Чыл Пазы

Тема в разделе 'Культурная жизнь', создана пользователем Толы Хоорай, 18 дек 2008.

  1. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Чыл Пазы




    Новый год – Чыл пазы занимает особое место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов. Зима – самое тяжелое время в жизни кочевых народов. Изнурительный холод, сильные ветры и нехватка корма для скота вынуждали и людей жить на жесткой продовольственной диете. Медленно тянулась зима, но все ближе и ближе Чыл пазы (дословно «Голова года») – конец зимы, начало весны. И вот наступал канун Нового года.

    В юртах наводили порядок, убирали мусор, скопившийся за год, чистили и ремонтировали старую одежду или же надевали новую. В это время нельзя было допускать никаких ссор в доме, все старались сделать ближним что-нибудь приятное, по возможности облегчить жизнь бабушек и дедушек, детям подарить чуточку больше внимания и тепла. На стол в день Нового года обязательно ставили свежесваренное мясо и молочные продукты. Начиналось новогоднее застолье, взаимные поздравления, обмен подарками.

    Примечателен тот факт, что у древних хакасов не было принято массового употребления спиртного. Национальное слабоалкогольное изделие «айран», произведенное на основе кисломолочного брожения, применялось только для ритуальных обрядов. Такой обряд, как «Сек-сек» - кормление духов, выполнял старейшина селения или же шаман, он же немного мог принимать спиртное для вхождения в контакт с духами. Из взрослых мужчин употреблять айран, но в особых случаях, могли только те состоявшиеся мужчины, у которых было три сына, три защитника родной земли, три будущих воина. Всем остальным, для воспроизведения нормального жизнеспособного потомства, спиртное запрещалось. Женщина, как колыбель возникновения жизни, как продолжательница рода и хранительница семейного очага, вообще не имела права употреблять спиртное.

    Чыл пазы празднуется 22 марта. В каждой местности, в определенном месте, около священного дерева хакасов- березы, разводится 3 костра. На восточной стороне – особый сакральный костер, которому поклонялись и просили у его живительного огня лучшей жизни и судьбы. На юго-западе разводится костер для приготовления пищи, обычно из мяса барана, в огромном котле - «хазан». На северо-западе – особый костер для сжигания черных «чалама». Чалама – специальная ленточка. Кроме черной, применяются еще белая, красная и синяя ленты. Черная ленточка завязывается узлами, по числу бед, болезней и несчастий у человека за прошедший год и сжигается в священном очищающем огне. Остальные чалама с просьбами и пожеланиями завязываются на «хазын» - священной березе.

    Цвет белой ленточки означает в мифологии хакасского народа чистоту дел и помыслов, красный – символ солнца, символ тепла, жизни и достатка. Синий цвет – символ чистого неба, связь с Космосом, с «верхним миром».

    Праздник Чыл пазы в Аскизе не проводился несколько десятилетий, возрождение его произошло в 1994 году. Жители села совместно с работниками отдела культуры убрали территорию вокруг Дома культуры, произвели ритуал очищения помещения богородской травой, затем был праздничный концерт и всеобщее угощение желающих национальной пищей. Праздник стал ежегодным.

    Кстати, я поддерживаю предложение Луизы Галлямовой в следующем новогоднем номере поздравить читателей «Феникса» на языках народов России и Украины, поэтому завершаю свою статью словами «Наа чылнан!», что по-хакасски значит «С Новым годом!».

    Александр Смышляев, село Аскиз, Хакасия
    http://www.adic.org.ua/mnat/phoenix/phen0149/8.htm
  2. shundyk

    shundyk Member

    Дата регистрации:
    10 окт 2007
    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    5
    Баллы:
    18
    Описание поездки на обряд, посвящённого «Чыл Пазы» в горы Сундуки (Ширинский район) 17 - 18.03.2002

    Описание поездки на обряд, посвящённого «Чыл Пазы» в горы Сундуки (Ширинский район) 17 - 18.03.2002 На данный праздник выехало около полусотни человек, в числе которых были «камы»(шаманы): Киштеев В.И., Котожеков А.И., Кобежикова Т.В., Чебодаев С.Д., Кобежикова Л.В. Во время движения к месту проведения обряда колонна паломников останавливалась четыре раза для того, чтобы совершить обряд поклонения хозяевам местности: на горе Куня (за г.Черногорском), в Волчьем Логу, в родовых местах Абдиных и Кобежиковых. Когда останавливались, кропили спиртным на все стороны, крошили и разбрасывали по сторонам хлеб.
    По прибытию в горы Сундуки (по хакасcки «Оœно» – наблюдательный пункт), в местность под «пятым Сундуком», то камами сразу же было определено место проведения обряда под горой и в метрах пятистах от места проведения обряда место остановки. Сразу же прибывшие стали искать дрова и относить в определённые места. Кобежикова Т.В., которая ещё до выезда на обряд заявила, что в Ширинском районе она должна проводить обряд или с её разрешения, очень торопила, чтобы успеть произвести обряд провода Солнца, который должен быть произведён до захода солнца.
    Камами было объявлено, что тот кто принесёт дрова для обрядового костра, тому это зачтётся как если бы он произвёл приношение. Все прибывшие начали таскать дрова.
    На вопросы присутствующих о значении данного места и о предстоящем обряде от Кобежиковой Т.В. был получен ответ, что данная гора в древности являлась храмом Времени и что сегодня в последний день уходящего года господствуют духи Нижнего мира. Присутствующим необходимо сегодня пройти обряд очищения, чтобы встретить богов, которые сегодня спускаются к нам из Верхнего мира: «Сегодня откроются врата. Сегодня вы закладываете своё благополучие на предстоящий год. Сегодня вечером мы проводим с заходом Солнца старый год. В полночь мы встретим наступление нового года, а утром встретим Солнце». Присутствующим было запрещено кричать, ругаться, произносить матерные слова, громко разговаривать, мусорить. Было рекомендовано уважительно относиться к местности и к окружающим людям, просить прощения у друг друга.
    Вскоре был разведён костёр для готовки пищи в месте, которое было определенно как место для остановки на ночь. Кам Кобежикова Т.В. расчехлив бубен просушила его над костром, затем положила обратно в чехол и поставила чехол к костру. Она не разрешала кому - либо находиться между её бубном и огнём. Тем временем Солнце уже село и начало проведения обряда было назначено на 21 час.
    Пока разгорался костёр четверо мужчин взяли привезённого барана и жертвенным способом – «öзеп» умертвили барана. Перед умерщвлением покропили из стопки соломинкой на барана водкой, долили в стопку и по очереди отпили из стопки, доливая после каждого отпития. Затем трое держали его за ноги и голову, а четвёртый острым ножом разрезал брюхо барана в районе солнечного сплетения и в образовавшееся отверстие засунул руку до позвоночника и разорвал находящуюся там аорту, после чего баран не проронив ни звука быстро скончался. Считается, что данный способ умертвления наиболее безболезненный для барана.
    После умерщвления барана тут же разделали. При öзепе нельзя проливать на землю ни одной капли крови. Для этого ковшиком вычёрпывают кровь из брюшной полости в посуду. Затем снимают шкуру и на ней же дальше разделывают животное. При этом отрезается правая лопатка, печень, правая почка и откладывается в сторону. Они предназначены для обряда. Как пояснили участники обряда, часть печени зажаривается шашлычным способом на огне и даётся шаманам, чтобы они съели. Также отрезается грудинка, зажаривается на костре и даётся тем, кто резал барана. Голова овцы не отделяет от шкуры. Мясо разрезается на куски (разрубать кости не разрешается) и бросается в котёл, где и варится. Кровь употребляется на утро в виде кровяной колбасы. Готовкой пищи занимаются женщины.
    Когда наступило время проведения обряда, то все двинулись к месту проведения обряда. Кобежикова Л.В. объявила всем присутствующим о том, что требуется делать то, что требует кам.
    С четырёх сторон света в месте проведения обряда камами особым образом были выложены дрова для четырёх костров. С западной стороны дрова для костра были выложены в виде колодца – «хара от» – для связи с Нижним миром( рис.1а). С восточной, северной и южной сторон дрова для костров были выложены в виде шалашиков – «ах от» – для связи с Верхним миром(рис.1б).
    [​IMG]
    В воздухе чувствовался приятный запах горящего «ирбена» - священной травы, которую жгут в специальных маленьких глиняных горшочках.
    По распоряжению камов, присутствующие расположились большим кругом вокруг западного костра(хара от), который сразу же разожгли. Внутри круга посадили музыканта с чатханом, который с момента начала обряда начал играть мелодию. Надо сказать, что уже было очень темно. На фоне разгорающегося костра Котожеков А.И. начал рассказывать о том, что необходимо делать присутствующим на обряде. Прежде всего он распорядился всем присутствующим двинуться медленным шагом вокруг костра против часовой стрелки, и просить в мыслях о том, чтобы негативное осталось в прошлом году: «Если это болезнь, то говорите, чтобы болезнь ушла, если это ещё что – то, то называйте это в своих мыслях, повторяя, чтобы оно оставило вас». После того, как участники обряда смотря на костёр прошли, двигаясь друг за другом, три круга, они некоторое время постояли на коленях (женщины становились на левое колено, мужчины на правое), три раза поклонились.
    Кам Кобежикова Т.В. в шаманском костюме начала камлание внутри круга, в то время как за кругом одновременно начал камлать другой кам – Чебодаев С.Д., также в шаманском одеянии. Прежде чем начать камлать камы «оживили» свои бубны прогрев их над огнём.
    В камлании также участвовали женщины – помощники, которые кормили и поили огонь, окуривали ирбеном, выполняли приказы кама.
    Произношение заклинаний камом Кобежиковой Т.В. сопровождалось ритмичными ударами в бубен, звуки которого дополнялись звуками от второго бубна другого кама – Чебодаева С.Д, который находился за кругом, образованным простыми участниками обряда. Как один, так и другой кам двигались вокруг огня, причём по часовой стрелке. Иногда в темноте было видно, что второй кам, находящийся за кругом, бил в бубен стоя на правом колене. Кам Кобежикова Т.В. иногда начинала бешено крутиться и издавать неприятные на слух завывания. Движение кама несколько раз прерывалось лишь для того, чтобы выпить немного из чаши, которую преподносили помощники. Было удивительно смотреть как, казалось бы грузная женщина, с такой резвостью двигается вокруг костра. По завершению камлания кам тяжело дышала.
    После завершения камлания у «хара от» участники три раза поклонились огню и начали бросать чёрные «чалама»(ленты из ткани) в костёр, вкладывая в это действие смысл очищение сжиганием в огне негативного. После того как чалама были сожжены, участники моления были приглашены к восточному костру, который уже разгорался. Одновременно с восточным костром подожгли северный и южный костры.
    Участники обряда также встали на колени, три раза поклонились огню. Было велено просить всё хорошее, что каждый себе желает. Обряд у «ах от» также проводила Кобежикова Т.В. совместно с Чебодаевым С.Д. Здесь повторилось действие. Во время камлания Кобежикова Т.В. произносила множество заклинаний на хакасском языке, смысл которых было трудно понять, так как говорились они часто тихо или быстро. Произносились обращения к разным духам и божествам: суг – эзии, таг – эзии, чил – эзии, тигiр – эзии и т.д. Заклинания оканчивались троекратным произношением слова «хурай».
    Во время камлания участники моления долгое время стояли на коленях. Многие не выдерживали долгого неподвижного сидения и вставали. Когда кам разрешил всем встать, то многие до такой степени отсидели конечности, что делали это с трудом. Также во время камлания по команде кама присутствующие несколько раз по три раза кланялись огню. Многие из участников моления молились с закрытыми глазами. Автор наблюдал интересный эпизод во время моления, когда одна русская девушка, принимавшая участие в молении(она со своей семьёй приехала из села Шира ради интереса), во время поклонов огню крестилась по православному. По всему её виду было видно, что она чего – то боится. Видимо она боялась, что ненароком поклоняется здесь не тем силам и из – за этого испытывала дискомфорт.
    После завершения камлания несколько человек осталось у затухающего костра: неспешно велись разговоры. В центре разговора была Кобежикова Т.В., затем подошла Тугужекова В.Н. – директор ХакНИИЯЛИ и центр внимания был перенесён на неё. Кобежикова Т.В. предложила присутствующим ещё раз очиститься. По примеру Кобежиковой Т.В. все начали ходить вокруг костра, топая ногами и приговаривая в ритм: «Хай хан хайрахан. Хай хан хайрахан». Как сказала Кобежикова Т.В., это делается для того чтобы стряхнуть с себя остатки негативной энергии. После этого Кобежикова Т.В. разувшись начала ходить по раскалённым до красна углям, чем повергла присутствующих в изумление. Пройдя три раза по углям с Запада на Восток, она предложила тем, кто чувствует себя готовым снять с себя обувь и повторить за ней. На это согласились три молодых человека. Молодые люди некоторое время походили вокруг костра и по команде Кобежиковой Т.В. с Запада на Восток начали ходить по раскалённым углям догоревшего костра – «ах от». При этом, как потом рассказывали участники хождения, они не чувствовали боли и не получили ожоги.
    После увиденного автор поделился впечатлениями с камом Киштеевым В.И., на что он ответил: «Никогда не сиди у потухающего огня».
    После камлания участники моления вернулись в лагерь – место, где была сделана остановка для ночлега. Вернувшиеся с обряда застали возмутительную картину: члены Совета старейшин хакасских родов доедали приготовленное для жертвоприношения духам мясо. Надо сказать, что данные «товарищи» - люди старой коммунистической закалки, не принимали участие в обрядах, и воспринимали данную поездку как очередную возможность выпить и пообщаться, чем до глубины души оскорбили чувства верующих.
    Некоторое время спустя в полночь(примерно в 00.30.) началось новое камлание – встреча нового года. Вновь были разожжены костры – «ах отар». Как потом мне объяснил кам Киштеев В.И. эти костры символизируют натянутый лук, где северный и южный костры – это концы лука, а восточный костёр – это центр лука.
    После этого началось камлание, однако уже с другими камами: с Киштеевым В.И. и Котожековым А.И. Также как в прошедшем камлании один кам (Киштеев В.И.) находился внутри круга, образованного молящимся, а другой(Котожеков А.И.) за кругом. Так же, как и в первом камлании, помощники покормили огонь, подожгли ирбен. Всем было предложено идти вокруг костра в направлении движения часовой стрелки взявшись за руки. После третьего круга все остановились и встав на колени указанным выше способом поклонились три раза огню, произнося про себя пожелания. В отличие от первого камлания на этом камлании не произносилось много слов.
    Также как и в первом камлании, камы ходили вокруг костра по часовой стрелке. Во время камлания никто не вставал на колени, только производились поклоны. Данное камлание произвело более серьёзное впечатление на присутствующих. Ритмы от ударов в бубен как будто пробивали грудь, настолько мощная шла вибрация. Все стояли очень тихо и смотрели на огонь, который, как казалось, горел весьма необычно и производил впечатление живого. Особенно поразил многих присутствовавших на том обряде горловое пение – «хай», исходивший от кама Киштеева В.И. Хай был необычайно грозным и мощным. Дополнила картину неожиданная оканцовка обряда: несколько последних ударов в бубен, произведёнными Киштеевым В.И., были произведены медленнее чем предыдущие, но отразились в округе как бы двойным эхом, как будто бы где – то рядом находилось ещё двое камов с ещё более мощными бубнами. Данный акустический эффект мог быть следствием прохождения камлания рядом с крутой горой, но эффект проявился только именно в момент окончания камлания, что произвело на восприимчивых присутствующих неизгладимое впечатление.
    После резкого завершения камлания камы как ни в чём ни бывало сели и стали сидеть. Кам Киштеев В.И. закурил сигарету. Наступила тишина. Было слышно лишь, как только костёр потрескивал в тишине. Никто из присутствующих так и не понял сразу, что камлание закончено. Лишь через некоторое время присутствующие начали тихонько, шёпотом переговариваться.
    После камлания автор стал расспрашивать присутствующих о том, кто что слышал во время обряда и выяснилось, что не все присутствовавшие слышали, хай. Как пояснил кам Киштеев В.И. хай пели духи. А одна женщина заявила, что на астральном уровне видела хайджи – духа, который пел хай.
    После камлания камы собрались возле южного костра и начали проводить «разбор полётов» – обсуждать, что кто видел. На обсуждении отсутствовала Кобежикова Т.В., которая всё время держалась отдельно. На «разборе полётов» говорилось о том, что пришла информация о том, что скоро Россия ввяжется в большую войну. Также говорилось, что все присутствующие видели «оба» – камень с начертанными руническими надписями, которые никто из присутствующих не сумел прочитать. Киштеев В.И. рассказывал, что в внутри круга видел множество танцующих духов, с которыми во время камлания не успевал здороваться. Кто – то видел большую книгу, ещё кто – то видел ещё что – то. Возле костра камы просидели большую часть ночи.
    На утро покормив огонь и перекусив привезёнными продуктами, участники моления двинулись к обрядовому месту встречать новогоднее солнце. Некоторые из присутствовавших по совету камов взяли с собой отваренные куриные яйца. Как пояснили камы если взять с собой яйца, число которых соответствует количеству членов семьи, то по приезду домой ими можно «побиться» в семье, что будет означать благославление на последующий год. Яйца нужно съесть.
    Был зажжён восточный костёр. Один из присутствовавших холостых парней взял деревянный поднос с нарезанными кусочками мяса. Подняв поднос над головой он ждал появления солнца. В данном обряде участвовало два кама: главное действующее лицо – Кобежикова Т.В. и помогающий Киштеев В.И. Кам Чебодаев С.Д. отказался участвовать в утреннем обряде, мотивируя это тем, что не смог установить контакт с Т.В. Кобежиковой.
    При дневном свете автору удалось рассмотреть шаманский костюм Кобежиковой Т.В.: накидка с пришитыми к нему красными, белыми, синими, чёрными лентами, пришитыми раковинами каури, висящими колокольчиками и головой какого– то животного(предположительно медвежонка); повязка на лбу, состоящая из раковин каури, а также шапка с торчащими перьями. Кроме того Кобежикова Т.В. держала в руках бубен с колотушкой, а на боку висела стрела.
    Присутствующих построили полукругом, лицом к восходящему солнцу. Покормив огонь, камы начали бить в бубны. Кам Киштеев как второстепенное в этом обряде лицо встал на правое колено за, образованной молящимися, дугой. Спустя некоторое время молящимся было приказано встать на колени, после чего опять же последовало долгое и мучительное стояние на коленях. Через промежутки времени кам приказывал кланяться. Восход Солнца произошел через единственный промежуток между тучами на небе, что выглядело, учитывая обстоятельства, как нечто особенное.
    После того, как солнечный луч пробив тучи осветил и освятил место камлания, камлание было законченно. Присутствующим с деревянного подноса было преподнесено мясо, которое каждый съел по одному кусочку. Затем все пошли к двум, растущим одиноко около места камлания, деревцам и стали повязывать белые, синие, и красные чалама. Причём каждый цвет чалама соответствует определённым силам, к которым обращается человек повязывающий чалама. Завязывая узелки на чалама человек делает по одному пожеланию на каждый узелок. Завязывая узелки на красном чалама человек обращается к духам – хозяевам местности и просит сил и удачи. Завязывая узелки на белом чалама, просят о здоровье. Синий же чалама – это обращение к Небу – Хан Тигiр, которого просят о хорошей судьбе. После этого обряд считается завершённым.
    Пройдя после завершения обряда по месту совершения обряда автор заметил, что в месте , где горел хара от, на золе нарисован крест. Спросив кама Киштеева о значении креста на золе я получил ответ, что он не знает кто и зачем это сделал: «После завершения обряда мы «закрываем» огонь. Все огни мы «закрыли». Не знаю кому это понадобилось».
    Исполнив все обряды участники моления пошли в лагерь, где уже была приготовлена кровяная колбаса – «хан». Все сели кушать. А тем временем камы Котожеков А.И., Киштеев В.И. и ещё несколько человек принесли шкуру зарезанного накануне барана и повесили на наклонную жердь, сориентировав барана головой на Запад так, чтобы он находился над местом, где горел хара от(западный огонь). Причём, как выше было сказано, голова барана не была отделена от шкуры. Данный обряд – обряд дарения шкуры барана духам – хозяевам местности.
    После того, как народ покушал, все стали собираться в обратную дорогу. Был аккуратно убран весь мусор в пакетики, которые были погружены в транспорт, оставшиеся не сожжённые дрова были унесены обратно в лес. Мысленно попрощавшись с гостеприимным местом паломники покинули место моления.
    Надо отметить, что погода в день моления стояла солнечная, теплая и безветренная. За день до моления погода была очень холодная. Такая же погода установилась и после обряда. Данное обстоятельство всеми было признано за знак благосклонности богов. Как только мы отъехали от места моления погода резко начала портиться и подул шквальный ветер, переросший в ураган с громом, который принёс много ущерба хозяйству Хакасии. Данные погодные метамоморфозы некоторыми были восприняты как знак того, что скрытые силы природы были разбужены. Ведь у хакасов считается, что первый весенний гром говорит о том, что кончилась зима и духи просыпаются. А председатель Чон Чöбi – исполнительного органа Съезда хакасского народа Чаптыков В.И. сказал, что это знак того, что хакасы ещё могут управлять серьёзными процессами в Хакасии.
  3. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18



    Праздник ЧЫЛ ПАЗЫ



    ЧЫЛПАЗЫ
    праздник начала года​

    Природно-климатические условия Хакасии ещё в глубокой древности обусловили формирование особого хозяйственно-культурного типа -кочевого и полукочевого скотоводства и связанных с ним специфического уклада жизни и культурно-бытовых традиций. В этих условиях сложился особый цикл хозяйствования, ход которого определялся по лунному календарю. Начало этого цикла связано с наступлением весны, что и стало отмечаться как праздник Нового года. Название праздника Чыл пазы буквально означает "начало года".

    Хакасы пользовались системой измерения времени и пространства, созданной ещё далекими предками тюрко-монгольских народов Южной Сибири. Во времена Кыргызского государства, как сообщали китайские летописи, население с помощью "двенадцати животных считает годы". Год начинался с периода весеннего равноденствия. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока.
    Жители одного аала всегда встречали Чыл пазы вместе. Каждая семья, даже самая бедная, по мере своих возможностей усердно готовилась к встрече праздника. Необходимо было справить и одеть новую одежду.

    До начала Чыл пазы на всей территории аала - в скотных дворах, кошарах, у коновязей, вокруг каждой юрты - весь сор, все нечистое тщательно убиралось и выметалось. Юрту внутри и снаружи очищали от снега, грязи и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и трясли постель, одежду, обувь и т.д. При этом соблюдалась одна обязательная формальность - оставить возле дверей дома, в углу кошары небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу (улус).

    Празднование Чыл пазы начинали с прилета первых птиц, первого кукования кукушки и растягивали до первых раскатов грома.

    В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. Необходимо было совершить моление на играющее в утреннем мареве солнце. Почтенный старец произносил молитву:

    "Алтын пу:рлiг Пай хазын "Златолистая священная береза
    Айнан, хурчан турзын! Пусть опояшется луной!
    Ку:му:с пу:рлiг Пай Хазын Серебрянная священная береза
    Ку:ннен хурчан турзын!" Пусть опояшется солнцем!"

    Затем возвращались домой. В каждой юрте находились фетиши -изображение почитаемых духов-предков, называемые "тёси". Во время праздника Чыл пазы необходимо было совершить ритуальное кормление семейно-родовых тёсей. Вероятно, в этом обряде отразилось поклонение воскресающим силам природы.

    Затем начинался общий, аальный праздничный пир "той". Начинались взаимные визиты и угощения. В каждую юрту, богатую или бедную, надо было зайти, хотя бы ненадолго. Люди обращались друг к другу со словами: "Чыл пазы чылды, чылан Kи6i сойылды" - Пришел Новый год, снялась змеиная шкура". Хозяин, зачерпнув или налив араки небольшой деревянной или фарфоровой чашкой и попросив благополучия для скота, брызгал вино вверх и по сторонам юрты, отливал немного в огонь и выпивал, стряхнув остатки из чашки в огонь. Возлияние огню делалось, впрочем, во всех случаях, при приготовлении любого кушанья: кусочек мяса, жира, масла сбрасывался в огонь. Следующая чашка араки подавалась по очереди каждому из гостей хозяином на мужской половине, хозяйкой - на женской. Одновременно на столиках появляются приготовленное заблаговременно угощение, состоящее из пызлаха, сметаны и чая с печеньем.

    Во время первого кукования кукушки - звукового сигнала начала весны - нельзя выходить утром на улицу натощак. Если услышишь впервые её голос натощак, то весь год будешь голодным. Поэтому надо обязательно промолвить: "Мин тохпын". - Я сыт", - и кукушка будет обманута. Южные хакасы, услышав звуки первых кукушек, выходили на кладбище и жгли пищу умершему в прошедшем году. Исходя из этого обычая, можно предположить, что когда-то предки хакасов хоронили останки кремированных умерших через год, как это делали их предки-кыргызы.

    В мае звучали первые раскаты грома, служившие завершающим вестником наступившего Нового года. При первом громе надо было, обежав три раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном и произнести: "Элем-Салам!" - Пусть выйдет Старый год, пусть зайдет Новый год!" Первый весенний гром очищал окружающий мир от нечисти старого года.

    Источник: Бутанаев В. Я., Верник А. А., Ултургашев А. А..Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999 – 76с.



    ЧЫЛ ПАЗЫ - ГОЛОВА ГОДА

    Именно со дня весеннего равноденствия и начинался этот Цикл, называясь Чыл Пазы – Головой Года. Это подтверждается хакасскими шаманистскитми текстами священнодействия, дошедшими до нас с древних времен и являющимися во много классикой молей, в которых встречаются уникальные слова: «Чыл Пазы айланды, Чылан пазын ко:дiрдi» (Голова Года вернулась, Голова Змеи изогнулась). А как известно, змея для жителей Южной Сибири, издревле ее населявших, была символом Времени , свернувшегося в кольцо. Древность этого символа подтверждается и тем, что в процессе полевых работ новосибирским ученым Н. Ларичевым на одной из каменных писаниц им обнаружено высеченное на скале служившей астрономической обсерваторией, изображение сомкнутой в кольцо змеи.

    По скупым данным, к сожалению, немногочисленных информаторов, нам удалось по крупицам восстановить ритуалы и обряды, совершаемыми в этот день хакасами. Голову Года полагалось встречать особыми почестями, главным было угощение, состоявшее из ритуальных частей парящегося мяса, блюдо с которым возносили вверх, к верхним Творцам (Небу, Солнцу, Луне), а также Чир Ине, Ымай Ине, Чарлаг Хан (богам Земли, Жизни и Судьбы), в том числе всем стихиям (богам Молнии, Грома, Ветра, Бури, Дождя). Кроме того, хакасы верили, что в этот день на Землю возвращаются божества животного и растительного мира – Хозяева Тайги, Воды, Гор (тайга ээзi, Суг ээзi, Таг ээзi), с приходом которых на Земле оживает вся Природа – Чир Чайаан (Сотворенное на Земле). Их полагалось встречаться Столом Почитания (Чеестiг Стол).

    Священнодействия могли совершаться семьей, родом или целым селением, то есть общностью людей, проживающих на определенной территории, которая чаще всего была родовой. Сообщество людей, объединенных общей экономической выгодой (пастбища, ремесла, промыслы, охотничьи угодья) выбирало для проведения самых почтенных, убеленных сединами алгысчы (обрядовиков), которые испрашивали у Небес благословения на урожай, прибыль скота, рождение детей, всяческое благополучие.

    Чтобы воздействовать на качество будущего времени положительно, необходимо было встречать Новый Год в чисто жилище, в новой красивой одежде, с добрыми чистыми помыслами, с лучшим угощением, с взаимными подарками собственного изготовления. Не останавливаясь на других подробностях из ряда священнодействий нужно особо выделить обряд Очищения Души и Жилица, обряд Поклонения Матери Огня, обряд Почитания Священной Березы, обряд приветствия Солнца, обряд Перемирия и Прощения, а также обряд Гостеприимства – угощения со своего стола.

    Несомненно, весь этот комплекс настолько насыщен экологическими, морально-этическими и социоцентрическими традициями, что вызывает уважение любого цивилизованного человека к высокой духовной культуре хакасского народа, пронесшего свое мировоззрение через века и тысячелетия как флаг этнопедагогики, в основе которой лежало чистое, священное отношение к самой Природе, оживотворенной и олицетворенной, с которой вступали в контакт, ведя диалог посредством ритуалов и обрядов, выношенными многими поколениями. А в ряд описанных обрядов, какими полагалось встретить Чыл Пазы – Новый Год, особого внимания заслуживает обряд Очищения, так как после очищения души и жилища наступал черед очищения занимаемого пространства, другими словами, земли, на которой жил человек.

    … В месте данного пояснения необходимо остановиться на следующем: со дня встречи Чыл Пазы в течение целого месяца нельзя было употреблять спиртное, так как, совершив Очищение Души, человек должен был беречься от всякой нечисти и зла Нижнего мира, которые попадают в него через спиртное (айна – оборотень, Мончых хат – ведьма Петли и т.д.). Своеобразный пост от спиртного надо было держать до Дня Земли (Чир Ине), а вот в День Жилища (Ку:гу:рт ку:н) этот запрет снимался. И на Золотой Стол выставлялась арака (молочное вино)…

    Источник: Татарова В. К. Ради жизни вечной (У:зiлбес тамыр у:чу:н). Годовой календарный цикл хакасских народных праздников – научно-популярная реконструкция. – Абакан: издательство ХРИПКиПРО «Роса», 2003 – 44с.

    khakasweb.ru​
  4. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Тагир: Что такое Чыл Пазы? Каков смысл и символика этого праздника?
    Eгечi Хасх0а Тjлi: Хакасское традиционное миропонимание содержит в себе ряд понятий, образов, которые несведущими людьми могут быть восприняты буквально, неправильно.
    В хакасском мировоззрении присутствует образ яйца как символа, как мы говорим современным научным языком, торсионного образования. Мы - все производные от торсионного образования, которое можно сравнить с формой яйца. Человек в своей жизни создает пленку – хаuба – панцирь, который защищает. Когда его мера увеличивается, то он консервирует человека.
    Годовой цикл переходит должную меру. Я полагаю, что главный смысл Чыл Пазы в том, чтобы разбить этот хаuба, сбросить его, начать новый цикл. Не зря в это время приносили вареные яйца. Когда Солнце всходило, когда встречают светлых духов, то эти яйца катали на солнечном свету, как бы освещая. Загадывали свои желания. Потом брали и «бились» этими яйцами. Цель и смысл не полностью понятны нам – современным людям. Тот, кто разбил яйцо, тот должен благословлять. Таким образом, благословление – это есть кодирование пожеланий на будущий цикл.
    Когда на Чыл Пазы ночью перед восходом Солнца обходили селение, дом, обходили и кричали, женщины ножницами, мужчины ножами махали, гремели, стреляли, то алuысчи объявлял всем вредоносным силам, которые как хаuбэ окружила жизнь этого селения, объявлял, что хватит, пожили, напитались здесь, а теперь отправляйтесь к создателям своим – это как правило Eзeт Хан и Эрлик Хан. Именно для этого создавали «черный» костер - открывали подземный мир, и там вот как раз кормили водкой, кровью, провожали их – не прогоняли, не оскорбляли. Называли их «тук-тук сiрэйлыuлар», «тискер азаuпахлар». «Тук-тук сiрэйлыu» - это двуличный, а тадар кiзi, тадар чон – для них двуличие – это самый как бы главный враг. Тискер азаuпахлар - имеющие обратно-повернутые ступни, т.е. все вредоносные сущности. Вокруг этого квадратного «черного» костра три раза обходят против Солнца, приговаривая о том, чтобы вредоносные силы ушли. После этого ожидали великих гостей: духи, хозяева – вершители земных дел возвращаются с небесного совещания на Землю, начинают открываться небесные ворота и с этого дня начинается жизненный цикл. Навстречу Солнцу нажитую энергетическую скорлупу надо было разбить и благословить новую судьбу. Особенно это важно делать людям, у которых неудача, не очень удачный год был, обязательно надо было вот эту хаuбэ сбросить.
    Ай Матыр: Чыл иртче, чылан пазы кjдiрче(Год начинается, змея голову поднимает). Как объяснить это выражение?
    Eгечi Хасха Тjлi: Есть же у нас символ Аур Прос – змея кусающая свой хвост. Я считаю, что неправильно трактовать как «кусающая свой хвост». Правильнее было бы говорить – Змея (Аур Прос, Jjр Брос, Сал Прос) изрыгающая сама себя. Это как раз символизирует начало года, начало цикла.
    Тагир: А как связано с Чыл Пазы весеннее равноденствие?
    Eгечi Хасха Тjлi: Традиции существуют разные. У некоторых народов Новый Год был в сентябре – в осеннее равноденствие, у других – зимнее солнцестояние. Христиане, например, Новый Год в зимнее солнцестояние отмечают.
    Само: У кызыльцев есть поверие, что во время Чыл Пазы, весной просыпаются духи. И вот в это время идет противоборство с Eзeт Ханом.
    Eгечi Хасха Тjлi: Кjлеткеннер - духи умерших.
    Само: Да. Тогда был обычай рисовать худах - фаллос. Сейчас вот только заменили - стали кресты изображать как по-русскому.
    Eгечi Хасха Тjлi: Православные куличи и два яйца – это как раз и есть адаптированный православным христианством фаллический символ весеннего плодородия. Они даже верхушку кулича белой глазурью намазывают.
    Само: Это делалось у нас – кызыльцев для сбережения дома от злых сущностей.
    Eгечi Хасха Тjлi: Символ Салпрос/Чалброс – это верховный творец. В древности он назывался Секiп Итер, т.е. посредством секса творящий (отсюда слово и символ «скипетр»).
    Само: Мы говорим «проска».
    Eгечi Хасха Тjлi: Проска или прошка – Салпрос/Чалброс. Это как раз связано с порош, пуруша. С индийским Пуруша параллель можно провести – это лингам Шивы. Йёони у индусов – женское начало, а по-хакасски йёон-йёон – процесс зачатия жизни, половой акт.
    Тагир: Когда я бывал на обрядах Чыл Пазы, то наблюдал: в одном месте был хара от (черный огонь), а в трех других местах были ах оттар (белые огни). Почему делается именно таким образом?
    Eгечi Хасха Тjлi: Хара от – это улуu от (большой огонь), а ах от (белый огонь) – священный огонь, поскольку стихия огня или богиня огня От Инэ – она является связующим, посланцем между мирами. Обычно любое сакральное действие не проводится без священного огня, без белого огня. Это почтальон, письмоносец – через него все просьбы.
    Тагир: Т.е. провожают старое через хара от, а через белый огонь притягивают новое?
    Eгечi Хасха Тjлi: Просят белый огонь – Мать-богиню огня помочь, чтобы обращения, дары были понятны для небожителей и для жителей подземного мира. Мы, уважая ее, давая ей эпитеты, говоря об ее заслугах, кормлением белого огня, просим посодействовать в наших обращениях к высшим и к нижним, чтобы она как переводчик, толмач сделала понятными им наши просьбы.
    Зима- это период, когда, начиная с осеннего равноденствия, небесные врата или, как еще говорят, горные врата начинают закрываться. Закрываются они медленно-медленно, до тех пор, пока реки не покроются льдом. Как только покрылись льдом – ворота закрылись. Духи жизни, хранящие жизнь на Земле - они уходят на Небо на совещание - итоги года подводят, формируют планы на будущий год. В этот момент выходят на Землю кjлеткеннер, т.е. духи умерших – откуда пошли колядки. В этот момент в ноябре живые люди проводили Хуртиях Кeнi – День Предков.
    Тагир: Хуртиях ай – ноябрь.
    Eгечi Хасха Тjлi: Или Улуu соох ай - называют ноябрь – у нас были календари как хозяйственного назначения, так и астрологического. Сейчас перемешались.
    В день Хуртиях обращаемся к духам предков, приглашая их, чтобы в отсутствии этих хозяев, хранителей жизни на Земле, духи предков дали бы людям мужество и мудрость, чтобы суметь пережить эту зиму. Зимой ждали зимнего солнцестояния 22 декабря – зачатия Солнца. Мне человек говорил, что раньше в этот день проводили Энэ-Сай Пайрам – я думаю, что это тот самый Мылтых, когда появлялись первичные воды – в это время выходили. Появление первичных вод, которые всему дают жизнь и рождают, и тогда стреляли из ружей, шумели, чтобы отпугнуть вредоносные силы. Чыл Пазы – это начало новой жизни. С этого момента жизнь берет верх – с этого момента день будет сильнее, длиннее ночи. С этого момента уже пробуждается жизнь на Земле. Т.е. Нового Года отсчет можно вести с любой точки зрения. Год – цикл. Но здесь, поскольку идет связь с жизненным циклом, поэтому придали значение именно этому празднику, и сейчас этот праздник трансформировался в хакасский Новый Год.
    Само: Однажды наблюдая Чыл Пазы в Абакане, встретил человека – старика. Он мне говорил, что он этот праздник помнит с детства и этот праздник проводили алuысчи, а не шаманы. Он говорил, что у алuысчи был посох, навершие у которого было выполнено в виде двух коней повернутых в разные стороны, двуглавого коня. Одна сторона посоха была покрашена в черный цвет, а другая в белый. Говорил, что когда обряд проходит вокруг костра, то хара чалама повязывали на этот посох, который затем алuысчи кидал в костер. Символизировало то, что конь унесет все бедствия, все болезни, все проклятья. Я спросил у него: «Зачем тогда там белый конь еще?» Он: «Этот конь - аххыр». Т.е. черный конь – кобылица черная (Хара Пии), а белый – жеребец (аххыр/асхыр). Он говорил, что этот белый конь, все беды, которые обратно лезут, отпинывает. Хамнар (шаманы) не руководили этим обрядом. Он говорил, что хамнар жили на краю деревни, подальше от людей. Когда кто-либо заболевал или для того, чтобы вызвал дождь, то тогда к нему обращались. Хам – это сильнейший человек и его опасались. Когда хам проходил мимо, то старались задеть его подол. Этот обычай остался у русских по отношению к попам – за подол хватают, целуют. У нас же когда хамнар проводят обряд – у них подол крутится – старались задеть его подол. Смысл в том, чтобы умилостивить этого человека, чтобы он на меня не сделал проклятия, зла.
    Eгечi Хасха Тjлi: Это как у покойника держатся за ноги, чтобы покойник зла не совершил для тебя.
    Само: А еще в глаза не смотрели шаманам. Ах тайu проводил алuысчи, проводил обряд очищения. Этот человек говорил, что с детства участвовал на этих обрядах, но потом в 1929-30-е гг. стали запрещать эти обряды, в тюрьму за это садили.
    Ай Матыр: Хозяйственный Новый Год отличался от этого Нового Года. У охотников Новый Год начинался, когда выпадал снег. Были разные традиции отмечания Нового Года, о чем Н.Ф. Катанов как раз писал.
    Тагир: Наверное, как такового понятия «Новый Год» в принципе не было. Было понятие определенных точек цикла.
    Ай Матыр: У русских раньше Новый Год отмечали кто-то в марте, а кто-то в сентябре.
    Илxи: У китайцев Новый Год 18 февраля по лунному календарю.
    Тагир: Это связано у китайцев с тем, что их хозяйственный цикл другой – климат другой.
    Что означают цвета ленточек – чалама?
    Eгечi Хасха Тjлi: Хара(черная) чалама – туда собирали то, что мешало жить, завязывалось на чалама узелок – три раза плюёшь, как бы замыкая. Другое – опять узелок. Означало, что все твое плохое ты отправляешь в подземный мир, сжигая хара чалама. Часть мусора из дома надо положить в тряпочку и бросить в хара от. Но всегда надо помнить при этом немножко мусора всегда надо оставлять дома, дабы благополучие случайно не выбросить. Хара чалама сжигали перед восходом Солнца. Т.е. встречали гостей, уже получив очищение.
    Белый – цвет предков, умерших. Красный – духи земли, таu ээзилер, чир ээлер, суu ээлерi… А синий, голубой – цвет Верхнего мира, чаяннар, Тигiр Хан, Ымай…, т.е. небожители – они там в 7 слоях.
    Само: Многие качинцы совершали такой обряд. Тувинцы по своей вере ламаистской пускали по Енисею голубые ленты, которые прибивались в Хакасии к берегу. Эти ленты качинцы собирали и делали обряд очищения. Поднимались вверх по Енисею целым шествием делать обряд – сжигали эти ленты, закапывали в ямы.
    Тагир: Почему чалама завязывают на березу?
    Илxи: Моя мать рассказывала, что повязывали на лиственницу – разукрашивали. Считалось, что чем сильнее разукрасишь, тем лучше. Платками обвязывали, различными видами материи.
    Само: Когда декабристы описывали местные обычаи, то отмечали, что живущие здесь русские точно так же повязывают на деревьях чалама - это языческая вера же, аналогичные нашим элементы древней веры тогда и у русских были.
    Тагир: Дерево – это символ т.н. Мирового дерева – связи всех уровней Вселенной. У каждого рода, у каждого племени было свое священное дерево.
    Eгечi Хасха Тjлi: Чула Аuас.
    Еще была такая обрядность: после восхода солнца на Чыл Пазы обязательно ходили в гости друг к другу. Дети к родителям, внуки к бабушкам, дедушкам и т.д. Считалось, что благословление старшего, мудрого человека в этот период очень важно. Это продолжалось в течении недели, т.е. считалось, что со всеми родственниками надо встретиться, пожелать новой счастливой жизни. Общий стол конечно семейный и т.д. На качелях качались –хороший признак тоже – символ отношений между Сал Прос и Сал Ымай. Сал – это суть. Сал аuас, например - ствол дерева очищенный от веток.
    Тагир: Когда Солнце встает в Чыл Пазы, то навстречу ему держат поднос неженатый парень?
    Eгечi Хасха Тjлi: Самый чистый молодой человек – мальчик.
    Читали молитвы- пожелания, если семья проводит, то молитвы-пожелания о благополучии семьи. Я в детстве застал этот обряд. Бабушка наша читала молитву. Я как самый маленький держал поднос и говорил: «Ну, сколько еще держать? Устал уже».
    Тагир: А когда правильней Чыл Пазы отмечать?
    Eгечi Хасха Тjлi: Здесь я не думаю, что надо ориентироваться на Луну, а надо ориентироваться на долготу дня и ночи. Думаю, что правильно будет отмечать Чыл Пазы с 21 на 22 марта.
    Все это исходит из понимания, что человек – неотъемлемая часть Вселенной. Этими обрядами он, сопровождая природные явления, через вот эти атрибуты он вписывается в космический процесс. Когда человек вписывается в космический процесс, он чувствует свою сопричастность, и соразмерность с Космосом. Вот это ощущение соразмерности, соучастия в мировых процессах давало хакасу ту внутреннюю свободу и мужество переносить невзгоды, т.е. оставаться человеком, не терять свой человеческий образ.
    Тагир: Я думаю, что немаловажным моментом хакасского традиционного мировоззрения было неодобрение того, чтобы думать о будущем в плохом свете. Понимание, того, что человек мыслью формирует свое будущее и будущее других людей, близких, прежде всего, диктовало определенное отношение к жизни. Отражением такого мировосприятия я вижу в том, как мы ходим вокруг ах от во время обряда Чыл Пазы– белого огня, после того, как мы прошлись вокруг хара от: нужно думать о хорошем, желать хорошее, желаемое. При этом ходить надо по часовой стрелке, обращая свои просьбы к Верховным божествам.
    Eгечi Хасха Тjлi: Jлчей – это та влага, сырость, которая дает начало жизни. Это не конкретное пожелание, а пожелание удачи.
    © Тагир

    газета "ХакасИнфо" 02.03.2007
  5. chpasha

    chpasha New Member

    Дата регистрации:
    15 фев 2009
    Сообщения:
    83
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Всем большое спасибо за предоставленную информацию. Выложил фотографии официальные Чыл Пазы в Красноярске 28 марта. http://www.khakasia.com/forum/album.php?albumid=11
  6. shundyk

    shundyk Member

    Дата регистрации:
    10 окт 2007
    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    5
    Баллы:
    18
    Гость приехал — привечай!

    Как друга лучшего встречай… Именно эти слова стали девизом республиканского празднования хакасского нового года — Чыл пазы (Голова Года), который прошел в минувшие выходные на стадионе “Саяны”. И хотя праздник проводится уже в 16-й раз, он не перестает удивлять своим разнообразием.

    Как известно, 21 марта — день, когда ночь отдает свои права свету и идет на убыль. Также, по хакасским поверьям, 21 марта на землю возвращаются добрые духи-чаяны во главе с верховным божеством Ульгеном. И поэтому вся республика с песнями, плясками и обязательными священными обрядами встречает долгожданных чаянов.

    По традиции все районы республики еще задолго до официального открытия праздника установили юрты и разложили на огромных столах национальные блюда, которыми угощали всех желающих. Радушие хозяев всех без исключения юрт отметили многие пришедшие.

    — В этом году праздник получился каким-то особенно теплым. И это радует, значит, несмотря на все проблемы, люди по-прежнему остаются людьми, — поделилась гостья из Черногорска Алена Лапина, “скользя” от одной юрты к другой.

    Ледяная корка, покрывшая практически весь стадион и по недосмотру организаторов не посыпанная песком, была, пожалуй, единственным минусом мероприятия.

    Но такой досадный травмоопасный недочет не умалял стараний хозяев юрт... Саяногорск встречал зелеными деревьями в кадках и выставкой работ учеников детской художественной школы “Колорит”. Резные доски и разукрашенные витражные стекла поражали умением юных мастеров сделать из простой, казалось бы, вещи нечто неповторимое.

    Живой средневековый воин в доспехах и с термосом горячего чая в руках стал визитной карточкой абаканской юрты.

    Усть-Абаканский район сделал из своего “дома” настоящий музей. Чучела различных животных, выставленные во “дворе”, собрали огромное количество детворы. Мальчишки и девчонки с восторгом гладили почти что настоящую шерстку зверьков. А вот старшее поколение больше уделяло внимания огромному старинному самовару, расположенному в другой части “двора”. Такой раритет не каждый день можно увидеть.

    Главным достоянием Боградского района стали вязаные салфетки, шали и коврики, развешанные на импровизированном заборе. Да, не перевелись еще настоящие мастерицы…

    Но не только юрты привлекали всеобщее внимание. Большим успехом пользовалась спортивная площадка. Каждый пришедший мог показать себя в армрестлинге, куресе, поднятии гири, поиграть в пейнтбол и пострелять в тире. Любители спокойного времяпрепровождения любовались работами республиканского Союза ремесленников, водили хоровод вокруг костра и сжигали черные чалама.

    Ровно в полдень состоялось официальное открытие Чыл пазы. Ему, по словам изрядно замерзших зрителей, не хватало динамики и танцев. Хотя смотреть за тем, как проводят обряды руководители всех муниципальных образований республики во главе с председателем правительства Виктором Зиминым, было интересно всем. Каждый из глав сказал свое напутственное слово, сжег в костре очищения черные чалама, покормил огонь, а вместе с ним и духов, прося при этом за свой район, за каждую семью и каждого человека в нем. Повязал на священную березу цветные ленточки-чалама — красную для очага, голубую для неба, белую — для заветных мечтаний.

    Для Виктора Зимина это празднование Чыл пазы было первым в новой должности. Он выслушал наказ-благословение Совета старейшин хакасского народа и в священном кругу облачился в национальный костюм, который не просто наряд, а “носитель” мудрости народа.

    — Мне хочется поклониться всем вам и еще раз заверить: я сделаю все, что в моих силах, для того, чтобы наша великая республика жила и процветала, — сказал в заключение председатель правительства Хакасии.

    Что ж, будем надеяться, что его слова сбудутся и в следующем году праздник пройдет еще лучше, еще ярче и красочнее. И как сказал один из ведущих мероприятия: “Да пусть солнце и луна светят нам всегда. Да пусть исполнится благодати земля наша древняя…”

    Елизавета РАЙС
    http://gov.khakasnet.ru/gazeta/archiv/090324-2.htm
  7. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    Мне не нравится, как проводится хакасский Новый год.
    На стадионе идет концерт и сидит официоз.
    Под Южной трибуной в грязи стоят юрты от районов и ходит народ.
    Наверное, сделали так, чтобы не мешать видом празднующих хакасов.
    Т.е. никакого культурологического смысла в таком празднике нет.
    И еще - почему отделили Новруз, где другие народы?
    С детьми на такой праздник не пойдешь, т.е. это и не праздник получается.
  8. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Чтот у меня подозрение - Чыл Пазы и Нооруз - один и тот же праздник. Уж сильно похожи и проводятся в один день. ;)

    Кстате, отличный повод для единения народов и хорошего праздника.
    Назлыгуль нравится это.
  9. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    Конечно, это один праздник.
    У узбеков ведь Новруз еще называется Йол боши. Это и есть Чыл пазы.
    А Новруз от него отделили наши власти, специально. Превое время вообще вместе отмечали. В 1990-ые. Очень хорошо было, и мы, и узбеки с таджиками, кыргызов тогда еще мало у нас было, и азери было полно.
    Назлыгуль нравится это.
  10. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Так получается было два паралельных празднования (Чыл Пазы и Нооруз) в Абакане?

    В Кыргызстане сейчас растет оппозиция к персидскому названию праздника. Предлагают несколько вариантов -Жыл Башы, Жаңы Жыл, Жыл Ажыраш, Жаз Майрамы, Улустун Улуу Күнү, Улуу Күн.




    Празднование Жыл Башы (Нооруз) в Бишкеке. 21 Марта 2009 г.

    [youtube]DIzEyWeCNCo[/youtube]
    Назлыгуль нравится это.
  11. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
  12. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Тэнкс. Закинул на YouTube.;)
  13. chpasha

    chpasha New Member

    Дата регистрации:
    15 фев 2009
    Сообщения:
    83
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    «Чыл Пазы» отпраздновали!!!
    На всяки случай тому, кто не заметил, фото-отчет как проходили Чыл Пазы в Красноярске.
    http://www.khakasia.com/forum/album.php?albumid=10 Чыл Пазы в Юрте 21 марта.
    http://www.khakasia.com/forum/album.php?albumid=11 Официальные Чыл Пазы в Красноярске 28 марта.
    Но грядет другой хакасский праздник «Чир Ине»!
    Если есть, информация о праздник «Чир Ине» поделитесь, пожалуйста!
    22 апреля в Красноярске в Юрте будет проходить праздник «Чир Ине»!
    В программе праздника:
    Уборка территории (совместный труд сплачивает, зарождает любовь к земле)
    Закладывание священной пирамиды из камней Обаа (каждому желающему принести с собой камень) на удачу
    Лекция по экологическому состоянию планеты
    Концерт группы «Отамай»
    Пикник на территории возле Юрты.
  14. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    При такой регулярности празднования в Юрте хакасских праздников, пора строить в Красноярске настоящую хакасскую юрту со всеми атрибутами. :busted:
  15. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Помню в первые годы празднования Чыл Пазы, моя родственница, одна из старейших работников ХакНИЯЛИ, негативно отозвалась об праздновании праздника. Есть не очень хорошо поставленного шоу и очень мало внутреннего содержания. Ряд замечаний на мой взгляд был в самую точку. Сейчас ее мнение изменилось. Одним главных успехов она считает, что этот праздник начинают считать своим не только хакасы.
    В начале апреля в субботу дочка пришла из школы стала с интересом рассказывать о том как у них в школе проводили празднование Чыл Пазы. Немного удивился почему в начале апреля, но подумал ничего страшного.
    С 21 на 22 сакральную часть наши шаманы проводили на Уйтаге. Лишь чуть больше половины из втрещавших КУН АБАЧАХТЫ были хакасы. Говорят были гости даже из Красноярска.
    Недавно где-то читал статью о праздновании Пурима и увидел фотографию с людьми в шляпах и с пейсами, встречавшими солнце, и чем- то родным повеело от снимка:)
  16. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    18 марта 2010 г.

    [ame="http://www.youtube.com/watch?v=3Nmk9EXOM-k"]YouTube - Сюжет "Чыл пазы"[/ame]



    23 марта 2010 г.

    [ame="http://www.youtube.com/watch?v=V7sqvvbFSg8"]YouTube - Сюжет "Чыл Пазы"[/ame]
  17. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    Хакасский новый год встретят 19 марта

    [​IMG]
    15 марта 2011, 09:30

    2 комментария
    Версия для печати
    Постоянная ссылка

    Республиканский Чыл пазы (новый год по хакасскому календарю) пройдет 19 марта в Черногорском парке Абакана. По традиции на празднике будет присвоено звание "Человек года" гражданам республики, чьи заслуги признаны широкой общественностью. Вручит награды председатель совета старейшин родов хакасского народа Владислав Торосов.

    В этом году каждое муниципальное образование представит на кулинарный конкурс именно те хакасские блюда, которыми славится территория. Например, Таштыпский район привезет угощения, приготовленные из даров тайги. Бейский район попотчует травяными чаями. Об этом рассказали вчера на пресс-конференции организаторы праздника.
    Впервые среди муниципальных образований пройдет конкурс "Богатырские представления" по мотивам эпических хакасских сказаний.
    Гостям Чыл пазы следует принести с собой чалама. Белые, красные, синие, зеленые ленточки надо повязать на березу, а черные (символ горя, болезней) бросить в колодец, сообщает газета "Хакасия".



    Комментарии — 2

    Антон, 15.03.2011 — 11:36
    Никогда не слышал, чтобы европейский новый год перенесли на 28 декабря, а не очень смелому, не ахти мудрому народу можно их лже-старейшинам их новый год перенести на 3 дня раньше. Да это и не удивительно, поскольку этих лже-старейшин их роды не выбирали, сами они даже как бы родного языка совершенно не знают, об обычаях и традициях чуждого им хакасского народа вообще не имеют представления.
    Антон.


    Ольга Бо, 15.03.2011 — 13:19
    Хакасский народ издревле праздновал Чыл Пазы в день весеннего равноденствия, зачем так переворачивать традиции сног на голову?
  18. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    "Дом литераторов Хакасии" выпустил поздравительные открытки к Чыл пазы 2011 г.

    [​IMG]

    Более подробно и варианты открыток можно увидеть здесь.
    Открытки, кстати говоря, продаются... :) Купил себе 20 штук и уже начал подписывать ...
  19. arahan

    arahan New Member

    Дата регистрации:
    15 дек 2008
    Сообщения:
    103
    Симпатии:
    4
    Баллы:
    0
    Конечно еще рано, но всех с Новым годом!
  20. Anadolu-olgy

    Anadolu-olgy Active Member

    Дата регистрации:
    2 ноя 2005
    Сообщения:
    2.221
    Симпатии:
    14
    Баллы:
    38
    С наступающим!
    Что-то мне подсказывает, что заватра на официальном празднике Чыл Пазы может показаться Путин.
    Он уже пару дней в Хакасстане.
    На федеральных канала прошло, что хакасы празднуют свой Новый год.
    Впервые за долгое время Чыл Пазы вышел из грязных подворотен на центральные улицы.
    И хотя весеннее равноденствие (новруз) наступит у нас ранним утром 22 марта, но "кто празднику рад - тот с утра пьян". Метки: хакасы

Поделиться этой страницей