Чатхан

Тема в разделе 'Музыка', создана пользователем ах хасха, 7 май 2013.

  1. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    [​IMG]
    Хайджи Евгений Улугбашев.

    Чатхан (хак. чадыған) — многострунный щипковый музыкальный инструмент хакасов, типа цитры. Корпус-резонатор в форме продолговатого ящика, чаще без дна, с прикрепленными вдоль струнами.
    В прошлом инструмент выдалбливался из цельного куска кедра или сосны. Позднее стали сколачивать, склеивать из отдельных дощатых частей. Прежние чатханы имели всего 3-4 струны, сплетенные из конских волос. Могут применяться до 14 струн. Обычно шесть-семь стальных струн настраиваются при помощи костяных передвижных подставок, расположенных под каждой из них. Традиционно играют сидя, положив один край чатхана на колени, другой на пол, поджав ноги под себя. Играют на чатхане пальцами правой руки - щипком и щелчком. Левая рука употребляется для повышения звука, получения промежуточных тонов между тонами основных струн инструмента.

    [​IMG]
    Чатханистки начала 20 века

    Чатхан является древним, наиболее любимым и распространенным из традиционных музыкальных инструментов хакасов. Используется при исполнении героических сказаний, тахпахов (песен) и других музыкальных произведений. Чатхан — обязательный спутник хайджи (сказителей хакасского эпоса), тахпахчи (певцов). Используется также как ансамблевый и оркестровый инструмент.
  2. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Если хочешь понять душу народа - обратись к музыке. Об этом издавна говорили мудрые люди. Хакасская народная музыка неповторима по своему репертуару, вокализму, музыкальным инструментам. Ее истоки лежат в глубокой древности. Не случайно на территории Хакасии, на стоянке Малая Сыя, обнаружен один из древнейших музыкальных инструментов - флейта, возраст которой около 35 тыс. лет. О развитом музыкальном творчестве предков хакасов в средневековье говорят историко-географические китайские, арабские и персидские летописи, а также фольклор современных народов Саяно-Алтая.

    Музыка хакасского народа - это отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного синего Неба. В ней мы слышим отголоски судеб многих поколений нашего края - величавость героических побед, печаль утрат и поражений, лирических отношений между мужчинами и женщинами.

    В традиционном хакасском обществе музыка окружала человека постоянно: и в радостные моменты, и в печали. В наши дни говорится, что каждый должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. В недавнем прошлом каждый хакас должен был оставить также и свою собственную песню среди потомков. Выдающиеся исполнители были желанными гостями на различных мероприятиях. Известный исследователь хакасской музыки А.А. Кенель писал: «Сказочники и певцы везде принимаются с почетом, ни одно мало-мальски важное дело не обходится без их участия. Их зовут на свадьбы, похороны, вечеринки, везде, где собираются ввиду старинных обычаев хакасы посидеть вместе, отметить то или другое событие в жизни семьи, рода, племени. А обычаев много, идущих из седой древности».

    На сегодняшний день известны пятнадцать музыкальных национальных инструментов (струнно-щипковые, смычковые, ударные и духовые). Главные инструменты, хомыс и чатхан, согласно историческим источникам появляются в долине Среднего Енисея не позднее эпохи поздней бронзы и раннего железа (тагарская и таштыкская культура). Исследователь П.Е. Островских отмечал в конце XIX века, что хомыс имеется практически в каждой юрте, чатхан встречался чуть реже.

    [​IMG]
    (Рис. Музыкальные инструменты)

    Музыка являлась также неотъемлемым атрибутом при обрядах и обращениях к сверхъестественным силам. Игра на хомысе или чатхане сопровождала многие религиозные действия, и это облегчало взаимопонимание людей и высших сил.

    По хакасскому мировоззрению, между человеком и вещью, им изготовленной, имеется энергетическая связь. Музыкальные инструменты вообще считались живыми, так, например, певец-хайджи перед тем, как начать исполнение символически угощал чатхан чаркой с вином, чтобы сердце и голос инструмента не исчезли.

    Чатхан является символом хакасского народа. На этом инструменте исполнялись эпические произведения - алыптыг нымахи, являющиеся сокровищем национальной истории и культуры. Считается, что по своей силе чатхан не уступает шаманскому бубну и в случае необходимости, может с успехом заменить его. Чатхан не является исключительно хакасским инструментом, он также есть у других народов Центральной Азии, но именно у хакасов он получил наибольшее признание, и образовалась целая школа игры на чатхане. С чатханом неразрывно связано горловое пение хакасов - хай. Горловое пение - дар горных духов - у хакасов применялось исключительно при исполнении героического эпоса. Считалось, что когда хайджи начинает сказывать свои сказания, то слушать его приходят не только люди, но и горные духи. В связи с этим певец сказывает свои произведения вначале горловым пением (для горных духов), а затем уже обычным голосом (для людей). Сказители-певцы имели в своем репертуаре ряд крупных сказаний, повествование которых часто продолжались несколько ночей. Считается, что самые сильные хайджи наделены особым даром, так же как и шаманы. Отсюда и их название «ээлiг-хайджи». Сказание было регламентировано. Так, изменять сюжетные линии, что-либо особо приукрашивать, или убирать из текста, прерывать развитие какого-либо действия категорически запрещалось, иначе сказитель мог быть серьезно наказан свыше, вплоть до смерти.

    [​IMG]
    (Рис. Хайджи)

    Услугами музыкантов пользовались охотники. По представлениям хакасов, дикие животные - это скот горных духов. Поэтому, чтобы задобрить духов несколько дней до и после охоты, в тайге музыкант исполнял свои песни. Позже охотники на равных делились с ним добытой дичью.

    Музыкальных произведений у хакасов насчитывается несколько видов. Выше уже говорилось о героических сказаниях, занимавших важное место в музыкальном творчестве хакасов. Так же следует отметить ыр и тахпахи.

    Ыр (сарын) - лирические произведения, основным содержанием которых являлись человеческая судьба, Родина, природа, взаимоотношения людей и т.д. Отмечается, что каждый человек должен был обязательно сочинить песню о своей жизни. В песенном жанре в основном придерживались начальной аллитерации и параллелизма построения фраз.

    В отличие от многих других народов у хакасов очень мало песен о любви между мужчиной и женщиной. Вполне возможно, что открытое проявление чувств в песнях считалось слабостью недостойной мужчины, и поэтому не приветствовалось.

    Тахпахи - короткие четырехстишия, близки по своей форме и значению и японскими танко и хокку. Первые две строки представляют аллегорическое отступление, в котором певец описывает силы и красоту природы - цветение трав, журчание ручьев, величавость гор и т.п., а в заключительных двух строчках описывает конкретный смысл, применимый к ситуации. Довольно часто происходили состязания, где мастера старались превзойти друг друга в умении экспромтом сочинять тахпахи.
  3. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Тадар чонның кибірі чир ӱстӱне тарап хобырылчатханын кӧрерге чапсых таа.
    Е.А. Улугбашев ӱгреткен кізі...

    [YOUTUBE]I6dFA1Yw8Cg[/YOUTUBE]
  4. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Разновидность чатхана у каждого народа приобрела свои отличительные свойства.

    Помнится, лет 10 назад, казахи приглашали Е.А. Улугбашева к себе, чтобы восстановить жетиген... Но Е.А. Улугбашев оказался настоящим сыном хакасского народа, остался у себя на родине (хотя ему там предлагали довольно серьёзную материальную поддержку).
    К сожалению, в Хакасии нет ДОСТАТОЧНОЙ поддержки чатхана на уровне Республики. Пока он в зачаточном состоянии, к сожалению...

    На мой взгляд нужно создать ОТДЕЛЬНУЮ систему и школу игры на чатхане. У чатхана с его эпическим приложением есть очень ХОРОШИЕ возможности в развитии уникальности сказа хакасских БОГАТЫРСКИХ и ЭПИЧЕСКИХ сказаний...

    Вот здесь бы, конечно, хакасы заняли бы СВОЮ оригинальную нишу исполнительства.
    Но нужна СЕРЬЁЗНАЯ поддержка со стороны министерсва культуры и правительства Хакасии.

    А сейчас я вижу, что казахи ориентированы на монгольский стиль чатхана. И они серьёзно продвинулись в восстановлении этого инструмента.
    В то же время очень интересно наблюдать как играют на хакасском чатхане. Есть на видео один номер...

    [YOUTUBE]qcPgoLxnkhA[/YOUTUBE]
  5. Актанаалы Джоодатов

    Актанаалы Джоодатов КЫПКЫРГЫЗ

    Дата регистрации:
    25 апр 2013
    Сообщения:
    843
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    28
    чатханды бизде жетиген дейт экен го
    [ame="http://www.youtube.com/watch?v=OXaDiXSdfLk"]Жетиген кыргыздын унутта калган аспабы - YouTube[/ame]
  6. Актанаалы Джоодатов

    Актанаалы Джоодатов КЫПКЫРГЫЗ

    Дата регистрации:
    25 апр 2013
    Сообщения:
    843
    Симпатии:
    59
    Баллы:
    28
    Е.А. Улугбашев кыргыздын күүсүн жетигенде ойноптур
    оригинал А. Кыдырназаровдун "кыргыздын көчүсү" деп аталат
    : http://namba.kg/#!/music/tracks/36568611/

    Гитарадагы cover
    [ame="http://www.youtube.com/watch?v=QZC-15VT2WQ"]Seven-string guitar: Alexey Agibalov - Kyrgyz Kochu (Кыргыз Көчү) - YouTube[/ame]
  7. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Мында чатхан на кӧглерінеңер чоох апарза, чахсы поларчых...
    Гитара нимее пасха тема азып аларға кирек.
  8. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    40 элементов кыргызской культуры: 17. Жетиген
    Элери Битикчи

    Жетиген – это древний музыкальный инструмент, игру на котором постепенно возрождают в нашей стране и в соседнем Казахстане. Раньше выдалбливали из цельного куска определенного дерева (кедр или сосна у хакасов), имел от 3-4 до 7-8 или 12-14 струн сплетенных из конского волоса или металлических. Сейчас уже непонятно, почему он исчез у кыргызов и казаков, в то время как у хакасов и тувинцев он сохранился даже в советское время.

    [​IMG]

    Хакасский чатхан

    Непонятно, каким образом этот инструмент перестал использоваться в музыке кыргызов и казахов, хотя, например, видел жетиген в отделе, посвященном казахам, в музее г.Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (хотя непонятно, к какому году относится сам инструмент).

    [​IMG]

    Казахский жетиген

    Жетиген раньше использовался в инструментальных ансамблях тюркских народов, что видно по дунхуанским фрескам, нарисованных уйгурами буддистами в 7-9 веках. С постепенной децентрализацией тюркских государств оркестровая музыка сходит на нет, сегментарность общества порождает музыку акынов-одиночек. Музыка - как душа народа. Раздробленность общества ведет к появлению музыки для одного, солидарность, сплоченность порождает оркестровую музыку.

    [​IMG]

    Кстати будет сказать, что в этих фресках проскальзывает изображение танцовщицы, которая играет на инструменте за головой. Эта техника пришла в Китай в Танскую эпоху (как и многие тюркские инструменты) и сегодня используется в танцевальных музыкальных номерах. У кыргызов же такую технику используют при игре на комузе.

    [​IMG]

    Техника игры за головой на фресках Дунхуанских пещер и в современной китайской постановке

    В эпоху раздробленности жетиген стал использоваться для горлового пения (кай, көмөкөй), однако кайджи, как считается, получают некий потусторонний посыл, который побуждает их к исполнительству. Скорее всего, этот канал был перекрыт в эпоху веры в прогресс и у кыргызов исчез как жетиген, так и горловое пение, хотя о нем есть упоминания в начале ХХ века.

    Сегодня жетиген постепенно возрождается в кыргызском музыкальном сообществе, пока усилиями энтузиастов-одиночек. Жетигену еще предстоит найти свое место в оркестровой музыке консолидированного кыргызского общества. Жусуп Айсаев, преподаватель консерватории, руководитель фольклорного ансамбля «Достук» этой весной привез жетиген из Хакасии (хак. Чатхан)

    Видео Сергей Майнагашев (Хакасия)



    Возможно, классический жетиген имел 7 струн, так как легенды об этом инструменте строятся вокруг этого числа. У казахов существует такая легенда: «В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джута (массовый падёж скота вследствие голода) люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под неё подставку, исполнил кюй «Карагым» («Родной мой»), после смерти второго сына Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй «Канат сынар» («Разбитое крыло»), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй «Кумарым» («Любимый мой»); четвёртому, Бекену, посвящается кюй «От сонер» («Погасшее пламя»), пятому сыну Хауасу сочиняет «Бакыт кошти» («Утерянное счастье»), шестому сыну Жулзару — «Кун тутылды» («Затмившееся солнце»). После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй «Жети баламнан айрылып куса болдым» («Горе от утраты семи сыновей»). Извлекая из инструмента звуки, полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей». У хакасов один смышленый мальчик выкрал чатхан у семи безглазых великанов, владевших этим инструментом.

    У хакасов чатхан применяется в очень широком спектре народного творчества. В сопровождении чатхана хайджи (горловики) рассказывают богатырские былины (алыптых нымах). Кстати, по хакасским поверьям, если сказитель эпоса спутает слова или не закончит сказание, то его век укоротится. Мне кажется, это поверье стоит принять во внимание у нас в стране, где исполнение эпоса постепенно превращается в заполнение десятиминутных ниш в каком-либо представлении. И хотя сами манасчи это понимают, но они считают, что, чем больше Манаса, тем лучше. Конечно это их дело, но чрезмерное употребление эпоса, без соответствующей обстановки и подготовки зрителя, на мой взгляд, ведет к десакрализации, к потребительскому отношению к Манасу. Алыптых нымах или жомок (эпос) – это ведь почти что сакральный ритуал, а ритуал требует трех классических вещей: время, место, личность, проводящего ритуал.

    В любом случае, хотелось бы выразить благодарность нашему народу-близнецу хакасам, за помощь в возрождении жетигена. О чатхане не стоит писать или читать, его надо слушать и надеяться, что и у нас скоро будет и жетиген и көмөкөй.

    Чатхан и горловое пение

  9. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Вчера, 30 апреля 2015 года, прошла ещё одна замечательная выставка - чатханов. Событие уникальное - такого разнообразия хакасского музыкального инструмента ещё никогда не видел... Это чатхан-корыто, чатхан-лебедь, чатхан-лодка, чатхан-волк, чатхан-птица...
    Двойной чатхан и прочее !

    Подробнее вот здесь - https://www.youtube.com/playlist?list=PLHbXt27J8vcnlWzYlsedOw4qHJIqnZdby
  10. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Что в этом удивительного? Взаимовлияние культур
  11. Чильхар

    Чильхар Active Member

    Дата регистрации:
    6 апр 2010
    Сообщения:
    749
    Симпатии:
    84
    Баллы:
    28
    корейский "каягым"
    Vikinkir нравится это.

Поделиться этой страницей