Шорский кайчи Владимир Егорович Таннагашев

Тема в разделе 'Хайджи', создана пользователем Толы Хоорай, 11 мар 2009.

  1. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Запись радиопередачи "Наши Люди" фонда независимого радиовещания.
    Город Мыски, Кемеровская область, 2003 год.

    Владимир Егорович Таннагашев является одним из последних настоящих шорских кайчи. Очень познавательная и грустная передача.

    Интересно, Чылтыс Таннагашева является ли родственницей Владимира Егоровича?


    Для прослушивания нажмите на треугольник .
    [mp3]http://www.khakasia.com/audio/files/kaychi_tannagashev.mp3[/mp3]

    Длительность: 14 мин.


    http://www.podst.ru
  2. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Владимир Егорович Таннагашев родился 10 декабря 1932 г. в улусе Курья в низовьях реки Мрас-су на территории Горно-Шорцевского национального района, административно входившего в то время в Западно-Сибирский край.

    Таннагашевы – основная фамилия в Курье. Здесь жили все предки Владимира Егоровича, которых он помнит, и те, чьи имена уже стерлись из памяти. У его отца, Егора, было шорское имя Сарығ, деда, Ивана Трофимовича, по-шорски звали Оолак, прадеда, Трофима Алексеевича, Очум, а прапрадеда Алексея – Кучум. В одном из напутствий своим потомкам Владимир Егорович написал так: «со слов стариков, наш род идет от ханской династии. Но насколько это правдоподобно, без проверки, я сам утверждать не могу».

    Отец его, Егор Иванович, как и многие тогда шорцы-мужчины, был охотником, занимался этим с двенадцати лет. Матерью Владимира Егоровича была Анастасия Николаевна, в девичестве Сабанаева, уроженка д. Калачево, что недалеко от современного г.Новокузнецка. Несмотря на то, что «калачевские» были официально записаны «шорцами», сами шорцы, жившие выше по реке Томи, их таковыми не считали и называли «татарами», а само Калачево «татарским краем».

    Семья Егора и Анастасии Таннагашевых была большой. Всего у них родилось 10 детей, но три девочки умерли маленькими. Остальные семеро - Олимпиада, Владимир, Елизавета, Людмила, Валерий, Алевтина и Галина - выросли, многие получили хорошее образование. Перед самой войной семья решила переселиться в Калачево. Поздно ночью погрузились на телеги и уехали. Там, в Калачево, восьмилетний Володя и пошел в школу. «Сам пошел, учиться захотел», как говорит он. В 1943 году семья возвращается в Курью и четвертый класс Володя заканчивает уже в начальной школе соседней деревни Чувашка, а пятый – в десятилетке в г. Мыски. Лишь спустя 15 лет ему вновь представилась возможность учиться и он закончил 7-й класс в п. Тёя.

    После окончания пятого класса школы Владимира Егорович стал работать буровиком в Мрасской геологоразведочной экспедиции. В 1951-1954 гг. служил в пограничных войсках в армии. После возвращения женился и, чтобы кормить семью, сразу же пошел в шахту, где работал в 1955-1956 гг. Три года с 1959 по 1962 семья прожила в Тёе, где Владимир Егорович работал сантехником. Из Тёи семья возвращается ненадолго в Курью, но вскоре вновь уезжает, на сей раз в г.Междуреченск. Здесь, на шахте «Распадская», он проработал 20 лет. Был и навалоотбойщиком, и крепильщиком, работал и в монтажной, и машинистом мелкошахтных установок. В возрасте 50 лет, в декабре 1982 г. он вышел на пенсию, однако и после этого еще года три, как он сам вспоминает, ездил на «Распадскую». Лишь в последние годы Владимир Егорович перестал работать постоянно, хотя все же какое-то время числился стрелком во вневедомственной охране на разрезе «Сибиргинском» под Мысками.


    Владимир Егорович и Валентина Васильевна (в девичестве - Тельгерекова), с которой он прожил почти 30 лет, вырастили шестерых детей. Все дети уже давно взрослые, имеют свои семьи, но еще и сейчас порой забегают к отцу и просят: «Папа, расскажи сказку!»


    http://lingsib.unesco.ru/ru/projects/research/last_epic_singer.shtml.htm
  3. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Видать Владимир Егорович и Чылтыс являются родственниками. Дед?
  4. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Хранитель шорских сказаний

    Владимир Егорович Таннагашев - современный шорский кайчы (сказитель). Ему повезло в том, что он с детства слышал сказки и поэмы о богатырях в исполнении прославленных шорских сказителей Морошки - Н. А. Напазакова. , Акмета - А. И.Абакаева. , П. Токмагашева и П. Кыдыякова.

    Уже в детстве Владимир Егорович полюбил сказания про богатырей. Однажды , когда ему было 12 лет, он сделал свой музыкальный инструмент - натянул на дощечке проволоку и стал играть на ней. Его игру услышал ночевавший у них дед-кайчы и сказал про Володю:”Кайчы растет, кайчы будет”. Его слова оказались пророческими.

    Владимир Егорович с детства усвоил богатейший поэтический язык шорских героических сказаний и считает - “если шорские сказания в сопровождении комуса (шорский музыкальный инструмент) кому-нибудь послушать хоть раз и понять, то уже будет тянуть к ним постоянно, и тогда, если день-два не послушаешь, то будет уже их не хватать, охота будет слушать снова и снова”.

    Для наших предков героические сказания были частью их жизни, они учили доброте, красоте, они утешали в горе. У шорцев сохранился обычай - в ночь перед похоронами слушать кайчы. Владимир Егорович по просьбам людей часто рассказывал сказки и в радостные, и в горестные дни. В доме, где умер человек, он обычно рассказывает сказки без сопровождения комуса.

    Предки шорцев создали богатейшие творения устного народного творчества. Из 130 записанных сказаний опубликовано было не более 20, включая дореволюционные издания. Первое и единственное академическое издание шорского фольклора, включившее в себя 6 героических поэм, было осуществлено в 1940 году ленинградским этнографом Надеждой Петровной Дыренковой. Тираж был всего 800 экземпляров, а неизданные сказания составили бы еще несколько томов.

    Сам Владимир Егорович знает около 70 сказок и сказаний . Он считает, что это “капля в море, лишь маленькая часть того, что знали старики“. Владимир Егорович знает много мелодий, которые у каждого кайчы - свои. По ходу сказания мелодия меняется: если богатырь едет, она одна, вступает в схватку или погоню - другая.

    С сожалением приходится констатировать, что богатейшее устное народное творчество шорцев не передается молодежи. У шорцев осталось всего три кайчы: Владимир Егорович Таннагашев, Афанасий Васильевич Рыжкин и Анатолий Прокопьевич Напазаков. Передать свое искусство и красоту шорского героического эпоса им некому. В последний год молодой фольклорист, преподаватель кафедры шорского языка Новокузнецкого пединститута Любовь Никитична Арбачакова начала записывать у них поэмы, сознавая, что с их уходом уйдет из нашей жизни неповторимое искусство.

    Л. Чульжанова,
    стажер ИЦ "Л"


  5. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18

    Древнии песни шорского народа


    Не так давно в Новокузнецке звучали старинные былины и сказания о героях.

    А причиной тому стало проведение первого симпозиума по изучению форм шорского эпоса. Замысел конференции возник еще в 2004 году, когда новокузнецкая городская общественная организация "Шория" побывала в Горном Алтае на международном фестивале сказителей. Теперь настала очередь Новокузнецка приглашать гостей. И они отозвались. Из Хакасии, Горного Алтая,Тывы приехали ученые, занимающиеся вопросами культуры тюркских народов.

    Главной темой научной встречи стали особенности музыкального народного творчества этих народов. Первое место здесь занимает кай - один из уникальных древних видов песенно-музыкального фольклора. Но это если говорить научным языком. А для тувинцев, алтайцев, шорцев, хакасов это живая национальная история, выраженная в звуке, многовековая традиция и древнейшая культура. Чтобы сохранить национальную самобытность, для малочисленных народов особенно важно обращение к своим истокам. Наверное, не
    случайно сегодня все большую популярность обретает горловое пение.

    Симпозиум проходил два дня. В день открытия прозвучали слова приветствия гостям и пожелания, чтобы подобные встречи стали традиционными.

    Вышел на сцену и единственный в нашей области кайчи Владимир Егорович Таннагашев. Как прокомментировал свое выступление Владимир Егорович, его кай отличается от современного
    сценического горлового пения. Ведь секреты исполнения он постигал не в стенах учебного заведения. Его учителями стали отцы и деды, из уст в уста передававшие народные сказания.

    Весь первый день симпозиума был посвящен теоретическим вопросам. Ученые выступили со своими научными докладами. А вечером состоялся концерт профессиональных кайчи.

    Во второй день проходили практические занятия. На мастер-классах собравшиеся мастера кая делились опытом исполнения эпоса и навыками игры на национальных инструментах. Стоит отметить,что практически все кайчи приехали на встречу со своими инструментами. И потому они не только пели, но и демонстрировали приемы игры на них. Для новокузнецких представителей шорского народа это была уникальная возможность научиться древнему искусству.

    Прошедший симпозиум можно считать ценным опытом, связующим мостиком между прошлым и настоящим в деле сохранения национальных шорских традиций.



    Ирина Миляева
    Газета ИД "Франт"
    2 марта 2006 г.
  6. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18

    Когда готов ученик — приходит учитель

    В Новокузнецке прошел первый научный симпозиум, организованный шорской национальной общественностью. В числе устроителей — администрация города, Кузбасская педагогическая академия, городская общественная организация «Шория». Шорский народный эпос стал темой представительного мероприятия (на него приехали ученые, этнографы, языковеды, фольклористы из Республики Алтай, Хакасии, Тывы, из Кемерова, Новосибирска). «Ученые обменяются мнениями по поводу природы „этой самой богатой и универсальной части духовной жизни“ нашего народа», — говорит заместитель председателя общества «Шория» Надежда Печенина.

    Сохранить национальные корни, развить традиции — такую задачу шорцы уже давно ставят для себя как одну из главных. «Зерна брошены в землю — теперь они дают плоды».
    Сегодня выросла целая плеяда молодых ученых, исследователей, способных продолжить дело, начатое старшими коллегами. «Назову только нескольких: Николай Уртегешев, Руслан Амзоров — последователи известного ученого-филолога Андрея Ильича Чудоякова, — рассказывает Н.Печенина. — Соискатели Сибирского отделения Российской Академии наук Лариса и Ольга Тенешевы, Светлана Анчулакова, Елена Чайковская. Они и многие другие — наша надежда».


    Задача тем более важная, что эпос — не только часть культуры. Литературно-языковые памятники ученые рассматривают как синтез мировоззрения, философии народа. Кроме того, эпос всегда был средством воспитания молодого поколения. Эпические произведения исполнялись сказителями-кайчи. А слушатели, среди которых было много молодежи, усваивали сложившийся веками «нравственный кодекс и эстетические взгляды». В легендах, сказаниях всегда присутствовали идеальные образы мужчины — хозяина, главы рода, женщины — хранительницы семейного очага.

    Времена изменились, но нравственные основы жизни остались прежними (и не только для шорцев). Воспитательная роль вековых преданий по-прежнему актуальна. Кстати, многие из молодых шорцев (например, Андрей Бекренев, Сергей Тенешев) проявляют большой интерес к технике горлового пения — кая. Сейчас у шорцев остался только один кайчи — мысковчанин Владимир Егорович Таннагашев, ему уже за семьдесят. В программе совещания — первая для широкой аудитории презентация уникального памятника культуры — аудиозаписи «Шорские сказания».

    Сказания записаны Андреем Ильичом Чудояковым в 60 — 70 годах прошлого века от кайчи Прокопия Алексеевича Межакова, Дмитрия Константиновича Турушпанова, Павла Ивановича Кыдыякова. Часть записей использована в академическом томе «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», который вышел в СО РАН.
    Аудиозапись «Шорские сказания» представит дочь Андрея Ильича — научный сотрудник кафедры шорского языка и литературы КузГПА Алла Сербегешева.

    …В симпозиуме принимает участие народный сказитель-кайчи Республики Алтай, заслуженный работник культуры РФ Иван Баксурович Шинжин. Он преподает горловое пение в колледже Горно-Алтайска. В Республике Алтай сохранению народных традиций уделяется несравненно большее внимание.

    Кстати, идея провести научное совещание в Новокузнецке возникла именно на Алтае: два года назад там состоялся большой фестиваль-курултай, в котором участвовали и шорцы, а интерес к каю как части фольклорной традиции тогда проявили японские этнографы. И вот, наконец, идея осуществилась. Симпозиум в Новокузнецке — начало большой научно-исследовательской работы, которая послужит дальнейшему развитию национальных проектов.



    КузПресс

    20/02/2006
  7. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    ЧАБЫС-ЧАПАН

    Шорское эпическое сказание в самозаписи В.Е. Таннагашева


    Сказание было самостоятельно записано шорским сказителем-кайчы Владимиром Егоровичем Таннагашевым (1932 г.р.) предположительно в 2000 г. Оригинал представлял собой рукописный текст в школьной тетради, объемом 59 рукописных страниц без четкой разбивки на стихи. В 2002 г. сказитель передал эту самозапись вместе с несколькими другими текстами Д.А. Функу для ознакомления и дальнейшей возможной подготовки к изданию. В том же году оригиналы были скопированы и возвращены в семейный архив В.Е. Таннагашева.

    Работа над рукописью сказания «Чабыс-Чапан» велась в 2003-2004 гг. Совместно со сказителем – в ходе экспедиционных поездок и по переписке – уточнялись отдельные неразборчиво или неверно написанные слова. При подготовке к данному электронному изданию шорский текст был заново разбит на стихи и максимально приведен в соответствие с современными нормами орфографии (при условии сохранения особенностей диалектной речи сказителя).

    В.Е. Таннагашев перенял это эпическое сказание от знаменитого в 1930-60-х гг. в низовьях реки Мрас сказителя Прокопия Никаноровича Амзорова (1898-1971), известного среди шорцев старшего поколения как кайчы Ак-кооке.

    Как самостоятельное произведение этот текст ранее исследователями не записывался.

    Полностью данное произведение с этнолингвистическими комментариями и переводом на русский язык будет опубликовано в томе шорских эпических сказаний, готовящемся сейчас в издательстве «Наука» (Москва).



    Отрывок из сказания «Чабыс-Чапан» в современной шорской орфографии


    Самозапись Владимира Егорыча Таннагашева

    [​IMG]



    Печатный вариант


    Амдығы тöлдиң алында полча,
    Пурунғу тöлдиң соонда полтур,
    Қалақпа чер пöлÿжÿп,
    Қамышпа суғ пöлÿшчиған тем полтур.
    Кöгериш келип кöк öлең öсчиған тем полтур,
    Ағаш паштарында ат пажынче
    Алтын кöктер қақышанған темнер полтур,
    Öлең паштарында кöк торчуқтар,
    Кöглеш чöрчиған темнер полтур.
    Алтон ашқымнығ ақ тайға турча,
    Ақ тайғаның тöзÿбе ақ талай ақ тÿштÿр.
    Ақ талай қаштап келип,
    Ақ мал, арғулус чон чат тÿштÿр.
    Арғулус чонның орта тушта,
    Ақ талай қажы черде,
    Айға-кÿнге сустағанче алтын öрге турча.
    Алтын öргенниң алында
    Ат қодурбас алтын шарчын турча,
    Алтынғызы тоғус тамнаң азақтығ шыққан полтур.


    © В.Е. Таннагашев, самозапись эпического текста на шорском языке, 2000 г.
    © И.А. Невская, Д.А. Функ, редакция шорского текста, 2005 г.
    http://lingsib.unesco.ru/ru/projects/research/chabys-chapan_normative.shtml.htm
  8. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Владимир Егорыч Таннагашев (1932-2007)


    Отрывок интервью Чылтыс Таннагашевой:

    Я даже не подозревал что его уже нету с нами. Жаль что жизнь аксакала так трагично оборвалась. :(

    Не нашел его фотографию в интернете. Может у кого есть?

    С таким дядей, неудивительно что Чылтыс Таннагашева такая одаренная.
  9. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    В. Е. Таннагашев. Зачин шорского эпического сказания «Кара-Кан» (аудио дорожка и текст с построчным переводом).

    Для прослушивания нажмите на треугольник .
    [mp3]http://www.khakasia.com/audio/files/karakan_fragment_egtannagashev.mp3[/mp3]


    Амдыг(ы) тöлдиң алында полча,
    Нынешнего поколения раньше было,

    Пурун(гу) тöлдиң соонда полча.
    Прежнего поколения позже было.

    Чер пÿдерде,
    Когда создавалась земля,

    Чер-суг кабыжарда полча.
    Когда боролись земля и вода, было.

    Калакпа чер пöлÿшкан темнер полтур,
    В те времена, когда делилась мешалкой земля,

    Камышпа суг пöлÿшчиткан темнер полтур.
    В те времена, когда камышом делилась вода.

    Кöгериш келип кöк öлең öс чаттыр,
    Зеленея, молодая трава вырастала, оказывается.

    Алтын пÿрлÿ ак казынның паштарында
    На вершине белой березы с золотыми листьями

    Кырык кушка какыш чöрча,
    Сорок птиц щебечут,

    Кöк öлең паштарында
    На зеленой траве

    Кöк торчуктар кöглеп чиган полтур.
    Молодые соловьи пели, оказывается.

    Часкы тем полтур.
    Весенее время было, оказывается.


    ______
    Записано Д.А. Функом в г. Мыски Кемеровской области, 2002 г.
    lingsib.unesco.ru
  10. Толы Хоорай

    Толы Хоорай Administrator Команда форума

    Дата регистрации:
    5 окт 2005
    Сообщения:
    861
    Симпатии:
    16
    Баллы:
    18
    Фотографии Владимира Егоровича Таннагашева



    [​IMG]
    Владимир Егорович с первой женой. Мыски





    [​IMG]
    Аксакал играет на комузе дома




    П.С. Фотографии предоставлены , племянницей кайчи, Чылтыс Таннагашевой. Это по-моему первые фотографии Владимира Егоровича в интернете. ​
  11. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Алтайцы хаджи кизи - называют - топшур

Поделиться этой страницей