Шорцы

Тема в разделе 'Современная Хакасия', создана пользователем Снежный барс, 18 окт 2013.

  1. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
    Шорцы (шорск.шор-кижи, тадар-кижи) — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской областиТаштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Общая численность около 14 тыс. человек. Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX в. область проживания южных шорцев получила название «Горная Шория»), и северную, или лесостепную (так наз. «абинцы»). По антропологической классификации шорцев принято относить к уральскому типу большой монголоидной расы; в то же время по ряду морфологических и краниологических признаков шорцы выходят за рамки как уральского, так и южносибирского антропологических типов. По языку шорцам наиболее близкиалтайцы и хакасы, по культуре — алтайцы и чулымцы.
    Самоназвание
    До 1926 г. общим самоназванием всех родовых групп шорцев (абинцев, шорцев, каларцев, каргинцев и др.) было татар-кижи(человек-татарин). Название тюркоязычного населения Южного Кузбасса «шорцы» было закреплено властями во всех официальных документах с учетом высказываний академика В. Радлова об этнокультурном единстве так называемых мрасских и кондомских татар. Современными самоназваниями являются как татар-кижи, так и шор-кижи.
    Язык
    Большинство шорцев говорят на русском языке, свыше 60 % родным считают русский язык; в шорском языке до недавнего времени было принято выделять два диалекта — мрасский(хакасская (кыргызо-уйгурская) группа восточно-тюркских языков) и кондомский (северноалтайская группа западно-тюркских языков), каждый из которых в свою очередь распадался на ряд говоров.
    Шушеначева нравится это.
  2. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
    Религия и фольклор
    В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялись шаманизм и анимизм (культ предков, промысловые культы и др. верования). Согласно традиционному мировоззрению шорцев, всё мироздание разделено на три сферы, — на «землю Ульгена» (Ульген чер), нашу землю и «землю злых духов», или подземный мир. Во владениях Ульгена имеется 9 небес; на седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом — солнце, а на девятом живёт сам Ульген — доброе верховное божество. Наш мир и человека сотворили, по представлению древних шорцев, Ульген вместе со своим братом Эрликом (олицетворением злого начала).

    Шорский фольклор составляют героические поэмы (алыптыг ныбактар — сказания о богатырях), исполняемые «каем» (горловым пением) или речитативом, сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и др. песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «комус», который делался из ствола ивы, кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни; из всех жанров наиболее развитым был героический эпос.
    Шушеначева нравится это.
  3. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
    Праздники
    Чыл пажи — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.
    Мултык — праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (топор, монета и т.д. и т.п.), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году.
    Шор-Пайрам - праздник посвященный скотоводству и сельскому хозяйству, отмечается точно также как и у остальных тюрко-язычных народов, исключая некоторые небольшие нововведения (пример: конкурс красоты, конкурс на самую длинну косу)
    История
    Шорский этнос сформировался в VI—IX вв., в ходе смешения местных кетоязычных и пришлых тюркоязычных племён (по мнению некоторых исследователей, процесс формирования шорского этноса начался лишь в XVII в., то есть с образованием Кузнецкого уезда и усилением в его пределах экономических, языковых и этнокультурных контактов).

    Первые письменные свидетельства о (степных) шорцах («кузнецких татарах») относятся к началу XVII в., к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. Вплоть до начала XX векау шорцев оставались значительные пережитки родовых отношений. До Октябрьской революции 1917 г. основными их занятиями были рыболовство и пушной промысел, у некоторых групп — примитивное ручное земледелие, стойловое скотоводство, торговля и извоз. Ремесло у шорцев до начала XX в. носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин; наиболее развитыми были ткачество, гончарное дело и плетение сетей. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева (в изготовлении седел, лыж, лодок-долблёнок, мебели, берестяной посуды и др. вещей домашнего обихода).

    У северных шорцев большое значение издавна имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда — русское наименование северных шорцев «кузнецкие татары»).

    Традиционная шорская одежда к началу XX в. шилась только в самых глухих южно-шорских улусах. Жильем для шорцев того времени служили многоугольные срубные дома с конической крышей, полуземлянки, летние шалаши, у северных групп — также русские избы.

    В середине ХIХ в. часть шорцев переселилась в Хакасию; впоследствии большинство этих переселенцев перешли на хакасский язык, — поэтому сегодня их потомки к шорцам обычно не относятся.

    С середины 1920-х гг. важную роль в формировании единого шорского самосознания сыграло всеобщее распространение грамотности в связи с созданием шорского литературного языка на основе мрасского диалекта (функционировал в 20-30-х гг.). Тем не менее, в 1940-х гг. начался продолжающийся по сей день процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса. В 1-ой половине ХХ в. значительно изменилась обстановка в Северной Шории, где тогда началась интенсивная разработка угольных месторождений и возникла целая система крупных городов, так наз. рабочих поселков и поселений ссыльных и заключенных со смешанным этническим составом.

    После решения Кемеровского облисполкома от 20 июня 1960 г. «О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных» началась массовая миграция шорцев в города и крупные поселки Кемеровской области, в итоге чего сейчас там проживает около 74 % всех шорцев.
    Шушеначева нравится это.
  4. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
    Наше время
    Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев — праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями.

    В настоящее время основная масса шорцев занята в работах в шахте, старые ценности такие как охота, рыболовство и сельское хозяйство постепенно ушли на второй план. Лишь в Шерегеше сохраняется старый образ жизни - охота, которая является основным промыслом для населения.

    Важнейшей проблемой для современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского образования в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы заняты в городах (Таштаголе, Шерегеше, Новокузнецке), некоторые из них работают на обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш. Шорцы, живущие на селе, официально считаются безработными, — несмотря на то, что большинство этих «безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев промыслами.

    Численность шорцев в России:

    [​IMG]

    Численность шорцев в населённых пунктах (2002 г.)[2]

    Кемеровская область:

    город Таштагол 1528

    город Междуреченск 1523

    город Новокузнецк 1508

    город Мыски 1495

    пгт Шерегеш 1109

    посёлок Ключевой 232

    посёлок Усть-Кабырза 231

    посёлок Ортон 196

    посёлок Чувашка 164

    город Осинники 150

    пгт Спасск 133

    посёлок Бородино 130

    посёлок Малиновка 128

    город Кемерово 115

    посёлок Усть-Анзас 115

    Республика Хакасия:

    город Абакан 263

    село Балыкса 160

    пгт Бискамжа 121

    город Ростов-На-Дону 1
    Шушеначева нравится это.
  5. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
    Известные Шорцы
    Шушеначева нравится это.
  6. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
  7. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
    Как часть народа Шорцев стали единым с Хакасами народом.

    В середине ХIХ в. часть шорцев переселилась в Хакасию; впоследствии большинство этих переселенцев перешли на хакасский язык, — по этому сегодня их потомки к шорцам обычно не относятся.

    Сеок "сор" являлся частью шорцев, переселившихся в XVIII в. из верховьев р. Кондомы. Он образовал Карачерский род (60 различных фамилий). В делах Сагайской степной думы его обозначали также Шорской волостью,или Сорским улусом87. В 1822 г. Карачерский род разделился на две половины, "из коих одна часть в числе 190 мужского пола душ перешла на жительство в Сагайскую степь, а последняя в количестве 115 душ осталась на прежнем жительстве (по р. Кондоме. — В.Б.)"М. В составе Кондомо-Карачерской волости осталось 36 paзличных фамилий. Переселившиеся шорцы в основном были поселены на бельтырских землях по рекам Кипдырле и Сосу. За право проживания в Беяьтырекой землице они, согласно историческим преданиям, преподнесли башлыку Иптышу Аюжакову трех черных соболей. Последний стоял во главе своего аймака в середине XVIII в.


    В Карачерский род вошел сеок "чилей" (Тохтобины,Челбагашевы), официально перечисленный в 1836 г. Ил Мрасско-Елейского рода. Кроме того, сеок чилей оказал ся в рядах Казановского рода (3 различные фамилии).Согласно народной этимологии, этноним происходил якобы от слова "силей" — "глухарь".


    В 1836 г. в Сагайской степной думе образовался Изу шерский род, который составили группы переселившихся Шорцев, "кочующих с давних лет на Сагайской степи, принадлежащих к волостям Ч и т ы б у р с к о й - Ш р а г а ш е в о й.Мрасско-Узушерской и Мрасско-Чилейской, всего Паревизских душ"91. Изушерский род включал в себя тритсеока: таяс (около 20 различных фамилий) с подразделением "ах таяс" — "белый таяс" и "хара таяс" —"черный таяс", халар (6 различных фамилий) а чит!пуур (12 различных фамилий). Хакасское населенна объясняет возникновение административного названия"Изушерский" от составных слов "ус шор" — "ТРИ шорских рода". Действительно, в делах Сагайской степной думы его часто называли Юсыпорским, Усьсорским,Ушшерским, Ужесорским, Ужусорским, Ушорским, т.е. трех шорским родом . Основу изушерцев составлял сеок таяс. Поэтому их еще именовали Таяшским родом-

    Этноним "таяс" (таяш) происходит от названия р. Таяш,где первоначально обитали члены этого сеока. Согласно"Чертежной книге" С. Ремезова, в 1701 г. таяпш (на карте "тазашы") обозначены в верховьях Мрассу по р. Пызас (Бузас), куда впадает р. Онзас с притокомр. Таяш.



    Источник http://www.nbdrx.ru/pdf/staty/ax0000045.pdf
    Шушеначева нравится это.
  8. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    У шорцев, как и у кызыльцев есть праздник под общим названием -Шилгайах, который проводится в конце зимы (хузурхул ай).
  9. Чильхар

    Чильхар Active Member

    Дата регистрации:
    6 апр 2010
    Сообщения:
    749
    Симпатии:
    84
    Баллы:
    28

    ещё один альтернативщик-эзотерик :
    Шушеначева нравится это.
  10. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    129103.jpg Старшее поколение кызылов говаривали, что шорцы самые ближайшие сородичи кызылов
  11. Чильхар

    Чильхар Active Member

    Дата регистрации:
    6 апр 2010
    Сообщения:
    749
    Симпатии:
    84
    Баллы:
    28
    Простите сразу за небольшой офтоп..
    Про вышеприведенное видео про горную Шорию сделанную Сидоровым(всё пытающийся доказать кому то про превосходство русов/над кем? зачем?для чего? - видимо европейцам.
    Достаточно сказать, что во всех основных западноевропейских
    языках слово «раб» – «slave» происходит от слова «Slav» – славянин.
    Европейцы говорят «раб», подразумевают – славянин. Или.
    Европейцы говорят «славянин», подразумевают – раб). По моему к тому же он неадекват немного. Слушал его лекцию. Мол было время когда по земле ходили кроманионцы, неандертальцы и прочие человеческие существа, останки которых сейчас находят по всей земли. Они все сосуществовали одновременно с современным человеком. Но видимо современный человек до того хищник, что в конкурентной борьбе истребил их всех до остатка. Кто ещё может быть до того опасен человеку, как не подобные ему твари.. Но не это главное. Он утверждает что все расы(кроме русов конечно, которые сохранили чистоту крови) понамешались с неандеральтцами и прочими человекоподобными тварями..
    Конечно серьёзно эту чепуху воспринимать не станет, кроме подобных Сидоровым. И теперь находка сделанная в горной Шории - это доказательство могущества славяно-арийской расы :)\


    Нашёл нечто подобное грандиозное в Японии
    В этом отношении Японцы куда проще не стали кричать на весь мир о своём величии. Все аккуратно огородили заборами повешали таблички..











  12. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Кöрбалдым. Махат!
  13. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Пурунғы тадарлар кӱлӱк чон полтыр !

    А то мин сағынчам, а хайдаң піс андағ хыйғазыбыс ?! :)
    Пурунғыларда пар полтыр, ноо ! ;)
  14. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    А то мин сағынчам, а хайдаң піс андағ хыйғазыбыс ?! :)
    Пурунғыларда пар полтыр, ноо ! ;)[/quote]
    ________________________

    Йа, ондыг да полар. Тадар чöнын эрткэн тус оха хорыглыг. Ще, санай кöп нэмэ щiдып щöрiпскен. Амды пiстын эрткэн тусты нажлаптухан кiзляр оматаптурлар тасна схарыбзаха.
    Сын - пурунғы тадарлар кӱлӱк шон похан!
  15. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Шор шон темер-теснен тязяга оха кӱлӱк-уста поханнар.
  16. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
    Депутаты Хакасии предложили вернуть родовые земли шорцам
    [​IMG]

    Депутаты Хакасии выступили за возвращение коренным и малочисленным народам республики их родовых земель, передало ИА "Хакасия" 2 апреля с заседания президиума Верховного Совета республики.

    Законопроект в первую очередь касается шорцев, которые традиционно живут в Матуре, Балыксе, Анчуле и Бискамже.

    Председатель Верховного Совета Республики Хакасия Владимир Штыгашев отметил, что после раздачи земельных участков по 70-80 тысяч гектаров физическим лицам традиционный образ жизни коренных жителей был нарушен. "Они уже не могут скот за огород выгнать — там не территория, которая им не принадлежит. Настала пора восстановить справедливость", - подчеркнул Штыгашев на заседании.

    Владимир Штыгашев заявил, что земли необходимо возвращать коренным народам, даже если это придется делать через суд.

    По данным переписи населения 2010 года в Хакасии проживают 1200 шорцев. Их поселения относятся к территориям Аскизского и Таштыпского сельсоветов республики.
    Источник http://nazaccent.ru/content/11198-deputaty-hakasii-predlozhili-vernut-rodovye-zemli.html
    Vikinkir нравится это.
  17. Tagir

    Tagir Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    8 ноя 2005
    Сообщения:
    3.474
    Симпатии:
    513
    Баллы:
    113
    Ну, хоть для части своего народа Штыгашев сделает что-то хорошее. (хотя, наверное, он считая себя шорцем, остальных хакасов не считает своими)
    Нарбазан, не успеваете Вы с кызыльцами. Поезд может уйти.
  18. миске хулах

    миске хулах Active Member

    Дата регистрации:
    5 май 2012
    Сообщения:
    411
    Симпатии:
    85
    Баллы:
    28
    Раб пошел против своего хозяина Москаля.Насильно рвет узы зависимости от хозяина.Что то человеческое просыпается.Человек человека не выше не ниже а равен.Все веры равны.никто не выше не ниже.Одно небо.Одно солнце.Один закон.Слова и дела вместе .Моисей водил евреев 40 лет по пустыне.Выбить дух рабов с народа.Наш Моисей тоже приближается к 40 годам как водит по богатой земле.Вода.лес.земля.полезные ископаемые.А народ бедный.численность сокращается.язык исчезает.Всего один бой.одна битва и дух народа вера окрепнет.
  19. Йор

    Йор Active Member

    Дата регистрации:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    672
    Симпатии:
    173
    Баллы:
    43
    Да не пошёл он никуда и не против хозяина. Обычный его треп. Как бесконечный вопрос в никуда: "Кто и когда закрыл национальные школы?". Да в его бытность начальником и закрыли. Ничего с землей сделать невозможно. Никто шорцам не даст землю. Как и хакасам, как и русским, и тувинцам. Потому что земля и то, что в ней - собственность таких как он. Хозяева жизни - это они.
  20. Снежный барс

    Снежный барс Тубалар Хыргыс

    Дата регистрации:
    5 ноя 2012
    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    70
    Баллы:
    28
    В Кузбассе выбрали первую шорскую красавицу
    [​IMG]
    Традиционный областной конкурс красоты представительниц шорского народа прошел 31 мая в новокузнецком ДК "Алюминщик". Участие в нем приняли 9 красавиц в возрасте от 17 до 25 лет, сообщает издание Sibdepo.ru.

    В финале юные шорские красавицы продемонстрировали свои таланты - представили национальный костюм, показали основы тюркского танца и продемонстрировали знание национальной шорской кухни.

    Все участницы конкурса прекрасно владеют родным языком и являются активистками фольклорных творческих коллективов или общественных шорских организаций.

    Победительнице конкурса Марине Кискоровой вручили корону первой красавицы Горной Шории и ценный приз. Остальные участницы получили подарки.
    http://nazaccent.ru/content/11884-v-kuzbasse-vybrali-pervuyu-shorskuyu-krasavicu.html

Поделиться этой страницей