театр "Читіген"

Тема в разделе 'Культурная жизнь', создана пользователем ах хасха, 3 дек 2008.

  1. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Они были первыми

    В конце сентября 1988 года вызывает меня к себе редактор газеты “Ленин чолы” Гавриил Гаврилович Котожеков (я тогда работал заведующим отделом редакции) и говорит:

    — Надо будет съездить дней на пять в Таштыпский район. Создается новый театр “Читiген”, режиссер — Василий Иванович Ивандаев. Свои первые спектакли он решил ставить именно в этом районе. Так как ты сам из этих мест, то тебе и следует помочь новому театру. Тебе ведь там каждый кустик знаком, да и каждая собака знает.

    Насчет знакомства с каждой собакой и с каждым кустиком редактор, конечно, шутил, но меня в районе знали, да почти в каждом аале есть если не родственник, то хороший знакомый. И председателем райисполкома там тоже был Шулбаев — Георгий Прокопьевич. Но самое главное, новое всегда магнитом притягивает.

    Читiген — хакасское название созвездия Большой Медведицы. Поначалу меня несколько коробило это название. Но потом пораскинул мозгами и пришел к выводу: а ведь верное название придумали Василий Иванович и артисты нового театра. Издревле люди определяли ориентир по звездам, по ним же узнавали, каким будет день, месяц, год… Да и количество артистов месте с руководителем как нельзя лучше подходило к названию: в Большой Медведице — семь звезд, столько же артистов открывали новый театр.

    Кто же эти артисты, решившиеся на неизведанный шаг? Во-первых, сам режиссер Василий Ивандаев. Я теперь вспоминаю его слова, сказанные 20 лет назад. Отвечая на мой вопрос, почему он среди артистов драмтеатра выбрал именно их, он ответил следующее:

    — В моем списке числятся еще пять человек. Вот когда встанем на ноги, приму еще несколько артистов. А почему остановился именно на этих актерах? У Юры Топоева привлекает его мировоззрение, отношение к жизни. Даже если судить по пьесе (которую он написал), с которой мы будем дебютировать: там дается совершенно другая оценка явлениям и событиям, к которой мы привыкли. (Дебютировал новый театр пьесой Юрия Топоева “Тохта, айна!” — “Ну, черт, погоди!”, которую я назвал трагикомедией. — О.Ш.) К тому же, он думающий артист. Из Георгия Сагалакова, полагаю, может получиться хороший руководитель. Он — стержень театра. Но, на мой взгляд, он как артист еще себя ярко не показал. Ему нужно давать роли героя с твердым характером и железной волей: он сам такой человек, и ему не нужно вживаться в роль. Надежный артист Игнат Кайдачаков. Он выполняет огромную работу и на сцене, и на репетиции. Да и таланта у него не отнять. (Я в скобках отмечу такой факт: Игнат как-то простыл и пластом лежал после очередного спектакля; ну, думаю, завтра не встанет. А на следующий день он, как ни в чем ни бывало, играл роль хитрого и злого черта. — О.Ш.). Ну, а как же без девушек? Вижу, что для Фаины Боргояковой очень подойдут трагедийные роли. А вот Валентине Тюкпеевой больше близки лирические.


    Я же со своей стороны добавил бы еще. До этого мне никогда не приходилось быть в профессиональной артистической среде, а значит, не знал театральную “кухню”. Но пять суток, что я провел вместе с такими замечательными артистами, позволили мне поближе узнать это. Дружеская атмосфера, взаимопонимание, взаимопомощь прямо-таки царила в коллективе. Ни одна просьба или совет не оставались без внимания, даже если они казались мелкими на первый взгляд.

    Не всегда у молодых артистов настроение было на высоте, да это и понятно: порой зрителей мало, а впереди — неизвестность. И тут на помощь приходили старшие. Так было, например, когда не пошла игра у Фаины Боргояковой в Анжуле (и сама приболела, и зрителей собралось немного), и тогда Юрий Топоев взвалил на себя игру двоих артистов.

    Артисты все время были в

    творческом поиске. Чтобы ярче высветить какой-либо фрагмент пьесы, они на репетициях вводили что-то новое. Так, к примеру, когда спектакль ставился в Верхних Сирах, Валентина Тюкпеева, чтобы ярче показать любовь к отцу, передает Юрию Топоеву яблоко, будто сын отправил его. По ходу игры менялась сама пьеса: вводились новые слова, новые установки. Игнат Кайдачаков, когда нужно было показать, что его страшные, но правдивые слова о разрушительной силе алкоголя предназначены не только для пьяницы Гриши, а всем зрителям, спустился в зал и обращался непосредственно к ним.

    Помнится первый спектакль в Бутрахтах. Точнее, первые минуты после него. Видел: каждый актер по-своему переживал, в мыслях опять обращался к сцене, к спектаклю. Наверное, каждый по минутам разбирал свою игру: где она пошла, а где дал маху, как лучше обыграть тот или иной эпизод. Ну, а когда приехали на свою базу (жили мы в одном из зданий пионерского лагеря имени Гагарина; администрация района предоставила хорошие условия для проживания: лес, чистый воздух, уютное помещение, где артисты не только отдыхали, но и репетировали. — О.Ш.), начался “разбор полетов”. Учитывались мнения и замечания всех артистов. Попросили высказать свои мысли и пожелания даже меня, человека, далекого от театра.

    Дружеская, творческая атмосфера в коллективе, конечно, установилась благодаря режиссеру Василию Ивановичу Ивандаеву. Мягкий нрав, добрая улыбка располагали к нему всех. Я ни разу не слышал, чтоб он повышал голос даже при самых отчаянных ситуациях.

    Вот написал “мягкий нрав” и усомнился: а ведь не каждый решится создать на пустом месте не что-либо, а — театр. Значит, есть у человека стержень, причем из стали самой высокой пробы. Имея такой стержень, Василий Ивандаев сам стал стержнем всего коллектива. Не зря же даже “старики” обращались к нему только по имени и отчеству — Василий Иванович.

    Ну, а душой коллектива, конечно же, был Юрий Топоев. Для каждого случая он находил подходящую шутку. Они сыпались как из рога изобилия. Даже в ситуациях, когда можно и нос повесить, он юморил. Ну, скажите, какой шахматист любит проигрывать? А мы с ним рубились на шахматной доске каждую свободную минутку. Проиграв, он говорил: “А после проигрыша я лучше на сцене играю”. Вот я и старался помочь его хорошей игре. Хотя, насколько помню, счет у нас при расставании с ним оставался ничейным: шахматист он тоже был неплохой.

    Вот именно — был… Нет его теперь рядом с нами. И не слышим мы его чуть с хрипотцой голос, которым он смешил зрителей до упаду своими юморесками или сценками из пьесы, которую написал сам. Вот такой талант ушел от нас: актер, драматург, певец. После внезапной кончины Василия Ивановича Топоев создал новый театр — театр одного актера. И разъезжал по всей Хакасии то на автобусе, то на мотоцикле, то вместе с другими артистами. И всегда его выступления проходили на ура.

    Игнат Кайдачаков вернулся в республиканский драмтеатр имени А. М. Топанова, стал заслуженным артистом Хакасии. Такого же звания, естественно, заслуживает и Георгий Сагалаков, отдавший сцене 33 года и сохранивший преданность театру “Читiген”; он, считаю, является одним из главных артистов этого театра, ставшего известным не только в Хакасии, но и по всей России.

    Театр мог и вообще сойти со сцены, но тут поддержал старший брат Василия Ивановича — Валерий. Будучи депутатом Верховного Совета, он с трибуны парламента не раз и не два доказывал нужность мобильного театра малых форм. Наконец, вопрос был решен положительно. Как видим сейчас, не ошиблись ни братья Ивандаевы, ни депутаты: театр становился лауреатом многих премий, даже международных. А нынче еще выиграл грант в 100 тысяч рублей. Только вот здания у него нет. Да и ушел из жизни режиссер театра Михаил Топоев, старший брат артиста Юрия…

    Ничего не знаю о судьбе Фаины Боргояковой, а Валентину Тюкпееву в прошлом году вдруг увидел за прилавком магазина, что рядом с моим домом. На практике, говорила, нахожусь. Вот ведь как получается: талант артиста “расходует” торговля. Был еще седьмой артист — Геннадий Тодышев, но игру его я не видел, поэтому сказать мне нечего.

    — Мы в долгу перед нашим народом, — вспоминаю слова Василия Ивановича. — Уже сколько лет ничего путного не скажем ему. Да и я сам — что ставил-то? Сейчас даже ничего и не вспоминается. Поэтому родилась мысль создать этот театр.

    А теперь театр трудится и живет, радуя своими творческими работами жителей Хакасии и многих регионов России, где побывали они, демонстрируя свое мастерство.

    Олег ШУЛБАЕВ,

    член Союза писателей России

    Абакан
    http://www.gov.khakassia.ru/gazeta/archiv/081122-3.htm
  2. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Остров небесных сетей.

    Состоялась премьера спектакля "Остров небесных сетей" театра "Чит!ген":
    Премьера! Мондзаэмон «Остров небесных сетей»

    Режиссер-постановщик – засл. деятель искусств Калмыкии Баатр Колаев
    Художник-постановщик – Олег Абрамов
    Композитор – Олег Чебодаев
    Пластика – засл. деятель искусств Калмыкии Баатр Колаев


    [​IMG]В основу пьесы Тикамацу легли реальные события, случившиеся в Японии XVI века. Пьеса была написана через несколько дней после трагических событий и нашла горячий отклик у зрителей, неслучайно сравнившей ее с пьесой У.Шекспира «Ромео и Джульетта».
    Но эта история все же немного отличается. Мы говорим о постижении человеческой стихии, его связи с долгом и честью с одной стороны и необузданным желанием плоти с другой. Это поэма о каждом из нас, о наших откровенных желаниях и двойственной природе человека, о том, что жизнь непостижима, но вместе с тем прекрасна. Мы говорим о любви и умении прощать, о том, что нужно использовать до конца до последнего вздоха великую возможность – жить.
  3. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    12:55 05.10 В Хакасии поставят пьесу японского драматурга
    Коллектив хакасского музыкально-драматического театра «Читиген» («Большая медведица») сегодня приступил к работе над новой постановкой по пьесе классика японской драматургии Тикамацу Мондзаэмона (1653-1724) «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей», которая считается вершиной творчества этого автора, сообщила пресс-секретарь министерства культуры Республики Хакасия Светлана Сапрыгина.
    Специально для постановки спектакля в Абакан прибыл приглашенный режиссер Баатр Колаев - заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Он окончил актерский и режиссерский факультет в курсе Марка Захарова. Колаев поставил около 35 спектаклей в разных городах России, среди них такие спектакли, как «Ромео и Джульетта», «Принцесса Турандот», «Слуга двух господ», «Ревизор», «Мертвые души», «Вишневый сад» и «Чайка». В настоящее время Баатр Колаев - главный режиссер Калмыцкого государственного драмтеатра в Элисте.
    По согласованию с дирекцией театра уже утверждена постановочная группа нового спектакля. Для работы над декорациями и сценографией приглашен художник Русского республиканского драматического театра Хакасии Олег Абрамов, музыкальное оформление будет создавать Олег Чебодаев.
    Несмотря на то, что режиссер прибыл в Хакасию только в понедельник, он успел познакомиться с труппой театра «Читиген». Сегодня состоялось распределение ролей, и начались первые репетиции. Спектакль ставится на русском языке, что позволит расширить зрительскую аудиторию известного в Хакасии театра.
    Тикамацу Мондзаэмон родился в районе Киото в самурайской семье и получил хорошее образование. В 1864 году он начал писать пьесы, каждая из них становилась событием в театральной жизни Японии того времени. Всего Тикамацу написал 24 бытовых и свыше 100 исторических пьес. Чаще всего в них отражалась борьба в душе человека, пытавшегося следовать чувству, а не общепринятой феодальной морали. При этом победу почти всегда одерживал нравственный долг, а сочувствие автора было на стороне побежденных.
    http://static.tvkultura.ru/news_print.html?id=474704&cid=42

  4. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    ТИКАМАЦУ Мондзаэмон (настоящее имя Сугимори Нобумори, 1653—1724) — крупный японский драматург эпохи разложения феодального строя и появления буржуазии (1600—1867). Создатель театра горожан в противовес придворно-феодальному театру. Выходец из разорившейся самурайской семьи, 20-ти лет покинул буддийский монастырь, куда он был отдан в детстве. Переселился в Киото, где в 1677 выступил в качестве драматурга, а несколько позже и режиссера. Т. тесно связывается с Такэмо То-Гидаю, директором осакского марионеточного театра, и с этой поры начинается их теснейшее содружество, выдвинувшее театр Такэмо То-Гидаю на первое место в Японии. В 1690 Т. переселился в Осака, где оставался до самой смерти. Т. впервые выводит на сцену мещанскую драму, отвечавшую запросам городского люда того времени. В основу одной из его натуралистических пьес положена переработка литературного сборника «Сайкаку» (Пятеро женщин). Здесь показана пестрота феодального города, все более превращавшегося в торгово-ремесленный центр, где находилось много обедневших самураев и бежавших в город разорившихся крестьян. Здесь же выступают купцы, ремесленники, подмастерья, бонзы, купеческие жены, гейши и просто проститутки. Основное содержание — бытовое: семейные конфликты, неудачная торговля, неожиданное обогащение и т. д. Все эти пьесы были рассчитаны на марионеточный театр, где действие оторвано от текста, произносимого чтецом-декламатором. От его лица вводятся многочисленные отступления, объяснения ситуаций, характеристика персонажей. Злободневность действия и его тесная связь с действительностью подкрепляются множеством вставок популярных песен и стишков, намеками на политические события и т. д. Драматургия Т., выросшая на основе предшествующей драматической, сказовой и поэтической литературы, глубоко народна и близка народным массам.
    Своими пьесами Т. не только расшатывал и высмеивал разлагавшееся дворянство, но впервые показал нарождавшуюся японскую буржуазию и ее подлинное лицо. В противовес ходульной феодальной драме Т. создает пьесы, полные мещанского сентиментализма, рисуя обычные человеческие чувства средних слоев городского населения. В его любовных драмах выводятся общественные препятствия, разделяющие любящих, и сочувствие зрителей их несчастьям, что объективно было направлено против феодального произвола и насилия. Наряду с мещанской драмой (Сэвамано) Т. создает также исторические трагедии (Дзидаймоно), построенные им на материале различных хроник, эпопей и даже изустного сказа. Здесь героями выступают князья, военачальники, самураи и т. д. Нередко идеологию дворянства Т. в своих пьесах стремится использовать в интересах нарождавшейся японской буржуазии. Т. создает драматическое действие огромного напряжения, рисует характеры и типы, дает такие способы разрешения раздирающих их противоречий, к-рые по сути уже не принадлежат феодальной эпохе. Именно в этом сказалась положительная роль Т. как носителя идей нарождавшейся буржуазии. Он написал более ста пьес, лучшими из них считаются: из мещанских драм — «Югири-Ава-Наруто» (1720), «Мейдо-но-хикяку» (1711) и «Онна-гороси абура-дзигоку» (1721); из пьес о любовных самоубийствах — «Тэн-но Амидзима» (1720); из исторических трагедий — «Юки-онна гомай хагоита» (1705), «Кокусэн я кассаэн» (1715), «Сога кайкэйдзан» (1718).
    Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
    Тикама́цу Мондзаэмон (настоящее имя Сугимори Нобумори; 1653, близ Киото – 1724, Осака), японский драматург. Сын самурая, оставившего вассальную службу у феодала и переехавшего с семьёй в Киото – одну из древних столиц страны, когда мальчику было около 16 (по др. источникам, около 12) лет. Здесь Тикамацу, по собственным воспоминаниям, «носился по волнам городской жизни», меняя занятия (от пажа до неудачливого ученика торговца), пока не увлёкся театром. Начал со стихов (хокку «О белые облака!/Вы от стыда спасаете горы, / Где нет деревьев в цвету…»). Прославился как автор свыше 120 дзёрури (пьес для театра марионеток), а также дзидаймоно (исторических трагедий) «Наследники братьев Сога» (1683), «Победоносный Кагэкиё» (1686), «Битвы Коксинги» (1715) и сэвамоно (бытовых, «мещанских» драм), в т. ч. «Двойное самоубийство в Сонэдзаки» (1703), «Ночная песнь погонщика Ёсаку» (1708), «Гонец в преисподнюю» (1711), «Самоубийство влюблённых на Острове Небесных Сетей» (1720) – шедевр Тикамацу, основанный на реальном происшествии и до сих пор живущий на японской и европейской сцене. Писал также для театра актёров кабуки (ок. 30 драм). Прозванный при жизни «богом драматургов», Тикамацу обогатил национальную драматургию психологизмом, естественностью, разнообразием сценических приёмов, интересом к жизни простого человека, опорой на городской фольклор (каламбуры, пословицы, поговорки и т. п.), сочетающийся с поэтической мощью традиционной культуры, и тем самым заложил основы современного театра Японии.
    Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
  5. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Краткое содержание пьесы:
    http://bestrefcollection.ru/ref/referat-96206.html
  6. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    В пятницу, 21 января 2011 года, у меня лично случился странный такой катарсис... Причём это ощущение не покидает меня до сих пор. Причиной весьма необычного для меня самого такого состояния - последняя постановка театра "Читiген"... Не могу сказать, что в момент просмотра понял так, как положено было, но то, что увидел, не сошлось с моими ожиданиями... И последнее (моё ОЖИДАНИЕ !) - оказалось, всего лишь преамбулой к...
    Впрочем, попытаюсь переложить всё по порядку...
  7. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Театр "Читіген"

    Театр "Читіген" открыл свой сайт - www.chitigen.org
  8. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    ЗАКРЫТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА

    Posted in новости | мая 5, 2012
    16 мая – ЦКиНТ (малый зал) в 19:00
    20 мая – ЦКиНТ (большой зал) в 16:00 — ЗАКРЫТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА
    Спектакль – Событие
    Спектакль – Легенда
    Спектакль – Жемчужина репертуара театра «Читiген»
    - все это о трагедии «АБАХАЙ ПАХТА»

    [​IMG]
    История хакасской девушки, похищенной еще в семнадцатом веке, во времена монгольских набегов, и вернувшейся домой через много лет, основана на реальных событиях. Это история о великой любви — духовном подвиге юной и прекрасной девушки.
    Постановка более 10 лет назад буквально взорвала театральный мир Хакасии, забрав все главные номинации республиканского фестиваля профессиональных театров «Волшебные кулисы» в 1999 году.
    Затем началось триумфальное шествие «Абахай Пахты» по городам России:
    - в 2000 году трагедия — Лауреат Международного фестиваля тюркоязычных театров в г.Уфе, актриса, исполнившая роль Абахай Пахты, Ирина Шалгинова была включена в тройку лучших актрис России;
    - в 2002 году на Межрегиональном театральном фестивале «Сибирский транзит» в г.Иркутске актриса Инна Майнагашева- Лауреат премии имени Веры Редлих “за лучшее исполнение женской роли в спектакле «Абахай Пахта»;
    - Лауреат I кочевого Международного театрального фестиваля «Желанный берег-2005», г. Улан-Удэ, Бурятия;
    - Почетный гость республиканского театрального фестиваля «Желанный голубой берег мой-2007», г.Якутск, Саха (Якутия).
    У трагедии «Абахай Пахта» множество поклонников не только среди любителей театра, но и ведущих театральных деятелей Москвы и Санкт-Петербурга. В числе ярых поклонников спектакля «Абахай Пахта» всем известный театральный критик, неустанно бороздящий театральные просторы всех федеральных округов России, Олег Лоевский.
    16 мая в 19:00ч. в малом зале ЦКиНТ (пр. Ленина, 76) театр «Читiген» представит обновленную версию трагедии «Абахай Пахта»:
    в заглавной роли Абахай Пахты — Алина Майнашева,
    в роли Бахтыя – Каскар Чаптыков,
    в роли соратника Бахтыя – Илья Асочаков.
    Молодые артисты — выпускники Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СПГАТИ).
    20 мая в 16:00 в большом зале ЦКиНТ (пр. Ленина, 76)
    спектаклем «Абахай Пахта» театр «Читiген» закрывает свой театральный сезон.
    Этот спектакль еще раз даст возможность зрителю понять, остро прочувствовать и пережить потрясение вместе с героиней трагедии. Живая музыка, игра актеров перенесут зрителей в те далекие времена, которые остались в народной памяти лишь некоторыми яркими событиями.
    Спектакль на хакасском языке.
    Но для того чтобы понять язык любви и отчаяния, победы и поражения слова не нужны
    Приходите, смотрите, слушайте, внимайте и вы все поймете.
    Абахай Пахта никого не оставит равнодушным!


    http://www.chitigen.org/
  9. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    V Международный фестиваль тюркоязычных театров "Туганлык"
    6-13 сентября
    г.Уфа, Башкортостан

    Как постоянный участник и лауреат фестиваля «Туганлык» коллектив Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» при поддержке министерства культуры Республики Хакасия
    примет участие в работе V Международного фестиваля тюркоязычных театров, который пройдет с 6 по 13 сентября в столице Республики Башкортостан, в г. Уфа.

    Возглавляют творческую делегацию представитель министерства культуры Республики Хакасия Владимир Чустеев и директор театра «Читiген» Виталий Канзычаков.
    Известно, что всего в программе фестиваля будут принимать участие 14 театральных коллективов из Республик Алтай, Кыргызстан, Татарстан, Хакасия, Казахстан, Дагестан, Саха (Якутия), Башкортостан и Турецкой, Чувашской, Азербайджанской, Кабардино-Балкарской Республик, Автономная Республика Крым (Украина) и ТАО Гагаузия.
    На фестивале «Туганлык» театр «Читiген» представит хит последних сезонов – поэтическую драму «Остров Небесных Сетей». Спектакль принят в афишу фестиваля вне отборочного тура и будет показан 12 сентября на сцене уфимского татарского театра «Нур».

    Также в рамках фестиваля состоится международная научно-практическая конференция по теме: «Диалог культур и тюркоязычный театр». От Хакасии с докладом «Понятие души и роль эпоса в тюркском мире» будет выступать известный культуролог, заслуженный деятель искусств Александр Котожеков

    http://www.chitigen.org/275/
  10. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    «Республика Башкортостан» №177 | 13.09.12КУЛЬТУРА | Ситуация

    Виталий Канзычаков:
    Своего зрителя надо воспитывать с детства
    Театр «Читиген» дважды становился лауреатом творческого форума
    версия для печати15 | 15
    Сцена из спектакля «Суд» по рассказу Акутагавы Рюноскэ.
    Для Хакасского театра драмы и этнической музыки нынешний сезон почти юбилейный — ему исполнилось чуть более двух десятков лет. Столько же, сколько фестивалю «Туганлык», уже ставшему одним из престижных и значимых событий не только в тюркском мире, но и во всем театральном пространстве. За это время «Туганлык» стал праздником, которого ждут, к которому готовятся. А театры, собирающиеся со всех концов постсоветского пространства, стремятся, как красавица на смотринах, показать себя с самой лучшей стороны. Что, надо сказать, им хорошо удается: в театрах Уфы — аншлаг, журналисты строчат хвалебные рецензии, а критики ожесточенно отстаивают свою точку зрения на своеобразие и психологические тонкости постановок.

    Отшумели фестивальные страсти, и для нас, зрителей, наступило тихое время подумать о жизни, о себе, о вечности и кратком миге счастья — обо всем, что впитала душа, очарованная волшебством, свершающимся на сцене. Осторожно отодвинем краешек бархатного занавеса и заглянем в тайный мир закулисья вместе с директором театра «Читиген» Виталием Канзычаковым.

    — Расскажите, пожалуйста, немного об истории театра, его необыкновенно красивом названии.

    — В 90-е годы, во времена смутные, а для многих театров просто гибельные, несколько человек ушли из единственного существовавшего тогда в Хакасии театра. Русская и национальная труппы играли в нем вместе, и, решив уйти, артисты посчитали, что, возможно, выжить им по отдельности будет легче. Семь человек во главе с режиссером Василием Ивандаевым решили создать хакасский национальный театр. Так и народился на свет наш «Читиген». «Читэ» по-хакасски — «семь». В созвездии Большой Медведицы тоже семь звезд. Такой у нас с самого начала размах наметился — аж до самого неба. Сначала это был театр малых форм. Сейчас — драмы и этнической музыки.

    Сам я получил образование универсальное: и швец, и жнец, и на дуде игрец. А если серьезно, сначала учился на кукольника, потом поступил в Красноярский институт искусств учиться «на актера», потом — армия. А заканчивал учебу в Петербурге — десять лет числился в студентах. Уже шли 90-е годы, надо было зарабатывать на хлеб. И, постаравшись позабыть о высоком служении искусству, я ушел в бизнес. Не хвастаюсь, но роль бизнесмена мне удалась: деньги получал хорошие. Не знаю, как сложилась бы жизнь, если бы не звонок министра культуры. Он просил меня возглавить театр, которому жить оставалось три месяца. Я отбивался как мог, и не только потому, что не желал расставаться с обеспеченной жизнью: у меня ведь работали люди, я платил им зарплату.

    Но все-таки ушел: со 100 тысяч на зарплату 3,6 тысячи рублей. Не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом было. Меня, конечно, никто не понял, особенно родственники, решили, что это шутка удачливого бизнесмена. Поняла только супруга и сказала: «Перетерпим». Она у меня актриса. Вместе, правда, не играем, такое у нас условие. Этому исходу из бизнеса уже 12 лет.

    Театр наш молодой, двадцатилетний, но знают его в России уже очень хорошо — мы ведь практически на месте не сидим, гастролируем.

    В нашем театре есть труппа драматическая и фольклорный ансамбль «Айлынас», чем мы и отличаемся от многих других театров. У них своя программа, но если того требует драматургия, дружно сосуществуем в одном спектакле: получается синтез драмы и фольклорной музыки.

    — Какими качествами должны обладать ваши артисты: театр-то необычен и по названию, и по репертуару?

    — «До-ре-ми» они все знают. Сложности возникают только с горловым пением, которое не каждому дается. В нашей республике это вообще проблема. Владеющих этим искусством можно пересчитать по пальцам. В Тыве с этим получше. Министр культуры Тывы пробил закон, по которому «горловики» могут уходить на пенсию раньше.

    — Получается, вас грудью кинули на амбразуру — спасать гибнущий театр. Как же вам это удалось? Как формируется ваша афиша, чем привлекаете публику?

    — В первую очередь мы ставим своих местных авторов на хакасском языке, но используем национальные элементы очень осторожно, с умом. Один шаман нам сказал: «Оставьте бубен — это может плохо кончиться». Если мы не обласкаем своих драматургов, они просто перестанут писать. Вот уже четыре года мы проводим конкурс произведений местных драматургов. Это три призовых места и обязательно номинация «Детская сказка». С них, с детей, все и начинается, их надо воспитывать как будущих зрителей.
    В Хакасии четыре профессиональных театра: русский драматический, хакасский академический, в котором уже забыли родной язык, театр «Сказка» и «Читиген».

    — Почему для «Туганлыка» вы выбрали пьесу японского автора?

    — Это уже вторая пьеса «из японской жизни», но приспособленная к хакасскому менталитету и переведенная на наш язык. Когда едешь на фестиваль, произведение, которое везешь с собой, должно быть известно театралам. Пьесу «Остров небесных сетей» ставят во многих театрах. А зритель идет и думает: «Видел, видел, а вот интересно, а как вы, хакасы, эту пьесу поставили?». Ну, в общем, все мы соседи. Названия рек, гор, озер похожи, истории, легенды тоже. Например, тахпахи — короткие четверостишия, близки по своей форме и значению японским танка и хокку.

    — Некоторые маститые режиссеры, искусствоведы сетуют на то, что театр переживает очередной кризис. На сей раз — кризис реализации творческих процессов: игра актеров больше похожа на озвучивание фильма, пропало действие, напряженность ситуаций.

    — И это так: нынче в моде так называемый документальный театр, мне лично глубоко ненавистный. К нам на гастроли приехал московский театр. Представьте: всех зрителей, естественно, их было немного, посадили на сцену, а артисты ходят между ними с текстом и читают. Я тоже посидел минут пятнадцать, потом встал и ушел: почитать я могу и дома.
    Я не против экспериментирования, просто не каждому это удается. Это все равно, что повальная мода на какой-то фасон в одежде: кому-то костюмчик по фигуре, а кому-то — как корове седло. Я сторонник классического театра: зрелищность, в хорошем смысле слова, обязательно напряженность действия. Конечно, идея, быть может, исподволь проходящая через спектакль и заставляющая зрителя размышлять. А театральные эксперименты обращены к молодым зрителям, воспитанным на компьютерной эстетике, американских блокбастерах. Если на сцене этого нет, спектакль им неинтересен. Вот их и надо воспитывать на классике. С детства.

    Кстати, сдается мне, некоторым режиссерам просто не хватает времени на то, чтобы обдумать какие-то новаторские идеи. Получился у него смелый, интересный спектакль, и он начинает эту золотую жилу эксплуатировать — ездит по стране, показывает одну и ту же постановку. Думать-то некогда, да и незачем. Или такая «гениальная» идея: поставили где-то очень выигрышую пьесу — почему бы и нам ее не взять в репертуар? Я недавно проехал по стране и подумал: вполне можно организовать фестиваль одного спектакля — «Ханума». Поэтому мы в постоянном поиске. И тем счастливы.

    — Как-то один артист рассказал о том, как решил развлечь маленькую внучку, сводив ее на «Красную Шапочку». Поход не удался: он встретил своего коллегу, который категорически настоял на том, чтобы театралы повернули домой. Эта «Красная Шапочка» годилась для «детишек» старше двадцати с гаком лет. Как по-вашему, не нужна ли в театре, на телевидении некая группа людей, все-таки не позволяющая зрителям «наслаждаться» юмористическими передачами с шутками ниже пояса или вот такими «Шапочками», потоками крови, прямо-таки захлестнувшими наши экраны? Упаси Бог, я не упоминаю страшное слово «цензура».

    — Должен быть такой орган! Ведь сейчас ситуация такая: что хотим, то творим, а творим иногда такое... Все зависит от того, кто будет там работать. Это не должны быть случайные люди, смотрящие в рот властям. Для чего-то же в институтах обучают искусствоведов, театроведов, критиков...

    — Часто мы вспоминаем ту или иную эпоху российского театра не как «золотую», «серебряную», а по именам: Михаил Чехов, Анатолий Кторов, Павел Луспекаев, Михаил Козаков... Какой этап переживает наш театр ныне?

    — Сейчас у нас театр имени Безрукова. Шучу. Хотя Гафт, по-моему, не шутил, сказав, что еще не хочет умирать, иначе его сыграет Сергей. А если серьезно, в театре застойные времена. Мы растем, взрослеем, живем без книг, классической музыки, зато с компьютерами. А ведь поход в театр — это не только праздник, это работа, это прежде всего подготовленный зритель, знающий, куда он идет, что будет смотреть, что может получить — для ума, сердца. Но сами же театры грешат тем, что ставят даже для детей абы как.

    — В чем, по-вашему, сложность адаптации эпоса к сценическому воплощению?

    — Эпос — это литературный нематериальный памятник народа. Он прекрасно звучит по радио, его интересно читать. Сыграть — неимоверно трудно. Артист должен на сцене страдать, любить, печалиться, радоваться. Должна быть драматургия. Эпос же — это эхо, прилетевшее из бесконечной пропасти веков. Но ставить его нужно. Максимально осторожно, давая зрителю понять, что герои эпоса — живые люди, которые так же, как они, любили, страдали — жили!

    Опубликовано: 13.09.12 (14:11)
    http://resbash.ru/stat/2/2518
  11. sadanbekov

    sadanbekov Адвокат Саданбеков Эркин

    Дата регистрации:
    14 янв 2010
    Сообщения:
    139
    Симпатии:
    2
    Баллы:
    18
    Читіген - на хакасском
    Жетиген - кыргызча
  12. ах хасха

    ах хасха Устағӌы Команда форума

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    947
    Симпатии:
    50
    Баллы:
    28
    Гастроли театра «Читiген» на Северном Кавказе прошли успешно!
    Опубликовано 06.11.2013 | Автор: tadarool
    http://www.chitigen.org/gastroli-teatra-chitigen-na-severnom-kavkaze-proshli-uspeshno/
    21 – 28 октября 2013 года
    Гастрольный тур Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» прошел по городам Северного Кавказа: Нальчик, Тырныауз, Прохладное (Кабардино-Балкария), Беслан (Северная Осетия-Алания) и Черкесск (Карачаево-Черкесия).
    Коллектив Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» завершил свою культурную миссию на Северном Кавказе в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018 годы)» и вернулся с гастролей, сыграв более 20-ти спектаклей и концертов с участием более 2-х тысяч зрителей.
    Обосновавшись в столице Кабардино-Балкарии, артисты каждый день выезжали с представлениями, как в самом Нальчике, так и близлежащих городах и населенных пунктах Кабардино-Балкарии, добираясь до соседних регионов — Северной Осетии и Карачаево-Черкесии.
    [​IMG]В настоящее время на Северном Кавказе благодаря федеральной целевой программе наблюдается культурное паломничество. Везде проходят фестивали, концерты мировых звезд, российской эстрады, выставки. Но, несмотря на обилие мероприятий, спектакли и концерты театра «Читiген» нашли своего зрителя, трепетного и благодарного.
    Первое представление театра «Читiген» прошло в столице Карачаево-Черкесии в городе Черкесск в Карачаево-Черкесском государственном колледже культуры и искусств им. А.Даурова. С большим и искренним интересом учащиеся колледжа слушали хакасскую музыку, хлопали в такт, поддерживая танцоров, и бурно аплодировали после каждого номера. Преподаватели колледжа во главе с директором Куджевой Фатимой Умаровной выразили искреннюю благодарность и признательность артистам ансамбля «Айланыс» за знакомство с культурой хакасов. Они были впечатлены «яркой образностью фольклорных номеров, представленных на высоком профессиональном уровне».
    Основная гастрольная программа театра «Читiген» была показана на сцене Балкарского государственного драматического театра им. К.Кулиева, любезно предоставленная директором театра Жангуразовым Мажитом Байдуллаховичем, он в это время с коллективом находился на гастролях в Республике Башкортостан. В здании балкарского театра также провели пресс-конференцию, на которую собрались маститые представители местных СМИ, которых интересовало буквально все о культуре Хакасии, ее особенностях, жителях, условиях в которых они проживают и многое другое.
    Гастроли открыли спектаклем «Ахол», который настолько очаровал зрителей, что они с восторгом отмечали, что не видели еще такого красочного зрелища с хорошим исполнительским уровнем и редкостным по красоте звучания музыкальным оформлением, что театр выбрал единственно правильное направление творчества для национального театра. «Нам есть чему у вас учиться – в один голос произнесли местные артисты после спектакля «ЧарFы», самой именитой постановки театра «Читiген». После спектаклей и концертов зрители обступали артистов, фотографировались с ними на память, брали у них автографы.
    [​IMG]Среди выездов театра «Читiген» по Северному Кавказу особняком стоит поездка в город Беслан Республики Северная Осетия-Алания, где в детской музыкальной школе прошел благотворительный концерт фольклорного ансамбля «Айланыс». Следует отметить, что на сцене этой школы выступали мировые звезды: Ростислав Ростропович, Денис Мацуев, артисты Мариинского театра и многие европейские знаменитости. Представление ансамбля «Айланыс» прошло на таком высоком эмоциональном и духовном подъеме, что создало особую доброжелательную атмосферу и вызвало удивительную реакцию зрителей. Дети затаив дыхание, привставая с мест, внимательно разглядывали музыкальные инструменты и радостно аплодировали музыкантам. Звуки горлового пения из эпического сказания произвели неизгладимое впечатления на слушателей и унесли их в те далекие времена, в которые рождались и слагались мифы и легенды древней Хакасии. Оживление среди преподавательниц школы вызвали слова ведущей концерта заслуженной артистки Хакасии Степаниды Саможиковой перед музыкальным номером, что ранее у хакасов бытовал обычай «карамчение» — кража невест. Оказывается и в Северной Осетии были схожие традиции. Очень тепло и с благодарностью приняли зрители песню «Благопожелание» от артистов ансамбля. Но концерт не ограничился фольклорной программой хакасских артистов. Учащиеся школы в знак приветствия принялись играть на осетинской гармони. Представление завершилось дружным исполнением лезгинки, который вызвал бурный восторг среди всех участников и свидетелей события.
    На прощание артисты ансамбля «Айланыс» театра «Читiген» подарили сотрудникам детской музыкальной школы памятные сувениры и сладости из Хакасии. В ответ директор Ягода Татьяна Викторовна преподнесла памятный альбом с достопримечательностями и пейзажами Северной Осетии и отметила, что «эта встреча навсегда останется в памяти детей и в истории детской музыкальной школы. Самобытным творчеством уникального фольклорного коллектива восхищены не только взрослые, но и учащиеся школы. Рады знакомству с традициями, обрядами и в целом культурой Вашего народа. Надеемся на новые встречи. Будем рады видеть Вас на осетинской земле еще не один раз». Взяв на прощание у артистов автографы, дети долго стояли на крыльце школы и махали им вслед. После благотворительного концерта артисты театра «Читiген» посетили Мемориальный комплекс памяти жертв теракта 1-3 сентября 2004 года.
    На закрытии гастролей спектакль театра «Читiген» посетили министр культуры Фиров Руслан Борисович и министр по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям Кабардино-Балкарской Республики Кумахов Мухадин Лялушевич. Директор театра «Читiген» Канзычаков Виталий Николаевич был отмечен почетной грамотой министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики «за большой вклад в развитие межнациональных культурных связей между Кабардино-Балкарской Республикой и Республикой Хакасией». Почетными грамотами от коллективов Балкарского государственного драматического театра им. К.Кулиева и Русского драматического театра им.М.Горького были отмечены ведущие артисты и музыканты Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген». На память о гастролях на Северном Кавказе артисты преподнесли коллегам хакасские сувениры и подарки.
    К завершению гастролей театра «Читiген» вернулись с поездки хозяева здания и устроили торжественный вечер. На встрече театральных коллективов директор балкарского театра Мажит Байдуллахович выразил всеобщее мнение: «Спасибо тому, кто придумал и разработал федеральную целевую программу «Культура России (2012 – 2018 годы)». Кто бы мог подумать еще несколько лет тому назад, что хакасский театр приедет к нам на гастроли. Эта программа позволяет нам ездить друг к другу, встречаться и чувствовать что мы единая страна».
    На одном дыхании прошли гастроли театра «Читiген» на Северном Кавказе. Плотный гастрольный график не помешал разглядеть местные красоты и достопримечательности и насладиться общением с местными жителями. Можно с уверенностью утверждать, что произошло настоящее соприкосновение культур, активный диалог представителей самобытных народов Хакасии и Северного Кавказа. Зрители, коренные жители Северного Кавказа отмечали некоторое сходство в обычаях и с интересом вслушивались в незнакомые интонации речи, музыкальные мотивы, благодарили за то, что увидели уникальную хакасскую культуру. «Спасибо замечательному коллективу театра «Читiген» за высокое искусство. Я в восторге от ваших музыкантов, актеров от прекрасных спектаклей и концертов. Если в «Ахоле» мы увидели древние музыкальные инструменты, услышали прекрасное пение айтыс, то в «Суде» зритель стал свидетелем прекрасного зрелища, яркого спектакля. Народ, который родил В.Топоева, О.Чебодаева, Степаниду и Александра Саможикова и других замечательных артистов и музыкантов театра «Читiген», велик, талантлив и мудр. Процветания театру и хакасскому народу!» — с уважением и восхищением Асият Саракуева, актриса и театровед.
    [​IMG]Территория Северного Кавказа включает в себя несколько регионов, субъектов Российской Федерации. Коллектив театра «Читiген» побывал лишь в небольшой части федерального округа. Жители регионов, в которых театр «Читiген» показал свои работы, выражали надежду встретиться с полюбившимися актерами, увидеть другие постановки. Так театр «Читiген» уже получил приглашение провести гастроли во Владикавказе на главной сцене Северной Осетии-Алании от директора, художественного руководителя Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева Губиева Казбека Саламоновича.
    Следует отметить, что большую помощь театру «Читiген» в организации зрителей в период гастролей по Северному Кавказу оказал коллектив Русского драматического театра им.М.Горького во главе с директором Николаевой Фатимой Музариновной. В начале ноября текущего года артисты Русского драматического театра им.М.Горького прибывают на гастроли в Хакасию по федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)».
    Материал — Ольга Ивандаева
    Фото — Антон Литвиненко

    Спектакль "Чаргы"


    Спектакль "Ахол"
    Последнее редактирование: 7 ноя 2013
  13. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    Вот сегодня посмотрел... Театр "Читиген" начал свой театральный сезон с постановки "Чыылыг".

  14. sibday

    sibday Сделаю сайт. Видеоуроки на заказ. Обучаю.

    Дата регистрации:
    16 ноя 2005
    Сообщения:
    4.958
    Симпатии:
    372
    Баллы:
    83
    В театре «Читiген» режиссер-лауреат «Золотой Маски» Сергей Потапов

    [​IMG]В Хакасию приехал известный режиссер из Якутии Сергей Потапов, чтобы поставить спектакль в Хакасском театре драмы и этнической музыки «Читiген».

    В театр «Читiген» Сергей Потапов приехал со своим драматургическим материалом. Он будет ставить произведение известного якутского писателя Платона Ойунского «Слова «Сумасшедшего» Никуса, произнесенные перед сожжением его белогвардейцами», написанное в Ялте в сентябре 1923 года.

    Сергей Потапов: «Меня очень задело это произведение, оно имеет документальную основу, у главного героя есть прототип – реальный человек, деревенский юродивый, сожженный белогвардейцами. Позже советская идеология окрасила его в «красный» цвет, и он стал мучеником. Я предложил поставить этот материал, потому что у хакасского и якутского народов много общего в истории».

    Сергей Потапов — лауреат самой престижной российской театральной премии «Золотая Маска», имеет репутацию дерзкого и авангардного театрального режиссера. Каждая его работа становится событием в театральном пространстве России.

    Артисты театра «Читiген» впервые работают с Сергеем Потаповым, и им сразу понравился его решительный и здравый подход. Он сразу попросил предоставить ему имеющиеся костюмы и реквизит для предстоящей работы. После непродолжительного кастинга Сергей Потапов определился с распределением ролей и практически сразу начал репетировать.

    Театр «Читiген» планирует поставить спектакль в сжатые сроки, поэтому расписание репетиций очень плотное. В репетициях заняты все артисты и музыканты театра.

    Фото режиссера Сергея Потапова с сайта Саха театра:http://sakhatheatre.ru/index.php?newsid=15
    pain-saa и kharataban нравится это.
  15. kharataban

    kharataban Member

    Дата регистрации:
    1 дек 2007
    Сообщения:
    352
    Симпатии:
    17
    Баллы:
    18
    Хандыра хабар!
  16. Нарбазан

    Нарбазан Well-Known Member

    Дата регистрации:
    25 авг 2012
    Сообщения:
    5.020
    Симпатии:
    614
    Баллы:
    113
    Если не ошибаюсь, то кажется 90 г. встал вопрос о закрытии театра. Мои активисты "Тун" из районного центра составили тогдашним областным руководителям, петицию, что закрытие театра является ошибочным решением. Обращение опубликовали "Ленин чолы," редактор Г.Г. Котожеков.

Поделиться этой страницей