как сугубо тюркское вторжение на русские земли, но никак не монгольское. Если быть честными до конца. С.Малеев: Как казахи вторглись на Русь, или Об альтернативной истории, ставшей отныне безальтернативной От себя лишь добавим, что русские в то время, как это часто бывало в их истории, с ожесточением истребляли друг друга. Поэтому ордам Батыя, заручившимся поддержкой православной церкви и заключавшим дружественные союзы с одними русскими князьями против других, поддерживаемых католическим Папой, удалось легко добиться победы, создав заодно на долгие века фундамент российской государственности. Но это мы все знаем. Вопрос в другом: как в свете этих новых знаний отстаивают свою позицию монголоведы? Ведь они оказались сегодня вынужденными признать под напором неоспоримых фактов и доказательств, что роды найман, конрат и меркит – тюркские. И вместе с тем они же продолжают с упорством, достойным лучшего применения, все еще утверждать, что род кият, откуда вышел Чингисхан, является монгольским. И где-то их можно даже и понять. Ведь это их последний на сегодня защищаемый окоп. Форпост. Рубеж обороны, который они собираются отстаивать любой ценой, даже ценой потери своего научного авторитета. Потому что дальше им отступать уже некуда. А между тем оборона монголоведов трещит по всем швам. Их обходят и с флангов, и с тыла. Со всех сторон. Накануне решающего генерального наступления. Их атакуют прямо в лоб. Им задают вопрос: – "Почему во всех походах Чингисхана участвовали только тюркские племена, если верить древнекитайским хроникерам, и не отмечено ни одного монгольского? – Они молчат как партизаны. – Почему – спрашивают их, строя тюркскую государственность, Чингисхан наделял привелегиями исключительно тюрков, и ничего при этом не говорится в истории о монголах? – Монголоведы хранят тишину. – Почему? – опять недоумевают любопытные – Чингисхан, если он монгол, молился чуждому тюркскому Богу Тенгри, а не скажем – матери-оленихе, которой в те времена поклонялись языческие предки нынешних халха – монголов? И опять в ответ со стороны наших монголоведов только гробовое молчание. Да, да. Я не ошибся. Тому самому древнему тюркскому божеству Тенгри, столь известному своим "националистическим" изречением: "Эй, тюркские беи! Пока Небо не сдавит Землю, а Земля не разверзнется, знайте, тюркские улусы, тюркские государства, тюркские семьи, – тюркское владычество не исчезнет. Рек пролитой крови, костей наших, лежащих как горы, будьте вы достойны! Эй, бессмертный тюркский улус (нация), осознай все это и гордись!" Причем, не ответив на эти наши вопросы, они, монголоведы, еще что-то пытаются разыгрывать. Какую-то свою карту. Им говорят: – В лондонском списке древнего эпоса "Огуз – Наме", датируемого известным российским ученым Бичуриным IV веком до нашей эры, приводится следующая древнетюркская легенда, повествующая о роде Кият: "Родоначальник его был хорошим стрелком из лука, однако стрелял Кият (наискось) и все равно попадал
  12. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    точно в цель. Поэтому основателю рода дали имя Кият, то есть стреляющий наискось".1 И они, наши монголоведы, тут же отвечают: – Это фальшивка. Сделанная специально для того, чтобы доказать принадлежность Чингисхана к тюркам. Да?! Ничего себе – фальшивка?! Написанная в IV веке до нашей эры, чтобы уже оттуда, из глубины веков, обосновать события, которым еще только предстоит случиться через многие сотни лет!!! Вот это да! Вот это по-нашему! Надо же! И тут же, кстати, или, быть может, для кого-то и некстати совсем, но на ум приходит еще один достоверный исторический факт. К примеру, как могут монголоводы объяснить то, что до начала XX века, а если быть точными, то до 1921 года территория современной Монголии именовалась Туркестаном? То есть получается, что изначально это были земли кочевых тюрков, из которых те вынуждены были в XIII веке вместе с Чингисханом переселиться в казахские степи (в центр своей созданной Великой империи), чтобы уже отсюда, из центра, можно было оперативно управлять огромными завоеванными территориями. Все очень даже логично. И наконец наш последний аргумент в этом споре. Монголоведы советской школы, выискивая монгольские корни Чингисхана, часто любят ссылаться на русский перевод "Сокровенного сказания монголов", забывая упомянуть, что этот перевод был сделан историком С.А. Козиным по распоряжению товарища Сталина на двадцатилетие единственного союзника СССР на тот период – Монгольской Народной Республики. И в нем немало искажений. Причем сами монгольские историки переводят затем текст "Сокровенного сказания монголов" не с языка оригинала, а уже с искаженного русского перевода, добавив к существующим погрешностям текста еще и свои подчистки. Доказательства этому приводятся в книге известного казахстанского историка и писателя Калибека Даниярова. Впрочем, не будем забывать, что это была эпоха существования железного занавеса, отделявшего СССР от всего остального мира. Когда история по Сталину являлась "политикой, направленной в прошлое". В данном случае и советская власть, как и прежнее российское самодержавие, были заинтересованы в том, чтобы скрыть от степняков их легендарное прошлое. Но теперь-то занавеса нет. И сегодня благодаря титаническому труду историка Калибека Даниярова аудитория имеет возможность ознакомиться напрямую с подлинниками "Героического эпоса Чингисхан". Так именно переводятся древние хроники в оригинале. (Как видим, даже название первоисточника переврали монголоведы советской школы). И здесь надо отдать должное западным ученым, сумевшим с древнемонгольских списков осуществить стилистически почти безупречный перевод текста "Героического эпоса Чингисхана" на латиницу. И тут нас поджидает еще одно удивительное открытие. В книге Даниярова "О новой истории Казахстана" приводится отрывок из "Героического эпоса Чингисхана", приведенный на латинском языке. Цитируем: – Erte udur – ece jeeinjisun okin-o Onketen; ulus ulu temecet Qasar qoa okid-i Qaqan boluqsan – a taho Qasaq terken – tur unoiju Qara buura kolkeji Qataralsu otcu Qatun saulumu ba Ulus irken ulu te temecet ba Onke sait Okid-iyen ockeju Olijke tai terken-tur unouliu Ole buura kolkeju Euskeju otcu Undur saurin-tur Orecle etet sauqui ba Erfenece Kunqirat irket. Перед нами фрагмент "Героического эпоса Чингисхана", в котором приводится разговор отца Борте с Есугеем, дающим согласие на сватовство своей дочери с маленьким Темиршином. И хотя прошло много столетий со времени появления эпоса, язык поменялся, но многие слова легко узнаются. И вот как их переводит Калибек Данияров: – Qacar – Гасыр – Эпоха; Qatun – Катын – Жена; Okid-i – Окыйды – Учит; Qaqan – Каган – Правитель; Boluqsan – Болса" – Если стал; Kunqirat – Конрат – Казахский род – конрат; Qasaq terken tyr – Іазає тјркін тЅр – Стоят казахские
  13. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    родственники жены; Erfenece kunqirat irken – Ерте"нен конрат еркін – С давних пор конраты свободны. Так вот он какой – древнемонгольский язык? Да ведь это же наш, по сути, родной, узнаваемый до боли тюркский язык, дошедший до нас из глубины веков во всей своей первозданной красоте. И теперь становится понятным почему имена родственников Чингисхана, его жен, батыров и нойонов звучат по-тюркски. Да иначе и быть не могло, если Чингисхан и его окружение разговаривали на этом языке. Так что же тогда, выходит, Чингисхан объединил под своим началом все тюркские племена, создал тюркскую государственность, молился тюркскому Богу, разговаривал на тюркском языке, оставил после себя летопись, известную нам как "Героический эпос Чингисхана", также звучащую по-тюркски – и кто же он после всего этого? Ах! Ну да! Ну точно – монгол. Для особо упертых скептиков: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: 1. Золотая Орда - ОРДА, тюркское слово с очень широким спектром значений, включающим ставку, дворец правителя, территорию, занятую определенным племенным или политическим (государственным) образованием, войско, армия, место периодических сборов родственных кочевий, кочевой лагерь правителя, кочевую столицу и в некоторых тюркских языках и диалектах массу иных родственных понятий, связанных с перечисленными. В древнетюркских текстах начала II тыс. это понятие обозначает «средний», «середина». По всей видимости, как средоточие человеческих масс, собрание кочевников оно в дальнейшем приобретает социально-политический и топографический смысл. 2.Все три столицы были названны по тюркски САРАЙ-БАТУ (Старый Сарай), средневековый (1254-1480) город, первая столица Золотой Орды. САРАЙ-БЕРКЕ (Новый Сарай), средневековый (ок. 1260-1395) город,вторая столица (с 1-й пол. 14 в.) Золотой Орды. САРАЙШЫК (Малый Сарай), средневековый город (14-16 вв.), третья столица Золотой Орды. САРАЙ, я, м. [< тюрк. sarai дом, дворец; комната для жилья; стойло; помещение для телег < перс. sarвi, sarв дворец]. Крытое неотапливаемое строение для хранения различного имущества, обычно без потолочных перекрытий. - толковый словарь Крысина Л.П. 3.Все ханы Орды носили тюркские имена: Джанибек, Узбек, Тохтамыш, Мамай, Тимур (не только тот самый Тамерлан), Тинибек, Ногай, Бердибек, Каганбек, Арапша и т.д. (всеми этими именами и в наше время называют своих детей и татары, и узбеки с казахами. А вот для сравнения монгольские имена:БУЯННЭМЭХ Сономбалжирын, ДАМДИНСУРЭН Цэндийн, ИНЖИНАШ Ванчинбали, ЛОДОЙДАМБА Чадраавалын, НАЦАГДОРЖ Дашдоржийн, РИНЧЕН Бямбын, СЭНГЭЭ Дашзэвэгийн, ТУДЭВ Лодонгийн, ЦЭВЭГМЭД Цэбэгмид Дондогийн, ЦЭДЭВ Доджоогийн, ЧИМИД Чойжилын, ЭРДЭНЭ Сэнгийн - монгольские писатели.) 4. Каракорум (по монг. Хара-Хорин) — столица империи Чингизхана; власть Каракорума признавали и правители Золотой Орды. Название восходит к тюркскому топониму окрестных гор Каракорум (буквально «чёрные камни», «нагромождение чёрных камней»). 5. Титулы исконно тюркские: Хан, Каган, Бек. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: ХАН (тюрк.), тюркский и монгольский титул в средние века и новое время: вождь племени, государь (в Монгольской империи правитель улуса) и др. КАГАН (тюрк.), титул главы государства у древних тюркских народов (авар, печенегов, хазар и др.), с кон. 8 — нач. 9 вв. наряду с титулом князь — у восточных славян, в 13 в. — у монголов. БЕК (бег, бей) (тюрк. — властитель, господин; синоним араб. эмир). 6. Не последним фактом в этом вопросе играет расстановка численности монголоязычных и тюркоязычных народов: Тюркоязычные (узбеки, казахи, татары, башкиры, турки, азербайджанцы, туркмены, кашкайцы, ногайцы, кумыки, гагаузы, алтайцы, чуваши, якуты, крымские татары, каракалпаки, уйгуры, кыргызы, тувинцы, шорцы, балкарцы,
  14. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    карачаевцы, караимы, хакасы ит.д.) - около 150 млн человек. Монголоязычные ( монголы, калмыки, буряты) - с натяжкой 15 млн человек. Соотношение 1:10 Очевидно за счет чьих человеческих ресурсов создавалась империя и держалась не одну сотню лет. 7.Название «тенге» происходит от средневековых тюркских серебряных монет «денге» или «таньга», от которых, в свою очередь, произошли также название русской монеты деньга и слово деньги эпохи Орды. Интересный факт: "Кутб" в Большой Советской Энциклопедии: "Кутб (гг. рождения и смерти неизвестны), поэт Золотой Орды. Жил и творил при дворе хана Тинибека. Автор поэмы «Хусров и Ширин» (1340) — переработки на тюрки одноименной поэмы Низами. Один из списков поэмы, датированный 1383—84, хранится в Национальной библиотеке Парижа. Поэма Кутб — первое светское произведение в западной части Монгольской империи. Лит.: Зайончковский А., Старейшая тюркская версия поэмы Хосрев-у-Ширин Кутба." Обратите внимание, поэт писал на "тюрки" и в тоже время энциклопедия определяет его к "монгольской империи". Это может завести в заблуждение русского (какая разница тюрок или монгол - все на одно лицо), но для меня, узбека однозначно - понятие монгол средневековья ничего общего не имеет к современным монголам. Чем больше разговоров о Чингисхане, тем интереснее наблюдать за метаниями российских историков. Вот и недавно в газете «Asia Times», Гонконг, появилась статья адъюнкт-профессора истории Университета штата Индиана Дмитрия Шляпентоха «Переосмысление Чингисхана», утверждающего, что российская историография оказалась сегодня между двух огней. Ведь если российские историки будут отстаивать прежнюю точку зрения, согласно которой Россия являлась передовым форпостом Европы в борьбе с тюркским нашествием хана Батыя, то невольно выйдет, что современные русские выступают в роли ярых врагов по отношению к своим же тюркам-соседям. Тем же казахам, киргизам, узбекам, татарам, башкирам, якутам, кумыкам, ногайцам. Незаконно узурпировавшими великое наследие Чингисхана – империю Золотой Орды. То есть русские в данном случае выступают сторонниками отнюдь не светлой силы. И такая интерпретация им крайне нежелательна, учитывая современный политический момент. А с другого боку, если русские хотят принять версию Гумилева о славянско-тюркских корнях своего народа, то и в этом случае, как полагает Дмитрий Шляпентох, самое большее, на что они могут претендовать на территории Евразии, так это разве что на роль «младшего брата» якутов и тунгусов. И что же в этой патовой ситуации делать? Возникает необходимость в переосмыслении истории. В ее фальсификации. Во внушении своим же близким соседям: казахам, киргизам, татарам, башкирам, что Чингисхан к ним никакого отношения не имеет. И иметь не может. В сеансе массового гипноза. Чтобы народы эти спали и видели, что Чингисхан – это где-то там, да-ле-ко отсюда, за тридевять земель, в Монголии. И что никакой он не тюрок, а напротив – самый обыкновенный халха-монгол. Однако если раньше, во времена тоталитарного Союза, с его лагерями для политзаключенных и расстрелами инакомыслящих такие штучки с рук еще сходили, то сегодня уже нет. И те же «проснувшиеся ото сна» тюркские народы, изумленно озираясь вокруг, начинают вдруг задаваться недоуменным вопросом. Ну как же так, искренне поражаются они? – если папа Чингисхана был из тюркского рода кият, если мама была тюрчанкой – коныраткой, то, спрашивается, с какого такого «перепуга» сам Повелитель Вселенной стал монголом? И что это за такие непонятные превратности судьбы могли столь сильно повлиять на его личную автобиографию? Странно все это как-то? По мнению психологов, если человеку двадцать раз невзначай под разными "соусами" высказать некую "установку", то на
  15. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    4.907
    Симпатии:
    611
    Баллы:
    113
    двадцать первый он уже воспринимает ее как аксиому. Тезис о том, что Чингизхан - это монгольский хан - монгольской империи, повторялся в исторической литературе настолько часто, что теперь уже многим ученым-историкам попросту не приходит в голову поинтересоваться: а на основе чего делается подобный вывод? Допустим, что именно Чингизхан был монголом. Что ж и вся империя созданная им монгольская несмотря на все перечисленное, тогда Русь времен Рюриков считать нужно государством не славян, а шведов с норвежцами, Московское царство времен Годунова - татарским государством, Российскую империю Екатирины 1 - латышким государством, Екатерины 2 - немецкой империей и т.д. "История" страшная сила, не знаешь своей ,учишь чужую. Я про уйгуров вот вспомнил история там такая же как и с курдами, великие народы(их и сейчас на круг 50 миллионов будет) из за внутренних вековых ,клановых междоусобиц и неурядиц вошли в Новейшую Историю без флага, герба и страны ,при том что на протяжении всей многовековой истории имели сотни шансов на обретение таковых. Они и их лидеры не уважали" Историю" и не учились на ошибках предков. Почитал, и еще раз убедился в том, что переписывая Историю в угоду сильным мира сего, мы теряем свое национальное достояние и память предков. Строим памятники на костях наших предков. Повторяем уже избитые ошибки наших предшественников. А чего мы добьемся, если мы или наши современники, создававшие вехи истории, будут стерты или вырваны со страниц учебников истории для наших потомков? Ответ напрашивается один - наши дети-внуки повторят историю на новом витке ошибки, а продвижения нашей культуры произойдет с большим опозданием. Да и произойдет ли вообще, еще не известно. Посмотрите вокруг. Опять как и в 40е годы прошлого столетия поднимает голову нацизм в виде скинхедов, жириновских, лимоновых, рогозиных. Пусть их пока мало, но если не раздавить нацизм и все его ответвления, то повториться история на новом витке технопрогресса. И погибших может быть уже более 50 миллионов. Кому это нужно, и зачем? Русский народ имеет право на свой МИФ о собственной неповторимости, исторической правоте и величии! Но это должны понимать автохтонные народы России, и обязательно знать свою не менее великую историю и может тогда появиться весомый иммунитет вымирающих тюркских народов от ассимиляции ими русскими. Учёные относят к числу исчезающих следующие тюркские языки: долганский, кумандинский, тофаларский, тубаларский, тувинско-тоджинский, челканский, чулымский, шорский. И не нужно пребывать в иллюзии, что поглотив эти народы русская империя удовлетвориться этим, следующим будут якуты, чуваши, башкиры…..татары. Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит находиться в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя... Если отбросить эмоции и обратиться к фактам, то от доводов панславянисты тупят глаза, замыкаются в скорлупе и твердят: «Только враги России могут так считать!». Вот и вся полемика.

    Культурно-Образовательный Портал.
  16. миске хулах

    миске хулах Active Member

    Дата регистрации:
    5 май 2012
    Сообщения:
    411
    Симпатии:
    85
    Баллы:
    28
    Назарбаев поручил разработать патриотический акт “Мангилик ел”
    Астана. 17 января. КазТАГ – Жанболат Мамышев. Президент РК Нурсултан Назарбаев поручил аппарату президента, правительству, ассамблее народа Казахстана совместно с общенациональным движением “Казахстан-2050” организовать разработку патриотического акта “Мангилик ел”.

    “Поручаю аппарату президента, правительству, ассамблее народа Казахстана совместно с общенациональным движением “Казахстан-2050” организовать разработку к принятию патриотического акта “Мангилик ел”, - сказал Н.Назарбаев, озвучивая в пятницу ежегодное послание народу Казахстана “Казахстанский путь-2050 - единая цель, единые интересы, единое будущее”.

    Глава государства призвал все политические партии, общественные объединения и всех казахстанцев принять активное участие в достижении цели стратегии “Казахстан-2050”.

    По его словам, ценностями государства является его независимость и новая столица, которая поражает своей красотой и казахстанцев, и гостей.

    Кроме того, такими ценностями являются национальное единство, мир и согласие, а также светское общество и высокая духовность, экономический рост и индустриализация, общество всеобщего труда.

    Также Н.Назарбаев отнес к ценностям общность истории, культуры и языка, а также национальную безопасность и участие страны в решении общемировых и региональных проблем.

    “Благодаря этим ценностям мы всегда побеждали, множили наши великие успехи”, - сказал глава государства.

    “Мангилик ел – это вечный ел, это национальная идея нашего общеказахстанского дома. Мечта всех наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев, составляют фундамент будущего нашей страны: стабильность, толерантность, равенство всех, несмотря ни на что: религиозные пристрастия, национальность и так далее”, - сказал президент.

    АЛТЫНБАЙ нравится это.
  17. миске хулах

    миске хулах Active Member

    Дата регистрации:
    5 май 2012
    Сообщения:
    411
    Симпатии:
    85
    Баллы:
    28
    Чувствуете звук Менгилик ел и по русски монгольский ель.Нет ни какой разницы.Как взмах сабли или свист стрелы рассекающий историю и родное что то просыпающие в сознание Киргизский ел.Алтайский ел.Хакасский ел.Наши руны говорящие.Я был народом составлявшим племенной союз.Где мой народ.Где мой каган
  18. Амир

    Амир Active Member

    Дата регистрации:
    1 сен 2012
    Сообщения:
    283
    Симпатии:
    29
    Баллы:
    28
    Настоящая история Чингисхана-это Орхоно-Енесейские письмена!!!! К сожелению,это ошибочно отнесли к 7-8 векам, а в самом деле эти письмена написаны в 1219-1220годах, когда мать Чингисхана кочевала в этих землях. Об этом точно передано в Тариатской письменности.
    Это ОЕ письмена написаны на языке соответствующая Казахскому языку на 95%, Киргизскому и Хакасскому-85-90%, Татарскому на 75%, Ногайскому-85%, Каракалпакскому-80% и т.д.
  19. Амир

    Амир Active Member

    Дата регистрации:
    1 сен 2012
    Сообщения:
    283
    Симпатии:
    29
    Баллы:
    28
    Хазарейцы Чингисхана(тысячникиЧингисхана)-это перевод слова "тысячники" на персидский язык!!! И "Татар-монголы"-это Татар мынкол-дары!!!! "Халха-Монголы"-это пограничные тысячники(тысячники на защите границы)!!!
    А вы,еще спорите?
    Хазарейцы-это вылитые казахи, но говорящие на персидском!!!А названия животных, растении и другие названия-это казахские названия, но почему то считают монгольскими.
  20. Амир

    Амир Active Member

    Дата регистрации:
    1 сен 2012
    Сообщения:
    283
    Симпатии:
    29
    Баллы:
    28
    Каржаубай Сарткожаулы-единственный кто прочитал ОЕ письмена и считающий, что эти письмена очень близки к казахскому языку. Но "выити" с рамок написанных "лжеучеными", к сожалению так и не смог. Прочитав многие слова по казахский, почему то "не мог" прочитать слова Жогшы,Шагатшы,Толеш, Жапалак, Кадырхан(правитель Отрара, КушликХан-найманский Хан, Бундып хан, ИналХан, Турик-сыр боданы( Тюрки сырдарии) и много другое.
    почему, такой Ученый как Он , не может сказать свое "СЛОВО"?
    АЛТЫНБАЙ нравится это.

Поделиться этой страницей